Истерики у ребенка 2 года неврология
Заболевание психики, спровоцированное травмой психологического характера, называется истерическим неврозом. Истерия или истерический невроз всегда проявляется психическими, неврологическими или соматическими расстройствами, оказывающими мощное негативное воздействие на нервную систему организма человека, особенно маленького ребенка, что в конечном итоге приводит к полной асоциализации больного.
Поведение пациента резко меняется, становясь достаточно демонстративным – больной начинает манипулировать окружающими, стремясь привлечь как можно больше внимания к собственной персоне. Кроме того, все пациенты с истерическим неврозом страдают излишней внушаемостью.
Симптомы
Внешние проявления заболевания достаточно явно выражены и знакомы многим родителям: малыш становится чрезмерно капризным, постоянно устраивает истерики с падением на пол. Необходимо отличать невроз от особенностей характера и педагогической запущенности ребенка. Достаточно часто причинами подобного поведения у малыша становятся резкие ограничения его действий со стороны родителей – до определенного момента ребенку можно было «все» и вдруг – ограничения, причем непоследовательные. Конечно, малыш не в состоянии понять логики взрослых и его истерики означают протест на запреты.
Внимание! Главное отличие истерического невроза, как заболевания, — малыш не хочет быть таким, его истерики происходят непроизвольно, он сам страдает от них, но ничего не может сделать.
Если малыш страдает истерическим неврозом, то родители достаточно часто замечают и такие признаки, как:
- нарушения режима сна (бессонница);
- частые головные боли и даже приступы учащенного сердцебиения;
- малыш нередко жалуется на тошноту, боли в животе;
- у него зачастую отсутствует аппетит.
Кроме того, истерический невроз достаточно хорошо диагностируется «со стороны» — больной ребенок склонен к постоянным истерикам (при любой непонятной или же неприятной ему ситуации падает на пол и бьет ногами) и «пустым» капризам. К сожалению, родители практически всегда объясняют такое поведение своего ребенка неуправляемостью, особенностями характера, агрессивностью и неуживчивостью, но не проявлением заболевания и очень редко обращаются к специалисту. Да и соответствующий диагноз, поставленный врачом при обращении в лечебное учреждение, нередко полностью отрицают.
С прогрессированием патологического процесса у ребенка развиваются различные фобии и депрессивные состояния, в некоторых случаях малыш словно «теряет» собственное «Я», что проявляется в его стремлении уединиться и абстрагироваться от окружающего мира. Кроме того, у ребенка возникает состояние «параллельности», что способствует формированию нескольких мыслей одновременно.
Ребенок часто причисляет себе разные картины чужих нервозных состояний и настойчиво требует более повышенного внимания от всех окружающих его людей. Если же малыш не получает желаемого, его поведение становится более настойчивым, с дополнением новых симптомов и проявлений. Необходимо помнить о том, что все происходящее с ребенком – не сиюминутный каприз или же плод его фантазии, а проявление заболевания, поэтому поведение малыша – абсолютно не преднамеренная ситуация.
Важно! Аналогичные симптомы характерны и для такого заболевания, как шизофрения, поэтому как можно более раннее обращение к специалисту и диагностирование патологии является гарантией полного излечения истерического невроза.
Причины развития
Учеными – медиками установлено, что истерический невроз у детей – достаточно распространенное состояние, которое может возникнуть у абсолютно здорового малыша с крайне устойчивой психикой. Кроме того, заболевание имеет много разновидностей, но успокаивающим фактором становится утверждение врачей о том, что ИН у детей хорошо поддается полному излечению и профилактическому воздействию уже на самом раннем этапе развития.
Дети чаще всего сами страдают от своих истерик
По утверждениям врачей – психиатров, наиболее распространенная причина появления истерического невроза у детей – погрешности в воспитании со стороны взрослых. Причем основными факторами становятся как чрезмерное внимание к малышу, так и практически полное отсутствие такового.
Угнетение воли ребенка или повышенное внимание даже к незначительным его жизненным достижениям влияют на формирование психологического состояния малыша и одинаково провоцируют развитие невроза. Часто единственной правильной мерой предотвращения подобной ситуации становится создание достаточно спокойной и адекватной обстановки вокруг малыша, правильно подобранный режим дня и питания и положительные эмоции.
Лечение
Основными процедурами как лечебного, так и профилактического воздействия при появлении истерических неврозов у детей становятся:
- соблюдение определенных правил поведения родителями (и окружающих ребенка взрослыми);
- спокойный, правильный режим дня;
- дополнительный отдых;
- длительные прогулки на свежем воздухе;
- активные подвижные игры;
- ограничение общения малыша с тревожащими его факторами, негативно влияющими на психическое состояние;
- спокойное и внимательное отношение взрослых к проявлениям симптомов заболевания ребенка.
Всё это способствуют достаточно быстрому изменению в негативном поведении маленького человека.
Памятка: Лечение истерического невроза у детей
Кроме того, профессиональным лечением истерического невроза у детей занимается психотерапевт, который, в зависимости от степени развития патологического процесса, применяет следующие методики:
- специальные методы психотерапии;
- медикаментозное воздействие лекарственными препаратами;
- гомеопатия.
Внимание! Очень эффективным и успешным методом лечения невроза становится игровая терапия.
Чаще всего — без помощи не обойтись
Главная задача врача при лечении неврозов — определение причинно – следственной связи появления расстройства и ее устранение, что и становится основным методом терапии. Залогом полного и успешного выздоровления ребенка становится изменение его образа жизни и большое количество положительных перемен и эмоций.
Если у малыша появились первые признаки истерии и невроза, то лечение ни в коем случае не следует игнорировать или откладывать – развитие патологии приводит к достаточно серьезным последствиям, вплоть до полного изменения личности. Обычно, наряду с применяемыми методиками лечения, врачи советуют приобрести для ребенка простой аквариум с рыбками, ведь наблюдение за ними значительно успокаивает нервную систему малыша. Кроме того, родители обязаны правильно организовать режим дня, включая активные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и посещение различных мероприятий, благотворно влияющих на развитие ребенка.
Источник
Чаще всего термин «невроз» медицинские специалисты применяют для обозначения большой группы расстройств, которые вызваны не биологическими факторами (наследственность, родовые или послеродовые травмы, нарушение развития и т.п.), а психогенными, например стрессом или психологической травмой. У малышей такие состояния выражаются в виде повышенной тревожности, страха, чрезмерно эмоциональном реагировании.
Почему возникают истерики у детей: истоки невроза
Нервные расстройства могут возникнуть даже у психически здоровых детей, но все они обратимы: хорошо поддаются психотерапевтическому или медикаментозному лечению. Главное, заметить невроз у ребенка и не пускать на самотек. Психика малышей грудного возраста особенно уязвима, но в этот период диагностировать детские психогенные расстройства невозможно, так как кроха пока еще не в состоянии выразить тревоги и эмоции. Точнее, он все это показывает, но мы, как правило, не можем ничего «прочесть». У карапузов 2–3 лет и старше невротические состояния проявляются уже довольно ясно: одни устраивают истерики, другие рассказывают о своих страхах, третьи апатичны или, наоборот, чрезмерно активны.
Невроз у ребенка: «Мама, я боюсь!»
Самыми распространенными проявлениями психогенных расстройств являются предметные страхи у детей. Суть и содержание нарушения зависят от возраста ребенка и ситуации, вызвавшей их. Малыши пугаются темноты, боятся громких звуков, белых врачебных халатов и т.д. Но детские страхи далеко не всегда являются патологией. Даже сохранившись на всю жизнь, они ее про большому счету не портят, поскольку психика остается сохранной. Проблемой является ситуация, когда страхи ребенка начинают мешать жить. Если они становятся навязчивыми, поглощают сознание и парализуют деятельность, если у малыша уходят на их преодоление огромные, непропорциональные силы (а иногда преодоление страхов становится невозможным), необходимо предпринимать срочные меры.
Невроз у ребенка: «Ты лузер!»
Задача родителей состоит не только в том, чтобы помочь ребенку преодолеть его страхи, но и не допустить их появления. Раньше психологи имели дело в основном с традиционными страхами детей – это боязнь темноты, некоторых персонажей из сказок или мультфильмов, вымышленных существ, придуманных родителями с «воспитательной» целью. Но в последнее время на первое место среди детских страхов выходит страх неуспеха, неудачи. Девочка уже в 2–3 года может всерьез переживать из-за того, что не нравится мальчикам, а мальчик расстраиваться из-за проигранного соревнования по бегу. Давайте проанализируем, откуда он берется. У большинства родителей есть довольно много ресурсов для воспитания и развития детей, поэтому они стремятся с самого младшего возраста записать ребенка в клубы и кружки раннего развития, обеспечить ему интересный досуг и доступ к увлечениям. Таким образом формируется невербальный (а иногда и вербальный) родительский посыл малышу, смысл которого заключается в следующем: «Посмотри, сколько у тебя возможностей! Мы хотим, чтобы ты развивался, чтобы ты всему научился и стал успешным. Старайся, покажи отличный результат!» А что значит «хороший» результат? Чаще всего это некий навык, который можно показать, продемонстрировать и получить за это как минимум одобрение близких, а максимум – приз и возможность продвинуться. А если результат весьма посредственный?! Малыша обвиняют в том, что он не старается, отстает от сверстников, огорчает родителей, а в итоге вырастет неудачником. Этот посыл передается малышам, и у них возникает страх стать неуспешным даже в обычных детских забавах: при игре и общении в песочнице, на развивающих занятиях в детском садике и пр.
Взрослые получают страх неуспеха извне. В погоне за общепринятыми «стандартами» родители не считаются с желаниями, способностями и возможностями самого малыша. Кроха с раннего возраста живет в атмосфере страха провала. Страх неуспеха, возникший в раннем детстве, остается навсегда, и в подростковом возрасте оборачивается невероятно серьезными проблемами с психическим и даже физическим здоровьем.
Работа над ошибками: как «вылечить» невроз у ребенка
Совет первый: начните с себя
Дети довольно долго полностью зависят от родителей, и главным психогенным фактором для них является психологическая ситуация в семье. Если в ней неблагополучная или психологически нестабильная обстановка, то вероятность развития у малыша тревожного расстройства, депрессии, тиков, заикания или энуреза является довольно высокой. Есть и еще один важный фактор – психологическое состояние взрослого человека, который осуществляет основную заботу о ребенке (мамы, папы, бабушки, няни и т.п.). Если у него самого есть тревожные расстройства, страхи или неврозы, риск развития аналогичных у малыша повышается. Если у родителей есть страх собственного неуспеха, он, скорее всего, войдет в сознание малыша. Объясните ребенку, что даже при неудаче катастрофы нет никакой, что мама и папа тоже проигрывали и огорчались, а потом все забывали и теперь живут нормально.
Совет второй: без сравнений
Причиной ощущения собственной неуспешности является сравнение себя с другими: у них это есть, а у меня нет. Очень полезно отвлечь внимание малыша от такого анализа и переключиться на его собственные ощущения. Например, если кроха расстроился от того, что не так красиво пишет или не так быстро читает, как его сверстники, или что ему не удалось победить в игре, спросите его: «Тебе очень нужно победить? Или нравится сама игра?» Или так: «Ты хочешь научиться читать или ты просто хочешь быть лучше всех?» Объясните ему, что для него должно быть важно то, как он сам себя чувствует, а внешние характеристики успеха или неуспеха не имеют никакого значения.
Совет третий: к специалистам
Для начала обратитесь к педиатру, который наблюдает его долгое время и хорошо знает. Если нужно, он направит к другим специалистам, в первую очередь к психологу или неврологу.
Невроз у ребенка: факты
- Панические страхи могут испытывать даже малыши с 8 до 12 месяцев. Чаще других возникает страх одиночества, если ребенка надолго оставляют одного в комнате. А в возрасте до 2 лет могут пугать незнакомые люди.
- Около 6 % детей в возрасте до 5 лет страдают от серьезных тревожных расстройств, которые требуют медицинской помощи.
- Неврозы хорошо поддаются лечению, но за медицинской помощью обращается только каждый третий родитель.
Источник
Мы с вами подошли к финалу в обсуждении детских истерик и вопросов физиологии и здоровья, связанных с ними. В любом случае – истерика, это не способ вас позлить, а способ донести до вас мысли и чувства ребенка, проявления дискомфорта. Чтобы по возможности предотвращать развитие истерик, можно использовать определенные приемы, которые помогут вам устранить истерики на корню. Что нужно делать, чтобы справиться с истериками?
Давайте ребенку полноценный отдых, его нужно всегда вовремя укладывать на ночной и дневной сон, нельзя допускать переутомления малыша, именно оно приводит к сбоям в нервной системе. Если вы наблюдаете, что ребенок утомился во время игры, нужно предложить ему чтение или рисование, как способ отдохнуть. Не стоит отправляться с ребенком в магазин, если он проголодался, дети еще не могут контролировать свое состояние, если они устали, и именно задачей взрослых является строгое отслеживание состояния малыша и его полноценный отдых.
Важно прояснять чувства ребенка, нужно называть их и давать ему понять, что вы понимаете его: «Я прекрасно понимаю, что ты злишься», «я подумала, что мы много сегодня гуляли и ты устал», «ты обиделся на малыша, который не дал тебе игрушку», «ты рассердился, потому что не получил конфетку». Такие ваши действия помогут ребенку учиться высказывать свои чувства и держать их под контролем. Но одновременно с этим нужно давать ребенку понять, что даже при учете его чувств, в поведении его есть определенные пределы: «Я понимаю, что ты рассержен, но нельзя кричать и баловаться в магазине». У ребенка должно быть четкое понимание, что возникают ситуации, при которых истерики и плохое поведение недопустимы. Важно давать ребенку достаточно свободного времени для игр, когда никто не будет отвлекать ребенка, и никто не вмешивается в процесс его игры. У малыша должно быть свое личное пространство.
Ребенку нужно давать возможность самостоятельности по принципу «помочь ему сделать это самому». Не нужно пытаться делать за ребенка все, дайте ему понять, что он уже взрослый, что он вполне может самостоятельно справляться с трудностями, только подталкивайте его к принятию решений и действиям. Это может выражаться в разных вещах – научите его самостоятельно строить из конструктора, взбираться на качели, убирать свои вещи на полку. Также ребенку важно давать право на выбор, когда ребенок понимает, что у него есть право выбора, он почувствует, что с ним считаются и его мнение уважают. Но выбор должен быть там, где есть альтернативы – не стоит предлагать ребенку выбирать, идти или не идти ему в садик, если тут вы уже приняли решение и он должен туда пойти. Выбор должен пониматься ребенком – можно спросить, что он будет есть на завтрак или ужин, куда он хочет пойти гулять, какую майку хочет надеть и предложить варианты. И помните, если вы предложили право выбора, нужно считаться с мнением ребенка и уважать его выбор, даже если вам он не нравится, не стоит навязывать свое мнение. Если же сейчас вы не можете предложить ему реального выбора, не стоит создавать его видимость – просто поставьте ребенка перед фактом: «Сейчас нам нужно ехать к бабушке».
Стоит использовать просьбы, например, если ребенок начинает плакать, просто попросите его, чтобы он подошел к вам, а вы дадите ему что-либо в руки – игрушку, платок, книжку. При этом стоит попросить его отнести эту вещь папе, бабушке, положить ее в другой комнате на полку, найти ей домик. Так ребенок отвлечется на другое занятие и успокоится.
Нужно ли обращаться к врачам?
Иногда бывают такие ситуации, когда истерики – это не просто особенность характера и трудности кризисных возрастов, а отражение более глубоких проблем. Если капризы ребенка или его истерики продолжаются постоянно, это может быть результатом заболеваний или поражений нервной системы ребенка. Стоит посетить детского невролога в тех случаях, если бывают такие ситуации:
— у ребенка во время приступа истерики происходят длительные задержки дыхания или происходят потери сознания,
— истерики прогрессируют, становятся все более и более частыми, при этом поведение ребенка становится агрессивным,
— истерики продолжаются у ребенка, достигшего возраста четырех и более лет,
— ребенок при истериках наносит себе видимые и значимые повреждения или вредит окружающим,
— приступы истерики могут сопровождаться возникновением ночных кошмаров, страхов или резких колебаний в настроении.
— истерики ребенка завершаются приступами одышки или рвоты, сильной усталостью ребенка или его резкой вялостью.
Если же со здоровьем у ребенка все вполне нормально, тогда проблема может заключаться во внутрисемейных отношениях и особенной реакции близких ребенка на его поведение. Не стоит позволять детям получать желаемых результатов при помощи истерик, вам нужно быть терпеливыми и пытаться находить компромиссы. Большую часть истерик вполне можно предотвращать, если знать их истинные причины.
Однако, если все ваши усилия и ваше терпение не оборачиваются никакими положительными результатами, и постоянное плохое поведение и истерики продолжают сохраняться, стоит обратиться за консультацией к неврологу и пройти полноценное обследование. Если по результатам обследований специалистом не будет выявлено никаких отклонений, тогда невролог направит вас на консультации к психологу или психотерапевту, которые будут определять – есть ли у ребенка какие-либо отклонения в психическом состоянии и развитии и нужно ли ему будет проведение медикаментозного лечения. Если у ребенка возбудимый тип нервной системы, ему могут помочь легкие успокоительные препараты и средства. Это могут быть чаи или настои с лекарственными травами, успокоительные сборы. Одним из таких сборов является состав из трав фенхеля, алтея, ромашки, солодки и пырея, одну ложку ромашки и фенхеля смешать с двумя ложками остальных трав, из состава сделать отвар. Две столовых ложки смеси заварить стаканом кипятка, прокипятить на протяжении двадцати минут и процедить. Данный отвар принимают по чайной ложке детям возраста старше года трижды в день курсом по 3-4 недели. Однако, детям-аллергикам подобные отвары применять нельзя! Можно применять детям через день купание в растворе экстракта хвои на протяжении двадцати дней.
Без рецепта врача детям разрешены к применению такие гомеопатические препараты как «Нота», «Нервохель», «Дормикинд» или «Тенотен». Также возможно применение препаратов, в состав которых входит аминокислота глицин. Поможет в подержании нервной системы курс витаминных препартов – «Нейровит», «Нейромультивит» и подобные им. Дозировку данных препаратов можно посмотреть в инструкции, но эффективным будет только курсовой прием препаратов, от разового их применения эффекта ожидать не стоит. Обычно препараты даются на протяжении четырех недель, затем делается перерыв и вновь повторяется курс лечения этим же препаратом. Все более сильные и серьезные препараты могут быть назначены только индивидуально и только врачом со строгим расчетом доз.
Истерика в общественном месте
Психика далеко не каждого родителя выдержит истерику в публичных местах. Зачастую нам легче уступить и дать ребенку желаемую вещь, только бы все это прекратилось и вы не позорились. Но такой способ поддаваться ребенку опасен провокацией все новых и новых вспышек. Нужно стараться не реагировать на осуждающие взгляды окружающих людей, совершенно вам не знакомых. Если уступить ребенку сейчас, в такой ситуации, только с той целью, чтобы вы избежали публичных кандалов, нужно автоматически быть готовыми к тому, что и далее вам придется действовать таким же образом. Если вы в магазине стали отказывать ребенку в покупке игрушки, нельзя отступать сразу. Пусть малыш повозмущается, пусть он топает ногами, выражает свое недовольство и истерит. Если вы будете уверенно заявлять о своем решении, ребенок будет понимать, что истериками он просто ничего не добьется. Истерики в общественном месте рассчитаны не сколько на родителей, сколько на реакцию на ребенка у публики. Стоит быть очень осторожными, привлекая к данному факту окружающих людей, лучше совсем обойтись без помощи посторонних. Просто пережидая вспышку. И тогда кричать и истерить, когда никто не обращает на это внимания, станет совсем неинтересно.
Если все уже позади…
Когда вся истерика уже позади и бушующие страсти уже улеглись, нельзя отказывать ребенку в утешении и ласке, нужно взять его на руки, успокоить и приласкать. Лучше спокойно и внятно поговорить о том, что расстроило ребенка, и почему он так себя повел. Нужно сказать малышу, что вы очень его любите и вам очень приятно с ним общаться, когда ребенок вполне спокоен и рассудителен. Постарайтесь помочь ребенку в выражении его эмоций словами, тогда ему проще будет справиться со своими эмоциями и поведением. Не стоит наказывать ребенка за истерику или обижаться на него.
Еще статьи на тему «Нервные срывы и истерики у детей»:
Нервные срывы у детей — откуда это?
Нервные срывы у детей — разбор причин и обстоятельств
Нервные срывы у детей — механизмы развития
Нервные срывы у детей — что вам делать?
Истерики у детей — причины
Роль нервной системы в формировании истерик
Способы справиться с истериками у детей
Синдром гиперактивности и дефицит внимания: что это?
Источник