Индивидуальный профиль социальное развитие ребенка
Индивидуальный профиль эффективности педагогических воздействий
Ф.И.О. ребенка _____________________________________________________ Дата рождения ______________________
Показатель
образовательной
области
2-3 года
3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
Начало уч. года
Середина уч. года
Конец уч. года
Начало уч. года
Середина уч. года
Конец уч. года
Начало уч. года
Середина уч. года
Конец уч. года
Начало уч. года
Середина уч. года
Конец уч. года
Начало уч. года
Середина уч. года
Конец уч. года
образовательная область «Познавательное развитие»
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
Формирование познавательных действий, становление сознания
Развитие воображения и творческой активности
Формирование первичных представлений о себе, о других людях
Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях
Формирование первичных представлений о малой родине и отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира
Формирование первичных представлений об особенностях природы
Итоговый уровень ребенка по области
образовательная область «Речевое развитие»
Владение речью как средством общения и культуры
Обогащение активного словаря
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
Развитие речевого творчества
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте
Итоговый уровень ребенка по области
образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности
Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий
Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации
Формирование положительных установок к различным видам труда и творчества
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Итоговый уровень ребенка по области
образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы
Становление эстетического отношения к окружающему миру
Формирование элементарных представлений о видах искусства
Восприятие музыки
Восприятие художественной литературы, фольклора
Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
Реализация самостоятельной творческой активности
Итоговый уровень ребенка по области
образовательная область «Физическое развитие»
Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость
Приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующей развитию крупной и мелкой моторики обеих рук
Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с правильным не наносящим ущерба организму выполнением основных движений
Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами
Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами
Итоговый уровень ребенка по области
Рекомендации: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источник
Подготовила Новикова Н.А.
Диагностика личностно-социального развития школьника
Для исследования особенностей личностно-социального развития детей использую адаптированную карту наблюдений классного руководителя, которая заполняется в течение учебного года. Для диагностики особенностей образа «Я» ребенка и его социальной компетентности использую: проективные методы (анализ детских рисунков на определенные темы, рассказов о себе); внеситуативно-личностные беседы; методики, направленные на изучение самооценки школьника, его ценностных отношений и суждений социально-нравственного характера, личностного поведения, наблюдение и внешнюю оценку социального развития ребенка, развитие социальной компетентности школьника; анкетирование-опрос родителей и педагогов.
В педагогической диагностике образа «Я» школьника использую критерии, выделенные одним из современных исследователей становления и развития образа «Я» ребенка М.В. Корепановой.
Это: наличие и характер представлений ребенка о себе;
Самооценка и самоотношение;
Ценностные суждения и отношения.
Для изучения представлений о себе школьнику предлагается:
Рассказать по фотографиям и собственным рисункам о себе своем отношении к близким и друзьям;
Ответить на вопросы, используя рисунки: чем ты похож и чем отличаешься от остальных детей, людей; узнать по описанию учителя о ком он из сверстников он рассказал.
Методика 1. Беседа с детьми (автор М.В. Карепанова)
Цель: изучить особенности уровня самосознания ребенка.
Вопросы для беседы с ребенком:
- Что ты любишь больше всего на свете?
- Чем бы ты стал заниматься, если тебе разрешили делать все?
- Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь и прочее.
- Расскажи, что ты больше всего не любишь.
- Тебе все нравится в школе? Что бы ты хотел изменить?
- Я волшебница и могу выполнить любое твое желание. О чем ты хочешь попросить меня?
Результаты беседы позволяют выделить следующие уровни когнитивного компонента в структуре образа «Я» ребенка:
- Опосредованное познание себя, своих возможностей;
- Приобретение знаний о себе в процессе самопознания;
- Осознание своей индивидуальности через эмоционально-ценностное отношение к себе и другим.
Методика 2. Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем»
Цель: исследование внутреннего благополучия, представлений о себе во временной перспективе, самоотношения, самоценности, наличия трудностей в контактах с окружающими, внутреннего равновесия, комфорта или наличия тревожности, дискомфорта, адекватности возрастной и половой идентификации детей.
Материалы: лист бумаги, цветные фломастеры и карандаши.
Организация диагностики: на листе бумаги, разделенном на три части, учитель предлагает ребенку нарисовать себя в разное время жизни: когда он был маленьким, какой он сейчас, каким он будет в будущем, когда вырастет.
По ходу выполнения задания учитель не вмешивается в этот поцесс, а фиксирует детские комментарии, которыми сопровождаются рисование и сами рисунки.
Обработка результатов.
В таблицу оформляют пять психологических характеристик:
- Чувство самоценности, самооценка (рисунок «Я сейчас»)
- Легкость в установлении общения, контактов (рисунок «Я сейчая»)
- Наличие эмоционального, психического комфорта, отсутствие тревоги, беспокойства (рисунок «Я сейчас»)
- Адекватность половой идентификации (все рисунки)
- Адекватность возрастной идентификации (все рисунки)
Форма протокола
№ п/п | Ф.И. ребенка | Самоценность | Контакты | Комфорт | Пол | Возраст | Примечание |
Максимальное количество баллов по параметрам « Самоценность», «Контакты», «Комфорт»- 5 баллов за каждый признак; за признак, характеризующий неблагополучие ребенка, вычитается 1 из 5.
В графах «Пол», и «Возраст» ставится максимум 2 балла. За каждый признак неадекватной возрастной или половой идентификации снимается 1 балл.
Определение признаков эмоционального неблагополучия
(При наличии одного такого признака вычитается 1 балл от максимально возможного по данному параметру)
Параметры | Признаки неблагополучия |
Чувство неполноценности, низкая самооценка |
|
Трудности общения |
|
Тревожность, беспокойство, чувство внутреннего дискомфорта |
|
Неадекватная половая идентификация |
|
Неадекватная возрастная идентификация |
|
Методика 3. Исследования самооценки ( В.Г. Щур, С.Г. Якобсон в модификации В.В. Ветровой)
Цель: изучить особенности самооценки ребенка.
1-й вариант
Материал: лист бумаги, на котором нарисованы яркие крупные лесенки одинакового размера, состоящие из пяти одинаковых ступенек (над каждой лесенкой надпись или значок (символ): счастье(радость), здоровье, ум).
Инструкция: «посмотри, пожалуйста. Здесь нарисованы лесенка счастья, лесенка здоровья, лесенка ума. На самой верхней ступеньке стоят самые счастливые, здоровые и умные дети, на самой низкой – самые нездоровые, несчастливые, неумные. Отметь, пожалуйста, на каждой лесенке ту ступеньку, на которой стоишь ты. Где стоишь на лесенке счастья? Куда ты поставишь себя на лесенке здоровья? Куда ты поставишь себя на лесенке ума?
Анализ результатов производится в баллах:
5-я ступенька – 5 баллов;
4 -я – 4 балла;
3-я – 3 балла;
2-я – 2 балла;
1-я – 1 балл.
Если показатели в сумме дают:
14-15 баллов – завышенная самооценка;
От 9 до 13 баллов – адекватная;
От 8 до 3 – заниженная.
Методика 4. Изучение личностно-социального поведения ребенка (модификация варианта Е.Г. Юдиной, Г.Б. Степановой, Е.Н. Денисовой)
Цель: изучение и оценка личностно-социального поведения обучающегося в различных видах совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
В ходе наблюдения за поведением ребенка в естественных условиях фиксируется в протоколе наиболее интересующие аспекты личностно-социального развития обучающегося. Р-С (сверстники), Р-Р ( с родителями), Р-У (учителем). Для получения достоверной информации обратиться за помощью к родителям, организовав их опрос в соответствии с выделенными показателями.
Для фиксации результатов наблюдения использовать оценочную шкалу:
- Никогда – 1 балл;
- Редко – 2 балла;
- Иногда – 3 балла;
- Как правило – 4 балла;
- Часто – 5 баллов.
По результатам наблюдений составляется обобщенный профиль личностно-социального развития каждого ребенка. Для этого отмечается наиболее соответствующее ребенку таблицы.
Оценочная шкала означает:
2 – почти всегда;
1 – в большинстве случаев;
0 – иногда;
1 – в большинстве случаев (для утверждений, расположенных слева);
2 – почти всегда (для утверждений, расположенных слева).
Протокол наблюдения за личностно-социальными проявлениями обучающегося
Фамилия, имя обучающегося _________________________
Возраст ________________________________________
Показатели личностно-социального развития | Деятельность в режимные моменты | Организованная деятельность | Неорганизованная деятельность | ||||||
Р – Р | Р – У | Р – С | Р –Р | Р – У | Р – С | Р – Р | Р – У | Р – С | |
Идет на контакт | |||||||||
Откликается на просьбы и замечания | |||||||||
Действует сообща | |||||||||
Принимает помощь | |||||||||
Устанавливает дружеские отношения | |||||||||
Действует под руководством | |||||||||
Действует самостоятельно | |||||||||
Проявляет инициативу | |||||||||
Контролирует свое поведение | |||||||||
Конфликтует | |||||||||
Улаживает разногласия | |||||||||
Признает правила | |||||||||
Сочувствует | |||||||||
Подчиняет свои интересы интересам другого | |||||||||
Соблюдает очередь |
Методика 5. Внешняя оценка социальной компетентности ребенка родителями
Цель: изучение социальной компетентности обучающегося на основе родительской оценки.
Уважаемые родители! Вам предлагается оценить особенности умений Вашего ребенка общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Для этого отметьте в таблице те варианты ответов, которые в большей степени характеризуют поведение Вашего ребенка. Спасибо!
Умения обучающегося общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми | Никогда | Редко | Часто | Почти всегда | Всегда |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1.Вежлив | |||||
2. Внимательно слушает другого в разговоре | |||||
3. Умеет договариваться, согласовывать свои действия со сверстниками и взрослыми. | |||||
4. Может обратиться, вступить в контакт со взрослыми, сверстниками. | |||||
5. Понимает состояние других людей, наблюдателен в отношении их. | |||||
6.Анализирует и правильно оценивает действия других людей. | |||||
7.Анализирует и адекватно оценивает свои достоинства и недостатки. | |||||
8.Анализирует и правильно оценивает свои успехи в общении, взаимодействии с другими людьми. | |||||
9.Руководствуется в поведении человеческими ценностями, нравственными нормами(справедливость, забота, внимание, доброта и др.) | |||||
10.Контролирует свои действия. | |||||
11.Проявляет сочувствие, сопереживает другим людям. | |||||
12.Принимает сочувствие по отношению к себе от взрослых и сверстников. | |||||
13.Умеет переживать неуспех, с оптимизмом реагирует на неудачи. | |||||
14.Адекватно реагирует на успех сверстника, разделяет радость других, не завидует, не злится. | |||||
15.Умеет противостоять чужому мнению, если не согласен с ним, сказать «Нет!» | |||||
16.Адекватно реагирует на замечания, предложения подумать о правильности совершаемых поступков. | |||||
17.Принимает помощь от сверстников и взрослых. | |||||
18.Сам может предложить помощь и сверстнику, и взрослому. | |||||
19.Стремится к активности и самостоятельности во всех сферах жизнедеятельности. | |||||
20.Стремиться к конструктивному общению, сотрудничеству. | |||||
21.Ценит самого себя, нравится себе таким, какой он есть. |
Источник
Фамилия, имя ребенка:Света М.
Примечание: 2– часто;1– обычно;0– иногда;-1– редко; -2– никогда
Приложение 10
Примеры наглядного представления результатов исследования
Рис. 1. Столбиковая гистограмма |
Рис. 2. Круговая диаграмма |
Рис. 4. Линейчатая диаграмма |
Приложение 11
Примеры библиографического описания некоторых документов[7]
1. Книги
1.1. Однотомные издания
с одним автором
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2004. – 295 с.
С двумя и более авторами
Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2002. – 124 с.
Учебное пособие
Ушаков Г.К. Детская психиатрия: учеб. пособие для вузов. – М.: Медицина, 1973. – 392 с.
Под редакцией
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин [и др.] / под общ. ред. Б.П.Пузанова. – М.: Академия, 2000. – 269 с.
Хрестоматия
Детская патопсихология: хрестоматия / составитель Н.Л.Белопольская. – 2-е изд., стереопит. – М.: Когито-Центр, 2004. – 351 с.
С переводом
Теккерей У. Виргинцы / пер. с англ. – М.: Правда, 1991. – 511 с.
законодательные материалы
Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.
Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 3 янв. 2001 г.] – [2-е изд.]. – СПб.: Victory: Стаун-кантри, 2001. – 94 с.
издание на иностранном языке
French W. The Personnel Management Process. – Boston: Little Brown, 1982.– 145 с.
1.2. Многотомные издания
Чехов А..П. Избранные сочинения: в 2 т. [вступ. ст., подгот. текста и коммент. Г.Бердникова; Б-ка классики, Русская лит-ра]. – М.: Худож. лит.,1979.
отдельный том
Казьмин В. Д. Справочник домашнего врача. В 3 ч. Ч. 2. Детские болезни. – М.: Астрель, 2002. – 503 с.
2. Неопубликованные документы
2.1. Диссертации
Белозеров И.В. Религиозная политика Золотой Орды на Руси в XIII-XIV вв.: дис. … канд. ист. наук – М., 2002. – 215 с.
2.2. Автореферат диссертации
Баранников А. В. Теория и практика самообразования учащихся: автореф. дис…. канд. пед. наук. – Челябинск: Челябинский гос. ун-т, 2002. — 45 с.
3. Сериальные и другие продолжающиеся ресурсы
3.1. Газета
Караваева А. Чтобы лучше видеть // Семь дней. – 2007. – 3 сент.
Горн Р. Скауты вышли из подполья // Учит. газ. – 1991. – №38. – С. 9.
3.2. Журнал
Методист: науч.-метод. журн. / учредитель Изд-ий дом «Методист» . – М., 2006, №3.
4. Нотные издания
Бойко, Р. Г. Петровские звоны: (Юность Петра): муз. ил. к рус. истории времен Петра Первого: ор. 36; [крат. предисл. И. Мартынова и Е. Светланова]. – Партитура. – М.: Композитор, 2001. – 96 с.
Эшпай, А.Я. Квартет [Ноты]: для 2 скрипок, альта и виолончели. – Партитура и голоса. – М. Композитор, 2001. – 34 с.
5. Аудиоиздания
Гладков, Г. А. Как львенок и черепаха пели песню и другие сказки про Африку [Звукозапись]; исп.: Г. Вицин, В. Ливанов, О. Анофриев [и др.]. – М.: Экстрафон, 2002. – 1мк.
Роман (иеромон.). Песни [Звукозапись]; исп. Жанна Бичевская. – СПб.: Центр духов. просвещения, 2002. – 1 электрон. опт. диск.
6. Видеоиздания
Готовимся к школе [Видеозапись] / реж. Илья Кочоров; ведущие: И.Агапова, И.Тилькин, И.Харина; ООО КиноГрад. – СПб.: Мега Видео, 2005. – 1 вк.
Электронные ресурсы
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренесанса. – 2-е изд. – М.: Худож. Лит., 1990. – 543 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.philosophy.ru/library/bahtin/rable.html#_ftn1 (дата обращения: 05.10.2008).
Общие ресурсы по лингвистике и филологии: сайт Игоря Гаршина. – 2002 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 05.10.2008. — URL: https://katori.pochta.ru/linguistics/portals.html (дата обращения: 05.10.2008).
8. Составные части документов
8.1. Статья из книги или другого разового издания
Семенова А.А. Использование игры в решении эмоциональных проблем детей // Теоретические и прикладные аспекты современного дошкольного образования: материалы междунар. науч. конф. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2006. – С. 254-260.
Гиляровский В.А. Иллюзия и галлюцинация // Психопатология детского возраста: хрестоматия / под ред. А.Ю.Егорова. – СПб.: Дидактика Плюс, 2002. – С. 18-31.
8.2. Статья из сериального издания
Лях В.И. Теория управления двигательными действиями по Н.А.Бернштейну //Физическая культура в школе. – 2006. — №7. – С. 15-60.
Приложение 12
Источник