Индивидуальный маршрут развития ребенка в дополнительном образовании
Для развития способностей одаренной личности необходимы индивидуальные формы обучения. Возможность индивидуального образования дает большие возможности для развития детской одаренности. Чем раньше у ребенка обнаруживаются способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче будет ему найти свое призвание.
Данный индивидуальный образовательный маршрут ориентирован на поддержку и развитие учащейся З. и направлен на личностное развитие, самосовершенствование и самореализацию. ИОМ составлен с учетом уровня подготовленности и направлен на развитие творческих интересов учащейся, целеустремленности и настойчивости, которые в сочетании со знаниями и неординарными способностями позволят претворять в жизнь массу интересных идей.
Реализация ИОМа — 2019/2020 учебный год.
З. отличается всесторонним развитием и отличными интеллектуальными способностями. Девочка очень любознательная и усидчивая. Согласно психологическому обследованию, мотивами обучения учащейся являются трудолюбие, стремление к самоутверждению. З. полностью адаптирована к обучению, как ведущему виду деятельности. У девочки сформированы волевые черты характера, необходимые в продвижении к поставленной цели: настойчивость, дисциплинированность, организованность и самоконтроль. Успех познавательной деятельности З. обеспечивает гармоничное сочетание развитой памяти, логического и образного мышления, наблюдательности, правильной речи. За пройденный период обучения ученица продемонстрировала легкость в усвоении содержания образовательной программы, высокий темп деятельности, достаточную информативную культуру и желание получать дополнительные знания.
Цель: создание условий для формирования у учащейся интеллектуальных и практических знаний, умений и навыков, развития умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания.
— способствовать овладению учащийся специальной терминологией, технологической грамотностью;
— формировать потребность в самостоятельности, ответственности, активности и саморазвития;
— формировать навыки работы с разнообразными материалами, соблюдение техники безопасности при работе и организации рабочего места;
— развивать навыки работы с информационными источниками и интернет — ресурсами.
Ожидаемые результаты: успешное освоение содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Креативное рукоделие», участие в творческих конкурсах. Овладение навыками самостоятельной работы. Развитие привычки к самоконтролю и самооценке.
№
Наименование раздела/темы
Содержание работы
Количество часов
Дата/время
Планируемые результаты
Форма аттестации/
контроля
Теория
Практика
1.
Вводное занятие.
Задачи и план работы учебной группы на год. Обзор основных разделов программы. Техника безопасности в кабинете.
Правила работы в учебном кабинете. Оборудование кабинета, организация рабочего места.
3
Освоил правила техники безопасности. Правильно организовал рабочее место.
Беседа — диалог
2.
3D технология «Папертоль».
5
37
2.1
Панно «Симфония цветов».
Просмотр интернет-ресурсов по теме. Техника «Папертоль». Инструменты. Подготовка шаблонов.
1
2
Освоил простейшие приемы в технике «папертоль».
Беседа;
Практическая работа
Вырезание шаблонов средних слоев.
Контроль ЗУН и ООУиН.
3
Практическая работа;
Наблюдение
Вырезание мелких шаблонов на панно.
3
Самоконтроль
Вырезание мелких шаблонов на панно. Склеивание шаблонов.
3
Наблюдение
Вырезание и склеивание шаблонов на панно.
1
2
Практическая работа
Финишное оформление панно.
3
Викторина
Экскурсия
Экскурсия на Бульвар Стрижова
3
Беседа-диалог
2.2
Сувенир-магнит «Обережек».
Изготовление шаблона на магнит. Оформление фона магнита.
1
2
Освоил технологию «папертоль».
Владеет навыками планирования последовательности изготовления изделия.
Практическая работа
Послойное вырезание шаблонов.
3
Наблюдение
Послойное вырезание шаблонов. Склеивание по слоям.
3
Собеседование
Склеивание шаблонов.
1
2
Практическая работа
Сувенир- магнит «Обережек». Склеивание шаблонов.
3
Самоконтроль
Финишное оформление сувенира.
3
Мини-выставка
2.3
Открытка в технике папертоль.
Правила работы с клеем и ножницами. Инструментарий.
Изготовление шаблонов для аппликации.
1
2
Владеет навыками контроля над результатом практической работы.
Умеет уверенно пользоваться инструментарием.
Практическая работа
Обобщение навыков и умений по пройденной теме.
Послойное изготовление открытки.
3
Практическая работа
3.
Скрапбукинг.
2
22
3.1
Открытка «Ретро».
Понятие скрапбукинг. Оформление основного фона открытки.
1
2
Умеет выполнять изделия в технике «скрапбукинг».
Владеет навыками самостоятельного поиска информации.
Беседа
Изготовление и наложение отдельных фрагментов на фон открытки.
3
Практическая работа
Декор открытки.
3
Наблюдение
Финишное оформление открытки.
3
Творческая работа
3.2
Обложки на фотоальбомы «Мой четвероногий друг», «Моя семья»
Подбор материала. Оформление основного фона обложки.
1
2
Умеет уверенно подбирать материал и выполнять изделия в технике «скрапбукинг».
Владеет навыками самостоятельного поиска информации и использовать по назначению.
Декор обложки различными элементами.
3
Беседа-диалог;
Практическая работа
Наложение отдельных фрагментов на фон.
3
Наблюдение
Финишное оформление.
3
Анализ работы
Экскурсия
Экскурсия в городскую оранжерею.
3
Беседа
4.
Классический декупаж.
4
32
4.1
Цветочный горшочек «Розовый рай».
Классический декупаж. Подготовка горшка к работе. Подготовка декупажного слоя.
1
2
Умеет выполнять изделия в технике «классический декупаж».
Знает основные правила техники «декупаж».
Беседа;
Практическая работа
Наложение декупажного слоя.
3
Практическая работа;
Тестирование
Финишное оформление горшка.
Контольный срез ЗУН.
3
Наблюдение
4.2
Стеклянный сосуд «Подсолнухи».
Разновидности декупажа стеклянных бутылок. Технологии декупажа сосудов.
1
2
Умеет изготавливать изделия декоративно-прикладного творчества.
Практическая работа
Обработка и грунтование сосуда. Вырезание фрагментов декупажа. Декупаж сосуда.
3
Практическая работа;
Тестирование
Финишное оформление работы
3
Наблюдение
4.3
Сувенир «Виноградная гроздь».
Подготовка диска и салфетки для декупажа.
1
2
Знает основы составления композиции.
Уверенно владеет техникой декупажа.
Практическая работа
Декупаж диска. Оформление края.
3
Наблюдение;
Самоконтроль
Финишное оформление работы.
3
Практическая работа
4.4
«Фоторамка» в технике «декупаж».
Подготовка фоторамки к работе. Наложение декупажного слоя.
1
2
Владеет навыками декора.
Умеет решать творчески-развивающие задачи.
Практическая работа
Оформление элементами декора.
3
Наблюдение;
Беседа
Финишное оформление горшка.
3
Практическая работа;
Мини-выставка
5.
Волшебная лоза
3
33
5.1
Карандашница «Веселая азбука»
Просмотр интернет-ресурсов. Плетение из газетных трубочек.
1
2
Знает правила изготовления газетных трубочек.
Владеет простым приемом плетения из газет.
Беседа.
Анализ работы
Изготовление газетных трубочек.
3
Практическая работа
Изготовление газетных трубочек. Изготовление круглой основы.
3
Оплетение каркаса карандашницы.
3
Практическая работа
Оплетение каркаса карандашницы.
3
Викторина
Оплетение каркаса карандашницы.
3
Практическая работа;
Самоанализ
Экскурсия
Экскурсия на праздник Дня оленевода
3
Беседа-диалог
5.2
Корзинка «Ягодное лукошко». Плетение «Двойная спираль».
Выбор способа плетения. Изготовление газетных трубочек.
1
2
Владеет технологией плетения «двойная спираль» и навыками декора.
Знает правила расчета расходного материала.
Уверенно владеет техникой плетения из газет.
Практическая. работа
Изготовление газетных трубочек. Плетение дна корзинки.
3
Практическая работа;
Тестирование
Изготовление газетных трубочек. Оплетение корзинки по кругу.
3
Наблюдение
Изготовление газетных трубочек. Оплетение корзинки по кругу.
1
2
Практическая работа
Изготовление газетных трубочек. Оплетение корзинки по кругу.
3
Практическая работа;
Самоанализ
Финишное оформление работы.
3
Наблюдение, мини-выставка
Экскурсия
Экскурсия в Дом природы
3
Беседа-диалог
6.
Живопись в технике обрывной аппликации.
2
31
6.1
Панно «Подсолнух».
Основы живописи и цветоведения.
Тень и полутень.
1
2
Владеет основными навыками цветоведения.
Ориентируется в световых тонах.
Практическая. работа.
Подбор цветовой гаммы бумаги. Обработка бумаги и нанесение на основу.
3
Самоанализ
Заполнение сердцевины цветка.
3
Беседа-диалог;
Практическая работа
Заполнение листьев и лепестков.
3
Наблюдение
Оформление основного фона картины.
3
Анализ работы
6.2
Картина «Вишня»
Подготовка и нарезка бумаги к работе. Поэтапное выполнение работы.
1
2
Владеет основными навыками цветоведения.
Практическая. работа.
Заполнение ягод по контуру.
3
Беседа
Заполнение стеблей и листьев.
3
Практическая работа
Оформление фона картины.
3
Наблюдение
Проработка теней по рисунку.
3
Практическая работа
Финишное оформление картины.
3
Выставка
7.
Творческий проект
2
16
Обозначается задача проекта, его форма. Выбирается проект «Изготовление панно»
1
2
Владеет навыками проектирования.
Беседа.
Анализ работы.
Проект.
Обозначение задачи проекта. Первоначальные идеи проекта
3
Опрос;
Собеседование
Проведение дизайн- спецификации, дизайн- анализа
3
Наблюдение
Разбор последовательности изготовления элементов панно. Проведение детальной разработки, спецификации элементов изделия.
1
2
Анализ;
Собеседование
Обозначение перечня инструментов, применяемых в изготовлении
Технологический этап проекта.
3
Практическая работа
Поэтапное выполнение элементов панно. Экономическая оценка материалов, используемых в проекте. Общая оценка изделия.
Реклама проекта.
3
Анализ
8.
Исследовательская работа
1
8
Смайлик вышитый бисером
Выбор и основание исследования,
Изучение истории русской вышивки,
Сбор информации. Схема изготовления изделия.
1
2
Владеет навыками исследовательской работы.
Беседа.
Технология вышивки смайлика.
3
Исследовательская/
практическая работа.
Финишное оформление работы.
3
Анализ
9.
Итоговое занятие
На занятии подводятся итоги работы за год. Учащиеся знакомятся с планами на следующий год.
Защита проектов. Оформление выставки творческих работ, выполненных в течение учебного года.
3
Подведение итогов.
Творческая выставка.
Итого:
37
179
Итого 216
Источник
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей (адаптированной) программе художественной направленности
«Мастерство без границ» (для детей с ОВЗ) (базовый уровень), срок реализации 1 год.
В последнее время растет уровень слабоуспевающих и неуспевающих учеников, что является одной из главных проблем современной школы. Слабоуспевающими принято считать учащихся с невысокими умственными способностями, плохо развитыми учебными умениями и навыками, низким уровнем памяти или тех, у кого отсутствуют действенные мотивы учения. Ученик может отставать по разным зависящим и не зависящим от него причинам: пропуски занятий по болезни, слабое общее физическое развитие, задержка психического развития.
Данный образовательный маршрут ориентирован на поддержку и развитие учащейся Д., направлен на личностное развитие и успешность (и т.д.), составлен с учетом уровня развития ребенка с ОВЗ. Рассчитан на 2018/19 учебный год.
У Д. поставлен диагноз — эпилепсия. Ребёнок контактен, доброжелателен, настроение в целом позитивное. Объём устойчивой работоспособности хаотичен, зависим от настроения. Инструкцию взрослого не всегда понимает с первого раза. Темп работы неустойчивый, процессы возбуждения и торможения разбалансированы, работоспособность низкая. Мелкая моторика развита слабо. Преобладает кратковременная, зрительная память (соответствует возрастной норме), вербальный материал запоминается с трудом. Память имеет неустойчивый характер. Уровень учебной мотивации средний.
1.создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.
2. получение первоначальных знаний.
3. приобретение практических навыков в области декоративно-прикладного творчества
4.овладение навыками самостоятельной работы.
5.развитие навыков самоконтроля и самооценки.
Успешное освоение содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мастерство без границ», участие в творческих конкурсах. Овладение навыками самостоятельной работы. Владение навыками самоконтроля и самооценки.
№
Наименование раздела/темы
Содержание работы
Количество часов
Дата/время
Планируемые результаты
Форма аттестации/
контроля
Теория
Практика
I.
Вводное занятие
Вводный инструктаж по ТБ. Знакомство с материалами и инструментами.
2
Освоил правила техники безопасности. Правильно организовал рабочее место.
Собеседование
II.
Работа с бумагой и картоном.
12
40
2.1
Техника «Бумагопластика»
2
6
Освоил простейшие приемы в технике «бумагопластика».
Умеет уверенно пользоваться инструментарием.
1.
Изготовление открытки «Цветок».
1
1
Практическая работа;
Беседа-диалог
2.
Панно из бумажных элементов, сложенных «гармошкой»
«На цветочной полянке».
2
Наблюдение
3.
Композиционное решение.
1
1
Викторина;
Анализ работы
4.
Открытка «Радужные цветы» из бумаги, сложенной «гармошкой».
2
Творческая работа
2.2
Техника «Обрывная аппликация»
1
5
Освоил технологии обрывной аппликации.
Владеет способом комбинирования (рисование, обрывная аппликация)
1.
Изготовление открытки в технике обрывной аппликации «Деревья поздней осенью».
1
1
Наблюдение
2.
«Снегири» комбинированная техника (рисование, обрывная аппликация).
1
1
Практическая работа
3.
Изготовление аппликации. Заполнение эскиза обрывными фрагментами. Прорисовка контура работы.
2
Творческая работа
Экскурсия в парк
Сбор природного материала.
1
1
Беседа-диалог
2.3
Техника «Торцевание»
3
5
Знает правила создания композиции. Владеет технологическим приемом торцевания.
1.
Панно «Дюймовочка».
Перевод рисунка на основу для объемной аппликации. Подготовка материала к работе.
1
1
Практическая работа
2.
Торцевание креповой бумагой (контурное и плоскостное).
1
1
Викторина;
Наблюдение;
Практическая работа
3.
Заполнение рисунка.
1
1
Беседа-диалог
4.
Оформление панно в рамку. Декорирование дополнительными элементами.
2
Творческая работа
2.4
Техника «Оригами». Изготовление модулей.
3
11
Умеет изготавливать базовые модули оригами.
Наблюдение
1.
Общие правила при изучении техники «оригами» базовые модули.
1
1
Опрос
2.
Изготовление фоторамки из базового модуля «треугольник».
2
Практическая работа
3.
Изготовление базового модуля «треугольник».
1
1
Самоконтроль
4.
Соединение модулей.
2
Практическая работа
5.
«Кленовый лист»- модуль трехлистника.
2
Практическая работа
6.
Магнит на холодильник «Подсолнух». Изготовление основы.
1
1
Игра
7.
Изготовление подсолнуха, листьев. Сборка сувенира.
2
Творческая работа
2.5
Техника «Бумагокручение» (квилинг)
3
13
Овладел техникой «квилинг» и навыками декорирования.
1.
Цветы «Маргаритки».
Нарезка полос; мелкая нарезка полос поперек.
1
1
Кроссворд
2.
Скручивание и формирование головки цветка.
2
Практическая работа
3.
Сборка цветка. Составление композиции.
2
Наблюдение
4.
Картина «Веточка рябины».
Изготовление спиралей – ягодки.
2
Практическая работа
5.
Изготовление листиков.
2
Практическая работа
6.
Изготовление веточек, расположение композиции на основе.
1
1
Игра
7.
Сборка картины «Веточка рябины».
2
Творческая работа
8.
Подведение итогов по теме «квилинг»
1
1
Конкурс ребусов
III.
Изготовление сувениров
8
34
Умеет изготавливать изделия декоративно-прикладного творчества
3.1
Изготовление сувениров из ниток
2
10
Владеет простыми приемами нитеграффии.
1.
Сувенир — подвеска сердечко из ниток.
1
1