Искривление осанки у ребенка 4 года
Нарушение осанки у детей – это изменение естественного положения позвоночного столба, обусловленное структурной и функциональной перестройкой всей опорно-двигательной системы. Оно проявляется сутулостью, асимметрией спины, болями в области позвоночника и грудной клетки, быстрой утомляемостью и другими симптомами.
В детском возрасте осанка может ухудшаться вследствие разного рода деформаций позвоночно-двигательных сегментов в передне-заднем или боковом направлении. Наиболее часто это происходит у подростков, на долю которых приходится почти 70% всех случаев.
Согласно статистике, в раннем детстве осанка нарушается очень редко, чуть больше, чем у 2% малышей. Ребята дошкольного возраста страдают несколько чаще (16%), но уже к середине обучения в школе заболеваемость доходит до 33%.
Стоит отметить, что при своевременном выявлении и адекватном лечении исправление осанки вполне возможно. Однако запущенные стадии бывают необратимыми и способны привести к ограничению подвижности верхней части тела, уменьшению амортизационной функции позвоночника, а также вызвать сбой в работе внутренних органов. Страдает в основном сердечно-сосудистая, дыхательная и центральная нервная система.
В дальнейшем плохая осанка школьника может обернуться развитием сколиоза, остеохондроза, межпозвоночных грыж и других патологий. Поэтому на первый план выходит профилактика нарушений осанки у детей.
Причины
Искривление осанки может быть врожденным и приобретенным. Врожденные пороки возникают в период внутриутробного развития и связаны чаще всего с клиновидной деформацией отдельных позвонков, образованием дополнительных позвонков, нервно-мышечными расстройствами и дисплазией соединительных тканей. Нарушить осанку способны родовые травмы, в первую очередь, подвывих первого шейного позвонка или кривошея.
Приобретенные дефекты диагностируются почти в 95% случаев, преимущественно у худощавых детей и подростков. Самые распространенные причины, негативно влияющие на осанку – это низкая физическая активность, неправильно подобранная мебель для приготовления уроков, переноска тяжелой сумки в одной руке.
Отрицательное воздействие на будущую осанку оказывает частое ношение грудных младенцев в одной руке, преждевременные попытки посадить ребенка или поставить его на ноги, поддержка за одну и ту же руку во время прогулок.
В последние годы детей трех-четырех лет отдают в разные группы раннего развития. При обучении упор делается на интеллектуальные задачи в ущерб физическим упражнениям, и ребенок проводит слишком много времени сидя.
Очень часто родители замечают, что ребенок сутулится, в 7 лет или ближе к 8. В этом периоде активного роста он привыкает к учебным нагрузкам и не всегда успешно с ними справляется. Следующий «рывок», когда кости и мышцы быстро увеличиваются в размерах, наступает примерно в 10 лет и длится год или два. Проблемы с осанкой объясняются тем, что механизм поддержания правильной позы еще не сформировался до конца.
Неправильно обустроенное рабочее место школьника – одна из самых значимых причин нарушения осанки
Другие возможные причины нарушения осанки:
- рахит, перенесенный в детстве;
- туберкулез;
- полиомиелит;
- переломы позвонков;
- плоскостопие;
- остеохондропатии.
Косвенной виной изменения положения позвоночника может быть плохое зрение, косоглазие и тугоухость. Чтобы лучше видеть или слышать, ребенок инстинктивно принимает не физиологичную позу. Отрицательное влияние на осанку оказывает также недостаток или избыток веса, слабый мышечный корсет, дефицит витаминов и минералов.
Виды
Искривление осанки возможно в двух плоскостях: сагиттальной и фронтальной. Кривизна во фронтальной плоскости является сколиотической, то есть туловище отклоняется в одну из сторон, что проявляется асимметричным наклоном спины. Сколиотическая осанка – это еще не сколиоз, так как спина выравнивается в положении лежа, и отсутствует торсия (разворот) позвонков: при сколиозе позвонки разворачиваются вокруг своей оси.
Список деформаций в сагиттальной плоскости намного шире и включает несколько разновидностей:
- плоскую спину;
- усиление поясничного лордоза, когда позвоночник в районе поясницы «уходит» вперед, к животу;
- увеличение шейного лордоза, при котором позвоночник сильно прогибается в области шеи;
- кифозирование в грудном отделе – отклонение грудных позвонков назад, что создает вид округленной спины;
- круглую спину, сочетающую увеличенный грудной кифоз со сглаженным поясничным лордозом;
- усиление всех естественных изгибов позвоночника – кифолордотическую осанку, или кругловогнутую спину.
Каждая из разновидностей может отличаться по степени тяжести. 1-я степень самая легкая и характеризуется незначительными изменениями осанки. Она корректируется волевым усилием самого ребенка, если он будет внимательно следить за положением тела и больше двигаться.
При второй степени искривление более заметно, но может устраниться путем разгрузки позвоночника в положении лежа или с помощью тракционного вытяжения. Тракции осуществляются под действием собственного веса – ребенка подвешивают на специальном оборудовании за подмышки, благодаря чему увеличивается расстояние между позвонками, и спина выравнивается.
Третья степень более тяжелая и не всегда корректируется консервативными методами. В отдельных случаях необходимо оперативное вмешательство. 4-я степень нарушения осанки встречается достаточно редко и исправляется только оперативно. Чаще всего ребенок остается инвалидом.
Для назначения лечения очень важно определить тип нарушения осанки
У детей в 4 года, 5 или 6 лет наиболее часто регистрируются начальные стадии искривления. Более взрослые ребята, которым исполнилось семь – десять лет, страдают нарушением осанки 2-3 степени тяжести. Врачи считают, что это связано с отсутствием своевременной диагностики, из-за чего кривизна обнаруживается только на выраженной стадии.
Факторы, влияющие на осанку
Формирование осанки начинается в раннем возрасте, практически сразу после рождения ребенка. Чтобы избежать проблем в будущем, необходимо соблюдать несколько правил и внимательно следить за развитием малыша.
Во-первых, не следует класть или сажать ребенка на мягкие подушки или перины, которые проваливаются. Постель и матрац должны быть достаточно жесткими и упругими. Спать на ровной поверхности полезно и комфортно в любом возрасте, и малыш быстро к этому привыкнет.
Примерно с трехнедельного возраста ребенка разрешается переворачивать на живот, но начинать нужно постепенно, и не терять при этом бдительности. Рекомендуется чередовать положение тела и укладывать младенца то на живот, то на спину. Если приходится часто носить ребенка на руках, то нужно периодически перекладывать его с одной руки на другую.
Ставить на ноги и стимулировать малыша ходить слишком рано нельзя, так как позвоночник и мышцы еще недостаточно окрепли, и кости легко травмируются. Когда придет время, ребенок сам будет пытаться встать и пойдет.
ЗАПОМНИТЕ! С ранних лет следует приучать детей сидеть правильно и держать осанку. Организм запомнит нормальное положение тела на рефлекторном уровне.
На прогулках не стоит подолгу водить ребенка за руку, поскольку из-за большой разницы в росте ему придется постоянно наклоняться вбок и тянуть конечность вверх. Сегодня в продаже есть специальные прогулочные шлейки, которые помогают контролировать передвижение маленьких детей.
К какому врачу идти
Иногда родители не знают, что делать при ухудшении осанки, и пытаются исправить ее своими силами. Многие думают, что сидеть и стоять с прямой спиной можно лишь усилием воли, но это далеко не всегда так. В большинстве случаев необходим целый комплекс мер, которые будут способствовать постепенному восстановлению физиологического положения тела.
Для постановки точного диагноза следует обратиться к хирургу или ортопеду. В некоторых медучреждениях есть вертебрологи – специалисты по болезням позвоночника. Любой из этих врачей может провести клиническое и рентгенологическое обследование.
Физикальный осмотр осуществляется в положении ребенка стоя, осанку оценивают с разных сторон: спереди, сзади и сбоку. Основными диагностическими критериями служат:
- лопатки, которые выступают или располагаются на разном уровне относительно позвоночника;
- визуальное отклонение отростков позвоночника от середины спины;
- асимметрия ягодичных складок;
- разноуровневое расположение коленей;
- чрезмерно впалая или выступающая вперед грудная клетка;
- отсутствие симметрии реберных дуг;
- приведенные вперед и опущенные плечи.
Для максимальной точности измеряют расстояние от седьмого шейного позвонка до нижних углов лопаток, отрезок между самими лопатками, длину ног. При необходимости рассчитывается плечевой индекс.
Чтобы определить функциональное состояние позвоночных изгибов и наличие разворота (торсии) позвонков, проводят тест Адамса. Он необходим при подозрении на сколиоз: искривление позвоночника визуально становится заметным при наклоне туловища вперед.
Во избежание субъективных ошибок, которые не исключаются в ходе физикального осмотра, диагноз подтверждается инструментальными методами, и назначается рентген, компьютерная или магнитно-резонансная томография.
Читайте также:
Лечение
Чтобы исправить осанку у ребенка, необходим комплексный подход, все мероприятия направлены на формирование крепкого мышечного каркаса и выработку правильного двигательного стереотипа. Коррекционная терапия включает несколько методик, позволяющих исправить сутулость, снять напряженность и спазмы мышц. Тренировка мышечного аппарата способствует перестройке организма и обеспечивает надежную поддержку позвоночника, за счет чего нагрузка распределяется равномерно, и спина выпрямляется.
Терапевтическая тактика разрабатывается врачом в зависимости от типа и степени нарушения осанки. Небольшие отклонения не требуют приема лекарств или оперативного вмешательства, однако потрудиться все же придется. Занятия физкультурой, постоянный контроль правильной позы и другие методы помогут вернуть позвоночнику естественное положение.
Основными способами коррекции нарушений осанки являются лечебные упражнения, массаж, физиопроцедуры и ношение ортопедических корсетов. Они особенно эффективны, если используются все вместе.
ЛФК
Лечебной гимнастикой дети занимаются в специализированных кабинетах, оснащенных необходимым оборудованием. Целью занятий является развитие определенных мышечных групп, которые в привычных обстоятельствах не работают или задействуются по минимуму. Внимание уделяется также и укреплению мышц в целом.
Комплекс для каждого маленького пациента подбирается индивидуально, с учетом произошедших в позвоночнике изменений. При легком нарушении осанки достаточно одного-двух занятий с инструктором, после чего упражнения можно выполнять дома.
ЛФК проводится курсами, между которыми обязательно делается перерыв. Во время перерыва родители вместе с ребенком посещают врача для оценки эффективности лечения. Сложные формы искривлений требуют ежедневных тренировок в условиях поликлиники и под контролем специалиста.
В лечебный комплекс входят упражнения, большинство из которых направлено на развитие мышц плечевого пояса и спины. Они выполняются в положении стоя, сидя и лежа. Очень эффективны различные наклоны и повороты туловища с гимнастической палкой или мячом в руках.
В положении сидя упражнения делаются на стуле с жесткой и ровной спинкой. Они включают подъем и разведение рук в стороны без снарядов или так же, как в положении стоя, с палкой или мячом.
Лежать спиной на фитболе очень полезно, так как в этом положении хорошо растягивается позвоночник и мышцы спины
В положении лежа выполняются упражнения для укрепления мышц брюшного пресса, спины, плеч и рук. Может использоваться гимнастическая палка и другие спортивные снаряды-утяжелители.
Дополнительно ребенку могут быть рекомендованы и другие упражнения – в частности, вис на турнике или перекладине, подъем ног под прямым углом на шведской стенке. Детям всех возрастов, включая дошкольников и подростков, очень полезны занятия с фитболом – гимнастическим мячом.
Всем известна польза плавания при проблемах с опорно-двигательным аппаратом. Поэтому не лишним будет записать ребенка в секцию плавания или посещать бассейн в частном порядке. В некоторых клиниках есть специальные группы, где практикуют занятия аквааэробикой для коррекции различных нарушений.
СПРАВКА: результаты своего труда можно увидеть только через несколько месяцев регулярных тренировок, но эффект будет достаточно устойчивый.
Интенсивность домашних тренировок следует наращивать постепенно. Сначала на каждое упражнение отводится не больше 2-3 минут, в дальнейшем это время доводится до 10 минут. Так нагрузка будет дозированной и мягкой, что позволит достичь более стойкого эффекта.
Важно помнить и о запретах: при нарушении осанки нельзя прыгать, скакать на батуте, нырять с вышки в бассейн или открытый водоем головой вперед. Нужно избегать потенциально травматичных видов спорта, в которых часто случаются падения – регби, хоккея, борьбы. Подобные занятия способны спровоцировать микропереломы позвонков на ослабленных участках позвоночника.
Массаж и физиотерапия
При небольших изменениях осанки назначается обычный классический массаж, основными приемами которого являются разминание и растирание мягких тканей спины. В более сложных случаях рекомендуется делать ортопедический или мануальный массаж. Стандартный курс включает 10 процедур, проводимых каждый день, затем – перерыв не менее трех недель.
Физиопроцедуры осуществляются 1-2 раза в год. Наиболее эффективны электрофорез, ультрафиолетовое облучение (УФО), индуктотермия, электростимуляция мышц, магнитотерапия, грязе- и водолечение.
Ортопедические корсеты
Детские корсеты, или реклинаторы – это эластичные изделия-лямки, которые надеваются на плечи и сходятся в межлопаточной области. Они предотвращают сгибание и округление спины, благодаря чему ребенок все время держит спину прямо. В последние годы появились корсеты, подающие звуковой сигнал при попытках сгорбиться.
Детские реклинаторы помогают поддерживать спину в правильном положении
Реклинаторы с мягкими и эластичными петлями подойдут при небольшом искривлении. На 2-3 стадии показаны жесткие и полужесткие корсеты, которые продаются в ортопедических салонах.
Прогноз
Скорректировать осанку и полностью исправить ее в детском и подростковом возрасте удается почти в 98% случаев. Оставшиеся 2% требуют особого подхода к лечению и носят стойкий, иногда необратимый, характер.
В среднем лечение занимает около года, в зависимости от степени нарушения корректировка может длиться от 6 месяцев до двух лет. Одно можно сказать точно: чем раньше выявить проблему, тем быстрее и проще от нее избавиться.
Источник
Первые видимые проблемы с осанкой, как правило, начинаются в старшей группе детсада или со школьной скамьи. Мамы отмечают, что с началом учебного процесса дети начинают сутулиться: им приходится постоянно напоминать о том, чтобы они не горбились. Что делать с нарушением осанки у детей?
Почему возникает сутулость
Любое нарушение осанки обусловлено механической причиной. Наше тело — это единая система, в которой все части взаимосвязаны и влияют друг на друга. Например, если у ребенка есть смещение костей основания черепа, то разворачивается затылочная кость (чаще всего это происходит в результате родовой травмы). А вслед за ней обязательно развернется и первый шейный позвонок.
Далее это нарушение спускается на второй, третий позвонки, и затронет весь позвоночник, пока дисбаланс не доберется до крестца, бедер, голеней и стоп. То есть минимальное смещение костей основания черепа, появившиеся в результате осложненных родов (из-за деформации таза матери, эпидуральной анестезии, амниотомии, обвития пуповиной, стремительных или затяжных родов), просто так никуда не исчезнет.
Ребенок его не перерастет: оно будет все время находиться в теле, подстраивая его под себя, провоцируя различные искривления и нарушения осанки. Важно, что для этого малыша такая нарушенная осанка будет самым оптимальным положением позвоночника, при котором тело сможет удерживать равновесие наименьшими усилиями.
Искревление позвоночника у детей не возникает из ниоткуда. Большинство родителей связывают сутулость с тем, что ребенок долго сидит за партой или носит за плечами тяжелый рюкзак. Но эти факторы могут лишь усугубить проблему, а не стать ее причиной.
Что станет следствием
Практически всегда сутулость (слишком сильный прогиб грудного отдела назад) сочетается со сколиозом (искривление позвоночника относительно оси) . И то, и другое затрагивает не только мышцы, но и все костные структуры. И то, и другое характеризуется стойким отклонением от выпрямленной оси позвоночника.
Очень часто сколиоз сказывается и на положении внутренних органов — они смещаются со своих мест, стараясь адаптироваться к асимметричному положению всего тела, что, безусловно, сказывается на их работе.
У детей с диагнозом «сколиоз» всегда присутствует разница между правой и левой половиной тела: это может проявляться асимметрией лица, неодинаковым положением ушей, глаз, лопаток, плечей, разной длиной ног (связанной с искривленным тазом).
Почему сказать «выпрямись» — недостаточно
Многие из нас в детстве слышали от взрослых: «Не сутулься», «Ну-ка выпрямись». А теперь, когда сами стали родителями, делают замечания своим детям. Что чаще всего предпринимают родители, когда замечают у ребенка сутулость? Самое очевидное решение — записать в танцевальную студию или спортивную секцию, в надежде исправить ситуацию. Там ребенка заставляют держать спину прямо. Если тело «запоминает» это положение, то за счет сильного напряжения мышц школьник приобретает красивую осанку.
Но такое положение тела для него не физиологично и не удобно. Мышцы берут на себя чрезмерную нагрузку, удерживая тело в прямом положении, и быстрее изнашиваются. Проблема лишь прячется за красивой осанкой.
Гораздо лучше работать с первопричиной и создать для позвоночника идеальные условия, устранив смещение костей и восстановив баланс тела. Ведь нарушение осанки и сколиоз в дальнейшем будут причинять ребенку много неприятностей — это и частые головные боли, и боли в спине, шее, и плоскостопие.
Исправление осанки не происходит быстро: это комплексная работа, включающая занятия лечебной физкультурой, курсы массажа, плавание и остеопатическое лечение. Остеопат, воздействуя на основание черепа, помогает привести тело к балансу: у ребенка восстанавливается правильное положение костей, нормализуется кровообращение.
Когда появляются проблемы
Сколиоз закладывается еще в утробе, а также в момент родов. Внимательные родители, которые знают признаки родовой травмы, могут заметить их в раннем возрасте, например, когда грудной ребенок:
- выгибается буквой С;
- плохо держит голову;
- совершает переворот со спины на живот только в одну сторону;
- ползет боком;
- страдает косоглазием, дисплазией тазобедренных суставов или кривошеей новорожденных.
Все эти состояния — стопроцентный повод посетить остеопата, чтобы избавить ребенка в будущем от неправильной осанки и других проблем со спиной, которые могут проявиться в более позднем возрасте.
В первые годы жизни отклонения сложно заметить. Вместе со скачками роста, которые как раз и приходятся на школьный возраст, ситуация становится очевидной. В период активного роста позвоночник начинает стремительно удлиняться. Натянутая и скрученная твердая мозговая оболочка, которая находится внутри позвоночника и прикрепляется к затылочной кости и крестцу, не дает позвоночнику расти. Он деформируется, искривляется, отклоняется от прямой оси, — и на школьном медосмотре у ребенка отмечают сколиотическую дугу.
Как помочь ребенку исправить осанку
Если у ребенка есть проблемы со спиной, самостоятельно мамы и папы могут свести к минимуму воздействие провоцирующих факторов, постараться снизить дополнительную нагрузку.
1. Выбрать ортопедический рюкзак
Основное правило: он должен нагружать левую и правую сторону тела одинаково.
Проследите, чтобы в рюкзаке была мягкая прослойка на спинке. Она поможет держать форму и станет амортизатором между спиной ребенка и учебниками. Лямки — широкие и мягкие, чтобы не давили на плечи.
Важно, чтобы ранец был сделан из прочных материалов и снабжен отделами для мелочей (помогают распределить вес). Он должен соответствовать ширине плеч и длине спины: оптимально — от основания шеи до поясницы, не больше. Носить его надо на обеих лямках.
2. Приобрести хорошую «сменку»
Она должна быть сделана из натуральной кожи или замши, быть удобной и давать возможность ноге ребенка двигаться свободно. Забудьте про ортопедическую обувь с жесткой подошвой и супинатором. Фиксация голеностопного сустава и стопы не только не поможет исправить осанку, но и способна усугубить ситуацию.
Для занятий физкультурой купите удобные кроссовки с подошвой, амортизирующей прыжки и толчки во время бега, и со шнуровкой, — с ее помощью ребенок сможет правильно «посадить» обувь на свою стопу.
3. Правильно обустроить спальное место
Во время ночного сна наше тело отдыхает и восстанавливается. Матрас должен быть в меру мягким (не жестким), ровным, без провалов и «горбов». Главное требование к подушке — чтобы она подходила ребенку по габаритам.
Высота подушки должна примерно соответствовать ширине плеча ребенка — так она хорошо поддержит голову во время сна и мышцы шеи будут отдыхать. Выбирай подушки, покрытые хлопчатобумажной тканью, и не очень плотно набитые. Лучший материал для наполнения — это гусиный пух высокого качества.
На забудь также и о правилах размещения рабочего места.
На схеме наглядно показано, как должен сидеть ребенок, когда делает уроки.
4. Поддерживать физическую активность
Пусть ребенок каждый день пешком возвращается из школы, не забывайте о прогулка и в выходные. Запишите сына или дочь в секцию (оздоровительную, без больших нагрузок).
Подойдут подвижные игры и плавание, при котором тело вынуждено двигаться симметрично.
Лучше начинать плавать под руководством тренера: он научит двигаться технически корректно — это важно для правильного распределения нагрузки. А игровые командные занятия дают эффект благодаря соревновательному духу: стимулируют стремиться к лучшему результату.
5. Поговорить с учителем
Попроси его, чтобы он периодически пересаживал ребенка за разные парты (если тот, конечно, не сидит в самом центре). Когда ученик в течение года постоянно сидит в одной и той же части класса, то это вынуждает его постоянно поворачивать голову и корпус в одну сторону, глядя на доску или на учителя за столом. Подобная периодическая перемена места, «передислокация» будет полезна всем детям в классе.
6. Показать комплекс упражнения для осанки для детей
И заниматься вместе: как же обойтись без личного примера? Делать такую гимнастику полезно каждый день или хотя бы три-четыре раза в неделю. Здесь не нужно брать какие-то сложные упражнения.
Проводить занятия стоит в игровой форме, лучше с предметами — гимнастической палкой, мячом. Так упражнения получаются точнее: предмет в руках помогает держать равновесие и распределять нагрузку. Каждое упражнение выполняем три-четыре раза.
7. Добавить положительных эмоций
Осанка во многом зависит от настроения. Ели ребенок чем-то постоянно расстроен, он будет ходить с опущенными плечами, поникшей головой и сутулой спиной.
Счастливый ребенок сразу развернет плечи и будет непроизвольно держать спину ровно. Помоги первокласснику справиться со свалившейся на него ответственностью и нагрузкой. Не требуй очень многого, поощряй тягу к знаниям и подбадривай!
Об авторе
Редактор Lisa.ru
Источник