Индивидуальные занятия с гиперактивным ребенком 5 лет

Прежде чем направлять гиперак­тивного ребенка в группу для коллективных игровых занятий, желательно провести   несколько   индивидуальных, тренировочных занятий с детьми. В этомособенно нуждаются дети рас торможенные, заторможенные, чрезмерно застенчивые и дети с плохой координацией дви­жений. При проведении индивидуальных занятий можно использовать следующие игры и упражнения.

1. Игры для развития произвольности:

Игра «Да» и «нет» не говори» (3-5 мин).

Инструкция: родитель   (психолог) говорит ребенку: «Сейчас мы с тобой

поиграем, я буду задавать вопросы. Отвечая, ты не должен употреблять слова «да» и «нет».

Поочередно задаются следующие вопросы:

— Ты сейчас дома?

— Тебе 6 лет?

— Ты учишься в школе?

— Ты любишь смотреть мультфильмы?

— Кошки умеют лаять?

— Яблоки растут на елке?

— Сейчас ночь? И т.п.

Если ребенок при ответе употребляет «да» или «нет», необходимо повторять вопрос. В ходе игры ребенку можно предложить ответить на 1 -3 вопроса.

Игра «Летает — не летает» (3-5 мин).

Инструкция: родитель (психолог) говорит ребенку: «Сейчас я буду назы­вать разные слова, а ты будешь подни­мать руки вверх только тогда, когда я буду произносить название предмета, который может летать. Провоцируя ре­бенка, родитель(психолог) поднимает руки вверх при произнесении каждого слова. Примерные слова: корзина, са­молет, пуговица, чашка, муха, полка, воробей, одеяло, стол, тетрадь, кроко­дил, птица, окно, журавль, заяц, теле­визор, соловей, котенок, курица.

Игра «Съедобное-несъедобное» (5-7 мин).

Инструкция: родитель (психолог) берет мяч и встает напротив ребенка (расстояние-5 шагов). Называя какой-либо предмет, родитель (психолог) бросает мяч ребенку. Если прозвучало название съедобного предмета, ребе­нок ловит мяч, несъедобного — оттал­кивает. При правильном выполнении задания ребенок делает шаг вперед. Когда ребенок дойдет до родителя (психолога), он становится ведущим. Затем игра повторяется

Игра «Запретное движение» (5мин).

Инструкция: родитель (психолог) говорит: «Я буду показывать различ­ные движения, а ты будешь повторять все эти движения, кроме одного».

Сначала родитель (психолог) пока­зывает разные движения, например, руки — вверх, в стороны и др. Ребенок повторяет их. Затем родитель (психолог) называет и показывает «за­претное» движение. Например, подпрыгивание на одной ножке, которое ребенок не должен повторять. Дается сигнал к началу игры. Ребенок повто­ряет все движения родителя (психо­лога), кроме «запретного». Ошибки, которые совершает ребенок, обычно вызывают бурные эмоциональные ре­акции, смех, но прекращать при этом игру не следует.

Игра «Запретное слово» (5мин).

Инструкция: ребенок вслед за роди­телем (психологом) повторяет все слова, кроме одного, которое «назначили запретным». Вместо этого слова он мо­жет, например, хлопнуть в ладоши;

Игра «Море волнуется» (10 мин).

Инструкция: дети (ребенок) бегают по залу, изображая руками движения волн. Родитель (психолог) говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фи­гура -замри!»

Дети (ребенок) должны остановить­ся и удерживать позу, в которой они находились до того, как прозвучала ко­манда «отомри». Родитель (психолог) ходит по залу, рассматривает «морс­кие фигуры», хвалит детей (ребенка) за необычность, красоту фигуры, за неподвижность и т.д.

2. Для развития внимания и памяти:

Игра «Что исчезло?» (5мин).

Инструкция: родитель (психолог) ставит на стол 10 игрушек. Ребенок рассматривает их и закрывает глаза.

Родитель (психолог) убирает одну иг­рушку. Ребенок открывает глаза и определяет, «что исчезло».

Игра «Что изменилось?» (5мин).

Эта игра похожа на предыдущую, только игрушки не убирают, а меняют местами.

Игра «Слушай хлопки» (7мин).

Инструкция: родитель (психолог) договаривается с ребенком, что если звучит один хлопок, нужно марширо­вать на месте, два хлопка — стоять на одной ноге (как аист), три хлопка -прыгать (как лягушка).

Игра «Игрушку рассмотри, а потом ее опиши» (7мин).

Инструкция: родитель (психолог) показывает ребенку игрушку (на несколько секунд), затем прячет ее, ре­бенок описывает игрушку так, как ее запомнил.

Игра «Волшебный мешочек» (5 — 7мин).

Ребенок рассматривает 7-8 мелких игрушек. Затем родитель (психолог) незаметно для ребенка кладет одну из игрушек в матерчатый мешочек и говорит: «Потрогай мешочек и догадайся, что в нем лежит». Ребенок ощупывает игрушку, находящуюся в мешочке, и высказывает свои предположения. Ро­дитель (психолог) вынимает игрушку и показывает ее ребенку. Игра прово­дится несколько раз.

Игра «Опиши игрушку» (10 мин).

Инструкция: родитель (психолог) складывает все игрушки в мешочек. Ребенок, поочередно, достает одну игрушку и составляет о ней рассказ-описание.

При возникновении затруднений, можно задать вопросы:

— «Из чего сделана игрушка?»,

— «Какого она цвета?»,

— «Из чего она состоит (что у нее есть)?»,

— «Как с ней можно играть?»

Игра «Запомни и повтори движения» (5 — 7мин)

Инструкция: родитель (психолог) показывает три разных движения, ре­бенок смотрит, запоминает и повторя­ет их. Затем демонстрируются четыре движения.                                        

Для развития внимания и памяти рекомендуется также работа за сто­лом на листах: «Корректурная про­ба», «Лабиринты», «Соедини по по­рядку» и др.

Читайте также:  Ребенок 5 лет не доверяет

3. Для развития моторики и координации движений:

Игра «Бирюльки» (5мин).

Инструкция: на столе горкой лежат мелкие игрушки или спички. Их нужно двумя пальцами брать так, чтобы не задеть остальные.

Для развития моторики и координа­ции движений рекомендуются телесно-ориентированные игры и упражнения

Игра «Насос и мяч» (5 мин).

Инструкция: родитель (психолог) предлагает ребенку поиграть в насос и мяч. Один участников игры изобража­ет мяч, другой — насос. Каждый выпол­няет движения в соответствии с полу­ченной ролью.

«Мяч сдутый» — ребенок сидит на корточках.

«Насос надувает мяч» — ребенок де­лает соответствующие движения рука­ми, сопровождая их звуками «С-с-с…».

«Мяч становится все больше» — ре­бенок постепенно встает, надувает щеки, поднимает руки вверх.

«Насос прекращает работу» — ребе­нок делает вид, что выдергивает шланг.

«Мяч вновь сдувается» — ребенок медленно садится, выпускает воздух из щек, опускает руки.

Упражнение повторяется несколь­ко раз, затем участники игры меняют­ся ролями.

Игра «Штанга» (3 мин).

Инструкция:   родитель   (психолог) предлагает ребенку побывать на уроке физкультуры и представить себе, что они поднимают тяжелую штангу. Ребенок широко расставляет ноги и напрягает мышцы ног. Нагибается вперед и сжимает руки в кулаки. Мед­ленно выпрямляется, сгибая в локтях напряженные руки, рывком поднимает воображаемую штангу, затем опускает ее вниз и расслабляет мышцы.

Игра «Клоуны» (2-3 мин).

Инструкция: родитель (психолог) предлагает ребенку по команде взрос­лого последовательно выполнять сле­дующие движения: кисти рук опуска­ются вниз; руки сгибаются в локтях; руки расслабляются и падают вниз; туловище сгибается, голова опуска­ется вниз; колени сгибаются, ребенок приседает на корточки.

Игра «Потягушечки» (2 мин).

Инструкция: родитель (психолог) и ребенок садятся на корточки и закрывают глаза. Взрослый говорит: «Вот мы и проснулись, сладко потянулись».

Ребенок открывает глаза, медленно встает, вытягивает руки вперед, затем поднимает их вверх, отводит за голову и поднимается на носочки.

Далее родитель (психолог) гово­рит: «Сладко потянулись, проснулись, улыбнулись». Ребенок встает на ступ­ни, опускает руки вниз. Упражнение повторяется несколько раз.

Игра «Изобрази явление» (8 мин).

Инструкция: родитель (психолог) и ребенок перечисляют приметы осе­ни: дует ветер, качаются деревья, па­дают листья, идет дождь, образуются лужи. Взрослый показывает движе­ния, которые соответствуют этим яв­лениям:

«Дует ветер» — дует, вытянув губы.

«Качаются деревья» — покачивает вытянутыми вверх руками.

«Падают листья» — выполняет плав­ные движения руками сверху вниз.

«Идет Дождь» — выполняет мелкие движения руками сверху вниз.

«Появляются лужи» — смыкает руки в кольцо перед собой.

Когда ребенок запомнит показанные движения, объясняются правила игры: пока звучит музыка, ребенок бегает, танцует, как только музыка прекраща­ется, он останавливается и слушает, какое явление назовет взрослый. Ребе­нок должен выполнить движения, кото­рые соответствуют данному явлению.

Игра «Надоедливая муха» (2 мин).

Инструкция: родитель (психолог) говорит: «Представь себе, что ты ле­жишь на пляже, солнышко тебя согре­вает, шевелиться не хочется. Вдруг муха прилетела и на лобик села. Что­бы прогнать муху, пошевели бровями. Муха кружится возле глаз, поморгай, попробуй прогнать муху глазами, пере­плетает со щеки на щеку — надувай по очереди каждую щеку, уселась на под­бородок — подвигай челюстью и т. д.».

«Хождение по линии»: ребенок должен пройти по прямой линии, ставя пятку одной ноги перед носком другой и держа руки в стороны.

«Перекрестные хлопки»: взрос­лый и ребенок встают друг напротив друга. Сначала делается обычный хло­пок, затем хлопок руками взрослого о руки ребенка, опять обычный хлопок, потом правая ладонь взрослого дела­ет хлопок о правую ладонь ребенка, опять обычный хлопок, затем хлопок левой ладонью взрослого о левую ла­донь ребенка и обычные хлопки.

Игра «Робот»

Инструкция: родитель (психолог) говорит: о том, что ребенок сейчас превратится в робота, который умеет только подчиняться командам. Ребе­нок замирает в стойке «смирно». Да­лее взрослый дает ему команды, на­пример: «Три шага вперед, два шага направо, правую руку вперед, два шага налево, левую руку в сторону, руки опустить, стоять смирно».

Для развития моторики и координа­ции движений рекомендуются любые пальчиковые или жестовые игры, которые у данного ребенка вызывают затруднения.

4. Для преодоления застенчивости.

Игра «Незнайка»: ребенку пред­лагают играть роль Незнайки. В ответ на любой вопрос, который ему задает взрослый, он должен сделать удивлен­ное лицо, пожать плечами и сказать «Не знаю…»

Игра «Зайка испугался»: ребенок должен представить себя зайцем, ко­торый боится волка, и изобразить ис­пуг при помощи пантомимики.

Игра «Злой волк»: ребенок при по­мощи пантомимики изображает злого и голодного волка.

Игра «Петушки»: ребенок при по­мощи пантомимики изображает храб­рого петушка, гордого петушка, груст­ного петушка, веселого петушка.

Читайте также:  Прыщики белые у ребенка 5 лет

Игра «Вкусная конфета»: ребенок должен представить, что его угостили вкусной конфетой, и показать, как он разворачивает, берет в рот и медлен­но раскусывает ее, при этом лицо его изображает удовольствие.

 5. Для активизации подкорковых структур мозга:

а) дыхательные упражнения: дыхание с задержкой на вдохе — выдохе сначала в собственном, а за­тем в установленном ритме.

Выполняется сидя на полу «по-ту­рецки» или стоя на коленях, ладони кладутся на область диафрагмы, ре­бенок, сидя на полу «по-турецки» и поднимая руки вверх, делает вдох. При выдохе медленно наклоняется вперед, опуская руки и говоря: «Вниз»; ребенок, сидя на полу, разводит руки в стороны, сжимает все пальцы, кроме большого пальца, в кулак. При вдохе ребенок поднимает большой палец вверх, при медленном выдохе — пос­тепенно опускает вниз и свистит; ре­бенок, лежа на полу, кладет ладони на живот. Делая медленные вдох и выдох животом, ребенок представляет, что в животе надувается и сдувается воз­душный шарик.

б) упражнения на нормализацию мышечного тонуса:

Игра «Снеговик»: ребенку пред­лагают представить себя только что слепленным снеговиком — тело долж­но быть сильно напряжено, как замер­зший снег. Но пригрело солнышко, и снеговик начал таять: сначала тает и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко па­дает на пол и лежит расслабленный, представляя, что он — лужица воды.

 Игра «Семечко»: ребенок, изобра­жая семечко, сидит на корточках, голо­ва на коленях, руки обнимают колени.

Игра «Дерево» прорастает и пре­вращается в дерево — ребенок приподнимает голову, затем медленно встает, выпрямляется, поднимает руки. Вдруг налетел ветер и сломал дерево — ре­бенок сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, голова и руки его безжизненно повисают.

Игра «Пальчики»: в положении сидя или стоя, ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжи­мать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Затем опускает руки, расслаб­ляет и встряхивает кисти рук.

Игра «Лодочка»: ребенок ложится на спину, вытягивая руки по команде, он одновременно поднимает голову, прямые ноги и руки. Поза держится максимально долго. Затем ребенок вы­полняет упражнение, лежа на животе.

в) упражнения на пространствен­ную ориентацию: ребенок берет в руки мяч, и по команде психолога подни­мает его вверх, опускает вниз, кладет перед собой, справа и слева от себя, кладет его под, на, за стол и т.п. Далее ребенок прыгает на двух ногах вперед, назад, влево, вправо.

Игра «Найди клад»: в комнате спря­тана игрушка. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды: «Два шага вперед, один направо и т.д

Источник

Надежда Пастухова
План-конспект индивидуального занятия «Снижение импульсивности и гиперактивности»

Цель: снижение импульсивности и гиперактивности.

Задачи:

• развитие внимания, произвольности и самоконтроля;

• элиминация гиперактивности и импульсивности;

• элиминация гнева и агрессии.

• преодоление расторможенности

Ход работы:

Здравствуй, сегодня на нашем занятии будет много разных упражнений, я прошу тебя внимательно слушать все инструкции, не торопиться и выполнять задания вместе со мной. Для начала нам нужно размяться. Давай представим что ты …

Упражнение 1. Релаксация «Росток».

Цель: элиминация гнева и агрессии.

И. п. — ребенок сидит на корточках, голову нагнув к коленям и обхватив их руками.

Инструктор: «Представь себе, что ты маленький росток, только что показавшийся из земли. Ты растешь, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать тебе расти, считая до пяти. Постарайся равномерно распределить стадии роста».

В начале освоения этого упражнения на каждый счет ребенку называется часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности,расслабленности других:

«один» — медленно выпрямляются ноги,

«два» — ноги продолжают выпрямляться и постепенно расслабляются руки, висят, как «тряпочки»,

«три» — постепенно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам,

«четыре» — разводим плечи и выпрямляем шею, поднимаем голову,

«пять» — поднимаем руки вверх, смотрим вверх, тянемся к солнышку.

Какой ты молодец. Как здорово у нас получилось расти. Скажи, тебе удалось расслабиться? Трудно ли тебе было распределить стадии роста?

А теперь представь что мы с тобой сидим у костра …

Упражнение 2. Функциональное упражнение «Костер»

Цель: формирования внимания и произвольной регуляции собственной деятельности.

Ребенок садиться около «костра» и выполняет соответствующую команду инструктора.

По команде (словесной инструкции) «жарко» ребенок должен отодвинуться от «костра»,

по команде «руки замерзли» — протянуть руки к «костру»,

по команде «ой, какой большой костер» — встать и махать руками,

по команде «искры полетели» — хлопать в ладоши.

Хорошо. Теперь мы с тобой выполним вот такое упражнение. Ты должен одновременно со мной выполнять движения, и проговаривать вот такие слова, давай я сначала тебе покажу…

Читайте также:  Отметить день рождения ребенку 5 лет без гостей

Упражнение 3. «Буратино».

Цель: преодоление расторможенности.

Вместе с ведущим ребенок выполняет движения одновременно с проговариванием стихотворения:

Буратино потянулся,

Раз — нагнулся,

Два — нагнулся,

Три — нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Молодец, у тебя хорошо получается, ты внимательно послушал задание, и поэтому ничего не перепутал.

Давай с тобой порисуем, но не обычным образом. Мы с тобой будем рисовать – сразу двумя руками. Сейчас я расскажу тебе как.

Упражнение 4. «Зеркальное рисование».

Цель: расширение поля зрения, улучшение восприятия.

Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные узоры. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

Ну ка, посмотрим что у тебя получилось, здорово! Тебе нравиться твой рисунок, или ты считаешь, что мог бы нарисовать лучше? (если да то можно перерисовать)

Как много мы уже с тобой выполнили заданий, сейчас нужно немного отдохнуть и набраться сил. Я предлагаю тебе сейчас глубоко подышать, но на выдохе….

Упражнение 5. «Дыхательное упражнение».

Цель: улучшение ритмирование организма, развитие самоконтроля и произвольности.

И. п. — сидя. Глубоко вдохнуть.На выдохе произносить звуки: пф-пф-пф-пф-пф. Вдох.

На выдохе: р-р-р-р. Вдох.На выдохе: з-з-з-з. Вдох.На выдохе: ж-ж-ж-ж. Вдох.На выдохе: мо-ме-мэ-му.

Ты чувствуешь расслабление? Усталость спала?

А сейчас, слушай очень внимательно, чтобы верно выполнить это задание, ты должен внимательно прослушать задание. …

Упражнение 6. Функциональное упражнение «Чайничек с крышечкой».

Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности.

Ребенок попевает песенку и жестикулирует.

«Чайничек (вертикальные движения ребрами ладоней)

Крышечка (левая рука складывается в кулак, правая — ладонью делает круговые движения над кулаком).

Крышечка — шишечка (вертикальные движения кулаками).

В шишечке -дырочка (указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки).

Из дырочки пар идет (указательными пальцами рисуются спиральки).

Пар идете — дырочка,

Дырочка в шишечке,

Шишечка крышечка,

Крышечка — чайничек».

Давай теперь еще аз попробуем, только быстрее…. А еще быстрее получится?. Тебе было трудно выполнять это упражнение?

Следующее упражнение тоже нужно будет выполнить сначала медленно, а потом быстро. Послушай сначала задание и посмотри, как нужно сделать.

Упражнение 7. «Колечко».

Цель: снятие мышечных зажимов.

Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.

Молодец, а теперь давай одновременно двумя руками. Хорошо.

А теперь сделаем это быстро. А это упражнение вызвало трудности?

Сейчас тебе нужно быть особенно внимательным….

Упражнение 8. «Потянулись – сломались».

Цель: нормализовать гипертонус и гипотонус мышц.

Исходное положение – стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать.Ведущий: «Тянемся, тянемся вверх, выше, выше. Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу). А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол. Лежим расслабленно, безвольно, удобно. Прислушайтесь к себе. Осталось ли где напряжение? Сбросили его!»

Во время выполнения упражнения ведущий должен обратить внимание участника на два следующих момента:

показать разницу между выполнением команды «опустите кисти» и «сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае)

ведущий должен проверить, полностью ли расслаблено его тело, указать места зажимов

Список литературы:

1. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2009.

2. Бадалян Л. О. Детская неврология. -М, 2007.

3. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М. ,2006.

4. Заваденко Н. Н.Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.:Школа-Пресс, 2008.- 112с.

5. Кучма В. Р., Платонова А. Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: Распространенность, факторы риска и профилактика. М.:РАРОГЬ,2006.

6. Локалова Н. П.120 уроков психологического развития младших школьников: изд. 2-ое – М.:2007.

7. Шевченко Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психоподобным синдромом. –М. ,2009.

8. Эльконин Д. Б Психология игры. — М.: Педагогика 2006 -С. 287.

9. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М.:Знание 2008,-64с.

Источник