Интеллект у ребенка 5 лет проверка
Диагностика развития детей 5 – 6 лет поможет Вам самостоятельно оценить уровень психического развития Вашего ребенка и узнать, над чем стоит еще поработать. Диагностика предполагает одиннадцать небольших тестов, которые займут у Вас совсем немного времени. Если результаты диагностики Вас обрадуют, то продолжайте заниматься с ребенком так, как оно у Вас есть, у Вашего ребенка есть все необходимое для полноценного развития. Если диагностика показывает низкий уровень развития Вашего ребенка, то Вам стоит провести более углубленную диагностику для определения причин низкого уровня развития того или иного психического процесса. В этом случае лучше обратиться к психологу, который профессионально проведет углубленную диагностику и даст соответствующие рекомендации.
Цель: выявление самооценки ребенка.
Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. На самую верхнюю ступеньку ставят самых хороших ребят, на самую нижнюю ступеньку — самых плохих. На средней ступеньке — ни плохих, ни хороших. Чем выше ступенька — тем лучше дети. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит воспитатель? Мама? Папа? (можно спросить про других близких родственников)».
Критерии оценки
- Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие», «самые хорошие» дети. Положение на любой из нижних ступенек (тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.
- Признаком неблагополучия как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитательница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.
Цель: выявление знаний ребенка об окружающем мире, способности эмоционально откликаться на нелепость рисунка.
Процедура проведения. Ребенку предлагают картинку со словами: «Посмотри на эту картинку». Если ребенок рассматривает ее молча (или вообще никак не реагирует), взрослый может спросить: «Ты рассмотрел картинку? Смешная? Почему она смешная? Что здесь нарисовано неправильно?» При этом каждый вопрос является помощью в выполнении задания и влияет на полученную им оценку. Ребенок должен увидеть нелепости и затем объяснить, как должно быть на самом деле. Если ребенок затрудняется, взрослый может оказать ему помощь, задав следующие вопросы: «Может ли коза жить в дупле? Где она должна жить?», «Где и как растет морковка, редиска?». И т.п.
Критерии оценки
- Ребенок реагирует на нелепости, изображенные на картинке, живо и непосредственно, без вмешательства взрослого, улыбается, с легкостью указывает на все нелепости — 2 балла.
- Ребенок реагирует не сразу, находит нелепые места с небольшой помощью взрослого (один-два вопроса) — 1 балл.
- Ребенок эмоционально никак не реагирует на нелепость картинки и только с помощью взрослого находит несоответствие в ней — 0 баллов.
Цель: выявление уровня сформированности представлений о временах года.
Процедура проведения. Ребенку показывают в случайном порядке 4 картинки с изображением времен года: «Здесь нарисованы времена года. Какое время года изображено на каждой картинке? Покажи и назови. Почему ты так думаешь?»
Критерии оценки
- Ребенок понимает задание, уверенно соотносит изображение всех времен года с названиями — 2 балла.
- Ребенок понимает задание, но называет правильно только два времени года, соотнося их с картинками, — 1 балл.
- Ребенок не понимает задания — 0 баллов.
Цель: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.
Процедура проведения. Ребенку показывают лист с рисунками.
Инструкция: «Здесь нарисовано в каждом ряду по 4 картинки. Посмотри внимательно на первую картинку (в верхнем ряду) и найди точно такую же». Затем по очереди предъявляют остальные 5 рядов.
Критерии оценки
- Ребенок выполняет задание верно в 5—6 случаях — 2 балла.
- Ребенок выполняет задание верно в 3—4 случаях — 1 балл.
- Ребенок выполняет задание верно в 1—2 случаях либо не понимает и не выполняет совсем — 0 баллов.
Цель: анализ объема непосредственной образной памяти у ребенка.
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, назови нарисованные предметы и постарайся их запомнить». Затем картинку убирают и предлагают ребенку перечислить предметы, которые он запомнил.
Критерии оценки
- Ребенок запомнил 5—6 предметов — 2 балла.
- Ребенок запомнил 4 предмета — 1 балл.
- Ребенок запомнил менее 4-х предметов — 0 баллов.
Цели: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению.
Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают в ряд по одной картинке из категорий: посуда, одежда, транспорт, фрукты, мебель, овощи. Остальные картинки выкладываются под ними в случайном порядке. Инструкция: «Посмотри внимательно, какие картинки лежат в верхнем ряду, назови их. Теперь я возьму одну картинку (взрослый берет картинку, относящуюся к той же группе, что и первая) и положу ее вот сюда (кладет под первой картинкой)». Затем берет любую другую карточку и спрашивает ребенка: «А куда ты положишь вот эту картинку?» И т.п. В результате должно получиться шесть групп по четыре карточки, которые в каждой группе располагаются одна под другой. Ребенок должен объяснить, почему он объединил картинки в одну группу. Если задание вызывает у ребенка затруднение, можно оказать ему помощь, выложив второй ряд картинок по категориям или попросив его назвать одним словом карточки, лежащие в одном ряду, например: «Как можно назвать одним словом апельсин и яблоко?»
Другой вариант выполнения задания: Покажите ребенку любую из картинок, изображенных на рисунке. Предложите ему назвать ее. Затем покажите ребенку другую картинку и помогите ему определиться, подходит ли она к первой картинке или нет, если не подходит, то к какой картинке подходит. Следующие картинки пусть ребенок сам рассортирует. После выполнения задания спросите у него, почему он объединил картинки в одну группу.
Критерии оценки
- Ребенок принимает и понимает задание, классифицирует картинки с учетом основного признака и может осуществить обобщение в речевом плане — 2 балла.
- Ребенок понимает задание, раскладывает картинки правильно, но не обобщает вербально, либо не сразу понимает задание, но после помощи взрослого переходит к самостоятельному выполнению — 1 балл.
- Ребенок не понимает условие задания и не использует помощь взрослого — 0 баллов.
Цели: определение уровня развития наглядно-образного мышления, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство.
Процедура проведения. Ребенку показывают изображение рыбки, состоящее из разноцветных геометрических фигур (схему). Взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, что здесь нарисовано? Правильно, это рыбка». После этого ему предлагают набор геометрических фигур, из которых можно собрать изображение рыбки: «Выложи, пожалуйста, рядом точно такую же рыбку». По ходу выполнения задания можно попросить ребенка показать знакомые геометрические фигуры, назвать их и сказать, какого они цвета.
Критерии оценки
- Ребенок самостоятельно анализирует схему и на основе анализа без затруднений воспроизводит изображение — 2 балла.
- Ребенок недостаточно полно и точно анализирует схематическое изображение, построение осуществляется путем проб — 1 балл.
- Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.
Цели: выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; получение общего представления об интеллекте ребенка в целом.
Процедура проведения. Перед ребенком кладут чистый лист бумаги и говорят ему: «Нарисуй, пожалуйста, человека».
Критерии оценки
- Рисунок ребенка похож на образцы 1 и 2 — 2 балла.
- Рисунок ребенка похож на образцы 3 и 4 — 1 балл.
- Рисунок ребенка похож на образцы 5 и 6 — 0 баллов
Цель: выявление способности ребенка понять сюжет в целом, умения устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе изображенной ситуации, составлять последовательный рассказ.
Процедура проведения. Перед ребенком в произвольном порядке выкладывают картинки и предлагают внимательно их рассмотреть. «Все эти картинки перепутаны. Разложи их по порядку таким образом, чтобы по ним можно было составить рассказ» (Возможный вариант — пусть ребенок на экране компьютера покажет последовательность картинок).
Критерии оценки
- Ребенок самостоятельно правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ — 2 балла.
- Ребенок ошибается в последовательности, но исправляет ошибку (сам или с помощью взрослого), или его рассказ отрывочен и вызывает у ребенка трудности — 1 балл.
- Ребенок нарушает последовательность, не может понять ошибок, или его рассказ сводится к описанию отдельных деталей картинок — 0 баллов.
Цель: выявление уровня развития восприятия, умения воспроизводить целостный образ предмета.
Процедура проведения. Возьмите картинку с крупным изображением знакомого для ребенка предмета, разрежьте ее на 4 части, как показано на рисунке. Ребенку предлагают разрезанное изображение предмета. Карточки раскладываются хаотически. Ребенка просят собрать картинку после того, как он узнает нарисованный предмет.
Критерии оценки
- Ребенок узнает по частям изображенный предмет и собирает картинку самостоятельно — 2 балла.
- Ребенок не может определить, что нарисовано на разрезанных картинках, до начала работы, но впоследствии при помощи проб самостоятельно собирает картинку — 1 балл.
- Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.
Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.
Процедура проведения. Ребенку предлагают поочередно три карточки с изображениями: «Посмотри на картинку, скажи, на что она похожа?»
Критерии оценки
- Ребенок называет 9 ассоциаций (по 3 на каждый рисунок) — 2 балла.
- Ребенок называет по 2 ассоциации на каждую картинку — 1 балл.
- Ребенок не понял задания или дает всего лишь по 1 ассоциации на каждую картинку — 0 баллов.
Оценка результатов
Высокий уровень — 16—20 баллов.
Средний уровень — 10—15 баллов.
Низкий уровень — 0—9 баллов.
Перейти к Списку Тестов
Источник
Каждая мама мечтает заглянуть в будущее своего ребенка, узнать, какие способности в нем заложены природой. Теперь это стало возможным. О новом методе определения интеллектуальных способностей ребенка рассказывают кандидат медицинских наук, врач высшей категории Людмила Михайловна КУЗНЕЦОВА, врач-психоневролог Наталья Дмитриевна МАКУЛОВА и кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник Светлана Владимировна БАЛКАНСКАЯ.
Что указывает на одаренность ребенка
Оценка детского интеллекта
— Сейчас существует много способов оценки интеллекта человека. В чем новизна вашего?
— Уже много лет применяются специальные тесты для определения психического и физического состояния людей опасных профессий:
- машинистов поездов
- летчиков
- авиадиспетчеров.
Мы решили использовать этот опыт и адаптировать существующие методики к детям. Первые же наши попытки дали ошеломляющий результат.
Оказалось, что разным уровнем интеллекта обладают не только троечники, хорошисты и отличники, но и дети с одинаковой успеваемостью, которые делают уроки вместе с папами или мамами и самостоятельно.
Мы поняли, что способны объективно и довольно точно оценить способности ребенка, не общаясь ни с родителями, ни с учителями. До нас этого пока еще никто не сделал.
— В чем конкретно заключается ваша методика?
— Основа нашего метода — специальные компьютерные игры, а не столь популярные сейчас «опросники». Ребенок даже не понимает, что с ним проводят серьезное исследование. Он:
- раскован
- ведет себя точно так же, как если бы находился за игровой приставкой
- для него нет обстановки тестирования.
Мы используем самые разные игровые ситуации. Они позволяют нам в количественном выражении оценить:
- восприятие
- внимание
- память
- оперативность мыслительной деятельности
- моторику
- вероятное прогнозирование решений и многое другое.
Всего определяется около 30 параметров. По каждому из них компьютер с помощью специальной программы выставляет оценку.
Очень важно, что с помощью нашей методики можно не только определить уровень интеллектуального развития ребенка, но и спрогнозировать, будет ли имеющийся потенциал в дальнейшем востребован. Ведь не секрет, что талант часто остается нераскрытым.
При обследовании ребенка по его желанию могут присутствовать родители. Однако, если они мешают или подсказывают, врач может попросить их удалиться.
Есть вещество, которое в прямом смысле жизненно необходимо для формирования мозга. Это — фолиевая кислота
Основная наша цель — обратить внимание родителей на те или иные скрытые способности ребенка, неизвестные стороны его психики, задуматься, пристальнее приглядеться к малышу. Возможности довольно широки.
Факторы развития умственных способностей
— Многих мам волнует вопрос: что же определяет умственные способности ребенка? Как вы думаете?
— На первом месте, несомненно, наследственность. Ученые уже давно установили, что умственные способности передаются по наследству. Чем умнее родители, тем выше интеллект у детей. Замечено также, что интеллект ребенка в большей степени зависит от интеллекта матери, нежели от интеллекта отца.
Для развития умственных способностей малыша очень важен вес при рождении. Наиболее выражена эта зависимость до 8-летнего возраста. К 40-45 годам разница практически незаметна. Для будущего ребенка очень важно, чтобы мама правильно питалась. Ученые установили, что формирование мозга малыша происходит задолго до его появления на свет. Поэтому чем разнообразнее меню будущей мамы, тем умнее будет ребенок.
Есть вещество, которое в прямом смысле жизненно необходимо для формирования мозга. Это — фолиевая кислота, которая в большом количестве присутствует в материнском молоке. Новозеландские ученые, проведя тестирование среди нескольких тысяч детей в возрасте 12-13 лет, выяснили, что у тех из них, кого мама кормила грудью больше восьми месяцев, умственные и интеллектуальные способности были значительно выше. Важен для развития интеллекта и выбора будущей специальности порядок рождения. За последние пятьсот лет создателями революционных идей в науке чаще всего становились те, кто в семье родился последним. Младшими, к примеру, были:
- Коперник
- Ньютон
- Гарвей
- Дарвин
- Менделеев
- Фрейд
- Эйнштейн
- Декарт
- Руссо
- Троцкий
- Ленини
- Кастро и многие другие.
Первенцы же чаще оказываются в рядах консерваторов. Ну и, конечно, воспитание — важнейший, если не основной фактор, определяющий способности ребенка.
Когда нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трех лет, большинство реагирует просто: «Конечно, он же гений». Однако известно, что Моцарта строго воспитывал отец, который фанатично стремился сделать своего ребенка выдающейся личностью.
Существуют, к сожалению, и прямо противоположные примеры. Самый яркий — история «волчьих девочек», Амалы и Камалы, найденных в 1920-е годы в пещере к юго-западу от Калькутты (Индия). Врачи приложили все усилия, чтобы вернуть детям, воспитанным волками, человеческий облик, но все оказалось напрасным. У этих девочек и в человеческих условиях продолжали проявляться волчьи повадки.
— Хорошо, после обследования родители узнали о проблемах своего ребенка. Что делать дальше?
— Мы даем конкретные рекомендации. Если, например, у ребенка нарушено:
- зрительное
- и слуховое
восприятие, с ним надо проводить специальные занятия. Существуют вполне конкретные задания для каждой возрастной группы. Кстати, ребенок часто сам интуитивно чувствует, каких навыков ему не хватает на данный момент времени. Поэтому мы нередко наблюдаем, как наши дети часами:
- складывают мозаику
- играют с винтиками или шайбами
- не отходят от конструктора.
— Можете ли вы привести пример, когда ваша методика оказала конкретную помощь?
— И не один. Довольно часто родители просят развеять сомнения относительно готовности ребенка идти в первый класс.
Здесь мы довольно точно можем сказать, нужно ли это делать в этом году или лучше немного подождать. Кроме того, мы стараемся подсказать родителям, какую именно школу лучше выбрать: общеобразовательную или со специальным уклоном.
Иногда, к сожалению, приходится серьезно огорчать родителей и рекомендовать обучение во вспомогательных учебных заведениях. Бывают случаи, когда к нам обращаются родители с просьбой разобраться в такой ситуации.
За последние пятьсот лет создателями революционных идей в науке чаще всего становились те, кто в семье родился последним
Их чадо учится в элитной гимназии, получает хорошие оценки, а знаний не прибавляется. Часто нарушения обнаруживаются в виде легких психических отклонений.
Бывает, что у детей нет интереса к обучению. Им трудно усваивать навыки письма, чтения, счета. Постепенно нарастает двигательная заторможенность. Потом ухудшается поведение, что зачастую приводит к асоциальным поступкам.
Формы такого поведения различны. У одних это выражается в:
- беспечности
- несдержанности
у других — в стремлении к конфликтам и агрессивности. Нужно вовремя определить и остановить психологическое изменение личности. Мы можем дать конкретные рекомендации.
— А как вы относитесь к популярному сейчас показателю IQ — количеству интеллекта?
— IQ (intelligence quotient), или КИ — количество интеллекта («коэффициент интеллекта») — самый распространенный, но, к сожалению, не самый удачный, способ определения интеллектуальных способностей. Дело в том, что этот коэффициент, определяемый при тестировании, непостоянен. С помощью специальных упражнений его можно довольно легко увеличить.
Поэтому сейчас специалисты склоняются к тому, что ценность IQ невысока. Возьмем, например, такое важное понятие, как успех. Во многих случаях его источником является вовсе не интеллект, а настойчивость и мотивация человека.
Индивидуальность, честолюбие, решительность и темперамент — более важные качества для успеха в жизни. Наш метод, с этой точки зрения, намного более информативен.
Читайте также:
Речевое развитие детей дошкольного возраста
Как сохранить зрение у школьника
Источник