Индивидуальный маршрут развития ребенка в доу логопеда

Индивидуальный маршрут развития ребенка в доу логопеда thumbnail

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка старшей возрастной группы

с диагнозом

общее недоразвитие речи

hello_html_m61002d95.jpg

Составила учитель-логопед ГБДОУ №112

Адмиралтейского района

Алфаидзе Виктория Харлампиевна.

Индивидуальная карта

Фамилия, имя, отчество ребенка: Сидоров Иван Иванович

Дата рождения 12.05.2011 г.р.

Дата поступления в речевую группу ГБДОУ №112: 01.09.2016

Поступил из общеразвивающей группы ГБДОУ №112.

Медицинские сведения.

Соматический статус: до года ветряная оспа, после года бронхит, частые ОРВИ, ангина.

Психологическая характеристика

Мышление: образное.
Внимание: рассеянное.

Восприятие: носит предметный характер, свойства предмета не отделяются от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. Ребенок видит не все свойства, а только наиболее яркие.

Воображение: репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов.

Память: лучше развита кратковременная память, чем долговременная, характерно длительное время для припоминания и быстрое забывание.

На более прочное запоминание оказывают влияние частота употребления слов и сложность их произношения. Требуется большая помощь со стороны взрослого.

Поведение: ребенок спокойный, умеет управлять своим поведением.

Психомоторное развитие: характерна общая моторная неловкость, плохая координация при ходьбе, беге, движениях под музыку. Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание. Отмечается слабая регуляция произвольной деятельности, эмоционально-волевой сферы и трудности в овладении работы с карандашом, столовыми приборами.

Педагогическая характеристика

Социально-коммуникативное развитие.

Легко вступает в контакт с взрослыми: легко.

Взаимодействия со сверстниками: экстраверт.

Постоянно направлен на общение, легко входит в контакт.

Умение попросить о помощи: способен попросить помочь ему, но в новой обстановке или в присутствии незнакомых людей может смущаться.

Регулирует свое поведение усвоенными нормами и правилам: не всегда. Под влиянием большинства детей может вести себя, не учитывая норм поведения.

Физическое развитие.

Группа здоровья: 2-ая группа здоровья.

Уровень физической подготовки: средний.

Речевое развитие.

Артикуляционная моторика: нарушение объёма, точности, активности, переключаемости движений органов артикуляции, тонких дифференцированных движений языка.

Состояние просодической стороны речи:снижена интонационная выразительность.Снижен объём речевого дыхания.

Состояниезвукопроизношения: полиморфное нарушение произношения: сигматизм свистящих, шипящих звуков, ламбдацизм, ротацизм. Нарушение чёткости, внятности.

Звукослоговая структура слов:затруднено воспроизведение структуры малознакомых трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более слов. Нарушение структуры многочастотных и сложных слов, и фраз, нарушается звуконаполняемость – перестановки, замены звуков и слогов, упрощение сложных слов.

Состояние фонематического восприятия. Недоразвитие фонематического восприятия.

Состояние импрессивной речи грамматические изменения слов:различает формы единственного и множественного числа существительных, и глаголов (особенно с ударными окончаниями), формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, уменьшительно- ласкательные формы существительных, значения элементарных предлогов.  Частично различает приставочные глаголы, сложные предлоги, число и род прилагательных.

Состояние импрессивной речи, понимание фраз: возможно понимание простых логико-грамматических конструкций (2-3 ступенчатых инструкций, простых сравнений). Нарушено понимание скрытого и переносного смысла, инверсии, сложных сравнений и инструкций, сложных предложно-падежных конструкций и конструкций в творительном падеже.

Состояние экспрессивной речи:произвольная фраза простая, из 2-3 слов, грубо аграмматична. Спонтанная форма речи развита лучше произвольной речи: до 5-6 слов; на социально-бытовом уровне аграмматизмы редки.Диалогическая речь в основном развита.

Грубое недоразвитие связной речи: 1-2 предложения вместо пересказа; перечисление предметов, героев и их действий по серии сюжетных картинок. Контекстная форма речи не сформирована или в зачаточном состоянии.Словарь ограничен бытом и ближайшим социальным окружением (в речи мало признаков, частей предметов, обобщений, наречий, предлогов, союзов; недостаточно глаголов, существительных). Номинации неустойчивы. Пассивный словарь намного больше активного.

Состоянии грамматических процессов.

Словообразование: сформировано очень слабо: образует простые формы существительных множественного числа, глаголы совершенного вида, грубые ошибки образования существительных мн. числа родительного падежа (в косвенных падежах).

Словоизменение:значительные затруднения в согласовании существительных с глаголами, прилагательными, числительными, предлогами.

Латерализацияправосторонняя.

Диагноз: ТНР, ОНР 2 уровень, стертая форма дизартрии.

Познавательное развитие: средний уровень.

Допускает ошибки в определении пространственного положения предметов, затрудняется в целостном восприятии предмета и особенно его изображения, трудности в сравнении, сопоставлении, определении сходства и отличия между предметами, проблемы в обучение математике: не может проанализировать содержание, установить зависимости и отношения между данными задачи, выбрать  арифметические операции, нарушено понимание условия и конечного вопроса арифметической задачи.

Художественно-эстетическое: не всегда правильно выполняет работы по лепке и аппликации; трудности в создании предметного схематического рисунка по образцу.
Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки. Проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства. Не умеет правильно держать карандаш, кисть

Читайте также:  Цели и задачи в творческом развитии ребенка

Неровно рисует прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные линии. Планирует основные этапы предстоящей работы с помощью взрослого. Узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов. Музыкально-ритмические движения затруднены.

Мотивация к различным видам деятельности: потребность во внимании, доброжелательном отношении, выражение эмоций. Формирование уверенности с развитием правильной речи, одобрение и положительная оценка со стороны педагога и сверстников.

Обучаемость: выраженная способность к усвоению новых знаний, умений, навыков.

Особенности общения: без особенностей.

Взаимоотношения и место в коллективе.

Нормальные, стабильно-устойчивые отношения со всеми детьми.

Увлечения и интересы: мультфильмы, сюжетные игры, конструкторы, любит кататься на самокате.

План индивидуального сопровождения ребенка в

2016 /2017 учебном году

Медицинское

Организация мероприятий по профилактике ОРВИ, нарушений осанки.

Оздоровительная и дыхательная гимнастика после сна.

Корригирующая ходьба по массажным дорожкам.

Занятия физкультурой в носках.

Психологическое

Развитие познавательной активности.

Развитие процессов мышления: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации.

Развитие эмоционально-волевой сферы, воспитание самоконтроля и самооценки.

Развитие навыков общения.

Логопедическое

Артикуляционная моторика. Общие артикуляционные упражнения для развития чётких двигательных кинестезий.

Упражнения для губ, для щек, для языка.

Элементы массажа и самомассажа.

Просодическая сторона речи.

Комплекс упражнений для развития силы голоса.

Игры на звукоподражание, игры- драматизации,

Для активизации резонаторных зон резонаторный массаж.

Звукопроизношение. Комплекс упражнений для постановки звуков «Ш», «Ж», автоматизация звука «Ш» , автоматизация звука «Ж», дифференциация шипящих звуков. Постановка зв. «Р-рь», автоматизация зв. «Р», «рь». Дифференциация звуков «Р-рь». Постановка звука «Л». Автоматизация звука, дифференциация звуков «Л-ль», «Р-Л», постановка звуков «С», «З». Автоматизация звука «С», «З». Дифференциация звуков «С-сь, З-зь, С_З, С_Ш, З_Ж»

Звукослоговая структура слов.Упражнять в различении на слух длинных и коротких слов.

Учить передавать ритмический рисунок слова.

Работать над 2-3-х сложными словами из открытых слогов. Игры по развитию звукослоговой структуры: «Прошагай слово» «Где спрятался звук?» «Игра с мячом»

Задания даются только на те звуки, которые у ребенка имеются в речи. По ходу автоматизации звуков, так же ведется работа над звукослоговой структурой слова.

Развитие фонематического восприятия.

Игры на определение места звука в слове, количества звуков в словах из 2-ух, 3-ех звуков. Подбор слов на заданный звук. Учить слышать заданный звук в ряду других звуков. Учить слышать слог с заданным звуком в ряду других слогов.

Формирование в импрессивной речи навыков понимания грамматического изменения слов.

Обогащение речи за счет глаголов. По всем лексическим темам развивать понимание приставочных глаголов. Например: вяжет, перевязала, связала, завязала, навязала, подвязала.

Игры с различными предметами для понимания сложных форм предлогов: «Где спрятался?» «Новая квартира»

Формирование экспрессивной речи.Развивать диалогическую речь. Учить отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов. Учить составлять предложения из 2-3 слов. Учить повторять рассказы-описания, загадки-описания из 2-3 предложений. Заучивание стихов. Игры: «Придумай необычное существо»«Поиграем в Репку»

«Помоги Колобку» «Волшебные очки»

Формирование грамматических процессов.

Словообразование. Образование существительных мужского рода с суффиксом -щик-.

Образование притяжательных прилагательных при помощи суффикса –ин- (второе занятие по теме). Упражнять в образовании существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по лексическим темам.

Учить образовывать, объяснять и использовать в речи качественные и относительные прилагательные.

Словоизменение. Игра «Один – много». Учить образовывать существительные именительного падежа множественного числа. Игра «Что растет в лесу». Учить образование формы множественного числа существительного с окончанием -ы.

Игра «У кого похожая картинка?».

Образование форм множественного числа существительных с окончанием на -ья.

Игра «Измени слово».

закрепить знания формы множественного числа именительного падежа существительных с разными окончаниями.

Игра «С какого дерева упал листок?».

Закрепить названия деревьев, форму родительного падежа единственного числа с предлогом С.

«Эрудит».

Цель: закрепить части тела животных, и образование форм родительного падежа с предлогом У.

Педагогическое

Развитию коммуникативной компетентности ребенка способствуют:
Элементы психологической гимнастики на занятиях по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим.
Специальные игры на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», «Зеркало»
Пуговичный массаж в сочетании с заданиями на эмоциональное проявление.
Для развития социальных навыков у ребенка
Дидактические игры («Правда или нет»).
Разбор ситуаций с обсуждением как бы ты поступил.
Специальные игры на общение «Найдем волшебные слова»,
Развитию бережного отношения к окружающему миру:
НОД по экологии и по ОБЖ;
чтение художественной литературы;
дидактические игры природоведческого содержания;
уход за растениями в уголке природы и на участке;

Читайте также:  Пазлы для развития ребенка

Источник

№п/п

Направления

 коррекционной работы

Задачи и краткое содержание коррекционной работы

Рекомендации воспитателям

    Неречевые психические функции:

    • слуховое внимание
    • зрительное восприятие
    • зрительно-пространственный гнозис и праксис
    • Формировать умение различать неречевые звуки, их направление.
    • Формировать умение различать речевые и неречевые звуки.
    • Формировать умение воспроизводить простые ритмы.
    • Формировать умение различать цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, белый.
    • Формировать умение распознавать геометрические фигуры и тела.
    • Учить выделять одновременно два (затем три) свойства фигуры, предмета (форма — цвет, форма — величина, величина — цвет, форма — цвет — величина).
    • Формировать умение ориентироваться в схеме собственного тела (левый глаз, правая рука и т.д.), в пространстве (впереди-сзади, слева-справа).
    • Закрепить умение складывать картинки с диагональными разрезами, фигуры из палочек по образцу.

    Игры и упражнения

    • Игры «Отгадай звук», «Кто сказал мяу?». «Где звенит колокольчик?»
    • Игры «Подбери по цвету (по форме)», «Что бывает красным (зелёным и т.д.)?», «Доскажи словечко» и др.
    • Игра «Муха», «Выполни команду», упражнение «Расскажи, что где находится?» и др.
    • Пазы, разрезные картинки, задание» Собери по образцу из палочек»

    Во время работы парами (для формирования пространственных представлений), ставить в пару с ребенком, который максимально хорошо владеет перечисленными умениями.

    Во время индивидуальной работы по формированию пространственных представлений сначала предлагать обучающие игры, затем закреплять навыки.

    Для наиболее эффективного заучивания названия цветов каждому цвету уделять не менее одной недели. Согласовать с родителями цвет конкретной недели.

    Называть цвета во время рисования, лепки, аппликации.

    Выполнять пальчиковую гимнастику с соответствующим речевым сопровождением, учитывая лексическую тему недели.

    Использовать в работе предложенные игры и упражнения.

      Моторная сфера:

      • мимическая мускулатура
      • артикуляционная моторика
      • мелкая моторика
      • Формирование кинетической основы артикуляторных движений в процессе развития орального праксиса при выполнении последовательно организованных движений.
      • Развитие движений мимической мускулатуры по подражанию и словесной инструкции.
      • Развитие кинестетической организации движений пальцев рук на основе зрительного восприятия (по подражанию) и самостоятельно (по словесной инструкции). Стимуляция двигательных импульсов, направленных к определенным группам мышц.
      • Объединение, обобщение последовательных двигательных импульсов в единый организованный во времени двигательный стереотип.
      • Артикуляционная гимнастика
      • Гимнастика для мимических мышц: зажмурить глаза, надуть щеки, поднять и нахмурить брови.
      • «Шнуровка», складывание фигурок из палочек по образцу и по памяти, штриховка.
      • Тематическая пальчиковая гимнастика.

      Гимнастику обязательно проводить перед зеркалом.

      Особое внимание уделить упражнениям «качели», «индюки», «вкусное варенье», «дятел» — для языка, чередованию «трубочки» и «улыбочки» для губ.

        Произносительные компоненты речи:

        • произношение
        • дыхательная и голосовая функция
        • просодическая сторона речи
        • Формировать умение выполнять спокойный, короткий вдох и плавный длительный выдох без речевого сопровождения и с речевым сопровождением, постепенное удлиняя речевой выдох.
        • Уточнить артикуляцию правильно произносимых звуков раннего онтогенеза.
        • Постановка и автоматизация звуков  [ш], [ж]  
        • Формирование умения правильно использовать и дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи.

        Игры и упражнения

        • Игры для дыхания: «Кораблик», «Бабочка», «Снежинка».  «Осенний лист» и др.
        • Проговаривание слогов, слоговых рядов, слов, фраз и предложений.
        • Инсценировка сказок, стихотворений, коротких рассказов.

        Использовать в работе предложенные игры и упражнения

        Произносить на одном выдохе предложения из пяти слов.

        Индивидуальные задания по автоматизации звуков выполнять строго по указанию логопеда (см. «Тетрадь взаимосвязи в работе воспитателей и учителя-логопеда).

        Заучивать наизусть короткие стихотворения с диалогами и рассказывать их по ролям.

          Фонематические процессы:

          • фонематическое восприятие
          • фонематический анализ и синтез
          • слоговая структура слова
          • Тренировать умение удерживать в памяти и воспроизводить слоговой ряд из 2 элементов.
          • Формировать умение повторять несложный ритмический рисунок.
          • Учить различать длинные и короткие слова, делить (хлопками с проговариванием) слова на слоги.
          • Проговаривать односложные и двусложные слова со стечением согласных.
          • Учить выделять первый  звук в слове с организующей помощью педагога.
          • Формировать умение находить в ряду слова, отличающиеся от остальных по звуковому составу.
          • Познакомить с понятием «гласные» и «согласные» звуки. Учить их различать и выделять из начальной позиции в слове.
          • Познакомить с символами, обозначающими вышеназванные понятия.
          Читайте также:  Эффективность коррекционной помощи ребенку с нарушенным развитием зависит

          Игры и упражнения

          • Подбор картинок, слов на заданный звук.
          • Определение места звука в слове (начало, середина, конец).
          • Проговаривание слов разной слоговой структуры.

           Н.В. Курдвановская, Л.С.Ванюкова «Формирование слоговой структуры слова», М.: ТЦ Сфера, 2007 г. (с учетом классификации продуктивных классов, разработанных А.К. Марковой.)

          • Называние картинок со словами соответствующей слоговой структуры  
          • Игры с музыкальными инструментами для воспроизведения простых ритмов.

          Индивидуальные задания по развитию фонематических процессов выполнять строго по указанию логопеда (см. «Тетрадь взаимосвязи в работе воспитателей и учителя-логопеда).

          Использовать игры с мячом.

          Использовать логоритмические игры.

            Импрессивная сторона речи:

            • словарь
            • понимание различных форм словоизменение
            • понимание предложений и связной речи
            • Расширять предметный, предикативный и адъективный словарь импрессивной речи параллельно с расширением представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности.
            •  Развивать внимание к слову, к более точному пониманию его значения, умение выбрать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации.
            • Развивать импрессивную речь в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм слова, и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций.

            Игры и упражнения

            • «Покажи, где мальчик догоняет девочку. Покажи, кто спал(а).»  Другие аналогичные задания.
            • Выполнение двух- и трёхступенчатой инструкции.
            • Понимание вопросов по сюжетной картинке, по прочитанной сказке, рассказу (с использованием иллюстраций).

            Чётко проговаривать окончания слов.

            Не перегружать свою речь сложными грамматическими конструкциями.

            Максимально использовать в вопросе слова, необходимые ребенку для ответа.

            Уточнять значения непонятных слов.

            Использовать в работе предложенные игры и упражнения.

            Использовать для индивидуальной работы доступные для понимания тексты (в том числе рекомендуемые Программой для средней группы).

              Экспрессивная сторона речи:

              • словарь
              • грамматический строй речи
              •  связная речь
              • Расширять словарь экспрессивной речи, уточняя значения слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний, признаков, свойств и качеств (цвет, форма, величина, вкус).
              • Ввести в лексикон слова, обозначающие элементарные понятия, выделенные на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам, а также слова, выражающие видовые, родовые и отвлеченные обобщенные понятия.
              • Закрепить в словаре экспрессивной речи числительные один, два, три и ввести в словарь числительные четыре, пять.
              • Совершенствовать навык употребления форм единственного и множественного числа существительных мужского и женского рода в именительном падеже.
              • Обучать употреблению форм единственного и множественного числа среднего рода в именительном падеже.
              • Совершенствовать навык изменения существительных мужского и женского рода единственного числа по падежам (без предлогов).
              • Обучать изменению существительных мужского, женского и среднего рода единственного числа по падежам без предлога и с предлогами.
              • Совершенствовать навык употребления глаголов в форме повелительного наклонения 2-го лица единственного числа настоящего времени, глаголов в форме изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени, форм рода и числа глаголов прошедшего времени.
              • Обучать правильному употреблению глаголов совершенного и несовершенного вида.
              • Совершенствовать навык согласования прилагательных с существительными в именительном и косвенных падежах.
              • Обучать правильному употреблению словосочетаний: количественное числительное (два и пять) и существительное.
              • Совершенствовать навык правильного употребления предложных конструкций с простыми предлогами, имеющими пространственное значение, и навык их различения.
              • Совершенствовать навык употребления существительных, образованных с помощью продуктивных и менее продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов.
              • Совершенствовать навык употребления звукоподражательных глаголов.
              • Совершенствовать навык употребления глаголов, образованных от существительных.
              • Совершенствовать навык употребления глаголов, образованных с помощью приставок.
              • Совершенствовать навык употребления относительных прилагательных.
              • Развитие умения правильно строить простые распространенные предложения, согласовывать слова в предложении.
              • Обучать диалогической речи в специально организованных коммуникативных ситуациях.
              • Обучать пересказу хорошо знакомых и незнакомых сказок, и рассказов.
              • Обучать составлению повествовательных рассказов по серии сюжетных картинок (по вопросам, по образцу и по плану, самостоятельно).

              Игры и упражнения

              • Упражнение «Закончи предложение» (Дети раскрыли зонты, потому что …)
              • Игра «Так или не так», упражнения «Повтори правильно» и «Исправь ошибку»
              • Игры с мячом: «1-5», «Какой (ая), (ое) предмет», «Кому что?» и др.
              • Игры С.М. Мельниковой, Н.В. Бикиной
              • Грамматические тетради Е.М. Косиновой
              • Отвечать на вопросы по содержанию сказок, стихотворений, бесед.
              • Составлять рассказы-повествования по серии сюжетных картинок.

              Учет особенностей речевого развития во время непосредственно-образовательной деятельности.

              Наблюдение за самостоятельной деятельностью с целью контроля речи.

              Речевое сопровождение режимных моментов.

              Индивидуальные задания по расширению словаря, совершенствованию грамматического строя речи (см. «Тетрадь взаимосвязи в работе воспитателей и учителя-логопеда).

              Участие в инсценировках во время досуга и утренников.

              Источник