Инновационная деятельность центра развития ребенка
С каждым годом мир меняется и развивается. Темп жизни ускоряется, появляются новые проекты, стартапы и профессии, возникают нестандартные проблемы. Изменчивость мира рождает новые требования к детям, к тому, какими они будут и кем станут.
Все возникающие инновации для детей должны отвечать потребностям нового поколения. Развитие ради развития окончательно потеряло смысл, теперь мы живём в очень прагматичном мире.
Актуальными остаются только те инновационные направления, которые несут конкретную пользу и применимы на практике.
Направления инновационного развития детей
Дети отличаются от родителей, это свойственно любому поколению. Но такого контраста взглядов и кардинальных отличий между поколениями история ещё не знала. Тип мышления современной молодёжи сильно отличается от мышления взрослых. Цифровая эпоха, появление инноваций и широкое распространение нового, стирание границ между виртуальным и реальным миром накладывают свой отпечаток на всех людей. И если взрослые вынуждены перестраивать мышление, то младшее поколение растёт в таком мире с самого рождения.
Инновации для детей востребованы в тех областях, которые понадобятся ребёнку в будущем.
Ниже перечислены основные направления инновационного развития, в которых создаётся больше всего разработок:
- Организация работы в условиях многозадачности. Огромный объём информации, масштабность возникающих вопросов – всё это приводит к новым способам деятельности. Без организованности, умения переключаться и вовремя давать себе отдохнуть, детям будет непросто. Обучение навыкам многозадачности (с учётом возрастных особенностей) должно начинаться с раннего детства.
- В будущем будут востребованы навыки работы в коллективе, это тенденция развития общества. Умение работать в команде, отстаивать точку зрения и при этом с уважением относиться к границам других людей – навыки, которые нужно развивать.
- Чтобы вырастить социально адаптированных и здоровых личностей, взрослые должны дать детям творческую свободу, помочь раскрыть их сильные и слабые стороны. Не нужно воспитывать универсальных солдат, которые одинаково хороши в любой деятельности. Инновации помогают легко справиться с этой задачей.
- Обработка больших объёмов информации. Инноваций в этой сфере больше всего. Пресловутое клиповое мышление, о котором активно говорят последние несколько лет, одновременно и мешает, и помогает обрабатывать информацию. Изменения в мышлении уже произошли, это нужно принять и не пытаться переделать детей. В клиповом мышлении скрыт огромный потенциал, который при правильном использовании приносит отличные результаты.
Любые инновации направлены на то, чтобы сделать жизнь лучше, эффективнее и счастливее.
Разработка и внедрение инноваций, создание технических новинок, образование по новым программам одинаково важны для гармоничного развития детей, это вклад в будущее человечества.
10 инноваций 2019 для детей: основные направления развития
На конкретных примерах можно увидеть, в каких именно областях будут применяться инновации для детей в 2019 году.
IT-академии и технопарки
Создание технопарков и IT-академий, расширение и увеличение их количества во всех странах. Изучение программирования – не каприз и не дань моде. Это способ научить ребенка думать, решать задачи, всесторонне рассматривать проблемы.
Финансовая и бизнес грамотность
Изучение бизнес- и финансовой грамотности. Успешные стартапы, которые реализуют дети, давно не шокируют. Умение распоряжаться деньгами, зарабатывать их и вкладывать обязательно для любого современного человека, и лучше эти навыки получить в детстве.
VR-технологии
Системы получения знаний со встроенной дополненной реальностью. Инновации в обучении и воспитании успешно применяются и внедряются, однако в большинстве школ детей учат по-старому, так как техническая база далека от совершенства. В 2019 году образовательные программы нового типа, в том числе и с использованием VR-технологий, станут доступнее.
Современные технологии и программы
Разработка и внедрение в массы приложений и программ, которые помогают организовать своё время. Эффективный тайм-менеджмент –проблема, которая актуальна не только для взрослых бизнесменов.
В растущем потоке информации и дел без специальных навыков и инноваций ориентироваться сложно и неудобно.
Здоровый образ жизни
Мониторинг физического состояния, как одно из инновационных направлений развития. Согласно исследованиям, 80% людей всех возрастов ведут неправильный образ жизни. Благодаря различным гаджетам, начиная от приложений в телефоне и фитнес-трекеров и заканчивая приборами для неинвазивного измерения уровня сахара в крови, следить за своим физическим состоянием стало проще. Доступность этих технологий и их распространение в перспективе должна ощутимо улучшить здоровье людей.
Инновации в сфере развлечений
Пресыщенность информацией и низкая физическая активность приводят к тому, что дети сильно утомляются, поэтому развлечения и отдых должны быть активными.
Без правильно организованного досуга не получится сформировать социально успешную личность.
Дополнительное образование, как норма жизни
Ряд профессий перестанут быть востребованными в течение ближайших десяти лет. Поэтому так важно развивать навык обучения на протяжении всей жизни. Без высокой адаптивности и умения развиваться в будущем будет сложно конкурировать на рынке труда.
Тенденция к раннему обучению
Речь идёт не об «английском и хороших манерах с пелёнок». Новые программы обучения составлены таким образом, чтобы дети с первых классов школы обучались максимально эффективно. Учёба постепенно становится не просто абстрактным обменом набором знаний, а приобретает прикладной характер.
Безопасность в сети
Разбор основных правил безопасного поведения в интернете. Границы между реальным и виртуальным миром стираются, поэтому необходимо учить детей адекватному поведению в сети, умению выстраивать личные границы. Взрослые должны объяснять на конкретных примерах, почему эти навыки обязательны и на что они влияют.
Социальная благотворительность
Во многих образовательных учреждениях вводятся программы волонтёрской работы для детей. Такие проекты обучают навыкам работы с самыми разными людьми, воспитывают толерантность и формируют правильные ценности.
Все вышеперечисленные инновации для детей объединяет одно: неуклонно изменяющийся мир, с новыми запросами и требованиями ко всем людям. Эти перемены пугают и вызывают отторжение, но они неизбежны. Инновационные разработки, которые создают и внедряют по всему миру, облегчают работу учителей, помогают родителям в воспитательной и образовательной деятельности. Новые способы работы нужны и важны.
Наши дети будут жить в мире, которого мы пока не знаем. Раньше главной задачей взрослого было передать знания и воспитать человека, который проживёт точно такую же жизнь, какая была у его родителей. Столкнётся с такими же проблемами и вопросами. Но сегодня люди разных возрастов оказались в одинаковом положении, и у взрослых гораздо меньше преимуществ. Всё, что можно сделать – не просто учить молодое поколение и разрабатывать для них инновационные программы. Учиться и меняться вместе с ними, и вместе строить наше будущее.
Источник
Слайд 1
ГБДОУ детский сад №133 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга Подготовила: в оспитатель Щедрина Г.А.
Слайд 2
Инновационная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение, т.е. инновационные преобразования приобретают системный характер.
Слайд 3
Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности. Цель инновационной деятельности — развитие дошкольного образования, совершенствование профессионализма его педагогов и управленцев, развитие инновационного стиля мышления и деятельности. Достижение цели невозможно без качественного изменения системы повышения квалификации педагогов.
Слайд 4
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем » Конфуций Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение . Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и воспитанников. Педагогическая инновация — намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики, с целью повышение уровня образовательного процесса.
Слайд 5
Инновационная деятельность – комплексный целенаправленный процесс создания, использования и распространения новшества, целью которого является удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к качественным изменениям системы. Она включает в себя новшества, инновации: — взаимодействия всех участников образовательного процесса; — условия материально-технического, информационного, программно-методического, кадрового, социально- психологического обеспечения, с целью достижения более эффективных результатов деятельности ДОУ.
Слайд 6
Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения — важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых методов, методик, технологий, программ). В современной образовательной системе педагоги дошкольных учреждений вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям.
Слайд 7
Инновационная деятельность в ДОУ ведется в двух направлениях: инновации в работе с педагогическими кадрами Цель — обеспечение активного участия педагогов ДОУ в методической работе, что, способствует совершенствованию системы непрерывного образования и самообразования педагогов ДОУ через формы инновационной методической работы. инновации в содержании образования (НОД, режимные моменты) Использование системы педагогических технологий, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.
Слайд 8
Формы инновационной методической работы: Семинары-практикумы — направлены на развитие творческого мышления и создание инновационных проектов. Помогают быстро находить информацию по отдельным проблемам, глубоко осмысливать её, обсуждать отдельные вопросы с коллегами. Игровое моделирование. Деловые и ролевые игры — подразумевают моделирование реального процесса, во время которых принимают оптимальные профессиональные решения на основе анализа искусственно созданных проблемных педагогических ситуаций.
Слайд 9
Групповая дискуссия, или мозговая атака (мозговой штурм). Тренинги в малых группах по совершенствованию профессиональных умений. Методы самообразования педагогов. Научно-практические конференции по итогам инновационной деятельности ДОУ.
Слайд 10
Научно-методический совет – является новой формой, позволяющей в комплексе решать основные практические и исследовательские задачи, интегрировать различные образовательные формы обучения для педагогов в ДОУ. Включает в себя творческую группу педагогов, заведующего ДОУ и старшего воспитателя (методиста). Разрабатывает стратегию , конструктивно-методические схемы реализации общей концепции, модель учреждения и его основные структуры. Проводит анализ деятельности ДОУ, результатов использования новых педагогических технологий, анализ профессиональной деятельности членов коллектива, рассмотрение прогностических программ и проектов, анализ и утверждение дидактических, методических материалов, обобщение опыта.
Слайд 11
Инновационная методическая работа обеспечивает: — практико-ориентированный характер учебного процесса; — способствует включению педагогов в инновационную деятельность; — формирует потребность педагогического коллектива в непрерывном профессиональном совершенствовании.
Слайд 12
Инновации в содержании образования Педагогические, образовательные технологии Целью инноваций в содержании образования является повышение его качества через инновационные педагогические технологии обучения детей. Для достижения этой цели в ДОУ педагоги используют: • здоровьесберегающие технологии; •технологии проектной деятельности; •информационно-коммуникационные (ИКТ); •коррекционно-развивающие (учителя-дефектологи, учителя-логопеды); •технологии исследовательской деятельности; •личностно-ориентированные ; •игровые .
Слайд 13
Здоровьесберегающие технологии Цель — становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его. Формы работы: •гимнастика (утренняя, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика); •занятия физкультурой; •спортивные праздники; •физкультминутки между занятиями, динамические паузы; •прогулки ; •релаксация .
Слайд 14
Технологии проектной деятельности Цель — развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире . Задачи проектной деятельности ПРОЕКТ Обучение способами получения информации Применение знаний Детско-родительские отношения Успех Организация действий, общение Развитие творческих способностей
Слайд 15
Классификация проектов: по количеству участников : индивидуальные, парные, групповые (фронтальные); по продолжительности : краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные; по приоритетному методу : творческие, игровые, исследовательские, информационные; по тематике : включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.
Слайд 16
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) (компьютерные технологии – компьютеры, ноутбуки, смарт-доски, интерактивная песочница с дополненной реальностью, интерактивный стол и пр.) Цель — повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно -образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО. Задачи: — обеспечение открытости работы дошкольного образовательного учреждения для родителей (на основе сайта детского сада и электронной почты) и для вышестоящих (контролирующих) организаций; — облегчение реализации образовательной деятельности (за счёт Интернет- ресурсов, медиатеки , аудиосистем); — облегчение методической работы (электронные методические библиотеки); — оформление документации педагогов, подготовка к занятиям; — подготовка и оформление дидактического материала (наглядного, раздаточного для проведения НОД; — возможность создания Презентаций.
Слайд 17
Коррекционно-развивающие технологии (для педагогов, имеющих дефектологическое образование — «коррекционная педагогика и психология») Приоритетными направлениями педагогической коррекции являются: — совершенствование движений и сенсомоторного развития; — коррекция отдельных сторон психической деятельности; — развитие основных мыслительных операций; — развитие различных видов мышления; — коррекция нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы; — развитие речи; — расширение представлений об окружающем мире и — обогащение словаря; — формирование учебных навыков.
Слайд 18
Технологии познавательно — исследовательской деятельности Цель — организация экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает каждый ребёнок. Непосредственное участие детей в ходе эксперимента позволяет им видеть процесс и результаты. Методы и приёмы организации экспериментальной деятельности : — беседы; — наблюдения; — моделирование; — фиксация результатов; — дидактические игры, игровые обучающие и творчески — развивающие ситуации; — трудовые поручения, действия.
Слайд 19
Личностно-ориентированные технологии Цель — создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и педагогом, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. В центре внимания педагога — уникальная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный выбор.
Слайд 20
Правило трех «П»: «Понять» – стараться увидеть ребенка «изнутри», посмотреть на мир его глазами, увидеть побудительные мотивы его поведения, его особенности и возможности. «Признать» – позитивное отношение к индивидуальности ребенка, независимо от того радует ли он вас в данный момент или нет. Признать его индивидуальность. «Принять» — всегда учитывать права ребенка при решении тех или иных проблем.
Слайд 21
Игровые технологии Игра – ведущая деятельность для ребенка дошкольного возраста . Игра или элементы игры, целесообразно включенные в обучение, придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач.
Слайд 22
Виды игр: самостоятельные игры инициаторами которых становятся сами дети: (для типично-развивающихся дошкольников) — сюжетно- отобразительная ; — сюжетно-ролевая игра; — театрализованная импровизация. игры, рождающиеся по инициативе взрослых — игры с ярко выраженным обучающим характером: — дидактические игры; — игры с сюжетным рисунком; — игра-эксперимент; — игра-путешествие с поисковыми элементами; — подвижные игры разного уровня интенсивности; — дидактические игры с музыкальным сопровождением; — режиссёрская постановка.
Слайд 23
Инновационная деятельность в ДОУ: Инновации в работе с педагогическими кадрами Инновации в содержании образования (Педагогические, образовательные технологии) — повышение квалификации и профессиональный рост педагогов; — систематизация и распространение педагогического опыта; — использование компьютерных технологий; сохранение и укрепление здоровья воспитанников ; повышения качества обучения и воспитания в ДОУ
Слайд 24
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Список использованной литературы: 1 Статья Ягяджик С. С. Виды инновационных технологий и их характеристики // журнал «Молодой ученый» — 2016 — №23. — С. 548-551. — URL https://moluch.ru/archive/127/35057/ 2 Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. — М.: Творческий центр «Сфера», 2009 3 Инновации в российском образовании: Дошкольное образование. — М.: МГУП, 2011 4 Микляева Н.В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей. — М.: «Айрис пресс», 2008 5 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: АСТ, 2008
Источник