Исследование процесса воспитания и развития ребенка
Введение
Согласно Закону РФ «Об образовании» дошкольная ступень является определенным самостоятельным нормативно-правовым уровнем образования. В этой связи по-прежнему актуальным остается принцип амплификации, введенный А.В. Запорожцем 50 лет назад, – полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства. Для этого необходимо создать благоприятную социальную ситуацию развития, так как в данном принципе заложены и индивидуальные особенности и склонности, что в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначено как индивидуализация.
Ребенок должен овладеть умением учиться, жить в мире с самим собой, получить в игре навыки самостоятельности и группового взаимодействия.
Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки – поли культурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Поэтому одна из важнейших задач дошкольного образования – положить начало формированию самоидентификации ребенка в окружающем мире: с семьей, регионом, страной. Содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития, безусловно, очень важный принцип не только в дошкольной образовательной организации, но и во взаимодействии с родителями, семьей.
Индивидуализация – это основа становления индивидуального, внутреннего сущностного «Я». Она должна быть направлена не только на развитие представлений о себе, самооценки, индивидуальных действий как составляющих «Я», но и на формирование у детей умений применять их для решения социальных задач. Индивидуальность – целостное психическое образование человека, возникшее как результат рефлексирования, самосознания своих личностных свойств, вследствие чего возникает особый уникальный способ функционирования личности. Благодаря такой индивидуальности человек становится уникальным и единственным в своем роде, а не еще одним человеком среди множества других людей.
Проблемами индивидуализации при воспитании и развитии дошкольника, занимались Л. А. Венгер, В. В. Холмовская, Д. Б. Эльконин и др.
В дошкольном образовании за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась структура. Все более высокие требования предъявляются к детям. Развитие альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе.
В ФГОС дошкольного образования отмечено, что проблема индивидуализации при воспитании и развитии дошкольника остается актуальной. Необходимость ее изучения вытекает из особенностей работы в современных условиях.
Нами определена тема исследования: Индивидуализация как условие воспитания и развития дошкольника в современном ДОУ.
Объект исследования: организация образовательной деятельности в ДОУ.
Предмет исследования: определение условий для реализации индивидуализации дошкольников в ДОУ.
Цель исследования: изучить условия индивидуализации воспитания и развития дошкольника в ДОУ.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность понятия «индивидуализация»
2. Изучить принцип организации индивидуального подхода к старшим дошкольникам
3. Выявить условия для реализации индивидуализации дошкольника
4. Разработать методические рекомендации
Методологические основы исследования: в отечественной литературе имеется немало работ, целью которых является изучение проблемы индивидуализации при воспитании и развитии дошкольника: Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Р. Я. Газман, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман и др.
Методы исследования:
-теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
-анализ реального педагогического процесса;
-количественная и качественная обработка полученных данных
Практическая значимость: заключается в возможном использовании предлагаемых в исследовании методических рекомендаций по реализации индивидуализации дошкольников и формирования у них способности планирования самостоятельной деятельности, студентами при изучении темы «Организация обучения в ДОУ» и воспитателями ДОУ.
Глава I. Теоретические основы проблемы исследования индивидуализации воспитания и развития дошкольников в современном ДОУ
1.1 Сущность понятия индивидуализация обучения
Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы [18].
Индивидуальным в человеке называют то особенное, что отличает ее от других людей, а индивидуальностью — ярко выраженную совокупность признаков, присущих отдельному человеку, которые заложены природой или приобретенные ею в индивидуальном опыте Особыми могут быть интеллектуальные, волевые, нравственные, социальные и другие и черты личности. К индивидуальным особенностям относится своеобразие восприятия, мышления, памяти, воображения, интересов, склонностей, способностей и т.д.
Она в значительной мере обусловливает процесс усвоения знаний, формирование всех качеств личности.
Глубокое знание индивидуальных особенностей обучающегося необходимо для решения двух задач, взаимосвязанных между собой:
1) индивидуализации — поддержки и развития единичного, особого, своеобразного потенциала личности;
2) социализации — адаптации в социальной среде и самореализация личности в ней.
Индивидуализация обучения — это система средств, способствующая осознанию ребёнком своих сильных и слабых возможностей обучения, поддержке и развитию самобытности с целью самостоятельного выбора собственном смысле обучения. Индивидуализация способствует развитию самосознания, самостоятельности и ответственности.
Таким образом, индивидуализацию обучения можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии.
1.2 Организация индивидуального подхода к детям в старшей группе детского сада
В педагогике существует принцип индивидуального подхода, который пронизывает все этапы воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Индивидуальный подход к ребенку является общепризнанным принципом воспитания, он нацелен на укрепление положительных качеств и устранение недостатков, требует от педагога большого терпения, умения разобраться в психических особенностях каждого ребенка. Творческая деятельность и ребенка, и педагога является одним из основных свойств индивидуального подхода.
Целью воспитания ребёнка является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, с силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания ребенка. Все реализуемые программы воспитания и обучения детей в детском саду направлены на воспитание и обучение ребенка со средним уровнем развития, то есть не учитывались индивидуальные особенности детей. Нет совершенно одинаковых детей, у каждого свои склонности, особенности, интересы. С помощью индивидуального подхода можно найти “ключик” к каждому ребенку.
Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей детей, укрепления их собственной активности и раскрытие неповторимой личности.
Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствовании личных качеств, входит в круг проблем современного общества. Проблемам индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной.
Таким образом, при организации индивидуализации педагоги должны реализовать индивидуальный подход в воспитании и обучении дошкольников, учитывая требования ФГОС ДО.
1.3 Условия для реализации принципа индивидуализации в обучении и развитии в рамках внедрения ФГОС
Условия – категория философии, обозначающая отношение предмета к окружающей действительности, явлением объективной реальности, а также относительно себя и своего внутреннего мира. Предмет выступает как некое обусловленное, а условие — как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира [18].
ФГОС ДО для реализации принципа индивидуализации рассматривает необходимость создания в ДОО условий:
1) обеспечение эмоционального благополучия ;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей;
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка.
Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.
Глава II. Реализация процесса индивидуализации воспитания и развития в современном ДОУ
2.1 Анализ опыта работы ДОУ по проблеме индивидуализации
Исследование проводилось на базе МДОУ № 97 в период с 17 марта по 17 апреля 2017 года.
Цель исследования: Изучить условия организации индивидуализации детей старшей группы ДОУ № 97.
Задачи:
— Подбор диагностического инструментария для выявления условий организации индивидуализации в старшей группе детского сада
— Количественная и качественная обработка результатов исследования
— Разработка рекомендаций по совершенствованию индивидуализации образования и развития детей старшей группы ДОУ
Методы исследования:
— Диагностика организации индивидуализации в старшей группе ДОУ
— Количественный и качественный анализ результатов
— Наблюдение реальным педагогическим процессом
На данном этапе исследования с целью изучения условий индивидуализации дошкольников было проведено:
1.Анализ РППС (Приложение № 1)
2.Беседа с воспитателем старшей группы Кетовой М.Н. (Приложение № 2)
3.Наблюдение за организацией реального педагогического процесса в разных видах деятельности (Приложение № 3)
4.Анализ плана воспитательно-образовательной работы с детьми старшей группы (Приложение № 4)
5.Анкетирование воспитателей. (Приложение № 5)
2.2 Методические рекомендации
Для реализации задачи индивидуализации дошкольников и формирования у них способности планирования самостоятельной деятельности, воспитателю необходимо придерживаться определенных этапов работы:
«ПЛАНИРОВАНИЕ»
1. С момента выбора темы и планирования видов деятельности вместе с детьми, педагог и помощник воспитателя, продумывают возможные виды деятельности по реализации темы (проекта) в центрах: какими интересными и важными видами деятельности дополнить работу в центрах; какие материалы можно предложить детям в центрах активности, ориентируясь на их интересы, возрастные и индивидуальные потребности, возможности, оценивая ресурсы детского сада, родителей и социального окружения; какие индивидуальные задания можно подобрать; что подготовить на завтра.
Таким образом, в методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел.
Заключение
В ходе изучения проблемы « Индивидуализация как условие воспитания и развития дошкольника в современном ДОУ» нами были сделаны следующие выводы:
Индивидуализация – это основа становления индивидуального, внутреннего сущностного Я. Она должна быть направлена не только на развитие представлений о себе, самооценке индивидуальных действий, как составляющих Я, но и на формирование у детей умений применять их для решения определенных задач.
Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального, а также когнитивного развития. Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого воспитатель наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим предпринимает те или иные действия.
Образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Индивидуальный подход означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает потребности каждого ребенка как в активном действии, так и в отдыхе. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей.
Индивидуализация — важная задача, поскольку, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит реализация обучения, воспитания и развития ребенка.
Индивидуализация приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствие с процессом усвоения знаний. При этом дети приобретают компетентность и самоуважение. У них появляется готовность браться за еще более трудные задачи.
Обстановка, ориентированная на ребенка, способствует индивидуализации обучения. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка.
Индивидуальный подход к ребенку является общепризнанным принципом воспитания, он нацелен на укрепление положительных качеств и устранение недостатков, требует от педагога большого терпения, умения разобраться в психических особенностях каждого ребенка. Творческая деятельность и ребенка, и педагога является одним из основных свойств индивидуального подхода.
Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребёнка преломляется через его «внутреннее условие», без учёта которых невозможен по – настоящему действенный процесс воспитания.
В теоретической части исследования были выявлены условия для индивидуализации дошкольников, использование которых подтвердилось в практической части работы.
Цель и задачи исследования решены.
Источник
Яхно Ксения Константиновна
Отчет о проведении исследования «Влияние стиля родительского воспитания на поведение детей дошкольного возраста»
Из множества различных отношений, которые формируются в течение всей жизни, наиболее значимыми, выступают отношения, между родителем и ребенком. Не удивительно, что исследователи уделяли значительное внимание вопросам, которые касались темы отношений между детьми и их родителями, для того, чтобы понять, как эти отношения развиваются, функционирует в течение времени. Я, как и другие исследователи, тоже заинтересовалась темой детско-родительских отношений, а именно как стиль родительского воспитания будет оказывать влияние на поведение ребенка дошкольного возраста.
Из анализа психолого-педагогической литературы, я узнала, что родительские отношения в дошкольном возрасте влияют на формирование отношения детей к миру и самим себе, показывают, как реагировать на различные ситуации, и развивают эмоциональное восприятие окружающей среды. В качестве социального института семья устанавливает социальные нормы, санкции и модели поведения, регулирующие отношения между детьми и их родителями и способствующие взаимной моральной ответственности и взаимной поддержке.
Многие исследователи изучают способы, с помощью которых родители пытаются сформировать общий тон, или климат, в отношениях родитель – ребенок. Используя такого рода подход, эксперты определили три основных стиля воспитания детей, которые обычно возникают в дошкольном возрасте: авторитарный, либеральный, демократический. Хотя ни один из родителей не является абсолютным приверженцем одного из стилей, однако они следуют некоторым общим тенденциям в подходе к воспитанию детей, поэтому можно описать отношения между родителями и детьми с точки зрения, преобладающего стиля воспитания.
Актуальность данной проблемы обуславливает тему моего исследования: «Влияние стиля родительского воспитания на поведение детей дошкольного возраста».
Так как в настоящее время эта проблема считается актуальной мало исследованной, поэтому представляет большой интерес для нас.
Анализ педагогической литературы и потребностей практики позволил сформулировать проблему исследования: в дошкольном возрасте закладываются основные установки поведения ребенка, которые включают в себя различные проявления нежелательного поведения. Актуальность исследования обуславливает потребность своевременного выявления типов нежелательного поведения у детей дошкольного возраста и их коррекцию. Так как в настоящее время эта проблема считается мало исследованной, поэтому представляет большой интерес для нас.
Цель: исследовать и выявить взаимосвязь стиля семейного воспитания и типов нежелательного поведения детей дошкольного возраста.
Объект исследования: Проявление нежелательного поведения ребенка как следствие влияния на него неприемлемого стиля воспитания родителей.
Предмет: Взаимосвязь стиля семейного воспитания и типов нежелательного поведения детей дошкольного возраста.
Задачи:
С помощью теоретического анализа психолого-педагогической литературы дать характеристику понятию семье в современном обществе;
Изучить существующие виды стиля семейного воспитания;
Дать характеристику особенностям развития детей дошкольного возраста;
Уточнить, что включает в себя понятие проявление нежелательного поведения;
С помощью методик выявить стиль семейного воспитания у родителей, а так же типы нежелательного поведения детей дошкольного возраста;
Доказать с помощью эмпирического исследования, что есть прямая взаимосвязь между стилем семейного воспитания и определенным типом нежелательного поведения детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Я предполагаю, что существует взаимосвязь стиля семейного воспитания и типа нежелательного поведения у детей дошкольного возраста, а именно: при использовании родителем приемлемого стиля воспитания, у ребенка уровень агрессивного поведения, тревожность, уровень враждебности и пассивность, будет находиться в пределах нормы. При использовании родителем неприемлемого или разрушительного стиля воспитания уровень тревожности, агрессивность, враждебность и пассивность будет, ожидаемо, расти.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
2. Эмпирические методы: методика «Стили семейного воспитания» Л. Ф. Обухова, опросник «Агрессивность: ребенок глазами взрослого» А. А. Романов, «Тест тревожности» Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки, метода наблюдения.
3. Интерпретационные и описательные методы: количественный качественный анализ результатов обследования.
Теоретическая значимость исследования позволят расширить и уточнить знания по проблеме проявлений нежелательного поведения детей дошкольного возраста и стиля семейного воспитания.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты проводимого нами исследования могут использоваться специалистами, работающими с детьми дошкольного возраста, а именно: исходя из полученных результатов, специалист может сделать вывод о нуждаемости ребёнка в коррекционных мероприятиях.
Цель эмпирического исследования – выявление зависимости нежелательного поведения (агрессивное поведение, тревожное поведение, пассивное поведение, вызывающее поведение) детей дошкольного возраста от стиля семейного воспитания.
Базой исследования являлся МАДОУ города Южно-Сахалинска. В исследовании приняли участие дети дошкольного возраста – 27 человек (возраст 3-6 лет) и их семьи.
В процессе проведения исследования, с помощью методики «Стили семейного воспитания», мне удалось выявить, что 11 семей проявляют авторитарный стиль воспитания (в исследовании неприемлемый стиль воспитания) – 41%, 9 семей проявляют демократический стиль воспитания – 33%, 7 семей проявляют либеральный стиль воспитания (в исследовании неприемлемый стиль воспитания) – 26%. Таким образом, я выяснила, что неприемлемый стиль воспитания проявляют 18 семей (67%).
В процессе проведения исследования, с помощью опросника «Агрессивность: ребенок глазами взрослого», мне удалось выявить, что у 3-их детей нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии, они самостоятельно овладевают собственной агрессивностью – 11%, у 11 детей (41%) есть опасность закрепления агрессивных реакций, ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением. Я выявила, что 13 детей нуждаются в психолого-педагогической помощи в овладении агрессивностью – 48%. Однако совсем запущенных детей, у которых агрессивное поведение не поддается психолого-педагогическому влиянию и которым требуется медицинская помощь, выявлено не было. Таким образом, я выяснила, что 24 ребенка (89%) дошкольного возраста проявляют агрессивное поведение.
В процессе проведения исследования, с помощью «Теста тревожности», мне удалось выявить, что 10 детей имеют низкий уровень тревожного поведения – 37%, 14 детей имеют средний уровень тревожного поведения – 52% и 3 ребенка имеют высокий уровень тревожного поведения – 11%. Таким образом, я выяснила, что 17 детей (63%) дошкольного возраста проявляют тревожное поведение.
Для того чтобы ответить на вопрос связаны ли уровень стиля воспитания и уровень агрессивного поведения, я воспользовалась коэффициентом ранговой корреляции r_s – Спирмена.
Таким образом, я решила последнюю задачу моего исследования, а именно: доказала с помощью эмпирического исследования, что есть прямая взаимосвязь между стилем семейного воспитания и проявлениями агрессивного и тревожного поведения. В своем исследовании я не установила, прямой связи между стилем семейного воспитания и проявлениями пассивного и вызывающего поведения. Я предполагаю, что причина заключается в том, что на данные проявления нежелательного поведения ребенка в первую очередь оказывали влияние внешние факторы (погода, сон, усталость, а уже во вторую очередь стиль воспитания.
Источник