Индивидуальный маршрут развития ребенка с речевыми нарушениями

Индивидуальный маршрут развития ребенка с речевыми нарушениями thumbnail

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 428 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников» Дзержинского района

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

на 2018 – 2021 учебный год

Группа № «»

Фамилия, имя, отчество ребенка, дата рождения.

Коллегиальное заключение ТПМПК:

Общее недоразвитие речи, 2-3 уровень речевого развития. Дизартрия.

hello_html_m53ca7e27.jpg

Подпись родителей:

______________/__________________/

Новосибирск -2018

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ИНДИВИДУАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА (ИОМ)

Пояснительная записка

ИОМ составлен на основании АООП МКДОУ д/с №428 для создания специальных образовательных условий обучающегося с ОВЗ ребенка дошкольного возраста с ТНР.

Цель: проектирование коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых нарушений у ребенка.

Задачи:

-развивать произвольность мыслительной деятельности ребенка и формировать ее основные компоненты;

-способствовать развитию у ребенка заинтересованности в деятельности, накоплению знаний, формированию навыка самоконтроля, поддерживать положительное эмоциональное состояние ребенка в течение всего занятия;

— совершенствовать кинестетическую и кинетическую основу движений ребенка в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики;

— расширять возможности понимания ребенком речи параллельно с расширением и его представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности;

— обогащать предметный (существительные), предикативный (глаголы) и адъективный (прилагательные) словарь импрессивной и экспрессивной речи;

— формировать грамматические стереотипы словоизменения и словообразования в импрессивной и экспрессивной речи;

— формировать синтаксические стереотипы и работать над усвоением синтаксических связей в составе предложения;

— расширять возможности диалогической и монологической речи и совершенствовать навыки связной речи;

— учить ребенка пересказыванию, соблюдая последовательность;

— осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций;

— осуществлять коррекцию нарушений фонематической стороны речи, развивать фонематические процессы;

— работать над совершенствованием когнитивных функций: внимания, памяти, восприятия (слухового и зрительного), анализа, синтеза, обобщения, классификация;

— формировать мотивацию у ребенка к школьному обучению, учить основам грамоты.

Заключение ТМПК

hello_html_m53ca7e27.jpg

2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ИОМ

Рекомендации по созданию специальных образовательных условий

обучающегося с ОВЗ:

  1. С 2018 – 2019 учебного года обучение и воспитание в ДОО по адаптированной образовательной программе для детей с ТНР дошкольного возраста.

  2. Сопровождение процесса обучения и воспитания ПМП(к) ДОО (разработка АООП, направленности коррекционно-развивающих занятий, отслеживание динамики развития ребенка).

  3. Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов ДОО для эффективной реализации системы коррекционно-педагогической работы.

  4. Создание полноценной речевой среды.

  5. Учет особенностей психофизического развития и состояния здоровья в процессе обучения: щадящий педагогический режим (учет темпа деятельности, динамики работоспособности; снижение доли механической нагрузки; минимизация ситуации дефицита времени).

  6. Занятия с логопедом. Комплексная логопедическая коррекция. Развитие понимания обращенной речи. Работа над фразой. Расширение и уточнение словаря. Коррекция звукопроизношения. Развитие фонематического восприятия, ЛГСР, связной устной речи, слоговой структуры слова, артикуляционной моторики, мелкой моторики. Развитие понимания и использования различных грамматических форм и словообразовательных моделей. Развитие речевого дыхания и просодической стороны речи. Развитие коммуникативных навыков. Помощь в освоении АООП.

  7. Занятия с педагогом-психологом по развитию пространственных представлений как основы когнитивного компонента деятельности, игровой деятельности, навыков общения, эмоциональное, личностное развитие ребенка.

  8. Активное включение в занятия коммуникативно-творческой направленности совместно со сверстниками.

  9. Заключение ПМПК действительно на уровне дошкольного образования.

Рекомендации профильных специалистов

Учитель-

логопед

Психолог

Музыкальный руководитель

Инструктор по физической культуре

Воспитатели

Родители

Содержание индивидуальной работы ОНР (II ур. р. р.)

Содержание коррекционной работы

(игры и упражнения)

Вид занятий

1

Развитие мелкой и крупной моторики

  • Игры «Кольцо» «Коза» «Зайчик» «Волчки», «Мозаика», «Шнуровка» «Собери бусы» «Выкладывание из палочек»

  • Логоритмика

2

Формирование правильного речевого дыхания

  • Пропевание гласных, звукоподражание

  • Упражнения: «Сдуй пёрышко», «Мыльные пузыри», «Вертушка», «Дудочка»

  • Игры: «Водолаз», «Силачи», «У машины накачаем шины», «Задуй мяч в ворота»

Индивидуальные, подгрупповые

3

Развитие артикуляционной моторики:

  • Артикуляционные упражнения: «Улыбочка», «Заборчик», «Хоботок», «Любопытный язычок», «Обезьянка», «Бульдог», «Спрячь конфетку», «Толстячки-Худышки», «Вкусное варенье», «Часики», «Качелька», «Чистим зубки», «Иголочка», «Индюк», «Парус», «Чистим зубки», «Чашечка», «Лошадка»

Индивидуальные, подгрупповые

4

Формирование правильного звукопроизношения

.

  • Логопедический массаж

  • Постановка и коррекция звуков:

  • группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц

  • группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ

  • группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ

  • губно-губные – П, Б, М + мягк.

  • губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.

  • заднеязычные – К, Г, Х + мягк.

  • Автоматизация и дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях, связном тексте

Индивидуальные

5

Формирование фонематического восприятия и слуха:

Упражнения и игры на определение направления звука, источника звука, на развитие темпа, ритма, интонации: «Кто кричит, что звучит?», «Тихо-громко», «Удочка-уточка», «Повтори за мной», «Чем отличаются слова», «Ходилочки»

Индивидуальные

6

Работа над слоговой структурой слова

  • Упражнения:

  • на дифференциацию: «Короткие и длинные слова»

  • на выделение интонацией и силой голоса слога

  • на воспроизведение слоговой цепочки (па-по-пу, та-са-ма)

  • Упражнения на воспроизведение темпо-ритмического рисунка слова

  • Проговаривание одно, двух, трёхсложных слов

Индивидуальные, подгрупповые

7

Развитие грамматического строя речи

  • Игры на словоизменение по числам, по родам, по падежам:

«Один-много», «Один, два, много», «Какого цвета», «Жадина», «Кто? Что? Кого? Чего? и т. д.»

  • Упражнения на согласование имен существительных с прилагательными, существительных с глаголами по признакам (повелительные, изъявительные)

  • Игры на словообразование: «Большой-маленький», «Грамматика в картинках»

  • Игры на употребление предлогов В, ИЗ, НА, ПОД, ЗА, У, С, ОТ, К, ПО

Индивидуальные, подгрупповые

8

Развитие лексической стороны речи

Игры и упражнения на расширение предметного словаря:

«Слова-предметы», «Обобщающие слова»

Игры и упражнения на расширение глагольного словаря:

«Что делает?», «Противоположности»

Игры и упражнения на расширение словаря признаков (качественные, притяжательные): «Какой?», «Противоположности», «Это чьё?»

Индивидуальные, подгрупповые

9

Совершенствование психологической базы речи

Игры на развитие зрительной памяти: «Угадай чего не стало?», «Что изменилось».

Игры на развитие внимания и мышления: «Кто лишний?», «Найди по контуру», «На что похоже?», «Ассоциации», «Разрезные картинки», «Найди пару»

Читайте также:  Обследование ребенка с задержкой речевого развития

Индивидуальные, подгрупповые

Содержание индивидуальной работы ОНР (III ур. р. р.)

Содержание коррекционной работы

(игры и упражнения)

Вид занятий

1

Развитие мелкой и крупной моторики

  • Игры «Кольцо», «Коза», «Зайчик», «Волчки», «Мозаика», «Шнуровка», «Собери бусы», «Выкладывание из палочек», «Ножницы», «Оригами»

  • Игры: «Поймай мышку», «Сложи букву»

2

Формирование правильного речевого дыхания

  • Пропевание гласных, звукоподражание

  • Упражнения: «Сдуй пёрышко», «Мыльные пузыри», «Вертушка», «Дудочка»

  • Игры: «Водолаз», «Силачи», «У машины накачаем шины», «Буря в стакане», «Загоним мяч в ворота»

Индивидуальные, подгрупповые

3

Развитие артикуляционной моторики:

  • Артикуляционные упражнения: «Улыбочка», «Заборчик», «Хоботок», «Любопытный язычок», «Обезьянка», «Бульдог», «Спрячь конфетку», «Толстячки-Худышки», «Вкусное варенье», «Часики», «Качелька», «Иголочка», «Индюк», «Парус», «Чистим зубки», «Фокус», «Маляр», «Чашечка», «Грибок», «Лошадка»

Индивидуальные, подгрупповые

4

Формирование правильного звукопроизношения

.

  • Логопедический массаж

  • Постановка и коррекция звуков:

  • группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц

  • группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ

  • группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ

  • губно-губные – П, Б, М + мягк.

  • губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.

  • заднеязычные – К, Г, Х + мягк.

  • Автоматизация и дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях, тексте

Индивидуальные

5

Формирование фонетико-фонематического строя речи

  • Игры: «Сигнальщики», «Звуковые пульты», «Картинки, слова, схемы», «Звуковой паровозик», «Где спрятался звук?» «Мягкие и твёрдые», «Звонкие и глухие», фонематический анализ и синтез

Индивидуальные

6

Подготовка к обучению грамоте

  • Упражнения:

  • на развитие слоговой структуры слова (составление схем, чистоговорки, скороговорки)

  • на выделение интонацией и силой голоса слога (ударение)

  • игры на образование слов со сложной слоговой структурой

  • игры на образование многозначных слов

  • Игры: «Превращаем звук в букву», «Читаем и составляем слова», «Расшифруй слова», «Продолжи слова», «Волшебный карандаш» (штриховки, обводки)

  • Составление, печатание и чтение слогов и слов.

Индивидуальные, подгрупповые

7

Развитие грамматического строя речи

  • Игры на словоизменение по числам, по родам, по падежам:

«Один, два, пять», «Какого цвета», «Жадина», «Кто? Что? Кого? Чего? и т. д.»

  • Упражнения на согласование имен существительных с прилагательными, существительных с глаголами по признакам (повелительные, изъявительные), на образование глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени

  • Игры на словообразование относительных прилагательных, наречий

  • Игры на употребление предлогов

  • Образование глаголов с помощью приставок, суффиксальный способ образования, образование однокоренных слов

Индивидуальные, подгрупповые

8

Развитие лексической стороны речи

Игры и упражнения на расширение предметного словаря:

«Слова-предметы», «Обобщающие слова»

Игры и упражнения на расширение глагольного словаря:

образование глаголов- антонимов,

Игры и упражнения на расширение словаря признаков (качественные, притяжательные): «Какой?», «Противоположности», «Это чьё?»

Индивидуальные, подгрупповые

9

Совершенствование психологической базы речи

Игры на развитие зрительной памяти: «Угадай чего не стало?», «Что изменилось».

Игры на развитие внимания и мышления: «Четвёртый лишний?», «Найди по контуру», «Ассоциации», «Разрезные картинки», на понимание логико-грамматических конструкций

Индивидуальные, подгрупповые

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ИОМ

Расписание образовательной деятельности

2018-2019 год

Специалисты

Дни недели

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Инструктор по физической культуре

Учитель-

логопед

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

2019-2020 год

Специалисты

Дни недели

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Инструктор по физической культуре

Учитель-

логопед

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

2020-2021 год

Специалисты

Дни недели

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Инструктор по физической культуре

Учитель-

логопед

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Создание развивающей предметно-пространственной среды

Пособия для развития воздушной струи: шарики, пушинки, из бумаги, колпачки и т.д.

Высота, темп, ритм – визуальные карточки.

Музыкальные инструменты, звучащие игрушки и т.д.

Развитие мелкой и крупной моторики

Мячи, массажные мячи разных размеров, ребристые палочки, мозаика, бусы, шнуровки

Совершенствование психологической базы речи

Картинный материал по лексическим темам, зашумленные картинки, наложенные рисунки, недорисованные (недописанные) изображения, игрушки и предметы для игр: «Запомни и назови», «Что изменилось», «Чего не стало», «Волшебный мешочек», «Бассейн», «Сундучок», разрезные картинки, звучащие предметы, палочки, геометрические фигуры и т.д.

Формирование фонематического восприятия и слуха:

Картинный материал по звукам, схемы звуков: демонстрационные, раздаточные для пальчиков, шапочки, настольно-печатные игры и др. Магнитная азбука, азбука настольная, буквы, обводки, слоговые лесенки, кроссворды, ребусы, игровой материал «Составь слог, слово, предложение» и др.

Развитие лексической стороны речи

Картинный материал по лексическим темам, муляжи овощей, фруктов, ягод, грибов.

Наборы животных домашних, диких, жарких и холодных стран, морские обитатели и др.

Развитие грамматического строя речи и связной речи

Картинный материал, дидактические игры, схемы, домино, игрушки, муляжи и др.

Сюжетные картинки, серии картинок, игрушки, схемы предложений: демонстрационный и раздаточный материал

Приложение

Динамика речевого развития

2018-2019

2019-2020

2020-2021

Источник

Ольга Бакирова
Индивидуальный образовательный маршрут с ребенком по коррекции речевых нарушений

Индивидуальный образовательный маршрут с ребенком по коррекции

речевых нарушений

Старшая группа, Дата рождения ___

Индивидуальный маршрут рассчитан на 2017-2018 уч. год

Форма проведения: индивидуальная 2 раза в неделю.

Используемая литература:

Коноваленко В. В. «Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения», Ткаченко Т. А. «Логопед у вас дома», Т. А. Ткаченко «Логопедические упражнения», Т. А. Ткаченко «Коррекция фонетических нарушений у детей»

I. Подготовительный этап (4-12 занятий).

1. Развитие понимания речи. Развитие понимания неречевых звуков, слов, слухового внимания, памяти, фонематического восприятия, развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь, учить выделять названия предметов,действий в играх и специальных упражнениях: «Угадай чей голос», «Хлопни как я», «Улови шепот», «Незнайка», «Доскажи словечко», «Угадай предмет», «Бывает не бывает», «Подбери картинку», «Назови одним словом» и т. д.

2. Формирование и развитие артикуляторной моторики для постановки звуков (подготовительные упр. ; артикуляционная гимнастика. для щёк, челюстей, губ, языка и т. д.)

3. Развитие речевого дыхания (выдоха): упражнения «Сдуй бабочку», «Подуй на вертушку», «Дракончик», «Футбол», «Согрей ладошки» и т. д.

II. Этап формирования правильного звукопроизношения.

1. Артикуляционная гимнастика для постановки ___ звуков

Читайте также:  Таблица оценки соответствия развития ребенка

2.Постановка звуков: ___

5.Автоматизация звуков: изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях (предложения, рассказы, стихи, чистоговорки, пословицы, скороговорки, фразеологизмы)

6.Дифференциация звуков:___

III. Развитие фонематических процессов

— Формирование умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу.

-Формирование умения различать слоги со сходными звуками.

— Формирование умения воспроизводить слоговые ряды.

— Формирование умения подбирать слова на заданный звук.

— Формирование умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях, словах, слогах, изолированно.

IV. Работа над грамматическим строем речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Образование множественного числа существительных.

— Согласование притяжательных местоимений с существительными.

— Практическое употребление в речи простых предлогов: на, в, за, у, к, с, по, над.

— Согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже.

— Употребление приставочных глаголов.

— Согласование числительных и существительных в ед. числе, мн. числе.

Образование сравнительной степени прилагательных.

V.Развитие связной речи:

— Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.

— Формирование навыка составления простых предложений по вопросам, по картинкам, схемам.

— Закрепление навыка составления короткого рассказа по картине, серии сюжетных картин, рассказов –описаний, пересказов.

VIОбогащение словаря:

— По темам: овощи, фрукты, грибы, деревья, одежда, обувь, головные уборы, семья, посуда, продукты питания, дом, мебель, животные (дикие, домашние, птицы (перелетные, зимующие, домашние, транспорт, профессии, времена года

VIIРазвитие ВПФ:

Игры и упражнения на развитие зрительной памяти, мышления,внимания: «Что изменилось?», «На что похоже?», «Четвёртый лишний»

Ожидаемый результат от ИОМ.

— Правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

— Четко дифференцировать все изученные звуки;

— Называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

— Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

— Различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

— Согласовывать слова в числе, роде, падеже;

— Самостоятельно составлять рассказ по картинке, по серии картинок;

— Пересказывать тексты, используя развёрнутую фразу.

— В соответствии с возрастными возможностями уточнен и обобщен словарь;

— Сформирован грамматический строй речи;

— Достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения.

Итог работы:

Дата выпуска ребенка: ___

Источник

Ф.И. ребенка: ___________

Обращённую речь понимает.

Полиморфное нарушение звукопроизношения — межзубный сигматизм (С, С᾿, З, З᾿, Ц), ротацизм (Р, Р᾿).

Слоговая структура сложных слов нарушена (перестановка, пропуск слогов).

Фонематический слух нарушен. Не может повторить ряд оппозиционных слогов близких по звучанию как простых, так и сложных по артикуляции.

Фонематические функции не сформированы. Путает понятия звук и слог. Не может определить последовательность и количество звуков в слове. Не способна придумать слово на заданный звук.

Словарный запас беден. В речи много аграмматизмов. Допускает множество ошибок в словоизменении (в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже, согласовании существительных и числительных) и словообразовании (образовании слов, относительных и притяжательных прилагательных).

Связная речь плохо сформирована. Испытывает трудности при составлении рассказа по серии сюжетных картин. Не может выложить картинки по смыслу. Составляет рассказ из 2-ух, 3-х предложений по наводящим вопросам. В рассказе присутствуют аграмматизмы.

Этапы работы

Направления работы

Коррекционно-речевые задачи

Рекомендованные игры и задания

Подготовительный  этап

(октябрь)

Сенсорное развитие

  1. Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус).
  2. Закрепить знание основных цветов и оттенков,форме и величине предметов, обогатить представления о них.
  1. Упражнения в узнавании, классификации, сравнении, цвета, формы, величины предметов,  геометрических фигур.
  2. Использовать телесно-ориентированные упражнения, глазодвигательные упражнения, релаксационные упражнения, растяжки, самомассаж, элементы психогимнастики.

Развитие психических функций

  1. Развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств.
  2. Совершенствовать, характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать.
  3. Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого воображения, исключать стереотипность мышления.
  1. Рекомендуемые игры и упражнения: «Где постучали?», «Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай шепот», «Где поет птичка?», «Жмурки с колокольчиком», «Найди бубенчик», «Поймай барабанщика», «Сложи радугу», «Теплые и холодные цвета», «Цветные колпачки», «Чудесный мешочек», «Что в мешочке» и т. п

Развитие мелкой моторики

  1. Развивать мелкую моторику рук и совершенствовать графические навыки.
  1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода обучения).
  2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
  3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.
  4. Печатание пройденных букв в тетради.
  5. Использовать пальчиковую гимнастику по всем лексическим темам и при знакомстве с изучаемыми буквами.
  6. Использование массажных упражнений.
  7. Выкладывать изображения и буквы с помощью спичек, верёвочки, природных материалов.
  8. Использовать пальчиковую гимнастику, по всем лексическим темам, кинезиологические пальчиковые упражнения («кулак-ребро-ладонь» и пр.) и при знакомстве с изучаемыми буквами.
  9.  Лепка, аппликация, рисование.

Развитие общих речевых навыков

  1. Вырабатывать чёткие, координированные движения органов речевого аппарата.
  2. Формировать правильное речевое дыхание.
  3. Работать над постановкой диафрагмального дыхания.
  4. Работать над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.
  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Дыхательная гимнастика.

Основной этап

Коррекция звукопроизношения

  1. Разрабатывать речевой аппарат, подготовка его к постановке звуков.
  2. Сформировать правильное произношение и первоначальное закрепление неправильно произносимых звуков и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).
  3. Автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, словосочетаниях, связной речи.
  1. Проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики.
  2. использовать элементы биоэнергопластики
  3. Постановка свистящих звуков.
  4. Автоматизация свистящих звуков.
  5. Постановка Р,Р᾿.
  6. Автоматизация Р,Р᾿.

Работа над слоговой структурой слова

(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребёнком звуков)

  1. Учить говорить слова сложной слоговой структуры сначало изолировано, потом в словосочетаниях, потом в предложениях, соблюдая последовательность и количество слогов, интонационно правильно оформляя их.
  2. Выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова заданным количеством слогов.
Читайте также:  Важное для 4 месяцев ребенку развитие
  1. Плавно переключаться со слога на слог.
  2. Плавно произносить стечения согласных в рамках одного слога.
  3. «Наращивать» слова.
  4. Произносить слова со стечением согласных.
  5. Делить слова на слоги, подсчитывать слоги, называть 1-ый, 2-ой, 3-ий и пр. слог в слове.

Развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте

  1. Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).
  2. Развивать слуховое внимание на материале гласных звуков.
  3. Развивать слуховое внимание на материале согласных звуков.
  4. Знакомить с буквами.
  5. Формировать умение осознанно читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами.
  1. Знакомство с гласными звуками [а], [у], [о], [и], [ы], [э],  
  2. Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков (ау, уа, оуа и др.).
  3. Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т.п.).
  4. Подбор слов на гласные звуки.
  5. Знакомство с согласными звуками. Совершенствование умения выделять звук из ряда звуков, на фоне слога, слова.
  6. Знакомство с понятиями: «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук».
  7. Выделение изучаемых согласных звуков из слова (начало, конец, середина).
  8. Определение последовательности звуков в слоге, слове.
  9. Определение количества звуков в слоге, слове.
  10. Определение ударнозо слога, звука в слове.
  11. Составление звуко-слоговой схемы слов.
  12. Выкладывание слогов, слов из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.
  13. Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами.
  14. Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнурочка; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы.
  15. Читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами.
  16. Закрепление знания известных детям правил правописания.
  17. Формирование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы.

Развитие словаря

  1. Расширять, уточненять и активизировть словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.
  2. Упражнять в словоизменении.
  3. Упражнять в словообразовании.
  1. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами 
  2. Обогащение экспрессивной речи сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.
  3. Расширение представления о переносном значении и активизация в речи слов с переносным значением.
  4. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными.
  5. Дальнейшее овладение приставочными глаголами .
  6. Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами.
  7. Обогащение экспрессивной речи за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.

Совершенствование грамматического строя речи

  1. Формировать  грамматические  категории имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий (по лексическим темам)
  2. Формировать  навыки правильного согласования имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий.
  3. Формировать  навыки грамматически правильного составления предложений.
  4. Формировать  навыки анализа предложений и составления графических схем предложений.

1. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам (заморозок — заморозки, гриб — грибы, береза — березы, яблоко — яблоки).

2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам (дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по конюшне, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам, жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о белках).

  1. Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам (листочек, картошечка, пальтишко; кругленький).
  2. Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами (медведище, головища) и суффиксами единичности (горошинка, клюквинка).

5.        Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным (косой заяц, голубая стрекоза, длинноногие журавли; быстрая, проворная, стремительная ласточка).

  1. Закрепление умения образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах (собираться, притаиться; улетает, улетел, улетит).
  2.  Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растёт, яблоки растут).
  3. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
  4. Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои.
  5.  Согласование числительных два и пять с существительными.
  6. Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.
  7. Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины (Мы пошли кататься с горки, когда закончился снегопад. Девочки намочили рукавички, потому что лепили снеговика.)
  8. Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее) и навыка составления графических схем предложений.

Развитие связной речи

1. Составлять простые распространённые предложения.

2. Обучать задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

3. Обучать составлению описательных рассказов по лексическим темам.

4. Работать над диалогической речью (с использованием литературных произведений).

5. Обучать пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).

  1. Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
  2. Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.
  3. Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.
  4. Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.

5.        Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно
составленному плану.

Источник