Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с зпр 5 лет

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с зпр 5 лет thumbnail

Алена Уклеина
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка, имеющего задержку психического развития

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка, имеющего задержку психического развития

Возраст 5 лет

По итогам мониторинга у ребенка очень слабо развитывсе познавательные процессы: слуховое восприятие, внимание, слуховая и долговременная память, мышление. Недостаточно сформированы все компоненты устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм).Слабо сформированы элементарные математические представления: счет до 5; временные понятия и ориентировка в пространстве.

Индивидуальные занятия по развитию познавательных интересов, интеллектуального развития детей,через решение следующих задач:

• сенсорного развития;

• свободного общения с взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей;

• формировать целостную картину мира, расширение кругозора;

• формировать элементарные математические представления;

• учить слушать и слышать учебную задачу, выполнять одну и двух ступенчатую инструкцию, переносить полученный опыт в другие условия;

• формировать опыт самоконтроля.

• Учить играть в дидактические и сюжетно-ролевые игры. Учить ставить игровую задачу, распределять роли, разворачивать сюжет игры, договариваться между собой, вести ролевую беседу, выполнять правила игры.

Формы и условия работы с ребенком:

– игровые сеансы в структурном подразделении Лекотека;

индивидуальные коррекционные занятия с педагогом – психологом и учителем-логопедом;

– гостевые визиты во время проведения игрового сеанса детей из группы дошкольного учреждения;

– установление контакта со взрослым (специалистом) в рамках игрового сеанса в структурном подразделении Лекотека;

– включение матери в рамках игрового сеанса в целенаправленное взаимодействие с ребенком;

– обучение матери способам взаимодействия с ребенком.

Первый период обучения: середина сентября, октябрь, ноябрь.

Развитие речи. Ознакомление с окружающим миром.

Цели.

1. Расширять кругозор ребенка по теме «Осень»: труд взрослых осенью, овощи, фрукты, подготовка диких животных и птиц к зиме, подготовка природы к зиме.

2.Обогащение предметного словаря существительных по темам этого периода: овощи и фрукты, деревья, грибы, ягоды, сад, огород, человек, предметы за уходом тела, посуда, продукты питания.

3. Расширить словарь прилагательных и глаголов.

4. Образование существительных множественного числа от единственного.

5. Практическое употребление притяжательных прилагательных и местоимений мой, моя, моё в составе простого предложения.

6. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

7. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.

Ребенок – смотрит. Дети – смотрят.

8. Составление рассказа-описания по плану.

Содержание работы.

• Игра «Угадай, когда это бывает?».

• Игра «Времена года» (Лото). Игра «Времена года» (разрезные картинки)

• Игра «Какой, какая, какие?»

• Игра «Что он делает?»

• Лото «Овощи и фрукты». Домино «Овощи»

• Игра «Один — много» с мячом.

• Игра «Назови ласково» с мячом.

• Игра «Жадина» — моя машина, мой самовар, мое мороженное.

• Игра «Какой, какая, какие»

•Составление рассказа — описания по схеме или по плану: Моя любимая игрушка, моя любимая еда, рассказ о посуде и другие.

Сенсорное развитие.

Цели.

1. Зрительное восприятие формы.Закреплять форму предметов: круг и квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

2. Зрительное восприятие цвета. Закреплять название цвета красный и синий, желтый, зеленый, находить их в окружающей обстановке.

3. Зрительное соотнесение размера.Учить пользоваться в речи словами: «большой», «поменьше», «побольше», «маленький», «одинаковые по размеру».Учить пользоваться в речи словами: «высокий», «низкий», «повыше», «пониже», «одинаковые по высоте».

Содержание работы.

• Составление бус из геометрических фигур одинакового цвета,чередуя их: круг, квадрат, треугольник, овал, круг …

• Составление бус из геометрических фигур разного цвета.

• Составь бусы, меняя размер фигур от большого к маленькому или от маленького к большому.

• Игра «Цвет, форма»

• Игра «Разноцветное лото», лото «Цвет»

• Игра «Разложи овощи (фрукты, ягоды) по цвету»

• Игра «Назови красные (зеленые, желтые, синие) предметы»

• Игра «Разложи предметы (овощи, ягоды. фрукты) по форме.

•Игры: «Разложи фигуры по форме»; «Найди предметы круглой (квадратной) формы.

•Игры: «Найди в группе красные (синие) предметы».

• Д/и «Блоки Дьенеша»: разложи по цвету; построй такой же предмет как на рисунке.

Психические процессы.

Цели.

1. Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.

Содержание работы.

•Игры: «Чего не бывает?» (картинки «Времена года»).

• Игры «Чем похожи?», «Что изменилось?»

• Игра «Чего не стало?»

• Игра «Сравни два предмета»

• Игра «Кубики» (из 6- 9.)

• Игра «Разрезные картинки» (разрезанные по вертикали, по горизонтали и по диагонали на 4-6 частей)

• Учим и выполняем пальчиковую гимнастику по лексическим темам.

• Учить загадки, приметы, стихотворение к осеннему празднику «Осень»

• Выкладывание цифр, букв, геометрических фигур из палочек, камешек, фасоли, гороха, ниток.

• Обводка по трафаретам предметов по лексическим темам.

•Работа в тетради в клетку: штриховка, рисование узора по точкам, обводить клеточки и писать палочки, рисование геометрических фигур по клеточкам.

Формирование мышления

Цель.

1.Продолжать учить группировать предметы: по цвету (красные, синие, зеленые, желтые). По форме — (круглые, овальные, треугольные)

2. Учить заканчивать по смыслу предложения.

Читайте также:  Диспансерный осмотр ребенка 5 лет

3. Закреплять обобщающие слова по темам.

4. Учить пользоваться предметами целевого назначения.

5. Учить составлять и угадывать описательные загадки.

Содержание работы.

• Игра «Сгруппируй предметы по цвету»

• Игра «Сгруппируй предметы по форме»

• Игра «Сгруппируй предметы по размеру»

• Игра «Закончи предложение»

Я пил молоко из … (чашки);

Я взял зонт, потому что … (идет дождь).

• Игра «Четвертый лишний»

• Игра «Что художник перепутал»

• Отгадай загадку.

• Игра «Назови одним словом»

• Игра «Продолжи — это посуда -… ; это овощи — … ; это ягоды…».

• Настольная игра «Лото — магазин»

• Игра «Подбери предметы необходимые осенью».

Формирование элементарных математических представлений.

Цель.

1. Учить находить один, несколько, мало и много предметов; использовать их в речи.

2. Учить согласовывать числительное «один» и наречия «много», «мало», «несколько» с существительными в роде, числе и падеже.

3. Учим соотносить число с количеством предметов и с цифрами в пределах 5.

4. Упражняем в счете в пределах 5, используя разные анализаторы.

5. учим пересчитывать пальцы на одной и другой руке, используя пальчиковую гимнастику.

6. Закрепляем цвет, форму и размер предметов.

7. Пространственная ориентировка на столе.

8. Временная ориентировка (утро — завтрак, день — обед, вечер — ужин) .

Содержание работы.

• Игра «Один и много»

• Игра «Найди в комнате много одинаковых предметов»

• Игра «Принеси несколько предметов»

• Игра «Покажи, каких мало предметов»

• Игра «Блоки Дьенеша»

• С/Игра «Магазин»

• Игра «Найди карточки с одним (до 5) предметом»

• Д/У «Расставь цифры по порядку на числовую прямую» (до 5)

• Игра «Найди все цифры (1 2, 3, 4, 5)

• Игра «Найди столько предметов, сколько показывает данная цифра»

«Чудесный мешочек» (с цифрами до 5, геометрическими фигурами и мелким раздаточным материалом). Узнать на ощупь цифру, геометрическую фигуру, отсчитать столько предметов, сколько показывает цифра.

Источник

Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка – детский сад № 87

Утверждаю

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 87

________________К.Е.Некрасова

Приказ №_______

                                                                                                                                                                                        «_____» ______________  2019 г.

Индивидуальный образовательный маршрут

Ф.И.О. ребенка:  __________

 Дата рождения: __________

Основания: Заключение ЦПМПК от __________

Заключение ЦПМПК: обучающийся с ОВЗ. Выявлены трудности, обусловленные нарушением познавательной деятельности и всех компонентов речи.

Рекомендации ЦПМПК: ЦПМПК рекомендует обучение по АОП дошкольного образования обучающихся с задержкой психического развития,  с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Направления коррекционно – развивающей работы и психолого – педагогической помощи:

учитель – логопед: коррекция фонетико-фонематической, лексико-грамматической стороны речи, слоговой структуры слов, связной речи, формирование навыков звукового анализа и синтеза;

учитель – дефектолог: развитие познавательной деятельности, высших психических функций, формирование предпосылок к учебной деятельности;

педагог – психолог: развитие познавательной деятельности, произвольной регуляции деятельности,  коммуникативных навыков.

Рекомендуемые условия обучения: дозирование эмоциональной и учебной нагрузки  с учетом индивидуальных особенностей ребенка, реализация индивидуального подхода.

Индивидуальный образовательный маршрут составлен в соответствии с ФГОС дошкольного образования, в соответствии с п. 6част1 статьи 6 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013. № 19, ст. 2326, № 30, ст. 4036, подпунктом 5.2.41 Положения о Министерства образования и науки РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013г. № 446 (Собрания законодательства РФ, 2013, № 23, ст 2923;  № 33, ст.4386; №37, ст 4702), пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов  и внесение в них изменений, утвержденных в  постановлением Правительства Российской Федерации, 2013, № 33, ст.4377)

В ИОМ учитываются:

индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие  особые образовательные потребности.

Цель ИОМ:  

Создание условий, способствующих развитию личности ребенка, обеспечивающих в полной мере реализацию его потенциальных возможностей.

Основные задачи коррекционного обучения:

— развитие понимания обращенной речи;  обогащение и активизация словарного запаса; формирование простой фразы, навыков продуктивного взаимодействия;

— социализация ребенка в обществе,  развитие коммуникативных навыков, формирование эмоционального интеллекта,  развитие волевых качеств;

— помощь в освоении АОП.

Срок реализации ИОМ —  1 год

График посещения детского сада ребенком:  понедельник – пятница – 8.00 – 18.00 

Педагог-психолог

Направления работы

Читайте также:  Сколько делается загранпаспорт на 5 лет для ребенка до 14 лет

Диагностическая работа:

-диагностика уровня психофизического развития и индивидуальных особенностей ребенка (обследование аффективно-эмоциональной и социально-личностной сферы, сформированности коммуникативных и игровых навыков, уровня познавательной активности и моторного развития);

— повторные обследования ребенка в течение года (январь, май);

-коррекция индивидуальной программы работы с ребенком по результатам диагностических обследований.

Коррекционно-развивающая работа:

-проведение коррекционно-развивающих игровых занятий (подгрупповых, групповых и индивидуальных);

-решение проблем взаимодействия в диаде родитель-ребенок, обучение родителя эффективным техникам взаимодействия с ребенком.

Консультативная работа:

— проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросам развития и воспитания ребенка; оптимизации взаимодействия с ребенком в семье, ребенка с другими детьми и взрослыми; организации развивающей среды для ребенка дома;

— проведение консультаций по запросу родителей, по вопросам личных психологических трудностей родителей;

— обеспечение участия родителя в групповых консультациях, семинарах-практикумах, тренингах.

Психопрофилактическая работа:

— оказание помощи ребенку и семье в период адаптации к условиям пребывания в детском саду;

— составление рекомендаций по предупреждению эмоциональных перегрузок ребенка;

— изучение медицинской документации на ребенка;

— создание адекватного представления родителей о диагнозе, возможностях ребенка и возможных способах коррекции нарушений;

-подбор литературы по проблемам развития и воспитания ребенка по запросу родителя и по необходимости.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Журавушка»

РазработанноПМПк

МБДОУ №22 «Журавушка»

Протокол №_______

«___» ___________20___г.

Согласовано:

_________________________

«___» ______________20___г.

Утверждаю:

Заведующая МБДОУ№22 «Журавушка»

____________ Н.П.Крупская

«___» _______________20___г.

Индивидуальный образовательный маршрут

Дима К.

на 2017 – 2018 уч. год

Пояснительная записка:

Ф. И. О: Дима К.

Дата рождения:

Возраст: 5 лет 4 месяцев

Группа: старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР «Солнышко»

Дата поступления в ДОУ:

Период сопровождения: с сентября 2017г.

Семья: полная, 2 детей

мама: Елена Сергеевна К.

папа:

Группа здоровья, перенесенные заболевания: II, тубинфицирование, кариес, ОРВИ.

По результатам ПМПК выявлены следующие особенности:

Общее недоразвитие речи (I- II)уровень с дизартрическим компонентом. Знания, умения и навыки сформированы недостаточно. Уровень психического развития не соответствует возрастной норме.

Городской ПМПК рекомендовал обучение по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР.

Воспитатели: Игнатьева Л.В.

Воропаева Л.Б.

Специалисты:

Ф.И.О. Ковалевская Лариса Вячеславовна — учитель – логопед

Ф.И.О. Мацулевич Анастасия Эриковна – педагог — психолог

Краткая характеристика:

У ребенка очевидны проблемы в усвоении программы ДОУ. Общее недоразвитие речи (I-II) уровень с дизартрическим компонентом. Недостаточный активный и пассивный словарь. Есть нарушения звукопроизношения, слоговой структуры слова, грамматического строя. Связной речь не сформирована. Низкий познавательный интерес к окружающему миру. Низкий уровень первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. Уровень психического развития ниже возрастной нормы. Незрелость эмоционально-волевой сферы (плаксивость, быстрая утомляемость при выполнении заданий учебного плана). Не выделяет существенных признаков при обобщении предметов, затрудняется при сравнении. Знания умения и навыки сформированы недостаточно. Проявляется отставание в развитии общей и мелкой моторики. Неустойчивость при выполнении физических упражнений. Не регулирует силу нажима на карандаш, пластилин, затрудняется при пользовании ножницами. Навыки самообслуживания сформированы недостаточно. Снижен интерес к игре. Играет в одиночестве. Не доводит начатое  дело до конца. Не умеет договариваться и самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

Цель: создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.

Задачи:

1.Создание условий для пребывания ребёнка в группе компенсирующей направленности.

2.Развитие всех компонентов речевой системы.

3.Развитие и формирование познавательных процессов,

4.Развитие эмоционально-волевой сферы.

5.Развитие координации движений и мелкой моторики рук.

Содержание индивидуального образовательного маршрута

Образовательный компонент:

Форма обучения очная, групповая, фронтальная.

— Работа в общем режиме.

— Индивидуальный подход во время образовательного процесса.

— Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.

— Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.

Индивидуальный учебный план:

Усиление образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:

— развитии игровых умений и навыков;

— поддержании интереса детей к деятельности сверстников, содействие налаживанию диалогического общения в совместных играх и занятиях;

— присвоении норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

— формировании умения распознавать эмоции окружающих людей, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

— становлении самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Во второй половине дня индивидуальные занятия по выполнению заданий специалистов.

Образовательная нагрузка в неделю

Образовательная область «Физическое развитие»

Физическая культура

помещение

на улице

2 / 40 мин. (инструктор по физ. воспитанию)

1 / 20 мин.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений

2 / 40 мин.

2 / 40 мин.

Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора

Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие речи

2 / 40 мин. (учитель — логопед)

1 / 20 мин.

Чтение художественной литературы

Ежедневно

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование

2 / 40 мин.

Лепка

0,5 / 12,5 мин

Аппликация

0, 5 / 12,5 мин.

Музыка

2 / 40 мин.

Социально – коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье.

Читайте также:  Нейродермит лечение у ребенка 5 лет

Итого:

Индивидуальные занятия

Педагог — психолог

2/20 мин.

Учитель — логопед

2/20 мин.

Воспитатель

2/ 20 мин.

Музыкальный руководитель

Инструктор по физ. культуре

Коррекционный компонент:

Психолого – педагогическое сопровождение

(индивидуальный учебный план)

п/п

Специалист сопровождения

Основные направления

Режим и формы работы

Показатели динамики развития

Формы оценки результатов работы

Формы работы с родителями

1.

Педагог -психолог

-Развитие познавательной деятельности и интереса к окружающему миру, через игры, упражнения и мероприятия.

-Развитие социально значимых умений.

-Развитие коммуникативных навыков.

— Развивать общие интеллектуальные умения ребенка: приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации, исключения, абстрагирования.

-Работать над развитием произвольный функций контроля и планирования своих действий.

— Работать над развитием ориентировки в пространстве, относительно своего тела, формировать представление о взаимодействии внешних объектов и тела.

— Развивать мелкую моторику рук ребенка.

Индивидуальные занятия: понедельник, четверг

10.00 – 10.15ч.

Незначительная положительная динамика. Продолжать развивать: временные и пространственные представления; восприятие; память; внимание; речь; мышление (не доступны задания: выделение лишнего предмета и обобщение), моторику.

Примечание:низкий темп деятельности, повысился уровень заинтересованности. Ходит на занятия с удовольствием.

Обследование уровня психических познавательных процессов

Консультации, тренинги, практикумы, беседы, посещение занятий,

анкетирование, изготовление

памяток, рекомендаций, стендов.

    Учитель — логопед

    1. Фонетическая сторона речи. Артикуляционная гимнастика. Постановка нарушенных звуков. Автоматизация поставленных звуков в словах; словосочетаниях; предложениях, скороговорках; стихотворных текстах; спонтанной речи Дифференциация с близкими по акустическим или артикуляторным признакам звуками. 2.Лексика. Расширение, уточнение и активизация словаря по тематическому плану. Расширение предикативного словаря. Расширение словаря признаков. Изучение антонимов, синонимов. Работа по употреблению сложных предлогов. 3. Грамматический строй речи. Образование глаголов – антонимов. Образование притяжательных прилагательн. Образование единственного и множествен числа существительных в Д.и Пр.падежах. Образование уменьшительно-ласкательной и увеличительной форм существительных. Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных. Составление сложноподчиненных предложений. Анализ предложений без предлогов и с простыми предлогами, составление графических схем предложений. 4. Фонематическая сторона речи. Закрепление знания признаков гласных и согласных звуков, умения различать их, подбирать слова на заданный звук. Закрепление представлений о твердости – мягкости согласных. Выделение звука на фоне слова, выполнение звукового анализа и синтеза слов. Закреплять понятие звук, слог, предложение, гласный, согласный звуки. Ознакомление с буквами. 5. Связная речь. Составление рассказа – описания по наглядному образцу. Составление рассказа по сюжетной картинке. Составление рассказа на материале собственного опыта. Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Пересказ сказок и простых текстов. Заучивание стихотворений, скороговорок, загадок. 6. Профилактика дисграфии и дислексии. 7. Совершенствование слухового, зрительного и кинестетического контроля. 8. Медикаментозное лечение у невролога.

    Индивидуальные занятия: вторник, пятница

    11.00 – 11.20ч.

    Незначительная положительная динамика в фонематическом восприятии. Продолжать развивать грамматический строй и связную речь. Положительная динамика в звукопроизношении. Поставлены и автоматизированы свистящие и шипящие звуки.

    Обследование уровня речевого развития

    Консультации, тренинги, практикумы, беседы, посещение занятий,

    анкетирование, изготовление

    памяток, рекомендаций, стендов.

    .

    Логопедическое сопровождение

    • Коррекционно-образовательные технологии, программы:

    — Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР» под редакцией Н.В.Нищевой.

    — Адаптированная основная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

    — Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции общего недоразвития речи у детей старшей логопедической группы.

    — Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР под редакцией Н.В.Нищевой

    — Нетрадиционные приемы работы по развитию артикуляционной моторики В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко

    • Инновационные технологии, методы и средства:

    ИКТ, элементы ТРИЗ, метод моделирования, социо-игровые методы и приемы, проблемный метод обучения

    Сказкотерапия, пескотерапия, театрально-игровая деятельность, приемы мнемотехники

    • Здоровьесберегающие технологии:

    — динамические паузы,

    — пальчиковая гимнастика,

    — упражнения для глаз,

    — дыхательная гимнастика,

    — релаксационные паузы,

    — психогимнастика,

    — музыкотерапия,

    -су-джок терапия,

    — пальцевый массаж.

    • Формы контроля и учета достижений ребенка:

    Комплексное обследование в начале учебного года, промежуточная диагностика, комплексное обследование в конце учебного года.

    Воспитательный компонент:

    Консультации для родителей:

    Социально – личностное развитие через сюжетно – ролевые игры («Дочки- матери», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Автобус», «Библиотека», «Строители»), театрализованные игры (драматизация сказок, потешек), дидактические игры («Сложи узор», «Логические пары», «Все о времени», «Собери картинку», «Хорошо-плохо», «Что сначала, что потом», «Четвертый лишний», «Логический поезд»).

    Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками через

    совместные игры: «Выбери друга», «Скажи ласково», «Садовники и цветы», «Доброе животное», «Волны». «Волшебники» и др.

    Развивать толерантность у детей группы через взаимопомощь, беседы с детьми.

    Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему через различные речевые средства.

    Заключительный раздел

    Ожидаемый результат для родителей: адаптирование ребенка к социуму, развитие речи и мелкой моторики рук, формирование готовности к обучению в школе.

    Ожидаемый результат: ребенок адаптирован к социуму, освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ.

    Заключение и рекомендации

    Сформировать рекомендации специалистов ДОУ для родителей и воспитателей с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребёнка.

    Источник