Индивидуальный маршрут развития ребенка младшего возраста в доу по фгос
МА ДОУ «Детский сад № 8 «Полянка»»
Индивидуальные образовательные маршруты детей
1 младшей группы .
Воспитатель: Филина С.А.
2018 –19учебный год
Пояснительная записка
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольника
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).
Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) :
Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.
Задачи по социально — личностному развитию ребенка:
• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;
• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
Индивидуально-образовательный маршрут определяется:
государственным заказом;
потребностями и запросами родителей;
индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;
возможностями ДОУ;
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:
— для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
— для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
-для детей с высоким интеллектуальным развитием.
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:
• развитие общей и мелкой моторики;
• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивно) к которо относятся — лепки, аппликации, рисования) и другие виды продуктивно деятельности.
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций) ;
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях) ;
• формирование представлений о пространстве, времени
Методы, используемые в работе:
• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения) ;
• Приемы арт — терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия) ;
• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)
При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:
— принцип опоры на обучаемость ребенка,
— принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.
— принцип соблюдения интересов ребенка. По другому его называет «на стороне ребенка». Те воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!
— принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации) ;
— принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.
— принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.
— принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута.
Фамилия, имя ребенка: _______________________________
Возраст: __________________
Трудности: Отставание в речевом развитии, проблемы с коммуникацией.
Месяц Неделя | Режимные моменты | Дидактические игры, непосредственно образовательная деятельность | Совместная деятельность с педагогом | Взаимодействие с родителями |
Январь 1 неделя | Поручение: Помочь воспитателю выбрать книгу для чтения | Работа с соленым тестом «Осьминожки» | Выход вместе с воспитателем в приемную и найти свой шкафчик | Пальчиковая гимнастика «Моя семья» |
2 неделя | Поручение :Самостоятельно найти свою обувь в приемной перед прогулкой. | Дид. Игра «Кто, как кричит»» | Помоги воспитателю посчитать детей и отметить, кто отсутствует | Порекомендовать родителям перечень игр на развитие речи |
3 неделя | Назови предметы, необходимые для НОД рисование. | Рисование ладошкой «Веселые осьминожки» | Пальчиковая игра «Прятки» | |
4 неделя | Самостоятельно подговиться ко сну и найти свою кроватку | Дид. Игра « Кто,как кричит» | Упражнение для артикуляционного аппарата «Пузырь лопнул», «Зайку приняли за волка» | Упражнение для артикуляционного аппарата «Пузырь лопнул» |
февраль 1 неделя | Прогулка «Что изменилось на участке» | Презентация о животных«Кто есть кто» | Упражнение «Покажи, как котенок молоко лакает» | Игра «В гости к нам». |
2 неделя | Сложить разбросанные игрушки по местам. | Разучивание стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол» с использование мимики лица и тела | Коммуникационная игра «Ласковое имя» | Повтор стихотворения, выученного в детском саду.. |
3 неделя | Декламирование стихотворения А. Барто « Наша Таня громко плачет» перед всей группой | Упр. Для губ «Иголочка» | Пальчиковая гимнастика «Капуста» | |
4 неделя | Навести порядок в уголке для рисования | Работа с наглядным материалом «Чего не хватает?» | Дид. Игра «Пуговицы и бантики | Игра на внимание «Чего не хватает?» |
Март 1 неделя | Учиться собирать игрушки на прогулке | Рисование пальчиком «Ласковое солнышко» | Дид. Игра на сенсорику «Чудесный мешочек» | Консультация для родителей «Адаптация ребенка в условиях детского сада» |
2 неделя | Пальчиковая гимнастика «Пальчики» | Артикуляционная гимнастика «Лягушка» | Консультация «Правильная речь родителей и в семье , и вне дома» | |
3 неделя | Экскурсия по детскому саду | Рисование «Цветы» (тампонирование) | Дид. Игра «Игрушки» | Рисуем вместе «Мама, папа, я- дружная семья» |
4 неделя | Правильно используем столовые приборы: учимся правильно держать ложку. | Дид. Игра «Професси», Артикуляционная гимнастика «Хоботок» | Пластилинография «Ласковое солнышко» |
Предполагаемый результат
1. Развитие мелкой моторики пальцев.
2. Усовершенствование устной речи ребенка, умение правильно произносить слова.
3. Развитие коммуникативных навыков.
4. Развитие сенсорного восприятия окружающего мир
Фамилия, имя ребенка: _________________________
Возраст: __________________
Трудности: ребенок болезненно и медленно адаптируется к внешней среде детского сада.
Месяц Неделя | Режимные моменты | Дидактические игры, непосредственно образовательная деятельность | Совместная деятельность с педагогом | Взаимодействие с родителями |
Январь 1 неделя Прием детей сопровождается музыкой: А. Вивальди, «Времена года» | Самостоятельное знакомство с группой. Подготовка к дневному сну сопровождается сказкой Б. Алмазова Сказка на ночь 5, 6 | Дид. Игра «Иди ко мне». Пальчиковая игра «Кто в кулачке». | Упражнение «Давай познакомимся» | Консультация «Дружная семейка» |
2 неделя Прием детей сопровождается музыкой: Г. Гендель, Сонаты для клавира | Самостоятельное знакомство с г руппой. Подготовка к дневному сну сопровождается сказкой Б. Алмазова Сказка на ночь 7, 8 | Подвижная игра «Мяч в кругу». Игра «У Ляли в гостях». | .Игра «Сороконожка». | Консультация «А вот и я!» |
3 неделя Прием детей сопровождается музыкой: Э. Григ, «Утро» | .Знакомство на прогулке со своим участком. Чтение сказки перед сном К.И. Чуковского «Мойдодыр» | Игры «Ляля заболела», «Носик». | Подвижная игра «Парвоз» | . Консультация «Я играю целый день, мне играть совсем не лень». |
4 неделя Прием детей сопровождается музыкой: К. Дебюсси, «Маленькая сюита» | Самостоятельно подговиться ко сну. | Игры «Хоровод», «Выдувание мыльных пузырей». | Игра «Соберем игрушки». | Консультация «У меня игрушки есть, все их мне не перечесть». |
Февраль 1 неделя | Прогулка «Что изменилось на участке», чтение сказки перед сном К.И. Чуковского «Телефон». | Игры «Волшебные превращения», «Ходим — бегаем — танцуем». | Игра «Передай колокольчик». | Самодиагностика, «Какой вы родитель?» |
2 неделя Прием детей сопровождается музыкой: В. А. Моцарт, «Маленькая ночная серенада | Учимся мыть правильно руки после прогулки и перед едой. Сложить разбросанные игрушки по местам. | Игры «»Летящий» ребенок», «»Пропавший» малыш», «Пальчики». | Коммуникационная игра «Ласковое имя». | Домашнее задание: «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем…». |
3 неделя Прием детей сопровождается музыкой: В. А. Моцарт, «Маленькая ночная серенада | Подготовка к дневному сну сопровождается сказкой Б. Алмазова «Глупый бельчонок» 2 | Игры «Дождик», «Украсим Ляле бант». | Подвижная игра «Мы топаем ногами» | Домашнее задание: «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем…». |
4 неделя Прием детей сопровождается музыкой: В. А. Моцарт, Маленькая ночная сер. | Навести порядок в уголке для настольных игр | Игры «Кто как поет?», «Погремушка». | Игры «Ладошки», «Колыбельная». | Консультация для родителей «Адаптация ребенка в условиях детского сада» |
Март 1 неделя Прием детей сопровождается музыкой: К. Дебюсси, «Маленькая сюита» | Развивать навыки складывания игрушек перед обедом и сном | Рисование пальчиком «Ласковое солнышко», игра «Вместе с Мишкой» | Занятие с петушком и собачкой («Как ходит и поет петушок?Как бегает и лает собачка?») | Домашнее задание: составить осеннюю композицию дома. |
2 неделя Прием детей сопровождается музыкой: К. Дебюсси, «Маленькая сюита» | Дид. игра«Кто в гости к нам пришел?» | Игра «Кукла Катя поет и пляшет». | Игра «Приходите в гости к нам» | |
3 неделя Прием детей сопровождается музыкой: К. Дебюсси, «Маленькая сюита» | Прививаем навыки одевания после сна. | Дид. Игра «Катание куклы на машине» | Дид.игра «Одеваем куклу Катю после сна», Беседа о играх и любимых игрушках. Дети показывают какие у них есть игрушки. | Домашнее задание «Приглашаем друзей- одногруппников в гости» |
4 неделя | Готовимся к занятию по лепке. Помогаем воспитателю разложить материалы на столы. | Дид. Игра «Укладывание куклы спать» | Рисование карандашами «Солнышко и дождик». Проигрывание эмоций счастья и радости Ритуал прощания | Итоговая карта адаптации. |
Предполагаемые результаты:
- Безболезненная адаптация детей к условиям ДОУ
- Снижение заболеваемости детей во время адаптационного периода
- Повышение психического, физического уровня детей
- Формирование более тесного сотрудничества между родителями и ДОУ (участие в делах группы)
Фамилия, имя ребенка: _________________________
Возраст:______________________
Трудности: Отставание в речевом развитии, проблемы с коммуникацией.
Месяц Неделя | Режимные моменты | Дидактические игры, непосредственно образовательная деятельность | Совместная деятельность с педагогом | Взаимодействие с родителями |
Апрель 1 неделя | Прогулка «Что изменилось на улице с приходом осени» | Презентация о животных«Кто есть кто» | Упражнение «Покажи, как котенок молоко лакает» | Игра «В гости к нам». |
2 неделя | Сложить разбросанные игрушки по местам. | Дид. Игра «Кто, как кричит»» | Выход вместе с воспитателем в приемную и найти свой шкафчик | Пальчиковая гимнастика «Моя семья» |
3 неделя | Декламирование стихотворения А. Барто « Бычок» перед всей группой | Дид. Игра « Кто,как кричит» | Пальчиковая игра «Прятки» | |
4 неделя | Самостоятельно подговиться ко сну и найти свою кроватку | Рисование ладошкой «Веселые осьминожки» | Упражнение для артикуляционного аппарата «Пузырь лопнул», «Зайку приняли за волка» | Упражнение для артикуляционного аппарата «Пузырь лопнул» |
Май 1 неделя | Поручение: Помочь воспитателю выбрать книгу для чтения | Работа с пластилином «Осьминожки» | Помоги воспитателю посчитать детей и отметить, кто отсутствует | Порекомендовать родителям перечень игр на развитие речи |
2 неделя | Поручение: Самостоятельно найти свою обувь в приемной перед прогулкой. | Разучивание стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол» с использование мимики лица и тела | Коммуникационная игра «Ласковое имя» | Повтор стихотворения, выученного в детском саду.. |
3 неделя | Назови предметы, необходимые для НОД рисование. | Упр. Для губ «Иголочка» | Пальчиковая гимнастика «Капуста» | |
4 неделя | Навести порядок в уголке для рисования | Работа с наглядным материалом «Чего не хватает?» | Дид. Игра «Пуговицы и бантики | Игра на внимание «Чего не хватает?» |
Предполагаемый результат
1. Развитие мелкой моторики пальцев.
2. Усовершенствование устной речи ребенка, умение правильно произносить слова.
3. Развитие коммуникативных навыков.
4. Развитие сенсорного восприятия окружающего мир
Источник
Елена Бобрышева
Индивидуальный образовательный маршрут для детей младшего дошкольного возраста
Индивидуальный образовательный маршрут
Ф. И. О. ребёнка:
Дата рождения: 24.04.2014 г.
Ф. И. О. мамы, возраст,профессия:
Ф. И. О. папы, возраст,профессия:
Дата начала ИОМ: 01.09.2016 г.
Количество занятий в неделю: 5 занятий
Проблемы: трудности в формировании коммуникативных навыков, отставание в рече-вом развитии, слабо развитая мелкая моторика
Задачи: обеспечение позитивных сдвигов во взаимодействии ребёнка со сверстниками и взрослыми, создание условий для развития речи и развития сенсорного восприятия окру-жающего мира; оказание методической помощи родителям.
Месяц: сентябрь
Направление работы: диагностика, мониторинг, анкетирование родителей, тестирование, анамнез физического развития, нервно-психического развития
Основное содержание: анализ полученных результатов медико-психолого-педагогической диагностики
Взаимодействие специалистов: воспитатели, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования
Ожидаемый результат: разработка и планирование ИОМ
Месяц: октябрь
Направление работы: формирование культурно-гигиенических навыков
Основное содержание: чтение произведения С. Капутикян «Маша обедает»,
Н. Пикулевой «Умывалочка», «Приглашение к завтраку», «Вот и ложку держим сами», «Капустная прибаутка», «Приглашение к обеду» и Гайда Лагздынь «Умываемся», «Грязный носик», «Ешь, собачка!», «Ладушки», чтение потешек и прибауток. Рассматривание иллюстраций.
Дидактические игры и игры-занятия «Угостим кукол чаем», «Оденем Аленку на прогулку», «Умоем куклу Таню», «Чудесный мешочек», «В гости к нам пришли матрешки», «Как Хрюша учился кашу варить».
Взаимодействие специалистов: воспитатели, музыкальный руководитель
Ожидаемый результат: развитие навыков самообслуживания; умение есть аккуратно, кусать хлеб над тарелкой; правильно держать ложку, пользоваться салфеткой, благодарить.
Полученный результат: сформированы умения правильно мыть руки после прогулки и перед едой, во время приёма пищи правильно держать ложку, пользоваться салфеткой, умение складывать разбросанные игрушки по местам
Месяц: ноябрь
Направление работы: Формирование коммуникативно-социальных навыков
Основное содержание: игры и упражнения,направленные на формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми: дидактические игры «Иди ко мне», «Ласковое имя», «Кто пришел к нам в гости?», упражнение «Давай познакомимся»; подвижная игра «Мяч в кругу»
Взаимодействие специалистов: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре
Ожидаемый результат: установление доброжелательных отношений со сверстниками; возникновение потребности в совместных играх
Полученный результат: сформирована потребность в совместных играх с другими детьми, в ходе игр подражает игровым действиям другого ребёнка
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА
Месяц: январь
Направление работы: развитие речи
Основное содержание:игры на развитие фонематического слуха: «Узнай по голосу», «Кто говорит?», «Повторяй за мной».Пальчиковые игры: «Вышли пальчики гулять», «Встали пальчики»; игры-инсценировки, звуко- подражательные игры, игры-потешки, игры с сюжетными игруш- ками и др.
Взаимодействие специалистов: воспитатели, учитель-логопед
Ожидаемый результат: развитие речевого общения; обогащение, закрепление и активиза- ция словаря.
Полученный результат: понимает обращенную к нему речь; реагирует на обращение, ис- пользуя доступные речевые средства, отвечает на вопросы взрос- лого; вступает в контакт со сверстниками для достижения взаи- мопонимания; задаёт вопросы, сообщает об эмоционально значи- мых фактах, просит разрешения.
Месяц: февраль
Направление работы: формирование игровой и продуктивной деятельности
Основное содержание: сюжетно-отобразительные и обучающие игры: «Поможем кукле Кате одеться после сна (на прогулку и т. п., «Зайка заболел», «Мед- вежонок обедает » и т. п. ;дидактические игры на развитие интереса к продуктивной деятельности: «Раскрась двумя цветами», игры с пластилином, крупным конструктором, мозаикой, шнуровкой
Взаимодействие специалистов: воспитатели, педагоги дополнительного образования
Ожидаемый результат: развитие речевого общения; развитие пространственно-образного мышления; улучшение координации глаз-рука
Полученный результат: проявляется интерес к изобразительной деятельности; совершен — ствуется мелкая моторика руки; кисть руки стала более подвижна.
Месяц: март
Направление работы: развитие мелкой и общей моторики
Основное содержание:игры на развитие мелкой моторики и навыков классификации:
» Волшебная шкатулка» (сложить различные предметы небольшого размера в шкатулку и предложить вместе разобрать вещи и раз- ложить их по разным коробкам);
«Волшебные шнурки» (показать, как из цветных шнурков или те- семок можно выкладывать контуры различных фигур и предметов);
«Угости кукол» (сложить в коробку бусинки трех цветов, предло- жить разложить их по трем тарелочкам; учить перекладывать по одной бусинке; показать, как брать бусины тремя пальцами) и др., а также игры с бумагой, пластилином, песком, водой.
Для развития общей моторики разучивание физкультминуток «Нале — тел ветерок, закачался колосок», «В зоопарке мы гуляем и животным подражаем», «Наш воробушек проснулся», «Тянись, тянись, подсол- нушек» и др.
Взаимодействие специалистов: воспитатели
Ожидаемый результат: развитие всех двигательных качеств
Полученный результат: наблюдается положительная динамика в развитии мелкой мотори- ки рук; исчезла скованность движений.
Месяц: апрель
Направление работы: формирование представлений об окружающем мире
Основное содержание:рассматривание подборки картин: «Дикие звери», «Домашние жи- вотные», «Домашние животные и птицы», «Животный мир весной», «Животный мир летом», «Животный мир зимой»;
чтение рассказов Е. Чарушина «Курочка», «Утка», «Кошка», «Со- бака», «Корова», «Коза», «Петушок с семьёй» и т. д. ;
чтение загадок, потешек, песенок «Как у нашего кота», «На улице три курицы», «Курочка – Рябушечка», «Кисонька – мурысенька»;
дидактические игры «Парные картинки», «Дикие животные», «Найди маму», «Кто живёт в лесу?», «Домашние питомцы», «Мамы и их детки», «Домашние животные и птицы» и другие.
Взаимодействие специалистов: воспитатели, педагоги дополнительного образования
Ожидаемый результат: формирование представлений о диких и домашних животных, об их строении, среде обитания.
Полученный результат: узнаёт и называет игрушку, изображающую домашнее, дикое жи- вотное; называет и показывает чести туловища животного игруш- ки, подражает взрослому, который произносит и выполняет дей- ствия и звуки животного; называет место проживания (живёт в лесу, дома, чем питается (кошка любит молоко, корова ест траву, белка живет в лесу)
Проявляет интерес к игрушкам, играет с ними самостоятельно.
Месяц: май
Направление работы: формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины
Основное содержание:игры по формированию представлений о цвете предметов:
«Сделаем куклам бусы» «Подбери чашку к блюдцам» «Спрячь мыш- ку», «Цветное лото», «Подбери цвет» и другие.
Игры по формированию представлений о форме предметов: «Где круг, а где квадрат?», «Подбери фигуру»
Игры по формированию представлений о величине предме- тов: «Бусы», «Самая длинная, самая короткая», «В какую коробоч — ку»(разложить маленькие листочки в маленькую коробочку, боль- шие в большую).
Взаимодействие специалистов: воспитатели, педагоги дополнительного образования
Ожидаемый результат:формирование восприятия сенсорных эталонов: основные цвета, черный и белый; пять геометрических фигур (круг, квадрат, тре угольник, овал, прямоугольник); три величины (большой, средний, маленький).
Полученный результат: хорошо различает основные цвета, иногда путает синий и зелё- ный, знает белый и чёрный цвет; знает геометрические фигуры, но затрудняется в различении квадрата и прямоугольника. Уверенно называет размер маленьких и больших предметов.
Источник