Индивидуальный маршрут развития ребенка в детском саду образец по рисованию

Ирина Градова
Индивидуальный образовательный маршрут для одаренного ребенка (художественно-эстетическое развитие)

Индивидуальный маршрут педагогического сопровождения воспитанника

ФИО ребенка Анастасия Ш.

Дата рождения 05.02.201.

Дата начала индивидуального маршрута «»»»

Вид одаренности художественно-эстетическая

Характеристика ребёнка: Девочка хорошо развита всесторонне, активна, очень подвижна, самостоятельна, любит и умеет рисовать, придумывает свои интересные темы, выбирает разнообразные способы изображения, имеет внутренние предпосылки для высоких достижений в художественно-эстетическом развитии. Любимые темы в изобразительной деятельности: «Человек», «Растения», «Животные». Изображает различные сюжеты, хорошо прорисовывает человека, людей в движении. Старается передавать пропорции в изображении, рисунок размещает по всему листу. Адекватно реагирует на замечания взрослого, старается исправить ошибки. Наблюдая за ней, можно сделать вывод, что она не только рисует, но и экспериментирует, ищет что- то новое. Для неё характерна высокая чувствительность к новизне ситуации, проявляющаяся в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый предмет, звук, изображение и т. д. Часто проявляется познавательная потребность – потребность в новых впечатлениях. Девочка во время разговора с воспитателем и взрослыми задает много вопросов, её вопросы более глубоки по содержанию и шире по тематике. В данное время начала заниматься в художественном кружке при Центре внешкольной работы и в танцевальном кружке.

Цель (ИОМ):

— способствовать развитию художественных навыков

— формировать у ребёнка успешность, креативность в разных видах поисково-продуктивной деятельности

Задачи:

развивать способности ребенка в области художественного творчества;

— постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение к саморазвитию и самореализации через работу в зоне ближайшего развития, создание ситуаций успеха.

— повышение самооценки, уверенности в своих силах.

Реализация индивидуального маршрута: методы и приемы

1.Игровые: игры и упражнения на развитие воображения, фантазии, творческого мышления.

2.Практические: задания, с применением нетрадиционных техник изображения (в рисовании, лепке, аппликации).

3.Словесные: беседы с ребенком о жанрах, видах изобразительного искусства.

4. Технология сотрудничества с педагогом, со сверстником.

5. На занятиях используется метод творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности.

Ожидаемый результат: сформированность художественных навыков ребенка, самореализация ребенка (активное участие в конкурсах детского художественного творчества, участие в кружках по изобразительной деятельности, оформление выставок творческих работ.

Форма работы с родителями: консультации, практикум, беседы.

Форма работы: цикл индивидуальных занятий по развитию познавательных, творческих способностей, работа с родителями, оформление индивидуального портфолио.

Реализация индивидуального маршрута

Технологии, методы и приемы

— беседа;

— наблюдение;

— рассматривание;

— игровые ситуации;

— нетрадиционная изобразительная деятельность;

— организация выставок;

— моделирование;

— дополнительные занятия в совместной деятельности;

Система работы

Дата Тема Задачи Работа с родителями

Сентябрь

«Незаконченные рисунки»

Выявить невербальные творческие способности, уровень изобразительных

способностей, активность процесса воображения.

Провести анкетирование

«Нарисуй картинку» методика П. Торренса

Выявить оригинальность мышления, уровень изобразительных

способностей.

Ознакомить с результатами мониторинга

Диагностическое задание «Повторяющиеся фигуры»

Проверить способность к продуцированию множества разнообразных ассоциаций,

оригинальность мышления.

Ознакомить с результатами мониторинга

«Радуга-дуга» — рисование по сырому.

Познакомить с возможностями акварельных красок. Учить рисовать по сырому. (Только что прошел дождь, по небу еще несутся тучи, но уже выглянуло солнце, и показалась радуга.)

Консультация для родителей «Талант требует заботы»

Октябрь

Тема «Наш добрый друг — художник круг».

Привить навыки «быстрого рисования» с использованием шаблона-заготовки развить зрительную наблюдательность и изобразительную фантазию. Чтение познавательной литературы.

Предложить дома использовать другой шаблон,например: квадрат

Тема «Говорящие рисунки»

Развитие восприятия, воображения, формирование умения представлять реальные предметы по их схематическому изображению, учить выделять в предмете главные

отличительные черты

Предложить превращать в знакомые предметы, поиск познавательного материала в

информационно-коммуникационной сети.

Участие в выставке детского рисунка «Осенние фантазии»

Создание условий для формирования интереса к миру природы.

Содействие выявлению и развитию творческих способностей посредством

формирования эстетического вкуса, умения видеть красоту окружающего мира.

Предложить создать совместно с ребенком поделку на выставку.

«Осенний парк» — техникой монотипия

Познакомить с техникой монотипия: Дорогу и небо нарисуем в технике монотипии, сложив лист по горизонтали. А потом по небу поплывут облака разной формы, а на дороге мы увидим лужи и опавшие листья.

Предложить родителям закрепить дома рисование с помощью техники монотипия

Ноябрь

«Нарисуй музыку» — задание — упражнение.

Развитие психических процессов, развитие мелкой моторики рук.

Консультация «Организация условий для совместной творческой деятельности»

Тема «Семейный альбом».

Подготовка к созданию семейного альбома о профессиях своих родных.

Развивать словесное творчество, учить передавать его в изображении; развивать воображение.

Беседа на тему «Реализация совместных познавательно-творческих проектов».

Участие в конкурсе рисунков «Моя мама».

Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков

Совместные проекты исследовательской деятельности.

Буклет «Как развивать одаренность детей».Способствовать развитию творческого потенциала, сохранить веру в свои силы Просвещение родителей

Декабрь

«Заиндевелое дерево» — рисование восковыми мелками

Развитие фантазии, воображение: Стоит в зимнем лесу дерево — не шелохнется. (Рисуем дерево восковым мелком.) В утренние часы дерево окутано голубой дымкой (красим рисунок нежно-голубой краской, солнечным днем залито светом (красим рисунок желтой краской, а ночью погружено в таинственный полумрак (работаем фиолетовой краской).

Чтение познавательной литературы

Выставка рисунков,поделок «Зимняя сказка»

Развивать творческое воображение детей в процессе поиска и придумывания различных нетрадиционных техник при изготовлении поделок.

Предложить принять участие в выставке совместно с ребенком

Тема: «Композиция»

Развитие восприятия, воображения, формирование умения представлять

Читайте также:  Этапы речевого развития ребенка речевой онтогенез

реальные предметы по их схематическому изображению, учить выделять в предмете главные отличительные черты.

Чтение познавательной литературы

«Жанры изобразительного искусства» — рассматривание альбома

Продолжать знакомить с жанрами изобразительного искусства.

Экскурсия в школу искусств

Январь

Тема: «По мотивам любимых сказок».

Развитие восприятия, воображения.

Рассматривание работ известных художников-иллюстраторов

Диагностическое задание «Нарисуй какой хочешь узор»

Проверить умение детей задумывать и выполнять узор в геометрической фигуре определённой формы.

Ознакомить с результатами мониторинга

Творческое задание «Зимушка-Зима»

Учить создавать аллегорическое изображение зимы, передавать сказочный образ через ее наряд; закрепить умение изображать силуэт женщины в длинной шубе; учить изображать мех и хвою елки штрихами.

Консультация для родителей «Рисование и оттиск на стекле»— предложить родителям познакомить ребёнка с новой техникой рисования.

Игра: «Морозные узоры». Цветные ниточки

Развивать интерес к рисованию. (Возьмем нитки длиной 25-30 см, окрасим их в белый цвет, выложим, как захочется, на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведем наружу. Сложим половинки листа, прижмем их друг к другу, разгладим. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдернем одну нитку за другой. Развернем лист — получили интересный узор.

Оформить выставку: «Морозные узоры» в группе

Февраль

Игра «Несуществующее животное» — ТРИЗ

Развитие фантазии, воображение.

Чтение познавательной литературы о ТРИЗ

Открытки к праздникам: 23 февраля, 8 марта-творческое задание.

Развивать склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами.

Открытка – поздравление.

Творческое задание «Нарисуем портрет папы»

Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков

Участие в конкурсе д/с

Март

Творческое задание «Нарисуем портрет мамы»

Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков

Участие в конкурсе д/с

Творческое рассказывание по картине И. Левитана «Март»

Обучение умению чувствовать, понимать настроение картины подбирать эпитеты, сравнения и метафоры

Рассматривание репродукций картин известных художников

Участие в конкурсе рисунков «Моя мама»

Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков

Совместные проекты исследовательской деятельности.

Участие в конкурсе рисунков «Мир глазами детей»

Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков

Участие в муниципальном конкурсе

Апрель

«Полет в космос». — техника граттаж

Познакомить с техникой граттаж (процарапывание воскового слоя, покрытого сверху краской.) Развитие представления о композиции

Оформление гравюры к выставке «Космические зарисовки».

Проектная деятельность «Корабли будущего»

Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков

Совместные проекты исследовательской деятельности.

Участие в выставке детского рисунка в Центре внешкольной работы

Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков

Посещение выставки

«Зоопарк» — рисование с использованием разнообразных нетрадиционных техник

Познакомить с техниками рисования гофркартоном, ватными дисками, набрызгом, по клейстеру Развитие представления о композиции.

Оформление выставки «Эти забавные животные».

Май

«И плывут по небу облака» — рисование на сырой бумаге

Формирование представлений об образно-выразительных средствах. (Рисуем облака по сырой бумаге. Затем обсуждаем, на что же похожи облака на рисунках).

Прогулки, наблюдения

Творческое задание «Скоро лето»

Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности.

Рассматривание картин известных художников, прогулки, наблюдения

«Нарисуй картинку» методика П. Торренса

Выявить оригинальность мышления, уровень изобразительных способностей.

Ознакомить с результатами мониторинга

«Незаконченные рисунки»

Выявить невербальные творческие способности, уровень изобразительных

способностей, активность процесса воображения.

Ознакомить с результатами мониторинга

Диагностическое задание «Повторяющиеся фигуры»

Проверить способность к продуцированию множества разнообразных ассоциаций,

оригинальность мышления.

Ознакомить с результатами мониторинга

Целевые ориентиры:

по итогам работы — запланированные практические задачи привели к ожидаемому результату:

1. Участие в творческих конкурсах;

2. Использование ребенком нетрадиционных техник изображения в рисовании, лепке, аппликации;

3. Повышение познавательного интереса к рисованию, лепке, аппликации;

4. Желание к самостоятельной работе.

Рекомендации:

родителям рекомендуется в будущем записать ребенка в художественную школу. В дальнейшем предполагается продолжить индивидуальную работу по развитию художественных способностей ребенка.

Источник

Индивидуальный маршрут ребенка дошкольного возраста с признаками одарённости по художественно — эстетическому развитию (рисование) Лизы Б.

Индивидуальный образовательный маршрут — это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.

Цель индивидуального образовательного маршрута — помочь одаренному ребенку раскрыться в той или иной области развития.

Самым благоприятным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии. Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности.

Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью.

Способности всегда проявляются в деятельности, следовательно, и одаренность может проявляться и развиваться только в конкретной деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает удовольствие, радость. Чем больше дошкольник занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Больше всего это относится к специальным способностям: музыкальным, изобразительным, математическим и др.

В сентябре к нам в группу пришла девочка Лиза. Наблюдая за ней, я сразу обратила внимание, что она очень активна, любознательна, уверенна в себе. Любимым занятием Лизы является рисование. У девочки явно выражена способность к рисованию. Она тщательно, не выходя за линии разукрашивает картинки, может нарисовать простейшие фигуры.

Читайте также:  Какова роль игрушки в развитии ребенка

Для раскрытия творческого потенциала Лизы был составлен индивидуальный образовательный маршрут. Поскольку в сентябре и октябре была адаптация ребенка к детскому саду, было принято решение составить программу, начиная с ноября, длительностью 7 месяцев.

Ф. И. ребенка –Елизавета Б.

Дата рождения – февраль 2017г.

Вид одаренности – художественно-эстетическое (рисование).

Срок реализации индивидуального маршрута – 7 месяцев (ноябрь 2019г. – май 2020г.)

Большую роль в воспитании ребенка играет участие мамы и папы. В семье созданы все условия для полноценного развития ребенка.

Запрос родителей: интеллектуальное, художественно-эстетическое развитие ребенка. Периодичность занятий — 1 раз в неделю в групповой комнате.

Длительность – 20-30 минут.

Воспитатель: Савчук Ольга Владимировна.

Цель разработки индивидуального маршрута: совершенствование художественных навыков, изучение нетрадиционных навыков рисования ребенком.

Задачи:

— развивать способности ребенка в области художественного творчества,

— овладение нетрадиционными приемами и технологиями рисования,

— воспитывать эстетические чувства, чувство «прекрасного»,

— совместно с родителями создать условия для поддержания интереса к художественному творчеству.

Ожидаемые результаты:

— ребенок овладеет нетрадиционными приемами и техниками рисования,

— развитие навыков и умений пользоваться разнообразными средствами изображения,

— повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Работа с девочкой:

— совместная деятельность взрослого и ребенка;

— рассматривание иллюстраций;

— чтение художественной литературы;

— продуктивная деятельность под музыку,

— игры и упражнения под тексты стихотворений;

— наблюдение за природой;

— рассматривание игрушек;

— оформление выставки.

План индивидуальных занятий по художественно – эстетическому воспитанию (рисование) с Лизой Б. по месяцам.

Ноябрь.

1. Мониторинг

— Выявить, что ребенок больше любит рисовать и выявить технику рисования. — Наблюдение за девочкой во время занятий по ИЗО и в самостоятельной деятельности.

Занятие 1. «Кленовый лист». Разукрашивание цветными карандашами.

— аккуратное разукрашивание, не заходя за контур,

— выбор ярких цветов для создания осенних красок,

— рассматривание настоящих кленовых листьев,

— составление букета из листьев.

Занятие 2. «Дождь, какой он?» Рисование штрихами. Использование гуаши.

— совершенствовать умение рисовать штрихи красками,

— прослушивание записи дождя (спокойного, ливня, с другими звуками природы),

— изучение синей палитры красок – от светло голубого до темно синего,

— вызов эмоционального интереса к дождю, изображение звуков дождя с помощью пальчиков, голосом, другими предметами.

Занятие 3. «Лужи». Рисование свечой.

— учим девочку технике рисования свечой,

— беседа о свече,

— рассматривание картинки с лужами и детьми,

— обсуждение, что надеть, чтоб не промокнуть.

Занятие 4. «Веселое настроение». Рисуем кистью и красками.

— пробуем выразить наше настроение с помощью красок,

— учимся смешивать цвета,

— слушаем веселую музыку.

Декабрь.

Занятие 5. «Падает снежок». Рисование снега методом «тычка».

— учить рисованию техникой «тычки»,

— наблюдение за падающим снегом,

— чтение стихов о снеге.

Занятие 6. «Елочка». Рисование ладошками.

— совершенствовать умения рисовать в данной технике,

— развивать композиционные умения,

— воспитывать аккуратность,

— рассматривание картин с елочками,

— чтение стихотворения К. Чуковского «Ёлка».

Занятие 7. «Снеговик». Рисование ватными палочками.

— совершенствовать умения рисования в данной технике,

— рассматривание снеговика,

— чтение сказки Т. Домаренок «Снеговик из леса».

Занятие 8. «Белые снежинки». Рисование снежинок мелками для рисования. Рисуем прямыми линиями.

— учимся рисовать прямые линии разной длины,

— рассматривание рисунков разных снежинок,

— прослушивание песенки про снежинки,

— представление себя снежинкой, импровизированный танец под прослушанную песенку.

Январь.

Занятие 9. «Елочные игрушки». Рисование кисточкой с краской кругов  и закрашивание их.

— пробуем рисовать гуашью ровные круги – елочные шары, раскрашиваем,

— составление из нарисованных шаров длинной гирлянды и развешивание в группе,

Занятие 10. «Снегирь». Рисование ладошкой.

— продолжаем развитие у Лизы  художественных способностей нетрадиционной техникой рисования – рисованием ладошкой,

— воспитываем бережное отношение к птицам,

— рассматривание картинки снегиря,

— загадки о птицах.

Занятие 11. «Рябина». Рисование пальчиками.

— учим рисовать пальчиками ягодки рябины,

— рассматривание картины «Веточка рябины».

Занятие 12. Совместное рисование девочки с родителями (мамой).

— выбор метода рисования самостоятельно,

— совместное оформление картины.

Февраль.

Занятие 13. «Санки». Рисование карандашом по имеющемуся контуру.

— учим аккуратно обводить линии, стараясь не отрывать руку и не выходить за контуры,

— подбираем цвета для санок,

— рассматривание картинок с санками, как и где можно на них кататься,

— прослушивание русских народных песен на зимнюю тематику.

Занятие 14. «Волшебные узоры». Рисование ватной палочкой узоров на окнах.

— рассматривание картинок и беседа о том, какие бывают узоры на окнах и почему они появляются,

— пробуем срисовать уже имеющийся рисунок при помощи ватной палочки,

Занятие 15. «Кораблик для папы». Рисование ладошкой.

— продолжаем учить девочку рисовать с помощью ладошки,

— привить Лизе чувство патриотизма, желание делать подарки близким людям,

— беседа о Дне защитника Отечества,

— рассматривание иллюстраций, открыток с Днём защитника Отечества.

Занятие 16. «Лопата для снега». Рисование методом «тычка».

— совершенствуем рисование с помощью техники «тычка»,

— беседа о том, чем можно убрать снег с дороги,

— рассматриваем картинки со снегоуборочной техникой,

— стишки про снег.

Читайте также:  Кризисы развития ребенка до года

Март.

Занятие 17. «Весенние цветы для мамы». Рисование ладошкой.

— закрепляем умение рисовать техникой «ладошкой»,

— развиваем образное воображение, цветовое восприятие, творчество,

— воспитываем желание сделать приятное маме,

— рассматривание иллюстраций весенних цветов,

— стихи о празднике 8 Марта.

Занятие 18. «Мимоза для бабушки» Рисование поролоном.

— упражняем в рисовании поролоном,

— учим наносить отпечатки у основания стебля,

— воспитываем аккуратность в работе, развиваем чувство композиции,

— рассматриваем веточку мимозы,

— чтение стихов о бабушке.

Занятие 19. «Пушистая верба» Рисование ватными палочками.

— упражняем в передаче изгибов ветки, маленьких веточек,

— развиваем мелкую моторику руки,

— рассматривание веточки вербы,

— находим отличия от других веток.

Занятие 20. «Пришла весна, бегут ручьи». Рисование кистью.

— продолжаем учить Лизу отражать в рисунке красоту весенней природы,

— закрепляем приёмы работы с кистью,

— рассматриваем картину «Бегут ручьи»

— чтение стихов о весне.

Апрель.

Занятие 21. «Ракета». Рисование свечой.

— продолжаем учить девочку технике «рисование свечой»,

— упражняем в аккуратном закрашивании рисунка гуашевыми красками,

— рассматривание картинки ракеты.

— рассказ о Юрии Гагарине.

Занятие 22. «Букет сирени». Рисование пальчиком.

— закрепляем умение выбирать технику для выполнения рисунка,

— развиваем мелкую моторику,

— воспитываем желание доводить начатое дело до конца,

— рассматриваем ветки сирени, изучаем цвет, запах, размер.

Занятие 23. «Одуванчики». Рисование методом «тычка».

— упражняем в методе рисования «тычком»,

— создаем картину весеннего луга,

— играем в «Узнай цветок»,

— чтение сказки про одуванчик.

Занятие 24. «Дерево». Рисование ватными палочками.

— учим рисовать дерево, передавая изгибы, строение, размер, ветви,

— упражняем в рисовании ватными палочками,

— развиваем моторику кисти рук.

Май.

Занятие 25. «Салют». Рисование методом «тычка».

— закрепляем умение правильно держать кисть,

— закрепляем представления о цвете,

— прививаем аккуратность при работе с краской,

— беседа о празднике День Победы.

— рассматриваем иллюстраций с салютом.

Занятие 26. «День Победы» Разукрашиваем открытку.

— разукрашиваем заранее подготовленную открытку, посвященную Дню Победы (карандашами или мелками на выбор),

— прослушиваем песню «День Победы».

Занятие 27. «Рисование по замыслу»

— предлагаем на выбор технику рисования,

— совершенствуем умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках,

— беседа «Что ты хочешь нарисовать?»

Занятие 28. Подведение итогов – выставка работ Лизы в группе.

В результате планомерной и систематической работы с ребенком:

— закрепились навыки держать карандаш и кисть правильно;

— повысился познавательный интерес к рисованию;

— активизировалась мыслительная деятельность ребенка;

— усилилось желание к самостоятельной работе;

— узнала и начала самостоятельно использовать различные техники рисования.

Эти достижения помогут в дальнейшем развитию познавательного интереса к изобразительному искусству.

Работа с родителями.

Цель: Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных ребенком в детском саду.

— беседы с родителями;

— консультации для родителей;

— оформление уголка для родителей по данной теме;

— выставка работ ребенка.

— совместная творческая деятельность.

Работа с родителями ребенка с признаками одаренности Лизы Б.

1. Консультация: «Одарённый малыш или как развить в ребёнке талант»

2. Консультация: «Учим держать карандаш и кисточку правильно»

3. Беседа с родителями Лизы на тему: «Организация уголка творчества дома».

4. Мастер класс для родителей: «Рисуем ладошками».

5. Мастер класс для родителей «Рисуем методом «тычков».

6. Домашнее задание родителям: нарисовать рисунок, используя нетрадиционные техники рисования.

7. Персональная выставка ребенка и родителей в группе «Рисуем вместе»

Рекомендации родителям.

1. Организовать дома уголок творчества для Лизы.

2. Приобрести достаточное количество альбомов, кистей разного размера, гуаши и акварели с большим выбором цветовой гаммы, а также наглядных альбомов по рисованию различных росписей, животных, птиц, насекомых для поддержания стойкого интереса к художественно-эстетическому развитию.

3. Создать дома с ребенком альбом «Нетрадиционных методик рисования». Закрепление усвоенных техник, рисование в домашних условиях.

4. Рисовать совместно с ребенком.

5. Участвовать в конкурсах художественной направленности ДОУ, различных сайтах.

Заключение.

Способности в отличие от задатков – приобретенное качество. Именно в годы детства внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности, в том числе, одаренность, не получающие постоянного подтверждения, могут стереться со временем.

Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте, если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка.

Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у девочки творческих способностей, фантазии, воображения.

Список литературы.

Авдеева Н. И. «Одарённые дети» М. издательский центр «Академия»2008.

Бурменской Г. В. «Одаренные дети». Под редакцией. М., 1991.

Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М., 1991.

Ковалькова О. Н. «Одаренность» М. академия,2010.

Лейтес Н. С. «Умственные способности и возраст» М., 1971.

В. В. Чурсина «Одарённые дети в детском саду и в семье» М. Педагогика. 2006.

Источник