Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка с овз

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка с овз thumbnail

Структура индивидуально-образовательного маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Разработана рабочей группой педагогов  МОУ «СОШ №5» г. Стрежевой, Томская область.

Руководитель группы: Исалиева Толганай Александровна, учитель начальных классов

Участники: Шамазова Фания Зайнулловна, учитель начальных классов

Сорочкина Виталина Валерьевна, учитель начальных классов

Былинко Лифуза Маликовна, учитель начальных классов

Ходырева Олеся Петровна, психолог.

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ

1. Пояснения

Дети с ограниченными возможностями  — это дети, состояние здоровья которых препятствует развитию общеобразовательных программ вне определенных условий образования и обучения, т.е. дети с ограниченными возможностями или дети с временными или постоянными физическими ограничениями и / или умственным развитием. Эти дети учатся в общем образовании. Основная проблема неуспеваемости детей с ограниченными возможностями — это несоответствие интеллектуальной системы ребенка школьной системе. В соответствии с частью 1 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 (далее — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») установлено: «… Содержание образования и условия организации обучения и обучения студентов с ограниченными возможностями (далее -) определяют адаптированную образовательную программу, а для инвалидов также индивидуальную программу реабилитации инвалидов. предназначен для обучения в общеобразовательной школе.

Индивидуальная траектория обучения — это документ, отражающий специфические условия максимальной реализации особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ в учебно-воспитательном процессе на заданном образовательном уровне. Индивидуальная образовательный маршрут  — это разнообразная образовательная программа, которая дает ребенку возможность освоить образовательную программу, педагогически поддерживая его самоопределение и самореализацию.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными навыками и возможностями обучающегося (степенью подготовки к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Основная цель — создание гуманной образовательной среды в школе с целью социальной и личностной реабилитации детей с ограниченными возможностями и их последующей интеграции в современное социально-экономическое и культурно-нравственное пространство.

ИОМ  предлагает решение основных задач:

— создать условия для реализации учебной программы;

-организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с различными формами нарушений развития;

— укрепление и поддержание здоровья обучающихся на основе образовательного процесса;

— создание благоприятного психологического и образовательного климата для реализации индивидуальных навыков с ограниченными возможностями;

-расширение материальной базы школы и вспомогательных ресурсов для организации обучения детей с ограниченными возможностями.

Ожидаемые конечные результаты:

Обеспечение базового уровня образования для учащихся с ограниченными возможностями.

— реализовано на первом образовательном этапе — 4-5 лет:

— второй этап — общее базовое образование — 5 лет.

2. Принципы разработки и реализации

Принцип гуманизации — заключается в реализации личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь.

Принцип индивидуального подхода подразумевает необходимость определения индивидуальной цели обучения и воспитания, подбор содержания, выбор форм и методов обучения для каждого ребенка с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, образовательных возможностей и условий. .

Принцип системности — обеспечивает единство обучения, диагностики, коррекции и развития учащимся с ОВЗ, то есть системный подход к анализу особенностей их развития и исправлению нарушений, а также комплексный многоуровневый подход к решению проблемы;

Принцип комплексного подхода — предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения корректирующего компонента в рабочий учебный план, ориентированный на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития учащихся.

Принцип преемственности — гарантирует непрерывность педагогической помощи с ограниченными возможностями здоровья до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.

Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса при реализации ИОМ предполагает постоянное сотрудничество преподавателей, психолога, администрации образовательных учреждений, медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной реализации цели обучения по ИОМ.

Принцип приоритета самостоятельных форм учебной деятельности — предполагает максимальную активность и самостоятельность обучающегося  в процессе обучения.

3.  Условия реализации

Организационные условия

Индивидуально образовательный маршрут  предусматривает как вариативные формы обучения, так и различные варианты специального сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогическое обеспечение включает:

— оптимальный режим учебных нагрузок;

— коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса;

— учёт индивидуальных особенностей ребёнка;

— соблюдение комфортного психоэмоционального режима;

— использование современных педагогических технологий;

— оздоровительный и охранительный режим;

— укрепление физического и психического здоровья;

— профилактику физических, умственных и психологических перегрузок

обучающихся;

— соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;

— участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.

Данная работа обеспечивается взаимодействием следующих специалистов и педагогов:

— педагог-психолог;

— социальный педагог;

— учителя- предметники;

— классный руководитель;

— медсестра.

Медсестра контролирует соблюдение требований СанПин 2.4.2.2821-10.

Педагог — психолог проводит диагностику эмоциональной сферы, эстетических и познавательных потребностей и оказывает помощь ребенку и родителям (законным представителям) в решении сложных социально-эмоциональных проблем.

Совместно с социальным педагогом, педагогом – психологом и медсестрой комплексное психолого-педагогическое и медико-социального сопровождения учащихся с целью создания условий для их наиболее полной самоорганизации и освоения образовательных программ осуществляет классный руководитель и учителя – предметники.

4.  Программно-методическое обеспечение:

-УМК и рабочие программы по учебным предметам;

— диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога

— цифровые образовательные ресурсы.

5.  Информационное обеспечение

— создание информационной образовательной среды для дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

— создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

Читайте также:  Педагог по раннему развитию ребенка на дому

6.  Содержание рабочих программ по учебным предметам

Рабочие программы для учащихся с ОВЗ составляются на основе примерных программ по предметам. Они соответствуют требованию ФКГОС и ФГОС. Программы определяют цели и задачи изучения предмета, возможные уровни освоения учебного материала, критерии и способы оценки образовательных результатов. Количество часов, отведенное на изучение программного материала, планируется исходя из индивидуального учебного плана.

7.  Педагогические технологии, формы и методы обучения

и воспитания детей с ОВЗ

1. Технологии современного традиционного обучения.

Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию обучения, которая позволяет обеспечить:

— систематический характер обучения;

— логически правильное изучение учебного материала;

и оптимизировать затраты ресурсов при обучении.

2. Технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса. Эта группа педагогических технологий характеризуется ориентацией на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями человека, максимальной реализацией возможностей детей. Она представлена технологиями педагогики сотрудничества, реализующими гуманно-личностный подход к ребенку, применяющими активизирующий и развивающий дидактический комплекс, осуществляющими педагогизацию окружающей среды. Работа с применением данных технологий обеспечивает наиболее полное погружение учащихся в педагогический процесс, «проживание» в себе особенностей такого взаимодействия участников педагогического процесса, которое характеризуется гуманно-личностный и более того, индивидуальный подход к ребенку.

3. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Реализуют принцип активности ребенка в образовательном процессе, осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и умений, достигается соответствие социальным запросам учащихся, их родителей и социального окружения.

В группу этих технологий входят игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативная технология элементы которых реализуют педагоги школы.

4. Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко применяются на всех уровнях обучения, поскольку они являются универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности.

5. Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мысленных способностей обучающихся. Проблемное обучение является важной подготовительной ступенькой к достижению компетентности как прогнозируемого уровня образованности, подготовке к решению учебных и жизненных задач.

6. Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают развитие умений работать с информацией, развивают коммуникативные способности учащихся, формируют исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения, позволяют каждому работать в оптимальном темпе и на оптимальном для него содержания. Тем самым происходит подготовка учащихся к жизни в информационном обществе и освоению профессиональных образовательных программ.

8. Аттестация учащихся

Аттестация учащихся с ОВЗ проводится в форме:

— текущей и промежуточной аттестации в соответствии с локальными нормативными акта

— государственной (итоговой аттестации) в соответствие с нормативными документами по проведению ОГЭ и ЕГЭ.

9. Ожидаемые результаты внедрения ИОМ:

— уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и личностном развитии;

— формирование эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей с ОВЗ;

— включение в систему коррекционной работы школы взаимодействия с другими организациями;

— повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблемам коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.

В образовательном учреждении созданы комфортные и доступные среды в обучении, развитии и воспитании детей с ОВЗ:

— способствующей качественному и доступному образованию;

— предоставляющей совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений развития;

— обеспечивающей социальную адаптацию и интеграцию в социуме детей с ограниченными возможностями здоровья.

Источники информации: ресурсы интернета и закон об образовании

СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА

1.ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

-наименование учреждения

-согласование с родителями

-гриф утверждения руководителем

-назначение программы

-адресность программы

-срок реализации

2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

-краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка

-цель и задачи

-примерные программы

3.ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН (расписание урочной и внеурочной деятельности)

4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

БЛОК 1 Общие сведения

-данные о родителях (законных представителях)

-заключение и рекомендации ПМПК

-рекомендации специалистов сопровождения

БЛОК 2 Сведения об усвоении образовательной программы

БЛОК 3 Организация коррекционно-развивающей работы

БЛОК 4 Социализация

5.ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ   РЕАЛИЗАЦИИ ИОМ (Результаты реализации ИОМ)

6. РЕКОМЕНДАЦИИ

1.Титульный лист

«наименование учреждения»

СОГЛАСОВАНО

Родитель (законный представитель)

______________/ ___________/

«___» ______________20__г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «  »

____________/ _____________ /

Приказ №

от «__ »____________   20___г.

Индивидуальный образовательный маршрут

 обучающегося

____________________________________________________________________

Срок реализации: 4года

Адресность программы:

 ИОМ для ребенка ОВЗ

20___-20___ учебный год

2.Пояснительная записка

Ф.И.О. ребенка:                                   Возраст:

Школа:   Класс:

Ф.И.О. родителей: мать

Ф.И.О. основного учителя:

Группа (особые потребности):

Заключение ПМПК:

Ф.И.О. специалистов сопровождения:(Приложение к ИОМ)

Учитель-логопед:

Педагог-психолог:

Социальный педагог:

Психолого-педагогическая характеристика

обучающегося

Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка на 2020-2021 уч. год

Общие задачи на период реализации

ИОП (2020-2021                  уч. год)

Режим пребывания ребенка в ОО

Примерные программы

3.Индивидуальный учебный план

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка с овз

4.Содержание программы

Читайте также:  Шумы для развития ребенка

Блок 1 Общие сведения

Данные о родителях (законных представителях)

Сведения о семье: полная или неполная, состав семьи, адрес проживания, контакты.

Есть ли поддержка со стороны других родственников; есть

ли у ребенка няня или постоянный сопровождающий. Данная информация важна для понимания необходимости и объема помощи семье ребенка с ОВЗ, а так же для определения режима пребывания ребенка в школе.

Взаимодействие с семьей

Направления взаимодействия

Содержание работы

Заключение и рекомендации ПМПК

Рекомендации специалистов сопровождения

Блок 2 Сведения об усвоении образовательной программы

Для 2-4 классов итоги успеваемости в виде оценочной таблицы.

Предметы

1чет

Анализ

2чет

Анализ

3чет

Анализ

4чет

Анализ

Год

Анализ

Промеж.

анализ

ВПР

итог

Анализ

Русский язык

Математика

Литературное чтение

Окружающий мир

Музыка

ИЗО

Технология

Сведения об усвоение образовательной программы (для 1класса: результативность – оценка достижения планируемых результатов во всех таблицах указывается одним из трех числовых значений соответственно:

0 – планируемые результаты не достигнуты

1 – достижение планируемых результатов имеет незначительную положительную динамику

2 — достижение планируемых результатов имеет значительную положительную динамику)

Предмет

(образовательная

область)

Требования стандарта:

планируемые предметные результаты на текущий период

обучения

Конкретные

задачи для ребенка

на период

Показатели

достижений

на конец года

Результативность

Формы оценки

индивидуальных достижений,

результатов учебной

деятельности

Математика

Литературное чтение

Русский язык

Блок 3 Организация коррекционно-развивающей работы

Наименование

Долгосрочные цели (на учебный год)

Результативность

1

Русский язык

2

Литературное чтение

3

Математика

4

Окружающий мир

5

Музыка

6

Технология

7

Изобразительное искусство

Блок 4 Социализация

Направления деятельности

Конкретные задачи на период

Ответственные

Формы деятельности

Показатели достижения на конец года

Результативность

Формы оценки достижения

5.Результаты реализации ИОМ

Результат

Цели на будущее

Учебная деятельность

Внеурочная деятельность

Коррекционная деятельность

Социализация

6.Рекомендации:

Учителям:

Родителям:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предписывает обеспечить условия для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто нуждается в специальных условиях обучения – ограниченные возможности здоровья. Одна из форм сопровождения таких детей – индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ).

Источник

Индивидуальный образовательный маршрут

                  ________________________ФИО ребенка

                    ___________________________Дата рождения ребенка

                                     __________________ № группы

                                                                   Утверждено:

                                                                   Заведующий ____________

                                                                   Согласовано:

                                                                  (ФИО родителя)__________

Срок реализации: 2019 -2020 учебный год

Общая сведения

Ф.И.О. ребенка

Дата рождения

Адрес проживания

Мать (ФИО, образование, место работы)

Отец (ФИО, образование, место работы)

Воспитатели:

Группа здоровья:

Режим пребывания ребенка в ДОУ:

Специалисты:

Врач:

Педагог-психолог:

Логопед:

Инструктор по физической культуре:

Музыкальный руководитель:

Педагогическая характеристика                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

ФИО ребенка _________________________________________________________________

С какого времени ребенок посещает детский сад ___________________________________

Посещаемость детского сада ____________________________________________________

  1.  Коммуникативные функции:

— контактность_________________________________________________________________

— проявление негативизма _______________________________________________________

— особенности общения:

 со взрослыми______________________________________________________________

 со сверстниками ___________________________________________________________

— особенности поведения ________________________________________________________

2. Игровая деятельность: ______________________________________________________

3. Особенности поведения на занятиях:

— отношение к занятиям _________________________________________________________

— поведение на занятиях_________________________________________________________

4. Знания, умения и навыки по программному материалу:

— восприятие цвета _____________________________________________________________

— восприятие формы____________________________________________________________

— количество, счет______________________________________________________________

— временные представления______________________________________________________

— пространственные представления________________________________________________

5. Характеристика речи ребенка:

— запоминание стихотворений____________________________________________________

— умение отвечать на вопросы____________________________________________________

— связная речь__________________________________________________________________

6. Изодеятельность:

— лепка _______________________________________________________________________

— рисование ___________________________________________________________________

Читайте также:  Этапы умственного развития ребенка 2 лет

— аппликация __________________________________________________________________

7. Особенности моторной сферы:

— ведущая рука ________________________________________________________________

— общая моторика ______________________________________________________________

— мелкая моторика______________________________________________________________

8. Уровень усвоения программы________________________________________________

9. Владение навыками самообслуживания _______________________________________

Психологическая характеристика:

Логопедическое заключение:

Педагогическая проблема:………………………………………………..

Цель индивидуального маршрута: Создание оптимальных условий для гармоничного развития, социализации и адаптации ребенка.

Задачи индивидуального маршрута:

  • Оказание поддержки и помощи в саморазвитии и освоении программы дошкольного образования.
  • Достижение социального комфорта.
  • Развитие самоконтроля и саморегуляции.
  • Развитие коммуникативных умений.
  • Формирование адекватной самооценки.

Сроки реализации индивидуального маршрута:

Режим дня:

*Рекомендовано посещение (пребывание) ………………………………………. в связи с тем, что ……………..

Содержание ИОМ:

  1. Адаптация учебного (развивающего) материала.
  2. Организация дополнительной двигательной нагрузки/ снижения двигательной нагрузки.
  3. Привлечение помощника воспитателя/психолога для проведения занятий (мероприятий ДОУ).
  4. Предоставления перерыва для дополнительного приема пищи/лекарств.
  5. Дополнительный выходной день/сокращение времени пребывания в ДОУ.

Индивидуальный учебный план (на неделю)

Вид деятельности

Количество занятий в неделю

Примечание

Фронтальные занятия (воспитатель, если необходимо с помощником)

5

Ежедневно

Индивидуальные занятия с воспитателем

2

Пн., пт.

Групповое занятие с педагогом-психологом

1

Ср.

Индивидуальные занятия с педагогом-психологом

1

Вт.

Индивидуальные занятия с инструктором по физической культуре

1

Пт.

Индивидуальные занятия с музыкальным руководителем

1

Чт.

Индивидуальные занятия с логопедом

1

Пн.

На основании коллегиального заключения медико-психолого-педагогического консилиума:

  • Воспитатель организует работу по формированию предпосылок к возникновению  и развитию речи, коммуникативных, социокультурных навыков, навыков самообслуживания, представлений об окружающем мире в соответствии с планом индивидуальной работы.
  • Педагог-психолог организует работу по формированию познавательного интереса, коррекции мыслительной деятельности в соответствии с планом индивидуальной работы.
  • Инструктор по физической культуре организует развитие мелкой и общей моторики.
  • Музыкальный руководитель
  • Логопед
  • Старший воспитатель оказывает  методическую помощь всем участникам образовательного процесса на каждом этапе реализации ИОМ, предоставляет возможность обучения и повышения профессиональной компетентности педагогов, необходимой для выполнения ИОМ.  

План работы с родителями

№ п/п

Содержание деятельности

Срок исполнения

Ответственный исполнитель

1.

 Ознакомление с результатами диагностики специалистов

2.

Консультация специалистов  

 В течение года (по необходимости)

3.

Участие в семейных клубах  «Радуга»

4.

Привлечение к созданию творческих работ и участию в выставках ДОУ

5.

Ознакомление с особенностями реализации ИОМ

6.

Получение письменного разрешения на реализацию ИОМ

7.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды группы

Развивающая среда в группе построена с учетом требований ФГОС дошкольного образования        и        адаптированной        образовательной        программы        ДОУ. При организации развивающей предметно-пространственной среды учтены принципы ее построения.  Предметно-пространственная  среда  во  всех  группах  безопасна:  мебель  и

крупное игровое оборудование закреплены, не имеют дефектов, их расстановка в группе рациональна.

Доступность среды обусловлена возрастными и индивидуально-типологическими особенностями воспитанников. Игровое оборудование, материалы и игрушки находятся в свободном доступе. Пособия для индивидуальной работы и инструменты, требующие особого обращения (ножницы, стеки, мелкие и хрупкие предметы) находятся в закрытых нишах с условными обозначениями.

Среда полифункциональна и трансформируема. В группе предусмотрено зонирование для всех видов деятельности: познавательной, игровой, художественно- творческой, театрализованной, конструктивной, двигательной, трудовой. Наполняемость центров соответствует возрастным потребностям детей.

Учитывая важность социального развития дошкольников, в группе организованы уголки сюжетно-ролевой игры «Семья». В группе имеется необходимое оборудование для организации предметно-игровой деятельности.

Для организации художественно-творческой деятельности детей в группе имеется необходимое оборудование (ножницы, краски, кисти, клей, пластилин, бумага и картон, бросовый материал, подставки, салфетки и т.д.), которое используется на занятиях, а так же в свободной деятельности по требованию детей и под руководством педагогов. Для самостоятельной творческой деятельности детей центр изобразительного искусства содержит материалы для рисования (бумага, краски, цветные карандаши, трафареты, книжки-раскраски), образцы детских работ.

В группе имеется дидактическая кукла с набором одежды по сезонам. Игротека пополнены разнообразными авторскими играми и пособиями на развитие сенсорных представлений, мышления, памяти и внимания.

Зона конструктивных игр отличается доступностью и удобством расположения, содержит машины разных размеров, разнообразный строительный материал, разные виды конструкторов.

Книжный уголок отличаются разнообразием и содержательностью материала. Детская литература подобрана в соответствие с возрастом и программными требованиями. В группе помимо традиционной художественной литературы имеются подборки разнообразных музыкальных детских книг.

Для организации разных видов двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур, в группе организован спортивный центр, в котором имеются предметы физкультурного и спортивно-игрового оборудования и инвентаря, позволяющие более полно удовлетворить двигательные потребности каждого ребёнка, стимулировать самостоятельную двигательную активность. Пособия для закаливающих процедур представлены разнообразными массажёрами.

В группе имеется уголок уединения.

Все помещения группы оформлены эстетично и педагогически целесообразно. В дизайне использованы фотографии различной тематики, плакаты по лексическим темам и основам безопасной жизнедеятельности, детские работы. Характерным является многофункциональное использование помещений.

*Необходимо отразить особенности организации групповой среды для конкретного ребенка.

В начале

года

В середине

года

В конце года

Социально-коммуникативное  развитие

Демонстрация эмоциональной, мимической реакции на ласковое обращение знакомого взрослого.

+

Давать    позитивное    двигательное    подкрепление эмоциональной реакции;

Давать положительный эмоциональный отклик на появление близких взрослых (матери, отца, бабушки, дедушки);

+

Понимание указательного жеста руки и указательного пальца взрослого, поворачивать голову в указанном направлении;

_

Демонстрировать      готовность      к      совместным действиям со взрослым:

— принимать помощь взрослого,

_

— разрешать дотрагиваться до своих рук,

+

— принимать поглаживание по голове,

+