Индивидуальный маршрут развития ребенка с овз в доу по развитию речи на год

Индивидуальный маршрут сопровождения  ребенка с ОВЗ

ФИО, год рождения ребёнка

Иван ,

Логопедическое заключение

ОНР 2  уровня с дизартрическим  компонентом

Актуальная проблема

Недоразвитие речи, как системы, отсутствие большинства звуков в речи

Цель программы

Создать условия для успешного освоения ребёнком  адаптированной основной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.

Задачи

Развитие мотивации речевого общения и понимания обращенной речи.

Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие мимики и эмоций.

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

Развитие речевого подражания.

Коррекция звукопроизношения.

Развитие импрессивной речи.

Формирование первоначальных речевых навыков и слоговой структуры слова.  

Пополнение пассивного и активного словаря.

Срок реализации

1 год

Содержание индивидуального образовательного маршрута

Образовательный компонент:

— Форма обучения очная, групповая.

— Работа в общем режиме.

— Индивидуальный подход во время образовательного процесса.

— Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.

—  Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.

 Индивидуальный учебный план:

Усиление образовательных областей: «Речевое развитие»,  

и  «Социально-коммуникативное развитие».

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»  усилена в:

—  развитии игровых умений и навыков;

— поддержании интереса детей к деятельности сверстников, содействие налаживанию

   диалогического общения в совместных играх и занятиях;

— присвоении норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

— формировании умения распознавать эмоции окружающих людей, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

— становлении самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Во второй половине дня  индивидуальные занятия по выполнению заданий специалистов.

Базовая образовательная область

Образовательная нагрузка в

неделю

Образовательная область «Физическое развитие»

Физическая культура

помещение

на улице

2 / 40 мин.

1 / 20 мин.

Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие речи

2 / 40 мин. (учитель — логопед)

Чтение художественной литературы

Ежедневно

Образовательная область «Художественно-

эстетическое развитие»

Рисование

1 / 20 мин.

Лепка

0,5 / 10 мин

Аппликация

0, 5 / 10 мин.

Прикладное творчество

1/20 мин.

Музыка

2 / 40 мин.

Социально – коммуникативное развитие

детей осуществляется в образовательной

деятельности в ходе режимных моментов,

в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье.

Итого:

Индивидуальные занятия

Педагог — психолог        

2/15 мин.

Учитель — логопед

3/15 мин.

Воспитатель

2/ 15 мин.

Содержание логопедической работы

1. Развитие мотивации речевого общения и понимания обращенной речи.

Показ предметов и частей тела.

Выполнение действий по инструкции логопеда.

Понимание грамматических категорий числа существительных и глаголов.

Понимание грамматических категорий рода глаголов прошедшего времени единственного числа.

Отгадывание предметов по описанию.

Выбор предметов для выполнения названных логопедом действий.

Определение причинно-следственных связей.

2. Развитие общей и мелкой моторики.

Логоритмические упражнения под музыку.

Упражнения на развитие общей и мелкой моторики.

3. Развитие мимики и эмоций.

Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление, печаль, обида.

4. Развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания.

Артикуляционные упражнения для губ:

— вытягивание трубочкой;

-растягивание в ниточку, в улыбку;

-округление губ;

— вытягивание трубочкой с последующим дутьём;

-поднятие вверх верхней губы, опускание вниз нижней, оскал;

— крепкое сжатие;

— сосательные движения;

— вибрация.

Артикуляционные упражнения для языка:

— язык широкий, узкий, чашечкой, трубочкой;

— присасывание языка к верхним альвеолам;

— распластывание широкого языка и удержание его между зубами;

— движение вперёд-назад при открытом рте;

— попеременный захват языком то верхней, то нижней губы;

— движение языка по верхней губе с одновременным включением голоса;

—  движение влево-вправо;

—  движение вверх-вниз;

— язык расслаблен на дне ротовой полости, при одновременном открывании и закрывании рта;

— цоканье;

— присасывание языка к нёбу с последующим задуванием на кончик языка с издаванием шёпотного трр.

5. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

Узнавание неречевых звуков. Упражнение: «Что звучит?», «Чей голос звучит?».

Узнавание звука на фоне ряда звуков.

Узнавание звука на фоне ряда слогов.

Узнавание звуков на фоне слова.

Определение первого гласного звука в слове.

6. Развитие речевого подражания.

Вызывание звукоподражания по картинкам: утка крякает: кря-кря, часы тикают: тик-так, мышка пищит: пи-пи-пи и др.

7. Коррекция звукопроизношения.

Уточнение артикуляции звуков: [а], [о], [и], [ы], [м], [н], [т], [с’].

Постановка и автоматизация и согласных звуков: [в], [ф], [х], [к],[г], [ш], [ж], [щ], [ч], [ц].

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке сонорных звуков

8. Развитие импрессивной речи.

Узнавание признаков предметов по картинкам.

Исключение лишнего предмета.

9. Формирование первоначальных речевых навыков и слоговой структуры слова.  

Формирование умения произносить слоги: ау, уа, ам-ам, му-му, мяу-мяу, га-га, ко-ко, пи-пи, мэ-мэ, бе-бе, ку-ку, уф-уф, кря-кря, ква-ква, ку-ка-ре-ку, ду-ду, бум-бум, би-би, динь-динь, тук-тук, ах, ох, ух, эх, но-но, тпр, буль-буль, куп-куп, бай-бай, кач-кач, тик-так, топ-топ, прыг-скок, пиф-паф, тра-та-та, ля-ля, ла-ла, на, дай, я, ты, мы, вы, он, она, оно, они, да, нет.

Формирование умения произносить двусложные слова с прямыми открытыми слогами.

Формирование умения произносить односложные слова.

Сроки динамического контроля

Динамические показатели

Читайте также:  Развитие самосознания ребенка в младшем школьном возрасте

Ожидание родителей: формирование готовности к обучению к школе.

Ожидаемый результат: ребенок адаптирован к социуму; освоения ребёнком  адаптированной основной образовательной программы ДОУ; овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

Заключение и рекомендации

Сформировать рекомендации специалистов ДОУ для родителей и воспитателей  с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребёнка.    

Источник

Индивидуальный образовательный маршрут

                  ________________________ФИО ребенка

                    ___________________________Дата рождения ребенка

                                     __________________ № группы

                                                                   Утверждено:

                                                                   Заведующий ____________

                                                                   Согласовано:

                                                                  (ФИО родителя)__________

Срок реализации: 2019 -2020 учебный год

Общая сведения

Ф.И.О. ребенка

Дата рождения

Адрес проживания

Мать (ФИО, образование, место работы)

Отец (ФИО, образование, место работы)

Воспитатели:

Группа здоровья:

Режим пребывания ребенка в ДОУ:

Специалисты:

Врач:

Педагог-психолог:

Логопед:

Инструктор по физической культуре:

Музыкальный руководитель:

Педагогическая характеристика                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

ФИО ребенка _________________________________________________________________

С какого времени ребенок посещает детский сад ___________________________________

Посещаемость детского сада ____________________________________________________

  1.  Коммуникативные функции:

— контактность_________________________________________________________________

— проявление негативизма _______________________________________________________

— особенности общения:

 со взрослыми______________________________________________________________

 со сверстниками ___________________________________________________________

— особенности поведения ________________________________________________________

2. Игровая деятельность: ______________________________________________________

3. Особенности поведения на занятиях:

— отношение к занятиям _________________________________________________________

— поведение на занятиях_________________________________________________________

4. Знания, умения и навыки по программному материалу:

— восприятие цвета _____________________________________________________________

— восприятие формы____________________________________________________________

— количество, счет______________________________________________________________

— временные представления______________________________________________________

— пространственные представления________________________________________________

5. Характеристика речи ребенка:

— запоминание стихотворений____________________________________________________

— умение отвечать на вопросы____________________________________________________

— связная речь__________________________________________________________________

6. Изодеятельность:

— лепка _______________________________________________________________________

— рисование ___________________________________________________________________

— аппликация __________________________________________________________________

7. Особенности моторной сферы:

— ведущая рука ________________________________________________________________

— общая моторика ______________________________________________________________

— мелкая моторика______________________________________________________________

8. Уровень усвоения программы________________________________________________

9. Владение навыками самообслуживания _______________________________________

Психологическая характеристика:

Логопедическое заключение:

Педагогическая проблема:………………………………………………..

Цель индивидуального маршрута: Создание оптимальных условий для гармоничного развития, социализации и адаптации ребенка.

Задачи индивидуального маршрута:

  • Оказание поддержки и помощи в саморазвитии и освоении программы дошкольного образования.
  • Достижение социального комфорта.
  • Развитие самоконтроля и саморегуляции.
  • Развитие коммуникативных умений.
  • Формирование адекватной самооценки.

Сроки реализации индивидуального маршрута:

Режим дня:

*Рекомендовано посещение (пребывание) ………………………………………. в связи с тем, что ……………..

Содержание ИОМ:

  1. Адаптация учебного (развивающего) материала.
  2. Организация дополнительной двигательной нагрузки/ снижения двигательной нагрузки.
  3. Привлечение помощника воспитателя/психолога для проведения занятий (мероприятий ДОУ).
  4. Предоставления перерыва для дополнительного приема пищи/лекарств.
  5. Дополнительный выходной день/сокращение времени пребывания в ДОУ.

Индивидуальный учебный план (на неделю)

Вид деятельности

Количество занятий в неделю

Примечание

Фронтальные занятия (воспитатель, если необходимо с помощником)

5

Ежедневно

Индивидуальные занятия с воспитателем

2

Пн., пт.

Групповое занятие с педагогом-психологом

1

Ср.

Индивидуальные занятия с педагогом-психологом

1

Вт.

Индивидуальные занятия с инструктором по физической культуре

1

Пт.

Индивидуальные занятия с музыкальным руководителем

1

Чт.

Индивидуальные занятия с логопедом

1

Пн.

Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка в светлогорске

На основании коллегиального заключения медико-психолого-педагогического консилиума:

  • Воспитатель организует работу по формированию предпосылок к возникновению  и развитию речи, коммуникативных, социокультурных навыков, навыков самообслуживания, представлений об окружающем мире в соответствии с планом индивидуальной работы.
  • Педагог-психолог организует работу по формированию познавательного интереса, коррекции мыслительной деятельности в соответствии с планом индивидуальной работы.
  • Инструктор по физической культуре организует развитие мелкой и общей моторики.
  • Музыкальный руководитель
  • Логопед
  • Старший воспитатель оказывает  методическую помощь всем участникам образовательного процесса на каждом этапе реализации ИОМ, предоставляет возможность обучения и повышения профессиональной компетентности педагогов, необходимой для выполнения ИОМ.  

План работы с родителями

№ п/п

Содержание деятельности

Срок исполнения

Ответственный исполнитель

1.

 Ознакомление с результатами диагностики специалистов

2.

Консультация специалистов  

 В течение года (по необходимости)

3.

Участие в семейных клубах  «Радуга»

4.

Привлечение к созданию творческих работ и участию в выставках ДОУ

5.

Ознакомление с особенностями реализации ИОМ

6.

Получение письменного разрешения на реализацию ИОМ

7.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды группы

Развивающая среда в группе построена с учетом требований ФГОС дошкольного образования        и        адаптированной        образовательной        программы        ДОУ. При организации развивающей предметно-пространственной среды учтены принципы ее построения.  Предметно-пространственная  среда  во  всех  группах  безопасна:  мебель  и

крупное игровое оборудование закреплены, не имеют дефектов, их расстановка в группе рациональна.

Доступность среды обусловлена возрастными и индивидуально-типологическими особенностями воспитанников. Игровое оборудование, материалы и игрушки находятся в свободном доступе. Пособия для индивидуальной работы и инструменты, требующие особого обращения (ножницы, стеки, мелкие и хрупкие предметы) находятся в закрытых нишах с условными обозначениями.

Среда полифункциональна и трансформируема. В группе предусмотрено зонирование для всех видов деятельности: познавательной, игровой, художественно- творческой, театрализованной, конструктивной, двигательной, трудовой. Наполняемость центров соответствует возрастным потребностям детей.

Учитывая важность социального развития дошкольников, в группе организованы уголки сюжетно-ролевой игры «Семья». В группе имеется необходимое оборудование для организации предметно-игровой деятельности.

Для организации художественно-творческой деятельности детей в группе имеется необходимое оборудование (ножницы, краски, кисти, клей, пластилин, бумага и картон, бросовый материал, подставки, салфетки и т.д.), которое используется на занятиях, а так же в свободной деятельности по требованию детей и под руководством педагогов. Для самостоятельной творческой деятельности детей центр изобразительного искусства содержит материалы для рисования (бумага, краски, цветные карандаши, трафареты, книжки-раскраски), образцы детских работ.

В группе имеется дидактическая кукла с набором одежды по сезонам. Игротека пополнены разнообразными авторскими играми и пособиями на развитие сенсорных представлений, мышления, памяти и внимания.

Зона конструктивных игр отличается доступностью и удобством расположения, содержит машины разных размеров, разнообразный строительный материал, разные виды конструкторов.

Книжный уголок отличаются разнообразием и содержательностью материала. Детская литература подобрана в соответствие с возрастом и программными требованиями. В группе помимо традиционной художественной литературы имеются подборки разнообразных музыкальных детских книг.

Для организации разных видов двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур, в группе организован спортивный центр, в котором имеются предметы физкультурного и спортивно-игрового оборудования и инвентаря, позволяющие более полно удовлетворить двигательные потребности каждого ребёнка, стимулировать самостоятельную двигательную активность. Пособия для закаливающих процедур представлены разнообразными массажёрами.

В группе имеется уголок уединения.

Все помещения группы оформлены эстетично и педагогически целесообразно. В дизайне использованы фотографии различной тематики, плакаты по лексическим темам и основам безопасной жизнедеятельности, детские работы. Характерным является многофункциональное использование помещений.

*Необходимо отразить особенности организации групповой среды для конкретного ребенка.

В начале

года

В середине

года

В конце года

Социально-коммуникативное  развитие

Демонстрация эмоциональной, мимической реакции на ласковое обращение знакомого взрослого.

+

Давать    позитивное    двигательное    подкрепление эмоциональной реакции;

Давать положительный эмоциональный отклик на появление близких взрослых (матери, отца, бабушки, дедушки);

+

Понимание указательного жеста руки и указательного пальца взрослого, поворачивать голову в указанном направлении;

_

Демонстрировать      готовность      к      совместным действиям со взрослым:

— принимать помощь взрослого,

_

— разрешать дотрагиваться до своих рук,

+

— принимать поглаживание по голове,

+

Выполнять со взрослыми совместные действия (мытье рук пользование ложкой, рисование мелом, рисование карандашом, раскатывание теста и т.д.)

+

Фиксировать взгляд на яркой звучащей игрушке и во время действия с ней,

_

Прослеживать            перемещение      игрушки      по горизонтали   на расстояние до 30 см;

Прослеживать   перемещение игрушки по вертикали на расстояние до 30 см;

Откликаться на свое имя

_

Называть свое имя,

_

Узнавать себя в зеркале,

+

Узнавать себя на индивидуальной фотографии

_

Положительно  реагировать  на  приход  в  группу воспитателя и взаимодействовать с ним;

+

Положительно реагировать на одного из сверстников ( друга, подругу), выделять его среди других детей;

+

Находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта;

_

Выполнять     предметно-игровые           действия     с игрушками и предметами из ближайшего окружения

_

Выполнять по речевой инструкции 3-4 элементарных действия игрушками.

_

Обучение игре

Проявлять  эмоциональный  интерес  к  игрушкам  и действиям с ними;

=

Выполнять предметно-игровые действия, играя рядом со сверстниками, не мешая другим;

_

Не  совершать  неадекватные  действия  с  куклой  и машиной;

+

Выражать положительное эмоциональное отношение к кукле;

_

По   просьбе   взрослого   производить   с   игрушками знакомые игровые действия — кормить куклу, катать в

_

Читайте также:  Небольшая задержка в развитии у ребенка 7 месяцев

Контроль результатов реализации ИОМ (Мониторинг реализации ИОМ)

коляске;

Нагружать в машинку игрушки,  перевозить их.

Культурно-гигиенические навыки

Пользоваться туалетом аккуратно

_

Мыть руки;

+

Пользоваться своим полотенцем;

_

Самостоятельно вытирать руки;

+

Садиться за стол на свое место;

_

Вытирать рот и руки салфеткой;

_

Не выходить из-за стола, не окончив еды;

_

Знать свой шкафчик для одежды;

_

Аккуратно складывать одежду на стул, ставить обувь на место;

_

Пользоваться помощью взрослого

Благодарить за оказанную помощь

Речевое развитие

Пользоваться              невербальными              формами коммуникации;

_

Пользоваться      указательным      жестом,      согласуя движения глаза и руки;

_

Проявлять интерес к окружающему:

— людям,

_

— действиям с игрушками и предметами

_

Рассказывать об окружающем;

Слушать     и     проявлять     интерес     к     речевым высказыванием взрослых:

  • рассказам,
  • стихам,
  • потешкам,
  • песенкам.

_

Воспроизводить знакомые звукоподражания,

Воспроизводить лепетные слова и усеченные фразы;

Выполнять      действия      по      простым      речевым инструкциям,

_

Отвечать на простые вопросы:

— о себе,

_

— ближайшем окружении.

_

Познавательное развитие

Сенсорное развитие

Воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Возьми чашку»,

«Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»;

_

Различать свойства и качества предметов:

— мокрый – сухой,

— большой – маленький,

— сладкий – горький,

— горячий – холодный.

Воспроизводить   в   отраженной   речи   некоторые знакомые свойства и качества предметов:

_

— большой – маленький,

_

— горячий – холодный,

— кубик – шарик.

Сличать  два  основных  цвета  (красный,  желтый):

«Покажи, где такой кубик»;

Дифференцированно реагировать на звучание определённых музыкальных инструментов (выбор из трёх);

Складывать разрезную картинку из двух частей;

Учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится, кубик стоит, не катится, большой домик для большой матрешки, маленький – для маленькой.

Дифференцировать звукоподражание («Кто тебя позвал?»: выбор из двух – трех предметов или картинок).

Конструирование

Положительно     относиться     к     процессу     и результатам конструирования;

Узнавать   и   называть   знакомые   постройки   и конструкций;

Создавать простейшие постройки и конструкции;

Создавать        простейшие        постройки        из строительного материала;

Создавать простейшие постройки из палочек;

Проявлять интерес к выполнению коллективных построек

Совместной игре с ними;

Создавать   поделки   и   конструкции   в   разных условиях – на полу и на столе;

Понимать слова, используемые педагогом при создании конструкций, — возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, палочка, дорожка, лесенка, ворота, гараж, заборчик;

Играть, используя знакомые постройки.

Ознакомление с окружающим

Называть свое имя

Отвечать на вопрос: «Ты мальчик или девочка?»

Показывать части тела и лица, отвечая на вопрос:

«Покажи,   чем   ты   ходишь»,    «Покажи,   чем смотришь», «Чем ты слушаешь?»;

Показывать на фотографии (выделив из трех)

— себя

— маму

+

— папу

_

Показывать или называть отдельные предметы

— одежды,

+

— посуды,

+

— игрушки

+

Узнавать реальных и изображенных на картинках знакомых

— животных,

_

— птиц

Отвечать на вопрос, указывая жестом или словом (где солнышко, дом, машина, вода, дерево).

Художественно-эстетическое развитие

Лепка

Активно реагировать на предложение взрослого полепить;

Соотносить    лепные    поделки    с    реальными предметами;

Лепить по просьбе взрослого знакомые предметы, и прямыми движениями (колбаску, баранку).

Раскатывая       пластилин       между      ладонями круговыми (колобок).

Положительно  относиться  к  результатам  своей работы;

Аппликация

Адекватно  реагировать  на  предложение  выполнить аппликацию, состоящую из одного предмета;

Наклеивать заготовку

Соотносить аппликацию с реальными объектами;

Положительно    относиться    к    результатам    своей работы.

Рисование

Адекватно  реагировать  на  предложение  взрослого порисовать,

Изображать знакомые предметы;

Обследовать предмет перед рисованием,

Обводить по контуру;

Положительно    относиться    к    результатам    своей работы.