Исенина е и дословесный период в развитии ребенка е и исенина саратов 1986

  • Скопировать в буфер библиографическое описание

    Исенина, Е. И.  Теория и методика развития речи у детей. Дословесный период : учебное пособие для вузов / Е. И. Исенина. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 149 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12642-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/447922 (дата обращения: 20.08.2020).

  • Добавить в избранное

2-е изд., стер. Учебное пособие для вузов

    Исенина Е. И.

2020

Страниц
149

Обложка
Твердая

Гриф
Гриф УМО ВО

ISBN

978-5-534-12642-6

Библиографическое описание

Исенина, Е. И.  Теория и методика развития речи у детей. Дословесный период : учебное пособие для вузов / Е. И. Исенина. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 149 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12642-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/447922 (дата обращения: 20.08.2020).

Показать все

Аннотация

Работа посвящена психологическим и психолингвистическим закономерностям развития дословесной коммуникации как предпосылке словесной речи у детей от двух месяцев до двух лет. Рассматривается система средств дословесной коммуникации — протоязык, его периодизация, развитие и психологическая природа протознаков на различных стадиях (жесты, мимика, взгляд, вокализации). Приводятся результаты экспериментальных исследований генезиса языковых функций, тема-рематических отношений и закономерностей развития диалога в дословесной коммуникации. Обсуждаются условия развития дословесной коммуникации у глухих и нормально слышащих детей. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Для студентов и преподавателей психологических и филологических факультетов, факультетов дошкольного воспитания, дефектологов и воспитателей детей раннего возраста.

Источник

  • Скопировать в буфер библиографическое описание

    Исенина, Е. И.  Теория и методика развития речи у детей. Дословесный период : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. И. Исенина. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 149 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12852-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/457285 (дата обращения: 20.08.2020).

  • Добавить в избранное

2-е изд., стер. Учебное пособие для СПО

    Исенина Е. И.

2020

Страниц
149

Обложка
Твердая

Гриф
Гриф УМО СПО

ISBN

978-5-534-12852-9

Библиографическое описание

Исенина, Е. И.  Теория и методика развития речи у детей. Дословесный период : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. И. Исенина. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 149 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12852-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/457285 (дата обращения: 20.08.2020).

Показать все

Аннотация

Работа посвящена психологическим и психолингвистическим закономерностям развития дословесной коммуникации как предпосылке словесной речи у детей от двух месяцев до двух лет. Рассматривается система средств дословесной коммуникации — протоязык, его периодизация, развитие и психологическая природа протознаков на различных стадиях (жесты, мимика, взгляд, вокализации). Приводятся результаты экспериментальных исследований генезиса языковых функций тема-рематических отношений и закономерностей развития диалога в дословесной коммуникации. Обсуждаются условия развития дословесной коммуникации у глухих и нормально слышащих детей. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и профессиональным требованиям. Для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Источник

Увы, многое еще в этом мире нам неведомо. Хотелось бы выяс­нить специфику о зладения языком разных детей, но для этого нуж-

f 233

ны исследования лонгитюдного характера. И ответить на многие вопросы можно лишь в содружестве с психологами, нейролингвис-тами, логопедами.

Может быть, мы обманули ожидания некоторых читателей. Ведь оказалось, что о взрослом языке мы говорили ничуть не меньше, чем о детском. Но иначе и нельзя, ведь именно особенностями на­шего языка объясняется, почему дети овладевают одними правила­ми легко, другими — мучительно долго и трудно. Так что серьез­ный разговор о взрослом языке был необходим.

Мы будем считать нашу задачу выполненной, если после зна­комства с книгой число энзузиастов, работающих в этой области, возрастет.

Мы будем рады, если учителя и логопеды смогут использовать те или иные факты для диагностики или коррекции речевых нару­шений, для составления речевых карт, для разработки веселых ди­дактических игр и упражнений для детей и т. д. Мы будем рады, если мамы, папы, дедушки и бабушки будут еще внимательнее при­слушиваться к речи своих малышей.

И будет, конечно, замечательно, если курс детской речи займет подобающее ему место в учебных планах педагогических и фило­логических учебных заведений. Ведь это просто недоразумение, что с особенностями речи ребенка не знакомят будущих работников дошкольных учреждений, учителей начальных классов и учителей-словесников, логопедов. Надеемся, что книга станет чем-то вроде учебника по данному курсу по крайней мере до тех пор, пока не появится настоящий учебник.

ЛИТЕРАТУРА

Ахутина Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтак­сиса. — М., 1989.

Белътюков В. И. Об усвоении детьми звуков речи. — М., 1964.

Белътюков В. И., Салахова А. Д. Об усвоении детьми звуковой (фонем­ной) системы языка // Вопросы психологии. — 1975. — № 5.

Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию. — М., 1963. — Т. 2

Бондарко А. В. Теория морфологических категорий. — Л.: Наука, 1976.

Бондарко А. В. Проблемы грамматической семантики и русской аспекто-логии. — СПб., 1996.

Брунер Дж. Онтогенез речевых актов // Психолингвистика. — М., 1984.

Бюлер К. Духовное развитие ребенка. — М., 1924.

Выготский Л. С. Мышление и речь. — М., 1996.

Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб., 1997.

Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961.

Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса: Дневник научных наблю­дений. — Саратов, 1981.

Гвоздев А. Я. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка.—
Куйбышев, 1990. •

Говорят дети: Словарь-справочник/Сост. С.Н.Цейтлин, М.Б.Елисеева. — СПб., 1996.

Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. -М., 1978.

Горбачевич К. С. Вариативность слова и языковая норма. — М., 1978.

Горелов И. Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе. — Че­лябинск, 1974.

Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. — М., 1998.

Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. — М., 1997.

Горелов И. Н. Парадигматика и синтагматика как возможные показатели динамики семантических отношений в раннем онтогенезе // Психолин­гвистические исследования. — М., 1978.

Гринфилд П. М. Информативность, пресуппозиции и семантический вы­бор в однословных высказываниях //Психолингвистика. — М., 1984.

Детская речь: Тексты. Дневники. Наблюдения. — СПб., 1993.

Детская речь: Словарь лингвистических терминов/Сост. С. Н. Цейтлин, М. В. Русакова. — СПб., 1996.

Детские словообразовательные инновации/Сост. С. Н. Цейтлин. — Л., 1986.

Дарвин Ч., Тэн И. Наблюдения над жизнью ребенка/Пер, с франц. и англ. — СПб., 1900.

Жинкин Н. И. Механизмы речи. — М., 1958.

Жинкин Н. И. Смысл и грамматика//Язык и человек. — М., 1970.

Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи// В защиту живого слова. — М., 1966.

Залевская А. А. Слово в лексиконе человека: Психолингвистическое ис­следование. — Воронеж, 1990.

Залевская А. А. Вопросы теории овладения вторым языком в психолинг­вистическом аспекте. — Тверь, 1996.

Захарова А. В. Усвоение дошкольниками падежных форм//Доклады АПН РСФСР. — 1958. — № 3.

Земская Е. А. Речевой портрет ребенка (к вопросу о системности неко­дифицированных сфер устной речи)// Язык: система и подсистемы. К 70-летию М. В. Панова. — М., 1990.

Земская Е. А., Китайгородская М. В. Наблюдения над просторечной мор-фологией/Дородское просторечие. Проблемы изучения. — М., 1984.

Золотова Г. А. Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. — М., 1988.

Елъмслев Л. О категориях личности-неличности и одушевленности-нео­душевленности // Принципы типологического анализа языков различ­ного строя. — М., 1972.

Исенина Е. И. Психолингвистические закономерности речевого онтогене­за. (Дословесный период). — Иваново, 1983.

Исенина Е. И. Дословесный период развития речи у детей. — Саратов, 1986.

Исенина Е. И. Коммуникативная значимость вокализаций в дословесном периоде развития речи у детей (сравнительное экспериментальное ис­следование) //Структуры языкового сознания. — М., 1990.

Карпова С. Н., Колобова И. Н. Особенности орентировки на слово у детей. — М., 1978.

Касевич В. Б. Онтолингвистика: типология и языковые правила//Язык, речь и речевая деятельность. — М., 1998. — Т. 1.

Кацнельсон С. Д. Типология языка и речевое мышление. — М., 1972.

Кацнелъсон С. Д. Содержание слова, значение и обозначение. — М.; Л., 1965.

Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М., 1979.

Косериу Э. Синхрония, диахрония и история//Новое в лингвистике. — Вып. III. — М., 1963.

Кубрякова Е. С. Данные о детской речи с общелингвистической точки зрения //Детская речь как предмет лингвистического изучения. — Л., 1987.

Кубяркова Е. С. Размышления об аналогии//Сущность, развитие и функ­ции языка. — М., 1987-6.

Кубрякова Е. С. Аналогия и формирование правил в детской речи// Детс­кая речь: лингвистический аспект. — СПб., 1992.

Кубрякова Е. С. Типы языковых значений. Семантика производного сло­ва. — М., 1981.

Кузьмина Т. В., Столярова Э. И., Цейтлин С. Н. Речь русского ребенка: Зву­чащая хрестоматия. Приложение к Бюллетеню Фонетического фонда русского языка. — Санкт-Петербург; Бохум, 1994.

Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. — М., 1999.

Леонтьев А. А. Исследования детской речи //Основы теории речевой дея­тельности. — М., 1974.

Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности. — М., 1965.

Лепская Н. И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации). — М., 1997.

Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов ребен­ка: Экспериментальное исследование. — М., 1956.

Лурия А. Р. Язык и сознание. — М., 1979.

Лурия А. Р. Из дневника за 1938—1941 гг.(Наблюдения за развитием дочери)// Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. — 1992. — № 2.

Менчинская Н. А. Развитие психики ребенка: Дневник матери. — М., 1957.

Менчинская Н. А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет: Дневник развития дочери. — М., 1996.

Мехович Т. А. Материалы к словарю детской речи (неузуальные слова). — Владивосток, 1983.

Негневицкая Е. И., Шахнарович А. М. Язык и дети. — М., 1981.

От нуля до двух: Дневниковые записи /Сост. С. Н. Цейтлин, — СПб., 1997.

От двух до трех. Дневниковые записи/Сост. С. Н. Цейтлин, М. Б. Елисее­ва. — СПб., 1998.

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — СПб., 1997.

Протасова Е. Ю. Некоторые аспекты процесса номинации у детей// Язык и когнитивная деятельность. — М., 1989.

Протасова Е. Ю. Дети и языки: Организация жизнедеятельности детей в двуязычном детском саду. — М., 1988

Сахарный Л. В. Осознание и объяснение производных слов детьми-школь­никами //Живое слово в русской речи Прикамья. — 1992.

СалаховаА.Д, Развитие звуковой стороны речи ребенка: Дневник матери. — М., 1973.

Слобин Д., ГринДж. Психолингвистка. — М., 1977.

Русская разговорная речь: Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. — М., 1983.

Сикорский И. А. О развитии речи у детей//Собр. соч. — Киев, 1899. — Т. 2.

Слобин Д. Когнитивные предпосылки развития грамматики// Психолин­гвистика. — М., 1974.

Словарь русского ребенка: Материалы по развитию детского языка. — М.; Л., 1926.

Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики: Труды по языкознанию. — М., 1977.

Суперанская А. В. Язык и дети: Проблемная группа по эксперименталь­ной и прикладной лингивистике. Предварительные публикации. Вып. 72. -М., 1975.

Тер-Минасова С. Г. К проблеме детской речи//Вопросы языкознания. -1969. — № 4.

Типология каузативных конструкций/Отв. ред. В. С. Храковский. — Л., 1969.

Тулъвисте Т. О развитии метаязыковых способностей у детей//Язык и структура знания. — М., 1990.

Уфимцева Н. В. Психолингвистические характеристики функционирова­ния категории падежа существительного в русском языке // Психолин­гвистические проблемы грамматики. — М., 1979.

Уфимцева Н. В. Человек и его сознание: проблемы формирования// Язык и сознание: парадоксальная рациональность. — М., 1993.

Ушакова Т. Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы и психофизиологические механизмы внутренней речи. — М., 1979.

Ушакова Т. Н. О механизмах детского словотворчества //Вопросы психо­логии. — 1969. — № 1.

Фергюссон Ч. Автономная детская речь в шести языках//Новое в зару­бежной лингвистике. — Вып. VII. — М., 1975.

Харченко В. К. Словарь детской речи. — Белгород, 1994.

Цейтлин С. Н. «От двух до пяти» К. И. Чуковского и проблемы современ­ной лингвистики//Русский язык в школе. — 1985. — № 6.

Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. — СПб., 1997.

Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи/Под ред. Е. С. Куб-ряковой. — М., 1991.

Чуковский К. И. Матерям о детских журналах., — СПб., 1911.

Чуковский К. И. От двух до пяти (любое издание).

Шахнарович А. М. Психолингвистические проблемы овладения общени­ем в онтогеиезе//Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Шахнарович A.M. Теоре­тические и прикладные проблемы речевого общения. — М., 1979.

Шахнарович А. М., Юрьева Н. М. Психолингвистический анализ семанти­ки и грамматики (на материале онтогенеза). — М., 1990.

Шахнарович А. М., Лендел Ж. «Естественное» и «социальное» в языковой способности человека//ИАН ОЛЯ. — 1978. — Т. 37. — № 3.

Швачкин Н. X. Развитие фонематического восприятия речи в раннем воз­расте// Известия АПН РСФСР. — 1948. — Вып. 13.

Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. — Л., 1974.

ЭльконинД. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. — М., 1958.

Якобсон Р. Избранные работы. — М., 1985.

Якобсон Р. Вклад Энтони в лингвистику//Якобсон Р. Язык и бессозна­тельное. — М., 1996.

Anisfeld М. Language development from birth to three. — Hillsdale, NJ, Lawrence Erlbaum, 1984.

Bates E,, Bretherton I. and Snyder. From First Words to Grammar: individual

differences and dissociable mechanisms. — Cambridge, 1988. Bloom L. One word at a time. — The Hague, Mouton, 1973. Bloom L. Language development from two to three. — Cambridge, University Press,

1991.

Brown R. A first language: the early stages. — Cambridge, Mass., 1973. Chomsky N. Syntactic structures. — The Hague, Mouton, 1972. Clark E. The Lexicon in Acquisition. — Cambridge, 1993. Clark H., Clark E. Psychology and language; an introduction. — New York; Har-

Источник

Появившись на свет, младенец испытывает то, что психологи называют кризисом новорожденности. И в самом деле, в одно мгновение изменяются все привычные условия его обитания: из влажной среды ребенок переходит в среду воздушную; изменению подвергаются система питания, кислородный обмен. Все это не может не вызвать сильного стресса, последствия которого преодолеваются первый месяц жизни. В это время интерес новорожденного к окружающему миру сильно ослаблен. Как же начинают проявляться первые признаки языковой личности? как начинается путь усвоения системы коммуникации?

Человек рождается с несомненными предпосылками к овладению речью: он обладает слухом, он сразу же издает крик при рождении — это его первая неосознанная фонация; он обладает рядом инстинктов и безусловных рефлексов, позволяющих ему реагировать на мир зрительно, осязательно, обонятельно и вкусом. Врожденным, например, является хватательный рефлекс и развивающаяся способность фиксировать взгляд на том или ином предмете. Лицо и все тело ребенка приспособлено для выражения первых (пока еще примитивных) эмоций, сигнализирующих о его состоянии. Позднее появится жест «дотягивания и обладания»,

связанный с объектом, привлекшим его внимание. Этот момент станет фундаментальным в становлении жестикуляции в целом: жест «дотягивания» вместе с мимикой и движением глаз впоследствии будет сокращаться и превращаться в указательный жест, который сохранится на всю жизнь. Безусловный рефлекс ощупывания ближнего предмета со временем превратится в описательный жест, как бы повторяющий контуры представляемого объекта («круглый», «квадратный», «большой» и пр.). Весь первый год своей жизни ребенок старательно преобразует полученные по наследству рефлекторно-двигательные реакции — крик, хватательный рефлекс, поворот головы, направление взгляда и т. п. — в знаковые (протознаковые) средства общения. Превращение рефлекса в знак можно проследить на примере младенческих криков.

Крик — инстинктивная оборонительная реакция ребенка на любой испытываемый им дискомфорт: голод, жажду, боль, мокрые пеленки и т. п. Поначалу крик ни к кому не обращен. Однако довольно скоро на рефлекторном уровне младенец устанавливает связь между собственным криком и последующим устранением возникших неудобств. Крик обретает адресата, он делается прерывистым. Ребенок подаст голос и ждет: услышали ли его призыв. И если в течение паузы ничего не меняется — никто не подходит к кроватке, — крик возобновляется, иногда — с усилением экспрессии. Так крик обретает знаковые функции.

Другая рефлекторная реакция новорожденного — улыбка. Биологический смысл улыбки не прояснен до сих пор. Опрос многих молодых мам показал, что улыбка появляется на лице младенца в первые дни его пребывания на свете. Однако, как и крик, она поначалу не имеет адресата. Первое время улыбка -лишь физиологическое проявление удовольствия. Но уже после трех недель жизни ребенка она приобретает черты психологически обусловленного поведения: она становится своего рода жестом, адресованным взрослому. Впоследствии она войдет в «комплекс оживления» — радостную реакцию на появления в поле зрения младенца любого взрослого — и где-то к трехмесячному возрасту приобретет инструментальную функцию: будет направлена на то, чтобы вызвать ответную реакцию.

Итак, физиологические, генетически наследуемые рефлекторные двигательные проявления становятся первыми протознаками, в совокупности образующими то, что известный специалист

по детской речи Е. И. Исенина называет протоязыком, т. е. первичную дословесную систему коммуникации. Отметим еще раз, что протоязык имеет невербальную паралингвистическую природу. Он состоит из жестов, мимических движений, манипуляций с предметами, неречевых звуков и т. д.

Основой протоязыковой системы являются жесты (их еще называют кинезнаками). Психологи выделяют два типа кинезнаков, » которые используются младенцами для передачи каких-либо желаний.

1. Знаки, которые изобретались ребенком в процессе общения. Это изобразительные знаки, которые не имеют социально-фиксированной формы (указание, отталкивание и т. п.).

2. Паралингвистические жесты, которые составляют часть речевого поведения, присущего именно данной культуре. Эти знаки появляются несколько позже и могут отличаться у различных народов. Например: у русских согласие обозначает кивок головой, у болгар и турок — отрицание; русские, помогая себе при счете, загибают пальцы, начиная с мизинца, европейцы и американцы — разгибают, начиная с большого пальца; и т. п

Невербальные протознаки составляют основу речевой деятельности ребенка первые два года его жизни. С появлением «нормального» словесного языка они не исчезают вовсе, а уходят вглубь языкового сознания становящейся личности. Уйдя внутрь, протоязык образует базис для формирования особого языка интеллекта, который, как мы уже говорили, Н. И. Жинкин называл универсально-предметным кодом. Позже эта система будет совершенствоваться вместе с языком, влияя на процесс порождения

Параллельно с формированием и функционированием протоязыка происходит голосовое развитие ребенка, которое на первых порах осуществляется в рамках наследственной программы.

Стадии голосового развития ребенка.

Стадия крика длится первые два месяца жизни человека. С физиологической точки зрения, крик младенца представляет собой оборонительную реакцию на любой физический дискомфорт. Его невозможно разбить на отдельные составляющие компоненты, выделить в нем те или иные звуки. При этом вокализации новорожденного бесконечно вариативны: ни один ребенок не кричит одинаково дважды и нет двух детей, которые кричат похоже. Голосовые связки не принимают участия в порождении

крика: производство звука здесь связано с работой дыхательного аппарата, в первую очередь — диафрагмы. При работе диафрагмы голосовая щель или широко открыта, или спазматически сжата. Это создает предпосылки для появления звуков, подобных гласным или согласным. Однако анализ этих звуков показывает, что они не имеют ничего общего ни с гласными ни с согласными звуками. Они так же бесструктурны, как и звуковые сигналы животных.

Стадия крика имеет важное значение для координации дыхательного и голосового аппаратов; она готовит почву для последующего развития интонации голоса, для активизации артикуляторного аппарата.

Стадия гуления и гукания (2-3 мес. -4-5 мес). Как и крик, гуление и гукание суть реализация наследственной программы голосового развития: они не предполагают «обратной связи» и характерны даже для глухонемых от рождения детей. Внешне гуление представляет собой фонацию дослогового типа, монотонную вокализацию, напоминающую воркование голубя. Гукание — это короткие звуковые реакции, представляющие собой звукокомплексы типа: агу, убу; эгн, экх, эбм и т. п. И гуление и гукание развиваются на базе генетических предпосылок, которые связаны с рефлексами дыхания, сосания, глотания.

Основная функция гуления (гуканья) — выражение положительных эмоций. Гулит и гукает ребенок тогда, когда он испытывает комфортное состояние. В речевом развитии ребенка гуление (и гуканье) выполняют роль тренировки (разминки) речевого аппарата, Необходимого для последующей речевой деятельности.

Параллельно с гулением и гуканьем в этот период голосового развития продолжает функционировать крик, который трансформируется в плач и вскрики. Плач становится средством выражения отрицательных эмоций. Вскрики реализуются в ситуациях неожиданных отрицательных контактов с внешним миром: испуг, неожиданная боль и т. п.

Стадия лепета (4-5 — 19-20 мес.) Лепет представляет собой слоговые фонации, где чаще всего производятся удвоенные слоги типа «да-да», «ма-ма», «ба-ба» и пр.). На ранней стадии лепетного развития ребенок произносит звуки, которые есть в самых разных языках, и даже звуки, которые не свойственны человеческой речи: щелканье, бульканье, фырчание, птичий щебет и т. п.

Голосовая эволюция в лепетный период подчинена действию имитационного рефлекса. В этом ее принципиальное отличие от гуления: теперь уже, помимо «разминки» мускулатуры речевого аппарата, начинает работать и слуховой анализатор. Важнейшая роль здесь принадлежит механизму, называемому эхолалией -бессознательному подражанию звукам слышимой ребенком речи. При этом сначала ребенок в своих вокализациях «подражает» самому себе. Такое явление носит название аутоэхолалии. Механизм ауто- и эхолалии реализуется на слоговом уровне: младенец повторяет не звуки и не слова, а слоговые образования. На его основе в вокализациях ребенка появляются всем известные слова: папа, мама, няня, дядя, тетя и т. п. Сам ребенок в эти псевдослова не вкладывает никакого смысла. Взрослые позаимствовали эти звуковые оболочки для обозначения близких для малыша родственников. Подобные лексемы есть в разных языках, но могут отличаться по значению. Так, в грузинском языке дада — отец, нана — мать и т. п.

«Работа» механизма эхолалии протекает в согласии с общим имитативным рефлексом: посторонние, чуждые для данной речевой среды звуки «отсекаются», собственные же вокализации «подгоняются» под слышимую речь. К шести-семимесячному возрасту в лепете младенцев уже хорошо представлены фонетические особенности языка, на котором говорят окружающие ребенка взрослые. Об этом свидетельствуют опыты американские ученых, записавших на магнитофон лепет детей: американцев и китайцев. Запись предлагалась для прослушивания американским и китайским студентам, которые безошибочно узнали вокализации своих соплеменников.

В развитии лепета слуховой и речедвигательный анализаторы работают во взаимосвязи. Важнейшую роль приобретает слух, который позволяет ребенку воспринимать звучащую речь окружающих и сличать (на бессознательном уровне) с ней собственное звукопроизношение. Очень важно, чтобы родители обращали внимание на состояние органов не только речи, но и слуха именно в этот период жизни их ребенка. Недостатки слуха (например, серные пробки в ушах) могут стать причиной необратимых или трудно устранимых дефектов речевого развития.

Источник

Читайте также:  Рукоделие и влияние его на развитие ребенка