Исследование особенностей развития одного ребенка

Психолого-педагогическая характеристика ребенка на ПМПК

Фамилия, имя, отчество ребенка ______________________________________

Оценка адаптации ребенка в группе: а) хорошая; б) удовлетворительная; в) недостаточная; г) плохая; д) иное _____________________________________

Особенности латерализации: а) праворукий; б) леворукий; в) амбидекстер.

Личностно-характерологические, типологические особенности:

Активный, подвижный – инертный, медлительный.

Спокойный, уравновешенный – возбудимый, неуравновешенный

Отмечаются: повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность и др.

Коммуникативные навыки:

1. Достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя.

2. Контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны

3. Плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, понимании ситуации.

Особенности игровой деятельности: а) игра соответствует возрасту; б) игра соответствует более раннему возрасту; в) преобладает манипулятивная игра; г) игра отсутствует; д) иное _________________________________________

Основные трудности, отмеченные в обучении: а) усваивает программу хорошо; б) усваивает программу удовлетворительно; в) программу усваивает с трудом; г) программу не усваивает; д) иное___________________________

Общая осведомленность

Ребенок с трудом вступает в контакт,  имеет недостаточный уровень знаний о себе, своей семье, окружающем мире. Кругозор ограничен. Словарь беден, неточен.

1. Представления о мире достаточно развернуты и конкретны, может рассказать о стране, городе котором живет, о животных и растениях, временах года.

2. Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим.

3. Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.

Моторика

а) соответствует возрасту; б) моторно неловок, неуклюж; в) дефекты тонкой ручной моторики; г) иное ________________________________________

Наблюдается несовершенство общей моторики,  общая вялость, неточность движений, нарушена координация движений, затрудняется при необходимости удержать равновесие, испытывает трудности регуляции темпа движений.

У ребенка не скоординированы движения пальцев, умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне. Наблюдается  несформированность моторных навыков графической деятельности.

Особенности восприятия

а) соответствует возрасту; б) имеются нарушения зрительного восприятия; в) имеются нарушения слухового восприятия; г) комплексные нарушения восприятия; д) иное _________________________________________

Основные цвета, геометрические формы, величину не знает или путает, не соотносит слово с предметом; испытывает трудности при узнавании объекта; трудности в восприятии сюжетного изображения (сюжет в целом не воспринимает, перечисляет изображенное).

Объём зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках нелепицах в картинках с множеством контуров)

1. Соответствует средним показателям возрастной группы.

2. Ниже средних показателей возрастной группы.

3. Намного ниже средних показателей возрастной группы.

Особенности внимания

а) без особенностей; б) недостаточно устойчивое; в) неустойчивое

Ребенок не умеет длительно сосредоточиться на каком-либо деле; неспособен к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой.  Проявляет рассеивание внимания на второстепенное с потерей основного, наблюдаются значительные трудности сосредоточения, недостаточный уровень произвольности внимания.

Устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается)

Характер отвлечения (отвлекается на внешние раздражители или в отсутствие внешних раздражителей)

Переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная)

Общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)

Особенности памяти

(преобладающая модальность) : а) зрительная; б) слуховая; в) моторная; г) смешанная

а) без особенностей; б) медленно запоминает и быстро забывает; в) быстро запоминает и быстро забывает; г) иные проблемы __________

Сохранение информации затруднено; преобладает механическая память. При воспроизведении материала постоянно забывает детали, нуждается в наводящих вопросах, привносит вымышленные заимствования, повторяет отдельные фразы, но не может изложить основной смысл, допускает многочисленные ошибки в последовательности воспроизведения, искажает смысл; концентрируется на второстепенных объектах, не улавливает главную

мысль содержания.

Запоминает быстро или медленно, с трудом. Запоминает надолго, быстро забывает.

Характеристика вербальной памяти (достаточная, недостаточная).

Общий уровень развития памяти (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)

Особенности мышления

а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сообразителен; в) грубые нарушения мышления; г) иное ______________________________________

Не  устанавливает причинно-следственные связи; при выполнении задания нуждается в постоянной опоре на образец, помощь педагога; последовательность действий при выполнении задания не устанавливает или устанавливает с помощью; непоследователен и нелогичен в своих суждениях.

Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей):

1. Правильно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл)анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.

Читайте также:  Забота о развитии ребенка

2. Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняет со стимулирующей помощью взрослого.

3. Выполняет задания с организующей или направляющей помощью взрослого, может перенести, освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания.

4. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь, воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос не осуществляется.

Основные трудности, отмечаемые в общении

а) трудностей нет; б) не умеет поддерживать игру; в) предпочитает быть в одиночестве; г) плачет, малоконтактен со взрослыми, детьми; д) конфликтен: е) иное __________________________________________________________

Речевое развитие

а) речь соответствует возрасту; б) речь невнятная; имеются трудности звукопроизношения; в) бедный словарный запас; г) речь грамматически неправильна; д) запинки в речи; е) речи нет; ж) иное __________________

Качество произношения, объём активного и пассивного словаря, развернутость речевого высказывания, степень развернутости ответов (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий).  Речь эмоциональна или монотонная.

Социально-бытовые навыки

а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сформированы; в) нарушены; г) иное _____________________________________________________________

Ориентировка в пространстве и времени

а) соответствует возрасту; б) недостаточно сформирована; в) нарушена; г) иное ____________________________________________________________

Отношение к занятиям, деятельность

а) соответствует возрасту; б) не способен контролировать свою деятельность; в) неусидчив, не доводит дело до конца; г) мешает педагогу, детям; д) быстро истощаем; е) иное _________________________________________________

1. Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах.

2. Ребенок не достаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок.

3. Уровень активности, самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интереса к внешнему миру не обнаруживает, любознательности не проявляет.

Темп деятельности

а) соответствует возрасту; б) сонлив и вял в течение дня; в) темп работы на занятиях не равномерен; г) работает медленно и невнимательно; д) темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»; е) иное __________________________________________________________________

Работоспособность низкая. Ребенок утомляем, истощаем, рассеян на занятиях, неусидчив. Наблюдаются резкие колебания работоспособности на протяжении занятия; темп работы замедлен.

Особенности поведения

Имеют место нарушения поведения, вредные привычки. Доминирующие увлечения и интересы слабо выражены.  Взаимоотношения с окружающими сверстниками и старшими доброжелательные. Адекватно относится к родным, сверстникам. Не умеет подчиняться требованиям взрослых

Особенности эмоционально-волевой сферы

Ребенок двигательно расторможен, эмоциональные реакции неадекватны, могут проявляться аффективные вспышки, проявляет склонность к отказным реакциям, гневу.

Преобладающее настроение (веселое, грустное) и поведение (спокойное, беспокойное, застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, живость, навязчивость, робость)

Общее заключение: (общий уровень психического развития соответствует возрастному уровню, ниже возрастного уровня. На первый план выступает незрелость.

Поведенческие нарушения.

Трудности социализации. и т. д.).

Педагог-психолог ________________________________

Дата заполнения ______ 20_______ года

Источник

Показатели психического развития ребенка

Определение 1

Психическое развитие – это закономерное изменение процессов в психике во времени, которое выражено в качественных, количественных и структурных преобразованиях.

Психическое развитие является процессом, т.к. носит динамический характер, ‒ возникнув еще до рождения ребенка, развивается и продолжается всю жизнь человека. В процессе психического формирования совершается накапливание качественных и количественных переустройств психики, которые обеспечивают развитие и деятельность личности.

К показателям психического формирования ребенка относят:

  • формирование познавательной сферы ребенка (внимание, память, мышление, воображение, восприятие);
  • развитие концепции личностных отношений (эмоции, установки, мотивы, потребности, ориентации ценностного уровня и др.);
  • овладение системой различных практических и умственных действий, которые обеспечивают возможность творческой, продуктивной деятельности.

Для оценки общего уровня психического формирования ребенка рекомендуют первоначально составить о нем общее представление на базе оценки его соматотипа (пикнический, астенический, атлетический), половой зрелости (маскулинность – фиминность), позы (напряженная, сцепленная, расслабленная, подавленная), лица (широкое-узкое, полное-худое, нежное-грубое, красивое-неправильное), пантомимики и мимики (живая, пониженная, преувеличенная, стереотипная).

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Предметом психологического исследования представляются психологические факты:

  1. Умственные и физические действия ребенка. При этом принципиально осмыслить, чем они обусловлены, на что сориентированы, как подготовлены.

  2. Речь ребенка. Оцениваются следующие характеристики речи:

    • голос (монотонный-красочный);
    • темп (быстрый-замедленный);
    • разговорчивость (разговорчивый, малоразговорчивый, замкнутый, неразговорчивый);
    • дикция, словарь, применяемый ребенком (бедный-богатый, изысканный-разговорный, уровень грамотности и др.).

    Замечание 1

    Также при анализе речи ребенка следует обращать внимание на то, как он воспроизводит мысль: легко, затрудненно, связно, замедленно.

  3. Социальное поведение ребенка. При его оценке необходимо направлять внимание на:

    • характер определения контакта ребенком (фамильярно, поспешно, смело, с охотой или сдержанно, с осторожностью);
    • характер и течение приспособления ребенка в процессе исследования (медленно или быстро);
    • степень социальной активности (неадекватная-адекватная ситуации);
    • выражение качеств социального поведения: самоуверенный, решительный, упрямый, хвастливый, обращает на себя внимание, подчеркивает собственное превосходство, неподчиняющийся, надменный, иронический, ненастойчивый, скромный, неуверенный, инициирующий сострадание, назойливый, настойчивый, подчиняющийся, старающийся угодить, выражающий содействие, непосредственный, смешливый, шутливый, ласковый, доверчивый.
Читайте также:  Упражнения для умственного развития ребенка

На основе оценки данных качеств можно осознать тактику и мотивы поведения ребенка.

Методы изучения возрастных особенностей и проблем развития

Метод наблюдения (в особенности результативный метод т.к. собираются факты истинного поведения ребенка, он предстает как целостная личность, можно понаблюдать характер взаимоотношений с окружающими). Для увеличения эффективности представленного метода необходима оптимальная организация (например, составление карточек формирования ребенка).

Беседа (рекомендуется при деятельности с детьми в возрасте от 6 до 15 лет). Для беседы могут быть следующие темы: семья, родители, участие в работе дома, время досуга, самооценка, школа, опасения и сомнения, состояние здоровья.

По итогам проведенной беседы и наблюдения с ребенком необходимо сделать аргументированные заключения о его психологических особенностях. При этом необходимо оценить темперамент ребенка и его характер.

Эксперимент (в наибольшей степени приемлемая форма ‒ изучение при помощи тестов).

Определение 2

Тест ‒ стандартизированное задание для установления степени развития у ребенка разных психических процессов.

Тестирование позволяет установить уровень сформированности качеств ребенка, провести вторичное, т. е сравнительное исследование, обеспечивает одномоментный сбор наибольшего объема информации, не требует долговременной специальной подготовки.

Особенности исследования детей раннего и дошкольного возрастов

Дети дошкольного возраста имеют поведенческих и психологических особенностей, знание которых очень важно для того, чтобы приобрести надежные сведения в ходе их исследования. К данным особенностям, прежде всего, относится сравнительно невысокий уровень самосознания и сознания. Когнитивное формирование в этом возрасте еще не закончено.

Потому, реализуя исследование дошкольников, в особенности раннего возраста, необходимо принимать во внимание, что тестовые задания не должны требовать от дошкольника произвольного высокоразвитого управления собственными процессами познания. Необходимо чтобы задания в тесте одновременно были рассчитаны как на произвольный, так и непроизвольный уровень регуляции когнитивной области. Это даст возможность адекватно дать оценку уровню произвольности процессов познания и истинный уровень их формирования.

У старших дошкольников уже есть компоненты произвольности в управлении собственными процессами познания. Исследование детей данной возрастной группы, должно быть обращено как на детализированное исследование формирование природных, или непроизвольных, процессов познания, так и на своевременное установление и четкое отображение произвольных когнитивных действий и реакций. Методы поведенческого и личностного изучение детей до 4 лет не должны содержать в себе вопросы и задания, которые ориентированы на самосознание дошкольника и предполагают с его стороны осознанную, взвешенную оценку качеств своей личности.

Особенности исследования младших школьников

К моменту поступления детей в школу значительно увеличиваются их индивидуальные отличия в степени психологического формирования (моральное, интеллектуальное) значит, они по-разному проявляют реакцию на одни и те же инструкции и исследовательские ситуации.

Отдельным младшим школьникам вполне доступны тесты, которые предназначены для изучения взрослых людей, другим (в меньшей степени сформированным) – исключительно методики, которые рассчитаны на дошкольников в возрасте 4-6 лет. Это в особенности относится к методикам, в которых применяются вербальные самооценки, рефлексия и др.

Особенности исследования подростков и старших школьников

Необходимость в самопознании в представленном возрасте бывает в такой степени сильной, что часто перевешивает отсутствие прямого интереса к тестовым заданиям.

Выбирая необходимый комплекс методик, которые предназначены для разностороннего исследования старших школьников, нужно ориентироваться на то, что существенно и актуально как раз для юношеского возраста (стремление к процессу самопознания, самосовершенствованию, исследованию собственных взаимоотношений и ощущений). Отдельные ограничения могут затрагивать лишь тесты, которые связаны с личностной сферой и областью межличностных отношений.

Читайте также:  Ребенок по месяцам развития в утробе

Источник

Фамилия, Имя ребенка _____________________________       Возраст: ____лет______мес

Инструкция: Вам предлагается оценить выраженность особенностей развития ребенка Вашей группы. Это поможет Вам и другим специалистам ДОУ организовать эффективное развитие и помощь ребенку. Необходимо, не пропуская ни одного утверждения, отметить (обвести кружочком в соответствующей графе) только одно  из трех значений: “0”, “1” или “2”, что характеризует выраженность данного показателя поведения или развития на текущий момент.

Если показатель выражен очень незначительно или отсутствует, отмечается значение “0”; если показатель отмечается, но не постоянно  – “1”; показатель характерен для ребенка и проявляется часто – “2”. Будьте внимательны, не пропускайте утверждений.

пп.

Анализируемый показатель

Незначителен или

отсутствует

Отмечается, но не постоянно

Характерен для ребенка и наблюдается часто

I.

Поведение ребенка

1.

Импульсивен, двигательно расторможен. Нуждается в многократном повторении инструкций и постоянном контроле взрослого

1

2

2.

С трудом подчиняется правилам, не реагирует на замечания, много и часто возбужден неусидчив, на занятиях неусидчив.

1

2

3.

Тормозим. Не сразу включается в работу, долго «раскачивается», постоянно нуждается в организующей помощи взрослого.

1

2

4.

Неуверен в своих силах. Боязлив, тревожен и робок. Часто плачет.

1

2

II.

Темповые характеристики деятельности

Сумма по I гр:

5.

Заторможен,  медлителен, не успевает за другими детьми

1

2

6.

Темп деятельности неравномерен. Быстро устает, теряет интерес, бросает занятия.

1

2

7.

На занятиях невнимателен, много отвлекается, не успевает за другими детьми, допускает много ошибок.

1

2

8.

Пытается делать все быстро, но работает хаотично, выполняет задания непродуктивно.

1

2

III.

Познавательное развитие

Сумма по II гр:

9.

Имеет низкую познавательную активность (затрудняется в ответах на простые вопросы и выполнения простых заданий)

1

2

10.

Постоянно нуждается в дополнительной помощи при выполнении заданий, объяснениях и показе.

1

2

11.

Объем представлений об окружающем мире недостаточен по сравнению со сверстниками

1

2

12.

Познавательное развитие своеобразно, имеет обширные знания в отдельных «узких» областях.

1

2

IY.

Речевое развитие

Сумма по III гр:

13.

Речевое развитие в целом явно недостаточно по сравнению со сверстниками

1

2

14.

Словарный запас беден, имеются выраженные нарушения грамматического строя речи

1

2

15.

Речевое развитие опережающее, говорит «как взрослый», может «пофилософствовать».

1

2

16.

Малоразговорчив. старается говорить односложно, предпочитает жесты

1

2

Сумма по IY гр:

пп.

Анализируемый показатель

Незначителен или

отсутствует

Отмечается, но не постоянно

Характерен для ребенка, наблюдается часто

Y.

Развитие навыков самообслуживания и опрятности

17.

Навыки опрятности сформированы недостаточно

1

2

18.

Навыки самообслуживания сформированы недостаточно

1

2

19.

Не «вписывается» в режимные моменты группы

1

2

20.

При сформированных навыках самообслуживания может ничего не делать сам.

1

2

YI.

Игра и общение со сверстниками и взрослыми

Сумма по Y гр:

21.

Предпочитает играть в одиночестве, малоконтактен как со сверстниками, так и со взрослыми. Игра может быть стереотипной

1

2

22.

Конфликтует с детьми, много дерется, злится

1

2

23.

Не умеет самостоятельно поддержать игру, постоянно требуется включение взрослого в игру. Не понимает сущности игры

1

2

24.

Чрезмерно общителен, ко всем «пристает», не чувствует, когда дети не хотят с ним играть.

1

2

YII.

Эмоциональные особенности

Сумма по YI гр:

25.

Фон настроения повышен, многоречив, «всюду лезет».

1

2

26.

Наблюдаются эмоциональные «перепады» (аффективные «вспышки»), может быть эмоционально неадекватен.

1

2

27.

Настроение снижено, плаксив, упрям, может проявлять негативизм

1

            2

28.

Агрессивен по отношению к детям и/или взрослым

1

2

YIII

Моторное развитие

Сумма по YII гр:

29.

Нарушена общая координация. Неуклюжий, неловкий

1

2

30.

Развитие графической деятельности (рисунок) не соответствует возрасту

1

2

31.

Неуспешен на занятиях ручной деятельности.

1

2

32.

В основном все делает левой рукой

1

2

Сумма по YIII гр:

Дата __________________                          Воспитатель  ______________   ____________

Источник