Интеллектуальное развитие ребенка конструктор
Лего-конструирование как средство развития интеллектуальных способностей дошкольников.
Одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие умственных способностей детей.
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.
Главное, на что направлено Лего-конструирование — это развитие мышления, развитие интеллектуальных способностей детей. А работа с конструктором одновременно и пробуждает интерес детей к новому, к творчеству, к решению задач, а также развивает изобретательность, инициативность, познавательный интерес и целеустремленность.
Для более эффективного использования Лего-конструирования специалисты, изучающие этот вопрос, рекомендуют педагогам соблюдать условия развития интеллектуальных и конструктивных способностей детей дошкольного возраста. Е. В. Фешина выделяет три таких условия.
Первым является создание для дошкольников среды, формирующей знания о конструкторской деятельности, развивающей навыки конструирования и конструкторские способности. Такая пространственная среда необходима для более эффективного развития мышления в рамках Лего-конструирования. Именно это является одним из основных требований Федерального государственного образовательного стандарта, в котором эта среда определяется как «развивающая предметно-пространственная образовательная среда».
Подобная среда для Лего-конструирования обязательно должна включать в себя: предмет деятельности дошкольников; персональные Лего-конструкторы; аналоги Лего-конструкторов; компьютерное и информационное оборудование (ноутбук, проектор или цифровая доска); дидактические материалы по Лего-конструированию.
Создание такой среды поможет педагогу добиться главной цели, о которой говорит исследователь Е. В. Фешина: «Активизация LEGO-конструирующей деятельности представляет собой такую организацию образовательного процесса в образовательной организации на основе LEGO-конструирования, при которой конструктор и дидактический материал к нему становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ребенка. Он конструирует, создает, воображает и создает продукт собственного творчества».
Одна из главных рекомендаций специалистов при работе с Лего-конструктором связана с предварительной работой. Воспитатели до начала конструирования должны познакомить детей с темой предстоящей деятельности, основными идеями будущего строительства. Полезно будет и обсудить с детьми предполагаемые результаты работы. При этом педагог не должен полностью раскрывать перед детьми содержание конструирования, а только направить мышление детей, чтобы они сами смогли воплотить свои задумки в жизнь.
Лего-конструирование помогает педагогам решить вопрос с личностно-ориентированным подходом к каждому ребенку. Ведь каждый дошкольник индивидуален в своем развитии: кто-то строит точно и быстро, кому-то надо помочь, кого-то стоит направить. Лего-конструирование поможет построить работу с дошкольниками таким образом, чтобы все дети справились с поставленной задачей, чтобы каждый ребенок получил свой результат. Это очень важно для дальнейшей мотивации детей к подобной деятельности. Например, воспитатель может предложить разным детям разные конструкторы, с большим или меньшим количеством деталей, с разной степенью трудности.
Очень важный момент при Лего-конструировании — это завершающий этап деятельности. Дошкольники обязательно должны презентовать продукт своего строительства, показать его сверстникам, воспитателю, родителям, рассказать о своей поделке. С этой целью можно организовать и выставку детских конструкторов, необходимо провести рефлексию Лего-конструирования.
Вторым, не менее важным условием развития интеллектуальных и конструктивных способностей детей дошкольного возраста при Лего-конструировании является его включение в различные виды деятельности:
− В образовательной деятельности. В данном случае Лего-конструкторы могут выступать в роли дополнительного материала
— наглядного или практического.
− В самостоятельной деятельности. При самостоятельной деятельности детей Лего-конструкторы могут применяться в виде дидактической игры. При этом до начала конструирования педагог дает детям задание, ставит перед ними задачи и цели.
− В сюжетно-ролевой деятельности.
− В театрализованной деятельности.
− В совместной деятельности со сверстниками или взрослыми.
Лего-конструирование как средство развития творческого мышления дошкольников всегда должно проходить под руководством педагога, которое может быть как непосредственным, так и опосредованным. Это зависит от образовательных задач и от уровня развития дошкольников. В основном, это касается образовательной деятельности. Но и в самостоятельной деятельности дошкольников необходимо присутствие педагога, который может предложить воспитанникам дидактические игры с использование Лего-конструкторов, например: «Волшебный мешочек» (найти одинаковые детали, определить, откуда деталь, построить модель из полученных деталей); «Найди пару» (задания на умение детей распределять соответствующие детали по группам в зависимости от их отличительных признаков); «На что похож?» (развитие воображения дошкольников).
Широкое применение Лего-конструкторы находят и в сюжетно-ролевых и театрализованных играх. Они могут выступать как заместители, что тоже способствует развитию мыслительных способностей дошкольников.
Третьим условием развития интеллектуальных и конструктивных способностей детей дошкольного возраста при Лего-конструировании является организация детской деятельности на условиях равенства и партнерства.
Таким образом, Лего-конструирование по праву можно назвать не просто средством развития интеллектуальных способностей детей, а много функциональным образовательным комплексом, который позволяет педагогу решить важнейшие задачи: обучить детей создавать что-то новое и полезное; развить у дошкольников конструктивные способности; научить детей применять и преобразовывать модели и схемы; привить детям навыки совместной работы со сверстниками и взрослыми; научить детей добиваться конечного результата; развить воображение и творческое мышление дошкольников.
Литература:
Гоголева В. Г. Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4–7 лет /В. Г. Гоголева.-Спб.: «Детство-пресс», 2010. –56 с.
Лавкина Н. Ю. Программа дополнительного образования детей «ЛЕГО-СПЕКТРО» / Н. Ю. Лавкина // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. — Режим доступа: https://nsportal.ru.
Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. // Дошкольное образование. -2008. -No17, 18 (233). –С. 78–85.
Фешина Е. В. LEGO конструирование в детском саду: пособие для педагогов / Е. В. Фешина. — М.: Сфера, 2011. — 345 с.
Шайдурова Н. В. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности. Справочное пособие. — М. «ТЦ Сфера», 2008 г.
Источник
«Лего-конструктор в развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
Выполнила: Николаева Ольга Викторовна
Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.
В педагогической практике широко используются разнообразные виды конструирования — из деталей конструктора, крупногабаритных модулей, из бумаги, природных и бросовых материалов. Из всего многообразия конструкторов ЛЕГО представляет собой яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка. Основными задачами этого этапа являются :
-Активизация памяти и внимания.
-Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
-Развитие комбинаторных способностей.
-Закрепление навыков ориентирования в пространстве
Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
-Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
-Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу – по предложенной или свободно выбранной теме.
Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО.
-Развитие речи и коммуникативных способностей.
Можно выделить особенности организации и проведения занятий и совместной деятельности в разных возрастных группах.
В младшей и средней группах применимы следующие виды организации совместной деятельности:
-по образцу;
-по карточкам с моделями, которые прилагаются к конструктору ЛЕГО;
-по собственному замыслу.
Малыши с удовольствием строят простейшие конструкции : дорожки, заборы, мосты, ворота, ограды, машины, домики.
Дети упражняются в распознании цвета, счете до 5, закрепляют понятия: «высокий — низкий», «широкий — узкий». Используются конструкторы с деталями крупных размеров.
В средней группе основой при организации работы с ЛЕГО- конструктором является сказка. Это предварительное ознакомление с произведением, а затем конструирование его персонажей, создание моделей знакомых сказок, а также сочинение своих историй. В этом возрасте дети знакомятся с мелким конструктором ЛЕГО ДАСТА – конструирование по – замыслу. Дети могут свободно экспериментировать со строительным материалом. Образец может быть дан и в начале , а затем он убирается.
В старшей и подготовительной группах добавляется конструирование части объекта по инструкциям педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу и моделирование объектов по иллюстрациям и рисункам. Главные темы — «Транспорт», «Архитектура». Отличительная черта моделей транспорта, сооружаемых детьми этого возраста – размер и сложность. После предварительного занятия – конструирование по- замыслу –проводится занятие по условию.
Актуальность ЛЕГО- конструирования значима в свете внедрения ФГОС, так как:
-Являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация, труд,
социализация);
-Позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
-Формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формируют навыки общения и сотворчества;
-Объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Ведущая педагогическая идея определяется тем, что в основе управления процессом развития конструкторских и творческих способностей дошкольников лежит освоение ими технических способов и приемов конструирования из деталей конструктора ЛЕГО , позволяющие детям проявить творческий потенциал.
Источник
Инга Невмовенко
Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством лего-конструирования
Развитие интеллектуальных способностей дошкольников
посредством лего-конструирования
Слайд № 2 Мы живем в мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать.
В настоящее время обществу необходимы активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями.
СЛАЙД № 3. Поэтому столь важно, начиная уже с дошкольного возраста формировать и развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум, формировать качества личности, обозначенные федеральными государственными образовательными стандартами. Возникает необходимость поиска новых технологий, методик для внедрения в работу с дошкольниками.
Психолого-педагогические исследования (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.
Лего побуждает работать в равной степени и голову и руки. Конструктор помогает детям воплощать в жизни свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат.
Детей увлекающихся конструированием отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития ребенка.
Лего – это всегда новое открытие, новая идея. Новый толчок к развитию.
Все эти данные подтверждают актуальность использования лего-конструирования в ДОУ, как средство развития интеллектуальных способностей детей. Слайд № №4 В процессе игры с конструктором у ребенка развивается: Слайд № 5 Цель, Слайд №6 Задачи, Слайд №7 Лего способствует Как известно, применение ЛЕГО способствует:
1. Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;
2. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
3. Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
4. Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
5. Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т. к. (вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.)
СЛАЙД № 8 В процессе деятельности с Лего-конструкторомиспользуют разнообразные формы заданий: по возрастам
Дети начинают заниматься ЛЕГО — конструированием, как правило, со средней группы. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).
В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления. В течение года возрастает свобода в выборе материала, сюжета, оригинального использования деталей, развивается речь
ЛЕГО развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов — настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение.
Слайд № 9 Алгоритм выполнения модели из конструктора Лего:
На основе личного опыта в моей работе сложился алгоритм совместной с детьми конструктивной деятельности: Создание проблемной ситуации. Демонстрация и рассматривание иллюстраций и картин с изображением объектов для конструирования.
Наблюдение натуральных объектов.
Сенсорное обследование лего — деталей для знакомства с формой, цветом и определения пространственных соотношений между деталями.
Демонстрация вариативных соединений деталей при создании модели.
Изучение при необходимости схем и чертежей.
Объяснение последовательности и возможных способов выполнения постройки.
Анализ и оценка конструктивной деятельности.
ВИДЫ конструкторов лего,
Слайд № 10, Слайд №11,
СЛАЙД № 12 Конструирование из мелкого конструктора ДАКТА
Конструкторы ЛЕГО – это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки.
Реализация лего-конструирования позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их.
Слайд №13 — Слайд 14,
Слайд №15, ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования.
СЛАЙД№ 16 Мастер класс для родителей.
Игры ЛЕГО выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени. Целенаправленно способствует укреплению здоровья детей занятия по Лего-конструирования. ЛЕГО-технология служит важнейшим средством развивающего обучения в образовательных учреждениях.
Источник
Юлия Пивоварова
Конструирование как вклад в развитие интеллектуальных и креативных способностей детей
Юлия Пивоварова
На современном рынке производства всегда была необходимость в профессиях, требующих навыков работы с инновационными программируемыми устройствами. Сегодня важным направлением развития образования становится формирование инженерного мышления. По словам губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева начинать готовить будущих инженеров надо уже в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Данную стратегию обучения и развития в нашем детском саду мы реализуем в образовательной среде с помощью конструктивной деятельности.
Конструирование – это эффективное средство, которое активизирует поисковую деятельность детей, развивает образное мышление.
Конструирование позволяет нам в детском саду организовать интеграцию образовательных областей. В познавательном развитии — развивать техническое конструирование; в речевом развитии – использовать конструкторы в формировании фонематического слуха (выбрать детали, названия которых начинаются с заданного звука, словообразования, связной речи; в художественно-эстетическом развитии – развивать творческое конструирование; в физическом развитии – развивать координацию движений, крупную и мелкую моторику рук; в социально-коммуникативном – развивать трудолюбие, самостоятельность, инициативу, умение взаимодействовать со сверстниками.
Конструирование тесным образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, восприятии формы и габаритов объекта пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. Конструктивная деятельность предполагает развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, и связана с развитием речи. Конструируя, наши мальчики и девочки общаются между собой, объясняют свои замыслы. Дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
Современные конструкторы представляют множество вариантов конструирования – деревянные, пластмассовые, металлические конструкторы, конструирование из бросового и природного материала, оригами, бумажно-картонное моделирование и т. д. Объединение разных видов конструирования в систему обогащает детскую деятельность, приводит к переходу в новое качество, позволяет эффективно решать задачи развития ребенка.
В нашем детском саду развивать интерес дошкольников к познавательно-исследовательской, социально-коммуникативной и игровой деятельности позволяет использование конструкторов, в том числе LEGO.
Основная задача педагога в раннем возрасте – пробуждать интерес к конструированию путем создания простейших конструкций, знакомить с материалом, цветами, формой, величиной предметов. Поэтому осваивать конструктор мы начинается со второй группы раннего возраста. Занятия проводим по подгруппам (4-5 детей) в совместной деятельности детей с педагогом или самостоятельной деятельности детей в более старшем возрасте.
Вначале ребятки конструируют по образцу, затем по условиям. Воспитатель предлагает маленьким детям простые сюжеты для игры. Это служит мотивом для создания несложных конструкций. Наши малыши строят из строительного материала скамеечки, столы, стулья, кроватки для кукол, домики для животных или гаражи для машин. Инициатива исходит от взрослого, а дети выполняют задания и некоторые ее указания.
В младшем дошкольном возрасте мы продолжаем приобщать ребяток к конструированию,где основная образовательная задача: применять полученные знания в самостоятельной деятельности, анализировать окружающие объекты, комбинировать знакомые детали. В группе воспитатель продолжает знакомить детей со свойствами основных деталей, формирует понятия «высокий-низкий», «широкий-узкий», учит овладевать двумя способами решения простейших конструктивных задач (заменять меньшие детали на большие, пристраивать и надстраивать, используя те же детали). Дети создают простые конструкции, строят из строительного материала короткие и длинные дорожки, низкие и высокие заборчики, башенки, широкие и узкие ворота для своих игрушек. На первых порах наши ребята строили по простейшим чертежа и наглядным схемам, используя образец. Сейчас, когда они освоили этот действие, придумывают и комбинируют свои варианты различных построек (по замыслу, а некоторые строят по памяти. Каждое занятие заканчивается играми, чтением стихов, потешек.
Также в нашем детском саду есть программа дополнительного образования по конструированию «В стране LEGO» для детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся систематически по подгруппам один раз в неделю в специально отведенное время.
Начиная с пятилетнего возраста, мы вводим в конструктивную деятельность детей конструкторы LEGO, такие как LEGO education «Моя первая история», Лего «Первые механизмы», Лего «Первые механизмы», «Математический поезд» LEGO education, «Городская жизнь» LEGO education. Дети узнают назначение основных деталей, осваивают простейшие основы механики, виды конструкций, технологическую последовательность изготовления.
Так, старшие дошкольники составляют постепенно усложняющиеся конструкции, учатся составлять рассказы (истории). В подготовительной группе мы записываем на видео истории, придуманные детьми. Затем смотрим и анализируем всей группой, выявляем достоинства и ошибки. На занятиях дети самостоятельно и творчески создают конструкции, соответствующие условиям, которые они сами выдвигают. При этом они руководствуются собственными интересами и потребностями, овладевают деятельностью высокого уровня, которая демонстрирует развитие умственных способностей, речевых навыков, образного мышления, воображения, творчества, инициативы, художественно-эстетического вкуса, физических качеств.
Таким образом, в ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, закладывает первые предпосылки учебной деятельности. Кроме того, в стенах детского сада дети учатся конструктивному взаимодействию со сверстниками.
Использование Лего-конструирования в детском саду приобщает дошкольников к детскому научно-техническому творчеству. В процессе такого вида деятельности ребенок приобщается к основам технического конструирования, у него развивается творческая активность и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям. Кроме того. Развивается интерес к моделированию и конструированию. Все эти личностные качества дошкольника полностью соответствуют задачам развивающего обучения и основным положениям ФГОС ДО.
Источник