Интеллектуальное развитие ребенка в начальной школе
В начальной школе интеллектуальное
развитие ребенка часто остается без внимания.
Это связано с несколькими причинами. Во-первых,
доминирующей деятельностью является усвоение
знаний и умений, что предполагает решение задач,
которые всегда имеют готовое решение. Дети
привыкают решать задачи на основе уже выученного
правила, они не могут действовать
самостоятельно, чтобы найти новый способ
решения. Во-вторых, постоянное решение типовых
задач обедняет личность ребенка. Дети привыкают
оценивать себя, свои возможности только через
успешное или неуспешное решение типовых задач,
решение которых зависит от степени усвоения
определенных знаний. Это приводит к тому, что
самооценка ребенка зависит только от прилежания
и старательности в освоении новых знаний и
правил, а не от сообразительности,
оригинальности и выдумки.
В связи с названными причинами,
развитие и коррекция интеллектуальных
способностей у детей младшего школьного
возраста является одной из важных задач работы
психолого-педагогического состава школы.
В качестве примера можно предложить
несколько игровых упражнений, проведение
которых возможно на классных часах, разминках
перед занятиями и т.п.
Упражнение “Загадки”
На одном берегу – цыплята, а на другом – утята.
Посередине островок. Кто быстрее доплывет до
островка?
Мама несет тяжелые сумки. Дочка говорит:
— Мамочка, давай я тебе помогу. Я понесу сумки, а
ты возьми меня на ручки.
Поможет ли девочка маме? Почему?
Девочку Лену спросили:
— У тебя есть сестра?
— Есть.
— А у твоей сестры есть сестра?
— Нет, — ответила Лена.
А как ты думаешь?
Дети в лесу собирали шишки. У мальчиков были
большие ведерки, красные, без дна. А у девочек
маленькие, зеленые. Кто больше соберет шишек?
У девятилетнего мальчика была кошка с коротким
хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а
мышка проглотила соломинку вместе с зернышком.
Сколько лет мальчику, у которого была кошка?
У стола четыре угла. Если один угол отпилить,
сколько углов останется?
Задания на подключение предметного
(житейского) опыта детей.
Задание 1. Назовите изображённые на рисунке
геометрические фигуры. Найдите лишнюю фигуру и
объясните, почему она лишняя.
Задание 2. С какой цифры начинается запись
чисел?
14 18 111 19 10 100
Задание 3. Как называется данная фигура? Почему
она получила такое название?
Задания на выделение существенных признаков
понятия
Задание 1. Прочитайте слова в скобках.
Подчеркните те слова, которые являются наиболее
существенными для данного предмета.
А) БОЛЬНИЦА (сад, врач, помещение, радио, больные)
Б) ШКОЛА (здание, ученики, мел, доска, буквы)
В) РЕКА (вода, берег, рыба, рыболов, тина)
Г) КНИГА (картинка, слово, бумага, читатель,
библиотека)
Д) СПОРТ (медаль, стадион, победа, соревнование,
музыка)
Е) КОМПЬЮТЕР (экран, клавиатура, считает,
выполняет команды)
Ж) ПРИНТЕР (печатает, белый, бесшумный,
подключён к компьютеру)
Задание 2. Укажите предмет, характерным
признаком которого является:
А) Шкала с делениями.
Б) Выставление оценок и запись замечаний.
В) Прослушивание музыки.
Г) Просмотр фильмов.
Задание 3. Нарисуйте предметы, существенными
признаками которых являются следующие: круглый и
съедобный; круглый и несъедобный.
Задание 4. Чем отличается:
А) Окно от двери.
Б) Указка от карандаша.
В) Круг от овала.
Г) Лист берёзы от листа клёна.
Задание 5. Чем похожи слова каждой группы? Как
можно одним словом назвать каждую из
предложенных групп?
А) Шоссе, дорога, тропинка.
Б) Город, деревня, посёлок.
В) Сложение, деление, вычитание.
Задания, направленные на формирование
умений производить основные логические операции
над понятиями: обобщение, ограничение, деление и
определение
А)Задания на установление закономерностей.
Задание 1. Вставьте пропущенные числа:
А) 5, 15, _______, 35, _______, 55;
Б) 14, 24, _______, _________, 54;
В) 2, 12, 22, _______, _______, ________;
Г) 1,3, ________, ________, 9, ________;
Д) 2, 4, 6, ________, ________, ________;
Задание 2. определите закономерность
повторения фигур и дорисуйте
последовательности.
Задание 3. Какая из фигур должна стоять в пустой
клетке таблицы?
Задание 4. определите закономерность
повторения последовательности и нарисуйте эту
последовательность: дерево, куст, цветок, дерево,
куст, цветок…
Б) Задания на объединение и разделение объектов
по каким-либо признакам.
Задание 1. Назовите одним словом следующие
группы чисел:
А) 2, 4, 6, 8, …
Б) 1, 3, 5, 7, …
В) 2, 4, 7, 9, 5, 6, …
Г) 18, 25, 33, 48, 56, …
Задание 2. Перечислено несколько предметов. Как
их можно назвать одним словом?
А) Суп, гуляш, каша, кисель.
Б) Курица, гусь, утка, индейка.
В) Лошадь, корова, овца, свинья.
Г) Волк, лиса, медведь, заяц.
Д) Картофель, свекла, лук, капуста.
Е) Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки.
Задание 3. Какое слово лишнее в каждой группе?
Вычеркните его. Назовите существенный признак
полученной группы. Дайте название каждой группе
слов.
А) Ель, сосна, кедр, берёза.
Б) Лук, огурец, яблоко, морковь.
В) Гриб, ландыш, ромашка, василёк.
Задание 4. Разделите следующие числа на две
группы: чётные, нечётные, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Задание 5. Разделите данные слова на группы по
количеству слогов: пенал, ваза, лампа, абажур,
перо, карандаш, тыква, парта, линейка, тетрадь,
стол, пол, ручка, молоток, корень. Сколько групп
получилось?
Задание 6. Впишите данные слова в
соответствующие столбцы таблицы: кукла, ботинки,
пенал, валенки, мяч, портфель, ручка, тапочки,
мишка, туфли, тетрадь, волчок, карандаш,
кроссовки, пистолет.
Обувь | Игрушки | Школьные вещи |
Задание 7. числа 1, 2, 3, 5, 8, 12, 16, 24, 35, 48 распределите
на две группы: однозначные и двузначные. В какой
строке таблицы распределены на группы правильно?
1 | 1,2,3,5,12 | 8,16,24,35,48 |
2 | 1,2,3,5,8,16 | 12,24,35,48 |
3 | 1,2,3,5,8 | 12,16,24,35,48 |
4 | 2,3,5,8 | 12,6,16,24,35,48 |
Игровые развивающие задания и упражнения для
развития понятийного мышления.
Задание 1. Обобщение рядов конкретных понятий
при помощи родовых определений. Детям
предлагается обобщить несколько групп
конкретных понятий и назвать одним словом
следующие группы:
тарелка, стакан, кружка, блюдце;
стол, стул, диван, кресло, шкаф;
рубашка, платье, юбка, брюки;
тапки, валенки, сапоги, сандалии, туфли;
суп, каша, котлета, пюре;
берёза, липа, ель, сосна, осина;
воробей, голубь, ворона, синица, гусь, утка;
карась, щука, окунь, лещ.
Задание 2. Конкретизация понятий. Нужно назвать
предметы и явления, которые входят в более
широкие понятия. Можно спросить детей о
следующих категориях: деревья, животные, игрушки,
имена, мебель, обувь, овощи, одежда, посуда, птицы,
рыбы, фрукты, цвета, ягоды и т.д.
Задание 3. Обобщение рядов понятий более
широкого объёма. Ученикам даются для обобщения 5
групп понятий, и они должны рассказать, что
общего между названными категориями, чем схожи
те понятия, которые вошли в одну группу:
птицы, звери, рыбы;
деревья, травы, цветы, кустарники;
мебель, посуда, одежда;
часы, весы, градусники;
пожар, наводнение, ураган.
Задание 4. Классификация. Детям раздают 16
карточек с изображение птиц, рыб, посуды, мебели
– по 4 для каждой группы и просят разделить все
карточки на группы, чтобы в каждой были рисунки,
которые можно назвать одним словом. Затем
учащихся просят объединить получившиеся группы
в две, максимально похожие, и объяснить, почему
они так сделали.
Задание 5. Нужно сравнить пары объектов по
представлению, найти признаки различия и
сходства: одуванчик и ромашка; клубника и
земляника; ель и берёза; яблоня и клён; роза и
колокольчик; кошка и собака; курица и утка;
самолёт и чайка; животные и растения.
Задание 6. Ученики должны отгадать, какой
предмет спрятан, по его описанию. Для этого
необходимо подобрать какой-либо предмет или его
изображение. Не показывая детям, нужно описать
этот предмет: его форму, цвет, фактуру.
Задание 7. Игра “Что лишнее?”
Даётся группа понятий, из которых дети должны
выбрать лишнее и дать общее название остальным.
Игра возможна в двух вариантах: словесном и
наглядном.
В словесном варианте предлагаются группы по
четыре слова, необходимо выделить, какое слово
лишнее и не подходит к остальным, и как назвать
одним словом (или объяснить сходство) оставшиеся:
капуста, картошка, помидор, яблоко;
синий, красный, красивый, зелёный;
мама, человек, папа, сестра;
старый, дряхлый, маленький, ветхий;
берёза, сосна, клён, осина;
ботинок, нога, сапог, туфля;
зима, весна, лето, октябрь;
кисель, компот, лимонад, мороженое и т.д.
Задание 8. Игра “Спорщики”. Ученикам
предлагается поспорить с учителем. Какое бы
слово он ни произнёс, дети должны говорить ровно
наоборот и чем быстрее, тем лучше: белый-чёрный;
большой-маленький; быстрый-медленный;
весёлый-грустный; грязный-чистый;
открытый-закрытый; старый-новый; кричать-шептать;
ломать-чинить и т.д.
Задание 9. Игра “Плохо или хорошо?” Детям
предлагается некий объект(ситуация), и они должны
объяснить, в чём его положительная и
отрицательная сторона. Например, мороженое –
хорошо, потому что вкусно, плохо – потому, что
может горло заболеть.
Даются такие слова: дождь, телевизор, конфета,
собака, цветы, комары, бегать, заболеть, лук,
ветер, кошка, компьютер, музыка, нож, огонь, солнце
и др.
Задание 10. Игра “Слова – накладки”.
Ученики придумывают слова – накладки, затем
выбирают самое смешное или оригинальное слово,
объясняя, почему они так думают.
Можно предложить такие задания:
комар + марка = комарка;
зебра + ракушка = зебракушка;
дерево + ворона = дереворона и т.д.
Упражнения для развития мыслительных операций
анализа и синтеза
Задание 1. “Анаграмма”
Составить слова, переставив буквы:
АЛИГ —
ЕОСЛ —
ОТЛЕ —
Задание 2. “Зашифрованное слово”
Составить слово из первых слогов, данных слов:
КАША
РЕКА
ТАРЕЛКА
Задание 3. “Эхо”
Составить слова, отделив первые буквы от данных
слов:
ШМЕЛЬ –
МУХА –
РОСА –
Задание 4. “Зашифрованное слово”
Составить слово из первых слогов, данных слов:
МОЛОКО
НЕВОД
ТАРАКАН
Задание 5. “Анаграмма” (спрятанное слово)
Составить слова, переставив буквы:
ОГОЛАВ –
АБАРН –
ОСОКЛ –
Задание 6.
Составить новые слова, исключив одну букву из
данных слов:
ПЛУГ –
ШАРФ –
КОРМ –
Задание 7.
Составить слово из вторых слогов, данных слов:
ЗМЕЯ
РАМА
Задание 8. “Занимательная лесенка”
Составить слова по данной модели.
Задание 9. “Змейка”
Составить слова по данной модели.
А _ _ _ _ _
_ А _ _ _ _
_ _ А _ _ _
_ _ _ А _ _
_ _ _ _ А _
_ _ _ _ _ А
_ _ _ _ А _
_ _ _ А _ _
_ _ А _ _ _
_ А _ _ _ _
А _ _ _ _ _
Упражнения на нахождение существенных
признаков предметов
Задание 1. Выделить два слова, наиболее
существенные для слова, стоящего перед скобками:
Лес (лист, деревья, яблоня, охотник, кустарник)
Река (берег, рыба, тина, вода, рыболов)
Задание 2. Спорт (стадион, оркестр, награда,
состязание, зрители)
Больница (сад, врач, радио, больные, помещение)
Задание 3.Пение (звон, голос, искусство, мелодия,
зрители)
Война (пушки, солдаты, сражения, аэроплан, ружья)
Упражнения – логические задачи
Задача 1. Иван Фёдорович – отец Марины Ивановны,
Коля – сын Марины Ивановны. Кем Коля приходится
Ивану Фёдоровичу?
Задача 2. Мама, папа и я сидели на скамейке. В
каком порядке мы сидели, если известно, что я
сидел слева от папы, а мама – слева от меня?
Задача 3. Толя поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он
поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку.
Какую рыбу Толя поймал раньше других?
Можно ли сказать, какая рыба поймана последней?
Задача 4. Шли два отца и два сына, несли три
апельсина. Сколько апельсинов нёс каждый?
Задача 5. Меня зовут Толя. У моей сестры только
один брат. Как зовут брата моей сестры?
Задача 6. Коля выше Васи, но ниже Серёжи. Кто
выше: Вася или Серёжа?
Задача 7. К празднику ученики украшают здание
школы с четырех сторон 12 флажками. Их надо
расставить так, чтобы было по 4 флажка с каждой
стороны. Нарисовать ответ.
Задача 8. Термометр показывает три градуса
мороза. Сколько градусов покажут два таких
термометра.
Задача 9. Верёвку разрезали в шести местах.
Сколько частей получилось?
Задача 10. Когда гусь стоит на одной ноге, он
весит 3 кг. Сколько будет весить гусь, если он
встанет на две ноги?
Игры для развития функций мышления
Игра 1. Составление предложений.
Детям предлагается три слова, не связанные по
смыслу, например, “озеро”, “карандаш”,
“медведь”. Детям надо составить как можно
больше предложений, которые обязательно
включали бы в себя эти три слова (можно менять
падеж и использовать другие слова). Ответы могут
быть банальными (“Медведь упустил в озеро
карандаш”), сложными, с выходом за пределы
ситуации, обозначенной тремя исходными словами и
введением новых объектов (“Мальчик взял
карандаш и нарисовал медведя, купающегося в
озере”), и творческими, включающими эти предметы
в нестандартные связи (“Мальчик, тонкий, как
карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как
медведь”).
Игра 2. Исключение лишнего.
Предлагается любые три слова, например,
“собака”, “помидор”, “солнце”. Детям надо
оставить только те слова, которые обозначают в
чём – то сходные предметы, а одно слово
“лишнее”, не обладающее этим общим признаком,
исключить. Следует найти как можно больше
вариантов исключения лишнего слова, а главное –
больше признаков, объединяющих оставшуюся пару
слов и не присущих исключённому, лишнему. Не
пренебрегая вариантами, которые сразу же
напрашиваются (исключить “собаку”, а “помидор”
и “солнце” оставить, потому что они круглые),
желательно поискать нестандартные и в то же
время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого
ответов больше.
Игра 3. Поиск аналогов.
Называется какой – либо предмет или явление,
например, “вертолёт”.
Детям необходимо выписать как можно больше
аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по
различным существенным признакам. Следует также
систематизировать эти аналоги по группам в
зависимости от того, с учётом какого свойства
заданного предмета они подбирались. Например, в
данном случае могут быть названы “птица”,
“бабочка” (летают и садятся); “автобус”,
“поезд” (транспортные средства); “ штопор”
(важные детали вращаются) и др. Побеждает тот , кто
назвал наибольшее число групп аналогов.
Игра 4. Способы применения предмета.
Называется какой – либо хорошо известный
предмет , например, “книга”. Надо назвать как
можно больше различных способов его применения:
книгу можно использовать как подставку для
кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних
глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет
на называние безнравственных, варварских
способов применения предметов. Побеждает тот,
кто укажет большее число различных функций
предметов.
Игра 5. “Ну-ка, отгадай!”
Класс делится на две группы. Первая группа
задумывает какой-либо предмет. Вторая группа
должна отгадать, задавая вопросы. На эти вопросы
первая группа имеет право отвечать только “да”
или “нет”. Дети из двух групп встают в две линии
напротив друг друга. Сначала задаёт вопрос
первый ребёнок из второй группы : “Оно живое?”.
Первый ребёнок из первой группы отвечает: “Да”.
Затем задаёт вопрос второй ребёнок из второй
группы: “Я его видел?”. Второй ребёнок из первой
группы отвечает: “Да”. И т.д. после угадывания
предмета группы меняются ролями.
Игра 6. “Определим игрушку”.
Дети приносят на игру какую-либо игрушку.
Выбирается водящий. Он выходит за дверь. Учитель
с ребятами придумывают какую-нибудь историю, в
которой главным персонажем является одна из
игрушек. Приглашается водящий. Ребята
рассказывают ему придуманную историю, не называя
главного персонажа, а заменяя его местоимениями
“он” или “она”. Ведущий должен показать
игрушку, являющуюся главным персонажем
рассказанной истории. Если водящий угадал
правильно, выбирается другой ведущий и игра
повторяется.
Источник
Развитие интеллектуальных умений
и творческих способностей детей
младшего школьного возраста
Цель: углубление теоретических знаний по теме « Развитие интеллектуальных умений и творческих способностей детей младшего школьного возраста».
Бурный рост информационных технологий и стремительный научный прогресс предъявляют все больше требований к интеллектуальному потенциалу человека. (М,К. Акимова)
Проблема развития интеллектуальных способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна.
Интеллект (от латинского слова intellektus – разумение, понимание, постижение) в психологической науке рассматривается как «относительно устойчивая структура умственных способностей индивида»
В теории интеллекта (разработанной под руководством Б.Г.Ананьева) интеллект – интегрированная система познавательных процессов. Степень интегрированности когнитивных процессов (психомоторики, памяти, мышления) — критерий развития интеллекта.
Д. Векслер под интеллектом понимает способность успешно мериться силами, жизненными обстоятельствами, используя накопленный опыт и знания. То есть, интеллект рассматривается им как способность человека адаптироваться к окружающей среде.
У психолога И.А. Домашенко -«Интеллект — общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях».
Представление об интеллекте как предпосылке обучения разрабатывается в контексте психолого-педагогической проблемы обучаемости ( Н.А. Менчинская, З.И. Калмыкова).
В этих исследованиях природа интеллекта отождествляется с «продуктивным мышлением», сущность которого заключается в способности к приобретению новых знаний (способности к учению или обучаемости). Показателями обучаемости выступают уровень обобщенности знаний, широта их применения, быстрота усвоения, темп продвижения в учебе. «Ядро» индивидуального интеллекта составляет возможности человека к самостоятельному открытию новых знаний и применению их в нестандартных ситуациях. Таким образом, характеристики обучаемости определяют успешность обучения, выступая тем самым в качестве критерия интеллектуального развития.
Итак, Интеллект – это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека. В свою очередь он характеризуется:
— эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства;
— способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию;
— способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;
— вниманием, памятью, наблюдательностью, сообразительностью, различными видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, речью и т.д.
По мнению современных исследователей, основные психические функции, в том числе и интеллектуальные, развиваются еще на первом году жизни. Многие авторы считают одним из критических периодов интеллектуального развития возраст 8-12 лет. Как по теории Пиаже, так и в соответствии с данными, полученными Терстоуном (1955) и Бейли (1970), к 6 годам интеллектуальное развитие осуществляется уже больше, чем на треть, к 8 годам наполовину, а к 12 годам — на три четверти. Таким образом, младший школьный возраст – это возраст интенсивного интеллектуального развития
Свойства психики человека основа его интеллекта и всей его духовной сферы формируется главным образом в младшем школьном возрасте, и поэтому перед учителем начальных классов встает задача развития ребенка,
его творческих способностей, воспитания творческой личности в целом
Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности.
Задачей современной школы является не столько усвоений знаний, как таковых, сколько общее развитие, развитие умений приобретать знания, овладевать ими. В этой связи особое значение приобретает развитие общеучебной деятельности школьников.
Основу общеучебной деятельности, как известно, образуют общеучебные и предметные интеллектуальные умения, наличие и уровень сформированности которых, определяет, в конечном счете, успешность этой деятельности
Общеучебные интеллектуальные умения определяются как подготовленность к теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно и сознательно с опорой на усвоенные знания и жизненный опыт. Это действия умственного плана, которые связаны с процессом усвоения самых разных учебных предметов. В отличие от предметных умений они имеют широкий диапазон действий, поэтому общеучебные интеллектуальные умения относятся к «метазнаниям», то есть, к тем, которые используются в различных областях при усвоении разных знаний (Н.А.Менчинская,Н.Ф.Талызина)
В качестве критериев интеллектуального, умственного развития выступают:
· самостоятельность мышления,
· быстрота и прочность усвоения учебного материала,
· быстрота ориентировки при решении нестандартных задач,
· умение отличить существенное от несущественного,
· различный уровень аналитико-синтетической деятельности,
· критичность ума.
Интеллектуальные общеучебные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. К ним относятся:
- определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;
- выявление существенных признаков объекта;
- определение соотношения компонентов объекта;
- проведение разных видов сравнения;
- установление причинно-следственных связей;
- оперирование понятиями, суждениями;
- классификация информации;
- владение компонентами доказательства;
- формулирование проблемы и определение способов ее решения
Уровень интеллектуального развития младшего школьника определяется главным образом степенью сформированности следующих умений:
• диалектически анализировать учебный или любой другой материал;
• сравнивать объекты, факты, явления;
• классифицировать материал;
• обобщать, делать резюме;
• абстрагировать;
• выделять главное, существенное;
• синтезировать материал;
• устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
• выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между ними;
• писать сочинение на заданную тему;
• пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка).
Для этого очень важно создать в начальной школе условия, для полноценного развития детей, сформировать у них устойчивые познавательные процессы, развивать умения и навыки мыслительной деятельности, самостоятельность в поисках способов решения задач.
Однако такие условия часто обеспечиваются не в полной мере, поскольку все еще распространенным приемом в практике является организация учителем действий учащихся по образцу, упражнения тренировочного типа, основанные на подражании и не требующие проявления выдумки и инициативы.
В этих условиях у детей недостаточно развиваются такие важные качества мышления как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности. Развитие самостоятельного мышления, требует индивидуального подхода к каждому ребенку.
Развитие психологических новообразований младшего школьного возраста идёт в неразрывной связи с учебной и игровой деятельностью.
Игра является источником развития сознания ребёнка, произвольности его поведения, особой формой моделирования отношений между ребёнком и взрослым.
Игровая среда создаёт обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность. Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулом его активности в познании.
Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения – дидактические игры. Эти игры, заставляют думать, предоставляют возможность ученику проверить и развить свои способности. Они являются одним из средств развития интеллектуальных способностей.
Цели применения дидактических игр следующие:
-интеллектуальное развитие младших школьников;
-создание подходящих условий для формирования развития каждого ребенка как личности, развитие его творческих способностей;
-индивидуальный подход к каждому ребенку и применение индивидуальных средств обучения;
-эмоционально-психологическое развитие младших школьников, которому способствует участие в дидактических играх.
-углубление уже усвоенных ранее знаний;
-увеличение объема понятий, представлений и сведений, которыми овладевает ученик; они составляют индивидуальный опыт школьника.
Развитие интеллектуальных умение на уроках русского языка
Дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков русского языка в начальной школе. Сложились определенные методики их подготовки и проведения, накоплен богатый материал, существует целый ряд интересных методических пособий. Но современная жизнь предъявляет все более высокие требования к ученику как личности, значит пришло время перевести дидактическую игру на качественно новый уровень, сделать ее творческой.
В начальных классах современной школы одним из эффективных приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность, на их эмоциональную сферу, является творческая игра. Она способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, добиться прочного его усвоения.
Например, существует игра, где в каждую клеточку нужно вписать букву, чтоб получилось слово.
к
к
к
к
Сначала надо дать возможность каждому ученику придумать свои слова, поощряя каждый новый вариант (кит, куст, карта, книжка и др.) Затем можно усложнить данную игру, попросив ребят подобрать слова только одной части речи или на заданную тему, или на какое-либо орфографическое правило.
Учитель может проводить такую игру многократно, на разных этапах урока, главное, чтобы она соответствовала целям урока и органично вписывалась
в структуру.
Следующим видом такой многогранной творческой игры на уроках русского языка может стать игра «Лишнее слово». Суть этой игры в том, что из целого ряда слов ученикам нужно убрать сначала одно «лишнее слово», обосновав свой ответ, потом из оставшихся еще одно, затем еще одно, пока не останутся 2-3 «нужных слова».
Какое слово лишнее в данном ряду: Юра, Юля, Юнона, Элла.
Варианты ответов: Элла, так как все слова начинаются с заглавной буквы «Ю»,а слово Элла с заглавной буквы «Э»; Юнона, т.к. во всех словах
по 2 слога, а в этом три; Юля, т. к во всех словах на конце написана буква «а», а в слове Юля «я»; Юра, т.к. все имена женские, а это мужское.
Эта игра полезна тем, что ученикам невольно приходится сравнивать предложенные слова по разным признакам: лексическому значению, составу, грамматическим признакам и т.д. – что всегда ведет к отработке понятий.
Большой простор детской фантазии открывает игра на придумывание собственных слов (обязательно мотивированных, т.е. имеющих связь с реальными словами. Например, при изучении темы «Имена собственные» попросит детей придумать свои клички для животных, отображая их внешний вид или повадки: коза Бодуля, петух Крикун, собака Лаюшка, конь Быстроног, барашек Кудряшек и др.
При обучении приему классификации каждое задание может усложняться или упрощаться за счет увеличения или уменьшения числа объектов в группе, изменения самих объектов, появления нескольких этапов решения, появления нескольких возможных вариантов деления.
По какому принципу буквы разделили на две группы?
а) АОУЫЭ ЯЕЁИЮ
б) АОУЫИЭ ЯЕЁЮ
в) ПКТФ МРЛЗ
г) БВГ ЙЧЩ
По какому принципу разделили слова на две группы?
а)яма дитя
якорь мята
ягода вяз
(Особенность буквы «я»)
б)Миша Иванов
Катя Петрова
Саша Зайцев
Анна Борисова
( В первом столбике имена, а во втором – фамилии)
Разделить слова на группы:
муравьи, соловьи, воробьи, сирень, васильки, колокольчики.
(Можно разделить на две групп: представители флоры, представители фауны; можно разделить на две группы: слова с разделительным мягким знаком, слова, в которых мягкий знак показатель мягкости согласных).
Метаграммы (загадки, в которых заданные слова отгадывают по признакам, сформулированным в сжатом рифмованном тексте, причем в содержании такого задания обязательно указаны буквы, изменение которых меняет смысл слова)
Я с «П» — кругла, желта, на вкус приятна
И прячусь под поверхностью земли,
А с «К» я – то мала, то необъятна
И поднимаю часто корабли. (Репа – река)
Каллиграфическая минутка, или минутка чистописания,- составная часть каждого урока. На ее проведение в структуре урока отводится 5-8 минут. Этот вид работы способствует умению детей видеть, исправлять и анализировать свои и чужие ошибки. Интересными дети считают упражнения, которые заставляют хорошо подумать, поломать голову, учат соображать, а не просто списывать. Задания могут быть самые разные. Например, учитель пишет цепочку букв или элементов, составленную каждый раз по новому принципу, и дети должны заметить эту закономерность и проговорить ее.
- а)Ии Иии — идет увеличение строчной буквы после заглавной на одну, значит, следующая цепочка прописывается так: Ииии и т.д.
- б)Ии Ии – чередование заглавной и строчной букв;
- в)Ии ИИи – каждая последующая цепочка увеличивается на одну заглавную букву.
Возможен такой вариант работы:
Буква Т.
На доске слова: прекрасный, прелестный, чудесный, грустный.
- а) к какой части речи относятся эти слова?(Часть речи – имя прилагательное.) Назовите грамматические признаки прилагательных.
- б) к какому прилагательному можно подобрать синоним печальный?
(грустный). Какая орфограмма есть в этом слове? ( непроизносимая согласная Т). В каком еще слове есть эта орфограмма? (В слове прелестный)
Вы догадались, какую букву мы будем писать? (букву т)
Цепочка: ттттТ тттТ
Кроссворды в системе дидактических игр занимают особое место. Кроссворды технологически просты в использовании. В них все правила заранее оговорены, все, что нужно для выполнения имеется. Учащийся от начала до конца решает кроссворд один. Его работа не зависит от других детей, он получает максимум самостоятельности. А самостоятельная работа — наиболее важный путь освоения учащимися новых знаний, умений и навыков. Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебниками, пособиями, справочниками, словарями, энциклопедиями.
Составление кроссвордов — дело не простое, составить тематический кроссворд труднее обычных, потому что запас слов ограничен определенной областью знаний. При составлении кроссвордов необходимо придерживаться такого дидактического принципа, как научность содержания и доступность его для учащихся. Необходимо также соответствие и взаимосвязь содержания кроссворда и процесса его разгадывания.
Дидактическая игра очень важна для развития интеллектуальных умений и познавательных способностей детей. В своей совокупности дидактические игры (развивающие, познавательные) способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учат детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; учить детей рассуждать, мыслить, а не зубрить, самим делать выводы, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
Литература.
- Бакулина Г.А. использование комплексных интеллектуально-лингвистических упражнений на уроках русского языка. //Начальная школа.№1.2003г.
- Тюрина И.А Игра на уроках русского языка. // начальная школа, №2.2008
- Грищук Ю.В. Обучение школьников приему классификации. // Начальная школа. №8.2006
- Кудряшова Г.В. Заседание методического объединения учителей начальных классов «Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся: плюсы и минусы» // Завуч начальной школы. №8.2007
- Пешкова Т.П.Каллиграфическая минутка как средство воспитания интересе к русскому языку. // Начальная школа. №12.2006
- Эскендаров А.А., Казиева П.А., Хидиров Ш.Ш. Актуализация познавательного интереса учащихся: кроссворды в системе дидактических игр. // Начальная школа,№1.2007
- Использование дидактических игр при обучении в начальной школе.
www.fos.ru.pedagog 19507 html
- Упражнения на развитие интеллектуальных способностей.
azps.ru/training/
- Формирование общеучебных умений и навыков в начальной школе.
festival.1september.ru.artikles/501106/
Источник