Интеллектуальное развитие ребенка 3 лет для родительского собрания
Пояснительная записка:
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и дошкольного учреждения.
Использование в педагогическом процессе детского сада уникального опыта семейного воспитания, приближение семьи и, как следствие, активность родителей приводит к улучшению содержания образования.
На протяжении многих лет взаимодействие с родителями через родительские собрания показала, что традиционное информационное содержание не является эффективной формой передачи педагогических знаний и не дает положительного результата в воспитании и обучении ребенка в домашних условиях. Положительный результат мог быть, достигнут только при выявлении потребностей семей воспитанников.
Выявленные запросы родителей определили формы совместной деятельности и общения. Удачно себя зарекомендовали родительские собрания в форме круглого стола, на которых родителями увлеченно обсуждалась волнующая их тема, желание поделиться собственным опытом, а это в свою очередь поможет выработать единые требования, предъявляемые к ребенку дома и в ДОУ.
Ожидаемые результаты:
- Равно партнерские отношения педагогов и родителей в воспитательно-образовательном процессе;
- Педагогическое просвещение родителей;
- Повышение профессионализма педагогов во взаимодействии с семьей;
- Выявление потребностей родителей в воспитании и развитии детей;
- Заинтересованность родителей работой ДОУ;
- Накопление опыта передачи информации эффективными формами работ.
План-конспект родительского собрания
Тема: Интеллектуальное развитие детей раннего возраста.
Форма проведения: круглый стол.
Цель: Повышение педагогической культуры родителей и профессионального мастерства педагогов ДОУ в процессе активного педагогического общения.
Задачи:
- Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по вопросу интеллектуального развития детей раннего возраста;
- Пропаганда передового опыта семейного воспитания;
- Актуализация приобретенных родителями знаний в совместном решении педагогических задач;
- удовлетворение потребности родителей в неформальном общении друг с другом.
Памятки для родителей:
Советы родителям;
Комплексы пальчиковой гимнастики
Ход встречи за круглым столом:
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на нашем родительском собрании. Сегодня мы поговорим об «Интеллектуальном развитии детей раннего возраста»
Начать наше родительское собрание я хочу с игры. Игра называется, «Какой мой ребенок».
Мы с детьми приготовили для вас ладошки с именами ваших малышей. Предлагаю вам расшифровать буквы на каждом пальчике, отметив качество характера ребенка (например П — послушный, Д — добрый). А в центре ладошки изобразить символ — кем является в семье малыш (солнышко, зайчик, рыбка…). Кто затрудняется, я постараюсь помочь…
Спасибо вам за участие в игре. Эти «ладошки» будут размещены на шкафчиках ваших малышей.
Я не зря, начала наше собрание с такой игры. Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В.А. Сухомлинский
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека — от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированных тонких движений рук. Для определения уровня развития речи детей с первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев — говорящие дети. Если движения напряженные, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.
Еще раз можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладушки-ладушки» и т.д.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.
По последним данным, задержкой речевого развития страдает чуть ли не каждый 4 ребенок. В это трудно поверить! Но как быть и что делать родителю, который столкнулся с такой проблемой. Сегодня на нашу встречу пришел необычный гость – гость в маске.
Встречайте «Маска откровения»
Проблема: Я и раньше подозревала, что мой малыш «не как все», я уверена, что в этом «виноват» ее темперамент и особо не волновалась до тех пор, пока специалисты не поставили моему ребенку диагноз – задержка речевого развития. Я не хочу мириться с этим диагнозом. Моему сыну всего 2г6мес он еще маленький, и у него масса времени научиться говорить.
Вопросы для дискуссии:
-Вам близка позиция Маски?
-В чем она права, в чем ошибается?
-Была ли у Вас/знакомых подобная ситуация?
-Как они с ней справились?
-Следует ли прислушиваться к советам специалистов?
-Ка вы думаете, как сложится дальнейшая жизнь Маски и ее ребенка?
Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук ( представление книги Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М.: ТЦ ).
Целью занятий по развитию мышц рук является развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).
Предложенная методика включает в себя упражнения, развивающие мелкую моторику рук детей разного возраста, дыхательные упражнения, упражнения, развивающие мышцы языка и глаз и т.д.
А сейчас мы поиграем в некоторые пальчиковые игры по этой методике (раздаю родителям карточки с пальчиковыми играми, они по очереди показывают игры, родители повторяют движения).
Предлагаю вам еще поиграть в пальчиковые игры под музыку и песни Железновой, в которые мы играем с детьми.(2-3 игры), (можно включить на компьютере фото детей, выполняющих пальчиковые игры, ил и показать видеозапись игры с детьми).
Занятия рисованием и лепкой — это самое большое удовольствие для ребенка. В изобразительной деятельности идет интенсивное познавательное развитие. Изображая простейшие предметы и явления, ребенок познает их, у него формируются первые представления. Маленьким детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования кистью, карандашами, фломастерами. Сейчас существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Какие вы знаете техники нетрадиционного рисования? Для детей раннего возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами),оттиск печатями из картофеля, бутылок. Каждая из этих техник-это маленькая игра. Ребенку будет интересно изучить возможности собственной руки,ведь с помощью одной -единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, а дополнив их собственной фантазией или с помощью родителей превратить в настоящие шедевры.
Творческая минутка
Сейчас мы проведем небольшой практикум по рисованию. Предлагаем вам немного пофантазировать и дорисовать детский рисунок, на котором изображена ладошка вашего малыша (родители рисуют, а затем показывают свои работы, рассказывают, что они или кого изобразили)
(Можно предложить посмотреть выставку рисунков детей).
В следующей части нашей встречи я хочу ознакомить вас с нормами интеллектуального развития ребенка, которые разработаны ведущими специалистами в сфере детской психологии, физиологии и методики дошкольного развития и воспитания детей. Забегая вперед, скажу, что возможно некоторые из перечисленных ниже навыков еще слабо развиты у вашего ребенка. В таком случае не отчаивайтесь, ведь теперь вы точно знаете, над, чем вам следует поработать, на что обратить свое внимание.
Помочь овладеть данными навыками помогут
всевозможные развивающие игрушки, книжки (выставка книг, игрушек)
и, конечно же, ваше общение с ребенком. Хочется обратить внимание
на специальную литературу, например пособия О.Н. Земцовой
серии «Разумные книжки» для детей 2-3 лет.
Верьте в своих детей, помогайте им, и они обязательно
оправдают ваши ожидания!
Не жалейте времени на занятия Вашим малышом, оно окупится
сторицей. Пусть из него не вырастет второго Цицерона, зато он
научится связно излагать свои мысли. Сумеет правильно подавать
свои идеи. Заставит слушать и уважать себя и других людей, что
согласитесь во взрослом мире чрезвычайно важно. Не зря ведь говорят: счастье – это когда тебя понимают!
Наша встреча подошла к концу. Надеемся, что вы узнали для себя что-то новое. Предлагаем вам сказать или написать несколько слов, что дала наша встреча, задать свои вопросы и выразить пожелания.
Приложение 1
Тесты на интеллектуальное развитие ребенка трех лет
В 3 года ребенок должен уметь по каждому из указанных разделов:
ВНИМАНИЕ — выполнять задание, не отвлекаясь в течение около 5 минут; находить 3-4 отличия между предметами; удерживать в поле зрения 3-4 предмета; находить два предмета, похожих друг на друга; выполнять задания по предложенному образцу.
ПАМЯТЬ — запоминать 3-4 картинки; знать наизусть несколько четверостиший; повторить небольшую прочитанную сказку с помощью взрослого; вспомнить, что он делал утром, днем, вечером; рассказать по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам.
МЫШЛЕНИЕ — быстро и правильно собирать пирамидку; складывать картинку из 4 частей; собирать несложные игры-вкладыши; находить простые связи между предметами и явлениями.
МАТЕМАТИКА — находить в окружающей обстановке много предметов и один; выражать словами, каких предметов больше или меньше; сравнивать 3-4 предмета по величине (длине, ширине, высоте).
РАЗВИТИЕ РЕЧИ — правильно отвечать на вопросы; согласовывать слова в роде, числе, падеже; правильно пользоваться предлогами в, на, за, под; употреблять предложения с однородными членами.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ — изображать простейшие предметы и явления действительности, используя прямые, округлые, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся линии; повторять простые движения пальчиковой гимнастики.
ЗНАКОМСТВО с ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ — называть свое имя и фамилию; называть имена людей его ближайшего окружения, называть и отличать 2-3 дерева; по опорным обобщающим словам находить предметы («Покажи обувь, посуду, мебель»); знать и называть 6 основных цветов; различать времена года; называть существенные детали и части предметов.
Не забывайте, что ваши занятия с ребенком должны проходить на достаточно хорошем эмоциональном уровне. Если ваш малыш в данный момент не настроен, заниматься, отложите занятия до более удобного момента.
Используя эти тесты, вы сможете определить, какие способности вашего малыша развиты лучше всего, какие на достаточном уровне, а над чем нужно еще поработать.
Приложение 2
Комплекс пальчиковой гимнастики
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю
Всех я вас приветствую!
Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.
КОМАРИК
Не кусай, комарик злой!
Я бегу уже домой.
Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед — это «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить» ребенка. Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз (это — «лапки»).
ЗАЙЧИК-КОЛЬЦО
Прыгнул заинька с крылечка
И в траве нашел колечко.
А колечко непростое —
Блестит, словно золотое.
Упражнение основано на переходе из оной позиции в другую: а) пальцы— в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны; б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.
Источник
Организационное родительское собрание
В младшей группе
Воспитатель: Горбачева Л.А
Время проведения – сентябрь 2016г.
Конспект организационного родительского собрания в младшей группе
Цели собрания:
1. Знакомство родителей с особенностями развития ребенка 3- 4-х лет.
2. Знакомство родителей с программой, задачами развития и воспитания детей, целями и задачами дошкольного образовательного учреждения на предстоящий учебный год.
3.Создание эмоционально-положительного настроя на совместную работу, снятие барьеров в общении и переход к открытым, доверительным отношениям.
План собрания:
1.Выполнение упражнения «Комплименты по кругу».
2.Теоретическая часть «Воспитание детей 3 – 4 лет».
3. Знакомство родителей с программой, задачами развития и воспитания детей.
4.Избрание родительского комитета, членов клуба «Семейный калейдоскоп».
5.Вручение «Памяток для родителей».
6.Завершение собрания.
Ход проведения собрания:
1.Вводная часть.
Добрый вечер, уважаемые родители. Мы очень рады видеть вас на первом родительском собрании, потому что мы понимаем: без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи воспитание и создание для них уютной и радостной обстановки в детском саду – невозможная задача.
Сегодня мы с вами будем говорить об особенностях развития детей 3 — 4 лет. Познакомимся с программой, задачами развития и воспитания детей.
Для создания положительного настроя детей в нашей группе каждое утро проводится ритуал приветствия, который называется «Комплименты по кругу». А сейчас, я предлагаю вам поиграть, вместо детей. Прошу всех встать. Вам необходимо будет передавать мяч по кругу своему соседу, при этом сказав ему какой-либо комплимент или что-нибудь приятное.
(Родители выполняют упражнение «Комплимент по кругу»).
2.Теоретическая часть. (показ презентации «Кризис 3 лет»)
Воспитание детей 3 – 4 лет.
В древней Индии говорили: «До пяти лет ребёнок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга. С десяти до пятнадцати – ваш брат. А после – ваш друг или враг в зависимости от того, как вы его воспитали».
Возраст 3-4 года можно условно назвать «Я сам». В период от двух с половиной до трёх с половиной лет ребёнок переживает кризис трёх лет. Он впервые начинает осознавать себя отдельным человеческим существом, имеющим собственную волю. В воспитании детей родители всегда должны придерживаться одних и тех же требований, дети быстро усваивают границы желательного и нежелательного поведения.
Что же характерно для ребенка 3 — 4,5 лет? Прежде всего, физическое развитие, его бурный физический рост. У детей этого возраста велика потребность в движении, детям трудно усидеть на месте, им легче что-то делать, чем бездействовать.
Вы, вероятно, заметили стремление детей к самостоятельности.
Внешне эти изменения выражаются в том, что ребенок начинает говорить о себе не в третьем лице, а в первом. Кстати, не все родители замечают появление этой особенности. Ребенок хочет быть взрослым. Он начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Возможность этого осознания себя как отдельного человека ему дает общение с взрослым.
В это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: его попытка самостоятельно отдалиться от матери, научиться многое делать самому. Ребенок развивается, а всякому процессу развития свойственны скачкообразные переходы – кризисы.
Кризисы необходимы, они – движущая сила развития. И как раз в этом возрасте у ребенка происходит этот кризис развития. Еще вчера послушный малыш вдруг становится раздражительным, требовательным, упрямым, капризным. Протекание данного кризиса у всех детей происходит по-разному: у кого-то он начинается рано, у кого-то чуть позже. У одних детей кризис развития длится непродолжительное время, у других – до 4-4,5 лет.
Вы не должны пугаться остроты протекания кризиса, этот вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности.
В этот момент опасны не сами кризисы, а проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей. Можно ли, действуя грамотно, смягчить проявление кризиса? – Да. Как помочь ребенку выйти из него, не внося в душу негативные качества? Об этом мы сегодня с вами и поговорим.
От того, как складывается развитие ребенка в этот период, зависит его будущее. Кризис называют трудным возрастом, который отмечен повышенной конфликтностью. Взрослым становится все сложнее управляться с возрастающей строптивостью и несговорчивостью малыша. Однако, и самому малышу в этот период нелегко. Трудный возраст в первую очередь труден для него самого.
Уважаемые родители, хочется еще раз обратить ваше внимание, на то, что нельзя расценивать все эти проявления в развитии ребенка только со знаком «минус». Отрицательность в скрытом виде присутствует во всех личностных проявлениях, поскольку без потенциала негативности нет свободы воли. Без возможности отрицательного действия невозможно позитивное, социально одобряемое действие.
Ребенок как будто бы знает: если он сейчас не сломает всю систему взаимоотношений с взрослым, не отстоит свое право действовать по-своему, даже если это не одобряется окружающими, он не состоится как личность.
Другое дело, что отрицательные деяния не должны перевешивать позитивные личностные проявления, не должны становиться единственным способом проявления личностной индивидуальности.
Поэтому способ разрешения кризиса развития невероятно важен для дальнейшего развития ребенка. Ребенок должен выйти из этого кризиса с набором положительных качеств и главная задача родителей – не допустить закрепления их негативных или крайних проявлений.
И в заключении хочется всем вам вручить небольшие памятки с рекомендациями, которые помогут ребенку пережить кризис (Приложение 1).
3. Знакомство родителей с программой, задачами развития и воспитания детей.
Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, В.В.Гербовой в соответствии с ФГОС является инновационным общеобразовательным документом для дошкольных учреждений.
Цель программы: своевременное всестороннее развитие психических и физических качеств детей от рождения и до 7 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
- Знакомство с задачами обучения.
- Перечень основных занятий на месяц.
- Режим дня.
- Сетка занятий.
Родители информируются о режиме дня группы, содержании образовательного процесса в соответствии с реализуемой программой, о расписании НОД, номерах контактных д-сада, о физкультурной форме.
Организационные и режимные моменты;
• В детский сад необходимо приходить в одно и то же время до 8.00, не нарушая режимные моменты (утренняя гимнастика, завтрак) ;
• О необходимости утреннего приема пищи детьми в детском саду (завтрак);
• Отпуск без справки не более 5 дней, предварительно написав заявление на отпуск.
• Если заболели обязательно сообщить лично воспитателю или в детский сад по телефону __39 – 44 — 87.
• Своевременная оплата за детский сад; не позднее 10 числа.
4.Избрание родительского комитета, членов клуба «Семейный калейдоскоп».
5.Завершение собрания.
Вручение Памяток для родителей «Как помочь ребенку пережить кризис».
Примерное решение родительского собрания:
- Принять к сведению рекомендации воспитателя.
- Педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом, стремясь к выполнению главной задачи – созданию благоприятного климата для воспитания детей.
- Принять к сведению информацию о возрастных особенностях детей и содержание памятки «Кризис 3 лет»
- Утвердить состав родительского комитета.
Приложение 1
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Как помочь ребенку пережить кризис».
1. Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5-4 года.
2. Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.
3. Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по-возможности) в дела ребенка, если он не просит.
4. Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по нескольку раз в день действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Проявите твердость. Установите четкие запреты. Запретов не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи.
5. Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой.
6. При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что-нибудь нейтральное.
7. Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, когда малыш успокоиться. Пока же можно взять его за руку и увести в безлюдное место.
8. Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек.
9. Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за него.
10. Разговаривайте с ребенком как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.
11. Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.
12. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета».
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ | ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ |
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ | ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ |
Источник