Индивидуальный маршрут развития ребенка аутиста в доу
Проблема: трудности в общении и социализации, неспособность установления эмоциональных связей, нарушение речевого развития.
— готовность к положительным эмоциональным и речевым контактам со взрослыми и сверстниками,
— сотрудничество со взрослыми в предметно-практической и игровой деятельности.
Ф.И. ребёнка __________________________________________________________________________________________________
Период
Направление,
задачи
Содержание работы педагога-психолога с детьми
Преемственность педагога-психолога в работе
С педагогами
С родителями
Установление психологического контакта
Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе
“Гусеница” (Коротаева Е.В., 1997)
Цель: игра учит доверию. Щепки но реке” (Фопель К. 1998)
Цель: создать спокойную, доверительную атмосферу.
“Слепой танец”
Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.
1.Следуй за ребёнком, а не веди его за собой! Если ребенок не принимает инструкций и правил, которые Вы ему предлагаете, ни в коем случае не навязывайте их насильно. Лучше присмотритесь к тому, что и как хочет делать он сам, подыграйте ему, займитесь тем, что ему интересно;
следует помнить, что играть он с вами будет только в те из них, которые в наибольшей степени совпадут с его интересами!!!
2.Контактные игры
— хороводные игры,
— игры с правилами,
— пускать мыльные пузыри,
— игры с водой,
— игры, направленные на развитие мелкой моторики
семейное чтение. Лучше всего читать, посадив ребенка на руки (тактильные ощущение будут способствовать укреплению контактов родителя с ребенком).
Телесно-ориентированное направление (лучше понять своё тело):
— развитие тактильного, зрительно-тактильного, кинестетического восприятия
“Покажи нос” (Васильева Е.А.)
Цель: помочь детям ощущутить и осознать свое тело.
Этюды на расслабление мышц:
“Штанга”
Вариант 1
Цель: расслабить мышцы спины.
“Сосулька”
Цель: расслабить мышцы рук. “
“Шалтай-Болтай”
Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.
“Винт”
Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.
“Насос и мяч”
Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.
“Смена ритмов” (программа “Сообщество”)
Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.
1.не прикасайтесь (трогайте) к ребёнку, пока он сам не изъявит желание,
2. упражнение, которое успешно применяется в детских садах: положив ребенка на большой лист бумаги, педагог или дети из группы обводят контур его тела, а затем вместе, называя вслух части тела и предметы одежды, закрашивают этот контур.
3. игры: “Волшебный мешочек”, “Угадай предмет”.
4. предложить детям складывать головоломки на ощупь, с закрытыми глазами
5. время от времени воспитатель может привлекать внимание ребенка к его отражению в зеркале (для наблюдения за своими действиями со стороны)
6. регулярные занятия будут способствовать уменьшению двигательных расстройств.
1.если ребенок совсем мал, нужно как можно чаще брать его на руки, прижимать к себе, поглаживать его (даже если он сопротивляется этому на первых порах) и говорить ему ласковые слова.
2. использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением, объятием, стимулом);
3. постоянно развивать крупную и мелкую моторику.
Ориентирование в пространстве и времени
“Солнечный зайчик”(Черепанова Г.Д.)
Цель: развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.
1.для того чтобы помочь ребенку ориентироваться на рабочем месте, желательно сделать разметку на столе или парте: нарисовать контуры тетради или листа, линейки, ручки. Тогда ему легче будет привыкнуть к своей парте и осмыслить, что от него требуется
2.недостаточно просто составить и повесить схемы, необходимо как можно чаще “путешествовать” с ребенком по ним, узнавая и называя предметы (на первых этапах, если ребенок не захочет повторять названия, воспитатель может делать это сам).
1.Четко организовывать пространство: терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)
2. Подписывать предметы, которыми пользуется ребёнок.
3. Придерживайтесь определённого режима дня.
4. Соблюдайте ежедневны ритуалы
Программирование деятельности:
— организация действий
(дети должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить)
“Охота но тигров” (Карпова T.B., Лютова Е.К., 1999).
Цель: научить детей планировать свои действия во времени.
1. разместить так называемые пооперационные карты, на которых в виде символов обозначена четкая последовательность действий (так, схему, отражающую нужную последовательность действий ребенка при сборах на прогулку, можно нарисовать на шкафчике)
2. складывание мозаики и головоломок (они доступны и понятны им): работая по схеме, дети видят конечный результат, которого надо достичь
3. коллекционирование (привлечь ребёнка к работе по сортировке предметов. Например, разложить карандаши по цвету, кубики по размеру, вырезанные шаблоны по форме).
4. Иногда аутичному ребенку необходима физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле “работает” руками ребенка, пишет или рисует вместе с ним, держа один карандаш
1.строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка
2.соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
3. осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое
Коммуникативное (речевое):
— повысить мотивацию ребенка к обучению и вызвать потребность в диалоге
— включение в групповую работу
Игры и упражнения:
“Рукавички” (Кряжева Н.Л., 1997)
Цель: включение аутичных детей в групповую работу.
“Кто я?” (Черепанова Г.Д.)
Цель: развитие представлений и воображения ребенка
“Покажи по-разному” (Черепанова Г.Д.)
Цель: научить детей распознавать и показывать различные ощущения и действия, ознакомить их со словами-антонимами.
“Волшебный стул” (Шевцова И.В.)
Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.
1.игры с жесткой последовательностью действий и четкими правилами, а не сюжетно-ролевые, где необходима диалоговая речь. Для закрепления навыков каждую игру следует проиграть не один десяток раз, тогда она может стать своего рода ритуалом.. Во время игры взрослый должен постоянно проговаривать свои действия и действия ребенка, четко обозначая словами все, что происходит с ними. При этом педагога не должно обескураживать то, что ребенок не проявляет ни малейшего интереса к словам. Не надо отчаиваться: многократное повторение одной и той же игры, одних и тех же слов принесет свои плоды, — ребенок сможет включиться в общую деятельность!
2. взрослый может на время проведения занятий с его согласия поменяться с ним ролями. Пусть ребенок попытается объяснить “непонятливому” взрослому, как выполнять то или иное задание. В этом случае он почувствует свою значимость (я — как большой!), будет понимать цель своих действий (чтобы взрослый “понял” объяснения и сделал все правильно), осознает, что только посредством речи можно наладить контакт с партнером.
3. обращаться к ребёнку по имени
4. все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка
1.Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.
2. Принимайте его таким, какой он есть
3. Как можно чаще разговаривать с ребенком
4. Обращаться к ребёнку по имени
5. Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.
6. Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.
7. Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».
Снижение уровня тревожности ребенка
— закрепление успеха и повышение уверенности ребенка в себе
“Придумки” (Черепанова Г.Д.)
Цель: научить детей распознавать различные эмоции.
Этюды на расслабление мышц
“Штанга”
Вариант 2
Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.
“Зайки и слоники” (Лютова Е.К., Монина Г. Б.)
Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.
1.на первых этапах работы подбирать такие задания, с которыми ребёнок обязательно справится. Помощь и похвала взрослого!
2. пальчиковые игры
3. совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.
1.пальчиковые игры
2. помощь и похвала взрослого
3. научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
4. чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.
5. обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
6. совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.
Профилактика утомляемости
(коррекция психической пресыщаемости и физической истощаемости)
Упражнения на релаксацию и дыхание
“Драка”
Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
“Воздушный шарик»
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
“Корабль и ветер”
Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.
“Подарок под елкой”
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.
“Дудочка”
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.
1. необходим индивидуальный ритм работы, более частое переключение с одного вида деятельности на другой.
2. не загружать ребёнка непосильными для него заданиями. 3. рисование красками (кисточками, штампами и особенно пальцами) помогает детям снять излишнее мышечное напряжение. С этой целью полезна также работа с песком, глиной, пшеном, водой.
Избегать переутомления ребенка
Источник
Индивидуальный маршрут ребенка с ОВЗ (аутизм)
Ивлевой Миланы, 5 лет
воспитанницы старшей группы
на период 2017-2018 года
Подготовили воспитатели:
Сальникова Ю.А.
Улезкина Н.В.
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями с расстройством аутистического спектра составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта ДО (ФГОС).
Ребенок с ООП, (как и все остальные дети) в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого: физические и психические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека.
Среди различных категорий детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети и подростки с выраженными нарушениями умственного развития (умеренной и тяжелой умственной отсталостью) и расстройствами аутистического спектра, которые еще сравнительно недавно не включались в специально организованную образовательно- развивающую среду.
В апреле 2016 года, в МБДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №168» поступил ребенок (Милана, 4 года). Раннее она посещала другой детский сад. У девочки наблюдались нарушения социального взаимодействия и способности к общению. Характерно явное стремление к одиночеству. Девочка очень инертна, медлительна, застенчива и замкнута в себе, с трудом вступает в контакт со знакомыми и незнакомыми сверстниками и взрослыми. Быстрота реакции на словесные раздражители (задания) медленная, требуется неоднократное подкрепление. Ребёнок не проявлял настойчивость при встречающихся трудностях и отступал перед ними. Активность речевого общения была снижена, Милана стеснялась вслух произносить слова. С программными задачами девочка так же не справлялась: отсутствовала концентрация внимания, не было интереса к познавательной деятельности во время работы в коллективе. Наблюдался синдром дефицита внимания.
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Основной целью данной программы является стремление помочь ребенку адаптироваться в социуме.
Основными задачами коррекционной помощи детям данной категории являются:
купирование трудностей, сопровождающих образовательный процесс и развитие личностных особенностей воспитанника
совершенствовать коммуникативные навыки
развивать психические познавательные процессы, направленные на воспитание сотрудничества, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым
развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
По заявлению матери, для определения оптимального педагогического маршрута и обеспечения индивидуального коррекционного сопровождения воспитанника, нами было проведено обследование и спланированы следующие задачи воспитания и обучения для данного ребенка:
воспитывать интерес к окружающему миру, потребность в общении, расширять круг увлечений;
формировать коммуникативные умения и навыки;
формировать сенсорное развитие;
формировать социально-бытовые умения и навыки самообслуживания;
развивать и обогащать эмоциональный опыт ребенка;
повышать двигательную активность ребенка;
стимулировать звуковую и речевую активности.
В процессе занятий с ребенком следует придерживаться некоторых общих рекомендаций по проведению занятий:
налаживание эмоционального контакта с ребенком;
регулярное систематическое проведение занятий по определенному расписанию;
смена видов деятельности в процессе одного занятия;
повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале;
игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально-личностной сферы ребенка;
использование физических упражнений, которые, как известно, могут и поднять общую активность ребенка, и снять его патологическое напряжение;
опора на сенсорные анализаторы.
Воспитатели и родители должны быть твердо нацелены на результат и на успех, проявлять терпение. Ребенку необходимо создать психоэмоциональный комфорт, чувство уверенность и безопасности. И только после этого можно приступать к обучению. Воспитатель и родитель должны постоянно комментировать словами то, что он делает. Называйте вслух те предметы, которые он трогает, дайте ребенку подержаться за предмет, таким образом будет развиваться сенсорное развитие – зрение, осязание. Дети с аутизмом требует многократного повторения названия предметов, его описания и назначения. Такой метод расширяет внутренний мир ребенка и подталкивает ребенка к выражению своих эмоций.
1.3. Специфика индивидуальных особенностей детей с РАС
Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Аутизм – это расстройство широкого спектра, то есть оно по-разному проявляется у разных людей. Одни дети могут говорить, в то время как другие говорят очень мало или не говорят вовсе.
При отсутствии лечения многие аутичные дети не приобретут навыков общения и могут не научиться правильно, говорить и подобающе вести себя. Лишь единицы могут полностью избавиться от аутизма без какого-либо вмешательства. В такой ситуации вселяет надежду тот факт, что существует много разных видов лечения, которые могут оказаться достаточно эффективными. Некоторые виды лечения дают существенные улучшения, а некоторые могут иметь небольшой или нулевой эффект. Нет такого лечения, которое помогало бы всем одновременно.
Аутичных детей легко узнать по взгляду «погруженному в себя», отсутствию речи или ее монотонности, ритуальным или стереотипным движениям. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуждается в постоянном, индивидуальном контроле и сопровождении взрослых в любом виде деятельности.
II. Содержательный раздел
Изучив литературу о РДА, мы педагоги, составили индивидуальный образовательный маршрут для развития ребенка с ООП (с расстройством аутистического спектра). Рекомендовано обучение по основной образовательной программе для детей дошкольного возраста с включением ежедневных индивидуальных занятий, разработанных для данного ребенка. Основная форма занятий – индивидуальные. Продолжительность каждого занятия от 10 до 20 минут, в зависимости от состояния ребенка. В процессе занятия педагог обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес. Так же, рекомендовано психолого-педагогическое сопровождение и работа с логопедом.
Сентябрь-декабрь
Направление развития Социально-коммуникативное развитие
Задачи
1. Продолжать устанавливать эмоциональный контакт с ребенком.
2. Развивать положительные отклики на социальные контакты: получение радости от физического взаимодействия (поглаживания, прикосновения, удовлетворения от игры и нежных, успокаивающих слов взрослого.
3. Формировать потребность в эмоциональных контактах с окружающими.
Игра: «Подружились мы с тобой».
• Ритмическая игра «Рука твоя, рука моя»
• Упражнение «Говорим друг другу до свидания».
• Игры на развитие контактности: «Погладь кошку»,
• «Поиграй с куклой»
Направление развития Познавательное развитие
Задачи
1. Формировать представления о предметном мире.
2. Группировать предметы по цвету.
3. Фиксировать взор на предметно-манипулятивной деятельности педагога.
4. Развивать зрительное и осязательное восприятия.
Игра «Найди место для игрушки»
• «Собери пирамидку»
«Сложи фигуры в коробочку такого же цвета»
• «Мозаика»
Направление развития Речевое развитие
Задачи
1. Развивать тактильные ощущения.
2. Формировать навыки связной речи.
3. Вызывать положительные эмоции в ответ на обращение родных
4. Формировать навыки реагирования на обращенную речь и выполнение просьб
• Игра «Кто позвал тебя»
• Упражнение «Позови мячом»
Игра «Ладушки», «Волшебный сундучок»
Направление развития Художественно-эстетическое развитие
Задачи
Развивать умение наблюдать за процессом лепка и рисование;
Способствовать совершению простых действий с материалами (брать в руки тесто и манипулировать с ним)
• Игра: «Сделай как я»
• Игра «Художник»
Направление развития Физическое развитие
Задачи
1. Создание комфортной среды во время двигательной деятельности
2. Формирование двигательных навыков, улучшение координации движений, увеличение силы и выносливости мышц.
3. Развивать активность в играх
Подвижные игры6
«Поводырь», «Птички», «Догонялки».
Январь-Май
Направление развития Социально-коммуникативное развитие
Задачи
1. Формировать представления о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально.
2. Побуждать ребенка смотреть на лицо взрослого, позвавшего его.
3. Развивать умение вникать в суть получаемой информации и понимать других.
• Игра «Семья»
• Игра «Позови ласково»
• Рассматривание иллюстраций, фотографий
Направление развития Познавательное развитие
Задачи
1. Развивать умение группировать фигуру по различным признакам: цвету, форме, размеру, толщине.
2. Формировать умение участвовать в совместной деятельности;
• Игры: «Покажи предмет, какой скажу»
• «Какая дорожка короче -длиннее»
• «Где речка шире-уже»
• «Какой мячик меньше — больше»
Направление развития Речевое развитие
Задачи
1. Обогащать словарь существительными, обозначающими предметы из бытового окружения.
2. Развивать интерес к предметам, людям, желание действовать вместе с другими людьми.
Вид деятельности
• Игры «Запомни слова»
• «Кому нужны эти предметы?»
• «Помоги разложить картинки на группы»
Направление развития Художественно-эстетическое развитие
Задачи
1. Развивать способность к продуктивным видам деятельности;
2. Формировать способность к выполнению разнообразных действий; к повторению определенных движений (с помощью взрослого): оставлять следы от краски на бумаге, рисовать линии фломастером, краской, размазывать пластилин, участвовать в совместном рисовании с взрослым.
«Лучик для солнышка»
«Радуга»
«Украсим полянку цветами».
Направление развития Физическое развитие
Задачи
1. Формировать способность в упражнении в беге, в мягком спрыгивании и приземлении на полусогнутые ноги.
2. Развивать слуховое внимание; умение выполнять голосовые сигналы; пространственную ориентацию, глазомер
• Игры: «Догони меня»
• «Лягушки»
• «Птички и кошка»
• «Эхо»
Источник