Индивидуальный маршрут физического развития ребенка с овз в доу
Цель: Развитие двигательных функций ребенка и коррекция их нарушений Создание основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление опорно — двигательного аппарата). Создание на основе использования потенциальных возможностей адаптивного физического воспитания предпосылок для наиболее эффективной адаптации детей к реальным условиям жизни, их успешной интеграции (инклюзии) в окружающую среду
Ф. и. ребенка Гогошидзе Таисия
Группа здоровья_3__Физ. группа__подготовительная_
Специалист: инструктор по физической культуре.
Месяц
Дата
Содержание работы
Результат
Сентябрь
—
ходьба по скамейке, «достань платочек»
— прыжок в высоту (платочек выше поднятой руки на 15 см,
— метание вдаль правой и левой руками (3,5-6,5м,
— катание обруча между предметами (между предметами 40-50 см).
— ходьба по следам, из обруча в обруч.
— бросание мяча вдаль из-за головы, от груди, из разных положений (стоя, сидя).
— подлезание под дугами (3дуги на расстоянии 1,5м друг от друга).
— ходьба с перешагиванием через кирпичики.
— прыжки в длину с места до ориентира (20 см).
— подбрасывание и ловля мяча,
— отбивание мяча о пол и ловля его двумя руками.
— ходьба по верёвке боком.
— бросание мяча из-за головы и снизу и ловля его в парах (1,5 м).
— подлезание под шнур не касаясь пола руками (высота 40 см).
Октябрь
— ходьба по верёвке прямо и боком.
— прыжки через верёвку (высота 5-10 см).
— катание мяча одной, двумя руками перед собой по полу.
— подлезание под верёвку, не касаясь пола руками.
— катание мяча между двумя линиями (15-20 см,
— перебрасывание из-за головы мяча по кругу,
— бросание мяча через сетку с расстояния 1,5 м
— ходьба по скамейке с перешагиванием через кубики, по верёвке боком.
— прыжки через лежащую на полу скакалку боком с продвижением вперёд.
— отбивание мяча рукой о пол 3-4 раза.
— бросание мяча через сетку с расстояния 1,5 м
— лазание по лестнице на высоту 2 м.
Ноябрь
— ходьба по скамейке, по верёвке боком, с перешагиванием через кубики.
— спрыгивание с высоты, прыжки в высоту.
— лазание по лестнице на высоту 2 м.
— катание мяча друг другу из разных положений (стоя, сидя) на расстояние 1,5 м. ;
— скатывание мяча по наклонной доске с попаданием в предмет.
— перешагивание через предметы,
— ходьба по наклонной доске,
— спрыгивание с предметов.
Бросание мяча в баскетбольное кольцо от груди, из-за головы (1,5-2)м. Упражнение разведчики (ползание на животе)
Декабрь
— ходьба по следам, по верёвке боком.
— прыжки в длину с места до ориентира (50 см).
— ползание по скамейке на животе.
— скатывание мяча по наклонной доске с попаданием в предмет,
— бросание мяча через сетку с расстояния 1,5 м
— перешагивание через кегли (между ними 70-80 см).
— прыжки через предметы (высота 5-10 см).
— бросание мяча двумя руками от груди через сетку.
— прокатывание мяча между предметами (между ними 40-50 см).
— прокатывание мяча головой вперёд на четвереньках, не отпускать его далеко вперёд, придерживая рукой.
Январь
— ходьба по ребристой доске.
— прыжки на двух ногах через предметы, со скамейки (высота 20 см.)
— отбивание мяча о пол правой и левой руками о пол (4-5 раз,
— метание в горизонтальную цель с расстояния 2-2,5 м правой и левой руками.
— ходьба на двух ногах по верёвке, приставляя пальцы одной ноги к пятке другой ноге.
— прыжки на двух ногах через обручи, со скамейки.
— катание мяча в парах из разных положений (стоя, сидя);
— перебрасывание мяча из-за головы друг другу по кругу (рас. 1,5 м).
— подлезание под верёвкой прямо и боком (высота 40-50 см).
Февраль
— ходьба по скамейке, спрыгивание с неё.
— ходьба по верёвке боком.
— прыжки в длину с места до ориентира (50-60 см).
— подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками.
— прыжки в высоту до предмета.
— скатывание мяча по наклонной доске с попаданием в предмет.
— подлезание в обруч прямо и боком (обруч приподнят на 10 см).
— ходьба по ребристой доске,
— прыжки со скамейки.
— прокатывание мяча головой вперёд на четвереньках, не отпускать мяч далеко вперёд.
— ходьба по наклонной доске.
— отбивание мяча о пол и ловля его,
— перебрасывание мяча через препятствия с расстояния 2 м.
Март
— ходьба по скамейке боком, по верёвке прямо.
— прыжки на двух ногах из обруча в обруч.
— прокатывание мяча между предметами (рас. между ними 40-50 см).
— пролезание в обруч прямо и боком (обруч поднят на10 см).
— лазание по лестнице на высоту 1,2-1,5 м.
— перешагивание через кегли (расстояние между кеглями 70 см).
— прыжки в длину (60 см).
— отбивание мяча о пол.
— ходьба и бег по наклонной доске.
— катание мяча в парах из разных положений,
— бросание и ловля мяча снизу, из-за головы в парах.
Апрель
— равновесие: ходьба по канату прямо и боком приставным шагом.
— прыжки в длину с места до ориентира (расстояние от линии до ориентира 60 см).
— бросание мяча из-за головы с разных положений (сидя, стоя) в парах (расстояние между детьми 1,5 м); через сетку с расстояния 1,5 м (верхний край сетки над полом на высоте поднятой руки ребёнка).
— упражнение «Муравьи» (ползание по полу с опорой на предплечья и колени).
— ходьба по ребристой доске и по гимнастической скамейке с мешочком на голове (высота скамейки 20-25 см).
— прыжки через веревку боком, в длину с места до ориентира (расстояние от линии до ориентира 60 см).
— бросание мяча от груди, из-за головы в баскетбольное кольцо с расстояния 1,5-2 м (баскетбольное кольцо на высоте 1,5 м).
— пролезание прямо и боком в обруч (обруч приподнят над полом на высоту 10 см);
— лазание по гимнастической стенке.
Май
— ходьба по ребристой доске; ходьба и бег по наклонной доске (высота поднятого края доски 35 см, ширина доски 15 см).
— прыжки через веревку боком с продвижением вперед.
— метание мешочков вдаль правой и левой руками от плеча в вертикальную цель с расстояния 1,5-2 м (высота мишени 1,5 м).
— упражнение «Жучок». Сидя на полу, руки в упоре сзади за спиной, ноги вместе, согнуты в коленях. Ползти, продвигаясь вперёд, сгибая и выпрямляя ноги.
— ходьба по скамейке через предметы (высота предметов 15-20 см).
— прыжки через короткую скакалку, в длину с места до ориентира (расстояние от линии до ориентира 60 — 70 см).
— подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками;
— отбивание о пол правой и левой руками и ловля после отскока;
— бросание от груди из разных положений (сидя, стоя) в парах (расстояние между детьми 1,5 м)
— бросание мяча от груди через сетку с расстояния 1,5 м
— ползание по полу с опорой на предплечья и колени.
Индивидуально образовательный маршрут по физической культуре с ребенком 5-го года жизни имеющего нарушение опорно-двигательного аппарата Хайдаров Артем
Цель: Развитие двигательных функций ребенка и коррекция их нарушений Создание основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление опорно — двигательного аппарата). Создание на основе использования потенциальных возможностей адаптивного физического воспитания предпосылок для наиболее эффективной адаптации детей к реальным условиям жизни, их успешной интеграции (инклюзии) в окружающую среду
воспитательные: воспитывать морально волевые качества. Сентябрь
Источник
Индивидуальный образовательный маршрут
________________________ФИО ребенка
___________________________Дата рождения ребенка
__________________ № группы
Утверждено:
Заведующий ____________
Согласовано:
(ФИО родителя)__________
Срок реализации: 2019 -2020 учебный год
Общая сведения
Ф.И.О. ребенка | |
Дата рождения | |
Адрес проживания | |
Мать (ФИО, образование, место работы) | |
Отец (ФИО, образование, место работы) | |
Воспитатели: | |
Группа здоровья: | |
Режим пребывания ребенка в ДОУ: | |
Специалисты: Врач: Педагог-психолог: Логопед: Инструктор по физической культуре: Музыкальный руководитель: |
Педагогическая характеристика
ФИО ребенка _________________________________________________________________
С какого времени ребенок посещает детский сад ___________________________________
Посещаемость детского сада ____________________________________________________
- Коммуникативные функции:
— контактность_________________________________________________________________
— проявление негативизма _______________________________________________________
— особенности общения:
со взрослыми______________________________________________________________
со сверстниками ___________________________________________________________
— особенности поведения ________________________________________________________
2. Игровая деятельность: ______________________________________________________
3. Особенности поведения на занятиях:
— отношение к занятиям _________________________________________________________
— поведение на занятиях_________________________________________________________
4. Знания, умения и навыки по программному материалу:
— восприятие цвета _____________________________________________________________
— восприятие формы____________________________________________________________
— количество, счет______________________________________________________________
— временные представления______________________________________________________
— пространственные представления________________________________________________
5. Характеристика речи ребенка:
— запоминание стихотворений____________________________________________________
— умение отвечать на вопросы____________________________________________________
— связная речь__________________________________________________________________
6. Изодеятельность:
— лепка _______________________________________________________________________
— рисование ___________________________________________________________________
— аппликация __________________________________________________________________
7. Особенности моторной сферы:
— ведущая рука ________________________________________________________________
— общая моторика ______________________________________________________________
— мелкая моторика______________________________________________________________
8. Уровень усвоения программы________________________________________________
9. Владение навыками самообслуживания _______________________________________
Психологическая характеристика:
Логопедическое заключение:
Педагогическая проблема:………………………………………………..
Цель индивидуального маршрута: Создание оптимальных условий для гармоничного развития, социализации и адаптации ребенка.
Задачи индивидуального маршрута:
- Оказание поддержки и помощи в саморазвитии и освоении программы дошкольного образования.
- Достижение социального комфорта.
- Развитие самоконтроля и саморегуляции.
- Развитие коммуникативных умений.
- Формирование адекватной самооценки.
Сроки реализации индивидуального маршрута:
Режим дня:
*Рекомендовано посещение (пребывание) ………………………………………. в связи с тем, что ……………..
Содержание ИОМ:
- Адаптация учебного (развивающего) материала.
- Организация дополнительной двигательной нагрузки/ снижения двигательной нагрузки.
- Привлечение помощника воспитателя/психолога для проведения занятий (мероприятий ДОУ).
- Предоставления перерыва для дополнительного приема пищи/лекарств.
- Дополнительный выходной день/сокращение времени пребывания в ДОУ.
Индивидуальный учебный план (на неделю)
Вид деятельности | Количество занятий в неделю | Примечание |
Фронтальные занятия (воспитатель, если необходимо с помощником) | 5 | Ежедневно |
Индивидуальные занятия с воспитателем | 2 | Пн., пт. |
Групповое занятие с педагогом-психологом | 1 | Ср. |
Индивидуальные занятия с педагогом-психологом | 1 | Вт. |
Индивидуальные занятия с инструктором по физической культуре | 1 | Пт. |
Индивидуальные занятия с музыкальным руководителем | 1 | Чт. |
Индивидуальные занятия с логопедом | 1 | Пн. |
На основании коллегиального заключения медико-психолого-педагогического консилиума:
- Воспитатель организует работу по формированию предпосылок к возникновению и развитию речи, коммуникативных, социокультурных навыков, навыков самообслуживания, представлений об окружающем мире в соответствии с планом индивидуальной работы.
- Педагог-психолог организует работу по формированию познавательного интереса, коррекции мыслительной деятельности в соответствии с планом индивидуальной работы.
- Инструктор по физической культуре организует развитие мелкой и общей моторики.
- Музыкальный руководитель
- Логопед
- Старший воспитатель оказывает методическую помощь всем участникам образовательного процесса на каждом этапе реализации ИОМ, предоставляет возможность обучения и повышения профессиональной компетентности педагогов, необходимой для выполнения ИОМ.
План работы с родителями
№ п/п | Содержание деятельности | Срок исполнения | Ответственный исполнитель | |
1. | Ознакомление с результатами диагностики специалистов | |||
2. | Консультация специалистов | В течение года (по необходимости) | ||
3. | Участие в семейных клубах «Радуга» | |||
4. | Привлечение к созданию творческих работ и участию в выставках ДОУ | |||
5. | Ознакомление с особенностями реализации ИОМ | |||
6. | Получение письменного разрешения на реализацию ИОМ | |||
7. |
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды группы
Развивающая среда в группе построена с учетом требований ФГОС дошкольного образования и адаптированной образовательной программы ДОУ. При организации развивающей предметно-пространственной среды учтены принципы ее построения. Предметно-пространственная среда во всех группах безопасна: мебель и
крупное игровое оборудование закреплены, не имеют дефектов, их расстановка в группе рациональна.
Доступность среды обусловлена возрастными и индивидуально-типологическими особенностями воспитанников. Игровое оборудование, материалы и игрушки находятся в свободном доступе. Пособия для индивидуальной работы и инструменты, требующие особого обращения (ножницы, стеки, мелкие и хрупкие предметы) находятся в закрытых нишах с условными обозначениями.
Среда полифункциональна и трансформируема. В группе предусмотрено зонирование для всех видов деятельности: познавательной, игровой, художественно- творческой, театрализованной, конструктивной, двигательной, трудовой. Наполняемость центров соответствует возрастным потребностям детей.
Учитывая важность социального развития дошкольников, в группе организованы уголки сюжетно-ролевой игры «Семья». В группе имеется необходимое оборудование для организации предметно-игровой деятельности.
Для организации художественно-творческой деятельности детей в группе имеется необходимое оборудование (ножницы, краски, кисти, клей, пластилин, бумага и картон, бросовый материал, подставки, салфетки и т.д.), которое используется на занятиях, а так же в свободной деятельности по требованию детей и под руководством педагогов. Для самостоятельной творческой деятельности детей центр изобразительного искусства содержит материалы для рисования (бумага, краски, цветные карандаши, трафареты, книжки-раскраски), образцы детских работ.
В группе имеется дидактическая кукла с набором одежды по сезонам. Игротека пополнены разнообразными авторскими играми и пособиями на развитие сенсорных представлений, мышления, памяти и внимания.
Зона конструктивных игр отличается доступностью и удобством расположения, содержит машины разных размеров, разнообразный строительный материал, разные виды конструкторов.
Книжный уголок отличаются разнообразием и содержательностью материала. Детская литература подобрана в соответствие с возрастом и программными требованиями. В группе помимо традиционной художественной литературы имеются подборки разнообразных музыкальных детских книг.
Для организации разных видов двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур, в группе организован спортивный центр, в котором имеются предметы физкультурного и спортивно-игрового оборудования и инвентаря, позволяющие более полно удовлетворить двигательные потребности каждого ребёнка, стимулировать самостоятельную двигательную активность. Пособия для закаливающих процедур представлены разнообразными массажёрами.
В группе имеется уголок уединения.
Все помещения группы оформлены эстетично и педагогически целесообразно. В дизайне использованы фотографии различной тематики, плакаты по лексическим темам и основам безопасной жизнедеятельности, детские работы. Характерным является многофункциональное использование помещений.
*Необходимо отразить особенности организации групповой среды для конкретного ребенка.
В начале года | В середине года | В конце года | |
Социально-коммуникативное развитие | |||
Демонстрация эмоциональной, мимической реакции на ласковое обращение знакомого взрослого. | + | ||
Давать позитивное двигательное подкрепление эмоциональной реакции; | — | ||
Давать положительный эмоциональный отклик на появление близких взрослых (матери, отца, бабушки, дедушки); | + | ||
Понимание указательного жеста руки и указательного пальца взрослого, поворачивать голову в указанном направлении; | _ | ||
Демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым: — принимать помощь взрослого, | _ | ||
— разрешать дотрагиваться до своих рук, | + | ||
— принимать поглаживание по голове, | + | ||
Выполнять со взрослыми совместные действия (мытье рук пользование ложкой, рисование мелом, рисование карандашом, раскатывание теста и т.д.) | + | ||
Фиксировать взгляд на яркой звучащей игрушке и во время действия с ней, | _ | ||
Прослеживать перемещение игрушки по горизонтали на расстояние до 30 см; | — | ||
Прослеживать перемещение игрушки по вертикали на расстояние до 30 см; | — | ||
Откликаться на свое имя | _ | ||
Называть свое имя, | _ | ||
Узнавать себя в зеркале, | + | ||
Узнавать себя на индивидуальной фотографии | _ | ||
Положительно реагировать на приход в группу воспитателя и взаимодействовать с ним; | + | ||
Положительно реагировать на одного из сверстников ( друга, подругу), выделять его среди других детей; | + | ||
Находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта; | _ | ||
Выполнять предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения | _ | ||
Выполнять по речевой инструкции 3-4 элементарных действия игрушками. | _ | ||
Обучение игре | |||
Проявлять эмоциональный интерес к игрушкам и действиям с ними; | = | ||
Выполнять предметно-игровые действия, играя рядом со сверстниками, не мешая другим; | _ | ||
Не совершать неадекватные действия с куклой и машиной; | + | ||
Выражать положительное эмоциональное отношение к кукле; | _ | ||
По просьбе взрослого производить с игрушками знакомые игровые действия — кормить куклу, катать в | _ |
Контроль результатов реализации ИОМ (Мониторинг реализации ИОМ)
коляске; | |||
Нагружать в машинку игрушки, перевозить их. | — | ||
Культурно-гигиенические навыки | |||
Пользоваться туалетом аккуратно | _ | ||
Мыть руки; | + | ||
Пользоваться своим полотенцем; | _ | ||
Самостоятельно вытирать руки; | + | ||
Садиться за стол на свое место; | _ | ||
Вытирать рот и руки салфеткой; | _ | ||
Не выходить из-за стола, не окончив еды; | _ | ||
Знать свой шкафчик для одежды; | _ | ||
Аккуратно складывать одежду на стул, ставить обувь на место; | _ | ||
Пользоваться помощью взрослого | |||
Благодарить за оказанную помощь | |||
Речевое развитие | |||
Пользоваться невербальными формами коммуникации; | _ | ||
Пользоваться указательным жестом, согласуя движения глаза и руки; | _ | ||
Проявлять интерес к окружающему: — людям, | _ | ||
— действиям с игрушками и предметами | _ | ||
Рассказывать об окружающем; | |||
Слушать и проявлять интерес к речевым высказыванием взрослых:
| _ | ||
Воспроизводить знакомые звукоподражания, | — | ||
Воспроизводить лепетные слова и усеченные фразы; | |||
Выполнять действия по простым речевым инструкциям, | _ | ||
Отвечать на простые вопросы: — о себе, | _ | ||
— ближайшем окружении. | _ | ||
Познавательное развитие | |||
Сенсорное развитие | |||
Воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»; | _ | ||
Различать свойства и качества предметов: — мокрый – сухой, | — | ||
— большой – маленький, | — | ||
— сладкий – горький, | — | ||
— горячий – холодный. | — | ||
Воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов: | _ |
— большой – маленький, | _ | ||
— горячий – холодный, | — | ||
— кубик – шарик. | — | ||
Сличать два основных цвета (красный, желтый): «Покажи, где такой кубик»; | — | ||
Дифференцированно реагировать на звучание определённых музыкальных инструментов (выбор из трёх); | — | ||
Складывать разрезную картинку из двух частей; | — | ||
Учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится, кубик стоит, не катится, большой домик для большой матрешки, маленький – для маленькой. | — | ||
Дифференцировать звукоподражание («Кто тебя позвал?»: выбор из двух – трех предметов или картинок). | — | ||
Конструирование | |||
Положительно относиться к процессу и результатам конструирования; | — | ||
Узнавать и называть знакомые постройки и конструкций; | — | ||
Создавать простейшие постройки и конструкции; | — | ||
Создавать простейшие постройки из строительного материала; | — | ||
Создавать простейшие постройки из палочек; | — | ||
Проявлять интерес к выполнению коллективных построек | — | ||
Совместной игре с ними; | — | ||
Создавать поделки и конструкции в разных условиях – на полу и на столе; | — | ||
Понимать слова, используемые педагогом при создании конструкций, — возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, палочка, дорожка, лесенка, ворота, гараж, заборчик; | — | ||
Играть, используя знакомые постройки. | — | ||
Ознакомление с окружающим | |||
Называть свое имя | — | ||
Отвечать на вопрос: «Ты мальчик или девочка?» | — | ||
Показывать части тела и лица, отвечая на вопрос: «Покажи, чем ты ходишь», «Покажи, чем смотришь», «Чем ты слушаешь?»; | — | ||
Показывать на фотографии (выделив из трех) — себя | — | ||
— маму | + | ||
— папу | _ | ||
Показывать или называть отдельные предметы — одежды, | + | ||
— посуды, | + | ||
— игрушки | + | ||
Узнавать реальных и изображенных на картинках знакомых — животных, | _ | ||
— птиц | — |
Отвечать на вопрос, указывая жестом или словом (где солнышко, дом, машина, вода, дерево). | — | ||
Художественно-эстетическое развитие | |||
Лепка | |||
Активно реагировать на предложение взрослого полепить; | — | ||
Соотносить лепные поделки с реальными предметами; | — | ||
Лепить по просьбе взрослого знакомые предметы, и прямыми движениями (колбаску, баранку). | — | ||
Раскатывая пластилин между ладонями круговыми (колобок). | — | ||
Положительно относиться к результатам своей работы; | — | ||
Аппликация | |||
Адекватно реагировать на предложение выполнить аппликацию, состоящую из одного предмета; | — | ||
Наклеивать заготовку | — | ||
Соотносить аппликацию с реальными объектами; | — | ||
Положительно относиться к результатам своей работы. | — | ||
Рисование | |||
Адекватно реагировать на предложение взрослого порисовать, | — | ||
Изображать знакомые предметы; | — | ||
Обследовать предмет перед рисованием, | — | ||
Обводить по контуру; | — | ||
Положительно относиться к результатам своей работы. | — | ||
Музыкальное воспитание | |||
Различать знакомые музыкальные произведения, | — | ||
Эмоционально реагировать действием, жестом и словом на звучание знакомой мелодии (выбор и? |