Интеллектуальное развитие ребенка инвалида
«Интеллектуальное развитие дошкольников с ОВЗ»
Мухаметзянова С.В. Воспитатель МБДОУ «Детский сад№32»
Интеллект ребёнка – это форма организации его познавательных процессов, которая обеспечивает хорошее восприятие и понимание окружающей действительности. Интеллектуальное развитие отвечает за нормальный уровень и скорость мыслительных процессов: сравнений, обобщений, распознаваний, способности делать выводы, решение нестандартных задач. Всё это можно ускорить, замедлить или приостановить. Дети с хорошим интеллектом всегда пользуются большой популярностью.
Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно не однородна. Получение детьми с ОВЗ образования, является одним из основных и неотъемлимых условий их успешной социализации, обеспечение их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Задача педагога и родителей помочь детям с ОВЗ развиваться и добиваться новых достижений. Учить ребёнка думать, размышлять.
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок вырос физически здоровым грамотным, интеллектуально развитым, успешно осваивал учебную программу. Да и общество предъявляет свои требования. Больше востребованы
люди умственного труда, нежели физического. Эта мечта родителей может осуществиться при хорошей интеллектуальной подготовке ребёнка ещё задолго до школы. Поэтому так важно развивать у будущего ученика его основные мыслительные способности: умение анализировать, правильно рассуждать о путях и способах её решения, приучать к комбинированным поисковым действиям.
На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка, развитиея функционально грамотной личности-человека, способного решать любые жизненные задачи, используя для этого приобретаемые в течении жизни знания, умения и навыки.
Использование развивающих игр в игровой деятельности способствуют развитию интеллекта у детей, а абстрактное и логическое мышление. Для этих целей подойдут головоломки, настольные игры, различные виды творчества: лепка, рисование, аппликация, конструирование.
Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, иметь элементарные навыки речевой культуры. Владеть приёмами произвольного внимания, памяти. Уметь выделять учебную задачу и превратить её в самостоятельную деятельность. Необходимо развивать способность самому находить способы удовлетворения познавательных запросов. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте может стать привычкой для ребёнка.
Работая в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи, я использую ещё и ружковую работу(шашечный кружок) «Юные интеллектуалы». Я разработала программу дополнительного образования «Юные интеллектуалы», которая является модифицированной программой, созданной на основе методических пособий: Зак З.А. «Интеллектика для дошкольника»; А.В.Горячев, Н.В. Ключ «Всё по полочкам»; Б.П.Никитин «Развивающие игры»; Т.Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ»;конспекты занятий «Развивающие игры Воскабовича»; А.С. Гиляров «Стоклеточные шашки».
Занимательные вопросы, игры-шутки, разгадывание ребусов и загадок, всё это направленно на развитие произвольного внимания, нестандартного мышления, тренировка памяти. Использую логические задачи на поиск недостающих фигур и нахождение закономерности. Эта задача может быть решена только на основе анализа каждого ряда фигур, путём их сопоставления. В таких играх: «Чего не хватает?», «Найди ошибку». Использую игры на воссоздание из геометрических фигур, специальных наборов образных и сюжетных изображений. К таким играм относятся: «Коломбово яйцо», «Листик», «Танграм», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра».Игры-головоломки направлены на развитие произвольного внимания, памяти, логического мышления. Следует учить ребёнка сначала продумывать свои действия, находить способ решения, а потом осуществлять. По мере накопления детьми опыта в решении подобных задах методом «проб и ошибок», дети всё меньше допускают ошибки. Игры на ориентировку на листе бумаги- это различные лабиринты. Ребёнок узнаёт что такое: «за», «над», «выше», «ниже» , «в», «перед», «под». Таким образом, развивающие игры являются лучшим способом для формирования логического мышления, которое необходимо для игры в шашки. Идёт изучение материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Используются игры и игровые приёмы, которые создают непринуждённую психологическую атмосферу, способствуют развитию логического мышления. Идёт воспитание активности у детей, развитию норм и принципов нравственного поведения. Играя, ребёнок живёт в мире сказок. Учится находить в обыкновенном необыкновенное, обогащает детскую фантазию.
После первого года обучения в кружке, у детей появилась целеустремлённость, находчивость. Стали более внимательные, уверенные. Дети логически, образно и аналитически мыслят. Производят расчёты на несколько шагов вперёд. Стали более уверенные, внимательные.
Список используемой литературы:
1.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Москва.Просвящение. 1985г.
2.Столяров А.А. Давайте поиграем .Москва. Просвящение .1991. 84с.
3.Тихомиров Л.Ф., Развитие познавательной способности детей. Ярославль «Академия развития»1996г.
Источник
Консультация на тему: «Особенности интеллектуального развития у детей с ОВЗ»
Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования интеллектуальных умений и личности в целом. Если интеллектуальный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то в последствии не удается реализовать его в полной мере.
Интеллект (от латинского — Intellectus) в широком смысле — это совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения; в более же узком смысле — это мышление. Интеллект является основной формой познания действительности.
В последние годы усугубляются представления об интеллектуальном (умственном) развитии ребенка за счет введения в его анализ предложенного Л.С. Выготским понятия «психологического новообразования», т.е. того качественно нового, что появляется в умственном развитии на каждом возрастном этапе. При этом основное внимание уделяется тем психологическим функциям, которые находятся в зоне ближайшего развития.
Несформированность интеллектуальных умений может наблюдаться до конца дошкольного возраста. Наши воспитанники не умеют ориентироваться в задачах, не планируют свою деятельность, плохо используют помощь, не всегда способны осуществить перенос показанного способа действия на аналогичные задания.
Для формирования интеллектуальных умений ребенка дошкольного возраста важное значение имеет воспитание различных видов чувствительности и формирование игровой деятельности, а также специальное умственное воспитание. При этом учитываем возрастные закономерности и механизмы умственного развития ребенка.
Умственное воспитание ребенка осуществляем в процессе различных видах его продуктивной деятельности, ознакомления с окружающим, путем специального формирования у него математических представлений и понятий, а также в процессе развития речи. Кроме того, важное значение для формирования интеллектуальных способностей у детей с ОВЗ дошкольного возраста имеют игры и задания. (Учим ребенка сравнивать (игра «Чем отличаются две птички?»), классифицировать предметы, описывать различные свойства окружающих его предметов (игры: «Кто летает?», «Съедобное – не съедобное», «Что лишнее?», «Что происходит?» и т.д.). Одной из важнейших задач умственного воспитания дошкольника является создание необходимых предпосылок для перехода его с так называемого дооперационного мышления на более высокий уровень конкретных операций. Известно, что период дооператорного мышления охватывает возраст от 2 до 7 лет. Важнейшими формами мышления дошкольника являются наглядно-действенное и наглядно-образное, которые имеют важное значение в общем процессе умственного развития ребенка. Для формирования интеллектуальных умений ребенка важно, чтобы он научился играть, а также, чтобы он овладел определенными систематизированными знаниями об окружающей жизни: о явлениях природы, об окружающей действительности. Эти знания подразделяются на 2 группы:
1) содержание знаний и умений, которые дети должны усвоить в повседневном общении с взрослым и, прежде всего, с родителями. Эти знания усваиваются в быту и в играх.
2) более сложные знания и умения, которые усваиваются в процессе обучения на специальных занятиях.
Эти знания усваиваются в процессе целенаправленного сенсорного воспитания ребенка путем формирования у него обобщенных и систематизированных представлений об окружающей действительности. Важно в процессе проведения каждого занятия по ознакомлению ребенка с основными свойствами предметов организовывать и активизировать их познавательную деятельность, важно формировать у ребенка обобщенный способ обследования предметов, выделение существенных связей в различных областях знаний, развивать самостоятельность мышления.
При развитии самостоятельности детского мышления ставим перед ребенком различные задачи, обучаем его способам ее решения, формируем таким путем интеллектуальные действия, мыслительные процессы: анализ, сравнения, обобщения.
В настоящее время многими выдающимися отечественными психологами доказано, что в процессе четко организованного воспитания и развития детей дошкольного возраста можно очень эффективно управлять их умственным развитием при правильном обучении. В развитии интеллектуальных действий важное значение имеют предметные действия, особенно тогда, когда ребенок в предметной деятельности ориентируется на существенные признаки предметов. Поэтому очень важно с помощью научить ребенка выделять существенные признаки предметов.
В своей коррекционной работе определяем содержания знаний, которые должен усвоить ребенок в период дошкольного развития. Используем своеобразие каждой детской деятельности для стимуляции его умственного развития, которое, само по себе, является результатам формирования интеллекта.
Важное значение в дошкольном возрасте имеет развитие различных форм мыслительной деятельности: понятия суждения и умозаключения. Перед поступлением в школу ребенок должен овладеть не только единичными, но и общими понятиями: «Кошка – это животное, машина – это транспорт и т.п.».
Наряду с формированием понятий о конкретных предметах, важно формировать абстрактные понятия о причинно-следственных связях, представлениях о количестве, пространстве.
Большинство авторов обращают внимание на разные аспекты умственной деятельности, подчеркивая значимость актуальности, инициативы выполнения ребенком тех или иных умственных операций. Важным условием интеллектуального развития считается приобретение знаний и умение оперировать ими.
Основной источник развития — обучение. Важной задачей обучения считаем не только формирование у ребенка конкретных знаний и представлений, но и активизацию познавательной деятельности самого ребенка; формирование интеллектуальных умений.
Интеллектуальное развитие направлено на формирование логического мышления ребенка. В логическом мышлении выделяют две основные стадии:
– конкретно-понятийную;
– абстрактно-понятийную.
На конкретно-понятийной стадии все мыслительные операции связаны с конкретным наглядным материалом. Абстрактно-понятийная стадия. На этой стадии ребенок усваивает абстрактные понятия, формируются обобщенные мыслительные операции. В развитии абстрактного мышления ведущее значение принадлежит речи.
Важное значение для развития логического мышления считаем специальные игры – занятия по выделению четвертой лишней картинки или слова, по развитию у детей понимания скрытого смысла рассказа или сказки, рассказы по сюжетной картине и по серии сюжетных картинок, а также упражнения на простейшие умозаключения, понимание метафор, пословиц, а также обучение счетным операциям.
Для формирования интеллектуальных умений особое внимание уделяется работе по совершенствованию связной речи, развитию словообразования, правильного употребления в речи предлогов, обучение рассказыванию, разучиванию стихотворений, а также развитие памяти и внимания.
Таким образом, формирование интеллекта – это длительный процесс, для осуществления этой задачи необходимы глубокие знания о закономерностях детского развития.
Приобретение интеллектуальных умений и навыков – это важные предпосылки для успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе и для дальнейшей их социальной адаптации.
Консультацию подготовила:
учитель-дефектолог ГОБУ «Старорусский ЦППМС»
О.Г. Алексеева
Источник
Формирование интеллектуальных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования интеллектуальных умений и личности в целом. Если интеллектуальный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то в последствии не удается реализовать его в полной мере.
Интеллект (от латинского — Intellectus) в широком смысле — это совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения; в более же узком смысле — это мышление. Интеллект является основной формой познания действительности. [5, С.161].
В последние годы усугубляются представления об интеллектуальном (умственном) развитии ребенка за счет введения в его анализ предложенного Л.С. Выготским понятия «психологического новообразования», т.е. того качественно нового, что появляется в умственном развитии на каждом возрастном этапе. При этом основное внимание уделяется тем психологическим функциям, которые находятся в зоне ближайшего развития. [1, С.16].
Наше дошкольное учреждение компенсирующего вида призвано оказывать адекватную коррекционную помощь детям с ОВЗ в интеллектуальном развитии. С этой целью учителями-дефектологами проводится диагностика системных нарушений интеллектуальной деятельности каждого ребенка и в дальнейшем на основе данных по характеру нарушений разрабатываются индивидуальные программы коррекционной работы.
Анализ психических процессов позволяет выявить не только дефектные, но и сохранные звенья, которые могут служить опорой в системе психолого-педагогической коррекции. Для достижения желаемого результата используем комплексный подход: взаимодействие педагогов, учителей — дефектологов и воспитателей.
Диагностика предусматривает обследование таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация. Опыт работы показывает, что динамика мыслительных действий у детей с ОВЗ развертывается только в наглядных ситуациях, отличается конкретностью мышления и слабостью обобщения. Недоразвитие наиболее сложных форм мышления у детей с ОВЗ обусловлено повышенной отвлекаемостью, инертностью, неумением сосредоточиться на задании.
Несформированность интеллектуальных умений может наблюдаться до конца дошкольного возраста. Наши воспитанники не умеют ориентироваться в задачах, не планируют свою деятельность, плохо используют помощь, не всегда способны осуществить перенос показанного способа действия на аналогичные задания.
Для формирования интеллектуальных умений ребенка дошкольного возраста важное значение имеет воспитание различных видов чувствительности и формирование игровой деятельности, а также специальное умственное воспитание. При этом учитываем возрастные закономерности и механизмы умственного развития ребенка.
Умственное воспитание ребенка осуществляем в процессе различных видах его продуктивной деятельности, ознакомления с окружающим, путем специального формирования у него математических представлений и понятий, а также в процессе развития речи. Кроме того, важное значение для формирования интеллектуальных способностей у детей с ОВЗ дошкольного возраста имеют игры и задания. (Учим ребенка сравнивать (игра «Чем отличаются две птички?»), классифицировать предметы, описывать различные свойства окружающих его предметов (игры: «Кто летает?», «Съедобное – не съедобное», «Что лишнее?», «Что происходит?» и т.д.). Одной из важнейших задач умственного воспитания дошкольника является создание необходимых предпосылок для перехода его с так называемого дооперационного мышления на более высокий уровень конкретных операций. Известно, что период дооператорного мышления охватывает возраст от 2 до 7 лет. Важнейшими формами мышления дошкольника являются наглядно-действенное и наглядно-образное, которые имеют важное значение в общем процессе умственного развития ребенка. Для формирования интеллектуальных умений ребенка важно, чтобы он научился играть, а также, чтобы он овладел определенными систематизированными знаниями об окружающей жизни: о явлениях природы, об окружающей действительности. Эти знания подразделяются на 2 группы:
1) содержание знаний и умений, которые дети должны усвоить в повседневном общении с взрослым и, прежде всего, с родителями. Эти знания усваиваются в быту и в играх.
2) более сложные знания и умения, которые усваиваются в процессе обучения на специальных занятиях.
Эти знания усваиваются в процессе целенаправленного сенсорного воспитания ребенка путем формирования у него обобщенных и систематизированных представлений об окружающей действительности. Важно в процессе проведения каждого занятия по ознакомлению ребенка с основными свойствами предметов организовывать и активизировать их познавательную деятельность, важно формировать у ребенка обобщенный способ обследования предметов, выделение существенных связей в различных областях знаний, развивать самостоятельность мышления. [2, С.196].
При развитии самостоятельности детского мышления ставим перед ребенком различные задачи, обучаем его способам ее решения, формируем таким путем интеллектуальные действия, мыслительные процессы: анализ, сравнения, обобщения.
В настоящее время многими выдающимися отечественными психологами доказано, что в процессе четко организованного воспитания и развития детей дошкольного возраста можно очень эффективно управлять их умственным развитием при правильном обучении. В развитии интеллектуальных действий важное значение имеют предметные действия, особенно тогда, когда ребенок в предметной деятельности ориентируется на существенные признаки предметов. Поэтому очень важно с помощью научить ребенка выделять существенные признаки предметов. [1, С.147].
В своей коррекционной работе определяем содержания знаний, которые должен усвоить ребенок в период дошкольного развития. Используем своеобразие каждой детской деятельности для стимуляции его умственного развития, которое, само по себе, является результатам формирования интеллекта.
Важное значение в дошкольном возрасте имеет развитие различных форм мыслительной деятельности: понятия суждения и умозаключения. Перед поступлением в школу ребенок должен овладеть не только единичными, но и общими понятиями: «Кошка – это животное, машина – это транспорт и т.п.» [2,С. 197].
Наряду с формированием понятий о конкретных предметах, важно формировать абстрактные понятия о причинно-следственных связях, представлениях о количестве, пространстве.
Проанализировав, специальную литературу мы пришли к выводу, что большинство авторов обращают внимание на разные аспекты умственной деятельности, подчеркивая значимость актуальности, инициативы выполнения ребенком тех или иных умственных операций. Важным условием интеллектуального развития считается приобретение знаний и умение оперировать ими.
Основной источник развития — обучение. Важной задачей обучения считаем не только формирование у ребенка конкретных знаний и представлений, но и активизацию познавательной деятельности самого ребенка; формирование интеллектуальных умений.
Интеллектуальное развитие направлено на формирование логического мышления ребенка. В логическом мышлении выделяют две основные стадии:
– конкретно-понятийную;
– абстрактно-понятийную.
На конкретно-понятийной стадии все мыслительные операции связаны с конкретным наглядным материалом. Абстрактно-понятийная стадия. На этой стадии ребенок усваивает абстрактные понятия, формируются обобщенные мыслительные операции. В развитии абстрактного мышления ведущее значение принадлежит речи. [2,С.205].
Важное значение для развития логического мышления считаем специальные игры – занятия по выделению четвертой лишней картинки или слова, по развитию у детей понимания скрытого смысла рассказа или сказки, рассказы по сюжетной картине и по серии сюжетных картинок, а также упражнения на простейшие умозаключения, понимание метафор, пословиц, а также обучение счетным операциям.
В своей коррекционной работе для развития и активизации познавательной деятельности учим детей загадывать и отгадывать загадки. В процессе отгадывания загадок ребенку задаем наводящие вопросы и предлагаем картинки-отгадки.
Для формирования интеллектуальных умений особое внимание уделяем работе по совершенствованию связной речи, развитию словообразования, правильного употребления в речи предлогов, обучение рассказыванию, разучиванию стихотворений, а также развитие памяти и внимания.
Таким образом, формирование интеллекта – это длительный процесс, для осуществления этой задачи необходимы глубокие знания о закономерностях детского развития.
Приобретение интеллектуальных умений и навыков – это важные предпосылки для успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе и для дальнейшей их социальной адаптации.
Литература
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под. ред. В.В. Давыдова. – М.,1999
2. Катаева А.А Стребелева Е.А,. «Дошкольная олигофренопедагогика»- М.: ВЛАДОС, 2001
3. Маркова А.К. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск, 1992
4. Мастюкова Е.М. « Лечебная педагогика». М.: ВЛАДОС, 1997
5. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС,1997
Источник