Интерес ребенка к своему телу в 5 лет
Кризис в 5 лет у ребенка встречается практически в каждой семье. И не стоит воспринимать возникшие трудности как капризы или проявление скверного характера. На самом деле проблемы в поведении в этом возрасте свидетельствуют об очень серьезных возрастных изменениях.
Как меняется поведение и психология ребенка в 5 лет
В пятилетнем возрасте у детей происходят интенсивные физиологические и психологические процессы. И в связи с этим на нервную систему оказывается колоссальная нагрузка. Поэтому этот период взросления сопровождается частым возникновением стрессовых переживаний, с которыми дети не всегда могут справиться. Родители пятилеток замечают, как меняется поведение их ребенка, и не всегда могут найти этому объяснение.
Кризис в 5 лет у ребенка пройдет легче, если следовать советам психологов
К 5 годам в жизни и мироощущении малыша происходят такие перемены:
- он социализируется, учится воспринимать взаимоотношения между людьми. Дети начинают устанавливать тесные контакты с ровесниками. Также они обращают внимание на характер связей между людьми во взрослом мире и начинают выстраивать оценочную шкалу;
- начинается идентификация себя и окружающих по половому признаку;
- интенсивно идет нравственное развитие. Дети учатся разбираться в категориях «добро-зло», «чуткость-безразличие», «можно-нельзя» и многих других;
- малыши учатся самостоятельно рассуждать, формировать свое собственное мнение. И часто в этом возрасте детские умозаключения кажутся взрослым парадоксальными;
- большие проблемы доставляют родителям и начавшиеся страхи. Дети часто боятся разочаровать родителей, потерять их любовь. Начинается боязнь темноты, одиночества, большого количества людей и многого другого.
Пять лет — это период интенсивного познания законов мира. Но так как свой опыт еще не накопился, малыши стараются тщательно подражать своим родителям или другим, авторитетным в их глазах, людям, не до конца еще понимая глубинной сути поступков взрослых.
В пятилетнем возрасте для нормального развития детей очень важно доброжелательное отношение к ним взрослых членов семьи.
Признаки кризиса
Переломный момент становления личности переживают все дети в пятилетнем возрасте. Но проявления психологического кризиса очень индивидуальны. Диапазон интенсивности симптомов перестройки личности может быть от очень ярких неожиданных эксцессов до почти незаметных постороннему глазу отклонений.
Чаще всего наблюдаются следующие признаки:
- у ребенка появляются приступы беспричинной злобы, агрессии, направленной на близких людей;
- дети могут «уйти в себя», замкнуться, перестать идти на контакт;
- начинаются требования чего-либо, сопровождаемые капризами и даже истериками;
- остро проявляется потребность «я сам». Это касается не только каких-то мелких дел, связанных с самообслуживанием, но и более серьезных, например, появляются попытки настоять самостоятельно ходить по улицам, даже если на них интенсивное движение транспорта или большое количество людей;
- возможно появление шутовского поведения, кривляния. У девочек непонятно откуда берется жеманность, манерничанье. Иногда такое поведение приобретает настолько гротескные формы, что родители в буквальном смысле не узнают своих детей.
В это же время у ребенка начинают проявляться страхи сделать что-то не так или недостаточно хорошо, потерять любовь членов семьи. Проявления страха могут заключаться в отказе идти на улицу гулять, желании спрятаться за родителей при попытке незнакомых людей поговорить с малышом.
В период психологического кризиса у пятилетних детей начинает буйно развиваться фантазия. При этом они придумывают всякие небылицы, несуществующих друзей. В этот период важно понять, что ребенок не становится обманщиком, а просто переживает достаточно тяжелый для его неокрепшей нервной системы период взросления.
Повышенное любопытство в 5 лет заставляет малышей подслушивать и подглядывать за взрослыми. Частая смена настроения, повышенная физическая и психоэмоциональная утомляемость — характерные признаки переломного периода.
Почему меняется поведение
Кризис в 5 лет у ребенка развивается не на пустом месте. Такому всплеску способствуют физиологические особенности маленького организма, его нервной системы и психики.
Один из признаков кризиса пятилетнего возраста — неожиданное кривляние, шутовство
Ребенок уже подрос, многое умеет делать сам и кажется себе достаточно взрослым. Но с одной стороны, он видит, что все его попытки выглядеть «большим» взрослыми всерьез не воспринимаются, а с другой – сам чувствует, что еще очень сильно «не дотягивает» до желаемого уровня.
На внутренний психологический конфликт накладывается действие и других факторов:
- наступает период интенсивного развития коры головного мозга, отвечающей за корректность процессов мышления, связь с внешним миром. Дети в этот период учатся контролировать свое поведение, проявление эмоций;
- появляется желание общаться с другими детьми, но очень часто такие контакты приносят разочарование, т.к. дети, начиная общение с ровесниками, представляют этот процесс по-своему. Неоправданные ожидания часто приносят разочарования;
- ребенку часто не хватает словарного запаса и знания понятий, чтобы объяснить родителям свои мысли, переживания, эмоции. В результате появляется некоторая замкнутость, отчуждение.
5 лет – это возраст, когда начинают проявляться черты характера, а авторитет родителей немного падает. Это означает, что время безусловного послушания прошло. Дети уже начинают доступными способами отстаивать свое мнение.
Как вести себя родителям
Чтобы предупредить или сгладить проявление психоэмоциональных срывов, родителям надо не только демонстрировать понимание состояния своего ребенка, но и направить в мирное русло его импульсивность.
Для этого стоит придерживаться следующих правил:
- чаще играть с малышом: в дневное время это должны быть подвижные игры;
- незадолго до сна всей семьей устраивать прогулки на свежем воздухе;
- делегировать детям несложные домашние дела – поливать комнатные цветы, помогать маме в магазине с покупками.
При этом очень важно не забывать каждый раз благодарить за помощь и подчеркивать, насколько значимой она для вас является.
Всегда отмечайте успехи и таланты своих детей в любой области, поощряйте его стремление узнавать новое. И как можно чаще напоминайте ему, что вы все равно его любите. Тогда кризис в 5 лет у ребенка будет протекать намного мягче.
Обязательно объясните детям границы дозволенного и расскажите, почему должно быть именно так.
Малыш должен знать законы и порядки, принятые в семье. Если он устроил истерику из-за того, что что-то произошло не так, как он хотел — переждите. Когда ребенок успокоится, надо поговорить с ним, объясняя, как надо себя вести, почему нельзя делать то, что он хочет, устраивать истерики.
Советы психолога о том, чего делать не стоит
Прежде всего, ни в коем случае не следует ругать ребенка и уж тем более наказывать за плохое поведение. Иначе можно спровоцировать отчуждение и замкнутость, а в дальнейшем это приведет к нарушениям социализации.
Полностью исключается и применение физической силы. Детям в это период и так тяжело, а, поднимая на него руку, можно еще больше ухудшить состояние, нанести серьезную психологическую травму.
При отсутствии доверительных отношений ребенок сделает вывод, что его проблемы никого не интересуют, он всем мешает и может отказаться от открытого общения с родителями.
Никогда не стоит критиковать поведение, поступки ребенка в присутствии кого бы то ни было. Все свои замечания и претензии надо обсуждать с глазу на глаз.
Советы психолога включают запрет на демонстрацию детям своих негативных эмоций. Не стоит показывать свое огорчение, растерянность, злость или обиду. Невозмутимый вид родителей в ответ на истерику обескуражит ребенка, и он очень быстро успокоится сам. Такое поведение будет профилактикой возможных манипуляций взрослыми в будущем.
Родителям сложно сохранить спокойствие и терпение, наблюдая всплеск эмоций не в меру разбушевавшегося чада. Но всегда стоит помнить, что малышу пережить этот кризис намного сложнее. В этом возрасте формируется восприятие мира и своего места в нем. Поэтому родителям надо отнестись с терпением и пониманием к капризам своего пятилетнего ребенка.
Читайте в следующей статье: кашель у грудничка без температуры
Источник
Не проговариваемые, вытесненные, стыдливые темы не теряют актуальности, только оттого, что мы о них молчим или старательно не обращаем на них внимания. Они — причина повышенной тревожности, страха, а значит и не совсем правильных реакций и поступков.
Чтобы быть грамотными родителями, нам нужна грамотная информация. И за ней мы обратились к психологу Наталие Литвин.
Наталия Литвин
Эксперт
Психолог, соавтор и ведущая семинара для родителей «Секрет на букву «С»/ О сексуальном развитии ребенка»
Инцидент в одном садике
Мне позвонила мама четырехлетнего мальчика. Она была встревожена, от волнения долго не могла сформулировать, в чем проблема.
В садике ей сообщили, что сегодня с ее сыном произошел неприятный инцидент. Инцидент, как выяснилось, заключался в том, что мальчик снял трусики и демонстративно ходил вокруг своей одногруппницы, давая ей потрогать ту самую, «интересную штучку». Девочка рассказала все своим родителям. Теперь ее мама требует у родителей мальчика извинений, наказаний, поговорить и вообще сделать что-то со своим сыном, чтоб он не развращал других детей.
Наверное, в этом «инциденте» можно увидеть больше забавного, чем страшного. Если бы не то, что трое взрослых здесь оказались в тревоге, панике и непонимании. Мама девочки, мама мальчика и воспитательница.
Никто из них не знал, что делать, когда дети впервые проявили свою сексуальность. И к слову, история совсем не единична.
Примерно, 3-6 лет – самый «сексуальный» возраст. И когда наши дети в него вступают, мы часто не знаем, как правильно реагировать. Не смотря на то, что большинство родителей догадывается о том, что шила в мешке не утаишь и разговоров о сексе, половом развитии и сексуальной стороне жизни не избежать, попадая в подобные ситуации, мы все равно часто начинаем волноваться. Стараемся либо избежать общения, либо говорим непонятными детям словами, либо ругаем детей за «непристойности».
Здесь понятна и тревога родителей, и тревога воспитателя, который отвечает за безопасность детей. Вопросов много. С чего же начинается сексуальная безопасность? Что можно, а что нельзя? Каким должно быть сексуальное воспитание? Когда его начинать?
На некоторые постараемся ответить. Давайте начнем сначала.
Норма развития
Развитие ребенка предполагает и сексуальное развитие тоже. Ребенок обязательно будет задаваться вопросами на эту тему, искать ответы на эти вопросы. Если мы, родители, будем избегать подобных разговоров и стараться оградить ребенка от какой-либо информации на тему полового развития, различия между мужчинами и женщинами и т.д, ребенок все равно эту информацию найдет. Насколько она будет корректной, насколько безопасной? Протестируйте, загуглите, к примеру, слова «секс. видео».
Сексуальность ребенка начинается не в подростковом возрасте, а еще до рождения.
А примерно в два года ребенок начинает отделять себя от других, осознавать, что у него есть свое тело, оно отличается от Маши, Пети и т.д. Учится его ценить. Начинает изучать себя, других, узнавать, как называются те или иные части тела, сравнивать их. Этот интерес очень большой. Подавить его невозможно. Да и последствий такого подавления много. Это и нарушения в половой сфере позже, и заниженная самооценка, и насилие, и многое другое.
Почему нужно говорить о сексе
Дети в 2-5 лет активно изучают свои гениталии, рассматривают их, трогают. Интерес ребенка к строению тела не имеет никакого подвоха. Для них это информация из серии «как работает подъемный кран» или «как это устроено». А вот когда мы отводим глаза, боимся или запрещаем им говорить, мы сами создаем напряжение. Лучше сразу удовлетворить естественный интерес ребенка, и он переключится на другие познавательные темы. Ведь с мире еще столько неизведанного!
Когда вы разговариваете с ребенком на тему полового развития, между вами возникает ценнейшая эмоциональная связь и доверие.
Это доверие очень сложно создать позже. Как необходимо оно будет вам в подростковом возрасте! И в таких интимных беседах, в том, как это происходит (с теплом, ласковыми взглядами, прикосновениями и обнимашками), между вами и ребенком завязывается прочная нить, которая сохранится навсегда. Именно это доверие приведет ребенка к вам, если его что-то насторожит в отношениях с другими взрослыми или детьми.
То, как мы реагируем на первые проявления сексуальности ребенка, очень влияет на его отношение к себе, своему телу, на его самооценку. Если мы тревожимся и ругаем его – он может начать думать, что с ним что-то не так. Поэтому не стоит обвинять его в непристойном поведении. С ним все в порядке и ведет он себя абсолютно нормально.
Такой сигнал ему дает наше спокойное отношение. Он понимает, что здоров, красив, родители его любят. Что ему не нужно искать подтверждение своей ценности от других людей.
Учим интимности
Но такие проявления — это повод для того, чтоб постепенно приучать его к тому, что есть вещи, которые не принято делать при других. Например, ходить в туалет или быть раздетыми. То же касается игр с другими детками. Вводим правило, что играем всегда одетыми. Важно, чтоб это было мягкое и постепенное приучение. Конечно, без критики и наказаний.
Именно сейчас появляется понятие интимности. Учим ребенка тому, что к его телу никто не может прикасаться. Только родители и врач (если это необходимо). Об этом — в следующей статье.
Игры детей на сексуальную тематику – отличный повод для начала полового воспитания.
Лучше всего начать с того, что обсудить с ними строение тела, поговорить о том, что у мальчиков и у девочек есть одинаковые части тела, а есть разные. Разные называются половыми. Их не принято выставлять напоказ.
Половые органы имеют свои названия. И это точно не «варенички», «краники», «ромашки» (народное творчество тут безгранично)). Это пенис и вагина. Если вам такие названия кажутся слишком официальными для ребенка, вполне приемлемы «пися» и «писюн». Важно, чтоб ребенок мог в ваше отсутствие объяснить, что его беспокоит (если такое случится), и чтоб над ним не смеялись другие дети.
Дети 3-6 лет играют в игры с элементами сексуальности – это свойственно возрасту. Куколки (или даже машинки)) могут обниматься, целоваться, жениться – так дети изучают социальные роли. Игры в доктора, «ты покажи мне, а я тебе» тоже носят познавательный характер. Они могут быть между детьми одинакового возраста.
Важно следить, чтоб не было проникновений в отверстия тела, чтоб дети не были агрессивными или подавленными после игр.
А еще ведь сексуальность – это не только физические проявления. Это и чувства. И кроме того, что есть механизм, есть еще и что-то неуловимое и теплое в груди, есть любовь, нежность. Пока мы не назовем ребенку, что это, не расскажем, что любовь бывает разной – он не будет знать, что тоже умеет любить.
В 3-6 лет дети, как уже было сказано, впервые сталкиваются с проявлениями своей сексуальной стороны. Они еще совсем не умеют справляться с ней. Это что-то непонятное, необычное, но очень привлекательно и приятное. Им нужно постепенно найти баланс между «хочу» и «можно». Между телом и чувствами. Научиться оберегать себя. И только мы, взрослые можем им в этом помочь.
Поэтому, давайте сделаем вдох и выдох. Вспомним о том, что нас всех не нашли в капусте.
Обнимем деток. И… скажем им правду)
P.S. Если тревоги и вопросы родителей остаются, воспитателю хорошо бы обратиться за помощью психолога, инициировать групповую встречу на тему сексуального воспитания детей. Где специалист поможет родителям справиться с тревогой, разъяснит, как реагировать на проявления сексуальности, ответит на вопросы. Это и сигнал родителям, о здоровом отношении воспитателя к детям и теме сексуальности.
Телефон нашего специалиста: 096 058 83 87
Фото: страница автора, depositphotos.com
Читайте также
Источник
С первых дней жизни ребенок начинает интересное путешествие в жизнь. Но прежде чем научиться жить, нужно узнать себя. С начало это сложно, так как его жизнь неотделимо связана с матерью. Но затем наступает тот момент, когда малыш понимает, что он может уже некоторые действия совершать сам. Так из месяца в месяц, обретая новые навыки, он совершает важные шаги – познает мир. Но можно ли познать мир, не познав себя. Нет. И вот ребенок уже знает, где у него голова, уши, рот, пальцы, руки, ноги и т.д. Но разве этого достаточно? Опять нет. Он хочет узнать больше о себе, о том, как он устроен, что он может чувствовать в тот или иной момент жизни. Об этом родители точно не расскажут. Но он этого и не ждет. Он сам исследует, сам экспериментирует и если надо задает вопросы. И многих родителей такое поведение шокирует, но на самом деле ребенок развивается, и он должен очень много успеть.
И так давайте поговорим о сексуальном поведении ребенка, с целью лучше понять его, чтобы вырастить здоровым и счастливым.
Многих родителей зачастую пугает некоторое поведение их детей, и более того они считают его не допустимым. Было бы прекрасно, если вы научились относиться так к детям, чтобы им хотелось открыться и довериться вам, а не замкнуться в себе. И очень важно с самого начало осознавать, что именно от первых успешных шагов зависит, насколько они будут счастливыми в общении, как супруги и родители.
С момента рождения он может слышать, видеть, ощущать и получать удовольствие. Первые ощущения, которые доставляют удовольствие, ребенок испытывает уже в первые часы после рождения. Именно тогда, когда он сосет грудь матери, во всяком случае, это не только пища, но и общение, а также защита. Фактически он попал в неизведанный и холодный мир, который еще не знает. И именно поэтому материнская забота, которая также проявляется через кормление, дает такое необходимое ощущения защиты и любви.
Нормальное сексуальное поведение от 0 до 2 лет проявляется следующим образом:
Первый интерес к сексуальному поведению у детей возникает в 1.5 – 2 года. Именно в этом возрасте происходит первый сексуальный отклик у них, когда их баюкают, ласкают, обнимают, целуют, прижимают к телу, что необходимо для установления эмоционального контакта с родителями. Сосание материнской груди для малышей это не только способ насытиться, но и получить удовольствие от контакта с матерью.
В 2 года малыши стремятся перед сном поцеловать мать, да и не только перед сном, наверное, при любом контакте, когда хочется побыть с матерью, привлечь ее внимание. В 2 года дети уже различают по одежде и по прическе противоположный пол. В 2.5 года они знают о своих половых органах и начинают играть с ними. Именно это пугает родителей. Отмечу, что этот процесс абсолютно естественный. В этом возрасте дети исследуют свое тело, и что зазорного в том, что они будут исследовать и половые органы тоже. Исследователи отметили, что мальчики играют со своими гениталиями, начиная с 6-7 месяцев, а девочки с 10-11 месяцев. Они трогают их, когда что-то беспокоит и они, таким образом, успокаиваются. Исследуя свое тело интересно, чем отличается одна часть тела от другой. Проявляют интерес к обнаженному телу других людей. В этом возрасте появляется особый интерес к физиологическим отличаем полов. Возникают вопросы о материнской груди. Свой интерес они удовлетворяют тем, что смотрят или трогают других.
Именно в этом возрасте дети получают первые реакции родителей, которые бывают либо положительными, либо отрицательными. И, исходя из этого, можно сказать, что если у ребенка закрепилось в сознании приятные ощущения, и он не получил негативной оценки родителей, то это сыграет положительную роль в интимных отношениях в будущем.
Родители, если вы стали свидетелями такой игры своего ребенка, откажитесь от всякого рода негативного выражения своих чувств. Тем самым вы закрепите уверенность в том, что все, что он делает это нормально.
Если же вы не удержались от высказываний, таких как « хорошие дети об этом не говорят…», «хорошие дети это руками не трогают…», и т.д. И у ребенка закрепилось ощущение, что это плохо. Тем самым взрослые прививают чувства стыда, а это может проявиться в скованности поведения, в снижении чувства самоуважения, неуверенности в себе. Скорее всего, это чревато последствиями в будущем уже для взрослого человека.
Чаще общайтесь телесно со своим ребенком, берите его на руки, целуйте, обнимайте, проявляйте свою любовь. Если ребенок чувствует любовь своих родителей и может сам свободно проявлять ее. Тогда и отношения с другими людьми он сможет выстраивать более легко, уверенно и успешно. Если ребенок будет испытывать дефицит телесных прикосновений с родителями, впоследствии он может испытывать трудности в отношениях с другими людьми, в том числе и интимных.
Нормальное сексуальное поведение от 3 до 5 лет проявляется следующим образом:
В 3 года ребенок дети уже понимают и осознают себя мальчиками или девочками. Детей в этом возрасте продолжает волновать вопрос, чем отличаются мальчики от девочек. Их интересует вопрос, почему мальчики писают стоя, а девочки сидя. Задают вопросы о том, откуда берутся дети, где они были раньше. Их удовлетворяют самые простые ответы на вопрос. В этом возрасте проявляется первый интерес к противоположному полу.
В 4 года появляются игры с обнажением, особенно часто дети любят играть в «дочки-матери», « игра в доктора», « покажи мне твой », где дети демонстрируют гениталии друг другу. В лексиконе детей появляются не приличные слова, которые они любят повторять. Хотя, зачастую не понимают смысл этих слов. Возрастает интерес к беременности и родам, и именно поэтому это прекрасный повод рассказать им о том, как устроено человеческое тело, как происходит зачатие ребенка. Очень важно называть правильно части тела. Например, половой член, влагалище, матка, половые губы и т.д. Удовлетворить любопытство малыша в этом возрасте не простая задача, поэтому запаситесь выдержкой и терпением, а еще знаниями соответствующие этому возрасту.
К 5 годам у них снижается интерес к различиям полов, появляется желание иметь брата или сестру, интересуются детством родителей.
Интерес к различию между полами, повышенный интерес к сексуальным действиям, части тела/неприличные слова, взаимное исследование, вопросы о беременности, сексуальные игры и ролевые игры.
Важно в этот период научить ребенка следующему:
- Что девочки и мальчики разные
- Научить правильному названию частей тела
- Что дети рождаются от мамы
- Что личное и публичное это разные вещи. Его тело его личное дело (речь идет о том, что ребенок должен знать, что, никто из посторонних не имеет право дотрагиваться до его тела, особенно до половых органов).
- Простые ответы о теле и его функциях
- Научить говорить «нет».
Надо помнить, что любые действия, игры, эксперименты наших детей в этом возрасте, они связанны прежде всего с любопытством и желанием ознакомиться со своим телом поближе. Это любопытство несет в себе только познавательный характер. И не имеет сексуального контекста, как думают многие родители.
Источник