Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка с зпр
Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка – детский сад № 87
Утверждаю
Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 87
________________К.Е.Некрасова
Приказ №_______
«_____» ______________ 2019 г.
Индивидуальный образовательный маршрут
Ф.И.О. ребенка: __________
Дата рождения: __________
Основания: Заключение ЦПМПК от __________
Заключение ЦПМПК: обучающийся с ОВЗ. Выявлены трудности, обусловленные нарушением познавательной деятельности и всех компонентов речи.
Рекомендации ЦПМПК: ЦПМПК рекомендует обучение по АОП дошкольного образования обучающихся с задержкой психического развития, с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Направления коррекционно – развивающей работы и психолого – педагогической помощи:
учитель – логопед: коррекция фонетико-фонематической, лексико-грамматической стороны речи, слоговой структуры слов, связной речи, формирование навыков звукового анализа и синтеза;
учитель – дефектолог: развитие познавательной деятельности, высших психических функций, формирование предпосылок к учебной деятельности;
педагог – психолог: развитие познавательной деятельности, произвольной регуляции деятельности, коммуникативных навыков.
Рекомендуемые условия обучения: дозирование эмоциональной и учебной нагрузки с учетом индивидуальных особенностей ребенка, реализация индивидуального подхода.
Индивидуальный образовательный маршрут составлен в соответствии с ФГОС дошкольного образования, в соответствии с п. 6част1 статьи 6 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013. № 19, ст. 2326, № 30, ст. 4036, подпунктом 5.2.41 Положения о Министерства образования и науки РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013г. № 446 (Собрания законодательства РФ, 2013, № 23, ст 2923; № 33, ст.4386; №37, ст 4702), пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесение в них изменений, утвержденных в постановлением Правительства Российской Федерации, 2013, № 33, ст.4377)
В ИОМ учитываются:
индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые образовательные потребности.
Цель ИОМ:
Создание условий, способствующих развитию личности ребенка, обеспечивающих в полной мере реализацию его потенциальных возможностей.
Основные задачи коррекционного обучения:
— развитие понимания обращенной речи; обогащение и активизация словарного запаса; формирование простой фразы, навыков продуктивного взаимодействия;
— социализация ребенка в обществе, развитие коммуникативных навыков, формирование эмоционального интеллекта, развитие волевых качеств;
— помощь в освоении АОП.
Срок реализации ИОМ — 1 год
График посещения детского сада ребенком: понедельник – пятница – 8.00 – 18.00
Педагог-психолог
Направления работы
Диагностическая работа:
-диагностика уровня психофизического развития и индивидуальных особенностей ребенка (обследование аффективно-эмоциональной и социально-личностной сферы, сформированности коммуникативных и игровых навыков, уровня познавательной активности и моторного развития);
— повторные обследования ребенка в течение года (январь, май);
-коррекция индивидуальной программы работы с ребенком по результатам диагностических обследований.
Коррекционно-развивающая работа:
-проведение коррекционно-развивающих игровых занятий (подгрупповых, групповых и индивидуальных);
-решение проблем взаимодействия в диаде родитель-ребенок, обучение родителя эффективным техникам взаимодействия с ребенком.
Консультативная работа:
— проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросам развития и воспитания ребенка; оптимизации взаимодействия с ребенком в семье, ребенка с другими детьми и взрослыми; организации развивающей среды для ребенка дома;
— проведение консультаций по запросу родителей, по вопросам личных психологических трудностей родителей;
— обеспечение участия родителя в групповых консультациях, семинарах-практикумах, тренингах.
Психопрофилактическая работа:
— оказание помощи ребенку и семье в период адаптации к условиям пребывания в детском саду;
— составление рекомендаций по предупреждению эмоциональных перегрузок ребенка;
— изучение медицинской документации на ребенка;
— создание адекватного представления родителей о диагнозе, возможностях ребенка и возможных способах коррекции нарушений;
-подбор литературы по проблемам развития и воспитания ребенка по запросу родителя и по необходимости.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22 «Журавушка»
РазработанноПМПк
МБДОУ №22 «Журавушка»
Протокол №_______
«___» ___________20___г.
Согласовано:
_________________________
«___» ______________20___г.
Утверждаю:
Заведующая МБДОУ№22 «Журавушка»
____________ Н.П.Крупская
«___» _______________20___г.
Индивидуальный образовательный маршрут
Дима К.
на 2017 – 2018 уч. год
Пояснительная записка:
Ф. И. О: Дима К.
Дата рождения:
Возраст: 5 лет 4 месяцев
Группа: старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР «Солнышко»
Дата поступления в ДОУ:
Период сопровождения: с сентября 2017г.
Семья: полная, 2 детей
мама: Елена Сергеевна К.
папа:
Группа здоровья, перенесенные заболевания: II, тубинфицирование, кариес, ОРВИ.
По результатам ПМПК выявлены следующие особенности:
Общее недоразвитие речи (I- II)уровень с дизартрическим компонентом. Знания, умения и навыки сформированы недостаточно. Уровень психического развития не соответствует возрастной норме.
Городской ПМПК рекомендовал обучение по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР.
Воспитатели: Игнатьева Л.В.
Воропаева Л.Б.
Специалисты:
Ф.И.О. Ковалевская Лариса Вячеславовна — учитель – логопед
Ф.И.О. Мацулевич Анастасия Эриковна – педагог — психолог
Краткая характеристика:
У ребенка очевидны проблемы в усвоении программы ДОУ. Общее недоразвитие речи (I-II) уровень с дизартрическим компонентом. Недостаточный активный и пассивный словарь. Есть нарушения звукопроизношения, слоговой структуры слова, грамматического строя. Связной речь не сформирована. Низкий познавательный интерес к окружающему миру. Низкий уровень первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. Уровень психического развития ниже возрастной нормы. Незрелость эмоционально-волевой сферы (плаксивость, быстрая утомляемость при выполнении заданий учебного плана). Не выделяет существенных признаков при обобщении предметов, затрудняется при сравнении. Знания умения и навыки сформированы недостаточно. Проявляется отставание в развитии общей и мелкой моторики. Неустойчивость при выполнении физических упражнений. Не регулирует силу нажима на карандаш, пластилин, затрудняется при пользовании ножницами. Навыки самообслуживания сформированы недостаточно. Снижен интерес к игре. Играет в одиночестве. Не доводит начатое дело до конца. Не умеет договариваться и самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.
Цель: создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.
Задачи:
1.Создание условий для пребывания ребёнка в группе компенсирующей направленности.
2.Развитие всех компонентов речевой системы.
3.Развитие и формирование познавательных процессов,
4.Развитие эмоционально-волевой сферы.
5.Развитие координации движений и мелкой моторики рук.
Содержание индивидуального образовательного маршрута
Образовательный компонент:
— Форма обучения очная, групповая, фронтальная.
— Работа в общем режиме.
— Индивидуальный подход во время образовательного процесса.
— Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.
— Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.
Индивидуальный учебный план:
Усиление образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:
— развитии игровых умений и навыков;
— поддержании интереса детей к деятельности сверстников, содействие налаживанию диалогического общения в совместных играх и занятиях;
— присвоении норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— формировании умения распознавать эмоции окружающих людей, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
— становлении самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Во второй половине дня индивидуальные занятия по выполнению заданий специалистов.
Образовательная нагрузка в неделю
Образовательная область «Физическое развитие»
Физическая культура
помещение
на улице
2 / 40 мин. (инструктор по физ. воспитанию)
1 / 20 мин.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Формирование элементарных математических представлений
2 / 40 мин.
2 / 40 мин.
Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора
Образовательная область «Речевое развитие»
Развитие речи
2 / 40 мин. (учитель — логопед)
1 / 20 мин.
Чтение художественной литературы
Ежедневно
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рисование
2 / 40 мин.
Лепка
0,5 / 12,5 мин
Аппликация
0, 5 / 12,5 мин.
Музыка
2 / 40 мин.
Социально – коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье.
Итого:
Индивидуальные занятия
Педагог — психолог
2/20 мин.
Учитель — логопед
2/20 мин.
Воспитатель
2/ 20 мин.
Музыкальный руководитель
Инструктор по физ. культуре
Коррекционный компонент:
Психолого – педагогическое сопровождение
(индивидуальный учебный план)
п/п
Специалист сопровождения
Основные направления
Режим и формы работы
Показатели динамики развития
Формы оценки результатов работы
Формы работы с родителями
1.
Педагог -психолог
-Развитие познавательной деятельности и интереса к окружающему миру, через игры, упражнения и мероприятия.
-Развитие социально значимых умений.
-Развитие коммуникативных навыков.
— Развивать общие интеллектуальные умения ребенка: приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации, исключения, абстрагирования.
-Работать над развитием произвольный функций контроля и планирования своих действий.
— Работать над развитием ориентировки в пространстве, относительно своего тела, формировать представление о взаимодействии внешних объектов и тела.
— Развивать мелкую моторику рук ребенка.
Индивидуальные занятия: понедельник, четверг
10.00 – 10.15ч.
Незначительная положительная динамика. Продолжать развивать: временные и пространственные представления; восприятие; память; внимание; речь; мышление (не доступны задания: выделение лишнего предмета и обобщение), моторику.
Примечание:низкий темп деятельности, повысился уровень заинтересованности. Ходит на занятия с удовольствием.
Обследование уровня психических познавательных процессов
Консультации, тренинги, практикумы, беседы, посещение занятий,
анкетирование, изготовление
памяток, рекомендаций, стендов.
Учитель — логопед
1. Фонетическая сторона речи. Артикуляционная гимнастика. Постановка нарушенных звуков. Автоматизация поставленных звуков в словах; словосочетаниях; предложениях, скороговорках; стихотворных текстах; спонтанной речи Дифференциация с близкими по акустическим или артикуляторным признакам звуками. 2.Лексика. Расширение, уточнение и активизация словаря по тематическому плану. Расширение предикативного словаря. Расширение словаря признаков. Изучение антонимов, синонимов. Работа по употреблению сложных предлогов. 3. Грамматический строй речи. Образование глаголов – антонимов. Образование притяжательных прилагательн. Образование единственного и множествен числа существительных в Д.и Пр.падежах. Образование уменьшительно-ласкательной и увеличительной форм существительных. Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных. Составление сложноподчиненных предложений. Анализ предложений без предлогов и с простыми предлогами, составление графических схем предложений. 4. Фонематическая сторона речи. Закрепление знания признаков гласных и согласных звуков, умения различать их, подбирать слова на заданный звук. Закрепление представлений о твердости – мягкости согласных. Выделение звука на фоне слова, выполнение звукового анализа и синтеза слов. Закреплять понятие звук, слог, предложение, гласный, согласный звуки. Ознакомление с буквами. 5. Связная речь. Составление рассказа – описания по наглядному образцу. Составление рассказа по сюжетной картинке. Составление рассказа на материале собственного опыта. Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Пересказ сказок и простых текстов. Заучивание стихотворений, скороговорок, загадок. 6. Профилактика дисграфии и дислексии. 7. Совершенствование слухового, зрительного и кинестетического контроля. 8. Медикаментозное лечение у невролога.
Индивидуальные занятия: вторник, пятница
11.00 – 11.20ч.
Незначительная положительная динамика в фонематическом восприятии. Продолжать развивать грамматический строй и связную речь. Положительная динамика в звукопроизношении. Поставлены и автоматизированы свистящие и шипящие звуки.
Обследование уровня речевого развития
Консультации, тренинги, практикумы, беседы, посещение занятий,
анкетирование, изготовление
памяток, рекомендаций, стендов.
.
Логопедическое сопровождение
Коррекционно-образовательные технологии, программы:
— Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР» под редакцией Н.В.Нищевой.
— Адаптированная основная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
— Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции общего недоразвития речи у детей старшей логопедической группы.
— Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР под редакцией Н.В.Нищевой
— Нетрадиционные приемы работы по развитию артикуляционной моторики В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко
Инновационные технологии, методы и средства:
ИКТ, элементы ТРИЗ, метод моделирования, социо-игровые методы и приемы, проблемный метод обучения
Сказкотерапия, пескотерапия, театрально-игровая деятельность, приемы мнемотехники
Здоровьесберегающие технологии:
— динамические паузы,
— пальчиковая гимнастика,
— упражнения для глаз,
— дыхательная гимнастика,
— релаксационные паузы,
— психогимнастика,
— музыкотерапия,
-су-джок терапия,
— пальцевый массаж.
Формы контроля и учета достижений ребенка:
Комплексное обследование в начале учебного года, промежуточная диагностика, комплексное обследование в конце учебного года.
Воспитательный компонент:
Консультации для родителей:
Социально – личностное развитие через сюжетно – ролевые игры («Дочки- матери», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Автобус», «Библиотека», «Строители»), театрализованные игры (драматизация сказок, потешек), дидактические игры («Сложи узор», «Логические пары», «Все о времени», «Собери картинку», «Хорошо-плохо», «Что сначала, что потом», «Четвертый лишний», «Логический поезд»).
Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками через
совместные игры: «Выбери друга», «Скажи ласково», «Садовники и цветы», «Доброе животное», «Волны». «Волшебники» и др.
Развивать толерантность у детей группы через взаимопомощь, беседы с детьми.
Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему через различные речевые средства.
Заключительный раздел
Ожидаемый результат для родителей: адаптирование ребенка к социуму, развитие речи и мелкой моторики рук, формирование готовности к обучению в школе.
Ожидаемый результат: ребенок адаптирован к социуму, освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ.
Заключение и рекомендации
Сформировать рекомендации специалистов ДОУ для родителей и воспитателей с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребёнка.
Источник
Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребенка с ЗПР среднего дошкольного возрастана 2019-2020 уч.г.
Пояснительная записка
По заключению ГПМПК ребенку рекомендовано обучение и воспитание по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР.
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка составлен с опорой на программу «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой. Основным способом деятельности с ребёнком являются сопряженные действия с взрослым и частичное выполнение действий по подражанию действиям педагога, в отдельных случаях — по словесной инструкции воспитателя и специалистов. Для усвоения воспитанником учебного материала используются различные методы:
– наглядный: показ образца, иллюстраций, моделей, схем, рассматривание;
– практический: упражнения, игра, обследование, игры – экспериментирование, опыты;
– словесные: словесно-жестовая форма объяснений, словесные инструкции, рассказ, беседа.
Строятся коррекционные занятия с учётом принципов:
реализации деятельностного подхода (основная деятельность – игра), комплексного использования методов и приемов, дифференцированного подхода, систематичности, повторяемости, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, развивающего образования, реализующегося через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития; с учетом структуры дефекта, индивидуальных особенностей детей.
Общие сведения о ребёнке
ФИО: Иванов Иван
Дата рождения:00.00.2015г
Срок реализации: 1 год
Логопедическое заключение: Нарушение речи системного характера, 2-й уровень речевого развития (верхняя граница). Псевдобульбарная дизартрия.
Во время психологического обследования мальчик охотно идет на контакт, но сосредоточиться и довести начатое задание до конца не может. Постоянно отвлекается и улыбается. Внимание рассеянное, сосредотачивается на выполнении задания, но не способен, выполнить его самостоятельно правильно. Выраженный тремор рук. Сам одевается-раздевается, складывает одежду.
Особенности эмоционально-волевой сферы. С взрослыми контактирует охотно, положительно реагирует на предложения поиграть. От обязательных заданий часто отказывается, быстро переключается на интересную для него деятельность. Внимание неустойчивое, усилия не прилагает в случаях затруднения. В коллективную образовательную деятельность не включается. Выполняет задания в сопряжённой с воспитателем деятельности (на занятиях специалистов воспитатель выступает в роли тьютера).
Культурно-гигиенические навыки в основном сформированы: сам одевается, застёгивает сандалии, сам ест, пользуясь столовыми приборами, туалетом. Физически И. — крепкий ребёнок, с хорошим аппетитом. Внутренний распорядок в ДОУ, в группе не нарушает. Не всегда следует указаниям взрослых.
Характеристика речевого развития. Использует речь в качестве средства общения. Активный и пассивный словарь бедные. Состоит собственная речь в основном из простых предложений. При этом многие звуки произносит неправильно. В индивидуальной работе несложные по конструкции инструкции, указания понимает и принимает, в групповой же работе – их не воспринимает.
Прогноз обучаемости положительный.
II. Целевой раздел
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Задачи, актуальные для работы с детьми с ЗПР:
— развивать общую и мелкую моторику;
— способствовать становлению произвольности (самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции) двигательных действий, двигательной активности и поведения ребенка.
-формировать скоростные, эргические (связанные с силой, выносливостью и продолжительностью двигательной активности) и вариативные качества, связанные с развитием двигательных способностей;
-формировать когнитивно-интеллектуальный и физкультурно-деятельный компоненты физической культуры.
Физическая культура
Задачи, актуальные для работы с детьми с ЗПР
— обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка независимо от психофизиологических и других особенностей (в т.ч. ограниченных возможностей здоровья);
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи, актуальные для работы с детьми с ЗПР
− формировать и поддерживать положительную самооценку, уверенность ребенка в собственных возможностях и способностях;
− формировать мотивационно-потребностный, когнитивно-интеллектуальный, деятельностный компоненты культуры социальных отношений;
− способствовать становлению произвольности (самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции) собственных действий и поведения ребенка.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
Задачи, актуальные для работы с детьми с ЗПР
− формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; − формирование готовности к совместной трудовой деятельности со сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий в процессе включения в разные формы и виды труда; − формирование уважительного отношения к труду взрослых и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации. .
Формирование навыков безопасного поведения
Задачи, актуальные для работы с дошкольниками с ЗПР
− развитие социального интеллекта, связанного с прогнозированием последствий действий, деятельности и поведения; − развитие способности ребенка к выбору безопасных способов деятельности и поведения, связанных с проявлением активности
Образовательная область «Познавательное развитие»
Задачи, актуальные для работы с дошкольниками с ЗПР
— формирование системы умственных действий, повышающих эффективность образовательной деятельности;
— формирование мотивационно-потребностного, когнитивно — интеллектуального, деятельностного компонентов познания;
— развитие математических способностей ребенка;
— развитие познавательной активности, любознательность;
— формирование предпосылок учебной деятельности.
«Речевое развитие»
Задачи, актуальные для работы с дошкольниками с ЗПР
— формировать функциональный базис устной речи, развивая ее моторные и сенсорные компоненты;
— развивать речевую мотивацию, формировать способы ориентировочных действий в языковом и речевом материале;
— развивать речь во взаимосвязи с мыслительной деятельностью;
— формировать культуру речи;
— формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылку обучения грамоте.
Для оптимизации образовательной деятельности необходимо определить исходный уровень достижений ребенка в речевом развитии.
«Ознакомление с художественной литературой»
Задачи, актуальные для работы с дошкольниками с ЗПР.
— создавать условия для овладения литературной речью как средством передачи и трансляцииии культурных ценностей и способов самовыражения и понимания;
— развивать литературный вкус.
Познавательное развитие
Сенсорное воспитание
Воспитатель, педагог-психолог
Воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого:
— учить соотносить предметы с их изображением
— учить сличать парные предметы и картинки;
— учить воспринимать величину предметов (большой, маленький);
— учить сличать геометрические фигуры;
— учить различать объёмные формы – кубик, шар.
Развивать слуховое восприятие
Учить дифференцировано реагировать на звучание 4 музыкальных инструментов (бубен, погремушка, музыкальный молоток, барабан).
«Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»;
При рассматривании картинок в книге: сопоставить картинку и предмет, используя речевую ситуацию в целом (слово, жест, интонация).
«Покажи такой же предмет, как у меня,такую же картинку».
«Подбери домик для игрушки» (по величине). «Матрёшка». Расставь матрёшки по росту: от самой маленькой до большой.
«Каждую фигуру на свое место»
Шарик катится, кубик стоит, не катит.
«Кто тебя позвал?»: выбор из двух – трех предметов, позднее картинок.
Игры с детскими музыкальными инструментами
Сенсорное
воспитание
Развитие мелкой моторики-
Развитие памяти
Развитие воображения
Развитие внимания
Социально-коммуникативное развитие
Педагог-психолог
Формировать восприятие формы, величины
Различать основные геометрические формы через обследовательские действия, опыты, наблюдения, игры
Учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой, конструктивной деятельности
Учить группировать предметы по одному заданному признаку (цвет, форма, величина)
— Учить складывать разрезную картинку из двух частей.
-учить складывать разрезную предметную картинку из 4 частей, затем 5- 6 частей;
Развивать координацию рук
Развивать слуховую память (4 слова, 3-4 звука),
зрительную
Развивать репродуктивное воображение
— развивать слуховое внимание, мышление,
ориентировку в пространстве;
— Развивать элементы произвольного внимания; продолжать создавать у ребёнка
положительное эмоциональное состояние в общении со взрослым
— учить первичным способам усвоения общественного опыта
-учить откликаться на своё имя
— учить находиться рядом с детьми, — формировать потребность эмоционально личностного контакта со взрослым;
— учить показывать части своего тела: голова, шея, туловище, живот, спина, руки, ноги, пальцы;
—показывать на лице глаза, нос, рот, щеки, на голове – уши, волосы.
—учить узнавать себя в зеркале, на фотографии
-проявлять непосредственный интерес к игрушкам, предметами действиям с ними;
—испытывать эмоциональное удовольствие от красивой игрушки, от качества материала (пушистый, мягкий, теплый, гладкий); создавать эмоциональное отношение к игре и игрушке
-эмоционально реагировать на мелодичную музыку, ритмический рисунок мелодии, природные звуки.
— Учить определять простейшие функции организма: ноги ходят; руки берут, делают; глаза смотрят; уши слушают.
— Учить детей наблюдать за действиями другого ребенка и игрой нескольких сверстников.
— Учить эмоционально положительно реагировать на сверстника и включаться в совместные действия с ним.
— Учить различать основные эмоции: радость, грусть, злость.
-« На что похоже ?» ( квадрат? Круг?)
-Пальчиковые игры: изобрази квадрат, круг… пальцами.
— Втыкалочки.
— Найди такую же фигуру (как у меня).
— Игра «Почтовый ящик» ;
— Игра «Лото»
— Найди круг, квадрат и т. д.
-Раскрась круг одним цветом, квадрат – другим; …
большие (широкие, высокие) — одним цветом, маленькие (узкие, низкие) — другим цветом.
-Шарик катится, кубик стоит, не катится, большой домик для большой матрешки, маленький – для маленькой.
— Собери все красные фигуры… все большие.., все круги и т.д.
Изображение (мяч) разрезается на симметричные части
На прогулке, экскурсии обращать внимание на величину объектов окружающего мира, сравнивать их: что выше, ниже, шире, уже, острее и пр., предложить родителям закреплять данные знания в повседневной деятельности
Пальчиковые игры Самомассаж пальцев и кистей рук. СУ-ДЖОК-терапия. «Пластилинография». «Собираем бусы». «Собери картинку» (игры с прищепками). «Нарисуй пятнышки на жирафе». «Нарисуй для коровушки много травки». «Дорисуй котятам усы». «Нарисуй ежику иголки». «Помоги гномикам нарисовать узоры». –шнуровки; нанизывание колец на тесьму;– игры с мозаикой; – сортировка мозаики по ячейкам;– игры с конструктором; – перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха).
«Запомни звуки» «Послушай и запомни, кто что делает?» «Чего не стало? (с игрушками), пуговицами. Усложнение – с картинками, схемами
«Дорисуй картинку» «На что похожи эти фигурки» «Что держит в руках каждый из детей» Что звенит?»
Игра «Найди свое место»
«Не зевай!»
«Съедобное– несъедобное». Игра «Волшебное слово», «Что изменилось?»
«Помнишь ли ты?». «Кто летает?» «Найди игрушку» (по описанию). «Кто позвал?
в совместных действиях ребёнка со взрослыми в предметной и предметно-игровой ситуациях, подражание действиям взрослого, другого ребенка;
Игра «Имена», «Скажи как я».
— в разных учебно-игровых ситуациях;
— при выполнении разных режимных моментов. Ритуал встречи, прощания, в играх. Игра «Ветер дует на..» Игра «Птички» « Игры: «Зеркало» «Прятки» « Обезьянка»
Игра «Солнышко», «Мишка и кукла».
Потешки с движениями.
Упражнения, игры через сопоставление отражения в зеркале и фотографии. Упражнение «Отражение в зеркале»
Игра «Найди свою игрушку»
Игра-упражнение «Возьми игрушку» «Угадай, что в мешочке». Рисование любимой игрушки (в совместной с взрослым деятельности).
Покорми птичку (кукольный театр)
Игры с детскими музыкальными инструментами. Слушание природных звуков (дождя, ручья, птиц, ветра и др. в записях).
Рассматривая картинки во время чтения детских книг. Подвижные и ролевые игры.
В совместной деятельности, во время самостоятельной деятельности и прогулки.
Коммуникативные игры (по ситуации)
В играх, рассматривании изображений животных, лиц детей. Упражнение «Зеркало».
Этюд «Король Боровик». Рисование весёлого солнышка. Тренинговые упражнения: изобразить грусть, радость.
Развитие речи
Учитель-логопед
Владение речью как средством общения.
Освоение умений называть членов семьи, литературных героев (русские народные сказки).
Д/и «Кто это?»
Освоение умений договариваться о совместных действиях в игровом общении.
Д/и «Играем вместе»
Освоение умений определять эмоциональные состояния самого себя.
Д/и «Какой ты сегодня?»(радоваться, смеяться, испугаться, плакать)
Освоение и использование форм речевого этикета. (здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста)
Ситуация «Я пришёл в детский сад»
Ситуация «Мне пора домой»
Ситуация «Меня угощают»
Ситуация «Я хочу у вас попросить игрушку»
Формирование умения участвовать в коллективном разговоре.
Ситуация «Мы умеем общаться»
Формирование умения обращения к сверстнику по имени, к взрослому по имени и отчеству.
Ситуация «Я обращаюсь по имени»
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Освоение умений диалогической речи
Повседневные ситуации общения.
Освоение умений монологической речи.
Рассматривание иллюстраций.
Формирование умений описывать предметную картинку из 3-4 предложений. По вопросам воспитателя.
Д/и «Кто на картинке»
Освоение умения читать наизусть потешки.
«Водичка, водичка…»
«Сорока, сорока…»
Освоение умения слушать детскую литературу.
Стихи: Барто, Александровой.
Формировать умение использовать в речи мн., и ед., ч.
Ди «Животные и детёныши»
Формировать умение использовать в речи простое распространенное предложение.
Обогащение активного словаря.
Формировать умение использовать в речи предметы ближайшего окружения, действий с ними.
Д/и «Что вокруг меня»
Формировать умение понимания значения обобщающих слов: игрушки, одежда, посуда, овощи, фрукты, птицы, животные.
Д/и «Магазин игрушек» и далее по тематике.
Д/и «Что лишнее?»
Развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха.
Развитие умений правильно произносить гласные звуки ( а, о, у).
Д/и «Уложи куклу спать»
Д/и «Песенка ветра»
Д/и «Злой мишка»
Развитие умений правильно произносить согласные звуки ( т, п, с ).
Д/и «Раздувайся пузырь»
Ситуация «Постучим молоточком»
Укрепление мышц органов артикуляционного аппарата.
Артикуляционная гимнастика
Художественно-эстетическое развитие (музыка)
Музыкальный руководитель
1.Освоить ходьбу и бег как основные, контрастные виды движений.
Упражнения: «Ходьба и бег»
«Прыжки.Полечка» Д.Кабалевского.
«Шагаем, как медведи»
Упражнение «Хороводный шаг»
Упражнение «Мячики»
«Большие и маленькие ноги»
2.Учить передавать простейшие игровые действия (язык жестов) по показу воспитателя.
Упражнения :
«Ой, летали птички»
Танец в кругу
«Прятки»
Пляска для зверей»
3.Ритмично исполнять простейшие танцевальные движения.
Упражнения: притопы с топотушками;
Упражнение «хлопки в ладоши»
«Кружение парами»
«Пружинка»
«Выставление ноги»
4.Учить подпевать повторяющиеся слова и звукоподражания.
«тук-тук», «ля-ля», «баю-бай», «кап-кап»
«Самолет»
«Да-Да-Да» муз.Е Тиличеевой
«Ноги и Ножки»
«Маленькая полечка»
5.Развивать выразительные образно-игровые движения .(Зайцы и Лисичка)
«Пляска зайчиков»
Игра «Ловишки»
Упражнение «Зайчики».
Упражнение «Медведи» муз.Е. Тиличеевой
Физическое развитие
Ходьба и упражнения в равновесии
Учить сохранять правильную осанку во время ходьбы.
Формировать навыки сохранения равновесия при ходьбе на повышенной опоре.
Учить сохранять
устойчивое равновесие при ходьбе по уменьшенной площади опоры.
Бег
Учить чётко соблюдать заданное направление.
Прыжки
Упражнять в энергичном отталкивании двумя ногами от пола и мягком приземлении с сохранением равновесия.
Катание, бросание, ловля, метание
Развивать глазомер и силу б