Интерес ребенка к гениталиям 5 лет

Интерес ребенка к гениталиям 5 лет thumbnail

анонимно, Женщина, 28 лет

Добрый день!
Мой сын — любознательный, развитый (иногда не по годам) мальчик.
Сейчас ему 5,5 лет, но первые проявления повышенного интереса к писе-попе появился еще года 2 назад… Были в гостях у друзей: родители в зале, дети в комнате. На тот момент сыну 3,5 года, двум другим детям (мальчик и девочка) по 3. Затихли, один из родителей на разведку пошел. Оказалось, карандашами «лечат» попу, ну типа уколы ставят. Судя по тому, что наш прыгнул под кровать моментально, а остальные соучастники наивными глазами смотрели и спокойно говорили, что это была не их инициатива, мне стало понятно, что мой ребенок это придумал и он осознает, что это неприлично. Попросили их сменить игру, использовать карандаши по назначению. Я спряталась за шкафом (зная своего сына), и как чуяла, шепотом предложение от сына играть в прежнюю игру повторилось. Я снова сделала сыну замечание, что игра нехорошая, трусы никто снимать не должен, играть в больницу можно и не раздеваясь. Перевели все в шутку.
Сейчас уже подросла и дочь (3 года), поэтому часто они играют вместе. Какое-то время назад могли и душ они вместе принять, но уже от этого отходим. Один раз застала их в комнате без трусов:( Сегодня сын снимал видео о своей жизни (рисунки, игрушки, квартиру, себя; телефон у него мой старинный, без интернета и сим-карты, слушает на нем музыку, «звонит» по игре, фотографирует), так вот невинное видео стало приправляться юмором уровня 5-летнего ребенка с упоминанием писи и попы, в итоге перешло все к съемке своих гениталий, потом еще и сестра оголила попу. Им смешно, мне грустно. Потом и фото в телефоне той же серии увидела, сделанные после видео.
Гостил вместе с троюродным братом (6,5 лет) у бабушки, играли, на великах гоняли, ссорились, бесились, в общем полноценно дружили. Перед сном смотрели в кровати мультик, бабушка зашла, увидела резкий шухер. Оказалось, что под одеялом сын со спущенными до колено спальными штанами, писюн торчком (что тоже для него не редкость, позже поясню почему). Брат говорит, что ему уже надоели предложения этой игры, не помню, как именно он выразился, то ли пися-попа, то ли пися в попе……. При этом у сына снова жуткий стыд, под одеялом с головой еще долго лежал. Бабушка попыталась особо в разборки не вступать.
Теперь про «эрекции». У сына с 3 мес аллергия, сопровождающаяся дерматитами, поэтому во время обострения высыпания и в паху бывают. Почесывания, лишние трогания себя могут к такому привести. Также были трудности с открытием головки, что тоже не могло оставить ребенка без участия к слежению за состоянием своего здоровья. После протирания полотенцем после душа может случиться «эрекция», также по утрам это бывает. Я, к сожалению, мало осведомлена в этой области, потому не знаю, норма это или повод для обращения к специалисту. Но вообще повышенный интерес к наготе себя и других, неприемлемые игры, явное удовольствие от демонстрации себя голым другим людям, детям уже составляют для семьи повод для беспокойства.

Вопрос деликатный. Хочется как-то правильно с ним поговорить, возможно, уже купить книгу по половому воспитанию, опять же она должна не травмировать психику дочери, т.к. явно ее эта книга стороной не обойдет. Боюсь, что он может закрыться совсем, но при этом не перестать получать удовольствие от подобного рода занятий, стараться это тщательнее скрывать, и кто знает, во что тогда это рискует перерасти…… С другой стороны, боюсь, что узнав новые подробности о внешних половых органах, ребенок начнет «просвещать» других детей….
Подскажите, стоит ли мне опасаться неприятных последствий, перечисленных выше? Семье достаточно трудно спокойно реагировать на такого рода поведение.
К какому специалисту стоит обратиться?
Нужна ли ребенку беседа со специалистом или достаточно родителю выступать в роли посредника?

Источник

Интерес ребенка к гениталиям 5 лет

  • Комментарии:
    0
  • Просмотры: 13958 / 695

Многие родители, не озадачившиеся до определенного момента изучением соответствующей литературы и не знакомые с нормальными периодами адаптации ребенка к окружающим явлениям и собственному телу, впадают в ужас, когда видят, что в сферу активного интереса ребенка попадают его половые органы. Итак, детский интерес к половым органам: что это такое, чем обусловлено и как реагировать?

Интерес ребенка к гениталиям 5 лет Во многих публикациях данное явление названо детским онанизмом или детской мастурбацией. Стоит понимать, что проявление интереса к гениталиям носит немного иной характер. Да, не стоит отрицать того факта, что манипуляции с половыми органами приносят приятные ощущения даже ребенку. Но ребенок будет их трогать в поисках удовлетворения лишь в том случае, когда ему не хватает родительского тепла и внимания. Примерно с такой же вероятностью маленький ребенок рано или поздно начнет грызть ногти. Зацикленность на собственном теле может быть следствием недополученных эмоций от матери и отца. Если в вашей семье все в порядке и ребенку уделяется достаточное количество внимания, его заинтересованность гениталиями будет иметь по большей части ознакомительный характер и довольно скоро пройдет.

Не нужно акцентировать внимание на том, что он делает, и тем более эмоционально реагировать. Подобное проявление эмоций лишь подстегнет малыша к повторению того, что вызывает столь яркие впечатления у родителей. В этом случае возможно перерождение интереса в привычку. Ведь вы опасаетесь именно этого? Значит отнеситесь к процессу как к еще одному этапу познания ребенком собственного тела. Вас же не беспокоит, когда он трогает нос или губы?

К тому же на данном этапе у ребенка отсутствуют понятия о морали, он не знает, что стыдно, а что нормально, и даже если семья абсолютно «правильная», ребенку жизненно необходимо ощутить свой организм как единую систему для последующего адекватного восприятия себя в этом мире. Если вам кажется, что ребенок погрузился в изучение собственного тела слишком глубоко, попробуйте чаще с ним разговаривать и дотрагиваться до него, брать на руки. Тактильный контакт с малышом позволит ему избавиться от необходимости трогать самого себя. Чаще общайтесь с ребенком и по возможности уделяйте ему максимум внимания.

Согласно учениям Фрейда, фактор питания также влияет на заинтересованность ребенка своими гениталиями. Принятие пищи – своего рода удовольствие, и если ваш ребенок является «малоешкой», а вы прикладываете все усилия к тому, чтобы скормить ему побольше каши, он перестает получать удовлетворение от физиологического процесса еды. И ищет возможности реализовать право на удовольствие в одной из немногих пока доступных ему сфер.

Также стоит подумать, не уделяете ли вы гигиене малыша мало внимания. Может быть, у него просто что-то чешется или зудит. Кандидоз (особенно если недавно вы принимали антибиотики), опрелости, дерматит, слишком тесная или слишком теплая одежда – бывает всякое. Ребенок может просто пытаться дать вам понять, что он испытывает дискомфорт.

Рекомендуем
Есть вещи, которые нельзя не любить, и одной из них является вкусная, сочная и ароматная пицца. Время от времени каждый из нас набирает заветный номер телефона или идет в любимое заведение, чтобы полакомиться свежей пиццей с любимыми ингредиентами. «Заказать пиццу Краснодар» – это не просто поисковый запрос, это реальная возможность быстро и вкусно поесть. Любимая еда, не выходя из дома и не прикладывая никаких усилий!

Источник

С первых дней жизни ребенок начинает интересное путешествие в жизнь. Но прежде чем научиться жить, нужно узнать себя. С начало это сложно, так как его жизнь неотделимо связана с матерью. Но затем наступает тот момент, когда малыш понимает, что он может уже некоторые действия совершать сам. Так из месяца в месяц, обретая новые навыки, он совершает важные шаги – познает мир. Но можно ли познать мир, не познав себя. Нет. И вот ребенок уже знает, где у него голова, уши, рот, пальцы, руки, ноги и т.д. Но разве этого достаточно? Опять нет. Он хочет узнать больше о себе, о том, как он устроен, что он может чувствовать в тот или иной момент жизни. Об этом родители точно не расскажут. Но он этого и не ждет. Он сам исследует, сам экспериментирует и если надо задает вопросы. И многих родителей такое поведение шокирует, но на самом деле ребенок развивается, и он должен очень много успеть.

И так давайте поговорим о сексуальном поведении ребенка, с целью лучше понять его, чтобы вырастить  здоровым и счастливым.

Читайте также:  Ребенок 5 лет кашляет по утрам что это может быть

Многих родителей зачастую пугает некоторое поведение их детей, и более того они считают его не допустимым. Было бы прекрасно, если вы научились относиться так к детям, чтобы им хотелось открыться и довериться вам, а не замкнуться в себе. И очень важно с самого начало осознавать, что именно от первых успешных шагов зависит, насколько они будут счастливыми в общении, как супруги и родители.

С момента рождения он может слышать, видеть, ощущать и получать удовольствие. Первые ощущения, которые доставляют удовольствие, ребенок испытывает уже в первые часы после рождения. Именно тогда, когда он сосет грудь матери, во всяком случае, это не только пища, но и общение, а также защита. Фактически он попал в неизведанный и холодный мир, который еще не знает. И именно поэтому материнская забота, которая также проявляется через кормление, дает такое необходимое ощущения защиты и любви.

Нормальное сексуальное поведение от 0 до 2 лет проявляется следующим образом:

Первый интерес к сексуальному поведению у детей возникает в 1.5 – 2 года. Именно в этом возрасте происходит первый сексуальный отклик у них, когда их баюкают, ласкают, обнимают, целуют, прижимают к телу, что необходимо для установления эмоционального контакта с родителями. Сосание материнской груди для малышей это не только способ насытиться, но и получить удовольствие от контакта с матерью.

В 2 года малыши стремятся перед сном поцеловать мать, да и не только перед сном, наверное, при любом контакте, когда хочется побыть с матерью, привлечь ее внимание. В 2 года дети уже различают по одежде и по прическе противоположный пол. В 2.5 года они знают о своих половых органах и начинают играть с ними. Именно это пугает родителей. Отмечу, что этот процесс абсолютно естественный. В этом возрасте дети исследуют свое тело, и что зазорного в том, что они будут исследовать и половые органы тоже. Исследователи отметили, что мальчики играют со своими гениталиями, начиная с 6-7 месяцев, а девочки с 10-11 месяцев. Они трогают их, когда что-то беспокоит и они, таким образом, успокаиваются. Исследуя свое тело интересно, чем отличается одна часть тела от другой. Проявляют интерес к обнаженному телу других людей. В этом возрасте появляется особый интерес к физиологическим отличаем полов. Возникают вопросы о материнской груди. Свой интерес они удовлетворяют тем, что смотрят или трогают других.

Именно в этом возрасте дети получают первые реакции родителей, которые бывают либо положительными, либо отрицательными. И, исходя из этого, можно сказать, что если у ребенка закрепилось в сознании приятные ощущения, и он не получил негативной оценки родителей, то это сыграет положительную роль в интимных отношениях в будущем.

Родители, если вы стали свидетелями такой игры своего ребенка, откажитесь от всякого рода негативного выражения своих чувств. Тем самым вы закрепите уверенность в том, что все, что он делает это нормально.

Если же вы не удержались от высказываний, таких как « хорошие дети об этом не говорят…», «хорошие дети это руками не трогают…», и т.д. И у ребенка закрепилось ощущение, что это плохо. Тем самым взрослые прививают чувства стыда, а это может проявиться в скованности поведения, в снижении чувства самоуважения, неуверенности в себе. Скорее всего, это чревато последствиями в будущем уже для взрослого человека.

Чаще общайтесь телесно со своим ребенком, берите его на руки, целуйте, обнимайте, проявляйте свою любовь. Если ребенок чувствует любовь своих родителей и может сам свободно проявлять ее. Тогда и отношения с другими людьми он сможет выстраивать более легко, уверенно и успешно. Если ребенок будет испытывать дефицит телесных прикосновений с родителями, впоследствии он может испытывать трудности в отношениях с другими людьми, в том числе и интимных.

Нормальное сексуальное поведение от 3 до 5 лет проявляется следующим образом:

В 3 года ребенок дети уже понимают и осознают себя мальчиками или девочками. Детей в этом возрасте продолжает волновать вопрос, чем отличаются мальчики от девочек. Их интересует вопрос, почему мальчики писают стоя, а девочки сидя. Задают вопросы о том, откуда берутся дети, где они были раньше. Их удовлетворяют самые простые ответы на вопрос. В этом возрасте проявляется первый интерес к противоположному полу.

В 4 года появляются игры с обнажением, особенно часто дети любят играть в «дочки-матери», « игра в доктора», « покажи мне твой », где дети демонстрируют гениталии друг другу. В лексиконе детей появляются не приличные слова, которые они любят повторять. Хотя, зачастую не понимают смысл этих слов. Возрастает интерес к беременности и родам, и именно поэтому это прекрасный повод рассказать им о том, как устроено человеческое тело, как происходит зачатие ребенка. Очень важно называть правильно части тела. Например, половой член, влагалище, матка, половые губы и т.д. Удовлетворить любопытство малыша в этом возрасте не простая задача, поэтому запаситесь выдержкой и терпением, а еще знаниями соответствующие этому возрасту.

К 5 годам у них снижается интерес к различиям полов, появляется желание иметь брата или сестру, интересуются детством родителей.

Интерес к различию между полами, повышенный интерес к сексуальным действиям, части тела/неприличные слова, взаимное исследование, вопросы о беременности, сексуальные игры и ролевые игры.

Важно в этот период научить ребенка следующему:

  • Что девочки и мальчики разные
  • Научить правильному названию частей тела
  • Что дети рождаются от мамы
  • Что личное и публичное это разные вещи. Его тело его личное дело (речь идет о том, что ребенок должен знать, что, никто из посторонних не имеет право дотрагиваться до его тела, особенно до половых органов).
  • Простые ответы о теле и его функциях
  • Научить говорить «нет».

Надо помнить, что любые действия, игры, эксперименты наших детей в этом возрасте, они связанны прежде всего с любопытством и желанием ознакомиться со своим телом поближе. Это любопытство несет в себе только познавательный характер. И не имеет сексуального контекста, как думают многие родители.

Источник

Рекомендации для родителей на тему:

«Интерес детей к половым (сексуальным) вопросам

Этапы развития сексуальности у детей и подростков»

Маленькие дети интересуются гениталиями. Пугаться этого не следует. Детям просто интересно знать, что скрыто под одеждой. Никакой «сексуальной озабоченности» в этом нет. Интерес к гениталиям у маленьких детей чисто познавательный. При этом ребенок начинает понимать, что у тех детей, которых называют мальчиками, под одеждой скрыто одно, а у девочек – другое. Дети также видят, что мальчики и девочки мочатся по-разному. Детское любопытство направлено на выяснение причин появления детей на свет и изучение половых признаков (строение тела, половых органов и т. д.). Дети рассматривают половые органы и демонстрируют их друг другу, играют в доктора чаще в дошкольном возрасте, но иногда даже в 11—12 лет.

Читайте также:  Частое мочеиспускание у ребенка 5 лет мальчик

Если родители обеспокоены таким любопытством ребенка, они могут сами рассказать, чем мальчики отличаются от девочек. В противном случае интерес к разглядыванию гениталий может стать чрезмерным. Очень важно предоставить ребёнку информацию в той форме и в том объеме, который он способен воспринять в соответствии со своим возрастом. Две крайности таковы: первая — это когда в ответ на вопрос ребёнка (к примеру) «а откуда берутся дети?» родители покупают энциклопедии и атласы по соответствующей теме и начинают усиленно просвещать своего ребёнка (хотя в этом он совсем в данный момент и не нуждался). Вторая крайность — это демонстрирование смущения и молчание в ответ (в лучшем случае) или фразы типа «мал ещё» (в худшем случае). Адекватной реакцией родителя в ответ на такой вопрос ребёнка могла бы быть демонстрация заинтересованности любознательностью ребенка, демонстрация спокойствия и дача информации, достаточной для утоления познавательного интереса ребёнка (к примеру, ответ типа «ты сначала рос в животике у мамы, а потом выпрыгнул оттуда»). Таким образом из психосексуального воспитания следует исключить любые крайности. Огромный вред может нанести избыточная информация, в равной степени как и недостаточная. Что самое главное для родителей и педагогов, так это определить «зону охвата» подобных тем, соразмерно развитию личности ребенка, которая будет доступна для понимания в данном возрасте.

В своем психосексуальном развитии ребёнок проходит ряд стадий. При этом следует понимать, что половое развитие и психосексуальное развитие не являются синонимами. Термин «половой» отражает любые свойства, связанные с принадлежностью к мужскому или женскому полу. Термин «сексуальный» – только те свойства и отношения, которые касаются генитально-эротической сферы, то есть сексуальное влечение и поведение.

Половое развитие – это формирование вторичных половых признаков, развитие репродуктивных органов, формирование способности к деторождению. Оно запрограммировано генетически и происходит без нашего участия.

Психосексуальное развитие – это формирование полового самосознания (ощущение себя представителем определенного пола), половой роли, адекватной направленности полового влечения и наличие соответствующих стереотипов полового поведения, формирование сексуального влечения и сексуального поведения в результате совместных усилий природы и воспитания. Понятия половое развитие и психосексуальное развитие соотносятся как категории формы и содержания. Половое развитие дает материальную основу репродукции (форма), а психосексуальное развитие – духовную основу (содержание).

Родившийся ребенок, естественно не знает, к какому полу он относится, и осознание своей половой принадлежности идет постепенно, под воздействием, в первую очередь, имени (мужского или женского), которое ребенок получает в зависимости от гражданского пола, одежды, которую он носит, игр, в которые он играет, и, что очень важно, от поощрения или наказания, если его внешний облик или форма поведения не соответствуют общепринятому стандарту для данного пола. Первые 1,5-2 года авторитет родителей в первую очередь матери, чрезвычайно высок. «Мама сказала» — и это не подлежит сомнению во всех случаях, в то числе когда ребенку отвечают, кто он: мальчик или девочка. В отношении имени не рекомендуется давать детям имена, которые могут носить как девочки, так и мальчики (это может запутать ребёнка в осознании своего пола — «Саша», «Женя» и т. п.)

В дошкольном возрасте наступает понимание разницы между девочками и мальчиками, осознавание себя как девочки или мальчика. Ребенок сам видит разницу в одежде, телосложении, походке, актах мочеиспускания, уловливает разный тембр голоса, и делает вывод, что весь окружающий мир делиться на мужчин и женщин, ищет свое место в этом мире. Если еще в 2-3 года ребенка можно уговорить стать на один день лицом другого пола, то уже к 4-5 годам сделать это становится все труднее и даже невозможно. За этот срок жизни практически все дети удовлетворяют свое естественное детское любопытство, направленное на исследование всего того, что его окружает. Невольно он обращает внимание и на свое тело, его строение и предпринимает попытки сравнивать свое тело с телом сверстников, не пропуская детали. Рано или поздно возникает потребность изучить особенности строения тела лица противоположного пола, и, как правило, это осуществляется с 2-х до 4-5 лет. Причем чем позже это будет сделано, тем больше вероятность эмоционально-негативной оценки увиденного, как чего-то постыдного и грязного.

Как факт экспериментирования со своим телом и утверждения себя в выбранной роли следует рассматривать и так называемые сексуальные игры детей, более правильно называемые как ролевые игры с сексуальным содержанием. Трех-пяти летние дети играют в «доктора», «маму и папу» и т.п., где присутствует обследование тел, что очень волнует родителей, наблюдающих интимные игры своих детей. Обычно после 5-6 лет, если ребенок уже «проиграл», эти игры и удовлетворил свои глубоко интимные чувства, интерес к обнаженному телу проходит, по крайней мере, до пубертатного возраста. Если же такого экспериментирования не произошло, возможна фиксация на этой тематике в более старшем возрасте (в частности, в младшем школьном возрасте сверстники называют таких детей «сексуально озабоченными» — такие дети, не проиграв возрастные роли в полагающемся дошкольном возрасте, «отыгрывают» их на следующем возрастном этапе.

Другой причиной, заставляющей родителей не спать ночами и обращаться к врачам за помощью, является детский онанизм. Сексопатологическая практика показывает, что мастурбация – это удел детей робких, легко ранимых, впечатлительных и главное – одиноких, несмотря на возможное присутствие родственников. Именно поглаживание себя в области тех или иных эрогенных зон, ребенок находит удовлетворение от недостатка тепла, внимания любви, самых близких ему людей, и в первую очередь – матери. Врачи поэтому все чаще находят, что детская мастурбация – это не болезнь самого ребенка (хотя и не всегда), а показатель неблагополучия в эмоционально-психических взаимоотношений в семье, где растет данный ребенок. Поэтому первой реакцией родителя на замеченную мастурбацию детей может быть анализ своего отношения к ребенку и пересмотр этого отношения в сторону увеличения внимания, ласки и заботы по отношению к нему. Ну а если вы застали своего дошкольника за этим делом — тогда просто (без крика и паники) объясните ему примерно следующее: что пипиську трогать без нужды нельзя, т. к. она может тогда заболеть, и будет больно писать. И тут же отвлекитесь на другие интересные ребёнку темы — предложите вместе поиграть во что-нибудь интересное. А главное — увеличьте долю внимания, ласки и проявлений заботы!
Подробнее о мастурбации и другом пугающем поведении…

В младшем школьном возрасте дети примеряют на себя роли мужчин и женщин. Родители и их взаимоотношения становятся объектом пристального внимания и подражания. Они воспринимаются ребенком как модель мужественности и женственности, как образец взаимоотношения полов. Навыки и стиль полоролевого поведения ребёнка формируются в играх и быту. Мальчик усваивает мужской тип поведения, девочка – женский. Это реализуется, прежде всего, через правильное поведение и распределение ролей матери и отца в семье. Оно во многом определяет формирование соответствующей половой роли у подрастающего ребенка. Родители воспринимаются как модель мужественности и женственности, как образец взаимоотношения полов. Такого рода «семейные» игры могут отражать широкий диапазон полоролевого поведения взрослых: от подражания поведению родителей (чтение отцом газеты перед телевизором, выполнение матерью работ по дому) до имитации полового акта. При участии в играх детей разного возраста младшие сначала выполняют роль дочки, сына, а по мере взросления и обучения переходят на роли матерей и отцов.

Читайте также:  Гиперопека ребенка 5 лет

Общение со сверстниками чрезвычайно важно в этом возрасте. Помните: если ребенок в силу каких-то причин был лишен роскоши общения со сверстниками, то он много потерял и этот пробел в будущем будет восстановить довольно трудно, ведь он так и не стал свидетелем знакомств, разочарований, влюбленностей своих друзей, не пережил все это эмоционально за друзей, не дал оценки того или иного стиля отношений людей разного пола при контактах. Самоутверждение себя как представителя того или иного пола практически всегда происходит полноценно лишь в однополой группе, будь то дворовая компания, спортивная секция, или коллектив одноклассников. Проживая со своей группой большую часть свободного времени, подросток получает самую сокровенную информацию о различных аспектах окружающей его жизни, в том числе и того, что касается всеобъемлющих отношений между мужчиной и женщиной. Младший школьный возраст, на который приходится полоролевой этап психосексуального развития, заканчивается к 11-12 годам. Возраст 12 лет – возраст во многом критический. С колебаниями в два года в обе стороны от этой цифры большинство детей вступают в возраст полового созревания и если до этого возраста оценка происходящего шла на чисто рассудочном уровне, то теперь на процесс взросления все активнее влияют половые гормоны, резко обостряя эмоциональную сторону общения между полами.

Огромное значение в приобретении той или иной половой и психосексуальной роли в процессе развития ребёнка имеют взаимоотношения в семье. К примеру, если в семье на всем протяжении жизни в ней ребёнка существовало эмоционально сдержанное, требовательно-властное отношение матери и ласковое разрешающее поведение отца, то это может способствовать формированию у девочек маскулинных проявлений (формирование «мужского» характера), а у мальчиков – фемининных (формирование «женского» характера). Полноценность семьи представляется особенно значимой. Если мальчик растет без отца, он с трудом будет выполнять мужскую роль в собственной семейной жизни. Не будет способствовать его гармоничному развитию и наблюдение отца в роли «подкаблучника».

Родителям надо знать, что стремление мальчика одеваться в женское платье, а девочки – верховодить мальчишеской компанией может служить ранним признаком серьезных проблем в последующие годы, когда наступит время идентифицировать себя как женщину или мужчину с соответствующим полоролевым поведением в обществе (риск формирования гомосексуальности). Социальная изоляция, в первую очередь лишение общения со сверстниками, ведет к искажению сексуального поведения, нарушениям реализации влечения не только у человека, но и у животных.

Дальнейшее психосексуальное развитие уже теперь подростка проходит на гормонально насыщенном фоне, т. к. усиленно начинают функционировать половые железы организма (а их включение предопределено генетически, самой природой). В становлении сексуальности последовательно формируется эмоциональный, затем телесный компонент и лишь затем, по мере созревания морали, – чувство ответственности. Если в своем развитии подросток вступил в этот этап дальнейшего развития своей сексуальности (так называемый этап формирования психосексуальных ориентаций), то первая его стадия – формирование платонического либидо – характерна влюблённостью, увлечением романтической литературой, поэзией, воспевающей чувства влюбленных. Платоническая любовь — страдания, восхищение, мечты, у каждого подростка постепенно вырабатывается своеобразный, индивидуальный для каждого эталон желанного «рыцаря» или «принцессы», который он (она) сознательно или подсознательно начинает искать вокруг себя.

Понимание и освоение мысли о том, что без влюбленности, нежности, страданий и переживаний, заботы друг о друге не может быть полноценной любви убережет подростка от ранней и опасной половой жизни. Самое главное в ранней подростковой влюбленности – стремление к духовному общению. При этом подростки должны кое-чему научиться, а именно: научиться общению наедине, уметь решиться написать записку, признаться в любви. К завершению стадии чисто мальчишеские и девичьи компании распадаются, появляется интерес к совместным «тусовкам» и общению парами. Отношение к платонической стадии со стороны родителей и педагогов должно быть чутким, ни в коем случае нельзя высмеивать все эти ахи и вздохи. Именно ранняя подростковая влюбленность в значительной степени формирует эмоциональность и чувственный компонент любви. Если этого не произойдет, останется только телесный бессознательный компонент, «секс», и сегодня сексуальность подростков становится все более бездуховной. К сожалению, традиционно и в семье, и в школе проявления детской влюбленности стараются подавить, что и ведёт к видению подростками в любви одного лишь «секса». Запреты родителей на общение с объектом влюбленности могут толкнуть подростка на девиантное или даже суицидальное поведение, реакции оппозиции, протеста, уход из дома. Родителям и педагогам следует с пониманием и терпением пережить этот этап, понимая, что неизбежно наступит следующий.

И когда в подобные платонические страдания постепенно начинают вплетаются эротические фантазии, желание дотронуться до любимого человека, пусть пока это только фантазии, и до их реализации дело может не дойти, но они свидетельствуют о переходе личности из одного состояния любви – платонической в другую, более зрелую – эротическую, наполненную чтением любовной литературы, поиском соответствующих видеофильмов, увлечением разговорами на любовную тему (послушайте, о чём говорят в подростковых компаниях, а как говорят! ;-)). Соответственно этому и сны могут приобретать свой специфический эротический характер, сопровождаться у мальчиков поллюциями (семяизвержением). Тут родителям важно снять тревогу подростка (ведь часто за нарушениями поведения, грубостью по отношению к родителям стоят именно страх перед физиологическими изменениями в организме, которые пугают и тревожат подростка) — просто скажите подростку, что всё происходящее с ним — нормальный процесс развития, и волноваться по этому поводу не стоит. Имеет смысл родителям и вспомнить всё, что они знают о мастурбации, т. к. в этот период подростки вполне могут начать эксперименты, но уже по другим мотивам, нежели мастурбируют дети-дошкольники. 
Подростковые поведенческие реакции

Итак, на этом этапе появляется потребность в ласках и телесном контакте. Подростки учатся чувствовать своего возлюбленного, изучают собственные реакции. Пробуждается интерес к эротике, поиску аналогов своих переживаний в книгах и фильмах. В школах могут возникать эпидемии влюбленности, когда подростки совершенно теряют интерес к учебе (и это закономерный этап развития!). В фантазиях и реальности — поцелуи и объятия с объектом влюбленности («обжимания»). Если в этот период у девочки нет реального объекта влечения, она находит его в своих мечтах среди популярных артистов, деятелей шоу-бизнеса и при этом фантазии могут быть очень яркими и нереальными. Девушки эти фантазии отражают в письмах своим кумирам. Такими посланиями изобилуют многие молодежные периодические издания. Другая форма практической реализации возникшей потребности – безудержное, умиленное и непредсказуемое поведение девушек-фанаток на концертах своих кумиров.

На дальнейшее становление психосексуальных ориентаций подростка будут продолжать оказывать влияние как биологические факторы (уровень половых гормонов, чувствительность к ним органов-мишеней, генетическая программа), так и социальные, в том числе семейные взаимоотношения и отношения со сверстниками. И когда эмоциональный (платонический) и телесный (эротический) компонент этапа психосексуальных ориентаций у подростка отыгран, неизбежно наступает кульминационный компонент — половых отношений. Кстати, если уважаемые взрослые вспомнят историю своих отношений с предметом своей любви, то без труда увидят, что вновь возникающие отношения любви между взрослыми людьми проходят в своем развитии те же этапы (платонической влюблённости, эротических фантазий и ласк, и наконец, половых отношений), что проходят в своем психосексуальном развитии подростки. Перед периодом полового созревания можно и нужно и самим родителям, даже без соответствующих вопросов подготовить юношу или девушку к переменам происходящим в их теле и психике, объяснив, что все это нормально, естественно, не зазорно, что менструация или поллюция – не болезнь, что естественен и интерес к лицам противоположного пола, что на этом будет основываться в дальнейшая крепкая дружная семья.

Источник