Интеграция отклонения развитии ребенка

Интеграция отклонения развитии ребенка thumbnail

Письмо Министерства образования России
№ 03-51-5ин/23-03 от 15.01.2002

Демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования способствовали появлению и внедрению в практику идей интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками. В настоящее время в российской Федерации интегрированное воспитание и обучение детей значительно расширилось. Однако необходимо придать данному — процессу организованный характер, обеспечив каждому ребенку, имеющему отклонения в развитии, уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму интеграции. Внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений интегрированного воспитания и обучения позволяет расширить охват детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей (законных представителей) консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.

Развитие интегрированного воспитания и обучения создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и. специальным образованием, преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными. При этом за каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогические помощь и поддержка.

Особое внимание важно уделять интеграции детей раннего возраста, которая способствует достижению ребенком с отклонениями равного или близкого по возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду нормально развивающихся сверстников.

В системе дошкольного образования России эта форма обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии должна учитывать современные российские социальноэкономические условия, особенности отечественной системы образования и полностью исключать «механическое копирование» зарубежных моделей. Кроме того, интеграция не должна осуществляться стихийно, она возможна лишь при наличии в дошкольных образовательных учреждениях (далее — ДОУ) соответствующего материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения, Только совокупность этих условий обеспечивает полноценную, грамотно организованную систему интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями о развитии. В этой связи наиболее адекватные условия для проведения целенаправленной работы по интегрированному воспитанию и обучению дошкольников созданы в ДОУ комбинированного вида (с функционирующими компенсирующими группами и сложившимся кадровым, программно-методическим и материально техническим обеспечением).

Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида может организовать интегрированное воспитание и обучение определенной категории воспитанников, например, совместное воспитание и обучение нормально слышащих детей и детей с нарушениями слуха, детей с нормальным и нарушенным зрением, нормально развивающихся и детей с задержкой психического развития и т.п. В каждом ДОУ комбинированного вида целесообразно предусмотреть условия для оказания коррекционной помощи детям со сложными нарушениями разлития. Такие образом, даже в небольшом населенном пункте (особенно о сельской местности), имеющем всего три-пять ДОУ, может быть организовано воспитание и обучение практически всех категории дошкольников, что ведет к увеличению охвата нуждающихся детей специализированной коррекционно-педагогической помощью и делает дошкольное образование более доступным.

В соответствии с п.5 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 № 677, в ДОУ комбинированного вида могут быть организованы общеразвивающие, компенсирующие, оздоровительные группы и разном сочетании. Однако в настоящее время, в переходный период развития системы специального образования, в силу социально-экономических преобразований в обществе, а также постоянно увеличивающегося количества детей с отклонениями в развитии особо актуальной становится проблема поиска новых, эффективных форм оказания коррекционной психолого-педагогической помощи нуждающимся детям. Одной из таких форм является организации в ДОУ комбинированного вида смешанных групп, где одновременно воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети и дети с определенными отклонениями в развитии (по профилю функционирующих в учреждении групп компенсирующего вида). Смешанные группы финансируются по нормативам, соответствующим нормативам финансирования групп компенсирующего вида.

Комплектование смешанной группы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссии. При этом общая наполняемость группы сокращается, две трети состава группы составляют воспитанники с уровнем психофизического развития в соответствии с возрастной нормой, а треть воспитанников — дети с тем или иным отклонением (например, с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта — умственной отсталостью в степени дебильности*) либо дети раннего возраста, не имеющие выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающие от возрастной нормы (в том числе дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы).

    * Не рекомендуется создавать смешанные группы для детей с нарушениями речи. Это связано с тем, что данная категория детей уже практически находится в условиях интеграции. Кроме того, система специальной логопедической помощи предусматривает занятия с логопедом в детской поликлинике, в логопункте образовательного учреждения, а также кратковременное обучение детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в логопедических группах ДОУ в течение 0,5-1 года.
Читайте также:  Роль игры в воспитании и развитии ребенка

Наполняемость смешанной группы зависит от характера первичного отклонения в развитии и возраста ребенка (см. таблицу). Общая наполняемость смешанной группы уменьшается (о сравнении с наполняемостью групп, определенных Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении).

Вид нарушенияКоличество детей в группе
Ясельная группаМладшая — подготовительная группа
Дети с отклонениямиНормально развивающиеся детиДети с отклонениямиНормально развивающиеся дети
Глухие2845
Слабослышащие3838
Слепые2648
Слабовидящие3836
С амблиопией и косоглазием510410
Легкая форма ДЦП48410
Др. нарушения опорно- двигательного аппарата610612
С задержкой психического развития410512
С нарушением интеллекта (неосложненная форма олигофрении в степени дебильности)510510
Не имеющие выраженных первичных отклонении в развитии, но отстающие от возрастной нормы (в т.ч. с нарушениями эмоционально- волевой сферы)612612

При организации смешанной группы необходимо предусмотреть решение ряда специфических задач:

  • осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции воспитанников с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей в дошкольном образовательном учреждении,
  • проведение коррекционно-педагогической, медико-психологической и социальной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии,
  • оказание необходимой коррекционно-педагогической поддержки воспитанникам, не имеющим выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающим от возрастной нормы,
  • обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения; оказание им психологической поддержки.

Содержание образовательного процесса в смешанной группе определяется программой дошкольного образования и специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития и т.п.). Педагогический коллектив самостоятелен в выборе программ из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ. На каждого воспитанника группы составляется индивидуальная программа развития.

Организационными формами работы смешанной группы являются фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, а также занятия малыми подгруппами (по 2-3 ребенка), индивидуальные занятия. При этом воспитатели проводят занятия в первую половину дня с нормально развивающимися воспитанниками, а во вторую половину дня — со всеми воспитанниками группы. По такой же схеме проводятся физкультурные и музыкальные занятия. При необходимости воспитанники с отклонениями в развитии обеспечиваются индивидуальными занятиями с инструктором по физическому воспитанию и музыкальным руководителем.

Для организации работы смешанной группы в штат ДОУ вводится должность (одна ставка) учителя-дефектолога (в группу с детьми с нарушениями слуха — сурдопедагога, с нарушениями зрения — тифлопедагога, с нарушением интеллекта — олигофренопедагога, должность учителя-логопеда может вводиться в дополнение к должности учителя-дефектолога, например, в группу для детей с нарушениями зрения, интеллекта и т. д.) К работе с воспитанниками смешанном группы привлекаются также педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, ЛФК, а также необходимый медицинский и обслуживающий персонал (например, сурдотехник, медицинская сестра), педагоги дополнительного образования. При этом максимальное количество времени следует отводить на коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога. Рекомендации по организации деятельности педагогического и обслуживающего персонала смешанных групп, а также перечень рекомендуемой документации содержатся в приложениях 1, 2.

В зависимости от степени выраженности и сложности структуры нарушения, продвижения ребенка в процессе обучения и желания родителей (законных представителей) обучение в смешанной группе может осуществляться 1-2 года или до его поступления в общеобразовательное учреждение.

В конце каждого года обучения психолого-педагогическая и медико-педагогическая комиссии по результатам обследования воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребенка, имеющего отклонения в развитии.

В случае если на проведение занятий в группе затрачивается дополнительное время состоящих в штате специалистов, оплата их труда производится за фактически отработанное время.

Таким образом, ДОУ комбинированного вида позволяет обеспечить для всех детей с отклонениями в развитии раннюю интеграцию в той степени, которая доступна и полезна каждому из них на данном этапе развития.

Проведение целенаправленной работы по интеграции детей с отклонениями в развитии в коллективе здоровых сверстников и возможное в связи с этим расширение сети комбинированных дошкольных учреждении не означает упразднения ранее созданных дошкольных образовательных учреждении компенсирующего вида. Более того, такие ДОУ могут принимать активное участие в интегрированном воспитании и обучении той части детей с отклонениями в развитии, которая находится и условиях полной интеграции. Эти дети могут получать квалифицированную коррекционную помощь через группы кратковременного пребывания (письмо Минобразования России «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» от 26.06.99 № 129/23-16).

Читайте также:  Центр развития ребенка плода

В подготовке данного материала активное участие принимали сотрудники Института коррекционной педагогики РАО

Похоже нам несказанно повезло. Мы лечились в реабилитационном центре для детей с ДЦП, а там карточки свои, к поликлиннике отношения никакого, от инвалидности отказались, вообщем есть конечно в поликлинничной карточке все наши послеродовые травмы, синдромы и парезы, но вплоть до поступления в детсад у местного невропатолога мы не появлялись. Пришли на прием, видимых патологий нет, ну шустрый очень, ну с речью плоховато, так ведь и садик логопедический. Из садика выпирать не пробовали, но у нас заведующая такая, насколько я знаю, в других группах дети с тяжелыми отклонениями есть. Обычно дети с тяжелой ЗПР находятся в садике до 8 лет, если положение совсем тяжелое направляются во вспомогательную школу. Но такой садик как наш я знаю только один и это заслуга единственно заведующей.

2002-03-13, нати

Нас выгнали. Вернее, после специализированного сада для детей с поражением ЦНС нас не взяли ни в один обычный сад. Я обошла ВСЕ сады в годоре, их у нас около 20, везде, даже в логопедическом — СТОЙКИЙ ОТКАЗ. Мотивировка — неадекватное поведение, эписиндром, спец. диета — такое не потянет ни один сад. Даже за бешеные пожертвования. Муж предлагал сделать в саду чуть ли не евроремонт за то, чтобы взяли нашего мальчика — отказались!!! Я столько раз ревела в разных кабинетах разных заведующих, что потом, пожалев себя, плюнула и мы остались дома.

2002-03-13, Наташа и Игорек

Добрый день!
Очень рада, что такая важная проблема обсуждается на главном родительском сайте, ведь именно родители наши главные помошники и противники.
Мне,дефектологу по специальности и образу жизни,а также чиновнику управления образования очень бы хотелось обсудить эту проблему и получить рекомендации практиков по организации таких групп в ДОУ.
Пишите!
Наталья

2002-05-02, Наталья

Вам очень повезло с заведующей. Все остальные давно забыли о том, что логопед. сады — это учреждения коррекционного типа, а не для постановки 2 звуков.
Вот в следующий понедельник прямо в сад придет комиссия от логопед. сада. Вот как бы от них отбазариться, а главное объяснить свою позицию: что наша проблема еще не перешла в стадию, когда может помочь логопед без специальной подготовки.-(((

2002-03-13, Muha

Как всегда теория замечательная. Даже попробую в случае проблем в следующем учебном году в нашем саду дать заведующей прочитать это письмо.
Но ответ-то будет, что условий у них нет и ради одного моего ребенка ставку дефектолога им никто не даст. А брать еще таких детей никто не захочет.
Хотя, спасибо за статью, есть то, чем можно бороться

2002-03-12, Muha

Наташа, именно поэтому я отбиваюсь руками и ногами от сада для детей с ЗПР, пропускаю мимо ушей слова психиатра об инвалидности на год. Именно потому, что с этим клеймом нас никто никуда не возьмет, чтобы мне не говорили. Тем более с инвалидностью от психиатрии.

2002-03-13, Muha

Охо-хо! 🙁 Еле-еле отошла. Думала, что голова никогда уже не пройдет, три ночи не спала. Рука тоже «хороша». Но, слава Богу, не перелом.

Теперь Игорюша заболел гриппом, вторую неделю не оклемаемся. Прямо злой рок какой-то.

2002-03-13, Наташа и Игорек

Всего 23 отзыва Прочитать все отзывы.

Источник

Интеграциия ребенка с нарушением развития

в коллектив здоровых детей

Распространение процесса включения детей с нарушением развития в образовательную среду, является не только отражением времени, но и шагом к реализации прав детей на получение образования, и включение их в жизнь общества.

Читайте также:  Методы развития речи у ребенка 3 лет

Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в ДОУ делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.

Понятно, что интеграция не должна осуществляться стихийно. Она возможна лишь при наличии в дошкольных образовательных учреждениях соответствующего материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения.

Исследования иностранных специалистов касаемо изучения особенностей взаимодействия здоровых детей с нарушениями развития показали, что в целом такие взаимоотношения характеризуются напряженностью и амбивалентностью (двойственностью). Отношения со здоровыми детьми часто определяют как неблагоприятное, даже враждебное. Детям с нарушениями развития свойственные такие черты как зависть, недоверие к здоровым детям, отсутствие инициативы, повышенное ощущение жалости самих к себе.

Реакции здоровых детей разные – сочувствие, интерес, сдержанная неприязнь и даже чувство отвращения. Здоровые дети стремятся быстрее прекратить общение с детьми, недостаточно откровенны с ними. Одной из причин такого отношения является то, что до недавнего времени проблемы детей с нарушениями развития замалчивали, мало кто вообще знал об их существовании. Результатами недостаточных знаний, недостаточной проинформированности стало необоснованная реакция к детям с нарушениями развития.

Хотелось бы рассказать о специфике интеграции воспитания в дошкольное образовательное учреждение.

Теоретические принципы интеграционного подхода к воспитанию ребенка с нарушениями развития призывал Выготский. Ученый подчеркивал, что, не обращая внимания на численные преимущества, коррекционная школа имеет существенный недостаток. Она создает для ребенка с нарушениями развития «замкнутый» мир, в котором все приспособлено к дефекту, все фиксирует внимание на нем и не вводит ребенка в «настоящую» жизнь.

Важнейшим периодом коррекции развития ребенка с нарушением развития является ранний и дошкольный возраст. Ребенок дошкольного возраста нуждается в особенном отношении. Ведь дошкольный возраст – это период интенсивной социализации ребенка.

В специальных дошкольных заведениях навыки коммуникации формируются в среде детей, которые имеют подобные отклонения. При таких условиях общения со здоровыми детьми приводят к дистрессу ребенка с нарушениями в развитии, он отказывается налаживать контакт или строит его на деструктивной основе.

Совместное дошкольное воспитание здоровых детей и детей с нарушениями развития являются важнейшим вкладом в процесс интеграции ребенка с нарушениями в общество.

Во время выполнения интегрированных форм в ДОУ нужно соблюдать определенные требования. Необходимо обратить внимание на соответствие помещения ДОУ для достижения поставленных целей, подбор игрушек, подготовку всех участников интеграционного процесса ребенка, в частности повышения квалификации педагогов.

Проблемы взаимодействия здоровых детей с детьми с нарушениями в развитии может развязать интеграция, то есть процесс восстановления утраченных связей человека с обществом, которое обеспечивает его включенность в основные сферы жизнедеятельности: работы, быта и досуга.

Интеграция – это процесс, в рамке которого определенное общество реализует максимальный социальный потенциал каждого индивида. Интеграция – это двусторонний процесс, во время которого не только индивид адаптируется к обществу, а и наоборот.

Цель интеграции заключается в накоплении ребенком социального потенциала, который дает возможность адаптироваться в будущем. Социальная интеграция – своеобразный итог работы, которого достигают в результате реабилитации.

Интеграция – это комплекс существенных изменений: в педагогической системе ценностных установках, в понимании роли педагога. По мнению норвежского психолога Гюннара Стангвика интеграция базируется на комплексе ценностей которые дают возможность утверждать, что является важным, значительным, правильным и аргументированным в образовательном процессе. Интеграция – педагогическая модель которая, которая эффективно приносит в общество идеи терпимости и гуманности.

Поэтому можно сделать вывод, что, только обеспечив необходимые условия, можно наедятся на успешную интеграцию ребенка с нарушениями в развитии в коллектив здоровых детей. Важно обеспечить в ДОУ такие условия, которые способствуют повышению социальной активности детей с нарушениями развития, направленные на налаживание социальных связей и контактов, социальной значимости. Необходимо сформировать желание детей с нарушениями развития достигать поставленных целей, самореализовываться, а следовательно, и стремиться к более продуктивной жизнедеятельности, социального благополучия. Это и есть важнейшим вкладом для дальнейшей интеграции ребенка с нарушением развития в общество.

Источник