Индивидуальный маршрут развития ребенка с зпр для логопеда
Юлия Данченкова
Индивидуальный образовательный маршрут по логопедии для ребёнка с ЗПР
Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития
Этапы работы Направления работы Коррекционно-речевые задачи Рекомендованные игры и задания
Подготовительный этап (октябрь)
Сенсорное развитие 1. Развивать органы чувств (слух, зрение,
обоняние, осязание, вкус).
2. Закрепить знание основных цветов иоттенков,форме и величине предметов,
обогатить представления о них.
1. Упражнения в узнавании, классификации,
сравнении, цвета, формы, величины предметов геометрич. фигур.
2. Использовать телесно-ориентированные
упражнения, глазодвигательные упражнения,
релаксационные упражнения, растяжки, самомассаж, элементы психогимнастики.
Развитие психических функций
1. развивать все виды восприятия, учить
воспринимать и учитывать при сравнении
предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств.
2. Совершенствовать, характер и
содержание способов обследования
предметов, способность обобщать.
3. Развивать все виды внимания, память,
стимулировать развитие творческого
воображения, исключать стереотипность мышления.
1.Рекомендуемые игры и упражнения: «Где постучали?»,
«Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай
шепот»1, «Где поет птичка?», «Жмурки с колокольчиком»,
«Найди бубенчик», «Поймай барабанщика», «Сложи радугу»,
«Теплые и холодные цвета», «Цветные колпачки», «Чудесный
мешочек», «Что в мешочке» и т. п
Развитие мелкой моторики
1. Развивать мелкую моторику рук и
совершенствовать графические навыки.
1. Обводка, закрашивание и штриховка по
трафаретам (по лексическим темам I периода обучения).
2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.
4. Печатание пройденных букв в тетради.
5. Использовать пальчиковую гимнастику по всем
лексическим темам и при знакомстве с изучаемыми буквами.
6. Использование массажных упражнений.
7. Выкладывать изображения и буквы с помощью
спичек, верёвочки, природных материалов.
8. Использовать пальчиковую гимнастику, по всем
лексическим темам, кинезиологические пальчиковые
упражнения («кулак-ребро-ладонь» и пр.) и при
знакомстве с изучаемыми буквами.
9. Лепка, аппликация, рисование.
Развитие общих речевых навыков
1. Вырабатывать чёткие,
координированные движения органов
речевого аппарата.
2. Формировать правильное речевое дыхание.
3. Работать над постановкой
диафрагмального дыхания.
4. Работать над мягкой атакой голоса.
Выработка у детей умения пользоваться
громким и тихим голосом.
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Дыхательная гимнастика.
Основной этап Коррекция звукопроизношения
1. Разрабатывать речевой аппарат,
подготовка его к постановке звуков.
2. Сформировать правильное
произношение и первоначальное закрепление
неправильно произносимых звуков и
отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).
3. Автоматизировать звуки в слогах,
словах, предложениях, словосочетаниях,
связной речи.
1. Проведение общей и специальной
артикуляционной гимнастики.
2. использовать элементы биоэнергопластики
3. Постановка нарушенных звуков.
4. Автоматизация поставленных звуков.
Работа над слоговой
структурой слова
(индивидуально, на
материале правильно
произносимых данным
ребёнком звуков)
1. Учить говорить слова сложной
слоговой структуры сначало изолировано,
потом в словосочетаниях, потом в
предложениях, соблюдая последовательность
и количество слогов, интонационно
правильно оформляя их.
2. Выполнять слоговой анализ и синтез
слов из одного, двух, трех слогов; подбирать
слова заданным количеством слогов.
1. Плавно переключаться со слога на слог.
2. Плавно произносить стечения согласных в рамках
одного слога.
3. «Наращивать» слова.
4. Произносить слова со стечением согласных.
5. Делить слова на слоги, подсчитывать слоги,
называть 1-ый, 2-ой, 3-ий и пр. слог в слове.
Развитие
фонематического
слуха и навыков
языкового анализа и
синтеза, подготовка к
1. Развивать слуховое внимание на
материале неречевых звуков (звучащие
игрушки, хлопки).
2. Развивать слуховое внимание на
материале гласных звуков.
1. Знакомство с гласными звуками [а], [у], [о], [и],
[ы], [э],
2. Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных
звуков (ау, уа и т. д.).
3. Выделение гласного в начале слова (Оля, в конце
обучению грамоте 3. Развивать слуховое внимание на
материале согласных звуков.
4. Знакомить с буквами.
5. Формировать умение осознанно читать
слоги, слова, предложения, тексты с
изученными буквами.
слова (пила, в середине односложных слов (шар, бык,
стол и т. п.).
4. Подбор слов на гласные звуки.
5. Знакомство с согласными звуками.
Совершенствование умения выделять звук из ряда звуков,
на фоне слога, слова.
6.Знакомство с понятиями: «гласный звук» и
«согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый
согласный звук» и «мягкий согласный звук».
7. Выделение изучаемых согласных звуков из слова
(начало, конец, середина).
8. Определение последовательности звуков в слоге,
слове.
9. Определение количества звуков в слоге, слове.
10. Определение ударнозо слога, звука в слове.
11. Составление звуко-слоговой схемы слов.
12. Выкладывание слогов, слов из букв, чтение
прямых и обратных слогов с изученными буквами.
13. Совершенствование умения «печатать» буквы,
слоги, слова, предложения с пройденными буквами.
14. Закрепление умения выкладывать буквы из
палочек, кубиков, мозаики, шнурочка; лепить их из
пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами
или «зашумленные» буквы; различать правильно и
неправильно «напечатанные» буквы.
15. Читать слоги, слова, предложения, тексты с
изученными буквами.
16. Закрепление знания известных детям правил
правописания.
17. Формирование умения решать кроссворды,
разгадывать ребусы, читать изографы.
Развитие словаря 1. Расширять, уточненять и
активизировть словарь на основе
систематизации и обобщения знаний об
окружающем в рамках изучаемых
лексических тем.
1. Пополнение активного словаря
существительными с уменьшительными и
увеличительными суффиксами
2. Обогащение экспрессивной речи сложными
словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами
3. Упражнять в словообразовании.
и словами-синонимами.
3. Расширение представления о переносном
значении и активизация в речи слов с переносным
значением.
4. Обогащение экспрессивной речи прилагательными
с уменьшительными суффиксами, относительными и
притяжательными прилагательными.
5. Дальнейшее овладение приставочными глаголами.
6. Практическое овладение всеми простыми
предлогами и сложными предлогами.
7. Обогащение экспрессивной речи за счет имен
числительных, местоименных форм, наречий,
причастий.
Совершенствование
грамматического
строя речи
1. Формировать грамматические
категории имён существительных,
прилагательных, глаголов, местоимений,
числительных, наречий (по лексическим
темам)
2. Формировать навыки правильного
согласования имён существительных,
прилагательных, глаголов, местоимений,
числительных, наречий.
3. Формировать навыки грамматически
правильного составления предложений.
4. Формировать навыки анализа
предложений и составления графических схем
предложений.
1. Совершенствование умения образовывать и
употреблять имена существительные единственного и
множественного числа в именительном падеже по всем
изучаемым лексическим темам (заморозок — заморозки,
гриб — грибы, береза — березы, яблоко — яблоки).
2. Закрепление умения образовывать и употреблять
имена существительные единственного и
множественного числа в косвенных падежах как в
беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с
предлогами по всем изучаемым лексическим темам
(дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по
конюшне, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам,
жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о
белках).
3. Совершенствование умения образовывать и
использовать имена существительные и имена
прилагательные с уменьшительными суффиксами по
всем изучаемым лексическим темам (листочек,
картошечка, пальтишко; кругленький).
4. Формирование умения образовывать и
использовать имена существительные с
увеличительными суффиксами (медведище, головища) и
суффиксами единичности (горошинка, клюквинка).
5. Закрепление умения согласовывать
прилагательные и числительные с существительными в
роде, числе и падеже; подбирать однородные
определения к существительным (косой заяц, голубая
стрекоза, длинноногие журавли; быстрая, проворная,
стремительная ласточка).
6. Закрепление умения образовывать и использовать
возвратные глаголы, глаголы в разных временных
формах (собираться, притаиться; улетает, улетел,
улетит).
7. Согласование глаголов с существительными
единственного и множественного числа (яблоко растёт,
яблоки растут).
8. Согласование существительных с
прилагательными в роде, числе, падеже.
9. Согласование существительных с
притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои.
10. Согласование числительных два и пять с
существительными.
11. Совершенствование навыков составления
простых предложений по вопросам, по демонстрации
действия, по картине; распространения простых
предложений однородными членами.
12. Совершенствование навыков составления и
использования сложносочиненных предложений и
сложноподчиненных предложений с придаточными
времени и причины (Мы пошли кататься с горки, когда
закончился снегопад. Девочки намочили рукавички, потому
что лепили снеговика.)
13. Закрепление навыков анализа простых
распространенных предложений без предлогов и с
простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее)
и навыка составления графических схем предложений.
Развитие связной
речи
1. Составлять простые распространённые
предложения.
2. Обучать задавать вопросы и отвечать на
1. Формирование желания рассказывать о
собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не
только познавательного интереса, но и познавательного
вопросы полным ответом.
3. Обучать составлению описательных
рассказов по лексическим темам.
4. Работать над диалогической речью (с
использованием литературных
произведений).
5. Обучать пересказу небольших рассказов и
сказок (дословный и свободный пересказ).
общения.
2. Совершенствование навыков ведения диалога,
умения задавать вопросы, отвечать на них полно и
кратко.
3. Закреплять умение составлять описательные
рассказы и загадки-описания о предметах и объектах
по заданному плану и самостоятельно составленному
плану.
4. Совершенствование навыка пересказа сказок и
небольших рассказов по заданному или коллективно
составленному плану. Обучение пересказу с
изменением времени действия и лица рассказчика.
5. Совершенствование навыка составления
рассказов по серии картин и по картине по заданному
или коллективно
составленному плану.
Источник
Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка – детский сад № 87
Утверждаю
Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 87
________________К.Е.Некрасова
Приказ №_______
«_____» ______________ 2019 г.
Индивидуальный образовательный маршрут
Ф.И.О. ребенка: __________
Дата рождения: __________
Основания: Заключение ЦПМПК от __________
Заключение ЦПМПК: обучающийся с ОВЗ. Выявлены трудности, обусловленные нарушением познавательной деятельности и всех компонентов речи.
Рекомендации ЦПМПК: ЦПМПК рекомендует обучение по АОП дошкольного образования обучающихся с задержкой психического развития, с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Направления коррекционно – развивающей работы и психолого – педагогической помощи:
учитель – логопед: коррекция фонетико-фонематической, лексико-грамматической стороны речи, слоговой структуры слов, связной речи, формирование навыков звукового анализа и синтеза;
учитель – дефектолог: развитие познавательной деятельности, высших психических функций, формирование предпосылок к учебной деятельности;
педагог – психолог: развитие познавательной деятельности, произвольной регуляции деятельности, коммуникативных навыков.
Рекомендуемые условия обучения: дозирование эмоциональной и учебной нагрузки с учетом индивидуальных особенностей ребенка, реализация индивидуального подхода.
Индивидуальный образовательный маршрут составлен в соответствии с ФГОС дошкольного образования, в соответствии с п. 6част1 статьи 6 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013. № 19, ст. 2326, № 30, ст. 4036, подпунктом 5.2.41 Положения о Министерства образования и науки РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013г. № 446 (Собрания законодательства РФ, 2013, № 23, ст 2923; № 33, ст.4386; №37, ст 4702), пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесение в них изменений, утвержденных в постановлением Правительства Российской Федерации, 2013, № 33, ст.4377)
В ИОМ учитываются:
индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые образовательные потребности.
Цель ИОМ:
Создание условий, способствующих развитию личности ребенка, обеспечивающих в полной мере реализацию его потенциальных возможностей.
Основные задачи коррекционного обучения:
— развитие понимания обращенной речи; обогащение и активизация словарного запаса; формирование простой фразы, навыков продуктивного взаимодействия;
— социализация ребенка в обществе, развитие коммуникативных навыков, формирование эмоционального интеллекта, развитие волевых качеств;
— помощь в освоении АОП.
Срок реализации ИОМ — 1 год
График посещения детского сада ребенком: понедельник – пятница – 8.00 – 18.00
Педагог-психолог
Направления работы
Диагностическая работа:
-диагностика уровня психофизического развития и индивидуальных особенностей ребенка (обследование аффективно-эмоциональной и социально-личностной сферы, сформированности коммуникативных и игровых навыков, уровня познавательной активности и моторного развития);
— повторные обследования ребенка в течение года (январь, май);
-коррекция индивидуальной программы работы с ребенком по результатам диагностических обследований.
Коррекционно-развивающая работа:
-проведение коррекционно-развивающих игровых занятий (подгрупповых, групповых и индивидуальных);
-решение проблем взаимодействия в диаде родитель-ребенок, обучение родителя эффективным техникам взаимодействия с ребенком.
Консультативная работа:
— проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросам развития и воспитания ребенка; оптимизации взаимодействия с ребенком в семье, ребенка с другими детьми и взрослыми; организации развивающей среды для ребенка дома;
— проведение консультаций по запросу родителей, по вопросам личных психологических трудностей родителей;
— обеспечение участия родителя в групповых консультациях, семинарах-практикумах, тренингах.
Психопрофилактическая работа:
— оказание помощи ребенку и семье в период адаптации к условиям пребывания в детском саду;
— составление рекомендаций по предупреждению эмоциональных перегрузок ребенка;
— изучение медицинской документации на ребенка;
— создание адекватного представления родителей о диагнозе, возможностях ребенка и возможных способах коррекции нарушений;
-подбор литературы по проблемам развития и воспитания ребенка по запросу родителя и по необходимости.
Источник
Дефициты и ресурсы ребенка с ЗПР
Задержкой психического развития считается замедленный темп развития психики ребенка. Причины ЗПР кроются в нейродинамической недостаточности, особенностях конституции, хронических соматических заболеваниях, неблагополучии семьи. Следствием становятся следующие дефициты развития:
незрелость ЦНС: слабость процессов торможения и возбуждения, отставание в формировании систем межанализаторных связей;
истощаемость психических функций;
отставание в развитии психомоторных функций;
низкая интеллектуальная продуктивность;
недостаточный объем, обобщенность, предметность и целостность восприятия;
низкая прочность запоминания;
неумение применять дополнительные средства запоминания;
эмоциональная неустойчивость;
низкий уровень произвольности познавательных процессов и поведения;
недоразвите речи: задержка формирования, ограниченность словарного запаса, аграмматизмы, затруднения в построении связных высказываний, трудность понимания значения слов;
инертность мыслительной деятельности;
длительный период приема и переработки информации;
нарушения пространственной ориентировки;
стремление избегать трудности;
отсутствие самоконтроля.
Наряду с перечисленными недостатками эти дети обладают хорошей базой внутренних ресурсов, которую способен реализовать индивидуальный маршрут развития ребенка с ЗПР:
- способность пользоваться оказанной помощью;
способность осмысленно воспринимать сюжет услышанного литературного произведения;
способность понимать условие простой задачи;
способность группировать объекты и устанавливать причинно-следственные закономерности;
способность разбираться в учебном материале и выполнять задание, руководствуясь его образцом и целью;
активность в поисках средств, облегчающих выполнение заданий;
заинтересованность в чтении книг и умение логично и скрупулезно пересказывать прочитанное;
способность проявлять глубокие эмоции по поводу прочитанного;
интерес театральному и изобразительному искусству;
стремление к творческому самовыражению;
любовь к фантазиями и вытеснение ими неприятных жизненных ситуаций.
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут ребенка с ЗПР
Поступившего в ДОУ ребенка с ЗПР всесторонне изучают все специалисты, а затем составляется «Индивидуальная карта сопровождения развития и обучения». Для этого используются «Диагностические карты индивидуального развития ребенка».
Диагностические карты индивидуального развития ребенка. Вторая младшая группа
Опираясь на данные карты, коллектив ДОУ составляет «Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут» воспитанника на весь период его пребывания в детском саду. Цель индивидуального маршрута ребенка-дошкольника с ЗПР — обеспечить преемственность дошкольного и начального общего образования, развивая у воспитанника функциональный базис для формирования универсальных учебных действий
Индивидуальный маршрут развития ребенка с ЗПР определяет:
1. Стратегическую цель развития: заложить основы знаний об окружающем мире, сформировать речь, дать самые простые базовые представления о математике, всесторонне развить психические процессы.
2. Принципы прохождения маршрута. Наиболее важные из них
● принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений.
В его основе лежат взаимосвязанные действия всех специалистов ДОУ и родителей. Психолог формирует у ребенка навыки анализа и синтеза, сравнения и классификации, логопед использует их при постановке речи, воспитатель и родители закрепляют в «социальных» ситуациях.
● принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования
Все действия педагогов предупреждают и корректируют нарушения с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма, используя современные специальные ТСО, ИКТ, особую организацию обучения.
Свой «Индивидуальный коррекционный маршрут дошкольника с ЗПР» составляет каждый специалист ДОУ. Познакомимся с ним на примере работы логопеда.
Индивидуальный логопедический маршрут дошкольника с ЗПР
Индивидуальный маршрут для ребенка с ЗПР в ДОУ по развитию речи ставит цель: совершенствовать его речевые возможности, учитывая все специфические особенности. Рассмотрим раздел логопедического маршрута «Связная речь (монологическая и диалогическая речь)» для ребенка ЗПР старшей группы (5-6 лет).
Задачи | Методы | Содержание работы |
Развить диалогическую речь | Свободная беседа о самом себе, семье, друзьях, играх | Попросить ребенка нарисовать то, что любит рисовать и затем ответить на вопросы по рисунку: «Что ты нарисовал?» «Почему ты это нарисовал?» «Как бы ты назвал свой рисунок?» |
Сформировать речевую инициативу и самостоятельность | Игра «Зоологический музей» | Предложить ребенку самостоятельно рассмотреть картинки с животными, самостоятельно придумать и задать познавательные вопросы; затем ответить на вопросы взрослого, чем бы он мог помочь животным |
Сформировать умение говорить от лица другого персонажа | «Игровой диалог» | Попросить ребенка самостоятельно придумать диалог между одушевленными и неодушевленными предметами |
Сформировать умение вести диалог и соблюдать принятые нормы поведения | Игра «Телефонный разговор» | Озвучить ребенку список правил этикета телефонного разговора и попросить от лица двух игрушек озвучить их телефонный разговор |
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ЗПР в ДОУ
Используя стратегический «Индивидуальный маршрут развития дошкольника с ЗПР», педагоги ДОУ ежегодно составляют подробную программу обучения ребенка, или «Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ЗПР». Его тактические шаги соответствуют рекомендациям ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного образования с ЗПР и включают:
●социально-коммуникативное развитие
●познавательное развитие
●речевое развитие
●художественно-эстетическое развитие
●физическое развитие
●сенсорное развитие
●познание окружающего мира.
Педагоги ДОУ определяют задачи и содержание работы с ребенком по «Индивидуальному образовательному маршруту» в соответствии с АООП ДО для детей раннего и дошкольного возраста с ЗПР
Рассмотрим раздел «Физическое развитие», направление «Коррекция и развитие психомоторных функций» для воспитанника с ЗПР средней группы
Задачи | Метод | Содержание |
Развить мелкую моторику | Упражнение «Катание карандаша» | Ребенок катает в руке круглые карандаши и карандаши с гранями |
Игра «Сосулька». Самостоятельный контроль за мышцами на основе контрастных ощущений. | Попросить ребенка представить, что он держит зимой в руках холодную сосульку: — мышцы напряжены; попросить ребенка представить , что он держит весной в руках сосульку -мышцы расслаблены. | |
Оптимизировать речевую моторику | Различные виды массажа рук. Самомассаж рук с использованием массажных мячиков. | Попросить ребенка представить, что в руках у него ниточка. |
Дыхательное упражнение «Растягивание ниточки». | Произносить по очереди гласные и согласные звуки. Просить ребенка их повторять с условием. На гласный звук он раздвигает руки и растягивает «ниточку», на согласный звук он сводит руки и сжимает «ниточку». | |
Восстановить вестибулярно-моторный аппарат | Упражнения «Прыжки» | Попросить ребенка выполнить 5 раз группу прыжков: прыжок назад — пальцы рук сжать, прыжок вперед — пальцы рук разжать. Попросить ребенка выполнить 3 прыжка с одновременным продвижением вперед на одной ноге и хлопком рук. |
Индивидуальный маршрут ребенка с ЗПР в школе
Выпускники ДОУ, имеющие диагноз ЗПР, перед поступлением в школу проходят ППМК. При подтверждении нарушений инклюзивные школы организуют специальное комплексное сопровождение, цель которого — возместить дефициты развития познавательной сферы, откорректировать личностные специфические особенности, обучить самостоятельной деятельности, контролируя этот процесс, наладить тесное сотрудничество с семьей ребенка. В системе сопровождения важное место отводится работе школьного психолога. Он работает со школьником ЗПР по «Индивидуальному маршруту психологической коррекции». Цель маршрута — в первую очередь обеспечить ребенку адаптивность, обучить самостоятельно сознательно удерживать равновесие в отношениях с самим собой и новым школьным окружением, а затем, регулируя происходящие в головном мозге процессы активности и торможения, развить произвольность поведения и осознанность каждого учебного шага своего подопечного.
Индивидуальный образовательный маршрут школьника с ЗПР
Индивидуальный образовательный маршрут школьника с ЗПР — это его собственный поход за знаниями, «путь героя», преодолевающего на своем пути множество трудностей, к заслуженной награде, которой в перспективе станет аттестат зрелости и возможность получить интересную, востребованную, высокооплачиваемую профессию. Школьный консилиумом, учитывая предложения ППМК и запросы семьи ребенка, на основании ФОГС и АООП НОО 7.1 или 7.2 разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут для детей с ЗПР с учетом всех особых образовательных потребностей. Этим потребностям соответствуют базовые учебники для здоровых школьников и специальные приложения, иллюстративные наглядные дидактические материалы, рабочие тетради, как печатные, так и электронные, для варианта обучения в течение 4-х лет по программе 7.1.
- Т. Н. Ситникова. Математика. 1 класс.
- С. С. Минаева, Л.О. Рослова, Л. И. Федорова, В.А. Булычева Математика. 1 класс. Часть1.
- Т. Н. Максимова. Литературное чтение.1 класс.
- И. Ф. Яценко. Обучение грамоте. 1 класс.
- Сборник интернативных тестов по русскому языку. Интерактивный тренжер
Маршрут ребенка с ЗПР по программ 5-летнего обучения 7.2. требует к базовым учебникам добавить специальные электронные программные приложения
Пример. Индивидуальный образовательный маршрут 1 класс, ЗПР
I Организационный компонент
1. Пояснительная записка с информацией о ЗПР по ФОГС.
2. Перечень использованных нормативных документов.
3. Цель «Индивидуального образовательного маршрута». Образовательный маршрут ребенка с ЗПР в 1-м классе должен обеспечить продвижение школьника в освоении учебных предметов и развить способность обучаться не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с педагогом и одноклассниками.
4. Цели учителя.
● Обеспечить ребенку освоение адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, корректируя недостатки его физического и психического развития
● Своевременно выявлять трудности прохождения образовательного маршрута и гибко его редактировать.
5. Задачи, которые ставит перед учителем индивидуальный маршрут для ребенка с ЗПР, изложены в «АООП НОО для ЗПР» вариант 7.1
Самые важные из них:
● Создать темп учебной работы, соответствующий возможностям ученика и скорости формирование у него обобщенных знаний
● Создать охранительный педагогический режим
● Использовать здоровьесберегающие технологии
● Развить общеинтеллектуальные умения
● Сформировать основы социальных компетениций и умение ими целенаправленно и осознанно пользоваться
● Поощрять и стимулировать работу ребенка, используя только качественную оценку
6. Психолого-педагогическая характеристика на ученика 1 класса. Указывается диагноз, главные проблемы обучения и уровень знаний по основным учебным предметам.
II Недельный индивидуальный план с количеством часов на каждый предмет
Заполняется в соответствии с выбранным видом АООП НОО для ЗПР. 7.1 или 7.2
III Образовательный компонент индивидуального маршрута
1. Пояснительная записка с анализом соответствия выбранной программы индивидуальным особенностям ребенка
2. Планируемые результаты освоения учеником АООП НОО ЗПР, 1 класс.
● Описать по каждому учебному предмету (АООП НООО ЗПР 7.1) , например, по математике, результаты к концу учебного года:
— чему ребенок научится
Называть числа от 1 до 20 и проговаривать их последовательность. Оперировать словами «сложение», «вычитание». Определять разрядный состав чисел от 11 до 20. Сравнивать группы предметов , составляя из них пары. Определять длину отрезка.
— чему будет учиться:
Решать примеры, имеющие 1-2 действия. Решать простые задачи на сложение и вычитание в педелах 20-ти. Узнавать геометрические фигуры. Работать с математической таблицей из двух строк.
— механизм определения уровня знаний и умений:
Тесты, контрольные и проверочные работы.
IV Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов
«Математика».
Универсальные познавательные действия.
● Развитие навыка работы с информацией: умение с помощью учителя отличать новое от известного; умение ориентироваться в учебнике.
● Развитие исследовательских способностей: умение находить ответы на вопросы, используя учебник, полученные на уроке знания и свой жизненный опыт; умение осознанно взаимодействовать с информацией, делая собственные выводы о работе класса
● Развитие способностей классифицировать и обобщать: умение сравнивать и группировать числа, числовые выражения, равенства и неравенства, плоские геометрические фигуры.
Т.Н. Максимова. Математика. 1 класс.
Начиная проходить свой индивидуальный маршрут в ДОУ и продолжая учебное «путешествие» в школе, ребенок с ЗПР имеет все шансы успешно освоить вариант АООП НОО. И тогда первым достижением «особого» школьника может стать решение ППМК считать его здоровым ребенком, не нуждающемся в особых образовательных условиях.
Источник