Индивидуальный маршрут развития ребенка с зпр воспитателя

Сопровождение – это не единовременная помощь, а  долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем.

 Индивидуальное сопровождение – это система, взаимосвязанных  по целям, времени, задачам и согласованных действий всех специалистов, направленных на оказание всесторонней помощи ребенку, его родителям, педагогам в выявлении проблем в его развитии, поиске их эффективного решения, а так же направлено на всестороннее развитие задатков, способностей ребенка.

      Осуществление индивидуального сопровождения ребенка в ДОУ.

1.              Собирается информация о ребенке, его родителях, условиях жизни и др.

Изучаются медицинские показания (проводят мед. работники). Берется на заметку:

Группа здоровья.

Изучают заключения специалистов о состоянии здоровья.

Выявляют, стоит ли ребенок на инвалидности.

На основании изучения документации выявляют детей  «группы риска» и доводят до сведения администрации, воспитателей той группы, куда идет ребенок.

Выявление условий семейного воспитания проводят воспитатели группы, психолог:

*Условия проживания.

*Вредные привычки родителей.

*Тип воспитания. Неблагополучные семьи берутся на заметку.

2.  Изучаются особенности ребенка в период адаптации к условиям детского сада. Это очень важный период, как для ребенка, так и для всех, кто с ним работает. Потому что, именно в это время важно выявить все проблемы, связанные с развитием ребенка.  Обращается внимание на:

·                  Коммуникативное  поведение.

·                  Эмоциональное поведение.

·                  Познавательную сферу.

·                  Игровую деятельность.

3.              Анализ полученной информации и  выбор индивидуального маршрута сопровождения.                                      Составляется индивидуальный план развития.

4.              Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

Работа воспитателей в группе, оздоровительные мероприятия, занятия с логопедом, психологом и другими специалистами в детском саду. 

5.              Анализ выполненных рекомендаций всеми участниками сопровождения (Что удалось? Что не получилось? Почему?). Выбор дальнейшего пути.

Все эти шаги условны, т.к. у каждого ребенка своя проблема, в решении которой используются адекватные пути. У всех участников   индивидуального сопровождения ребенка  в ДОУ присутствует заинтересованность  в судьбе ребенка, желание помочь. Активно привлекайте родителей в процесс  сопровождения, т.к.  именно родители в первую очередь должны быть осведомлены о проблеме ребенка.   Формируйте у родителей мнение на проблему ребенка.

В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство.  Сегодня по отношению к проблемным детям широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной , мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.

В эти условия входят:

определённые организационные формы обучения;

определённая система коррекционно-развивающего обучения (КРО);

содержание индивидуально-групповых коррекционных занятий;

индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;

 Индивидуальный подход воспитания и обучения к каждому ребёнку с разными образовательными возможностями и потребностями  помогает создать условия для развития личности и основывается на знании индивидуальных особенностей дошкольника. Поэтому дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальной коррекционно-развивающей программе.                                                                                                                               

Структура индивидуальной программы для конкретного ребёнка включает в себя:

диагностику;

индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;

характеристику динамики развития ребёнка по разделам программы.

Материализацией индивидуальной программы сопровождения ребёнка с ЗПР является специальная индивидуальная карта сопровождения развития и обучения, в которой отражаются все этапы коррекционно-развивающего процесса применительно к конкретному ребёнку.

Построение индивидуального маршрута начинается с комплексной диагностики, которую проводят специалисты:  учитель – дефектолог, учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель  и педагог-психолог. Причём каждый специалист ставит свой собственный диагноз, иными словами, он ищет место приложения своего профессионального мастерства по отношению к каждому ребёнку. Одну из проблем специалист выделяет более чётко, другие в это время решаются в фоновом режиме, но постоянно их подразумевает, соизмеряя с ними свои действия и полученные результаты. Таким образом, постановка диагноза каждым специалистом – это видение индивидуальных характеристик каждого ребёнка, возможностей его развития и социальной интеграции в современное общество

Читайте также:  Переломные моменты в развитии ребенка

Все этапы диагностики, отражаются в «индивидуальной карте развития ребёнка». Структура этой карты включает в себя следующее:

общие сведения о ребёнке.

анамнестические данные

 психолого-педагогическое обследование, которое включает:

внешний вид ребёнка (осанка, походка, координация движений, взгляд, мимика лица).

исследование движений и действий (состояние опорно-двигательного аппарата и оценка двигательных возможностей, подвижность и моторика пальцев , готовность руки к овладению письмом).

состояние познавательной деятельности (пространственные представления, временные представления, тактильный предметный гнозис, мышление (матрица фигур, классификация картинок «Что к чему?», «Почини коврик», счёт).

изучение представлений о ближайшем окружении, об окружающем мире, математические представления.

состояние игровой деятельности.

состояние продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

состояние психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление)

состояние эмоционально-волевой сферы (контактность, волевые проявления, работоспособность, мотивы деятельности, продуктивность).

особенности речевой деятельности (звукопроизношение, фонематические восприятие, звуковой анализ, состояние звуковой структуры слова и лексики, грамматический строй и связная речь).

 Изучение каждого процесса происходит с помощью различных диагностических методик 

 Затем педагогами разрабатывается индивидуальная программа развития ребёнка (индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут).

В основе построения индивидуального образовательного маршрута стоит организация оптимальных для ребёнка условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков. Способ построения индивидуального маршрута характеризует особенности обучения и развития на протяжении определённого времени  (весь период воспитания и обучения в группе).

Мы определили принципы построения индивидуального образовательного маршрута. Это-

 Диагностика.

Индивидуальный подбор педагогических технологий.

Систематический контроль и корректировка.

Наблюдение.

Пошаговая фиксация.

Наметили цели работы по построению индивидуального коррекционно-развивающего маршрута для конкретного ребёнка:

 -повышение уровня общего развития ребёнка, восполнение пробелов предшествующего воспитания и обучения,

-индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных знаний, умений и навыков,

-социально-личностное развитие ребёнка и оказание ему необходимой коррекционно-педагогической помощи.

-коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи,

-направленная подготовка к восприятию элементов учебного материала.

Вся коррекционная работа в ДОУ осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребёнка, когда содержание индивидуальной деятельности не  имеет формальный характер.  Исходя из принципов построения индивидуального коррекционно-развивающего маршрута, в соответствии с программами:  «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» (Е.А. Стребелева), « Подготовка к школе детей с ЗПР» (С.Г. Шевченко), в рамках каждой задачи педагоги  определяют собственные направления коррекционной работы индивидуально для каждого ребёнка:

сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов – образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;

освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);

освоение продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом), способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребёнка;

накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;

уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;

формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;

развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;

формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности;

формирование элементов учебной деятельности;

формирование адекватных эмоционально — волевых проявлений и способов общения и взаимодействия.

Динамику коррекционно – развивающего процесса отражаем в листе контроля (лист обследования) динамики.  Лист контроля динамики развития заполняется на основе заключений специалистов учреждения по итогам обучения и воспитания в январе и мае. Структура данного документа включает характеристику динамики развития ребёнка по разделам: игровая деятельность, развитие речи, обучение грамоте, формирование элементарных математических представлений, самообслуживание,  физическое развитие, эмоционально – волевая сфера, продуктивные виды деятельности.

Читайте также:  Таблицы закономерности и особенности развития ребенка от 3 до 7 лет

 Характеристика динамики развития ребёнка предполагает следующие виды: положительная динамика: высокий уровень; положительная динамика: выше среднего уровень; относительно – положительная динамика: средний уровень; незначительная динамика: низкий уровень; отрицательная динамика (невозможность ребёнка усвоить содержание того или иного раздела программ); волнообразная динамика; избирательная динамика. Динамика развития зависит от выраженности нарушения.  Основными показателями умственного развития ребёнка являются общие интеллектуальные умения: принятие задания, понимание условий этого задания, способы выполнения – пользуется ли ребёнок практической ориентировкой; обучаемость в процессе диагностического обследования; интерес к познавательным задачам, к продуктивным видам деятельности и отношение к результату своей деятельности.

Индивидуальная карта сопровождения развития и обучения является документом, фиксирующим проводимые специалистами ДОУ диагностико-коррекционно-развивающие мероприятия, их эффективность, характер индивидуальных изменений в обучении и психическом развитии дошкольника, данные готовности ребёнка к школе. 

Основными средствами реализации предназначения образовательного учреждения являются:

·   Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие психических  и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

·  Реализация  специализированных (коррекционных) программ дошкольного образования: Программа  «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е.А. Стребелевой,программа «Подготовка к школе детей с ЗПР» под редакцией С.Г. Шевченко, программа «Здоровье» (В.Г. Алямовская), технология М. Монтессори (сенсомоторика), а так же используются коррекционные методики, которые  не противоречат  основным     направлениям образовательной  работы по  вышеуказанным   программам,   совершенствуют содержание образования и  обеспечивают его программно-методическими материалами. Процессы воспитания и обучения  не противоречат друг другу, взаимодополняют и обогащают развитие ребенка. Реализуя каждый раздел программы, сохраняется общая тенденция преемственности в обучении и воспитании детей, непрерывности образования, обеспечивающих ребенку успешное продвижение вперед на каждом из последовательных возрастных этапов его  развития. Создается личностно-ориентированная образовательная среда, направленная на:                                                       

·  Обеспечение  конституционного права каждого ребенка на охрану жизни и  здоровья, получение гуманистического  образования, предусмотренного  Конституцией  РФ, Законом РФ «Об образовании»

·  Освоение дошкольниками обязательного минимума содержания дошкольного образования.

·  Использование современных  развивающих технологий, обеспечивающих качество образовательного процесса: проблемно-диалогическое обучение, игровые технологии обучения.

·  Предоставление  воспитанникам возможности реализовать себя в различных видах деятельности: игровой, учебной, коммуникативной, организаторской, трудовой в специально-организованных формах обучения и свободной деятельности, создание  личностно-ориентированной  образовательной  среды.

·  Организация комплексного подхода к ребенку со стороны всех    участников педагогического процесса.

·  Построение  воспитательно-образовательной  работы на основе психолого-медико-педагогической диагностики.

·  Обеспечение  благоприятного  психологического  климата, развитие совершенствование предметно — развивающей среды.

Таким образом, в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР   развивается мыслительная  деятельность, что способствует эффективному освоению детьми таких действий, как сравнение, обобщение, анализ, синтез.

В результате работы у детей повышается уровень познавательной и мыслительной деятельности, улучшается  память, внимание;  активизировался пассивный и активный словарь. Дети становятся общительными и организованными, что свидетельствует о правильно организованной коррекционно – развивающей деятельности.

Источник

Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка – детский сад № 87

Утверждаю

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 87

________________К.Е.Некрасова

Приказ №_______

                                                                                                                                                                                        «_____» ______________  2019 г.

Читайте также:  Методы изучения развития ребенка младенческого возраста

Индивидуальный образовательный маршрут

Ф.И.О. ребенка:  __________

 Дата рождения: __________

Основания: Заключение ЦПМПК от __________

Заключение ЦПМПК: обучающийся с ОВЗ. Выявлены трудности, обусловленные нарушением познавательной деятельности и всех компонентов речи.

Рекомендации ЦПМПК: ЦПМПК рекомендует обучение по АОП дошкольного образования обучающихся с задержкой психического развития,  с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Направления коррекционно – развивающей работы и психолого – педагогической помощи:

учитель – логопед: коррекция фонетико-фонематической, лексико-грамматической стороны речи, слоговой структуры слов, связной речи, формирование навыков звукового анализа и синтеза;

учитель – дефектолог: развитие познавательной деятельности, высших психических функций, формирование предпосылок к учебной деятельности;

педагог – психолог: развитие познавательной деятельности, произвольной регуляции деятельности,  коммуникативных навыков.

Рекомендуемые условия обучения: дозирование эмоциональной и учебной нагрузки  с учетом индивидуальных особенностей ребенка, реализация индивидуального подхода.

Индивидуальный образовательный маршрут составлен в соответствии с ФГОС дошкольного образования, в соответствии с п. 6част1 статьи 6 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013. № 19, ст. 2326, № 30, ст. 4036, подпунктом 5.2.41 Положения о Министерства образования и науки РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013г. № 446 (Собрания законодательства РФ, 2013, № 23, ст 2923;  № 33, ст.4386; №37, ст 4702), пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов  и внесение в них изменений, утвержденных в  постановлением Правительства Российской Федерации, 2013, № 33, ст.4377)

В ИОМ учитываются:

индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие  особые образовательные потребности.

Цель ИОМ:  

Создание условий, способствующих развитию личности ребенка, обеспечивающих в полной мере реализацию его потенциальных возможностей.

Основные задачи коррекционного обучения:

— развитие понимания обращенной речи;  обогащение и активизация словарного запаса; формирование простой фразы, навыков продуктивного взаимодействия;

— социализация ребенка в обществе,  развитие коммуникативных навыков, формирование эмоционального интеллекта,  развитие волевых качеств;

— помощь в освоении АОП.

Срок реализации ИОМ —  1 год

График посещения детского сада ребенком:  понедельник – пятница – 8.00 – 18.00 

Педагог-психолог

Направления работы

Диагностическая работа:

-диагностика уровня психофизического развития и индивидуальных особенностей ребенка (обследование аффективно-эмоциональной и социально-личностной сферы, сформированности коммуникативных и игровых навыков, уровня познавательной активности и моторного развития);

— повторные обследования ребенка в течение года (январь, май);

-коррекция индивидуальной программы работы с ребенком по результатам диагностических обследований.

Коррекционно-развивающая работа:

-проведение коррекционно-развивающих игровых занятий (подгрупповых, групповых и индивидуальных);

-решение проблем взаимодействия в диаде родитель-ребенок, обучение родителя эффективным техникам взаимодействия с ребенком.

Консультативная работа:

— проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросам развития и воспитания ребенка; оптимизации взаимодействия с ребенком в семье, ребенка с другими детьми и взрослыми; организации развивающей среды для ребенка дома;

— проведение консультаций по запросу родителей, по вопросам личных психологических трудностей родителей;

— обеспечение участия родителя в групповых консультациях, семинарах-практикумах, тренингах.

Психопрофилактическая работа:

— оказание помощи ребенку и семье в период адаптации к условиям пребывания в детском саду;

— составление рекомендаций по предупреждению эмоциональных перегрузок ребенка;

— изучение медицинской документации на ребенка;

— создание адекватного представления родителей о диагнозе, возможностях ребенка и возможных способах коррекции нарушений;

-подбор литературы по проблемам развития и воспитания ребенка по запросу родителя и по необходимости.

Источник