Интенсивное развитие ребенка до 7 лет
Возраст 3-7 лет является важнейшим этапом развития малышей-дошкольников. В этот период происходит закладка фундамента личности: развивается память, психика, появляются новые эмоции, формируется отношение к самому себе. Мамам и папам важно понимать, что происходит с ребенком, и помогать ему раскрывать свои способности и умения.
Мониторинг развития детей 3-7 лет
Мониторинг в случае с детьми дошкольного возраста — это деятельность, направленная на изучение особенностей каждого отдельно взятого ребенка для определения его индивидуальных черт, оценки его развития как субъекта познания, социальных взаимоотношений и деятельности, понимание детских поступков и мотивов, предугадывание модели поведения в зависимости от тех или иных обстоятельств.
И родители, и педагоги в детском саду оценивают следующие моменты, касающиеся маленького человека:
- интересы и склонности;
- особенности личности;
- деятельностные умения;
- поведение в различных ситуациях;
- взаимодействие со сверстниками;
- отношения со взрослыми людьми.
Эмоциональное развитие детей 3-7 лет
В 3-7 лет у детей активно развивается эмоциональная составляющая. Эмоции играют важную роль как для общего развития ребенка, так и для усовершенствования его способностей. Следует научиться понимать его настроение, обращать внимание на взаимоотношения со сверстниками и достижения.
От эмоционального благополучия в этом возрасте зависит успех в жизни. Ласковое и уважительное обращение к маленькому человеку вселяют в него уверенность, и он с удовольствием радует родителей победами. Излишняя строгость приводит к замкнутости и нежеланию заниматься любимым делом.
В дошкольный период закладывается самосознание. Малыши учатся оценивать себя с различных сторон — насколько они отзывчивые, добрые, послушные и старательные. Ключевую роль играют родные люди и близкое окружение. Именно от их поведения напрямую зависит, каким вырастет малыш, по этой причине важно принимать и всячески поощрять его.
У ребенка существенно расширяется палитра эмоций. Кроме радости и грусти ребенок может ревновать, бояться, сердиться. Маме и папе следует больше говорить с крохой и обсуждать все, что он чувствует, учить его разбираться в себе и своих ощущениях. Нужно очень постараться, чтобы малыш получал больше ярких эмоциональных впечатлений, посещал интересные мероприятия, общался со сверстниками обоих полов, ездил с родителями в гости.
Особенности развития маленького ребенка в 3, 4, 5, 6 и 7 лет. На что обратить внимание взрослым?
Психологи утверждают, что главной особенностью этого периода является перетекание одного кризиса в другой. Это время называют самым тяжелым для родителей, поскольку малыши становятся упрямыми и упертыми. Мамы и папы также совершают некоторые ошибки, которые только усложняют ситуацию.
У детей с 3 до 4 лет резко меняется характер, происходит интенсивное развитие интеллектуальной составляющей. Преобладающая форма мышления — наглядно-образная. Малыши активно экспериментируют с новыми словами, у них значительно увеличивается словарный запас, они строят длинные сложные предложения.
В таком возрасте малышам важно много двигаться и развивать уже крупную моторику, а не мелкую. Начинается формирование таких навыков, как скорость передвижения, сила, выносливость, гибкость.
Рекомендации родителям:
- больше играть, бегать, прыгать с ребенком, не препятствовать его активным занятиям;
- приучать малыша к гигиеническим процедурам (мыться, чистить зубы, расчесывать волосы);
- посещать парки, музеи и другие места, где ребенок сможет найти ответы на свои бесконечные «почему»;
- чаще общаться с людьми разного пола и возраста;
- проводить время наедине с крохой;
- не заставлять ребенка заниматься чтением или развлекательными играми, если он противится.
В 4-5 лет дети интенсивно растут и развиваются. Они меняются внешне и приобретают все больше взрослых черт. Малыши лучше ориентируются во взаимоотношениях с окружающими и имеют представление о специфике поведения мальчиков и девочек. Главную роль играет процесс познания, дети задают много вопросов и стремятся получить от мамы и папы новую информацию. Продолжает развиваться речь. Малыш уже может пересказывать сказки, интересно и эмоционально рассуждать об игрушках и других предметах вокруг, сочинять занимательные истории.
Рекомендации родителям:
- по-прежнему отдавать предпочтения активным занятиям в виде бега, прыжков, подвижных игр;
- развивать интерес к настольным и логическим играм, конструкторам, пазлам, поощрять ребенка, если он любит это делать;
- постепенно объяснять крохе, как нужно себя вести в обществе, вводить основы этикета;
- стараться читать больше книг, нагружая интеллект;
- позволять малышу помогать по дому (мыть посуду, замешивать тесто, вытирать пыль и т.д.).
В 5-6 лет ребенок стремится к познанию себя и окружающих. Он понимает характер взаимоотношений и выбирает собственную тактику поведения. Появляются новые качества и потребности. Появляется способность к экспериментам, обобщению. Малыш использует интонации в речи. Словарный запас расширяется, при разговоре применяются синонимы и антонимы, слова с несколькими значениями. Дети понимают, как за собой ухаживать, знают, что такое здоровый образ жизни, стремятся к опрятности.
Советы родителям:
- делать упор на физической активности;
- продолжать прививать навыки этикета, но усложнить задачу, делая упор на отношениях с другими людьми, в том числе пожилыми;
- развивать творчество и любознательность, решать вместе с малышом интеллектуальные задачи.
6-7 лет — один из сложнейших периодов. Ребенок постепенно начинает отделять себя от любимой мамы. Он видит себя самостоятельной личностью и свободно общается со сверстниками. Малыши в таком возрасте способны активно отстаивать свою точку зрения и делать нравственный выбор в сложных жизненных ситуациях. У детей быстро формируются такие двигательные навыки, как усовершенствованные ходьба и бег, прыжки на одной или обеих ногах, в высоту или в стороны.
Советы маме и папе:
- постепенно подготовить ребенка эмоционально к школе, к новой социальной роли;
- читать много книг, в том числе возрастной категории «9+»;
- приучить малыша составлять распорядок дня или недельное расписание;
- больше общаться с ребенком, поскольку он становится очень интересным собеседником.
Развитие ребенка в 3-7 лет накладывает отпечаток на последующую жизнь. По этой причине родители должны внимательно наблюдать за малышом и стимулировать его тягу к новым знаниям, развивать его физически и эмоционально, больше общаться и показывать свою любовь.
автор-эксперт: Андрей Геннадьевич Смирненко,
врач-педиатр, к. м. н.
Теперь вы все знаете о развитии малышей с 3 до 7 лет. Надеемся, вам понравилась наша статья. Делитесь с друзьями, оставляйте комментарии – мы с радостью ответим!
Источник
От автора: Статья написана в соавторстве с И.А. Шабановой.
Ребенок рождается и своим первым криком оповещает этот мир о своем появлении.
Процесс рождения – тяжелый, переломный момент в жизни человека. Этот период называют кризисом новорожденности.
Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия жизни: холод, освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, другой тип питания. В этот период требуется забота матери, ей необходимо вовремя покормить, сменить пеленки, дать эмоциональный и телесный контакт. Таким образом, начинает формироваться здоровая личность с базовым доверием к миру.
Следующий возрастной кризис начинается примерно в 1 год. Кризис первого года жизни связан с развитием самостоятельности и появлением сильных эмоциональных всплесков. Такие вспышки возникают, когда взрослые не понимают желания, слова, жесты и мимику ребенка или понимают, но не выполняют их. Наиболее сильные вспышки возникают на слова «нельзя» или «нет». Очень часто они связаны со слишком требовательным отношением к ребенку, либо непоследовательными требованиями взрослых, например, такими как «сегодня можно, а завтра нельзя». В этот период необходимо установление новых отношений с ребенком, т.е. большая свобода для него. Вырабатывается новая система разрешений и запретов.
Около 3-х лет проходит еще один возрастной кризис. Это период осознания собственного «Я», его оценки и самостоятельности. Наиболее известные характеристики этого кризиса:
- Негативизм – отказ выполнять требования, главное в этом отказе то, что он возникает не на действие, а именно на требование определенного взрослого, чаще всего мамы. Требования других значимых людей могут выполняться беспрекословно.
- Упрямство – это когда ребенок настаивает на своём желании, но, не потому что очень хочется, а потому что он об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. В 3 года ребенок впервые способен поступать вопреки своим желаниям.
- Строптивость, которая почти всегда направляется против семейных ценностей и правил. Ребенок стремиться настоять на своих желаниях.
- Своеволие – гипертрофированное стремление к самостоятельности.
- Протест-бунт – это как бы состояние войны с взрослыми, когда конфликты становятся регулярными.
- Обесценивание – то, что раньше было ценно для ребенка, обесценивается. Он начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.
Все эти характеристики говорят о сильном стремлении к независимости, о необходимости психологического отделения от значимых взрослых. Кризис может протекать по-разному: от спокойного до очень бурного состояния ребенка. Все зависит от конкретной ситуации. От родителей, в этот период, требуется «разумная дозволенность», в противном случае, если ребенку все разрешают, либо наоборот слишком многого ждут от него, у него возникает состояние неуверенности. Положительное разрешение кризиса приводит к зарождению воли и самоконтроля.
В 7 лет в жизни ребенка проходит еще один кризис, который становится периодом зарождения социального «Я». Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным сейчас. На первый план выходит осознанная деятельность, когда ребенок начинает связывать свои поступки с их результатами, и общение со сверстниками.
Происходят глубокие изменения в эмоциональной сфере ребенка. Цепь успехов и неудач приводит к формированию внутренней уверенности в себе, т.е. чувства собственной значимости и компетентности, либо чувства неполноценности и унижения. Все это влияет на развитие самооценки ребенка. Внешние проявления кризиса таковы – кривляние, манерность, искусственная натянутость, настойчивость и упорство (иногда упрямство), повышенная познавательная активность. Встречаются сильные эмоциональные вспышки, конфликтность.
В это время родителям важно научить ребенка учиться и помочь быть успешным, если не в учебной деятельности, то в той среде, где это возможно, т.е. хвалить и поддерживать ребенка в хороших начинаниях.
Возрастные кризисы очень важные периоды жизни человека, после которых он переходит на новый уровень развития. Поэтому от взрослых требуется большая выдержка и терпение по отношению к своему ребенку. И тогда в вашей семье вырастит здоровая личность, которая сможет адаптироваться в этом мире.
Источник
В течение 4 лет, т.
е. за собственно дошкольные годы, ребенок проходит большой и качественный путь развития. Это развитие бывает тем успешнее, чем больше внимания, ответственности в работе проявляют воспитательницы и медицинская сестра, детский врач, чем теснее связь и содружество в работе педагогов и медиков. Так, например, весьма важно, чтобы медицинская сестра и воспитательница строго следили за выполнением правил гигиены при организации фронтальных занятий с детьми — со всей группой (проветривание, освещение, поза ребенка, смена деятельности в период занятия и др.), во время проведения подвижных игр, особенно в помещении. Медицинская сестра во многом может помочь педагогу при решении задачи индивидуального подхода к детям.
За период с 3 до 7 лет развивается и укрепляется весь организм ребенка, происходит дальнейшее развитие и совершенствование всех движений. В течение 4-го года жизни дети прибывают в массе 1,3 кг, рост их увеличивается на 6,5—7 см. К 4-м годам средняя масса ребенка составляет 15,5—16 кг, рост 100 см. К 7 годам масса ребенка равняется примерно 21—22 кг, а рост 116—117 см. Конечно, здесь нет таких бурных прибавлений в росте и массе, как это имело место в первые 2—3 года жизни, но они тоже значительны (особенно в период от 6 до 7 лет).
Приобретения же в развитии координации движений весьма велики: в области равновесия, ловкости, точности движений кисти и пальцев рук и др. Все это дает ребенку старшего дошкольного возраста возможность выполнять относительно сложную физическую работу или производить точные движения в играх, во время рисования, в частности, когда воспитатель дает ему задания, важные для подготовки руки к письму. Дети могут уже участвовать в играх большой подвижности, требующих точности движений; в различных формах труда (хозяйственно-бытовой, в природе, с деревом и др.); они довольно хорошо переносят прогулки на дальнее расстояние.
Продолжается интенсивное развитие структуры и функции головного мозга, постепенно возрастает роль коры головного мозга в регуляции поведения. К 7 годам заметно повышается работоспособность нервной системы.
Значительны успехи в овладении ребенком речью. Дети 4-го года, как правило, широко пользуются разговорной формой речи, в их словарный запас входят почти все части речи. Однако общение с окружающими еще относительно ограничено по содержанию вследствие малого опыта детей. К 5—7 годам речь детей уже богата по словарному запасу, характеризуется связностью изложения, правильным произношением всех звуков и т. д. (известно, что если к 5, к 5 1/2 годам ребенок не овладеет чистым произношением всех звуков, следует проводить специальную работу-по его исправлению). Растет число вопросов, содержание которых свидетельствует о существенных сдвигах, происшедших в мышлении ребенка: «почему», «зачем», «откуда». При этом дети интересуются не только ближайшими, но и более отдаленными причинами явлений из области природы, общественной жизни, а не только быта.
На 4-м году жизни совершенствуются ощущения и восприятия детей. Восприятия становятся более точными, дифференцированными. На занятиях дети могут овладеть умением сопоставлять предметы, например, по длине, высоте, ширине; у них формируются представления о некоторых основных цветах, формах. Это оказывается весьма ценным для развития, поскольку дает ребенку возможность сопоставлять со свойствами воспринимаемых предметов. В среднем дошкольном возрасте восприятия становятся более целенаправленными и дети могут выделять в изображении или предмете существенные детали, указанные взрослыми, что ведет к более точному, верному их восприятию.
Память детей развивается следующим образом: от непреднамеренного запоминания к, преднамеренному, произвольному. Желая, например, что-нибудь выучить, ребенок 6 лет может уже использовать разные приемы: группирует материал по смыслу, многократно повторяет то, что надо запомнить, и т. д. Внимание ребенка также развивается от непроизвольного к произвольному.
Для мышления детей 4-го года жизни становится характерным процесс обобщения: они не только ориентируются на внешнее сходство предметов, но и объединяют их по назначению (одежда, посуда). Дети 5-го года выделяют при обобщении и материал, из которого они сделаны, качество предмета. Например, дети 5 лет относят к одной группе автомобиль, сани, велосипед, поезд на том основании, что на всем этом ездят люди.
Для дошкольников специфично наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Это значит, что дети, особенно 3—5 лет, мыслят в первую очередь по поводу того, что они видят или видели и с чем непосредственно действуют. На базе этой конкретности возникают первые обобщения, т. е. начала высшей формы мышления — мышления понятиями. Однако на 7-м году могут быть сформированы и зачатки теоретического мышления, если, опираясь на конкретные представления, учить ребенка обобщать знания о предметах и доступных явлениях.
На 4-м году качественно изменяются отношения ребенка с окружающими, в характере и содержании деятельности возрастает стремление действовать самому, выполнять без помощи то, что делают окружающие его люди. Ребенок на 4-м году уже способен совершить довольно сложные действия, соблюдая в них известную последовательность (например, при выполнении режима, посильной для него работы). У младших дошкольников (в значительной мере и у старших) ярко выражается эмоциональная восприимчивость к поведению взрослых; оно прямым образом влияет на поведение ребенка. И хотя с каждым новым годом жизни дошкольника крепнет его сознание, понимание того, что хорошо и что плохо, область чувств и отношений оказывается более сильной.
Ребенку могут быть, например, хорошо знакомы нормы и правила поведения, однако отрицательный пример взрослых, тем более если он повторяется, может оказать решающее отрицательное воздействие. На более старших возрастных ступенях взаимоотношения со взрослыми и сверстниками усложняются: дети во многом не только хотят быть самостоятельными, но и могут осуществить это свое желание, поскольку приобрели необходимые навыки и умения, новые знания, расширяется их опыт; они уже могут быть достаточно справедливыми в оценках и самооценках и т. д. Вместе с тем повышается возможность участия ребенка в совместной деятельности со взрослыми в детском учреждении, в семье, а также в коллективной деятельности со сверстниками, содержательное общение (взаимопомощь в играх и занятиях). Если воспитание осуществляется правильно, то у детей начинает формироваться потребность в деятельности и содружестве, в содержательном общении. Переход в подготовительную группу ставит ребенка в особое положение, он сознает себя на пороге новой школьной жизни. Это способствует развитию у детей на занятиях и вне занятий привычки к самоорганизации, самоконтролю и взаимоконтролю при выполнении учебных и трудовых заданий воспитателя, в коллективных играх и т. п., привычки не бояться затруднений и стремление их преодолевать. В детском коллективе складывается общественное мнение о поступках и поведении сверстников, о качестве выполненной работы, об отношении товарища к взрослым и детских взаимоотношениях. Таким образом, в процессе воспитания и обучения постепенно формируются нравственные чувства и привычки поведения, нравственно-волевые качества.
Все названные психические процессы: ощущения и восприятия, мышление, память, внимание и чувства и др.— активно развиваются и формируются не сами по себе, а в процессе деятельности: игровой и трудовой, учебной, художественной (рисования и лепки, ритмики, танцев, пения), руководимой педагогом.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является детская игра. Ведущей она считается не потому, что основное время дня дети посвящают игре, а потому, что игра воздействует на развитие всех психических процессов и является средством всестороннего развития и воспитания. Огромная ценность игры состоит в том, что в ней, как нигде, ребенок может проявить свою самостоятельность; выбрать игру и игрушку, товарищей по игре, определить место игры, ее начало, завершение и т. д. Эта возможность появляется в известной мере у детей 3-го, 4-го года жизни.
С общим развитием ребенка и с развитием его игровой деятельности самостоятельность возрастает; вместе с тем возрастает и роль педагога в руководстве игрой. В педагогике выделено три вида игр: сюжетно-ролевые, дидактические (обучающие) и подвижные. Кроме общих, каждый вид игр имеет свои специфические задачи воспитания и соответственно воздействует на развитие ребенка. На 4-м году заметное развитие приобретает сюжетно-ролевая игра. Еще в конце 3-го года жизни дети начинали брать на себя определенные роли, но передавали их весьма схематично. Ребенок 3—4 лет более полно и развернуто отражает действия и поведение хорошо знакомых ему людей и, главное, в игре и в связи с ней может довольно длительно выполнять целенаправленные действия, которые в обычной жизни ему еще мало доступны. Например, он последовательно, не отвлекаясь, выполняет действия мамы, ухаживающей за ребенком, доставляющей ему удовольствия; долго, сосредоточенно чинит машину, затем едет в ней, изображая шофера. На 5-м году сюжет игры особенно не усложняется, зато расширяются игровые объединения (раньше дети играли большей частью вдвоем, втроем).
Игры ребят старшей и подготовительной к школе групп отличаются довольно сложным сюжетом, в нем обычно отражаются взаимоотношения людей, различные события общественной жизни: в них переплетаются представления, полученные на основе непосредственных наблюдений и опосредованные (после чтения книг, бесед и т. п.).
В играх детей всех возрастов ярко отражаются чувства и отношения детей к окружающему миру. На 6-м и 7-м году повышается роль и значение игр с правилами. Дети сами могут уже организовывать знакомые игры, следят за точным выполнением правил участниками. Эти игры очень важны для физического и волевого развития.
Трудовая деятельность развивается в течение дошкольного детства от самых элементарных вплоть до сравнительно сложных видов и форм. Младшие дошкольники включаются в основном в работу по самообслуживанию, выполняют несложные поручения взрослых, их весьма интересует процесс труда и лишь постепенно, под влиянием воспитания, становится значимым его результат. При этом особую привлекательность имеют для них игровые мотивы. Воспитатель использует эти мотивы для достижения детьми результатов в труде.
Например, дети протирают влажной тряпочкой строительный материал, предвкушая последующую после работы игру: постройка домиков, мостов, прокатывание через мосты машин. Дошкольники 5—7 лет способны выполнять не только различные поручения взрослых, но и посильные трудовые обязанности. Систематическое выполнение их вырабатывает начала ответственности, дисциплинирует. Характерно, что старшие дошкольники (6—7-летние дети), посещающие детский сад, могут договариваться о последовательности действий, о распределении обязанностей между собой в предстоящем деле (или ролей в игре). В процессе игры, труда они научаются согласовывать свои действия и считаться друг с другом, оказывать взаимную помощь.
У дошкольников развиваются не только игровая, трудовая деятельности, но и предпосылки учебной. Отдельные ее элементы проявляются на занятиях, организованных взрослыми, согласно программе с детьми младшего возраста, с целью их умственного воспитания (или физического, эстетического). Однако более отчетливо умение заниматься появляется у детей на 6-м году жизни: ребенок приобретает способность понимать задачу, поставленную воспитателем, самостоятельно выполнять указания, определяющие не только общее направление деятельности, но и способ действия (как вести пересказ короткого художественного произведения, конструировать постройку, решать математическую задачку и т. п.). Овладение начальными формами учебной деятельности и участие в коллективных играх и труде приводит к интенсивному развитию волевых и эмоциональных качеств личности ребенка; развивается организованность, дисциплинированность. Все это важно для общего развития ребенка, для подготовки его к учению в современной школе и жизни в классном коллективе.
Источник