Индивидуальный маршрут развития ребенка в доу по фгос рисование
Индивидуальный маршрут ребенка дошкольного возраста с признаками одарённости по художественно — эстетическому развитию (рисование) Лизы Б.
Индивидуальный образовательный маршрут — это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Цель индивидуального образовательного маршрута — помочь одаренному ребенку раскрыться в той или иной области развития.
Самым благоприятным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии. Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности.
Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью.
Способности всегда проявляются в деятельности, следовательно, и одаренность может проявляться и развиваться только в конкретной деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает удовольствие, радость. Чем больше дошкольник занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Больше всего это относится к специальным способностям: музыкальным, изобразительным, математическим и др.
В сентябре к нам в группу пришла девочка Лиза. Наблюдая за ней, я сразу обратила внимание, что она очень активна, любознательна, уверенна в себе. Любимым занятием Лизы является рисование. У девочки явно выражена способность к рисованию. Она тщательно, не выходя за линии разукрашивает картинки, может нарисовать простейшие фигуры.
Для раскрытия творческого потенциала Лизы был составлен индивидуальный образовательный маршрут. Поскольку в сентябре и октябре была адаптация ребенка к детскому саду, было принято решение составить программу, начиная с ноября, длительностью 7 месяцев.
Ф. И. ребенка –Елизавета Б.
Дата рождения – февраль 2017г.
Вид одаренности – художественно-эстетическое (рисование).
Срок реализации индивидуального маршрута – 7 месяцев (ноябрь 2019г. – май 2020г.)
Большую роль в воспитании ребенка играет участие мамы и папы. В семье созданы все условия для полноценного развития ребенка.
Запрос родителей: интеллектуальное, художественно-эстетическое развитие ребенка. Периодичность занятий — 1 раз в неделю в групповой комнате.
Длительность – 20-30 минут.
Воспитатель: Савчук Ольга Владимировна.
Цель разработки индивидуального маршрута: совершенствование художественных навыков, изучение нетрадиционных навыков рисования ребенком.
Задачи:
— развивать способности ребенка в области художественного творчества,
— овладение нетрадиционными приемами и технологиями рисования,
— воспитывать эстетические чувства, чувство «прекрасного»,
— совместно с родителями создать условия для поддержания интереса к художественному творчеству.
Ожидаемые результаты:
— ребенок овладеет нетрадиционными приемами и техниками рисования,
— развитие навыков и умений пользоваться разнообразными средствами изображения,
— повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Работа с девочкой:
— совместная деятельность взрослого и ребенка;
— рассматривание иллюстраций;
— чтение художественной литературы;
— продуктивная деятельность под музыку,
— игры и упражнения под тексты стихотворений;
— наблюдение за природой;
— рассматривание игрушек;
— оформление выставки.
План индивидуальных занятий по художественно – эстетическому воспитанию (рисование) с Лизой Б. по месяцам.
Ноябрь.
1. Мониторинг
— Выявить, что ребенок больше любит рисовать и выявить технику рисования. — Наблюдение за девочкой во время занятий по ИЗО и в самостоятельной деятельности.
Занятие 1. «Кленовый лист». Разукрашивание цветными карандашами.
— аккуратное разукрашивание, не заходя за контур,
— выбор ярких цветов для создания осенних красок,
— рассматривание настоящих кленовых листьев,
— составление букета из листьев.
Занятие 2. «Дождь, какой он?» Рисование штрихами. Использование гуаши.
— совершенствовать умение рисовать штрихи красками,
— прослушивание записи дождя (спокойного, ливня, с другими звуками природы),
— изучение синей палитры красок – от светло голубого до темно синего,
— вызов эмоционального интереса к дождю, изображение звуков дождя с помощью пальчиков, голосом, другими предметами.
Занятие 3. «Лужи». Рисование свечой.
— учим девочку технике рисования свечой,
— беседа о свече,
— рассматривание картинки с лужами и детьми,
— обсуждение, что надеть, чтоб не промокнуть.
Занятие 4. «Веселое настроение». Рисуем кистью и красками.
— пробуем выразить наше настроение с помощью красок,
— учимся смешивать цвета,
— слушаем веселую музыку.
Декабрь.
Занятие 5. «Падает снежок». Рисование снега методом «тычка».
— учить рисованию техникой «тычки»,
— наблюдение за падающим снегом,
— чтение стихов о снеге.
Занятие 6. «Елочка». Рисование ладошками.
— совершенствовать умения рисовать в данной технике,
— развивать композиционные умения,
— воспитывать аккуратность,
— рассматривание картин с елочками,
— чтение стихотворения К. Чуковского «Ёлка».
Занятие 7. «Снеговик». Рисование ватными палочками.
— совершенствовать умения рисования в данной технике,
— рассматривание снеговика,
— чтение сказки Т. Домаренок «Снеговик из леса».
Занятие 8. «Белые снежинки». Рисование снежинок мелками для рисования. Рисуем прямыми линиями.
— учимся рисовать прямые линии разной длины,
— рассматривание рисунков разных снежинок,
— прослушивание песенки про снежинки,
— представление себя снежинкой, импровизированный танец под прослушанную песенку.
Январь.
Занятие 9. «Елочные игрушки». Рисование кисточкой с краской кругов и закрашивание их.
— пробуем рисовать гуашью ровные круги – елочные шары, раскрашиваем,
— составление из нарисованных шаров длинной гирлянды и развешивание в группе,
Занятие 10. «Снегирь». Рисование ладошкой.
— продолжаем развитие у Лизы художественных способностей нетрадиционной техникой рисования – рисованием ладошкой,
— воспитываем бережное отношение к птицам,
— рассматривание картинки снегиря,
— загадки о птицах.
Занятие 11. «Рябина». Рисование пальчиками.
— учим рисовать пальчиками ягодки рябины,
— рассматривание картины «Веточка рябины».
Занятие 12. Совместное рисование девочки с родителями (мамой).
— выбор метода рисования самостоятельно,
— совместное оформление картины.
Февраль.
Занятие 13. «Санки». Рисование карандашом по имеющемуся контуру.
— учим аккуратно обводить линии, стараясь не отрывать руку и не выходить за контуры,
— подбираем цвета для санок,
— рассматривание картинок с санками, как и где можно на них кататься,
— прослушивание русских народных песен на зимнюю тематику.
Занятие 14. «Волшебные узоры». Рисование ватной палочкой узоров на окнах.
— рассматривание картинок и беседа о том, какие бывают узоры на окнах и почему они появляются,
— пробуем срисовать уже имеющийся рисунок при помощи ватной палочки,
Занятие 15. «Кораблик для папы». Рисование ладошкой.
— продолжаем учить девочку рисовать с помощью ладошки,
— привить Лизе чувство патриотизма, желание делать подарки близким людям,
— беседа о Дне защитника Отечества,
— рассматривание иллюстраций, открыток с Днём защитника Отечества.
Занятие 16. «Лопата для снега». Рисование методом «тычка».
— совершенствуем рисование с помощью техники «тычка»,
— беседа о том, чем можно убрать снег с дороги,
— рассматриваем картинки со снегоуборочной техникой,
— стишки про снег.
Март.
Занятие 17. «Весенние цветы для мамы». Рисование ладошкой.
— закрепляем умение рисовать техникой «ладошкой»,
— развиваем образное воображение, цветовое восприятие, творчество,
— воспитываем желание сделать приятное маме,
— рассматривание иллюстраций весенних цветов,
— стихи о празднике 8 Марта.
Занятие 18. «Мимоза для бабушки» Рисование поролоном.
— упражняем в рисовании поролоном,
— учим наносить отпечатки у основания стебля,
— воспитываем аккуратность в работе, развиваем чувство композиции,
— рассматриваем веточку мимозы,
— чтение стихов о бабушке.
Занятие 19. «Пушистая верба» Рисование ватными палочками.
— упражняем в передаче изгибов ветки, маленьких веточек,
— развиваем мелкую моторику руки,
— рассматривание веточки вербы,
— находим отличия от других веток.
Занятие 20. «Пришла весна, бегут ручьи». Рисование кистью.
— продолжаем учить Лизу отражать в рисунке красоту весенней природы,
— закрепляем приёмы работы с кистью,
— рассматриваем картину «Бегут ручьи»
— чтение стихов о весне.
Апрель.
Занятие 21. «Ракета». Рисование свечой.
— продолжаем учить девочку технике «рисование свечой»,
— упражняем в аккуратном закрашивании рисунка гуашевыми красками,
— рассматривание картинки ракеты.
— рассказ о Юрии Гагарине.
Занятие 22. «Букет сирени». Рисование пальчиком.
— закрепляем умение выбирать технику для выполнения рисунка,
— развиваем мелкую моторику,
— воспитываем желание доводить начатое дело до конца,
— рассматриваем ветки сирени, изучаем цвет, запах, размер.
Занятие 23. «Одуванчики». Рисование методом «тычка».
— упражняем в методе рисования «тычком»,
— создаем картину весеннего луга,
— играем в «Узнай цветок»,
— чтение сказки про одуванчик.
Занятие 24. «Дерево». Рисование ватными палочками.
— учим рисовать дерево, передавая изгибы, строение, размер, ветви,
— упражняем в рисовании ватными палочками,
— развиваем моторику кисти рук.
Май.
Занятие 25. «Салют». Рисование методом «тычка».
— закрепляем умение правильно держать кисть,
— закрепляем представления о цвете,
— прививаем аккуратность при работе с краской,
— беседа о празднике День Победы.
— рассматриваем иллюстраций с салютом.
Занятие 26. «День Победы» Разукрашиваем открытку.
— разукрашиваем заранее подготовленную открытку, посвященную Дню Победы (карандашами или мелками на выбор),
— прослушиваем песню «День Победы».
Занятие 27. «Рисование по замыслу»
— предлагаем на выбор технику рисования,
— совершенствуем умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках,
— беседа «Что ты хочешь нарисовать?»
Занятие 28. Подведение итогов – выставка работ Лизы в группе.
В результате планомерной и систематической работы с ребенком:
— закрепились навыки держать карандаш и кисть правильно;
— повысился познавательный интерес к рисованию;
— активизировалась мыслительная деятельность ребенка;
— усилилось желание к самостоятельной работе;
— узнала и начала самостоятельно использовать различные техники рисования.
Эти достижения помогут в дальнейшем развитию познавательного интереса к изобразительному искусству.
Работа с родителями.
Цель: Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных ребенком в детском саду.
— беседы с родителями;
— консультации для родителей;
— оформление уголка для родителей по данной теме;
— выставка работ ребенка.
— совместная творческая деятельность.
Работа с родителями ребенка с признаками одаренности Лизы Б.
1. Консультация: «Одарённый малыш или как развить в ребёнке талант»
2. Консультация: «Учим держать карандаш и кисточку правильно»
3. Беседа с родителями Лизы на тему: «Организация уголка творчества дома».
4. Мастер класс для родителей: «Рисуем ладошками».
5. Мастер класс для родителей «Рисуем методом «тычков».
6. Домашнее задание родителям: нарисовать рисунок, используя нетрадиционные техники рисования.
7. Персональная выставка ребенка и родителей в группе «Рисуем вместе»
Рекомендации родителям.
1. Организовать дома уголок творчества для Лизы.
2. Приобрести достаточное количество альбомов, кистей разного размера, гуаши и акварели с большим выбором цветовой гаммы, а также наглядных альбомов по рисованию различных росписей, животных, птиц, насекомых для поддержания стойкого интереса к художественно-эстетическому развитию.
3. Создать дома с ребенком альбом «Нетрадиционных методик рисования». Закрепление усвоенных техник, рисование в домашних условиях.
4. Рисовать совместно с ребенком.
5. Участвовать в конкурсах художественной направленности ДОУ, различных сайтах.
Заключение.
Способности в отличие от задатков – приобретенное качество. Именно в годы детства внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности, в том числе, одаренность, не получающие постоянного подтверждения, могут стереться со временем.
Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте, если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка.
Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у девочки творческих способностей, фантазии, воображения.
Список литературы.
Авдеева Н. И. «Одарённые дети» М. издательский центр «Академия»2008.
Бурменской Г. В. «Одаренные дети». Под редакцией. М., 1991.
Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М., 1991.
Ковалькова О. Н. «Одаренность» М. академия,2010.
Лейтес Н. С. «Умственные способности и возраст» М., 1971.
В. В. Чурсина «Одарённые дети в детском саду и в семье» М. Педагогика. 2006.
Источник
Ф.И.ребенка_________________________________________Дата рождения________________
Дата составления_______________________ Ф.И.О. педагога___________________________
Дата составления_______________________ Ф.И.О. педагога___________________________
Дата составления_______________________ Ф.И.О. педагога___________________________
Дата составления_______________________ Ф.И.О. педагога___________________________
№ п/п
Показатели и критерии
Учебный год
2016-2017
Возраст
3 — 4года
4 — 5лет
5 — 6лет
6 — 7лет
Метод диагностики
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
1.Социально-коммуникативное развитие
Игровая деятельность
1
Интересуется окружающими предметами и активно действует с ними (3+)
Наблюдение
2
Овладеет ситуативно-деловым общением (3+)
Наблюдение
3
Нуждается в общении со взрослыми и сверстниками (3+)
Наблюдение
4
Проявляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого (3+)
Наблюдение
5
Проявляет самостоятельность и инициативность в своих играх (4+)
Наблюдение
6
Владеет способами ролевого поведения (4+)
Диагностические ситуации
7
Сформированы умения соединять в игре реальные и вымышленные события (5+)
Диагностические ситуации
8
Владеет способом построения игры – сюжето-сложением (5+)
Наблюдение
9
Умеет входить в устойчивые игровые объединения детей (5+)
10
Проявляет в игре дружеские, партнерские отношения (5+)
Наблюдение
11
Сформировано умение договариваться друг с другом, распределять роли, разрешать конфликты (6+)
Наблюдение
12
В играх с готовым содержанием и правилами действуют в точном соответствии с игровой задачей и правилами (6+)
Наблюдение
13
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые социальные нормы и правила поведения, подчиняется им. (6+)
Наблюдение
№ п/п
Показатели и критерии
Учебный год
2014-2015
2015-2016
2016-2017
2017-2018
Возраст
3 — 4года
4 — 5лет
5 — 6лет
6 — 7лет
Метод диагностики
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
14
Обладает развитым воображением (использует предметы заместители), различает условную реальную ситуации, владеет разными формами и видами игры (6+)
Наблюдение
Усвоение моральных и нравственных норм и ценностей
1
Различает различное эмоциональное состояние взрослых и сверстников, их выражение в мимике, пантомимике, действиях, интонации
речи (радость, веселье, огорчение, удивление, обида, доброта, нежность, восхищение) (3+)
Беседы
2
Имеет представление о себе, своей семье (3+)
Беседы, наблюдение
3
Сформированы элементарные общепринятые нормы и правила взаимоотношений с детьми и взрослыми (4+)
Беседы, наблюдение
4
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других (5+)
Наблюдение
5
Способен вступить в общение со знакомыми взрослыми (6+)
Наблюдение
6
Проявляет доброжелательное отношения к сверстникам, уважения к взрослым (6+)
Наблюдение
Трудовая деятельность
1
Наблюдает за действиями взрослых и подражает им (3+)
Наблюдение
2
Ребенок активен в стремлении к познанию разных видов труда и профессий (4+)
Наблюдение
3
Планирует трудовой процесс, проявляет настойчивость, добивается нужного результата (5+)
Диагностические ситуации
4
Умеет подготовить к работе материалы, пособия, аккуратно убирать их на определенное место (5+)
Наблюдение
5
Самостоятелен, инициативен в самообслуживании (5+)
Наблюдение
6
Развиты умение выполнять трудовые обязанностей, охотно включается в совместный труд со взрослыми или сверстниками (6+)
Наблюдение
Формирование основ безопасности
1
Соблюдает элементарные правила безопасного поведения в социуме (играет с детьми, не мешая им и не причиняя им боль, имеет представления о соц. опасных ситуациях) (4+)
Наблюдение
№ п/п
Показатели и критерии
Учебный год
2014-2015
2015-2016
2016-2017
2017-2018
Возраст
3 — 4года
4 — 5лет
5 — 6лет
6 — 7лет
Метод диагностики
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
2
Представления ребенка о безопасном поведении достаточно осмысленны, может привести примеры правильного поведения в
отдельных опасных ситуациях, установить связи между неправильными действиями и их последствиями для жизни. (5+)
Беседы
3
Соблюдает элементарные правила безопасности в быту. (опасные предметы в доме, правила поведения при пожаре и т.д.). (5+)
Диагностические ситуации
4
Соблюдает элементарные правила безопасности в природе (животные, водоемы, лесные пожары и т.д.). (6 +)
Диагностические ситуации
Итого:
2. Познавательное развитие
Познание окружающего мира
1
Знает свое Ф.И и И.О воспитателя, помощника воспитателя (3+)
Беседа
2
Знает о предметах ближайшего окружения их части (3+)
Диагностические задания
3
Знает о различных видах транспорта (3+)
Диагностические задания
4
Знает о труде людей в городе и селе (4+)
Беседа
5
Знает о строении своего организма (5+)
Диагностические задания
6
Имеет представления о всенародных праздниках (5+)
Беседа
7
Понимает социальные и профессиональные роли людей (5+)
Диагностические задания
8
Понимает особенности свойств материалов (разные виды бумаги, картона, тканей, резины, пластмассы, дерева, металла), осознанный выбор их для продуктивной деятельности (6+)
Беседа
9
Проявляет самостоятельную познавательную активность
Наблюдения
Патриотическое воспитание
1
Ориентируется в помещении группы, на участке
Наблюдение, беседы
2
Знает название своего города, знает о его прошлом и настоящем
Беседа
3
Сформированы первичные представления о Малой родине (4+) и Отечестве (5+), многообразии стран и народов мира (6+)
Беседа
№ п/п
Показатели и критерии
Учебный год
2014-2015
2015-2016
2016-2017
2017-2018
Возраст
3 — 4года
4 — 5лет
5 — 6лет
6 — 7лет
Метод диагностики
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
4
Знает Флаг и Герб города (5+) и России (6+)
Диагностические задания
5
Имеет представления об армии (4+), ВОВ (6+)
Беседа
6
Знает некоторые рода войск (5+)
Диагностические задания
7
Имеет представления о космосе (5+)
Беседа
Экологическое воспитание
1
Различает и называет основные явления природы (3+)
Беседа Наблюдения
2
Понимает причинную связь между явлениями (4+)
Беседа
3
Знает о сезонных изменениях в природе (5+)
Беседа
4
Умеет экспериментировать и устанавливать причинно-следственные связи (5+)
Беседа. Наблюдения
5
Знает правила поведения по отношению к объектам живой и неживой природы (5+)
Беседа
6
Знает о жизни животных и птиц: домашних (3+), диких (4+), различает части их тела (4+)
Беседа
7
Различает (3+) и называет (4+) растительный мир по отличительным признакам
Диагностические
задания
8
Называет (3) и выделяет (4) части у деревьев, растений (4), части тела у насекомых (5)
Диагностические
задания
9
Может сравнить растения и животных по разным основаниям, отнесение их к определенным группам (деревья, кусты, травы; грибы; рыбы, птицы, звери, насекомые) по признакам сходства (6+)
Диагностические
задания