Индивидуальный маршрут развития ребенка с речевыми нарушениями
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 428 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников» Дзержинского района
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
на 2018 – 2021 учебный год
Группа № «»
Фамилия, имя, отчество ребенка, дата рождения.
Коллегиальное заключение ТПМПК:
Общее недоразвитие речи, 2-3 уровень речевого развития. Дизартрия.
Подпись родителей:
______________/__________________/
Новосибирск -2018
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА (ИОМ)
Пояснительная записка
ИОМ составлен на основании АООП МКДОУ д/с №428 для создания специальных образовательных условий обучающегося с ОВЗ ребенка дошкольного возраста с ТНР.
Цель: проектирование коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых нарушений у ребенка.
Задачи:
-развивать произвольность мыслительной деятельности ребенка и формировать ее основные компоненты;
-способствовать развитию у ребенка заинтересованности в деятельности, накоплению знаний, формированию навыка самоконтроля, поддерживать положительное эмоциональное состояние ребенка в течение всего занятия;
— совершенствовать кинестетическую и кинетическую основу движений ребенка в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики;
— расширять возможности понимания ребенком речи параллельно с расширением и его представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности;
— обогащать предметный (существительные), предикативный (глаголы) и адъективный (прилагательные) словарь импрессивной и экспрессивной речи;
— формировать грамматические стереотипы словоизменения и словообразования в импрессивной и экспрессивной речи;
— формировать синтаксические стереотипы и работать над усвоением синтаксических связей в составе предложения;
— расширять возможности диалогической и монологической речи и совершенствовать навыки связной речи;
— учить ребенка пересказыванию, соблюдая последовательность;
— осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций;
— осуществлять коррекцию нарушений фонематической стороны речи, развивать фонематические процессы;
— работать над совершенствованием когнитивных функций: внимания, памяти, восприятия (слухового и зрительного), анализа, синтеза, обобщения, классификация;
— формировать мотивацию у ребенка к школьному обучению, учить основам грамоты.
Заключение ТМПК
2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ИОМ
Рекомендации по созданию специальных образовательных условий
обучающегося с ОВЗ:
С 2018 – 2019 учебного года обучение и воспитание в ДОО по адаптированной образовательной программе для детей с ТНР дошкольного возраста.
Сопровождение процесса обучения и воспитания ПМП(к) ДОО (разработка АООП, направленности коррекционно-развивающих занятий, отслеживание динамики развития ребенка).
Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов ДОО для эффективной реализации системы коррекционно-педагогической работы.
Создание полноценной речевой среды.
Учет особенностей психофизического развития и состояния здоровья в процессе обучения: щадящий педагогический режим (учет темпа деятельности, динамики работоспособности; снижение доли механической нагрузки; минимизация ситуации дефицита времени).
Занятия с логопедом. Комплексная логопедическая коррекция. Развитие понимания обращенной речи. Работа над фразой. Расширение и уточнение словаря. Коррекция звукопроизношения. Развитие фонематического восприятия, ЛГСР, связной устной речи, слоговой структуры слова, артикуляционной моторики, мелкой моторики. Развитие понимания и использования различных грамматических форм и словообразовательных моделей. Развитие речевого дыхания и просодической стороны речи. Развитие коммуникативных навыков. Помощь в освоении АООП.
Занятия с педагогом-психологом по развитию пространственных представлений как основы когнитивного компонента деятельности, игровой деятельности, навыков общения, эмоциональное, личностное развитие ребенка.
Активное включение в занятия коммуникативно-творческой направленности совместно со сверстниками.
Заключение ПМПК действительно на уровне дошкольного образования.
Рекомендации профильных специалистов
Учитель-
логопед
Психолог
Музыкальный руководитель
Инструктор по физической культуре
Воспитатели
Родители
Содержание индивидуальной работы ОНР (II ур. р. р.)
Содержание коррекционной работы
(игры и упражнения)
Вид занятий
1
Развитие мелкой и крупной моторики
Игры «Кольцо» «Коза» «Зайчик» «Волчки», «Мозаика», «Шнуровка» «Собери бусы» «Выкладывание из палочек»
Логоритмика
2
Формирование правильного речевого дыхания
Пропевание гласных, звукоподражание
Упражнения: «Сдуй пёрышко», «Мыльные пузыри», «Вертушка», «Дудочка»
Игры: «Водолаз», «Силачи», «У машины накачаем шины», «Задуй мяч в ворота»
Индивидуальные, подгрупповые
3
Развитие артикуляционной моторики:
Артикуляционные упражнения: «Улыбочка», «Заборчик», «Хоботок», «Любопытный язычок», «Обезьянка», «Бульдог», «Спрячь конфетку», «Толстячки-Худышки», «Вкусное варенье», «Часики», «Качелька», «Чистим зубки», «Иголочка», «Индюк», «Парус», «Чистим зубки», «Чашечка», «Лошадка»
Индивидуальные, подгрупповые
4
Формирование правильного звукопроизношения
.
Логопедический массаж
Постановка и коррекция звуков:
группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц
группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ
группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ
губно-губные – П, Б, М + мягк.
губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.
заднеязычные – К, Г, Х + мягк.
Автоматизация и дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях, связном тексте
Индивидуальные
5
Формирование фонематического восприятия и слуха:
Упражнения и игры на определение направления звука, источника звука, на развитие темпа, ритма, интонации: «Кто кричит, что звучит?», «Тихо-громко», «Удочка-уточка», «Повтори за мной», «Чем отличаются слова», «Ходилочки»
Индивидуальные
6
Работа над слоговой структурой слова
Упражнения:
на дифференциацию: «Короткие и длинные слова»
на выделение интонацией и силой голоса слога
на воспроизведение слоговой цепочки (па-по-пу, та-са-ма)
Упражнения на воспроизведение темпо-ритмического рисунка слова
Проговаривание одно, двух, трёхсложных слов
Индивидуальные, подгрупповые
7
Развитие грамматического строя речи
Игры на словоизменение по числам, по родам, по падежам:
«Один-много», «Один, два, много», «Какого цвета», «Жадина», «Кто? Что? Кого? Чего? и т. д.»
Упражнения на согласование имен существительных с прилагательными, существительных с глаголами по признакам (повелительные, изъявительные)
Игры на словообразование: «Большой-маленький», «Грамматика в картинках»
Игры на употребление предлогов В, ИЗ, НА, ПОД, ЗА, У, С, ОТ, К, ПО
Индивидуальные, подгрупповые
8
Развитие лексической стороны речи
Игры и упражнения на расширение предметного словаря:
«Слова-предметы», «Обобщающие слова»
Игры и упражнения на расширение глагольного словаря:
«Что делает?», «Противоположности»
Игры и упражнения на расширение словаря признаков (качественные, притяжательные): «Какой?», «Противоположности», «Это чьё?»
Индивидуальные, подгрупповые
9
Совершенствование психологической базы речи
Игры на развитие зрительной памяти: «Угадай чего не стало?», «Что изменилось».
Игры на развитие внимания и мышления: «Кто лишний?», «Найди по контуру», «На что похоже?», «Ассоциации», «Разрезные картинки», «Найди пару»
Индивидуальные, подгрупповые
Содержание индивидуальной работы ОНР (III ур. р. р.)
Содержание коррекционной работы
(игры и упражнения)
Вид занятий
1
Развитие мелкой и крупной моторики
Игры «Кольцо», «Коза», «Зайчик», «Волчки», «Мозаика», «Шнуровка», «Собери бусы», «Выкладывание из палочек», «Ножницы», «Оригами»
Игры: «Поймай мышку», «Сложи букву»
2
Формирование правильного речевого дыхания
Пропевание гласных, звукоподражание
Упражнения: «Сдуй пёрышко», «Мыльные пузыри», «Вертушка», «Дудочка»
Игры: «Водолаз», «Силачи», «У машины накачаем шины», «Буря в стакане», «Загоним мяч в ворота»
Индивидуальные, подгрупповые
3
Развитие артикуляционной моторики:
Артикуляционные упражнения: «Улыбочка», «Заборчик», «Хоботок», «Любопытный язычок», «Обезьянка», «Бульдог», «Спрячь конфетку», «Толстячки-Худышки», «Вкусное варенье», «Часики», «Качелька», «Иголочка», «Индюк», «Парус», «Чистим зубки», «Фокус», «Маляр», «Чашечка», «Грибок», «Лошадка»
Индивидуальные, подгрупповые
4
Формирование правильного звукопроизношения
.
Логопедический массаж
Постановка и коррекция звуков:
группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц
группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ
группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ
губно-губные – П, Б, М + мягк.
губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.
заднеязычные – К, Г, Х + мягк.
Автоматизация и дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях, тексте
Индивидуальные
5
Формирование фонетико-фонематического строя речи
Игры: «Сигнальщики», «Звуковые пульты», «Картинки, слова, схемы», «Звуковой паровозик», «Где спрятался звук?» «Мягкие и твёрдые», «Звонкие и глухие», фонематический анализ и синтез
Индивидуальные
6
Подготовка к обучению грамоте
Упражнения:
на развитие слоговой структуры слова (составление схем, чистоговорки, скороговорки)
на выделение интонацией и силой голоса слога (ударение)
игры на образование слов со сложной слоговой структурой
игры на образование многозначных слов
Игры: «Превращаем звук в букву», «Читаем и составляем слова», «Расшифруй слова», «Продолжи слова», «Волшебный карандаш» (штриховки, обводки)
Составление, печатание и чтение слогов и слов.
Индивидуальные, подгрупповые
7
Развитие грамматического строя речи
Игры на словоизменение по числам, по родам, по падежам:
«Один, два, пять», «Какого цвета», «Жадина», «Кто? Что? Кого? Чего? и т. д.»
Упражнения на согласование имен существительных с прилагательными, существительных с глаголами по признакам (повелительные, изъявительные), на образование глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени
Игры на словообразование относительных прилагательных, наречий
Игры на употребление предлогов
Образование глаголов с помощью приставок, суффиксальный способ образования, образование однокоренных слов
Индивидуальные, подгрупповые
8
Развитие лексической стороны речи
Игры и упражнения на расширение предметного словаря:
«Слова-предметы», «Обобщающие слова»
Игры и упражнения на расширение глагольного словаря:
образование глаголов- антонимов,
Игры и упражнения на расширение словаря признаков (качественные, притяжательные): «Какой?», «Противоположности», «Это чьё?»
Индивидуальные, подгрупповые
9
Совершенствование психологической базы речи
Игры на развитие зрительной памяти: «Угадай чего не стало?», «Что изменилось».
Игры на развитие внимания и мышления: «Четвёртый лишний?», «Найди по контуру», «Ассоциации», «Разрезные картинки», на понимание логико-грамматических конструкций
Индивидуальные, подгрупповые
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ИОМ
Расписание образовательной деятельности
2018-2019 год
Специалисты
Дни недели
Воспитатели
Музыкальный руководитель
Инструктор по физической культуре
Учитель-
логопед
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
2019-2020 год
Специалисты
Дни недели
Воспитатели
Музыкальный руководитель
Инструктор по физической культуре
Учитель-
логопед
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
2020-2021 год
Специалисты
Дни недели
Воспитатели
Музыкальный руководитель
Инструктор по физической культуре
Учитель-
логопед
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
Создание развивающей предметно-пространственной среды
Пособия для развития воздушной струи: шарики, пушинки, из бумаги, колпачки и т.д.
Высота, темп, ритм – визуальные карточки.
Музыкальные инструменты, звучащие игрушки и т.д.
Развитие мелкой и крупной моторики
Мячи, массажные мячи разных размеров, ребристые палочки, мозаика, бусы, шнуровки
Совершенствование психологической базы речи
Картинный материал по лексическим темам, зашумленные картинки, наложенные рисунки, недорисованные (недописанные) изображения, игрушки и предметы для игр: «Запомни и назови», «Что изменилось», «Чего не стало», «Волшебный мешочек», «Бассейн», «Сундучок», разрезные картинки, звучащие предметы, палочки, геометрические фигуры и т.д.
Формирование фонематического восприятия и слуха:
Картинный материал по звукам, схемы звуков: демонстрационные, раздаточные для пальчиков, шапочки, настольно-печатные игры и др. Магнитная азбука, азбука настольная, буквы, обводки, слоговые лесенки, кроссворды, ребусы, игровой материал «Составь слог, слово, предложение» и др.
Развитие лексической стороны речи
Картинный материал по лексическим темам, муляжи овощей, фруктов, ягод, грибов.
Наборы животных домашних, диких, жарких и холодных стран, морские обитатели и др.
Развитие грамматического строя речи и связной речи
Картинный материал, дидактические игры, схемы, домино, игрушки, муляжи и др.
Сюжетные картинки, серии картинок, игрушки, схемы предложений: демонстрационный и раздаточный материал
Приложение
Динамика речевого развития
2018-2019
2019-2020
2020-2021
Источник
Ольга Бакирова
Индивидуальный образовательный маршрут с ребенком по коррекции речевых нарушений
Индивидуальный образовательный маршрут с ребенком по коррекции
речевых нарушений
Старшая группа, Дата рождения ___
Индивидуальный маршрут рассчитан на 2017-2018 уч. год
Форма проведения: индивидуальная 2 раза в неделю.
Используемая литература:
Коноваленко В. В. «Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения», Ткаченко Т. А. «Логопед у вас дома», Т. А. Ткаченко «Логопедические упражнения», Т. А. Ткаченко «Коррекция фонетических нарушений у детей»
I. Подготовительный этап (4-12 занятий).
1. Развитие понимания речи. Развитие понимания неречевых звуков, слов, слухового внимания, памяти, фонематического восприятия, развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь, учить выделять названия предметов,действий в играх и специальных упражнениях: «Угадай чей голос», «Хлопни как я», «Улови шепот», «Незнайка», «Доскажи словечко», «Угадай предмет», «Бывает не бывает», «Подбери картинку», «Назови одним словом» и т. д.
2. Формирование и развитие артикуляторной моторики для постановки звуков (подготовительные упр. ; артикуляционная гимнастика. для щёк, челюстей, губ, языка и т. д.)
3. Развитие речевого дыхания (выдоха): упражнения «Сдуй бабочку», «Подуй на вертушку», «Дракончик», «Футбол», «Согрей ладошки» и т. д.
II. Этап формирования правильного звукопроизношения.
1. Артикуляционная гимнастика для постановки ___ звуков
2.Постановка звуков: ___
5.Автоматизация звуков: изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях (предложения, рассказы, стихи, чистоговорки, пословицы, скороговорки, фразеологизмы)
6.Дифференциация звуков:___
III. Развитие фонематических процессов
— Формирование умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу.
-Формирование умения различать слоги со сходными звуками.
— Формирование умения воспроизводить слоговые ряды.
— Формирование умения подбирать слова на заданный звук.
— Формирование умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях, словах, слогах, изолированно.
IV. Работа над грамматическим строем речи
— Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
— Образование множественного числа существительных.
— Согласование притяжательных местоимений с существительными.
— Практическое употребление в речи простых предлогов: на, в, за, у, к, с, по, над.
— Согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже.
— Употребление приставочных глаголов.
— Согласование числительных и существительных в ед. числе, мн. числе.
— Образование сравнительной степени прилагательных.
V.Развитие связной речи:
— Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.
— Формирование навыка составления простых предложений по вопросам, по картинкам, схемам.
— Закрепление навыка составления короткого рассказа по картине, серии сюжетных картин, рассказов –описаний, пересказов.
VIОбогащение словаря:
— По темам: овощи, фрукты, грибы, деревья, одежда, обувь, головные уборы, семья, посуда, продукты питания, дом, мебель, животные (дикие, домашние, птицы (перелетные, зимующие, домашние, транспорт, профессии, времена года
VIIРазвитие ВПФ:
Игры и упражнения на развитие зрительной памяти, мышления,внимания: «Что изменилось?», «На что похоже?», «Четвёртый лишний»
Ожидаемый результат от ИОМ.
— Правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
— Четко дифференцировать все изученные звуки;
— Называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
— Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
— Различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
— Согласовывать слова в числе, роде, падеже;
— Самостоятельно составлять рассказ по картинке, по серии картинок;
— Пересказывать тексты, используя развёрнутую фразу.
— В соответствии с возрастными возможностями уточнен и обобщен словарь;
— Сформирован грамматический строй речи;
— Достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения.
Итог работы:
Дата выпуска ребенка: ___
Источник
Ф.И. ребенка: ___________
Обращённую речь понимает.
Полиморфное нарушение звукопроизношения — межзубный сигматизм (С, С᾿, З, З᾿, Ц), ротацизм (Р, Р᾿).
Слоговая структура сложных слов нарушена (перестановка, пропуск слогов).
Фонематический слух нарушен. Не может повторить ряд оппозиционных слогов близких по звучанию как простых, так и сложных по артикуляции.
Фонематические функции не сформированы. Путает понятия звук и слог. Не может определить последовательность и количество звуков в слове. Не способна придумать слово на заданный звук.
Словарный запас беден. В речи много аграмматизмов. Допускает множество ошибок в словоизменении (в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже, согласовании существительных и числительных) и словообразовании (образовании слов, относительных и притяжательных прилагательных).
Связная речь плохо сформирована. Испытывает трудности при составлении рассказа по серии сюжетных картин. Не может выложить картинки по смыслу. Составляет рассказ из 2-ух, 3-х предложений по наводящим вопросам. В рассказе присутствуют аграмматизмы.
Этапы работы
Направления работы
Коррекционно-речевые задачи
Рекомендованные игры и задания
Подготовительный этап
(октябрь)
Сенсорное развитие
- Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус).
- Закрепить знание основных цветов и оттенков,форме и величине предметов, обогатить представления о них.
- Упражнения в узнавании, классификации, сравнении, цвета, формы, величины предметов, геометрических фигур.
- Использовать телесно-ориентированные упражнения, глазодвигательные упражнения, релаксационные упражнения, растяжки, самомассаж, элементы психогимнастики.
Развитие психических функций
- Развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств.
- Совершенствовать, характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать.
- Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого воображения, исключать стереотипность мышления.
- Рекомендуемые игры и упражнения: «Где постучали?», «Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай шепот», «Где поет птичка?», «Жмурки с колокольчиком», «Найди бубенчик», «Поймай барабанщика», «Сложи радугу», «Теплые и холодные цвета», «Цветные колпачки», «Чудесный мешочек», «Что в мешочке» и т. п
Развитие мелкой моторики
- Развивать мелкую моторику рук и совершенствовать графические навыки.
- Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода обучения).
- Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
- Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.
- Печатание пройденных букв в тетради.
- Использовать пальчиковую гимнастику по всем лексическим темам и при знакомстве с изучаемыми буквами.
- Использование массажных упражнений.
- Выкладывать изображения и буквы с помощью спичек, верёвочки, природных материалов.
- Использовать пальчиковую гимнастику, по всем лексическим темам, кинезиологические пальчиковые упражнения («кулак-ребро-ладонь» и пр.) и при знакомстве с изучаемыми буквами.
- Лепка, аппликация, рисование.
Развитие общих речевых навыков
- Вырабатывать чёткие, координированные движения органов речевого аппарата.
- Формировать правильное речевое дыхание.
- Работать над постановкой диафрагмального дыхания.
- Работать над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.
- Артикуляционная гимнастика.
- Дыхательная гимнастика.
Основной этап
Коррекция звукопроизношения
- Разрабатывать речевой аппарат, подготовка его к постановке звуков.
- Сформировать правильное произношение и первоначальное закрепление неправильно произносимых звуков и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).
- Автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, словосочетаниях, связной речи.
- Проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики.
- использовать элементы биоэнергопластики
- Постановка свистящих звуков.
- Автоматизация свистящих звуков.
- Постановка Р,Р᾿.
- Автоматизация Р,Р᾿.
Работа над слоговой структурой слова
(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребёнком звуков)
- Учить говорить слова сложной слоговой структуры сначало изолировано, потом в словосочетаниях, потом в предложениях, соблюдая последовательность и количество слогов, интонационно правильно оформляя их.
- Выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова заданным количеством слогов.
- Плавно переключаться со слога на слог.
- Плавно произносить стечения согласных в рамках одного слога.
- «Наращивать» слова.
- Произносить слова со стечением согласных.
- Делить слова на слоги, подсчитывать слоги, называть 1-ый, 2-ой, 3-ий и пр. слог в слове.
Развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте
- Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).
- Развивать слуховое внимание на материале гласных звуков.
- Развивать слуховое внимание на материале согласных звуков.
- Знакомить с буквами.
- Формировать умение осознанно читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами.
- Знакомство с гласными звуками [а], [у], [о], [и], [ы], [э],
- Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков (ау, уа, оуа и др.).
- Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т.п.).
- Подбор слов на гласные звуки.
- Знакомство с согласными звуками. Совершенствование умения выделять звук из ряда звуков, на фоне слога, слова.
- Знакомство с понятиями: «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук».
- Выделение изучаемых согласных звуков из слова (начало, конец, середина).
- Определение последовательности звуков в слоге, слове.
- Определение количества звуков в слоге, слове.
- Определение ударнозо слога, звука в слове.
- Составление звуко-слоговой схемы слов.
- Выкладывание слогов, слов из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.
- Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами.
- Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнурочка; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы.
- Читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами.
- Закрепление знания известных детям правил правописания.
- Формирование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы.
Развитие словаря
- Расширять, уточненять и активизировть словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.
- Упражнять в словоизменении.
- Упражнять в словообразовании.
- Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами
- Обогащение экспрессивной речи сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.
- Расширение представления о переносном значении и активизация в речи слов с переносным значением.
- Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными.
- Дальнейшее овладение приставочными глаголами .
- Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами.
- Обогащение экспрессивной речи за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.
Совершенствование грамматического строя речи
- Формировать грамматические категории имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий (по лексическим темам)
- Формировать навыки правильного согласования имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий.
- Формировать навыки грамматически правильного составления предложений.
- Формировать навыки анализа предложений и составления графических схем предложений.
1. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам (заморозок — заморозки, гриб — грибы, береза — березы, яблоко — яблоки).
2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам (дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по конюшне, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам, жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о белках).
- Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам (листочек, картошечка, пальтишко; кругленький).
- Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами (медведище, головища) и суффиксами единичности (горошинка, клюквинка).
5. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным (косой заяц, голубая стрекоза, длинноногие журавли; быстрая, проворная, стремительная ласточка).
- Закрепление умения образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах (собираться, притаиться; улетает, улетел, улетит).
- Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растёт, яблоки растут).
- Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
- Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои.
- Согласование числительных два и пять с существительными.
- Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.
- Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины (Мы пошли кататься с горки, когда закончился снегопад. Девочки намочили рукавички, потому что лепили снеговика.)
- Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее) и навыка составления графических схем предложений.
Развитие связной речи
1. Составлять простые распространённые предложения.
2. Обучать задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.
3. Обучать составлению описательных рассказов по лексическим темам.
4. Работать над диалогической речью (с использованием литературных произведений).
5. Обучать пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).
- Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
- Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.
- Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.
- Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.
5. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно
составленному плану.
Источник