Интеллектуальное развитие ребенка на основе самовоспитания и саморазвития
В развитии личности непременным условием является самостоятельное развитие и самоконтроль. Для каждого человека наиболее ценными достижениями являются его личные достижениям и успехи. Именно поэтому первоочередное значение в самовоспитании имеет раскрытие индивидуальных умений и талантов личности. Мотивом к действию являются примеры самовоспитания из жизни великих людей. Например: Михаил Ломоносов. В этом случае человек раскроется наиболее полно и проявит свой индивидуальный внутренний мир.
Понятие — самовоспитание
Чтобы организовать процесс формирования личности максимально профессионально, необходимо разобраться – что такое самовоспитание. Под этим понятием психологи подразумевают осознанное стремление человека своими силами раскрыть природный потенциал, максимально развить положительные качества и преодолеть отрицательные. Развить такое положительное качество, как самодисциплина. Преодолеть такое отрицательное качество, как склонность к самооправданию. Этого бывает достаточно для того, чтобы почувствовать положительные изменения в своей жизни. В книге Брайана Трейси «Нет оправданий! Сила самодисциплины» читайте подробно о том, как взять контроль над своей жизнью. Воспитание и самовоспитание, по мнению специалистов, — две неотъемлемые части процесса формирования полноценной, гармоничной личности.
Это важно! Профессиональное личностное воспитание требует от человека умения правдиво оценивать собственные личностные черты, распознавать положительные и отрицательные качества.
Воспитание и самовоспитание требует от человека следующего:
- всестороннее познание себя;
- постоянное совершенствование положительных качеств;
- развитие умений и навыков, творческих способностей.
Результатом процесса самовоспитания будут являться личные достижения, которые напрямую зависят от личной эффективности. Поднять уровень личной эффективности можно изучив этот курс.
Зачем человеку заниматься самовоспитанием
Сущность самостоятельного воспитания – тема научных работ многих философов, психологов, педагогов. По мнению ученых, движущей силой формирования человека является его душа. В развитии личности задействовано несколько факторов:
- самообразование;
- сила воли;
- определенная линия поведения.
Это важно! По мнению Эриха Фромма – немецкого психоаналитика, нравственное воспитание и формирование личности – это стремление стать тем человеком, которым вы изначально являетесь. Главная цель и объект усилий – собственная суть.
Психологи отмечают особую роль самовоспитания в профессиональном становлении. Постоянная работа над собой и собственным характером помогает добиться следующих результатов:
- успешное преодоление жизненных трудностей – это укрепляет волю и закаляет характер;
- работа над собственными негативными чертами характера способствует развитии сильных и положительных качеств;
- занимаясь самовоспитанием, человек учится контролировать эмоции, это значительно повышает эмоциональную устойчивость;
- нравственное воспитание и развитие себя помогает достигать поставленных целей и четко следовать выбранному жизненному пути.
Профессиональное самовоспитание – необходимый процесс, в ходе которого человек учится находить выход из конфликтных ситуаций, возникающих с другими людьми и внутри себя. Необходимо понимать, что познание самого себя – это в большинстве случаев неприятный процесс, но необходимый. Разбираясь в собственных отрицательных качествах, человек проходит через ряд неприятных эмоций – обида, агрессия, вина, но именно в этом заключается элемент самосовершенствования.
Для чего необходимо самовоспитание личности:
- человек становится счастливым и помогает ощутить счастье другим людям;
- возникает радость преодоления, в результате появляется желание помогать другим;
- человек творчески самовыражается и добивается успеха.
Используемые методы самовоспитания
Психологи выделяют конкретные методы самовоспитания, с помощью которого можно контролировать и корректировать работу над собой.
Основные методы самовоспитания:
- самообязательство – постоянное проговаривание и напоминание самому себе обязательств формирует привычку неукоснительно следовать им;
- эмпатия – нравственное воспитание и развитие требуют от человека умения видеть себя на месте других людей, это помогает понять – как вас воспринимают окружающие;
- самопринуждение – помогает искоренить нехватку волевых качеств и воспитать волю. О том как можно воспитать волю подробно читайте в книге Келли Макгонигела «Сила воли»;
- самонаказание – воспитание и самовоспитание предполагают наказание за несоблюдение установленных правил, система наказаний продумывается вместе с обязательствами;
- самокритика – без внутреннего противоречия невозможно добиться успеха;
- самоубеждение – каждый проступок необходимо проговаривать вслух, таким образом, уделяется особое внимание моментам, которые следует дополнительно проработать;
- самоанализ – данный метод предполагает ведение личного дневника и подготовку отчетов.
С чего начать самовоспитание и работу над собой
Вопросу – что такое самовоспитание – родители должны уделять внимание с раннего детства. Основные составляющие педагогики – воспитание, самовоспитание и перевоспитание. Следует отметить, что перевоспитание необходимо в том случае, когда у ребенка формируются ошибочные суждения и неправильное восприятие мира. Психолог работает над преобразованием негативных черт характера и неправильного поведения ребенка, которые осложняют дальнейший процесс формирования личности.
Компоненты самовоспитания для ребенка заключаются в установке норм и правил. Однако, учитывая, что осознанный процесс начинается только в подростковом возрасте, именно в эти годы человек способен самостоятельно развивать личностные характеристики.
Если речь идет о подростке, для него формирование личности начинается с конкретных шагов:
- осознание, что перемены в себе необходимы;
- достаточная решимость, чтобы ежедневно меняться;
- мотивация и вера в собственные силы и успех;
- правильный выбор методов.
Задача родителей на данном этапе отслеживать – какую реакцию у подростка вызывают определенные формы самовоспитания (воспитательного процесса). Если реакция отрицательная или нейтральная, необходимо своевременно внести коррективы, в противном случае у подростка не будет достаточной мотивации для работы над собой.
Родителям необходимо понимать, что составляющие факторы гармоничного развития ребенка – наследственность, среда, воспитание. Именно поэтому важно контролировать все элементы процесса и своевременно корректировать их.
В чем заключается проблема самовоспитания
Проблема самовоспитания занимает умы ученых со времен античности. Идея формирования и развития личности появилась тысячелетия назад, за это время она изменилась, но вечные истины остались неизменными. В своих трудах Аристотель, Платон и Сократ отмечают ценность становления человека как личности. Проблема самовоспитания заключается в том, что человеку свойственно формировать ложные ценности и терять время наследование им. Однако обществу необходимы талантливые люди, которые смогли сформировать истинные, высокие ценности.
Великие люди добившиеся успеха в самовоспитании
Многи великие люди занимались личностным ростом – это отличный пример того, как работа над собой позволяет преодолеть жизненные трудности, непростую судьбу. Среди таких людей музыканты, руководители стран, писатели и художники. Вот несколько таких великих личностей.
- Демосфен – преодолел слабый голос и нервный тик, стал прекрасным оратором и влиял на многие политические процессы;
- Петр I – сам о себе Петр говорил – «царь с мозолями на руках», монарх стремился во всем быть примером для подданных;
- Антон Павлович Чехов – великий писатель, который преодолел разорение и благодаря постоянной работе над собой развил уникальный талант и творческий потенциал;
- Франклин Рузвельт – президент Соединенных Штатов Америки, который с детства занимался саморазвитием, стремился к глубоким и всесторонним знаниям;
- Альберт Эйнштейн – знаменитый физик, который по мнению врачей отставал в умственном развитии и отличался медлительностью, только в результате тяжелой работы над собой Эйнштейн развил в себе талант ученого и невероятную силу мышления.
Михаил Васильевич Ломоносов – его биография является прекрасным примером личностного развития – смотрите на видео.
Успех в жизни во многом зависит от собственных усилий и настойчивости. Читайте книги, которые мотивируют, и следуйте примеру великих людей – развивайтесь как личность.
Источник
В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания. Сам ребенок активен уже с рождения, он появляется на свет со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.
Самовоспитание — относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Самовоспитание базируется на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности самовоспитание становится все более значительной силой саморазвития личности. Самовоспитание находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Самовоспитание — это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.
Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.
Самообразование — это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.
Самообучение — это процесс получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.
В понятиях «самовоспитание», «самообразование», «самообучение» наука описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы — воспитание, образование, обучение — лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.
А. К. Маркова выделяет высокий и низкий уровни самовоспиту- емости, саморазвиваемости и самообучаемости:
- — высокий уровень: инициатива без толчков и стимулов извне, самостоятельная постановка целей саморазвития, построение программы и вариативность ее стратегий, самопрогнозирование, перспективное целеполагание, внутренняя устойчивость и цельность. Построение новых смыслов (смыслообразование) в трудных условиях. Повседневная рефлексия. Владение приемами мобилизации и расслабления;
- — низкий уровень: отсутствие потребности и способности самому что-то делать для своего развития (что может сочетаться с высокой дисциплиной как исполнителя). Отсутствие внутреннего смысла и стержня существа личности. Отсутствие интереса к самоанализу. Напряженность и комплексы в учебной работе[1].
Самовоспитание предполагает использование следующих приемов: самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества); самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь); осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач); самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).
Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.
Основные методы самовоспитания:
- — самопознание, которое включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение;
- — самообладание, которое опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоис- поведь, самопринуждение;
- — самостимулирование, которое предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоошрение, самонаказание, самоограничение[2].
Итак, самовоспитание возникает тогда, когда ребенок подготовлен к нему, когда он начинает сознавать себя личностью, задумываться над своим будущим, проявлять известную самостоятельность в практической жизни. Наиболее благоприятные условия для самовоспитания создаются в коллективе, когда ребенок научается корректировать свое поведение с его требованиями. Самовоспитание может осуществляться ребенком в различных сферах его развития — нравственного, физического, эмоционально-волевого, эстетического и интеллектуального. Содержание и направленность самовоспитания зависят от ряда обстоятельств: от особенностей жизненного склада, от идеалов школьника, от осознания тех объективных и субъективных трудностей, с какими он сталкивается. К самовоспитанию школьника побуждают как внешние воздействия (идеологические и моральные требования общества, требования коллектива и отдельной личности), так и внутренние (материальные и духовные потребности, интересы человека). Процессу самовоспитания содействуют соревнование, стремление отстоять честь класса, школы, критика и самокритика, пример авторитетного человека.
Элементы самовоспитания возникают уже у дошкольника: он учится правильно говорить, соблюдает правила гигиены. У младшего школьника этих элементов становится больше. В этом возрасте ребенок занимается закаливанием своего организма, физическим самовоспитанием, работает над исправлением своего почерка, учится сдерживаться и т. д. Более осознанно заниматься самовоспитанием начинают подростки и старшие школьники.
Учителя и родители призваны руководить самовоспитанием школьника. Прежде чем составить программу самовоспитания, младший школьник должен с помощью учителя определить слабые стороны своего поведения или характера, над которыми следует работать. В эту программу могут быть включены вопросы физического совершенствования, воспитания воли, выработки прилежания, сдержанности, самообладания. Для того чтобы программа отражала первоочередные задачи самовоспитания, надо научить ребенка критически относиться к своим действиям и поступкам. Когда программа составлена, намечаются общие пути ее реализации. В реализации программы самовоспитания младшему школьнику помогают убеждение в необходимости работать над своим характером и поведением, а также постоянные упражнения, тренировка в определенных действиях или поступках. Наиболее употребляемыми методами самовоспитания являются, как мы уже знаем: личные обязательства, самоотчет, самоанализ, самоконтроль, самооценка.
Казанский педагог П.Н. Осипов писал, что основой самовоспитания является волевой компонент. Только способность к проявлению волевых усилий позволяет детям формировать в себе необходимые качества. При этом очень важно, что осуществляется это на основе коррекции своих привычек, своих взглядов, поступков[3].
Педагогическое стимулирование самовоспитания представляет собой сознательное использование субъектами воспитания разнообразных стимулов и состоит в их целесообразном отборе, необходимой модификации и включении в этот процесс с учетом индивидуальнопсихологических особенностей воспитанников и конкретной ситуации. Осуществляя педагогическое стимулирование самовоспитания, педагоги должны учитывать предшествующий опыт детей, в том числе и опыт работы над собой. Опираясь на психологическую идею
0 роли опережающего отражения действительности в поведении и развитии личности, можно сказать о том, что эффективность стимулирования самовоспитания учащихся находится в определенной зависимости от того, насколько дети осознают перспективы своего роста и испытывают при этом радость успеха.
Всякая деятельность человека, ее цели, способы, результаты заранее программируются в его сознании, направляют и стимулируют эту деятельность. При достижении поставленных целей и получении ожидаемых результатов человек переживает внутреннее удовлетворение, радость успеха. Если же намеченные цели не реализуются, человек испытывает чувство неудовлетворенности, психического напряжения. Повторение неудач парализует деятельность личности. Видение своих перспектив, ощущение радости успеха, вызывающее положительные эмоции, стимулируют внутреннюю активность и личностное развитие. Вот почему стимулирование самовоспитания предусматривает создание условий, способствующих видению учащимися перспектив своего роста и постижения радости успеха на пути к их достижению.
Открывая перед учащимися перспективы их роста и развития, нельзя абстрагироваться от испытываемых ими в процессе самовоспитания трудностей. Работа над собой всегда сопряжена с немалыми трудностями, требует большого психического напряжения, физических сил и нервной энергии, а потому иногда и не носит постоянный характер и не дает ожидаемый результат. Чтобы достичь успехов в самовоспитании, требуются длительные и большие усилия.
В силу недостаточной психологической и практической подготовленности к работе над собой и, как следствие, отсутствия необходимого опыта в этом, многие учащиеся не ощущают заметных успехов в самовоспитании, более того, испытывают срывы и неудачи, которые, повторяясь, приобретают устойчивый характер. В этих условиях ситуация ожидания радости успеха сменяется разочарованием, становится недостижимой, что ведет к пассивности, утрате интереса к самовоспитанию, его эпизодичности или практически к бездействию.
При определении форм стимулирования самовоспитания можно исходить из того, что они часто отражают отношения, складывающиеся между педагогами и учащимися. Они могут быть коллективно-коллективными (педагогический коллектив — ученический коллектив), коллективно-индивидуальными (педагогический или ученический коллектив — отдельный учащийся), индивидуальноколлективными (педагог — группа) и индивидуально-индивидуальными (педагог — учащийся). Несомненно, что субъектом самовоспитания является сам ребенок, а субъектами стимулирования этого процесса могут выступать все участники воспитательного процесса: педагоги, родители, товарищи и т. д. Для педагогов задача стимулирования самовоспитания детей должна входить в комплекс задач осуществляемой ими воспитательной работы.
Практика убеждает: чем полнее и лучше включены учащиеся в разнообразную деятельность, чем больше они берут на себя инициативу ее планирования, подготовки и осуществления, подведения итогов, контроля, коррекции, тем выше эффективность самовоспитания. Если ученик выступает в роли активного организатора и участника деятельности, то в результате формируется активная, деятельная личность. И, напротив, при неправильной организации деятельности, когда он остается пассивным исполнителем или безразличным участником, у него формируются соответствующие качества, так как бездеятельность — это тоже своего рода деятельность.
Эффективность стимулирования самовоспитания зависит и от разнообразия используемых средств и методов, и от адекватности реакции на них учащихся — наибольший результат достигается там, где педагоги применяют хорошо продуманную систему средств и методов стимулирования самовоспитания, взаимосвязанных между собой. Важнейшим средством и стимулом самовоспитания является общение учащихся, поэтому, чем оно шире и разумнее, тем эффективнее и их самовоспитание. В начале жизни круг общения ребенка определяется родителями, ближайшим семейным окружением, а затем начинает расширяться: сверстники во дворе, детском саду, воспитатели, одноклассники, педагоги и т. д. Значительное влияние на формирование личности учащихся, особенно в школьные годы, оказывает их общение с педагогами. Если оно приобретает со стороны взрослых авторитарный характер, это отрицательно сказывается на учащихся, подавляет их инициативу, активность, самостоятельность. На всех возрастных этапах развития личности особенно велико влияние на нее друзей, сверстников, чего нельзя не учитывать при стимулировании самовоспитания.
Основной этап работы по стимулированию самовоспитания учащихся начинается с диагностирования их готовности к самовоспитанию. Это необходимо для реализации дифференцированного и индивидуального подходов. Диагностирование осуществляется по трем критериям: когнитивному, мотивационному и деятельностному. При этом выясняется, знаком ли ребенок со способами самопознания и регулирования своего поведения, хочет ли больше знать о себе и изменить себя, предпринимает ли что-нибудь для этого. В процессе диагностики педагогу целесообразно организовать:
- • анализ мотивов самовоспитания, поведения учащихся в естественных или искусственно созданных проблемных ситуациях в учебной, трудовой, общественной и других видах деятельности, в процессе общения друг с другом, с педагогами и другими людьми;
- • наблюдение, представляющее собой организованную, целенаправленную и планомерную фиксацию фактов, свидетельствующих об изменении учащимися самих себя, своего отношения к себе и окружающей действительности;
- • беседу, являющуюся одновременно и методом изучения, и методом воспитания учащихся, формирования у них установки на самовоспитание;
- • анализ сочинений учащихся, их размышлений о себе;
- • экспресс-опрос учащихся, родителей, позволяющий получить определенную информацию от значительного числа людей за короткое время;
- • хронометраж времени, позволяющий довольно быстро получить информацию не только о том, как учащиеся проводят свой день, но и данные о наличии (или отсутствии) у них таких качеств, как умение планировать и организовывать время, деловитость, ответственность, самоконтроль, способность к самоанализу и т.д. Одновременно хронометраж времени выступает и стимулом самовоспитания;
- • обобщение независимых характеристик — сравнение и сопоставление характеристик учащихся, данных разными людьми — классным руководителем, другими педагогами, родителями, товарищами;
- • педагогический консилиум — совместное обсуждение индивидуальных особенностей учащихся всеми или несколькими педагогами, знающими их, для определения способов стимулирования самовоспитания.
Вопросы и задания
- 1. Дайте общее представление о самовоспитании и сравните определения самовоспитания по различным источникам с целью нахождения общего и различного.
- 2. Расскажите об уровнях самовоспитуемости, саморазвиваемости и самообучаемости.
- 3. Какие приемы может предполагать самовоспитание личности учащегося?
- 4. Подготовьте сообщения об основных методах самовоспитания.
- 5. В чем заключается роль волевого компонента при осуществлении самовоспитания?
- 6. Расскажите о стимулировании самовоспитания.
- 7. Каким образом может осуществляться диагностика самовоспитания?
Источник