Интегрированное занятие как средство развития ребенка
Людмила Сорокина
Интегрированное занятие как средство развития ребёнка
Слайд №1 «Интегрированное занятие как средство развития ребенка»
Семинар — практикум для воспитателей и специалистов ДОУ
Слайд №2
Как помочь вам — педагогам в реализации принципа интеграции образовательных областей в соответствии с ФГТ? Как активизировать деятельность каждого педагога? Какими средствами и способами это можно сделать? Об этом я предлагаю поговорить сегодня на семинаре, который направлен на развитие профессиональных умений и навыков.
Цель семинара: создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в использовании интегративных подходов
при организации занятий.
Слайд №3 Задачи: познакомить педагогов с современными подходами к организации интегрированных занятий с детьми; способствовать положительной мо-тивации педагогов на использование полученных знаний в практической деятельности; разработать методические рекомендации по вопросу внедре-ния интегрированных занятий в практику работы педагогов образовательного учреждения.
План семинара
1.Вводная часть:
• вступительное слово;
• актуальность проблемы реализации образовательных задач в ходе совместной деятельности воспитателя с детьми на интегрированных занятиях;.
2.Основная часть:
а) теоретическая
Сообщение «Интегрированные занятия в детском саду — перспектива оптимизации образовательного процесса»
б) практическая
• работа с таблицей «Технологическая матрица организации интеграционных занятий в ДОУ»;
• работа педагогов в подгруппах по анализу конспектов занятий «Сравни конспекты интегрированного и комплексного занятий»;
-Примеры циклограмм, моделей нескольких занятий;
3.Заключительная часть:
• знакомство с методическими рекомендациями;
• подведение итогов семинара
Ход семинара
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, которую необходимо разработать и утвердить в ДОУ, прежде всего должна быть ориентирована на решение таких важнейших задач, как сохранение здоровья и развитие базовых качеств личности детей – активности, самостоятельности и инициативности. Кроме того, согласно Федеральным государственным требованиям к ООП ДОУ (Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655) программа должна строиться на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.
Сейчас я предлагаю вам в игру «Переводчик». Вы должны подобрать синонимы к понятию «интеграция», как вы понимаете это слово (предложить игрушку для передачи друг другу)
Ответы участников семинара: взаимодействие, соединение, совмещение, взаимодействие, синтез, объединение, «два в одном».
Подведём итоги, на основании которых можно сделать вывод, что
• синонимическая замена («перевод», который придлагали вы делает высказывание точным, понятным, правильным;
• синонимов понятия «интеграция» много, определений в различных источниках тоже.
Слайд № 4 Самое доступное,но отражающее наиболее точно суть данного понятия следующее: «Интеграция — это объединение в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития».
Одна из форм осуществления интеграции в ДОУ — интегрированные занятия.
Интегрированные занятия – это совместные занятия педагога-психолога, воспитателя, музыкального руководителя, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре. Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех специалистов. Интегрированные занятия дают воспитаннику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, взаимосвязи явлениий и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определённых знаний, сколько на развитие образного мышления. Это подтверждает значимость использования данного вида занятий в практике работы с детьми.
Возросший в последние годы интерес к интегрированным занятиям закономерен: и «теоретики» и педагоги-практики понимают, что на таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс обучения становится более экономным, у детей создается единая, целостная картина мира, не раздробленная на аппликацию, рисование, развитие речи, пение, физкультуру. Интегрированные занятияпозволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка; в интересной, игровой форме обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения. Большой плюс интегрированных занятий состоит в том, что они проводятся в игровой форме,включают в себя много видов двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры.
Специфика интегрированных занятий заложена во многих современных программах для ДОУ, содержание которых в большинстве случаев построено на интегративной основе. Многие педагоги не всегда правильно различают интегрированные занятия от комплексных. С одной стороны очень похожи между собой в принципе, но есть между ними и отличия.
Слайды № 5 – 9 Сейчас я предлагаю вашему вниманию технологическую матрицу сравнения и планирования интегрированных и комплексных занятий
Критерии
сравнения Комплексное занятие Интегрированное занятие
Определение
Это занятие, в котором задачи реализуются средствами разных видов деятельности
при ассоциативных связях между ними, при этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет Это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, до-полняя друг друга, при этом решается несколько задач развития
Содержание
В занятие вкладывается ключевое содержание, связанное
одним сюжетом Выделяется одно основное понятие, объект интеграции
Задачи Решается одна основная
задача
Решается несколько задач.
Решает не множество отдельных задач, а их совокупность
Участие взрослых Все части занятия ведет
воспитатель
В проведении занятия участвуют воспитатель и специалисты
Соотношение
частей занятия Какая-то часть занятия
превалирует Участие воспитателя и специалистов в равных долях
Выбор объекта
интеграции
Ключевыми понятиями в интегрированных занятиях могут выступать: образ природы, жанры искусства, автор, символы, контраст, настроение, тема
Компоненты
интеграции Способствует развитию деятельности: двигательной, музыкаль ной, речевой и т. д. Способствуют развитию ребенка в целом: музыка + познавательное + изо
Вариативность компонентов интеграции зависит от количества специалистов в дошкольном учреждении
Виды занятий Тематическое обучающее
занятие.
Обобщающее занятие.
Итоговое занятие
• Обобщающее занятие.
• Итоговое занятие
Периодичность В соответствии с реализуемой программой В соответствии с блоками в реализуемой программе, не чаще 1 занятия в 1,5–2 месяца
Планирование
1. Учитывать содержание реализуемой программы детского сада.
2. Определить доминирующую и дополняющие цели.
3. Выбрать тип и структуру занятия, методы и средства
обучения.
4. Продумать развивающие задачи
1. Учитывать содержание реализуемой программы детского сада.
2. Определить главную цель интегрированного занятия
(берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации).
3. Выделить главное, устранять дублирование, использовать опережающие дифференцированные знания.
4. Выбрать тип и структуру занятия, методы и средства обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей на занятии.
5. Продумать развивающие задачи
Структура заня-
тия 1. Вводная часть.
2. Основная часть.
3. Заключительная часть (все проводит воспитатель)
1. Вводная часть (как правило проводит воспитатель).
2. Основная часть делится на две равные части. Если участвует три специалиста, то на три и т. д.
3. Заключительная часть (проводит специалист)
Методы и приемы
• словесные
• наглядные
• практические
• проблемные
• словесные (проблемные вопросы, художественное слово, загадки, словесные игры, задания «докажи-объясни»,«как ты узнал?» и т. д.);
• наглядные (сравнительный анализ, сопоставление, видеоряд и т. д.);
• практические (поиск, опыт, эвристическая деятельность);
• проблемные (ситуации, проекты, интересная мотивация к деятельности)
Интегрированные занятия имеют отличительные особенности.
Во-первых, это четкость, компактность, большая информативность учебного материала, благодаря чему реализуется один из основных принципов дошкольной дидактики – занятие должно быть небольшим по объему, но емким, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.
Второй особенностью является логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов. Принцип интеграции требует отбора содержания образования, обеспечивающего целостность восприятия ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. На таких занятиях обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности, например, рассматривание такого понятия, как «настроение», с помощью произведений музыки, литературы, живописи. Важно, чтобы образовательные области сочетались одна с другой и между ними был связующий элемент – образ.
Учитывая особенности мышления детей дошкольного возраста, на занятии необходимо использовать большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов (выставки картин, репродукций, предметов быта, поделок, элементы костюмов). Их следует распределить так, чтобы дети могли свободно подойти к ним, рассмотреть и использовать.
Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности. Во время занятия предполагается использование разнообразных видов детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, изготовлением декораций, атрибутов к игре; слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием.
Учитывая, что интегрированное занятие ведут как минимум два педагога, при его планировании и проведении важно координировать деятельность воспитателя и специалистов. Во-первых, им необходимо согласовать свои учебные планы для того, чтобы наметить время изучения общих для разных образовательных областей тем. При этом каждый педагог должен продумать содержание материала для своей образовательной области, методы и средства обучения. Во-вторых, в процессе подготовки к занятию также необходимо провести взаимные консультации педагогов по вопросам изучения одних и тех же тем. Это поможет выделить главную цель интегрированного занятия, определить знания из других областей, способствующих усвоению основного материала, исключить дублирование, определить оптимальную нагрузку различными видами деятельности детей на занятии. В качестве примера я предлагаю вашему вниманию несколько циклограмм. моделей проведения интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста.
Слайд № 11 «Зимние забавы»
Слайд № 12 «Высоко –низко»
Слайд № 13 «Путешествие на цветочную поляну» (предложить конспект)
Слайд № 14 «Весеннее настроение» (предложить конспект)
Слайд № 15 «Здоровый образ жизни» (предложить конспект)
Слайд № 16 «Моя семья» (предложить конспект)
Слайд № 17 «Осенний хоровод» (предложить конспект)
Погружение в тему требует не только слаженной работы всех педагогов детского сада, но и организации эффективного взаимодействия с родителями воспитанников. О готовящемся интегрированном занятии, его теме и содержании им сообщается за месяц до проведения. Педагоги дают родителям рекомендации, чем они могут заняться с ребенком в домашних условиях в целях подготовки к занятию. По желанию родители принимают участие в подготовке к проведению интегрированного занятия (принимают участие в организации экскурсий с детьми в музей и выставочные залы картинной галереи, подбор книг, иллюстраций, фотоальбомов, вместе с детьми изготавливают различные поделки для выставок, атрибуты для игр и пр.).
Слайд «18 Методические рекомендации по итогам семинара
В инструктивно-методическом письме «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 обращается внимание на целесообразность и преимущество использования интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.
Целостно-интегративный подход к педагогическому процессу позволит дать будущим школьникам целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения на одном занятии. Поэтому интегрированные занятия также отвечают требованиям «Концепции дошкольного образования» и способствуют развитию ребенка в целом, в то время как одновидовое занятие способствует развитию деятельности.
Слайд № 19 В заключении семинара хочется ещё раз обратить ваше внимание на актуальности проведения интегрированных занятий
1. Мир, окружающий детей, познается ими на интегрированных занятиях
в его многообразии и единстве
2. Интегрированные занятия побуждают к активному познанию окружаю-щей действительности
3. Интегрированные занятия снимают утомляемость, перенапряжение вос-питанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности
4. Высвобождается время для дополнительных занятий практической на-правленности
5. Интеграция дает возможность для самореализации педагогов
Слайд № 20 При планировании необходимо знать отличия комплексного занятия от интегрированного.
Комплексное занятие — это занятие, в котором задачи реализуются средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними, при этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет.
Интегрированное занятие — это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития.
Слайд № 21 Преимущества интегрированных занятий заключаются в том,что они:
• способствуют повышению мотивации обучения,
формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
• в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы,
интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;
• углубляют представление о понятии, закономерностях, связанных с понятием, расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне, гармонически и интеллектуально развитой личности;
• основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения воспитанников в различных предметах;
• эмоционально развивают детей, так как основаны на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.
Слайд № 22 Требования к структуре интегрированных занятий, которые должен учитывать педагог
Четкость, компактность, сжатость учебного материала
Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия; взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом занятии
Большая информативная емкость учебного материала, используемого
на занятии
Систематичность и доступность изложения материала
Необходимость соблюдения временных рамок занятия
Слайд № 23 Воспитатель должен предвидеть трудности проведения интегрированного занятия.
• сложность отбора учебного материала;
• подробное структурирование занятия;
• проблема личной совместимости педагогов;
• общий подход к оценке знаний и умений детей;
• согласованное применение одинаковых терминов и понятий.
Слайд № 24 Педагогические возможности интегрированного занятия
1. Формирование в единстве знаний и умений
2. Коммуникативность умений
3. Повышение интереса к учению
4. Снятие напряженности, страха, неуверенности
Слайд № 25 Алгоритм подготовки интегрированного занятия:
1) Выбор объекта интеграции.
2) Отбор компонентов интеграции.
3) Отбор материала.
4) Выбор структуры занятия.
5) Отбор методов интегрирования.
Слайд № 26 Отбор компонентов интеграции.
В интегрированном занятиимогут объединяться содержания из различных областей: природа, художественная литература, произведения изобразительного искусства и музыка, явления и события окружающей действительности.
Использование в практике работы с детьми данных методических рекомендаций позволит педагогам наиболее успешно развивать ребенка, так как интегрированное занятие решает не множество отдельных задач, а их совокупность, что усиливает восприятие ребенком материала, предложенного взрослым.
Формы занятий различны, но в каждом имеется достаточно материала для упражнения «деятельных сил» ребенка, данных ему от природы. Тщательно
подготовленные педагогами интегрированные занятия показывают профессионализм, мастерство и одухотворенность личностного общения с детьми; дети положительно воспринимают педагога (уважают, любят, доверяют). И педагоги, в свою очередь, больше дадут детям, если откроются им как личность многогранная и увлеченная.
Слайд № 27 Желаю творческих успехов!
Семинар — практикум
для воспитателей и специалистов ДОУ
«Интегрированное занятие как средство развития ребенка»
Подготовила: воспитатель средней группы Сорокина Л. В.
Источник
Лена Рафалович
Интегрированные занятия, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей
Требования времени обязывают работников дошкольных учреждений искать новые методы обучения и подачи информации. Это обусловлено необходимостью индивидуального подхода к каждому ребенку, который позволяет выявить его интересы, способности, творческие задатки. Одним из способов реализовать это требование является внедрение интегрированных занятий в детском саду.
Что значит «интегрированное занятие»?
Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые являются взаимопроникающими и взаимодополняющими.
Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы.
Технология интегрированного занятия в ДОУ позволяет выполнить основную задачу дошкольного обучения в принципе – раскрыть тему полно и глубоко, но при этом сделать занятие минимально продолжительным. Это позволяет не перегружать детей и оставлять больше времени для других мероприятий, например, прогулок и подвижных игр. Кроме того, это положительно отражается на мотивации к обучению, поскольку интегрированное занятие, помимо подачи нового материала, предусматривает активное включение в него детей посредством элементов игры, которая, как известно, является ведущим видом деятельности дошкольника.
Цели и задачи интегрированных занятий в ДОУ
Целью интегрированного занятия является разностороннее, осознанное изучение понятия, предмета или явления с помощью комбинации видов деятельности – творческой, художественной, игровой, доступной детям этого возраста.
К задачам интегрированных занятий для дошкольников относят:
• формирование целостного восприятия окружающего мира;
• развитие навыков самостоятельного освоение и применения новой информации;
• приобщение ребенка к искусству, формирование эстетического вкуса;
• развитие творческих способностей.
Отличие интегрированного занятия от комплексного
Наряду с интегрированными занятиями педагогами также используются комплексные занятия. У этих двух методов много общих черт – они являются тематическими и включают в свой процесс различные виды деятельности. Но комплексное занятие предусматривает также эпизодическое включение заданий и вопросов из других дисциплин, для более разностороннего и полного осмысления. Основное же отличие заключается в том, что интегрированное занятие очень сложно разделить на разные виды деятельности, а в комплексном они более явны и чередуются.
Интегрированные занятия как одна из форм совместной деятельности педагога и воспитанников позволяют одновременно решать задачи нескольких образовательных областей. (Приложение 1)
Интегрированные занятия, как правило, имеют несколько целей. Главная, доминирующая цель относится к основному виду деятельности, которому посвящается занятие, а остальные – второстепенные. Так, интегрированные занятия по развитию речи могут быть направлены на освоение детьми умений составлять рассказ по картине, а дополнительно осуществлять знакомство с родной природой; совершенствовать навыки аппликации с использованием осенних листьев; отрабатывать движения в беге и ходьбе при проведении физкультминутки.
Интегрированные знания могут включаться в занятия в виде фрагмента (вспоминаем названия животных, которые начинаются на звук [к], отдельного этапа (актуализация знаний об истинных и ошибочных природных явлениях при работе со сказками, в течение всего занятия (формирование целостного образа понятия «Лес», «Насекомые» и тому подобное).
Для проведения интегрированных занятий в качестве темы можно выбрать:
1. Одиночные понятия — названия определенных животных, растений, природных явлений, предметов быта, праздников
2. Обобщенные понятия, в состав каких входит определенная система объектов:
• лес: совокупность животных, растений, отдых;
• море: совокупность животных, растений, транспорт, развлечения;
• магазин: товары, продавцы, покупатели, цена, деньги;
• строительство: рабочие, машины, оборудование;
• класс живой природы: животный, растительный мир, характерные свойства, условия существования, охрана, польза и вред;
• хлебозавод: работники, оборудование, продукты;
• парк: дизайн, развлечения, растения;
• музей: экспонаты, экскурсия, работники, правила поведения и т. д.
При рассмотрении одного понятия на занятии осуществляется его всестороннее раскрытие, реализовывается интеграция. Если же основное понятие является обобщенным, вследствие проведения интегрированного занятия у детей формируется целостная картина по определенной теме.
Возрастных ограничений для проведения интегрированных занятий с детьми нет. Главное – умение воспитателя организовать работу детей на занятии, правильный выбор темы занятия и его содержания.
Планируя в своей работе проведение интегрированных и комплексных занятий, следует помнить, что такие занятия требуют особой подготовки как детей, так и воспитателя. При подготовке интегрированного и комплексного занятий необходимо знать основные требования к планированию и организации их проведения.
Методика подготовки интегрированного занятия
• Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения.
• Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна.
• Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста.
• Определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования.
• Выявить основной принцип построения системы интегрированных занятий (например, тематический) и распределить задачи и содержательный материал занятий в соответствии с ним.
• Продумать развивающие задачи.
• Использовать разнообразные виды деятельности (например, (драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей номинативной и понятийной лексики).
• Использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой).
• Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т. д.)
• Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированных занятий.
«В интегрированном занятии объединение происходит с проникновением элементов одной деятельности в другую, то есть пределы такого объединения размыты. На таком занятии почти невозможно, по крайней мере, очень трудно отделить один вид деятельности от другого. В комплексном занятии одна деятельность сменяет другую, и этот переход ощутим: порисовали, теперь поиграем, а потом послушайте сказку. Комплексное занятие напоминает многослойный пирог, в котором каждый из прослоек остается отделенным».
Приложение 1.
Пример: на комплексном занятии с названием «Приключение Цыпленка в лесу» (или «Цыпленок») цыпленок будет просто основным персонажем, который будет ключевой фигурой на занятии. Детям можно предложить такие задания с разными видами деятельности: познавательная беседа Цыпленка с Буратино на актуализацию знаний о правилах поведения в лесу; физическая физкультминутка или подвижная игра «Кто быстрее?»; музыкальная исполнение песенки про ручеёк, имитация звуков лесной природы, игра «Угадай, кто сказал?», счетная деятельность «Чего в лесу больше?» и т. п.
Соответственно, каждое из заданий связано с общей темой, но выполняет свою специфическую цель в соответствии с видом деятельности: физическая развивать психофизические свойства (скорость, выносливость и тому подобное); художественная научить передавать художественный образ разными средствами искусства и т. п. А самое главное, выполняя эти задания, знания детей по теме «Цыпленок» не систематизируются и скорее всего не расширяются.
По этой же теме «Цыпленок» на интегрированном занятии можно предложить такие задания:
• беседа на актуализацию знаний о персонаже занятия или игра «Угадай кто я?» (работа с карточками, на которых изображены различные свойства: цвет, фактура, среда обитания, размер и т. п.);
• составление рассказа «Почему цыпленок пищит?» (можно использовать картинку)
• выполнение заданий типа «Что было – что есть – что будет?» (на установление логической последовательности событий — необходимые условия для появление цыпленка (инкубатор);
• дидактическая игра «Кто с кем дружит?» или «Рассели животных» (домашние и дикие животные, птицы)
• решение простых арифметических и логических задач («Цыпленок съедает в день пол стакана пшена. Сколько стаканов нужно цыпленку на 2 дня?» и п. т.)
• конструирование из геометрических фигур (учет формы, величины, составление элементов из отдельных частей) это задание может сочетать художественную, познавательную и речевую деятельности детей
• доказательство утверждения «цыпленок не умеет плавать» (рассмотрение особенности строения).
В упомянутых заданиях сложно определить, какая цель является основной, поскольку они носят интегрированный характер, позволяют рассмотреть основное понятие (тему) с разных сторон, раскрыть основные свойства и особенности объекта. Выполняя все эти задания, дети систематизируют свои знания по теме «Цыпленок», имеют возможность узнать что-то новое.
Так, на занятии «Поможем Федоре» (для детей 4-5 лет) детям предлагались задания разного характера:
1) Математические (к Федоре вернулась посуда, её надо расставить на полки, каждая обозначена цифрой от 2 до 5, а это значит, соотнести цифру с количеством предметов)
2) Задания, направленные на закрепление знаний об окружающем мире. (Федора решила сварить суп, какая посуда ей необходима? (кухонная) Суп готов, надо накрывать стол для обеда, выбери посуду. (столовая) Посуда выбрана, но всё ли есть на столе? Чего не хватает? Нет ложки. Перед детьми ставится проблема: где взять ложку? Большинство из детей приходят к выводу: — ложка потерялась, ведь она очень маленькая, надо идти в лес на её поиски.)
3) Задания, направленные на развитие речи, мимики, жестов. (В поисках ложки Федора попадает в сказку «Жихарка» и наблюдает, как он раскладывает свои ложки.) Детям предлагается игра-драматизация по этой сказке.
4) Продуктивная деятельность (Федора не стала просить ложку у Жихарки. И дети решили сделать ложку для Федоры) Детям предлагается на выбор разные материалы: глина, краски, бумага, трафареты.
Источник