Интегративные показатели развития ребенка к 6 годам

I

I

Уважаемые коллеги!

Предлагаемое пособие разработано с целью оперативного отслеживания фор-
мирования интегративных качеств личности маленького человека по результатам
образовательной деятельности в группах для детей 5-6 лет с нормальным и на-
рушенным развитием. Это достигается путем использования общепринятых кри-
териев и уровневым подходом к оценке личности ребенка 5-6 лет по принципу
«Чем ниже балл, тем больше проблем в формировании полноценной личности
ребенка». Система мониторинга содержит девять интегративных качеств, соот-
ветствующих ФГТ: «Физически развитый, овладевший основными культурно-
гигиеническими навыками», «Любознательный, активный», «Эмоционально-
отзывчивый», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со
взрослыми и сверстниками», «Способный управлять своим поведением и плани-
ровать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблю-
дающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения», «Способный
решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возра-
сту», «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве,
мире и природе», «Овладевший универсальными предпосылками учебной дея-
тельности», «Овладевший необходимыми умениями и навыками», что позволяет
осуществить комплексный подход к оценке формирования личности ребенка 5-6
лет.

Оценка уровня развития интегративных качеств личности ребенка 5-6 лет:

1 балл — ребенок не имеет представлений по указанному критерию интегра-
тивного качества;

2 балла — ребенок имеет отрывочные, бессистемные представления по ука-
занному критерию интегративного качества;

3 балла — ребенок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представ-
ления по указанному критерию интегративного качества;

4 балла — ребенок имеет усвоенные снезначительными неточностями пред-
ставления по указанному критерию интегративного качества;

5, баллов — ребенок имеет полностью усвоенные представления по указанно-
му критерию интегративного качества.

Таблицы мониторинга интегративных качеств заполняются дважды в год — в
начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для про-
ведения сравнительной диагностики. Технология работы с таблицами проста и
включает два этапа.

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в
каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый по-

3

казатель по каждому ребенку (среднее значение можно получить, если все баллы
сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых
долей). Этот показатель необходим для написания характеристики конкретного’
ребенка и про ведения индивидуального учета промежуточных результатов фор-
мирования интегративных качеств личности детей 5-6 лет.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый по-
казатель по группе (среднее значение можно получить, если все баллы сложить
(по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей).
Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций развития
личности детей (в группах компенсирующей направленности — для подготовки к
групповому медико-психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения
учета общегрупповых промежуточных результатов формирования интегративных
качеств личности детей 5-6 лет.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно выделять детей с
проблемами в развитии личности, а также определять трудности в формировании
определенных интегративных качеств в каждой конкретной группе, т. е. оператив-
но осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными
вариантами развития личности можно считать средние значения по каждому ре-
бенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в
интервале cpeДH~X значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в
развитии личности ребенка. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать
о выраженном несоответствии развития личности ребенка возрасту. (Указанные
интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как полу-
чены с помощью применяемых в nсихолого-nедагогических исследованиях психо-
метрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов
мониторинга детей данного возраста.)

Полученные результаты изучения интегративных качеств личности детей со-
относятся с результатами мониторинга уровней овладения детьми 5-6 лет не-
обходимыми навыками и умениями по образовательным областям: «Здоровье»,
«Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание»,
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное твор-
чество», «Музыка».

Наличие математической обработки результатов мониторинга интегративных
качеств личности детей 5 — 6 лет обусловлено квалификационными требования-
ми к современному педагогу и необходимостью учета промежуточных результа-
тов личностного развития каждого ребенка в соответствии с Фгт.

Источник

Мониторинг интегративных качеств (метапредметных и личностных результатов дошкольников, мотивационная готовность )

(автор Верещагина Н.В.)

Старшая группа

     Таблицы мониторинга интегративных качеств заполняются дважды в год – в начале и конце учебного года для проведения сравнительной диагностики. Технология работы с таблицами проста и включает два этапа.

     Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым потом считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов формирования интегративных качеств личности и составления индивидуального образовательного маршрута детей 5-6 лет.

      Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество детей, округлять до десятых долей).

     Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно выделять детей с проблемами в развитии личности, а также определять трудности в формировании определенных интегративных качеств в каждой конкретной группе, т.е. оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития личности можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии личности ребенка. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития личности ребенка возрасту. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов детей данного возраста).

     Полученные результаты изучения интегративных качеств личности детей соотносятся с результатами мониторинга уровней овладения детьми 5-6 лет необходимыми навыками и умениями по образовательным областям: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

     Оценка уровня развития интегративных качеств личности ребенка 5-6 лет:

  • 1 балл – ребенок не имеет представлений по указанному критерию интегративного качества;
  • 2 балла – ребенок имеет отрывочные, бессистемные представления по указанному критерию интегративного качества;
  • З балл – ребенок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию интегративного качества;
  • 4 балла – ребенок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по указанному критерию интегративного качества;
  • 5 баллов – ребенок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию интегративного качества.

Личностные результаты

  1. ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО «ИМЕЮЩИЙ ПЕРВИЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ, СЕМЬЕ,

ОБЩЕСТВЕ, ГОСУДАРСТВЕ, МИРЕ И ПРИРОДЕ»

(старшая группа 2016 —  2017 учебный год)

п/п

Фамилия, имя ребенка

Знает свои имя и фамилию, возраст, имена, отчества родителей, места работы, значение их труда, имеет постоянные обязанности по дому

Может рассказать о своем городе (селе, деревне), называет свою улицу

Имеет представление о Российской армии, войне, Дне Победы

Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна РФ, знает о Москве

Итоговый показатель по каждому ребенку

(среднее значение)

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

Злата М.

2

4

3

4

3

4

3

4

2,75

4

2

Дима Ф.

3

4

4

4

4

5

2

3

3, 25

4

3

Кира Г.

2

3

3

4

3

5

2

4

2,5

4

4

Саша С.

3

4

3

5

3

5

3

5

3

4,75

5

Ярослав А.

3

3

3

4

4

5

3

4

3,25

4

6

Варя П.

3

4

4

5

4

4

3

4

3,5

4,25

7

Матвей А.

2

4

3

4

3

4

3

4

2,75

4

8

Настя Е.

3

4

4

5

3

4

1

3

2,75

4

9

Саша А.

3

3

3

4

4

5

3

4

3,25

4

10

Катя У.

3

4

4

5

4

4

3

4

3,5

4,25

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

2,7

3,7

3,4

4,4

3,5

4,5

2,6

3,9

3

4,1

                                                                               Регулятивные результаты 

  1. ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО «СПОСОБНЫЙ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ И ПЛАНИРОВАТЬ СВОИ ДЕЙСТВИЯ НА ОСНОВЕ

ПЕРВИЧНЫХ ЦЕННОСТЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, СОБЛЮДАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОБЩЕПРИНЯТЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ»

(старшая группа 2016 —  2017 учебный год)

п/п

Фамилия, имя ребенка

Договаривается со сверстниками в коллективной работе, распределяет роли, при конфликте убеждает, разъясняет, показывает

Оценивает свои поступки, понимает необходимость заботы о младших

Самостоятельно использует в общении вежливые слова, соблюдает правила поведения на улице и в детском саду

Итоговый показатель по каждому ребенку

(среднее значение)

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

Злата М.

3

4

4

5

4

5

3,6

4,6

2

Дима Ф.

3

4

3

4

3

4

3

4

3

Кира Г.

3

4

3

4

3

4

3

4

4

Саша С.

3

4

3

4

3

4

3

4

5

Ярослав А.

2

3

2

3

2

3

2

3

6

Варя П.

3

4

3

4

2

3

2,6

3,6

7

Матвей А.

2

3

2

3

2

3

2

3

8

Настя Е.

1

2

2

3

2

4

1,6

3

9

Саша А.

3

4

4

5

3

4

3,3

4,3

10

Катя У.

2

3

2

3

2

3

2

3

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

          2,5

3,5

2,8

3,8

2,6

3,7

2,6

3,6

                                                                         Коммуникативные результаты

  1. ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО «ОВЛАДЕВШИЙ СРЕДСТВАМИ ОБЩЕНИЯ

И СПОСОБАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ»

(старшая группа  2016 —  2017учебный год)

п/п

Фамилия, имя ребенка

Распределяет роли в игре, исполняет роль, сопровождает действия речью, содержательно и интонационно

Сочиняет оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории, использует все части речи, словотворчество

Умеет делиться со взрослыми и детьми разнообразными впечатлениями

Поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения, согласие и несогласие

Итоговый показатель по каждому ребенку

(среднее значение)

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

Злата М.

3

4

2

4

3

4

3

4

2,75

4

2

Дима Ф.

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

3

Кира Г.

3

4

3

4

3

4

2

3

2,75

3,75

4

Саша С.

4

5

4

5

4

5

4

5

4

5

5

Ярослав А.

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

6

Варя П.

3

4

3

4

3

4

2

3

2,75

3,75

7

Матвей А.

2

3

2

3

3

4

2

4

2,25

3,5

8

Настя Е.

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

9

Саша А.

3

4

2

4

3

4

3

4

2,75

4

10

Катя У.

2

3

2

3

3

4

2

4

2,25

2,5

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

     2,6

3,6

2,4

3,6

2,8

3,8

2,4

3,6

2,5

3,5

                                                                                Познавательные результаты

  1. ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО «СПОСОБНЫЙ РЕШАТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ

И ЛИЧНОСТНЫЕ ЗАДАЧИ (ПРОБЛЕМЫ), АДЕКВАТНЫЕ ВОЗРАСТУ»

(старшая группа 2016 —  2017 учебный год)

п/п

Фамилия, имя ребенка

Ориентируется в пространстве и времени (вчера – сегодня – завтра; сначала – потом)

Способен конструировать по собственному замыслу. Способен использовать простые схематичные изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи

Способен рассуждать и давать адекватные причинные объяснения

Способен самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему

Итоговый показатель по каждому ребенку

(среднее значение)

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

Злата М.

4

5

3

4

3

4

2

3

3

4

2

Дима Ф.

3

4

2

3

2

3

1

2

2

3

3

Кира Г.

4

5

3

4

2

4

2

3

3

4

4

Саша С.

5

5

3

4

4

5

3

4

3,75

4,5

5

Ярослав А.

3

4

2

3

2

3

1

2

2

3

6

Варя П.

4

5

3

4

3

4

2

3

3

4

7

Матвей А.

4

5

3

4

3

4

2

3

3

4

8

Настя Е.

3

4

2

3

2

3

1

2

2

3

9

Саша А.

4

4

3

4

3

4

2

3

3

3,75

10

Катя У.

3

4

2

3

2

3

1

2

2

3

11

12

13