Индивидуальный маршрут развития ребенка в доу презентация
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЁНКА.
1 слайд – Тема.
Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений должен стать индивидуальный подход к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника. Важность индивидуального подхода подчеркивается в ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»). Поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.
2 слайд – Актуальность.
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед педагогами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.
Индивидуальный образовательный маршрут это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа (СВ. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.). Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника (уровень готовности к освоению программы).
3 слайд – Принципы.
При составление ИОМ необходимо учитывать определённые принципы, которые будут соблюдать интересы ребёнка и ориентированы на образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности воспитанника.
Принципы:
— принцип опоры на обучаемость ребенка;
— принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;
— принцип соблюдения интересов ребенка;
— принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка;
— принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы;
— принцип отказа от усредненного нормирования;
— принцип опоры на детскую субкультуру.
4 слайд — Цели и задачи.
Роль педагога состоит в создании условий для свободной творческой деятельности детей и организации образовательного процесса методом реального сотворчества (с педагогом, родителями, другими детьми) в разных формах взаимодействия.
Педагогу отводится роль помощника, партнера по общему делу и консультанта. Он выполняет сложную задачу создания оптимальных условий для самореализации ребенка в образовательной среде как свободной личности.
Таким образом, деятельность педагога направляется, в первую очередь, на создание условий для осмысленного выбора детьми индивидуальной образовательной стратегии, на индивидуальную помощь каждому ребёнку в планировании своей деятельности, на консультирование по применению тех или иных информационных источников, дидактических пособий, художественных материалов и инструментов.
Цель (ИОМ) :
Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольника, его социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.
Задачи:
• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для развития ребенка;
• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОО и родителей по развитию ребенка;
• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.
5 слайд – ИОМ разрабатывается.
Маршрут создается с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей и рассчитан на определённые группы детей.
В индивидуальном образовательном маршруте определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специфические психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы.
6 слайд –Участники составления ИОМ.
Разработку и реализацию индивидуального образовательного маршрута в дошкольном образовательном учреждении осуществляют педагоги, специалисты (учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед) в тесном сотрудничестве с семьей ребенка. При проектировании индивидуального образовательного маршрута специалисты и педагоги дошкольного учреждения ориентируются на образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности воспитанника.
7 слайд — Методы
Для определения уровня развития ребёнка и при построение ИОМ воспитатель может применять различные методы.
Методы, используемые в работе:
• Беседы, наблюдения, игры, занятия, упражнения;
• Взаимодействие с родителями.
7 слайды – Этапы ИОМ. При составлении ИОМ существует определённая система, которая помогает педагогу правильно спланировать свою работу и составить индивидуальный путь развития каждого ребёнка. Сущность ИОМ состоят в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса. Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения.
Этапы конструирования индивидуального образовательного маршрута
1. Этап наблюдения.
2. Диагностический этап.
3. Этап конструирования.
4. Этап реализации
5. Этап итоговой диагностики.
8 слайд — Структура ИОМ.
• -целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);
• -содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ);
• -технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
• -диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
• -результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий)
10 слайд – Вывод. Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
ИОМ полной мере позволяет реализовать принцип индивидуализации, который состоит в том, дошкольник, способен идти своим путем, целенаправленно осваивая то, что именно для него является приоритетным, опираясь на его сильные стороны, природные склонности и способности.
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности.
Источник
Слайд 1
Индивидуальный образовательный маршрут
Слайд 2
Индивидуальный образовательный маршрут это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Слайд 3
Основная цель ИОМ: с оздание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития , которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.
Слайд 4
Задачи по социально — личностному развитию ребенка : • Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка; • Организовать единую систему работы; • Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком; • Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей; • Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.
Слайд 5
ИОМ определяется: государственным заказом ; потребностями и запросами родителей; индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников; возможностями ДОУ;
Слайд 6
ИОМ разрабатываются: — для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; — для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. -для детей с высоким интеллектуальным развитием.
Слайд 7
Образовательный маршрут включает основные направления : • развитие общей и мелкой моторики ; • развитие культурно-гигиенических и социально-коммуникативных навыков; • формирование деятельности ребенка; • развитие речи; • формирование представлений об окружающем мире; • формирование представлений о пространстве, времени и количестве .
Слайд 8
Методы: • Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами; • Игры, упражнения и тренинги; • Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов ; • Приемы арт – терапии; • Релаксационные психогимнастические упражнения.
Слайд 9
Принципы ИОМ : принцип опоры на обучаемость ребенка; принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития; — принцип соблюдения интересов ребенка; принцип тесного взаимодействия; принцип непрерывности; принцип отказа от усредненного нормирования; принцип опоры на детскую субкультуру.
Слайд 10
Этапы ИОМ: Этап наблюдения 2. Диагностический этап 3. Этап конструирования 4. Этап реализации 5 . Этап итоговой диагностики
Слайд 11
Этап наблюдения ФИ личностные регулятивные психомоторные психомоторные коммуникативные Артемьев Артем + Рюрикова Руслана + + + + Т аблица «Выявление групп дошкольников по трудностям»
Слайд 12
Диагностический этап ФИ ребенка Выявленные трудности Причины Результат (в конце сопровождения) Артемьев Артем Не умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый. Нет усидчивости, низкий уровень внимания. Т аблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины»
Слайд 13
Этапы ИОМ: Этап наблюдения 2. Диагностический этап 3. Этап конструирования 4. Этап реализации 5. Этап итоговой диагностики
Слайд 14
Предполагаемый результат : • развитие социальной компетентности; • развитие коммуникативных навыков; • приближение к адекватной самооценки; • развитие чувства самоценности ; • коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.
Слайд 15
Желаю всем творческих успехов!
Источник
Слайд 1
Консультация «Индивидуальный образовательный маршрут» ГБОУ Гимназия № 1565 «Свиблово Дошкольное отделение 487 Москва, 2015
Слайд 2
Индивидуальный образовательный маршрут это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Слайд 3
Основная цель ИОМ создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально-личностного развития , которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.
Слайд 4
Задачи по социально-личностному развитию: создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка; организовать единую систему работы; совершенствовать стиль общения педагога с ребенком; создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей; ф ормировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.
Слайд 5
ИОМ определяется: государственным заказом потребностями и запросами родителей индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников возможностями дошкольного учреждения
Слайд 6
ИОМ разрабатываются: для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов для детей с высоким интеллектуальным развитием
Слайд 7
Направления ИОМ: развитие общей и мелкой моторики ; развитие культурно-гигиенических и социально-коммуникативных навыков; формирование деятельности ребенка; развитие речи; формирование представлений об окружающем мире; формирование представлений о пространстве, времени и количестве .
Слайд 8
Методы: беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами и гры, упражнения и тренинги занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов п риемы арт-терапии релаксационные психогимнастические упражнения
Слайд 9
Принципы ИОМ: принцип опоры на обучаемость ребенка принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития принцип соблюдения интересов ребенка принцип тесного взаимодействия; принцип непрерывности принцип отказа от усредненного нормирования принцип опоры на детскую субкультуру
Слайд 10
Этапы ИОМ: 1. Этап наблюдения 2. Диагностический этап 3. Этап конструирования 4. Этап реализации 5. Этап итоговой диагностики
Слайд 11
Фамилия, имя ребенка личностные регулятивные психомоторные психомоторные коммуникативные Матвеев Иван + Тютин Кирилл + + + + «Выявление групп дошкольников по трудностям» Этап наблюдения
Слайд 12
Фамилия, имя ребенка Выявленные трудности Причины Результат (в конце сопровождения) Тютин Кирилл Не умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый. Нет усидчивости, низкий уровень внимания. «Выявленные трудности дошкольников и их причины» Диагностический этап
Слайд 13
Предполагаемый результат развитие социальной компетентности развитие коммуникативных навыков приближение к адекватной самооценки развитие чувства самоценности коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем
Слайд 14
Спасибо за внимание! Желаю всем творческих успехов!
Источник
Слайд 1
Воспитатель : Пташинская Е.Ю. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей «Рябинушка»
Слайд 2
Индивидуальный образовательный маршрут это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Слайд 3
Основная цель ИОМ: создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития , которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.
Слайд 4
Задачи по социально — личностному развитию ребенка: • Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка; • Организовать единую систему работы; • Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком; • Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей; • Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.
Слайд 5
ИОМ определяется: государственным заказом ; потребностями и запросами родителей; индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников; возможностями ДОУ;
Слайд 6
ИОМ разрабатываются: — для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; — для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. -для детей с высоким интеллектуальным развитием.
Слайд 7
Образовательный маршрут включает основные направления: • развитие общей и мелкой моторики; • развитие культурно-гигиенических и социально-коммуникативных навыков; • формирование деятельности ребенка; • развитие речи; • формирование представлений об окружающем мире; • формирование представлений о пространстве, времени и количестве .
Слайд 8
Методы: • Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами; • Игры, упражнения и тренинги; • Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов; • Приемы арт – терапии; • Релаксационные психогимнастические упражнения.
Слайд 9
Принципы ИОМ : принцип опоры на обучаемость ребенка; принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития; — принцип соблюдения интересов ребенка; принцип тесного взаимодействия; принцип непрерывности; принцип отказа от усредненного нормирования; принцип опоры на детскую субкультуру.
Слайд 10
Этапы ИОМ: Этап наблюдения 2. Диагностический этап 3. Этап конструирования 4. Этап реализации 5. Этап итоговой диагностики
Слайд 11
Этап наблюдения Ф и О Личностные Регулятивные Психомоторные Психомоторные Коммуникативные Пакин Михаил + Павлова Даниэлла + + + + Таблица «Выявление групп дошкольников по трудностям»
Слайд 12
Диагностический этап ФИ ребенка Выявленные трудности Причины Результат (в конце сопровождения) Пакин Михаил Не умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый. Нет усидчивости, низкий уровень внимания. Таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины»
Слайд 13
Предполагаемый результат: • развитие социальной компетентности; • развитие коммуникативных навыков; • приближение к адекватной самооценки; • развитие чувства самоценности; • коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Индивидуальный образовательный маршрут в условиях реализации ФГОС
2 слайд
Описание слайда:
в ФГОС ДО: п. 1.6 (задачи стандарта) – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; п. 1.4 (принципы стандарта) – индивидуализация дошкольного образования; п. 2.10.2 (содержание) – способы и направления детской инициативы; п. 3.2.1 – использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; п. 3.2.3 – индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей развития); п. 3.2.5 – построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника.
3 слайд
Описание слайда:
Проблемы: Обособленность в действиях специалистов разных систем, осуществляющих сопровождение; недостаточная связь между компонентами сопровождения. Разрозненность информации о ребёнке. Можно определить основную цель работы по преодолению противоречий: объединение усилий специалистов на основе создания единого информационного пространства. И задачи: массовая диагностика воспитанников всеми специалистами по проблемам развития; выявление групп детей, требующих особого внимания специалистов; проектирование индивидуальных образовательных маршрутов с учетом выявленных особенностей развития ребёнка; реализация индивидуального образовательного маршрута в педагогическом процессе.
4 слайд
Описание слайда:
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ): это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного развития. Составляющей данного маршрута является индивидуальная карта развития ребенка — это документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике.
5 слайд
Описание слайда:
При разработке индивидуального маршрута выделяются следующие принципы: * принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. * принцип соблюдения интересов ребенка * принцип опоры на детскую субкультуру. * принцип отказа от усредненного нормирования.
6 слайд
Описание слайда:
Содержательная часть ИОМ: *общие сведения о ребенке (фамилия, имя, возраст, дата поступления в детский сад); *характер адаптации ребёнка к условиям ДОУ; *краткая характеристика состояния его здоровья.
7 слайд
Описание слайда:
Контролирующая часть структуры ИОМ: Текущий контроль Отчетность (по истечении срока планирования инд. работы) Выводы и дальнейшие рекомендации в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка Корректировка ИОМ: Корректировка индивидуального образовательного маршрута связана с изменениями условий.
8 слайд
Описание слайда:
Организационно – педагогические условия: 1.Оценка готовности педагогов к ИОМ. Это очень важный момент. Педагог должен понимать важность работы, знать всю глубину вопроса, знать индивидуальные особенности ребенка и хотеть помочь малышу. 2. Согласие родителей на то, чтобы их ребенок занимался по индивидуальной программе. Формы реализации ИОМ: Фронтальная работа Подгрупповая работа Индивидуальная работа
9 слайд
Описание слайда:
Этапы моделирования индивидуальной траектории развития: Этап наблюдения Диагностический этап Беседы с родителями Этап конструирования Этап реализации Этап итоговой диагностики
10 слайд
Описание слайда:
Все этапы позволяют составить и реализовать индивидуальные образовательные маршруты, учитывая разнообразные методы педагогической поддержки, содержания работы, для устранения выявленных трудностей в развитии ребенка и причин, которые способствуют возникновению этих причин. Методы, используемые в работе * Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды * Игры, упражнения и тренинги * Занятия, игры и упражнения * Релаксационные психогимнастические упражнения
11 слайд
Описание слайда:
Структура индивидуального образовательного маршрута целевой; содержательный; технологический; диагностический; результативный.
12 слайд
13 слайд
14 слайд
15 слайд
Описание слайда:
Планируемые результаты методической работы на 2017 – 2018 учебный год по направлению индивидуальные образовательные маршруты: — семинар на тему: «Индивидуальный образовательный маршрут, как средство реализации личностного потенциала ребенка». — консультации для воспитателей — образцы документации для сопровождения ИОМ — конструирование ИОМ по речевому развитию детей — программа работы с художественно одаренными детьми
16 слайд
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-896868
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник