Источник расширения кругозора ребенка развития его представления о
Содержимое публикации
«Расширение кругозора детей в современных условиях»
Источник расширения кругозора ребенка, развития его представлений о мире – наблюдения. Поэтому важно заботиться о том, чтобы его опыт был как можно более разнообразным. Гуляйте с ребенком по городу, ходите на экскурсии. Учитывайте реальные познавательные интересы детей! Мальчиков, например, скорее будут интересовать подробности устройства автомобиля, чем домашнее хозяйство.
С четырех лет кругозор ребенка расширяется не только в ходе практических наблюдений и эксперименти-
рования, которые доминировали в младшем дошкольном возрасте, но и через рассказ. Уделяйте достаточно времени познавательным беседам с детьми. Начинайте читать им читать не только художественную, но и познавательную литературу. Благодаря Вашим рассказам, просмотру познавательных телепередач, видеофильмов ребенок отрывается от мира «здесь и сейчас». Он активно интересуется животными, которых видел только по телевизору или на картинке, слушает рассказы об океане и о пустыне, о других странах и людях, которые в них живут, и т.п. Дети также с удовольствием слушают истории из жизни родителей или других людей.
Четырехлетний ребенок часто задает вопрос» почему?». Ему становятся интересны внутрение связи явлений, и прежде всего причинно- следственные отношения. Разумеется, его пониманию пока доступны лишь наиболее наглядные и несложные примеры таких зависимостей. Отвечая на вопрос ребенка, не пускайтесь в пространные и чрезмерно научные объяснения. Постарайтесь сформулировать мысль как можно более лаконично. Иногда достаточно просто рассказать о связи одного явления с другим. Например, на вопрос откуда взялась молния, достаточно ответить:» Тучи столкнулись друг с другом», не вводя понятие статического электричества. Но объяснение всегда должно быть правильным с научной точки зрения и содержать достоверную информацию. Дети пробуют выстраивать и первые собственные умозаключения. Например, четырех- лет малыш стоит на диване и поочередно бросает на пол кубик, мячик, медвежонка. Затем сам спрыгивает с дивана и задает вопрос: «Так это что, все будет вниз падать , если его отпускать?». Внимательно выслушивайте все детские рассуждения и не торопитесь вносить в них свои коррективы. В этом возрасте важна не правильность вывода, а само стремление малыша рассуждать и думать.
Проявляйте уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребенка недопустимы.
У некоторых детей негромкая речь «для себя», так называемое приборматывание по ходу деятельности, ярко выраженное в младшем возрасте, еще сохраняется. Это помогает малышу организовать и спланировать свою деятельность. Не следует запрещать детям негромко проговаривать свои действия в ходе работы.
Наряду с интересом к реальным причинным связям явлений ребенок четырех лет обретает способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, например замок принцессы, саму принцессу и принца, события, волшебников и т.п. Игра в бытовую ситуацию поход в магазин, посещение доктора, приготовление обеда для семьи воспроизводит опыт ребенка и задействует его память и репродуктивное, воспроизводящее воображение. Вто время как игра в волшебный сюжет требует активной работы продуктивного, созидающего воображения. Эти два вида игры не заменяют друг друга.
Читайте и рассказывайте детям сказки. Не спешите показывать иллюстрации особенно низкого качества. Пусть каждый представит себе Красную Шапочку по- своему. Пусть работает воображение детей.
В сказках даны эталонные представления о добре и зле. Такие представления становятся основной формирования у ребенка способности давать оценку собственным поступкам. В сказках должны быть отчетливо выделены хорошие и плохие действующие лица. Дети этого возраста обожают переодеваться и наряжаться. Предоставьте в их распоряжение как можно больше разнообразной одежды: перчатки, веера, бусы, браслеты и другие предметы, которые можно использовать для игры в «волшебный мир» .Некоторые дети с удовольствием представляют себя эстрадными артистам, изображают пение с микрофоном и танцуют.
Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными . Ребенок не так быстро и резко утомляются, становится более психически вынослив (что связано и с возрастающей
физической выносливостью). В целом четырехлетка- жизнерадостный человек, который преимущественно пребывает в хорошем расположении духа.
Сверстник становится интересен как партнер по играм. Ребенок страдает, если никто не хочет с ним играть. Формирование социального статуса каждого ребенка во многом определяется тем, какие оценки ему дадут воспитатели. Например, дети не хотят играть девочкой, которую постоянно ругают за то, что она медленно ест, хотя это обстоятельство не имеет отношения к ее возможностям как игрового партнера.
Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка, а не ему самому и только с глазу на глаз, а не при всех. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Таким образом, появляются первые друзья те, с кем у ребенка лучше всего налаживается взаимопонимание.
Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий:
. дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие;
. сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют сами дети;
. характер исполнения роли также определяется детьми: «Ты будешь дочка. Ты не хочешь есть суп.
А я тебя буду ругать!»
. недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть, навязывать им свои сюжеты.
Развивающий потенциал игры заключается именно в том, что это единственная самостоятельная, организуемая детьми деятельность. В своих ролевых играх дети любят строить дом. Давайте им возможность, используя мебель и ткани, создавать домики, укрытия, пещерки.
Четырехлетние дети обожают путешествия и приключения . Совершайте с ними прогулки за пределы двора и знакомой детской площади. В теплое время года можно устраивать маленькие походы и пикники. Расширяйте опыт ребенка за счет посильных экскурсий. Водите его смотреть здания необычной архитектуры, памятники, красивые уголки природы. Выходите, если есть возможность, к реке или пруду, наблюдайте жизнь его обитателей . Расширяйте представления детей о труде взрослых. Проводите экскурсии на стройку, в магазин, парикмахерскую, в сбербанк, на почту и т.п .
К пяти годам многие начинают проявлять активный интерес к буквам и цифрам. Не тормозите искусственно процесс развития ребенка, однако не следует ставить задачу как можно скорее научить его читать Занятия чтением должны согласовываться с темпом запоминания и степенью заинтересованности малыша в таких занятиях.
Недостатки воспитания к этому возрасту оформляются в устойчивые неприятные черты характера. Мягко и неагрессивно корректируйте негативные проявления. Оценивайте поступок ребенка, а не его личность в целом. Если малыш не захотел поделиться конфетами с другом, пожадничал, он должен сам понять это, но ни в коем случае не обобщайте, не называйте его жадным.
Источник
Михайлова Юлия
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора дошкольников в процессе образовательной деятельности
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Формирование целостной картины мира, расширение кругозора дошкольников в процессе образовательной деятельности»
Подготовила Михайлова Юлия Васильевна воспитатель МБДОУ № 323 г. о. Самара
Кто расскажет обо всём:
Отчего бывает гром,
Как работают заводы,
И какие там станки,
И о том, как садоводы
Разбивают цветники,
И про север, и про юг,
И про всё, что есть вокруг…
Н. Найдёнова
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Меняются не только подходы к отдельным процессам образования, но в целом, начиная с 1 сентября 2013 года меняется вся нормативно-правовая база, регулирующая систему образования в России. С 1 января 2014 года значительные изменения коснулись и дошкольного образования, как первой ступени непрерывного образования – введен новый федеральный государственный стандарт дошкольного образования взамен прежнего ФГТ. Дошкольное образование, является первой ступенью системы непрерывного образования, от которой зависит, в дальнейшем, развитие человека, способного самостоятельно и осознанно строить свою жизнь с учетом общечеловеческих ценностей.
Дошкольный возраст — важнейший период становления личности, когда закладываются основные, базовые качества, способности и навыки человека.
«Формирование личности с определенным культурным уровнем начинается с самого раннего детства» — Е. Г. Андреевская, доцент кафедры естественнонаучных дисциплин, кандидат биологических наук Педагогической академии последипломного образования, Московская область.
Основная цель образовательной области «Познавательное развитие» («Познание» согласно прежним ФГТ) — формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира.
Жизнедеятельность человека в обществе, природе зависит от его умения ориентироваться в окружающем мире, устанавливать систему взаимоотношений.
В данной работе исследуется одна из важнейших задач образовательной области «Познавательное развитие» — формирование целостной картины мира, расширение кругозора дошкольников, а также основные методы и приемы процесса реализации данной задачи, сложности в их применении, с учетом необходимости совершенствования опыта практической деятельности и позиции педагога-воспитателя в рамках новых образовательных стандартов.
1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА, РАСШИРЕНИЯ КРУГОЗОРА ДОШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Задача «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора дошкольников в образовательной деятельности»имеет свои непосредственные цели и задачи:
• развивать у детей чувство сопричастности к окружающей действительности, которое позволяет приобщаться к миру и опыту взрослых;
• накапливать и обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе непосредственного восприятия и взаимодействия с объектами и явлениями нашего мира;
• формировать бережное и созидательное отношение к миру.
В своей работе педагогам-воспитателям важно использовать наиболее проявляющиеся потребности дошкольников,такие как: любознательность, готовность познать.
В условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу, саморазвитию, самообразованию, способного применить приобретённые знания в совместной деятельности со сверстниками и в самостоятельной деятельности.
При этом, необходимо учитывать, что целостное восприятие окружающего мира и наглядно-образное мышление на данном (дошкольном) этапе развития ребенка являются основным фундаментом его дальнейшего развития.
Именно поэтому, важнейшей задачей психолого-педагогической работы в детском саду является задача формирования у ребенка целостной картины мира.
А продуктивность овладения знаниями, определёнными качествами личности зависит от того как организован процесс обучения и от позиции самого ребёнка, от его активности (изучить, потрогать (осязать, вылепить, сделать, нарисовать).
Исходя из этого, в своей работе педагоги и воспитатели всегда стремились сформировать у дошкольников элементарные представления о целостной картине мира; развить познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира.
Таким образом, можно выделить следующие основные задачи в работе педагогов-воспитателей, работающих в дошкольном учреждении :
1. формировать элементарные представления об окружающем мире (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, предметах, их свойствах, о различных сферах и событиях жизни, ознакомление с социальной действительностью и т. д.);
2. развивать познавательную активность;
3. обучать различным способам познания.
Что касается первой задачи формирования целостной картины мира, расширения кругозора,то она включает в себя изучение:
— предметного окружения, в том числе, знакомство с признаками предметов, материалами, из которых сделаны предметы, с информацией об их свойствах и качествах, совершенствование умений определять их цвет, форму, величину, вес; сравнивать и группировать предметы по этим признакам, объяснение целесообразности изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т. п);
— а также социального окружения, в том числе формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., расширение знаний детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход); расширение представлений о правилах поведения в общественных местах; формирование первичных представлений о школе; знакомство с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, их атрибутами, людьми, работающими в них; расширение представлений о труде, профессиях; о природе, о растительном и животном мире, об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п., об охране растений и животных; формирование первичных представлений о понятии «Родина», представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Что касается первой задачи – изучение предметного окружения, следует отметить, что большой вклад в изучение роли предметного мира в развитии ребенка дошкольного возраста внесли также ученые Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, В. И. Логинова, А. М. Леушина, Л. Г. Розенгарт-Пупко, О. В. Дыбина-Артамонова и многие другие.
Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.
Отечественные исследователи предметного мира С. А. Козлова, О. В. Дыбина-Артамонова утверждают,что через предмет раскрываются разные стороны жизни: труд, быт, искусство,а также их сущностная характеристика: характерные черты, жизненный опыт, особенно творческое начало взрослых.
В учебно-методическом пособии О. В. Дыбиной-Артамоновой «Предметный мир как источник познания социальной действительности» (Самара, 1997) подробно излагается содержание работы педагогов с детьми по процессам освоения ими предметного мира. Эта задача решается через игры-упражнения, логические задачи, дидактические игры, наблюдения. Например, в игре «На что похоже» дети придумывают, на что похожи тот или иной предмет, облака, чернильная клякса, ветка, шишка и др. Полезны игры типа «Продолжи линию, дорисуй, измени рисунок», «Найди пару» (найди предмет с тем же способом действия или с тем же назначением — веник и пылесос, счеты-калькулятор и др.).
Говоря о последней задаче — обучать различным способам познания, необходимо обратить внимание на то, что за последние годы большое распространение получило внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах человеческой деятельности. В области образования, в том числе и дошкольного, использование компьютерных и интернет технологий (ИКТ технологий) оказывает определяющее влияние на содержание и технологии обучения, в том числе, на процесс формирования целостной картины мира личности дошкольника.
И необходимо активно использовать данные возможности в помощь образовательному процессу и дошкольным педагогам и воспитателям.
С целью сопровождения образовательного процесса наиболее часто используются ИКТ технологии,такие как: обучающие презентации, видеоролики, обучающие игры и занятия. Подобные компьютерные продукты вызывают большой интерес у детей.
И именно поэтому, думаю, их необходимо, с учетом определенной дозированности их интеграции в образовательный процесс, включать в современный процесс обучения.
2. РАЗРАБОТКА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ
ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА И РАСШИРЕНИЯ КРУГОЗОРА ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наиболее важным в процессе реализации задачи формирования целостной картины мира представляется развивать в процессе взаимодействия и обучения у дошкольников:
— связную речь, поощряя полные, развернутые ответы;
— ориентировку в пространстве; внимание;
— стремление к обогащению и пополнению словаря и объема полученных знаний у детей.
Реализация задачи формирования целостной картины мира, расширения кругозора дошкольников должна опираться на возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста, на поиск эффективных и адекватных дошкольному возрасту форм, приемов и методов обучения.
Но при этом, учитывая последние изменения в образовательных стандартах, основной акцент должен ставиться не на разделении образовательного процесса по “предметному принципу”, а на интеграцию и взаимодействие образовательных областей.
Работа воспитателя в сфере познания, т. е. формирования целостной картины мира и расширения кругозора ребенка должна учитывать его возрастные особенности.
Игры и занятия для малышей 3-4 лет должны представлять многообразный мир явлений и фактов. Основной деятельностью становиться предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками. Ребенок постигает их непосредственно через наблюдение и ощущение, экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр., а также через общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого.
Расширение и обогащение чувственного опыта ребенка 5-6 летнего возраста позволит сформировать целостное представление о мире. Пространство его познания может включать все, что связано с природой (лес, луг, река, лужа, озеро) и все, что связано с созидательной деятельностью человека (сад, огород, комнатные растения аквариум, пруд, а также несложные исследования, позволяющие более конкретно познакомиться с устройством окружающего мира (переход воды в лед и обратно, рост растений и их некоторые органы, первичные понятия «живое», «неживое», условия для жизни). Это уровень эмпирического, чувственно-эмоционального познания мира, к пониманию ограниченности которого ребенок скоро приходит самостоятельно.
Следующий возрастной этап (6-7 лет) является периодом включения в исследовательское познание, которое сопровождается замечательным чувством поиска истины и предполагает расширение и обогащение чувственного опыта ребенка представлениями о мире, человеке, самом себе. овладение ребенком научными методами познания (анализ, синтез, сравнение, наблюдение, понимание, интерпретация). Параллельно идет восхождение ребенка к миру культурных, человеческих ценностей,освоение общечеловеческих понятий: совесть, любовь, трудолюбие, свобода воли, долг, ответственность, ценность человеческой жизни, духовность. В воспитательный процесс вплетаются люди (персонажи, их мысли, переживания, поступки, традиции, и ребенок ставится перед необходимостью общения, чтобы в них разобраться. Такими текстами являются фольклорные произведения (пословицы, поговорки, народные прибаутки, песни, а также высокохудожественные произведения поэзии и прозы.
Работа с двумя последними возрастными категориями дошкольников подразумевает ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация) и ряд других.
Сформированная целостная картина мира поможет ребенку легче адаптироваться в том мире, в котором ему предстоит жить.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению задачи «формирование целостной картины мира, расширение кругозора образовательной области «Познавательное развитие» включает в себя целый ряд форм, методов и приемов, разработанных специалистами в области дошкольного образования в течение многих лет.
Формы (способы) организации образовательного процесса и взаимодействия в процессе обучения у дошкольников:
Рассматривание
Наблюдение
Игра-экспериментирование
Исследовательская деятельность
Чтение литературы, подбор загадок, пословиц, поговорок.
Рассматривание иллюстраций и книг
Ситуативный разговор
Заучивание
Рассказ
Беседа
Развивающие игры
Сюжетно-ролевые игры
Подвижные игры
Физкультурные досуги
Творческие задания
Конструирование
Продуктивная деятельность
Важнейшая задача педагогов-воспитателей дошкольных учреждений с учетом введения новых федеральных государственных стандартов дошкольного образования — умело сочетать различные способы организации образовательного процесса (использование интегративного подхода): образовательную деятельность, игровую деятельность, творческие задания, экскурсии, исследование, экспериментирование, прогулки, проектирование решения проблемы, познавательные беседы, чтение художественной литературы, прослушивание сказок, трудовую деятельность (труд во время прогулки и хозяйственно-бытовой труд).
«Только совокупностью формирования всех видов деятельности — игры, труда, учения, — подчеркивает А. П. Усова — можно достигнуть полноценных результатов в развитии личности ребенка».
Использование педагогом разнообразных организационных форм предполагает реализацию методов, максимально активизирующих мышление, воображение, поисковую и продуктивную деятельность детей; методов направленных на развитие креативного потенциала, стремление к получению новой информации, к обучению.
В целом, все вышеперечисленные формы образованиядолжны быть нацелены:
— на всестороннее развитие личности ребёнка;
— на формирование таких качеств,как: самостоятельность, инициативность, творческая активность, снижение напряжённости, скованности;
— на формирование активного отношения к окружающему;
— на обогащение жизненного опыта;
— на развитие умственной деятельности (памяти, внимания, мышления);
— формирование творческого и вариативного мышления.
— на формирование у детей представлений об окружающем мире и самих себя в нем;
— на воспитание трудолюбия, любви к окружающей природе;
— на успешную адаптацию к жизни в обществе;
— на формирование и развитие социальной, коммуникативной и интеллектуальной компетентности дошкольников;
— на формирование готовности к обучению на начальной ступени образования;
— на коррекцию нарушений и отклонений в развитии у детей (если таковые имеются).
При этом в процессе организации обучения необходимо постоянно обращатьвнимание на особую важность применения таких систем взаимодействия с детьми как: поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество.
Так, по книге В. А. Петровского и др. «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении» (М., 1993) и дома, и в дошкольном учреждении следует привлекать дошкольников к оформлению помещений. Это способствует пониманию детьми назначения предметов, их роли в жизни человека, дает возможность практически участвовать в преобразовании предметной среды.
Окружающий ребенка мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать, а для этого ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь достаточный запас представлений об истории создания и изменении предметов человеком.
Одним из эффективных средств познания мира и совершенствования усилий ребенка может являться дидактическая игра.
Позиция о необходимости и важности игры в обучении и воспитании детей дошкольного возраста привела различных специалистов в области дошкольного воспитания и образования (А. П. Усова, А. И. Сорокина, Е. И. Удальцова, Ф. Н. Блехер, Т. С. Комарова, В. А. Аванесова, А. К. Бондаренко, Л. В. Артемова, Г. Г. Григорьева) к вопросу о разработке понятия дидактической игры и рекомендаций по ее применению.
Цель исследования и разработки: научно обосновать и разработать комплекс дидактических игр, направленных на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей создания предметного мира.
Так, дидактическая игра – это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления знаний. Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (предметы, люди, их взаимоотношения).
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, это повышает их умственную активность. Но игра для ребенка — не просто развлечение. Н. К.Крупская писала: «Для ребят дошкольноговозраста игры имеют исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания«.
Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач; успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и точному запоминанию. Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
В зависимости от материала А. К. Бондаренко, А. П.Усова разделяют дидактические игры на три вида: игры с предметами, настольные печатные игры и словесные.
Особую группу для старших дошкольников составляют словесные игры, которые влияют на уровень умственного развития ребенка.
Как отмечает А. И. Сорокина, словесные игры используются с детьми старшей группы для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач.Эти игры способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
Дидактическая игра — это целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных детьми знаний.
Исходя из всего вышеизложенного дидактическая игра в образовательном процессе является ведущим средством в формировании у детей старшего дошкольного возраста представлений об истории создания предметного мира.
Источник