Интеллектуальное развитие ребенка и его нарушения
Уже много лет в России идет работа в сфере улучшения образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ). Но до не давнего времени была категория детей, которые считались необучаемыми – это дети с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) в умеренной, глубокой или тяжелой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), многим из таких детей невозможно было предоставить какой-либо реальной педагогической помощи.
03 февраля 2015 г. в Минюсте РФ был зарегистрирован Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”. На его основе был разработан АООП (адаптированные основные общеобразовательные программы) — 1 вариант для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) и 2 вариант, для детей с ТМНР.
К тяжелым и множественным нарушениям развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития, ДЦП, аутизм (РАС), синдром Дауна и так далее) у одного ребенка.
В зависимости от структуры нарушения дети с тяжелыми и множественными нарушениями разделяются на три основные группы.
В первую входят дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать аномалию развития.
Во вторую — имеющие одно существенное психофизическое нарушение (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение, выраженное в слабой степени, но заметно отягощающее ход развития. В таких случаях говорят об «осложненном» дефекте.
В третью группу входят дети с так называемыми множественными нарушениями, когда имеется три или более нарушений (первичных), выраженных в разной степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии ребенка. К множественным дефектам, можно отнести и сочетание у одного ребенка целого ряда небольших нарушений, которые имеют отрицательный кумулятивный эффект. Например, при сочетании небольших нарушений моторики, зрения и слуха у ребенка может иметь место выраженное недоразвитие речи.
Если с детьми с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) сталкивались практически все педагоги, так как инклюзия в России идет уже не один год, то категория детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития представляет собой абсолютно новую группу с особыми нарушениями и совершенно другим подходом в обучении.
80% детей с ТМНР не говорят, не понимают обращенную к ним речь, не взаимодействуют с окружающими их людьми, не играют, у них не развиты навыки самообслуживания, наблюдается агрессия и самоагрессии. Неприемлемое поведение, как правило, выступает в качестве просьбы, ведь ребенок не может говорить, выражать свои эмоции как это делают нейротипичные дети.
Можно ли помочь такому ребенку? И как это сделать?
Я в своей работе использую методики прикладного анализа поведения, и это работает. Дело в том, что всегда есть мотивационные стимулы, на которые реагирует абсолютно любой человек и дети с ТМНР не исключение. Просто если с ребенком в норме мы можем договориться, например, он делает определенный список заданий, и тогда вечером сможет поиграть в планшете, то с ребенком ТМНР мы будем в самом начале подкреплять каждую реакцию, тем самым мотивирую его.
Мы находим значимые для ребенка подкрепления, за которые он готов работать. Как только ребенок начинает приобретать формируемый у него навык, мы постепенно уходим от подкреплений.
С помощью мотивационных стимулов (подкрепляя) мы учим ребенка обращать на нас внимание, выполнять простые инструкции (дай, встань, сядь, подойди, возьми, покажи и т.д.). Развиваем имитативные навыки (невербальная имитация), учим сотрудничеству с окружающими людьми, Учим просить жестом, с помощью карточек. Учим играть. Развиваем навыки самообслуживания и простые бытовые навыки.
Нашей задачей будет не добиться от ребенка академических навыков, а развить его жизненные компетенции.
Это долгий и сразу скажу монотонный процесс. К сожалению весело и разнообразно тут не будет, это не дети с легкой умственной отсталостью, не с задержкой психического развития и не с речевой задержкой при сохранном интеллекте.
Но помочь можно абсолютно любому ребенку с ТМНР.
ПРИМЕР. У ребенка отсутствует указательный жест. Естественно ребенок не говорит, и просить не умеет. Что мы делаем? Мы формируем указательный жест и учим таким образом ребенка просить.
Напротив ребенка ставятся его любимые лакомства и предметы (например, пузыри, мармеладки, маршмеллоу, игрушки). Ребенок тянется, пытается схватить, за ее спиной «Фея» (взрослый), тут же берет ее руку и физически формирует указательный жест, направляет на объект, который ребенок пытался взять. Второй взрослый тут же дает то, что ребенок хотел. Когда ребенок начинает самостоятельно показывать, мы уходим из-за стола и начинаем работать в естественной среде. Ребенок видит интересующие его предметы, но сам взять не может. Делаем подсказку, показываем ребенку указательный жест, напоминая, или помогаем физически. Важно, предоставлять сразу интересующий предмет ребенку, как только он на него указал, ну а подкреплением естественно будет то, что он просил.
Книги, которые будут полезны и помогут как родителям, так и специалистам в работе с ребенком с ТМНР
Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам / Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман; –– М.: Теревинф, 2000 г.
Аннотация к книге
Важная книга для всех родителей детей с аутизмом и другими нарушениями развития, ведь один из главных залогов успеха при подобном диагнозе — это развитие навыков для самообслуживания и независимой жизни. В книге авторы описывают трудности, с которыми сталкиваются в повседневной жизни дети с особыми потребностями, а также предлагают методы их преодоления, рассказывают, как передать ребенку те умения и навыки, которые будут необходимы ему для самостоятельной и полноценной жизни в обществе. Книга написана доступным языком и предлагает конкретные шаги для обучения ребенка навыкам. (Книгу можно найти в интернете в электронной версии) Если не можете найти в интернете, оставьте комментария, и я отправлю ее вам.
Идёт работа. Стратегии работы с поведением. Учебный план интенсивной поведенческой терапии при аутизме / Рон Лиф, Джон Макэкен; переводчик: Лев Толкачев, — ИП Толкачев, 2016 г.
Аннотация к книге
Книга будет интересна тем родителям, которые захотят подробнее разобраться, как строятся занятия с ребенком на основе прикладного анализа поведения. Руководство разработано и написано руководителями международной компании Autism Partnership, одной из старейших научных и экспериментальных групп, внедрявших прикладной анализ поведения для помощи детям и подросткам с аутизмом и создания учебных программ для их развития. Первая часть книги посвящена построению интенсивной поведенческой терапии, с предложением программ по преодолению неприемлемого поведения: истерик, аутостимуляций, проблем сна, нарушений пищевого поведения, гигиенических проблем, а также с описанием принципов и примеров обучения игре и социальным навыкам. Во второй части содержится описание метода обучения отдельными блоками (DTT) и 57 учебных программ с примерами, начиная от построения сотрудничества и невербальной имитации и до обучения гигиеническим навыкам, навыкам самопомощи и начальным академическим навыкам.
Обучение моторным навыкам детей с ДЦП. Пособие для родителей и профессионалов. / автор: Мартин Зиглинда, Издательство: Рама Паблишинг, 2015 г.
Аннотация к книге
Каждый ребенок с ДЦП имеет возможность улучшить свои двигательные навыки. И хотя помощь физиотерапевта безусловно важна, определяющая роль в улучшении моторных навыков ребенка принадлежит его родителям. Зиглинда Мартин объясняет, почему важно как можно раньше организовать занятия с ребенком, как помочь ему постепенно осваивать все более сложные навыки: сидеть, ползти, вставать на четвереньки, стоять и ходить. Упражнения на растяжку, укрепление мышц, освоение разных положений тела не только приведут к ощутимому результату, но и создадут новые возможности для общения ребенка и взрослого.
Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия / Серия: Особый ребенок; автор: Янушко Е. А. -Издательство: Теревинф, 2017 г.
Аннотация к книге
Книга посвящена раннему детскому аутизму. В ней описаны игры и специальные методы и приемы, которые позволяют наладить контакт с аутичным ребенком, выявить у него подавленные негативные эмоции и скрытые страхи и начать работу по их преодолению, в целом помогают ребенку стать более активным в его познании мира. Намечены пути развития сюжетно-ролевой игры, ознакомления с окружающим миром, обучения способам взаимодействия. Практические советы, обращенные к близким аутичного ребенка, объясняют как оптимально организовать его режим дня и быт, создать необходимые условия для игр и занятий. Рекомендации педагогам и психологам, которые работают с аутичными детьми, предлагают варианты действий в сложных ситуациях. Также намечены пути достижения взаимопонимания и взаимодействия между специалистами и семьей аутичного ребенка. Наконец, в книге представлена информация об организациях, оказывающих помощь аутичным детям, и ресурсы Интернет, посвященные этой проблеме. В отличие от существующих изданий по этой теме, книга является не теоретическим изложением, а прикладным пособием. Материал намеренно изложен кратко и в популярной форме, снабжен множеством примеров из опыта работы. «Игры с аутичным ребенком» может стать настольной книгой, как для специалистов, так и для близких аутичного ребенка.
Источник
КОНСУЛЬТАЦИЯ РОДИТЕЛЯМ
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ НАРУШЕНИЕМ
Интеллектуальное нарушение возникает в результате первичного дефекта (органические нарушения головного мозга) и вторичного дефекта (нарушения высших познавательных процессов).
Дети, рожденные с нарушением интеллектуального развития, значительно отстают в своем развитии: в младенчестве у них отсутствует «комплекс оживления», не формируется эмоциональный контакт со взрослым, что отрицательно сказывается на развитии зрительно-двигательной координации и восприятии предметов.
Нарушения психической деятельности избирательны, одни функции тотально нарушены, а другие более сохранны, это обуславливает существующие между детьми индивидуальные различия, обнаруживающиеся и в познавательной и в личностной сфере.
Основными признаками нарушения интеллектуальной сферы у детей дошкольного возраста являются низкая степень обучаемости и любознательности. Это обусловлено замедленным темпом ощущений и восприятием предметов, окружающей действительности, что отрицательно сказывается на познании окружающего мира, представления формируются фрагментарно, поэтому переработка и осмысление информации затруднены. Так, дети могут воспринимать предмет с четко выраженным верхом и низом как совершенно другой если повернуть, на 180 градусов. наблюдается снижение цветовой чувствительности. В большинстве дети могут распознавать основные цвета, но испытывают затруднения при назывании промежуточных оттенков.
Осязательная сфера пассивна, ребёнок довольствуется первым познанием предмета основанном на 1-2 признаках, при этом не пытается перепроверить правильность в выборе признаков. Отмечается снижение цветовой чувствительности, в основном дети могут распознавать основные цвета, но затрудняются при назывании оттенков цветов.
Для усвоения чего-то нового, ребенку с нарушениями интеллекта необходимо большее число повторений, чем нормально развивающемуся сверстнику. Без многократных повторений нового материала такие дети очень быстро его забывают, так как приобретенные ими условные связи быстро угасают. Из-за непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный механический характер.
При решении задач, они используют метод проб и ошибок, повторяя пробы в неизменном виде, получают неверный результат. Это ведет к тому, что цель, поставленная перед ним педагогом, не достигается. При выполнении задания часто наблюдается «соскальзывание» со сложной для детей деятельности на более легкую: не осознавая поставленной задачи и не проявляя к работе должного интереса, ребенок пытается выполнить ее привычным способом, то есть относится к ней формально.
Для всех дошкольников с интеллектуальными нарушениями характерно ограниченное понимание обращенной речи, привязанность к конкретной ситуации, оторванность речи от деятельности. Речь не отражает истинных интеллектуальных возможностей ребенка, порой дошкольник запоминает информацию механически и не может применить к действиям. Словесные методы не могут являться полноценным источником передачи ему знаний. Активный словарь таких дошкольников беден, фраза простая и агроматичная, связная речь часто развита слабо.
Движения детей неловки, плохо координированы, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны. Это обнаруживается во всей практической двигательной деятельности: ходьбе, беге, прыжках. Слабое развитие моторики также затрудняет овладение навыками самообслуживания.
Ребенок с нарушением интеллекта с помощью педагога овладевает сюжетно-ролевой игрой. Без специального обучения дети остаются на этапе простейших манипуляций с игрушками, только к концу старшего дошкольного возраста формируются элементы сюжетно-ролевой игры дефектологом и воспитателем на занятиях.
Таким образом, развитие ребенка с нарушением интеллекта носит замедленный темп развития: все психические процессы формируются очень медленно и в гораздо более поздние сроки, чем у детей с нормальным развитием.
Используемая литература:
Катаева, А.А., СтребелеваЕ.А. Дошкольная олигофренопедагогика : Учеб. для студ. высш. Учеб. заведений. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,– 208с. – (Корреционная педагогика)
Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени – М. : Издат. центр Академия. – 480 с. https://www.kidsunity.org/book/152669_BA798_kuznecova_l_v_red_i_dr_osnovy_specialnoy_psihologii.doc
Источник
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Аннотация. В статье освещены основной возрастной период и особенность развития ребенка с нарушениями интеллекта в школьный возраст. Рассматривается уровень сформированности высших психический функций у детей с проблемами интеллектуального развития: внимание, восприятие, мышление, память, речь.
Ключевые слова: развитие, возраст, интеллект, речь, внимание, восприятие, мышление, память.
Умственную отсталость, негативно влияющую на психическое развитие маленького человека, диагностируют как в детском, так и в подростковом возрасте, если степень поражения мозга незначительная.
В особенно тяжелых случаях поставить диагноз становится возможным уже в первые месяцы после появления ребенка на свет. Но чаще всего взрослые замечают проблему после того, как малыш попадает в детский сад или школу.
Около 85% детей с нарушением интеллекта страдают умственной отсталостью в легкой степени. Специалисты ставят диагноз только после того, как ребенок поступит в первый класс.
Обычно нарушение интеллекта у учеников младших классов проявляется невозможностью усваивать материал и отличным от сверстников поведением.
Виды умственной отсталости
Выделяют несколько видов умственной отсталости, каждый из которых имеет свои признаки и особенности поведения:
легкая умственная отсталость;
умеренная;
тяжелая;
глубокая.
Дети с умственной отсталостью в легкой степени находят контакт с одногодками, справляются со школьной программой, хотя и имеют некоторые проблемы с усваиванием информации. Вырастая, такие люди могут стать полноценным членами общества, способными занимать определенные должности и обеспечивать себя и свою семью, но это возможно только после получения необходимой им помощи.
Трудности с обучением
Дети с нарушением интеллекта не только сложно находят контакт с окружающими, в особенности со сверстниками, но у них отмечаются и определенные сложности в обучении. В зависимости от степени поражений мозга некоторые из них могут учиться в обычной средней школе, осваивая, хоть и с трудом, общеобразовательную программу. Физическое развитие таких детей не отличается от нормы, и визуально они выглядят вполне здоровыми. Другие же ребята с более тяжелыми нарушениями интеллекта могут не суметь освоить программу средней школы, поэтому обучаются в специализированных учреждениях. Малыш с легким нарушением интеллекта может учиться в обычной школе при должном участии в его школьной жизни родителей и учителей.
Если умственные способности сильно нарушены, то обучение в обычной школе может быть сопряжено с изоляцией, неуспеваемостью, разочарованием.
Детям с серьезным нарушением интеллекта правильно будет проходить курс обучения в школах, где с ними будут работать подготовленные специалисты по корректирующим методикам.
Рассмотрим особенности развития ребенка с нарушениями возрастных периодов: школьный возраст.
Ведущей деятельностью детей школьного возраста является учебная, которая имеет ряд особенностей у детей с проблемами интеллектуального развития.
В физическом развитии дети с нарушением интеллекта отстают от нормально развивающихся сверстников. Школьникам с нарушением интеллекта достаточно сложно удерживать рабочую позу в течение всего урока, они быстро устают. У детей снижена работоспособность на уроке .
Внимание у детей с нарушением интеллекта характеризуется рядом особенностей: трудностью его привлечения, невозможностью длительной активной концентрации, быстрой и легкой отвлекаемостью, неустойчивостью, рассеянностью, низким объемом Школьник с нарушением интеллекта на уроке может изображать внимательного ученика, но при этом совершенно не слышать объяснений учителя. Для того чтобы бороться с этим явлением (псевдовниманием), учителю во время объяснения следует задавать вопросы, выявляющие, следят ли школьники за ходом его мысли, или предлагать повторять только что сказанное.
Восприятие у детей с нарушением интеллекта также характеризуется рядом особенностей. Скорость восприятия у них заметно снижена. Для того чтобы узнать предмет, явление, школьникам с нарушением интеллекта требуется больше времени по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Эту особенность важно учитывать в учебном процессе: речь учителя должна быть медленной, чтобы учащиеся успевали понимать ее, необходимо больше времени давать на рассматривание предметов, картин, иллюстраций .
У школьников с нарушением интеллекта снижен объем восприятия, т. е. одновременное восприятие группы предметов. Узость восприятия затрудняет овладение учениками чтением, вычислениями с многозначными числами и т.д.
Значительно нарушены у детей с недостаточным интеллектом пространственное восприятие и ориентировка в пространстве, что затрудняет овладение ими такими учебными предметами, как математика, география, история и др.
Большие трудности представляет для них восприятие картин. Они, как правило, не видят связей между персонажами, не понимают причинно-следственных связей, не понимают эмоциональных состояний изображенных персонажей, не видят сюжета, не понимают изображения движения и т. п.
У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития. При этом страдают все компоненты речи: лексика, грамматический строй, звукопроизношение. К началу школьного обучения они имеют скудный словарный запас, который включает в основном существительные и глаголы.
Нарушение способности мыслительных процессов — анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения. Мышление детей с нарушением интеллекта характеризуется косностью, тугоподвижностью .
Самооценка
У детей со сбоем функционирования интеллекта отмечаются недостаточно сформированные мыслительные операции, что выливается в проявление одной существенной особенности: они не умеют адекватно оценивать себя и свои возможности. Как правило, эти дети всегда довольны тем, что они делают, и не осознают неудач.
Чтобы ускорить социализацию таких детей, с ними нужно заниматься трудотерапией. Речь идет о простых работах на даче, на ферме, в гончарной мастерской, например, или в конюшне по уходу за лошадьми. Контакт с животными, как с лошадьми, так и с домашними питомцами, положительно влияет на развитие малышей, которые начинают чувствовать свою важность и необходимость, полностью перенимая манеру поведения взрослых.
Считается, что дети с таким диагнозом быстрее социализируются, много времени проводя на даче или в деревне, где у них будут постоянные обязанности и задания, выполнять которые нужно будет под контролем взрослого. В ходе таких работ дети смогут улучшить развитие моторики, научатся выстраивать связи с окружающими, смогут развиться как личности и стать частью общества.
Можно ли вылечить нарушения интеллекта?
К сожалению, болезнь останется с ребенком на всю жизнь. Вместе с тем нужно отметить, что это стабильное состояние, которое может измениться лишь в подростковом и взрослом возрасте в зависимости от степени нарушений.
Если обеспечить детям специализированное обучение с корректирующим воспитанием, то в случаях с легкой степенью умственной отсталости они смогут достаточно уверенно себя чувствовать, влившись в социальную жизнь.
Библиографический список
1. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Ерёмина. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 224 с.
2.Обучение детей с ЗПР: пособие для учителейю Т.А. Власова,В.И.Лубовского. Москва просвещение 2015
4. Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского. -2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
5. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта./ А.Н. Косымова.// Дефектология. -2006. — № 5.
Источник