Интеллект карты развития ребенка
Педагоги в детских садах и других дошкольных образовательных учреждениях используют на занятиях с малышами так называемые интеллект-карты (другие названия: умные карты, карты ума, схема мышления, карта памяти и другие). Схемы, представленные в виде картинок, помогают детям лучше усваивать материал и развивать мыслительные навыки.
Как интеллект-карта стимулирует активность ребенка, как ее создать и правильно использовать, рассказываем в нашей статье.
Что такое интеллект-карта и для чего она нужна
Понятие «интеллект-карты» (mind maps) ввел психолог из Великобритании, автор методик запоминания, креативности и организации мышления, автор и соавтор более 100 книг Тони Бьюзен. В своей практике педагога он выделял два направления деятельности: изучение и понимание возможностей мозга и его потенциала (память, мышление, творчество, навыки чтения и т. д.) и разработка методик по улучшению функций головного мозга у пожилых людей.
Использовать карты ума в работе с дошколятами предложила кандидат педагогических наук Валентина Акименко.
Интеллект-карты создают для отображения в рисунках и схемах эффективных способов запоминать, ассоциировать, активизировать способности к запоминанию информации и решению различных интеллектуальных задач. Другими словами, mind maps — это представление информации в рисунках. Запоминать новые сведения в таком виде намного проще, чем в любом ином.
Преимущества использования интеллект-карт в ДОУ
Правое полушарие головного мозга отвечает за эмоции, интуицию, помогает охватывать картину мира целиком (создавая образ из разных явлений и деталей). У детей развито именно правополушарное мышление. Левополушарное мышление позволяет изучать мир последовательно, пошагово (сначала одно, потом второе, а лишь потом третье). Такое линейное восприятие растянуто во времени.
Правополушарное мышление доминирует у детей примерно до 10-летнего возраста. Поэтому большинство дошкольников относится к художественному типу, а не мыслительному. Однако важную роль играет развитие особых полушарий для единого психического процесса. Достичь этого помогают интеллектуальные карты.
Когда ребенок составляет или изучает интеллект-карту, у него активны оба полушария головного мозга. К тому же карта ума выглядит красиво, активизирует творческие начала (поиски ассоциаций и изображений при составлении), легко запоминается после зрительного изучения и устного проговаривания, предоставляет возможность корректировки. Творческие и игровые моменты в составлении карт делают занятия для дошколят легкими и увлекательными. Совместное составление и изучение карт мышления помогает ребенку учиться общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми.
Использование интеллект-карт также помогает развить:
- мелкую моторику рук;
- любознательность;
- способность к творческой самореализации.
Интеллект-карта напоминает клетку головного мозга (нейрон) с ответвлениями. Человек мыслит не линейно, а структурно и разветвленно. Каждое понятие ассоциативно связано с другим понятием. Поэтому именно интеллект-карты с разветвленной структурой помогают качественно изобразить материал, отразить связи между понятиями и, соответственно, усвоить новую информацию.
Mind maps основаны на ассоциативном мышлении — связи между отдельными и разными представлениями.
Актуальность интеллект-карт
Карты ума помогают педагогам проводить интеграцию речевого, познавательного и социально-коммуникативного развития.
Интеллект-карты развивают у детей такие навыки, как:
- активность;
- любознательность;
- овладение средствами общения;
- овладение способами взаимодействия.
Для чего создают интеллект-карты в ДОУ
Цель составления mind maps — собрать информацию о предмете, объекте или явлении. Во время составления карты педагоги с дошкольниками рассуждают, пополняют словарный запас, анализируют, синтезируют и обобщают сведения.
Интеллект-карты помогают детям развивать связную, логичную, грамотную речь, а также самостоятельно и ясно излагать мысли, выделять главную из них и запоминать изученный материал.
Как правильно делать интеллект-карту
Для создания максимально эффективной, привлекательной, интересной и запоминающейся карты ума следует придерживаться следующих простых правил:
- Располагать главную идею, предмет в центре листа. Лист лучше развернуть горизонтально, так останется больше места для рисунка.
- Использовать только цветные карандаши (ручки, маркеры). Каждая ветвь от центрального объекта должна иметь отдельный цвет.
- С центральной идеей следует соединять главные ветви интеллект-карты, а с ними соединять ветви второго и последующих порядков. Лучше рисовать изогнутые ветви (как у дерева), чем прямые линии. Ветви не должны переплетаться с соседними ветвями.
- Над каждой ветвью нужно писать только одно ключевое слово.
- Использовать рисунки, картинки, аппликации и ассоциации. Это поможет детям лучше запомнить и усвоить новую информацию.
- Деталей на карте может быть бесконечное множество – столько, сколько нужно для полного понимания темы.
Варианты создания интеллект-карт
Карты ума можно создавать несколькими способами, но в каждом из них главная роль отводится детям. То, что дети делают сами, запоминается проще и лучше:
- ребенок делает ее графически со взрослым или самостоятельно;
- педагог составляет карту, а дети придумывают рассказ и обобщают информацию;
- дети делают интеллектуальные карты с родителями как домашнее задание.
Использование карт ума детьми с нарушениями речи
Работа с дошкольниками, которые имеют нарушения речи, требует от педагога навыков организации образовательного процесса с особенными детьми. Педагог корректирует все компоненты речи, коммуникативную и познавательную деятельность для оптимальной и эффективной адаптации детей к условиям социума.
Интеллектуальные карты как раз способствуют облегчению, систематизации и усвоению детьми знаний, а также развитию речевых способностей.
При работе детей с проблемами речи прежде всего формируются фонематические умения: правильное произношение, овладение звуковым синтезом. Интеллектуальные карты являются помощниками при отработке поставленного звука. С помощью карт дети на индивидуальных занятиях закрепляют правильную артикуляцию звука, автоматизируют его произношение в словах и предложениях, составленных с помощью символов на интеллект-картах.
Карты играют большую роль в соотнесении звука, слова и образа. Ребенок усваивает значение слова в его связке с чувственным восприятием свойств объекта, а овладение обобщенным значением базируется на обобщении чувственных данных. Только так дошкольники овладевают значением слов в любых ситуациях.
Интеллект-карты объединяют в сознании детей с проблемами речи факторы: зрительные образы, помогающие воспроизведению словарного запаса; план высказывания (каждая ветвь на карте) и желание рассказать о том, что наглядно и понятно изображено на карте.
Применение карт ума в дошкольных образовательных учреждениях способствует интеллектуальному развитию дошкольников. Дети улучшают словарный запас, развивают связную речь, развивают фантазию. С помощью интеллектуальных карт ребенок идет в развитии от простых логических операций к сложным и умению анализировать.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Источник
Педагоги в детских садах и других дошкольных образовательных учреждениях используют на занятиях с малышами так называемые интеллект-карты (другие названия: умные карты, карты ума, схема мышления, карта памяти и другие). Схемы, представленные в виде картинок, помогают детям лучше усваивать материал и развивать мыслительные навыки.
Как интеллект-карта стимулирует активность ребенка, как ее создать и правильно использовать, рассказываем в нашей статье.
Что такое интеллект-карта и для чего она нужна
Понятие «интеллект-карты» (mind maps) ввел психолог из Великобритании, автор методик запоминания, креативности и организации мышления, автор и соавтор более 100 книг Тони Бьюзен. В своей практике педагога он выделял два направления деятельности: изучение и понимание возможностей мозга и его потенциала (память, мышление, творчество, навыки чтения и т. д.) и разработка методик по улучшению функций головного мозга у пожилых людей.
Использовать карты ума в работе с дошколятами предложила кандидат педагогических наук Валентина Акименко.
Интеллект-карты создают для отображения в рисунках и схемах эффективных способов запоминать, ассоциировать, активизировать способности к запоминанию информации и решению различных интеллектуальных задач. Другими словами, mind maps — это представление информации в рисунках. Запоминать новые сведения в таком виде намного проще, чем в любом ином.
Преимущества использования интеллект-карт в ДОУ
Процесс создания интеллект-карты. Источник фото: Maam.ru
Правое полушарие головного мозга отвечает за эмоции, интуицию, помогает охватывать картину мира целиком (создавая образ из разных явлений и деталей). У детей развито именно правополушарное мышление. Левополушарное мышление позволяет изучать мир последовательно, пошагово (сначала одно, потом второе, а лишь потом третье). Такое линейное восприятие растянуто во времени.
Правополушарное мышление доминирует у детей примерно до 10-летнего возраста. Поэтому большинство дошкольников относится к художественному типу, а не мыслительному. Однако важную роль играет развитие особых полушарий для единого психического процесса. Достичь этого помогают интеллектуальные карты.
Когда ребенок составляет или изучает интеллект-карту, у него активны оба полушария головного мозга. К тому же карта ума выглядит красиво, активизирует творческие начала (поиски ассоциаций и изображений при составлении), легко запоминается после зрительного изучения и устного проговаривания, предоставляет возможность корректировки. Творческие и игровые моменты в составлении карт делают занятия для дошколят легкими и увлекательными. Совместное составление и изучение карт мышления помогает ребенку учиться общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми.
Использование интеллект-карт также помогает развить:
- мелкую моторику рук;
- любознательность;
- способность к творческой самореализации.
Интеллект-карта напоминает клетку головного мозга (нейрон) с ответвлениями. Человек мыслит не линейно, а структурно и разветвленно. Каждое понятие ассоциативно связано с другим понятием. Поэтому именно интеллект-карты с разветвленной структурой помогают качественно изобразить материал, отразить связи между понятиями и, соответственно, усвоить новую информацию.
Mind maps основаны на ассоциативном мышлении — связи между отдельными и разными представлениями.
Актуальность mind maps
Карты ума помогают педагогам проводить интеграцию речевого, познавательного и социально-коммуникативного развития.
Интеллект-карты развивают у детей такие навыки, как:
- активность;
- любознательность;
- овладение средствами общения;
- овладение способами взаимодействия.
Для чего создают интеллект-карты в ДОУ
Интеллект-карта «Материки». Источник фото: Maam.ru
Цель составления mind maps — собрать информацию о предмете, объекте или явлении. Во время составления карты педагоги с дошкольниками рассуждают, пополняют словарный запас, анализируют, синтезируют и обобщают сведения.
Интеллект-карты помогают детям развивать связную, логичную, грамотную речь, а также самостоятельно и ясно излагать мысли, выделять главную из них и запоминать изученный материал.
Как правильно делать интеллект-карту
Интеллект-карта «Транспорт». Источник фото: Maam.ru
Для создания максимально эффективной, привлекательной, интересной и запоминающейся карты ума следует придерживаться следующих простых правил:
- Располагать главную идею, предмет в центре листа. Лист лучше развернуть горизонтально, так останется больше места для рисунка.
- Использовать только цветные карандаши (ручки, маркеры). Каждая ветвь от центрального объекта должна иметь отдельный цвет.
- С центральной идеей следует соединять главные ветви интеллект-карты, а с ними соединять ветви второго и последующих порядков. Лучше рисовать изогнутые ветви (как у дерева), чем прямые линии. Ветви не должны переплетаться с соседними ветвями.
- Над каждой ветвью нужно писать только одно ключевое слово.
- Использовать рисунки, картинки, аппликации и ассоциации. Это поможет детям лучше запомнить и усвоить новую информацию.
- Деталей на карте может быть бесконечное множество – столько, сколько нужно для полного понимания темы.
Варианты создания карт
Карты ума можно создавать несколькими способами, но в каждом из них главная роль отводится детям. То, что дети делают сами, запоминается проще и лучше:
- ребенок делает ее графически со взрослым или самостоятельно;
- педагог составляет карту, а дети придумывают рассказ и обобщают информацию;
- дети делают интеллектуальные карты с родителями как домашнее задание.
Использование карт ума детьми с нарушениями речи
Работа с дошкольниками, которые имеют нарушения речи, требует от педагога навыков организации образовательного процесса с особенными детьми. Педагог корректирует все компоненты речи, коммуникативную и познавательную деятельность для оптимальной и эффективной адаптации детей к условиям социума.
Интеллектуальные карты как раз способствуют облегчению, систематизации и усвоению детьми знаний, а также развитию речевых способностей.
При работе детей с проблемами речи прежде всего формируются фонематические умения: правильное произношение, овладение звуковым синтезом. Интеллектуальные карты являются помощниками при отработке поставленного звука. С помощью карт дети на индивидуальных занятиях закрепляют правильную артикуляцию звука, автоматизируют его произношение в словах и предложениях, составленных с помощью символов на интеллект-картах.
Карты играют большую роль в соотнесении звука, слова и образа. Ребенок усваивает значение слова в его связке с чувственным восприятием свойств объекта, а овладение обобщенным значением базируется на обобщении чувственных данных. Только так дошкольники овладевают значением слов в любых ситуациях.
Интеллект-карты объединяют в сознании детей с проблемами речи факторы: зрительные образы, помогающие воспроизведению словарного запаса; план высказывания (каждая ветвь на карте) и желание рассказать о том, что наглядно и понятно изображено на карте.
Применение карт ума в дошкольных образовательных учреждениях способствует интеллектуальному развитию дошкольников. Дети улучшают словарный запас, развивают связную речь, развивают фантазию. С помощью интеллектуальных карт ребенок идет в развитии от простых логических операций к сложным и умению анализировать.
Источник
С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольников, были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.Такой новой формой работы в речевом развитии дошкольников стал для меня метод интеллект – карт.
Метод «интеллект-карт» был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется «mind maps». Буквально слово «mind» означает «ум», а слово «maps» — «карты». В итоге получаются «карты ума». Но чаще всего в переводах используется термин «интеллект-карты». В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.Данный метод помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, помогают структурировать информацию, которую ребенок предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы. Существуют общие требования к составлению интеллект –карты:
v Главная идея обводится в центре страницы.
v Лист располагается горизонтально.
v Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
v Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
v Каждая мысль обводится.
v В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
v Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
Полезные свойства интеллект-карт:
Наглядность .Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность.Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость . Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Своевременность. Интеллект –карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
Творчество .Интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.
Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект- карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
В своей педагогической практике применять интеллект-карты я начала в прошлом году, на тот момент возраст детей был 6-7лет.Работу, по применению интеллект-карт я продолжаю и сейчас, возраст детей моей группы 3-4 года,карта имеет упрощенный вариант, в зависимости от возраста она может и должна усложняться. В речевом развитии я применяю её в нескольких направлениях: 1 –направление Сбор материала о предмете или объекте. Создание интеллект –карты в ходе обсуждения предмета или темы. Выполняя данное задание пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления –анализ, синтез, аналогия, обобщение. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
2 –направление Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект -карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
1 вариант:
Обозначается тема занятия (фрукты, домашние животные, цветы и.т.п)
Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к теме.
К каждому существительному подбираются слова-признаки.
2 вариант:
К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-действия. Дети по составленной интеллект-карте при любом варианте составляют предложения.
3 –направление Развитие связной речи Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.
В своей работе по применению интеллект- карт я задумалась о практичности, возможности дополнений и изменений и созданию новых. В ходе реализации проекта «Быть здоровыми хотим» нами была была изготовлена интеллект-карта(картинки на магнитах), которую я вам предлагаю собрать (педагоги собирают карту ЗОЖ).
Рекомендации (из опыта работы): задавайте больше вопросов; обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом;беседуйте по карте; составляйте рассказы; добавляйте и усложняйте в соответствии с возрастом детей экспериментируйте и у вас всё получится.
Использование в работе метода интеллект-карт позволило достичь положительной динамики в речевом развитии:
пополнился словарный запас;
улучшилась лексико -грамматическая структура речи;
дети научились связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. С ее помощью дети быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные факты.
Вывод: В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект- карт в образовательной деятельности даёт огромные положительные результаты. В условиях реализации ФГОС использование интеллект- карты позволяет осуществлять интеграцию областей. Данный метод является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, а также формирует преемственность между детским садом и школой.
Источник