Индивидуальный маршрут развития ребенка с тнр в доу по фгос образец
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»
г. Шарыпово
Разработано ПМПк МБДОУ №15 «Ромашка» Протокол №_______ «___» ___________20___г. | Согласовано: _________________________ «___» ______________20___г. | Утверждаю: Заведующая МБДОУ№15 «Ромашка» ____________ Е.А.Топоева «___» _______________20___г. |
Индивидуальный образовательный маршрут
Иванова Даниила
на 2017 – 2018 уч. год
Пояснительная записка:
Ф. И. О: Иванов Даниил Алексеевич
Дата рождения: 29.08.11
Возраст: 6 лет
Группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР №5
Дата поступления в ДОУ: 1.09.14 г.
Период сопровождения: с сентября 2016г.
Семья: полная, 2 ребенка
мама: Иванова Мария Геннадьевна
папа: Иванов Алексей Николаевич
Группа здоровья, перенесенные заболевания: II; нотальная травма шейного отдела позвоночника, ЖДА Iст., ОРВИ, о.трахеит; о.фарингит; правосторонний паротит; о.ринит; в.оспа; о.синусит.
По результатам ТПМПК выявлены следующие особенности:
Последствия ПЭ в виде речевого нарушения. Общее недоразвитие речи (II). Дизартрия. Знания, умения и навыки сформированы недостаточно. Уровень психического развития в пределах возрастной нормы.
Городская ПМПК рекомендовала: Воспитание и обучение по основной адаптированной общеобразовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Срок пребывания 2 года. Психолого-педагогическое сопровождение в условиях ДОУ. Консультация невролога. Занятия с учителем-логопедом.
Воспитатели:
Ф.И.О. Худякова Татьяна Николаевна
Конышева Оксана Викторовна
Специалисты:
Ф.И.О. Копьёва Тамара Михайловна – учитель – логопед
Ф.И.О. Марьясова Галина Александровна – педагог – психолог
Краткая характеристика:
У ребенка общее недоразвитие речи (II) уровень с дизартрическим компонентом. Нарушены звукопроизношение, слоговая структура слов, грамматический строй и связная речь. Активный и пассивный словарь не соответствует возрастной норме. Связная речь в стадии формирования, требует дальнейшего развития. Испытывает трудности при составлении описательных рассказов, рассказов по серии сюжетных картин. Допускаются нарушения связности и плавности рассказа. Недостаточная развернутость, единичные случаи поиска слов. Низкий познавательный интерес к окружающему миру. Слабый уровень первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира (количестве, числе, части и целом, пространстве и времени). Сенсорные эталоны (форма, цвет, размер) сформированы. Действия по образцу выполняет. Счет механический. Уровень психического развития в пределах возрастной нормы. Незрелость эмоционально-волевой сферы (плаксивость, быстрая утомляемость при выполнении заданий учебного плана). Выделяет существенные признаки при обобщении предметов, но затрудняется при сравнении. Знания умения и навыки сформированы недостаточно. Проявляется отставание в развитии общей и мелкой моторики. Неустойчивость при выполнении физических упражнений (падает). Не регулирует силу нажима на карандаш, пластилин, затрудняется при пользовании ножницами. Навыки самообслуживания сформированы в соответствии с возрастной нормой. Снижен интерес к игре. Не всегда доводит начатое дело до конца. Малообщителен, не умеет договариваться и самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками. У Ивана ослаблено здоровье, снижен уровень физического развития. Аппетит хороший. Дневной сон — короткий.
Цель: создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.
Задачи:
- Развитие всех компонентов речевой системы
- Развитие и формирование познавательных процессов
- Развитие эмоционально-волевой сферы
- Развитие координации движений и мелкой моторики рук
Содержание индивидуального образовательного маршрута
Образовательный компонент:
— Форма обучения очная, групповая и индивидуальная
— Работа в общем режиме.
— Индивидуальный подход во время образовательного процесса.
— Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.
— Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.
Индивидуальный учебный план:
Усиление образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» усилена при:
— усвоении норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— формировании умения распознавать эмоции окружающих людей, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
— становлении самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— формировании умения принимать и удерживать правила в игровой и учебной ситуации;
— формировании умения действовать со словесной и зрительной инструкцией.
Образовательная область «Речевое развитие» усилена в:
— формировании и развитии лексико-грамматического строя речи
— формировании звукобуквенного анализа и синтеза слов
— формировании правильного звукопроизношения
— формирование фонематического восприятия
— формирование слоговой структуры слов
Образовательная область «Познавательное развитие» усилена в:
— формировании устойчивого познавательного интереса;
— формировании временных и пространственных представлений;
— развитии представлений о предметах и объектах окружающей действительности;
— развитии навыков исключения и обобщения, анализа и синтеза, установление причинно-следственных связей;
Во второй половине дня индивидуальные занятия по выполнению заданий специалистов.
Содержание индивидуального образовательного маршрута
Образовательный компонент
Индивидуальный учебный план:
Базовая образовательная область | Образовательная нагрузка в неделю |
Образовательная область «Физическое развитие» | |
Физическая культура помещение на улице | 2/25 мин. 1/25 мин. |
Образовательная область «Познавательное развитие» | |
Формирование элементарных математических представлений | 3/25 мин. п.гр. |
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи (интегрированный курс) | 2/25 мин. |
Образовательная область «Речевое развитие» | |
Развитие речи | 2/25 мин. (учитель — логопед) |
Ознакомление с художественной литературой | 1/25 мин. |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | |
Рисование | 2/25 мин. |
Аппликация, лепка (чередуются ч/з неделю) | 1/25мин. |
Конструирование, худ. труд (чередуются ч/з неделю) | 1/25 мин. |
Музыка | 2/25 мин. |
Социально – коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье. | |
Итого: | 19/25мин. |
Индивидуальные занятия | |
Педагог — психолог | 2/15 мин. |
Учитель — логопед | 3/15 мин. |
Воспитатель | 2/15 мин. |
Коррекционный компонент:
Психолого – педагогическое сопровождение
(индивидуальный учебный план)
№ | Специалист | Основные направления | Режим и формы работы | Показатели динамики развития | Формы оценки результатов работы | Формы работы с родителями |
1. | Педагог-психолог | 1. Развитие внимания, памяти 2. Развитие пространственного мышления. 3. Развитие зрительного восприятия. 4. Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков. | Индивидуальные занятия: вторник четверг Групповые занятия: пятница | Положительная динамика в развитии. Стойкий познавательный интерес, высокий уровень мотивации. Синтезирует картинку из 4-6 частей без опоры на образец методом целенаправленных проб. Уровень развития кратковременной и долговременной памяти высокий. Внимание устойчивое, концентрация высокая, инструкцию удерживает и сохраняет до конца заданий, переключает с одного вида деятельности на другой, распределяет по нескольким признакам. Классифицирует предметы по категориям, по заданному признаку, обобщает. Уровень операции исключения и обобщения сформирован. Устанавливает причинно-следственные, пространственно-временные связи. Пространственное мышление сформировано. Временные и пространственные представления сформированы. Представления о социально-бытовой ориентации сформированы. Уровень развития мелкой моторики средний. | Обследование уровня познавательного и психического развития. | Индивидуальные консультации, посещение занятий, анкетирование, Размещение в родительском уголке рекомендаций на актуальные вопросы развития и воспитания. |
2. | Учитель-логопед | 1. Развивать подвижность огранов артикуляционного аппарата. 2. Продолжать автоматизацию правильного произношения звуков речи. 3. Проговаривание слов, доступных по слоговому классу с опорой на зрительные ориентиры. 4. Закрепить знания о гласных и согласных звуках, их признаках. 5. Закрепить представления о твердости-мягкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации звуков по твердости-мягкости. 6. Закрепить умение проводить звуковой анализ слов типа мак, осы, лес. 7. Сформировать правильное представление о разнице между звуками и буквами. Познакомить с новыми буквами. 8. Систематизировать знания, расширить представляния по всем лексическим темам. 9.Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе. Продолжать работу по обучению согласовывать прилагательные с существительными. Совершенствовать умение согласовывать числительные два и пять с существительными. 10. Закрепить умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги. | Индивидуальные занятия: Понедельник Среда пятница Групповые занятия: четверг пятница | Положительная динамика в развитии. Поставлены и автоматизированы свистящие и шипящие звуки. Поставлены и находятся в стадии автоматизации соноры л,р. Выполняет звуковой анализ простых слов из трех — четырех звуков; Различает гласные и согласные звуки на слух; Различает согласные по мягкости и твердости на слух. Увеличился словарь в рамках изучаемых лексических тем; Графические навыки сформированы в пределах нормы. Испытывает трудности в подборе слов -антонимов. | Обследование уровня речевого развития | Консультации, беседы, мастер-классы, семинары-практикумы, просмотры НОД анкетирование, проведение родительских собраний, изготовление памяток, выпуск брошюр, оформление страницы на сайте ДОУ. Тетради с домашними заданиями. |
Воспитательный компонент:
- Консультации для родителей.
- Социально – личностное развитие через сюжетно – ролевые игры («Дочки- матери», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Автобус», «Библиотека», «Строители»), театрализованные игры (драматизация сказок, потешек), дидактические игры(«Сложи узор», «Логические пары», «Все о времени», «Собери картинку», «Хорошо-плохо», «Что сначала, что потом», «Четвертый лишний», «Логический поезд»).
- Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками через совместные игры: «Выбери партнера», «Комплименты», «Садовники и цветы», «Доброе животное», «Волны». «Добрые эльфы» и др.
- Развивать толерантность у детей группы через взаимопомощь, беседы с детьми.
- Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему через различные речевые средства.
Коррекционно-образовательные технологии, программы:
— Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР, под редакцией Н.В.Нищевой.
— Адаптированная основная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
— Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции общего недоразвития речи у детей подготовительной логопедической группы.
— Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР под редакцией Н.В.Нищевой
— Нетрадиционные приемы работы по развитию артикуляционной моторики В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко
Инновационные технологии, методы и средства:
ИКТ, элементы ТРИЗ, метод моделирования, социо-игровые методы и приемы, проблемный метод обучения
Сказкотерапия, пескотерапия, театрально-игровая деятельность, приемы мнемотехники
Здоровьесберегающие технологии:
— динамические паузы,
— разминки для рук,
— упражнения для глаз,
— дыхательная гимнастика,
— релаксационные паузы,
— психогимнастика,
— музыкотерапию,
— пальцевый массаж.
Формы контроля и учета достижений ребенка:
Комплексное обследование в начале учебного года, промежуточная диагностика, комплексное обследование в конце учебного года.
Заключительный раздел
Ожидание родителей: адаптирование ребенка к социуму, формирование готовности к обучению к школе.
Ожидаемый результат: ребенок адаптирован к социуму, освоение ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ.
Заключение и рекомендации:
Сформировать рекомендации специалистов ДОУ для родителей и учителя школы с целью
обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребёнка.
Продолжить консультации и лечение у невролога.
Источник
Дата рождения: 30.06.2014 Дата заполнения ИОМ: 01.09.19
Выписка из заключения ПМПК: — Речевой диагноз: Парциальная недостаточность вербального компонента деятельности.
№ п|п
Направление коррекционно-развивабщей работы
Основные пути их решения
Взаимодействия с педагогами, родителями
Ожидаемые достижения ребенка
Реальные достижения ребенка
1
2
3
4
5
6
1.
Развитие общих речевых навыков.
— Формировать и закреплять диафрагмальный тип физиологического дыхания;
— Обучение умению выполнять спокойный, короткий вдох и плавный длительный выдох без речевого сопровождения и речевым сопровождением;
Учить постепенному удлинению речевого выдоха при произнесении слов;
-снимать голосовую зажатость и обучать свободной голосоподаче;
Совершенствовать основные акустические характеристики голоса (сила, высота, тембр) с специальных голосовых упражнениях.
Инструктор по физическому воспитанию: индивидуальная работа по совершенствованию координации движений; развитие навыков физиологического и речевого дыхания; формирование синхронного взаимодействия речи с движением в ходе выполнения различных упражнений и подвижных игр; нормализацию мышечного тонуса; исправление неправильных поз.
Воспитатели: проведение физминуток с речевым текстом, подвижных игр с текстом; исправление неправильных поз при письме.
Музыкальный руководитель:использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях.
Родители:выполнение утренней зарядки, использование подвижных игр на воздухе, прогулки пешком; наблюдение у невропатолога.
2.
Общая, ручная, артикуляционная моторика.
-Формировать кинестетическую основу артикуляторных движений в процессе развития орального праксиса при выполнении последовательно организованных движений (специальные комплексы артикуляторной гимнастики);
-развивать движения мимической мускулатуры по словесной инструкции;
Выполнение пальчиковой гимнастики, развитие тонких двигательных координаций, необходимых для полноценного становления навыков письма (сжимать резиновую грушу или теннисный мячик;
— разгибать и загибать поочередно пальцы из кулака в кулак;
— отхлопывать ритм ладонями по столу, затем чередуя положение: ладонь — ребро (одной и двумя руками);
— поочередно каждым пальцем отстукивать в заданном темпе по поверхности стола;
— перебирать разными пальцами натянутую резинку или шнурок;
— отстреливать каждым пальцем поочередно пинпонговый шарик;
— тренировать захват мячей различного диаметра;
— выработать переключение движений правой — левой руки (ладонь — кулак, ладонь — ребро ладони и т.п.);
— воспроизводить различные позы руки (кулак — ладонь — ребро), пальцев (колечко — цепь — щепоть);
— захватывать мелкие предметы небольшого диаметра различными пальцами;
— перекатывать ребристый карандаш большим и попеременно остальными пальцами;
— выполнять несложные геометрические узоры из мелких деталей (спичек, палочек) на основе образца;
Уверенно показывает: правая – левая сторона
в пространстве;
на листе бумаги.
Движения уверенные, координация удовлетворительная.
Без напряжения выполняет: «Улыбка» — «Трубочка»,
«Хоботок» «Лягушка».
«Чашечка»,
«Лопатка»
«Часики»,
«Почисти зубки».
3.
Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа.
— Обучение восприятию, оценке ритмов и их воспроизведение по речевой инструкции и с опорой на зрительное восприятие;
-Формирование понятий «длинное»-«короткое», «громкое»-«тихое звучание с использованием музыкальных инструментов
-Обучение восприятию неакцентированных и акцентированных ритмических структур и их воспроизведение по образцу и речевой инструкции;
-Выделение гласных звуков из ряда звуков;
-Формировать умение осуществлять слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков, в отношении которых проводилась коррекционная работа;
Воспитатели: дифференциация звуков в речевых играх «Скажи наоборот», «Эхо», «Отгадай слово»; д/и «Лото», «Где чей дом?», «Улитка».
Родители: словесные игры и упражнения по индивидуальной тетради, выдача д/и на дом, консультация «Развитие функций фонематического слуха, как предупреждение дизграфии», просмотр открытых занятий.
Выделяет гласные звуки, производит анализ слогов из 2-3 звуков.
-на слух и в произношении различает твердые и мягкие свистящие звуки.
4.
Постановка звуков
Постановка и автоматизация шипящих звуков:
«Четвертый лишний»
«Соедини пары»
«Составь цепочку»
«Дорисуй самолет»
«Что нарисовал художник»
«Улитка»
«Укрась елку»
«Что изменилось»
«Что без чего»
«Расскрась картинки»
«Магазин игрушек»
«Магазин продуктов»
«Доктор Айболит»
«Что перепутал художник»
«Убери кухню»»
«Помоги бабе Соне», скороговорки.
Постановка и автоматизация свистящих звуков«Четвертый лишний»
«Соедини пары»
«Составь цепочку»
«Дорисуй самолет»
«Что нарисовал художник»
«Улитка»
«Укрась елку»
«Что изменилось»
«Что без чего»
«Расскрась картинки»
«Магазин игрушек»
«Магазин продуктов»
«Доктор Айболит»
«Что перепутал художник»
«Убери кухню»»
«Помоги бабе Соне»
Дифференциация свистящих и шипящих звуков.
Постановка и автоматизация звука «Л» «Ль» «Найди картинку»
«Запони и повтори»
«Что нарисовал художник»
«Ледяные фигуры»
«Большой – маленький»
««Четвертый лишний»
«Подбери пару»
«Помоги клоуну»
«Золушка»
«Что из чего?»
«Раскрась картинки»
«Подбери пару»
«Кто с кем поменялся»
«Волчата»
«Четвертый лишний»
«Чего не стало»
«Запомни и повтори»
Воспитатели: развитие слоговой структуры речи («шипелки», игры в парах «Волшебный мешочек», «Угадай по описанию»;
Музыкальный руководитель: развитие темпо-ритмической и интонационной стороны речи; умение дифференцировать различные звуки по акустическим признакам.
Родители: исполнение рекомендаций по выполнению заданий учителя-логопеда, способствующих устранению и предупреждению нарушений в звукопроизношении; контроль за звукопроизношением в домашних условиях, заучивание чистоговорок, скороговорок в домашних условиях.
В речи правильно произносит шипящие и свистящие звуки и звук «Ль», «Л»
4.
Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи.
-Расширение объема и уточнение предметного, предикативного словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности.
-Усвоение значений новых слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
—Совершенствование словаря экспрессивной речи, уточнять значения слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний, признаков.
-Усвоение притяжательных местоимений «мой — моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода;
-практическое усвоение некоторых способов словообразования и словоизменения (употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением; работа над правильным согласованием прилагательных с существительными, единственное-множественное число сущ.);
-преобразование глаголов повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонение 3-го лица единственного числа настоящего времени;
-употребление в речи простых предлогов (в,на, под, над).
Воспитатели: игры и упражнения по рекомендациям логопеда по развитию лексико-грамматических категорий ;формирование интереса к языковым явлениям, к соответствующему речевому материалу;(словесные игры «Покажи и назови», «Один – много»,« Мой моя, моё» и т.д.); знакомство с непосредственно с изучаемым явлением, понимание словесных обозначений этих явлений;
использование различных виды речевой деятельности в ходе воспитательно-образовательной работы с детьми: в процессе непрерывной образовательной деятельности, проведения режимных моментов.
Родители: словесные игры по рекомендациям в индивидуальной тетради; обогащение словаря в повседневной жизни.
-Усвоены притяжательные местоимений «мой — моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода;
-правильно согласовывает сущ.и прил.,
Употребляет уменьшительно-ласкательне существит.,
единственное-множественное число сущ.;
-употребляет в речи простые предлоги.
5.
Слоговая структура слов
— Обучение восприятию, оценке ритмов и их воспроизведение по речевой инструкции и с опорой на зрительное восприятие;
-Формирование понятий «длинное»-«короткое», «громкое»-«тихое звучание с использованием музыкальных инструментов
-Обучение восприятию неакцентированных и акцентированных ритмических структур и их воспроизведение по образцу и речевой инструкции.
-Совершенствовать правильное воспроизведение звукослоговой структуры слова (предъявленных изолированно и к контексте); двусложных слов со стечением согласных в начале слова (клубок), в середине слова (ведро), в конце слова (радость);
-обучать осуществлению фонематического синтеза, совершенствовать фонематические представления (по картинкам и по представлениям)
Воспитатели: индивидуальные занятия по ИОМ, д/и.
Родители: словесные игры по рекомендациям в индивидуальной тетради, выдача д/и на дом, консультации «Играем дома».
Правильно воспроизводит двусложные слова со стечением согласных.
Источник