Индивидуальный маршрут развития ребенка с ффнр в доу

Индивидуальный маршрут развития ребенка с ффнр в доу thumbnail

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ,

Алиса Ю.

Срок реализации: учебный год

Составила: учитель-логопед Шушпанова Е. Г.

I. Сведения о ребенке:

Фамилия, имя ребенка: Алиса

Дата рождения:

Место жительства:

Сведения о семье:

Мать:

Отец:

Группа здоровья: II

Посещает детский сад: с 2 лет

Заключение ПМПк МБДОУ детского сада: от ____ протокол №___: Фонетико-фонематическое нарушение речи.

II. Коррекционная работа:

Подготовительный этап работы (октябрь — ноябрь 2017г.)

Направление работы

Задачи коррекционной работы

Рекомендованные задания

Развитие общих речевых навыков

1. Формировать правильное речевое дыхание

2. Работать над остановкой диафрагмального дыхания

3. Вырабатывать четкие движения органов речевого аппарата

1. Дыхательная гимнастика: «Фокус», «Футбол», «Подуй на листочки», «Тучки», и т.д.

2. Артикуляционная гимнастика: «Хоботок» Лопаточка», «Иголочка», Хоботок», «Качели», «Робот», «Часики», «Лошадка».

Совершенствование психологической базы речи

1. Расширять объем зрительной и слуховой памяти

2. Развивать вербальное мышление

3. Развивать логическое мышление

1. Игры и упражнения на совершенствование словесно — логического мышления «Четвертый лишни», «Чудесный мешочек», (по лексическим темам)

2. Игры и упражнения на развитие зрительного внимания («Чего не стало?»)

3. Игры и упражнения на совершенствование зрительного восприятия «Контуры», «На что похоже?».

Развитие мелкой моторики

1. Развивать мелкую моторику рук

2. Совершенствовать графические навыки

1. Обводка, закрашивание, штриховка по трафаретам (по лексическим темам)

2. Работа со шнуровкой мелкой мозаикой, мягкими пазлами

3. Использование пальчиковой гимнастики

4. Сопровождение пальчиковых упражнений

Основной этап работы (ноябрь – май 2018г.)

Коррекция звукопроизношения

1. Развивать речевой аппарат, подготовка его к постановке звуков

2. Формировать навык правильной артикуляции поставленных звуков

3. Автоматизировать звуки в слогах, словах словосочетаниях, предложениях, в связной и спонтанной речи

4. Отрабатывать дифференциацию звуков изолировано в слогах, словах во фразовой речи.

1. Проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики

2. Постановка нарушенных звуков»[c, з, ц, ш, ж, л, р, рь] (индивидуальная работа)

3. Автоматизация поставленных звуков», «Чистоговорки», «Потешки», «Стихи», «Рифмовочки» и т.д.

Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения

1. Работать над дифференциацией неречевых звуков;

2. Формировать умения воспроизводить слоговые ряды;

3. Формировать умения подбирать слова на заданный звук;

4. Формировать умения выделять слова из предложения;

5. Формировать умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу;

6. Формировать умения различать слоги со сходными звуками;

7. Формировать умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях, словах, слогах, изолированно;

8. Закреплять навык определения позиции звука в слове;

9. Закреплять навык выделения первого звука в слове;

10. Закреплять навык определения последнего звука в слове;

закреплять навык определения последовательности и количества звуков в слове;

11. Закреплять навык подбора слов на заданное количество звуков;

12. Закреплять навык подбора слов на заданное количество слогов;

13. Формировать умения выделять предложения из текста;

14. Формировать умения выделять слова из предложения.

1. Знакомство с гласными звуками

2. Выделение гласного звука в начале, в конце, в середине слова

3. Подбор слов на гласные звуки.

4. Знакомство с согласными звуками.

5. Выделение изучаемых согласных звуков из слова (начало, середина, конец слова)

6. Определение последовательности звуков в слоге, слове.

7. Определение количества звуков в слоге, слове (дом, лиса, сумка)

8. Умение составлять слова из звуков: к-о-т, с-т-о-л, к-о-т-и-к.

9. Составление слоговой схемы слога

10. Деление слов на слоги (с опорой на схемы)

11. Умение находить в ряду слова, отличающиеся от остальных по звуковому составу

12. Развитие чувства ритма «Подскажи словечко», «Рифмовки»

Развитие словаря

1. Расширять, уточнять словарь на основе изучаемых лексических тем

2. Формировать глагольный словарь: активное усвоение инфинитива, вопросительного и повелительного наклонения глаголов;

3. Вводить в речь прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов;

4. Обогащать активный словарь наречиями, обозначающими местонахождение (там, тут, вот, здесь), количество (мало, много, ничего), оценку действия (хорошо, плохо, громко, тихо), ощущения (тепло, холодно, вкусно и т.д.);

Обучать подбору слов-синонимов, антонимов, родственных слов;

5. Уточнять слова, обозначающие временные понятия (части суток, дни недели, времена года);

Уточнение, обогащение словаря по темам:

— игрушки

— овощи

— фрукты

— грибы

— птицы

— животные (дикие, домашние)

— детеныши животных и птиц

— продукты питания

— одежда, обувь, головные уборы

— посуда,

— человек, части тела

— семья

— профессии

— дом, мебель

— цвет, форма, величина

— транспорт, правила дорожного движения

— цветы

— деревья

— насекомые

— школа

Совершенствование грамматического строя речи

1. Развивать понимание устной речи

2. Обучать согласованию имен числительных с именами существительными;

3. Обучать согласованию сущ. с прилагательными в роде, числе и падеже;

4. Обучать образованию относительных и притяжательных прилагательных;

Читайте также:  Закономерности роста и развития ребенка понятие об акселерации

5. Обучать согласованию сущ. с притяжательными местоимениями;

6. Обучать образованию сущ. во множественном числе;

7. Обучать образованию антонимов;

8. Обучать образованию уменьшительно-ласкательных форм;

9. Обучать практическому усвоению образования глаголов с помощью приставок (приставочные глаголы);

10. Обучать изменению форм глагола;

11. Обучать употреблению в речи предлогов;

12. Обучать распространению предложений путем введения однородных членов;

13. Обучать употреблению в речи несклоняемых существительных

14. Обучать распространению предложений путем введения однородных членов

1. Совершенствовать умение образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже (по лексическим темам)

2. Совершенствовать умение образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами [по лексическим темам]

3. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе, падеже.

4. Согласование глаголов с существительными ед. и мн. числа

5. Согласование сущ-х с прил-ми в роде, числе, падеже

6. Согласование сущ-х с притяжательными местоимениями (мой, моя, моё, мои)

7. Согласование числительных — два- и – пять- с существительными

8. Совершенствование навыков составления простых предложений по картине, по вопросам, распространение простых предложений однородным членами

9. Овладение приставочными глаголами

10. Практическое овладение предложениями

11. Подбор антонимов. Составление предложений с этими словами «Скажи наоборот», «Контрасты»

Развитие связной речи

1. Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами;

2. Формировать навык составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по серии сюжетных картин, по сюжетной картине, по моделям, схемам;

3. Закреплять навык построения предложений из 3-4 слов;

4. Закреплять навык составления короткого рассказа по картине, серии сюжетных картин, рассказов-описаний, пересказов.

1. Развивать желание рассказывать о собственных впечатлениях, переживаниях (монолог, диалог, речь)

2. Совершенствование навыков владения диалога («Кукольный театр», «Теневой театр», «У меня зазвонил телефон»)

3. Закрепление умения составлять загадки — описание о предметах по заданному плану

4. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картинок, схемам.

Ожидание родителей: формирование готовности к обучению к школе.

Ожидаемый результат: ребенок адаптирован к социуму; освоения ребёнком основной образовательной программы ДОУ; овладение ребенком самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

Заключение и рекомендации

Сформировать рекомендации специалистов ДОУ для родителей и воспитателей с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребёнка.

Источник

Людмила Владимировна Абалмазова
Индивидуальный образовательный маршрут с ребенком по коррекции ФФНР

Индивидуальный образовательный маршрут с ребенком по коррекции ФФНР

Автор-составитель: Л. В. Абалмазова, учитель-логопед МБДОУ-ЦРР-детский сад № 5

станица Старощербиновская

Дата разработки___

Фамилия, имя ребёнка ___

Группа ___ Дата рождения___

I.Подготовительный этап.

1. Развитие понимания речи. Развитие понимания неречевых звуков, слов, слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях. ___

Развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь___

Учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков___

Формировать понимание обобщающего значения слов___

Готовить детей к овладению диалогической и монологической речью___

2. Формирование и развитие артикуляторной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков (подготовительные упр. ; артикуляционная гимнастика. для щёк, челюстей, губ, языка и т. д.)

3. Укрепление физического здоровья (консультации врачей – узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж и др.) ___

___

4. Развитие мимической мускулатуры (нормализация мышечного тонуса, формирование выразительной мимики)___

5. Развитие дыхания ___

II. Работа над общим развитием (оттеночные цвета, геометрическая форма, пространственные и временные представления) ___

___Формирование произносительных умений и навыков.

1. Артикуляционная гимнастика для постановки (нужное подчеркнуть):

Свистящих звуков, аффрикат, шипящих, сонорных, йотированных, гласных

Примечание: ___

2. Постановка звуков (способ постановки смешанный)_

а/у/и/ы/э/о м/н б/п в/ф д/т г/к/х й я/е/ё/ю с сь з зь ц щ ч ш ж л ль р рь

5. Автоматизация в предложениях (предложения, рассказы, стихи, чистоговорки, пословицы, скороговорки, фразеологизмы)___

6.Дифференциация звуков:

ы-и к-т г-д с-ш з-ж ц-ч ц-с сь-ть сь-ч сь-щ щ-ть щ-ч щ-ш ч-ть т-д к-г

с-з т-д п-б ш-ж л-р л-в ль-рь л-ль ль-й ль-я/е/ё/ю

7. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх,

развлечениях, режимных моментах и т. д.)___

III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения___

1. Обучение различению, выделению звуков и слогов в речи___

2. Определение, количества и последовательности звуков и слогов в слове___

3. Характеристика звуков___

IV.Формирование слоговой структуры слова.

Формирование произношения и анализе слов различной слоговой структуры___

___

V.Развитие общей моторики и тонких дифференцированных движений кисти и пальцев рук. Совершенствование статической и динамической организации движений, скорости и плавности переключения с одного движения на другое.

Читайте также:  Развитие позитивного взаимодействия с семьей ребенка

VI.Формирование психологической базы речи.Развитие познавательных психических процессов: внимания, восприятия и памяти разной модальности, логического мышления, воображения на отобранном в произношении материале.

VII.Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи:

1.Словарная работа:

— уточнение и улучшение имеющегося словаря существительных ___

___

— уточнение и улучшение имеющегося словаря глаголов___

___

— уточнение и улучшение имеющегося словаря прилагательных___

___

— уточнение и улучшение имеющегося словаря наречий___

___

— увеличение активного и пассивного словаря по темам: ___

___

2. Работа над грамматическим строем речи

Работа над словоизменением___

Работа над словообразованием ___

Работа над предложением: ___

1)- составление предложений по:

предметной и сюжетной картинке без предлогов___

предметной и сюжетной картинке с предлогами___

опорным словам___

демонстрациям действия___

2)- распространение предложений второстепенными членами:

определениями, дополнениями, обстоятельствами.

VIII.Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.

Обучение рассказыванию:

— по сюжетной картинке;

— по серии сюжетных картинок;

— по опорным словам и схемам.

IX.Подготовка к обучению грамоте.

Формирование умения устанавливать связь между звуком и буквой, навыков звукобуквенного анализа, слитного чтения с пониманием смысла прочитанного___

Результат коррекционной деятельности: ___

___

___

Дата выпуска___учитель-логопед ___Л. В. Абалмазова

Источник

Индивидуальный образовательный маршрут (логопедическое сопровождение)

ФИО, год рождения ребёнка

      ИВАНОВ ИВАН                                                        Дата рождения ________

       Группа № 2                                                                 Дата заполнения 14.09.2017 г

Логопедическое заключ.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Актуальная проблема

Нарушения развития речи (звукопроизношение, фонематическое восприятие нарушено). Анализ звукового состава слова доступен на уровне выделения первого гласного звука в слове. Произношение слов сложной слоговой структуры не нарушено. В грамматическом строе речи –предложно-падежный аграмматизм. Словарь, словообразование, связная речь – соответствует возрасту

Цель

Устранение нарушений речи посредством специального обучения и воспитания.

Задачи

I. Развитие фонематического восприятия

II. Работа по коррекции дефектного звукопроизношения:

  1. постановка звуков: с,с’, з, з’,ц, л, р, р’
  2. автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, связной речи, спонтанной речи;
  3. дифференциация звуков: р’-л’ в слогах, словах, предложениях, связной речи,спонтанной речи .

III. Звуковой анализ и синтез звукового состава слова.

IV.Совершенствование  произношения слов сложной слоговой структуры.

V. Устранение недостатков в лексико-грамматическом строе речи:

— преобразование единственного числа существительных во множественное;

— образование родительного падежа множественного числа существительных;

— работа над предлогами: над, ссо.

VI. Развитие связной речи  (составление рассказов по картине, по серии картин, пересказ)

VII. Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление).

VIII. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Методическое обеспечение

Куликовская Т.А. Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013

— Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг!,М.: Вентана-Граф, 2015

— Нищева Н.В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп  С-Пб, Детство-Пресс, 2013

—  Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. В мире слов, букв и звуков: Речевые игры на автоматизацию зв. – М.: Сфера, 2015

— Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.:  Просвещение, 2016

Цель

Задачи коррекционно-развивающей работы

Используемые методики, технологии

Срок реализации:        Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 г, январь  2018 г.

1. Развитие фонематического восприятия

Узнавание звука на фоне ряда звуков.

Узнавание звуков на фоне слова.

Узнавание правильно произносимого и дефектного звуков

Игра «Правильно-неправильно». «Какое слово отличается?». Игра «Поймай звук». «Поймай песенку» и др.

2. Коррекция дефектного звукопроизношения

1Постановка звуков: с,с’, з, з’,ц, л, р, р’

2.Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, связной речи, спонтанной речи;

3.Дифференциация звуков: р’-л’ в слогах, словах, предложениях, связной речи,спонтанной речи

Проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики:

— «Заборчик» (удержание губ в положении «улыбка»)

-«Барабанщик» (выработка вибрации кончика языка)

— «Парус» (удержания кончика языка за верхними резцами) и др.

Постановка звуков по подражанию и с механической помощью.

Игры и упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков: «День-ночь», «Кошки-мышки»,

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза

Развитие слухового внимания и восприятия на материале речевых звуков

Развитие умения выделять звук из ряда звуков, на фоне слога,  слова. Выделение согласного звука из начала, середины и конца слова. Определение количества звуков в слоге, слове. Определение последовательности звуков в слоге, слове. Составление звуко-слоговой схемы слов

Читайте также:  Особенности развития ребенка второго года жизни кратко

4.Совершенствование  произношения слов сложной слогов.структуры.

Развитие слухового внимания и восприятия, темпа и ритма

Автоматизация поставленных звуков на материале слов сложного слогового состава

5. Устранение ошибок в лексико-грамматическом строе речи. Расширение и активизация словаря.

— Преобразование единственного числа существительных во множественное;

— Образование родительного падежа множественного числа существительных;

— Работа над предлогами:  под, ссо, из-за, из-под, над.

Пополнение активного словаря. Обогащение экспрессивной речи сложными словами, словами-антонимами.

Развитие умения образовывать и употреблять имена существительные ед. и мн. числа в именительном, родительном падежах на основе автоматизируемых звуков (игра «Один-много», «Много чего?» «Нет чего?»

Развитие умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами на основе автоматизируемых звуков (игра «Скажи ласково»

Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с

существительными в роде, числе, падеже Практическое овладение простыми и сложными предлогами  (игра «Прятки»)

6. Развитие связной речи

-Составление рассказов по картине, по серии картин. Пересказ.

Составление рассказов  по картине, по серии картин, пересказ

по традиционной методике.

7.Развитие высших психических функций

Развивать внимание, память, мышление

Игры «День-ночь»,  Исключение лишнего предмета. Игра «4-й лишний», «Найди пару», «Ассоциации»

Узнавание предмета по описанию. Использование «Чудесного мешочка»

8.Развитие мелкой моторики рук

Развивать тонкие движения пальцев рук

Пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения: «Коза-корова», «Кулак-ребро-ладонь», шнуровка, пазлы.

Результаты: цель достигнута, реализована не полностью, видоизменилась, не достигнута по причине (указать)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

рекомендации по дальнейшей работе ________________________________________________________________________________________________

Источник

Индивидуальный маршрут на ребенка старшего дошкольного возраста на логопедическом пункте

г. Когалым

Ф.И. ребенка: 

Логопедическое заключение: ФФНР, дислалия.

Актуальная проблема: нарушение слухового восприятия и фонематического слуха, нарушение шипящего звука  [ш], сонорного звука [л].

Цель программы: устранение нарушений речи посредством специального обучения и воспитания.

Краткая характеристика уровня речевого развития

Направления работы

Задачи коррекционной работы по периодам

Затруднен верхний подъем языка, ограничены движения органов артикуляции.

Нарушение звукопроизношения; дифференциации звуков.

Нарушено произношение  шипящих, сонорных звуков: [ш], [л].

Нормализация моторики артикуляционного аппарата. Формировать навык четкой артикуляции звуков.

1период. Логопедический (развитие подвижности артикуляционного аппарата,

Постановка шипящих, автоматизация шипящих изолированно, в слогах.

2 период

Работа над четким произношением шипящего звука [ш], автоматизация в словах, связной речи. Дифференциация шипящих. Постановка сонорного звука [л].

3 период

Дифференциация шипящих-свистящих. Автоматизация сонорного звука  [л] на уровне слова, словосочетания, предложения.

Понимание речи: Ребенок понимает обращенную речь.

Развитие понимания речи.

1 – 2 — 3 период.

Развивать внимание к слову, к более точному пониманию его значения.

Решение логических задач. Развитие слухового внимания и логического мышления;

Состояние фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры.

Владеет навыками элементарного звукового анализа.

Формировать фонематический слух, фонематическое восприятие.

1 период.

Дифференциация существительных, отличающихся несколькими звуками, сходных по звуко-слоговой структуре (аналогично) осел-козел; ослик — козлик; газон — вагон и т п.

Тренировать умение удерживать в памяти и воспроизводить звуко-слоговой ряд из 3-4 элементов.

Формировать умение выделять элементы ритмического рисунка ударением.

Развитие интонационной выразительности.

Формирование слоговой структуры слова: типы 1, 2,

2 период

Дифференциация глаголов, сходных по звучанию (логопед задает вопросы к сюжетным картинкам): кто катает — кто купает; кто купает — кто покупает; кого пасут — кого несут и т п.

Развивать языковое чутье и чувство рифмы.

Формирование слоговой структуры слова: типы 3,4

3 период

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

Развивать звуко-слоговые представления ребенка.

Формирование слоговой структуры слова: типы 5,6

Состояние мелкой моторики- развита недостаточно. Ведущая рука — правая.

Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков.

1-2-3 периоды. Освоение различных движений пальцев рук. Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами. Развитие графо-моторного навыка.

Состояние грамматического строя речи.

 Грамматический строй сформирован недостаточно. Допускает  ошибки в согласовании прилагат. и сущ. в косвенных падежах.

Формирование грамматических категорий.

1 – 2 – 3 период.

Активизация использования простых предлогов, подведение к употреблению падежных форм. Обучение разным способам словообразования. Упражнять в назывании предмета, его признаков, подводить к его описанию. Учить отвечать на вопросы, не повторяя структуры вопроса.. Развивать умение строить разные типы предложения.

Состояние связной речи.

Рассказ-описание:

Смысловые звенья воспроизведены с сокращениями; Рассказ не содержит аграмматизмов,.

Сюжетная серия:

Допущено незначительное искажение ситуации. Картинки разложены со стимулирующей

помощью, рассказ составлен .

Пересказ:

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями.

Формирование связной речи.

1 период. Составление предложений с заданным количеством слов с опорой на наглядность.

Составление предложений  по картинке.

Составление рассказа-описания по схеме, плану.

2 период

Составление рассказа-описания по наглядному образцу. Составление рассказа по сюжетной картинке.

3 период

Составление рассказов по простой и сложной сериям сюжетных картинок. Пересказ простых текстов.

Развитие высших психических функций

1. Развитие зрительного внимания.

2. Развитие слухового внимания.

3. Развитие памяти.

4. Развитие мышления.

5. Развитие воображения. 

Источник