Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с овз по развитию речи

Индивидуальный маршрут сопровождения  ребенка с ОВЗ

ФИО, год рождения ребёнка

Иван ,

Логопедическое заключение

ОНР 2  уровня с дизартрическим  компонентом

Актуальная проблема

Недоразвитие речи, как системы, отсутствие большинства звуков в речи

Цель программы

Создать условия для успешного освоения ребёнком  адаптированной основной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.

Задачи

Развитие мотивации речевого общения и понимания обращенной речи.

Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие мимики и эмоций.

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

Развитие речевого подражания.

Коррекция звукопроизношения.

Развитие импрессивной речи.

Формирование первоначальных речевых навыков и слоговой структуры слова.  

Пополнение пассивного и активного словаря.

Срок реализации

1 год

Содержание индивидуального образовательного маршрута

Образовательный компонент:

— Форма обучения очная, групповая.

— Работа в общем режиме.

— Индивидуальный подход во время образовательного процесса.

— Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.

—  Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.

 Индивидуальный учебный план:

Усиление образовательных областей: «Речевое развитие»,  

и  «Социально-коммуникативное развитие».

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»  усилена в:

—  развитии игровых умений и навыков;

— поддержании интереса детей к деятельности сверстников, содействие налаживанию

   диалогического общения в совместных играх и занятиях;

— присвоении норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

— формировании умения распознавать эмоции окружающих людей, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

— становлении самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Во второй половине дня  индивидуальные занятия по выполнению заданий специалистов.

Базовая образовательная область

Образовательная нагрузка в

неделю

Образовательная область «Физическое развитие»

Физическая культура

помещение

на улице

2 / 40 мин.

1 / 20 мин.

Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие речи

2 / 40 мин. (учитель — логопед)

Чтение художественной литературы

Ежедневно

Образовательная область «Художественно-

эстетическое развитие»

Рисование

1 / 20 мин.

Лепка

0,5 / 10 мин

Аппликация

0, 5 / 10 мин.

Прикладное творчество

1/20 мин.

Музыка

2 / 40 мин.

Социально – коммуникативное развитие

детей осуществляется в образовательной

деятельности в ходе режимных моментов,

в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье.

Итого:

Индивидуальные занятия

Педагог — психолог        

2/15 мин.

Учитель — логопед

3/15 мин.

Воспитатель

2/ 15 мин.

Содержание логопедической работы

1. Развитие мотивации речевого общения и понимания обращенной речи.

Показ предметов и частей тела.

Выполнение действий по инструкции логопеда.

Понимание грамматических категорий числа существительных и глаголов.

Понимание грамматических категорий рода глаголов прошедшего времени единственного числа.

Отгадывание предметов по описанию.

Выбор предметов для выполнения названных логопедом действий.

Определение причинно-следственных связей.

2. Развитие общей и мелкой моторики.

Логоритмические упражнения под музыку.

Упражнения на развитие общей и мелкой моторики.

3. Развитие мимики и эмоций.

Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление, печаль, обида.

4. Развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания.

Артикуляционные упражнения для губ:

— вытягивание трубочкой;

-растягивание в ниточку, в улыбку;

-округление губ;

— вытягивание трубочкой с последующим дутьём;

-поднятие вверх верхней губы, опускание вниз нижней, оскал;

— крепкое сжатие;

— сосательные движения;

— вибрация.

Артикуляционные упражнения для языка:

— язык широкий, узкий, чашечкой, трубочкой;

— присасывание языка к верхним альвеолам;

— распластывание широкого языка и удержание его между зубами;

— движение вперёд-назад при открытом рте;

— попеременный захват языком то верхней, то нижней губы;

— движение языка по верхней губе с одновременным включением голоса;

—  движение влево-вправо;

—  движение вверх-вниз;

— язык расслаблен на дне ротовой полости, при одновременном открывании и закрывании рта;

— цоканье;

— присасывание языка к нёбу с последующим задуванием на кончик языка с издаванием шёпотного трр.

5. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

Узнавание неречевых звуков. Упражнение: «Что звучит?», «Чей голос звучит?».

Узнавание звука на фоне ряда звуков.

Узнавание звука на фоне ряда слогов.

Узнавание звуков на фоне слова.

Определение первого гласного звука в слове.

6. Развитие речевого подражания.

Вызывание звукоподражания по картинкам: утка крякает: кря-кря, часы тикают: тик-так, мышка пищит: пи-пи-пи и др.

7. Коррекция звукопроизношения.

Уточнение артикуляции звуков: [а], [о], [и], [ы], [м], [н], [т], [с’].

Читайте также:  Развитие ребенка 7 лет и его здоровье

Постановка и автоматизация и согласных звуков: [в], [ф], [х], [к],[г], [ш], [ж], [щ], [ч], [ц].

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке сонорных звуков

8. Развитие импрессивной речи.

Узнавание признаков предметов по картинкам.

Исключение лишнего предмета.

9. Формирование первоначальных речевых навыков и слоговой структуры слова.  

Формирование умения произносить слоги: ау, уа, ам-ам, му-му, мяу-мяу, га-га, ко-ко, пи-пи, мэ-мэ, бе-бе, ку-ку, уф-уф, кря-кря, ква-ква, ку-ка-ре-ку, ду-ду, бум-бум, би-би, динь-динь, тук-тук, ах, ох, ух, эх, но-но, тпр, буль-буль, куп-куп, бай-бай, кач-кач, тик-так, топ-топ, прыг-скок, пиф-паф, тра-та-та, ля-ля, ла-ла, на, дай, я, ты, мы, вы, он, она, оно, они, да, нет.

Формирование умения произносить двусложные слова с прямыми открытыми слогами.

Формирование умения произносить односложные слова.

Сроки динамического контроля

Динамические показатели

Ожидание родителей: формирование готовности к обучению к школе.

Ожидаемый результат: ребенок адаптирован к социуму; освоения ребёнком  адаптированной основной образовательной программы ДОУ; овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

Заключение и рекомендации

Сформировать рекомендации специалистов ДОУ для родителей и воспитателей  с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребёнка.    

Источник

Месяц

Образовательная область

Направление развития

Задачи

Содержание

работы

Тема

обучающего периода

Февраль

Март

Апрель

Речевое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Речевое развитие

Познавательное

развитие

Физическое развитие

Развитие словаря.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи.

Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков языкового анализа и синтеза

Сенсорное развитие

Развитие психических функций

Восприятие художественной литературы

Развитие крупных движений и мелкой моторики

Развитие словаря.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков языкового анализа и синтеза

Сенсорное развитие

Развитие психических функций

Восприятие художественной литературы

Развитие крупных движений и мелкой моторики

Развитие словаря.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков языкового

анализа и синтеза.

 Сенсорное развитие

Развитие психических функций

Восприятие художественной литературы

Развитие пространственных и временных и элементарных математических представлений

Развитие общей и мелкой моторики

Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия. Расширять активный словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи притяжательных и личных местоимений, наречий, личных и порядковых числительных. Учить понимать простые предлоги. Сформировать понятие «слово». Учить употреблять  существительные в различном роде. Учить употреблять в речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Формировать умение составлять предложение из нескольких слов по вопросам, по картинке,  Обучать распространению простых предложений  однородными подлежащими и сказуемыми.

Воспитывать правильный умеренный темп речи, подражая логопеду. Научить правильно передавать ритмический рисунок двух- и трехсложных слов. Научить выделять из ряда звуков гласные звуки. Научить подбирать слова с заданным звуком. Сформировать понятия «гласный, согласный звук», учить оперировать данными понятиями.

Продолжать развивать все виды восприятия. Произвести переход от осязательного к зрительному восприятию.

Развивать слуховое внимание  при восприятии различных звуков. Развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов.

Учить понимать вопросы к литературному произведению, отвечать на них, побуждать задавать их.

Координация речи с движением, пальчиковая гимнастика.

Уточнение и расширение словарного запаса по лексическим темам. Расширить объем правильно произносимых существительных-названий предметов, объектов, их частей. Образование множественного числа существительного. Образование сущ. с суффиксами –онок-, -енок-, -ат-, -ят-, глаголов с различными приставками. Употребление предлогов НА, С, В, ИЗ. Совершенствование диалогической речи. Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, вести диалог.

Формировать речевое дыхание и длительный ротовой выдох. Закрепление произношения имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности. Совершенствование движений артикуляционного аппарата. Формирование правильных укладов шипящих звуков.

Совершенствование всех видов восприятия. Закрепление понятия «слог», обучение правильному сочетанию односложных слов.

Учить подбирать группу предметов по заданному признаку.          

Развитие слухового и и зрительного внимания.

Читайте также:  Маша и медведь развитие ребенка

Развитие мышления на группировку и классификацию предметов.

Развитие речевого слуха, ассоциативного мышления

Координация речи с движением. Развитие подражательности.

Расширение активного запаса и активизация в речи сущ., глаголов, прилагательных. Обучение пониманию обобщающего значения слов. Продолжить обучение пониманию и употреблению названий действий, похожих и противоположных по значению. Образование уменьшительно-ласкательного суффикса.

Совершенствовать умение составлять предложение из 3х и более слов по картинке и по демонстрации действий. Учить составлять рассказы-описания о предметах и по образцу или плану, используя мнемотаблицы.

Продолжать выработку правильного речевого дыхания, воспитания умеренного темпа речи. Совершенствование движений артикуляционного аппарата и его подготовки к правильной артикуляции всех групп звуков. Продолжить формировать правильный уклад шипящих звуков, автоматизация в слогах, словах и фразах. Отработка двусложных и трехсложных слов из открытых слогов. Закрепление понятий «звук», «слово», «гласный и согласный звук»

Совершенствование усвоения сенсорных эталонов, всех видов восприятия.

Развитие слухового внимания, памяти в работе с парными и разрезными картинками. Развитие мышления.

Совершенствовать умение понимать вопросы по тексту, отвечать на них, задавать самостоятельно.

Совершенствование навыка счета в пределах пяти. Формирование навыка сравнения предмета по двум признакам.

Развитие и совершенствование двигательных умений и, координации движений, ориентировки в пространстве. Совершенствование навыка выполнения движений по указанию.

Игры с мячом, «Назови одним словом», «Назови ласково», «Посчитай, сколько?», составление простых предложений по лексическим темам по картинкам, вопросам.

«Живые звуки», «Сосчитай-ка», «Повтори правильно», «Подскажи словечко», «Что перепутал художник?»

«Чудесный мешочек», «Разрезные картинки», «Мишка и Мишутка», «разноцветные ленточки», «Что выбрал Мишутка»,

«Угадай, кто позвал?», «Угадай, что звучит?», «Собери однаковые»

К.Чуковский «Федорино горе», учить отвечать на вопросы

П/г «Считаем посуду»,

логоритмика «Солдаты»

«Назови ласково», «Один—много»,  «Покажи на себе и на кукле», «Собери Буратино», «Кто что делает?»

Упр. «Приятный запах», «Узнай по интонации», «Петушок», «Снежинки»

Дид.упр-е «Что перепутал художник?»

Упр-е «Хлопай, как я!»

«Повтори за мной», «Угадай-ка», «Петушок и мышка», «4й-лишний», игра с мячом «Зима-весна».

Рассказы Зотова «Дуб», «Клен»; сказка Ш.Перро «Кот в сапогах»

Пг «Мы по улице гуляли…»

Дидактические игры и упражнения «Говори наоборот», «Подбирай, называй, запоминай», «Назови весенние месяцы», «Угадай игрушку по описанию», «Чудесный мешочек»,

«Выполни поручение».

Рассматривание картины «Весна», «Грачи прилетели»

Игра «Капитаны», «Слушай внимательно»,  упр. «Кто кого?», «Повтори за мной»

Упр-я «Что лишнее?», «Кто за деревом?»

Работа с разрезными картинками по недельной тематике.

Упр. «Подскажи словечко»

Стихи о весне.

Игра «Найди недостающую фигуру», упр. «Кто больше?»

Упражнения с игрушками-застежками, подвижная игра «Прыжки по кочкам», пальчиковые гимнастики в соответствии с лексическими темами.

1.Цветы и комнатные растения.      

2.Фольклор. Писатели.    

3.День Защитника Отечества.

4. Посуда.

1.Мамин день.

2.Профессии.

3.Рыбы.

4.Наш город. Моя улица.

1.Весна.Перелетные птицы.

2.Транспорт водный и воздушный.

3.продукты питания.

4.Инструменты.

Источник

Февраль

Март

Апрель

Речевое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Речевое развитие

Познавательное

развитие

Физическое развитие

Развитие словаря.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи.

Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков языкового анализа и синтеза

Сенсорное развитие

Развитие психических функций

Восприятие художественной литературы

Развитие крупных движений и мелкой моторики

Развитие словаря.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков языкового анализа и синтеза

Сенсорное развитие

Развитие психических функций

Восприятие художественной литературы

Развитие крупных движений и мелкой моторики

Развитие словаря.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков языкового

анализа и синтеза.

Сенсорное развитие

Развитие психических функций

Восприятие художественной литературы

Развитие пространственных и временных и элементарных математических представлений

Развитие общей и мелкой моторики

Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия. Расширять активный словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи притяжательных и личных местоимений, наречий, личных и порядковых числительных. Учить понимать простые предлоги. Сформировать понятие «слово». Учить употреблять существительные в различном роде. Учить употреблять в речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Формировать умение составлять предложение из нескольких слов по вопросам, по картинке. Обучать распространению простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми.

Читайте также:  Центр развития ребенка ростов на дону советского района

Воспитывать правильный умеренный темп речи, подражая логопеду. Научить правильно передавать ритмический рисунок двух- и трехсложных слов. Научить выделять из ряда звуков гласные звуки. Научить подбирать слова с заданным звуком. Сформировать понятия «гласный, согласный звук», учить оперировать данными понятиями.

Продолжать развивать все виды восприятия. Произвести переход от осязательного к зрительному восприятию.

Развивать слуховое внимание при восприятии различных звуков. Развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов.

Учить понимать вопросы к литературному произведению, отвечать на них, побуждать задавать их.

Координация речи с движением, пальчиковая гимнастика.

Уточнение и расширение словарного запаса по лексическим темам. Расширить объем правильно произносимых существительных-названий предметов, объектов, их частей. Образование множественного числа существительного. Образование сущ. с суффиксами –онок-, -енок-, -ат-, -ят-, глаголов с различными приставками. Употребление предлогов НА, С, В, ИЗ. Совершенствование диалогической речи. Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, вести диалог.

Формировать речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

Закрепление произношения имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности. Совершенствование движений артикуляционного аппарата. Формирование правильных укладов шипящих звуков.

Совершенствование всех видов восприятия. Закрепление понятия «слог», обучение правильному сочетанию односложных слов.

Учить подбирать группу предметов по заданному признаку.

Развитие слухового и и зрительного внимания.

Развитие мышления на группировку и классификацию предметов.

Развитие речевого слуха, ассоциативного мышления

Координация речи с движением. Развитие подражательности.

Расширение активного запаса и активизация в речи сущ., глаголов, прилагательных. Обучение пониманию обобщающего значения слов. Продолжить обучение пониманию и употреблению названий действий, похожих и противоположных по значению. Образование уменьшительно-ласкательного суффикса.

Совершенствовать умение составлять предложение из 3х и более слов по картинке и по демонстрации действий. Учить составлять рассказы-описания о предметах и по образцу или плану, используя мнемотаблицы.

Продолжать выработку правильного речевого дыхания, воспитания умеренного темпа речи. Совершенствование движений артикуляционного аппарата и его подготовки к правильной артикуляции всех групп звуков. Продолжить формировать правильный уклад шипящих звуков, автоматизация в слогах, словах и фразах. Отработка двусложных и трехсложных слов из открытых слогов. Закрепление понятий «звук», «слово», «гласный и согласный звук»

Совершенствование усвоения сенсорных эталонов, всех видов восприятия.

Развитие слухового внимания, памяти в работе с парными и разрезными картинками. Развитие мышления.

Совершенствовать умение понимать вопросы по тексту, отвечать на них, задавать самостоятельно.

Развитие и совершенствование двигательных умений и, координации движений, ориентировки в пространстве. Совершенствование навыка выполнения движений по указанию.

Игры с мячом, «Назови одним словом», «Назови ласково», «Посчитай, сколько?», составление простых предложений по лексическим темам по картинкам, вопросам.

«Живые звуки», «Сосчитай-ка», «Повтори правильно», «Подскажи словечко», «Что перепутал художник?»

«Чудесный мешочек», «Разрезные картинки», «Мишка и Мишутка», «разноцветные ленточки», «Что выбрал Мишутка»,

«Угадай, кто позвал?», «Угадай, что звучит?», «Собери однаковые»

К.Чуковский «Федорино горе», учить отвечать на вопросы

П/г «Считаем посуду»,

логоритмика «Солдаты»

«Назови ласково», «Один—много», «Покажи на себе и на кукле», «Собери Буратино», «Кто что делает?»

Упр. «Приятный запах», «Узнай по интонации», «Петушок», «Снежинки»

Дид.упр-е «Что перепутал художник?»

Упр-е «Хлопай, как я!»

«Повтори за мной», «Угадай-ка», «Петушок и мышка», «4й-лишний», игра с мячом «Зима-весна».

Рассказы Зотова «Дуб», «Клен»; сказка Ш.Перро «Кот в сапогах»

Пг «Мы по улице гуляли…»

Дидактические игры и упражнения «Говори наоборот», «Подбирай, называй, запоминай», «Назови весенние месяцы», «Угадай игрушку по описанию», «Чудесный мешочек»,

«Выполни поручение».

Рассматривание картины «Весна», «Грачи прилетели»

Игра «Капитаны», «Слушай внимательно», упр. «Кто кого?», «Повтори за мной»

Упр-я «Что лишнее?», «Кто за деревом?»

Работа с разрезными картинками по недельной тематике.

Упр. «Подскажи словечко»

Стихи о весне.

Игра «Найди недостающую фигуру», упр. «Кто больше?»

Упражнения с игрушками-застежками, подвижная игра «Прыжки по кочкам», пальчиковые гимнастики в соответствии с лексическими темами.

1.Цветы и комнатные растения.

2.Фольклор. Писатели.

3.День Защитника Отечества.

4. Посуда.

1.Мамин день.

2.Профессии.

3.Рыбы.

4.Наш город. Моя улица.

1.Весна. Перелетные птицы.

2.Транспорт водный и воздушный.

3.продукты питания.

4.Инструменты.

Источник