Индивидуальные особенности развития памяти ребенка

Память ребенка имеет определяющее значение для развития его когнитивных функций. Физиологическая сущность процесса заключается в образовании связей между нейронами головного мозга, которые являются непосредственными хранителями информации. Подавляющее большинство детей способны освоить необходимый информационный поток, но существуют индивидуальные отличия и особенности.
Ситуации, когда у ребенка наблюдается плохая память и внимание, требуют тщательной работы и занятий с малышом. Ситуацию нельзя пускать на самотек, так как в дальнейшем проблема будет усугубляться, это отразится на школьной успеваемости и эмоциональном состоянии.
Особенности памяти в детском возрасте
Память у детей бывает произвольная и непроизвольная. До трехлетнего возраста работает в основном непроизвольная память, информация сохраняется неосознанно, запоминаются в основном эмоционально значимые события. С 3 лет можно начинать целенаправленные занятия по формированию произвольного запоминания. Важно учитывать следующие особенности памяти детей младшего дошкольного возраста: эффекта от уроков можно добиться только тогда, когда они проводятся в игровой форме.
Во время тренировок необходим учет индивидуальных особенностей памяти. Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста непосредственно связано с подготовкой к занятиям в школе. Важно сформировать у малыша долговременную память, так как основная информация будет сохраняться в течение всей жизни. В случае если у ребенка преобладает кратковременная память и информация быстро забывается, необходима заинтересованность и регулярное повторение.
У леворуких детей преобладает ассоциативный тип запоминания, эту особенность необходимо использовать в мнемотехнике. Целенаправленного развития требует зрительная и слуховая память.
Как формируется память у ребенка
Детская память начинает функционировать с 9 месячного возраста, тогда, когда головной мозг достигает определенных размеров.
Память у ребенка раннего возраста тесно связана с обилием новых ярких впечатлений. Малыши воспринимают окружающий мир целостно, для них каждый день – это открытие. Именно по этой причине во взрослом периоде детские воспоминания не теряют своей яркости, особенно это заметно у пожилых людей.
У детей младшего дошкольного возраста память отличается пластичностью, они могут осваивать и запоминать большие объемы информации. Этот процесс можно направить в целенаправленное русло, при условии, если память, восприятие и мышление ребенка раннего возраста будут стимулироваться искренней заинтересованностью и положительным настроем.
Родителям необходимо запомнить, что если наставник оказывает на малыша психологическое давление, раздражается из-за недостаточной смекалки подопечного, любое обучение обречено на полную неудачу. То же самое будет происходить, если ребенку скучно и неинтересно, память раннего возраста характеризуется тесной взаимосвязью с интересом и положительными эмоциями.
Родителям следует знать, что одни дети без труда могут запомнить большой объем информации, а другим необходимо затратить значительно больше усилий. Индивидуальные особенности зависят от особенностей функционирования головного мозга, типа нервной системы и темперамента.
Виды памяти
В зависимости от того, какой из каналов восприятия в детской памяти наиболее активен в сохранении информации, выделяют индивидуальные особенности типов памяти:
- зрительная;
- слуховая;
- двигательная;
- эмоциональная;
- вкусовая;
- обонятельная.
В некоторых ситуациях один из вариантов значительно преобладает, но немало детей владеют смешанными типами, так чаще бывает, если родители с раннего детства активно развивают когнитивные способности малыша.
Виды памяти у детей формируются с возрастом, разные виды памяти присущи определенным этапам развития, которые связаны с особенностями каждого возрастного периода.
По способу задействования психических функций выделяют механический и логически-смысловой тип запоминания информации.
По длительности хранения информационных данных различают оперативную, кратковременную и долгосрочную память.
По мере роста ребенка у него более активно функционирует логическая память, информация, сохраненная таким способом, дольше сохраняется и легче воспроизводится. Игра в детские шахматы является эффективной техникой мнемоники для тренировки памяти и содействует формированию смысловых и логических связей.
Развитие индивидуальных особенностей способствует творческому выражению личности каждого малыша, раскрытию его талантов и способностей.
Зрительная память
Зрительная память хорошо развита у большинства детей. Картинки с изображениями, рисунками помогают формированию образной памяти. Детей способны заинтересовать упражнения, в которых предлагается найти отличия между рисунками или воспроизвести изображение на бумаге по памяти. Обучение с помощью наглядных пособий эффективно и интересно для малышей.
Слуховая память
Развитию слуховой памяти способствует чтение. Родителям необходимо ежедневно читать детям вслух, подобные занятия не нужно прекращать даже тогда, когда малыш уже научился читать. Необходимо предлагать ребенку пересказывать прочитанные фрагменты, подобное упражнение способствует также развитию моторики речи.
Внимательность у ребенка обязательно тренируем с помощью пересказа, особенно полезны упражнения для гиперактивных детей с дефицитом этой психической функции.
Двигательная память
Улучшению памяти детей дошкольного возраста способствуют формирование следующих двигательных навыков:
- шитье;
- вышивание;
- выпиливание по дереву;
- танцы;
- техники программирования.
Чтобы запомнить и точно воспроизвести последовательность действий, необходимо выполнить навык несколько раз.
Особенность механической памяти доводит такие движения до автоматического уровня. При этом активно стимулируются мотонейроны головного мозга и образуются межнейронные связи, сохраняющие информацию.
Почему у ребенка плохая память
Некоторым ребятам с трудом дается процесс обучения, на это могут повлиять различные факторы. При диагностике памяти детей 5-6 лет необходимо принимать во внимание возрастные и индивидуальные особенности.
Проблемы с памятью могут возникнуть на фоне постоянных стрессов или перенесенных заболеваний. Влияет на память перенесенная операция с местной анестезией и общим наркозом, так как анестетики могут повлиять на образование межнейронных связей и тормозить активность нервных клеток.
Родовые травмы и врожденные заболевания также ухудшают психические функции, в таких ситуациях потребуется консультация детского психоневролога. Медикаментозное лечение наряду с использованием мнемотехники облегчит обучение.
Недостаток полезных веществ
Плохое питание с недостатком важных питательных веществ, в том числе витаминов и микроэлементов может привести к выраженному ослаблению психических функций, в таких случаях понятно, почему у ребенка плохая память. Родителям необходимо позаботиться о качестве продуктов, включенных в меню малыша.
Если что-то из предложенного вызывает протест у малыша, можно замаскировать продукт в смешанных блюдах (салаты, коктейли, смузи).
Значительно улучшают память:
- бананы;
- авокадо;
- шоколад и какао;
- вареные или свежие морковь и брокколи;
- мед и цветочная пыльца;
- жирная морская рыба (скумбрия, семга, лосось);
- печень трески;
- грецкие орехи, миндаль, фундук, кешью;
- пророщенные злаки.
Чтобы получить ощутимый эффект, не обязательно заставлять малыша есть много подобной пищи, достаточно ежедневно включать ее в рацион в небольших количествах.
Неправильный режим дня
Погрешности в организации режима дня могут привести к серьезным проблемам с памятью. Если малыш не высыпается, то у него ухудшается способность к запоминанию новой информации. Детской памяти вредит как недостаток сна (норма в дошкольном возрасте составляет 10 часов), так и позднее засыпание. Для полноценного восстановления малыш должен отправляться в постель около 9 часов вечера.
Важны ежедневные прогулки и подвижные игры на свежем воздухе. Без достаточного поступление кислорода снижается интенсивность психических процессов, значительно ухудшается запоминание.
Плохая тренировка памяти или ее отсутствие
При воспитании детей необходимо учитывать индивидуальные и типологические особенности их памяти. О действительных проблемах можно судить только в случаях, если родители ежедневно занимаются с ребенком по правилам мнемотехники, но усилия не дают ощутимого результата.
Для тренировки памяти потребуются настойчивые занятия, при серьезных проблемах с детьми с плохой памятью работает психолог. Лечение может потребоваться, если малыш перенес заболевания или травмы, которые могли повлиять на его развитие.
Следует отметить, что даже здоровые ребята без отклонений в когнитивной сфере могут испытывать трудности с запоминанием, если родители не уделяют достаточного внимания психическому развитию малыша.
Источник

ТОП 10:
Память — это психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала.
Дошкольное детство — это период интенсивного развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.
В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте память по скорости развития опережает другие способности, ребенок рассматривает картинку, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа. Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, красивое, необычное, привлекающее внимание. Ребенок запоминает непроизвольно, другими словами, он запоминает, не желая того. [2]
В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная.
Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка. На протяжении дошкольного возраста значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов.
Словесно-логическая память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками.
Дошкольный период — эпоха господства природной, непосредственной, непроизвольной памяти. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, прерывистость действия, движение, контраст и пр.
Детская память удивительно пластична.
Стишки, песенки, реплики героев фильмов и мультфильмов, незнакомые иностранные слова, кажется, словно «прилипают» к ребенку. Ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Он запоминает то, на что обращено его внимание, что произвело на него впечатление, что было интересно. Это непроизвольная память.
Психолог П.И. Зинченко, исследовавший непроизвольное запоминание, выявил, что его продуктивность увеличивается в том случае, если задание, которое предлагается ребенку, предполагает не просто пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале, выполнение мыслительных операций (придумывание слов, установление конкретных связей).
Так, при простом рассматривании картинок ребенок запоминает гораздо хуже, чем в тех случаях, когда ему предлагают придумать какое-то слово к картинке или же разложить отдельно изображения предметов для сада, кухни, детской комнаты, двора и т. п.
Однако тот факт, что память развивается у дошкольника наиболее интенсивно по сравнению с другими способностями, не значит, что следует удовольствоваться этим фактом. Наоборот, следует максимально развивать память ребенка в период, когда к этому располагают все факторы. Поэтому можно говорить о развитии памяти ребенка начиная с раннего детства.
К концу дошкольного детства у ребенка появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Элементы произвольного поведения — это главное достижение дошкольного возраста. Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. Произвольная память предполагает, что ребенок заставляет себя запомнить что-то с помощью воли.
Самый простой пример проявления произвольной памяти — ситуация, когда ребенок старательно заучивает стихотворение перед утренником. Рассмотрим, как действует произвольная память. Сначала ребенок лишь выделяет задачу: «Надо запомнить стихотворение». Необходимыми приемами для запоминания он при этом еще не владеет. Их дает взрослый, организуя повторение отдельных строчек, затем строф, а также направляет припоминание вопросами: «А что было потом?», «А дальше?». Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания и, в конце концов, осознает необходимость этих специальных действий запоминания (повторения, прослеживания смысловой последовательности и т. п.).[3]
С точки зрения известного психолога П.П. Блонского, раньше всего дети сохраняют в памяти, выполненные ими движения, затем запоминаются пережитые чувства и эмоциональные состояния. Далее доступными сохранению становятся образы вещей, и лишь на самом высоком, последнем уровне ребенок может запомнить и воспроизвести смысловое содержание воспринятого, выраженное в словах.
Двигательная память обнаруживает себя уже в младенчестве, когда малыш начинает схватывать руками предметы, учится ползать, ходить. В раннем возрасте ребенок учится бегать, прыгать, умываться, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки. В дошкольном возрасте работа двигательной памяти становится все более сложной. Занятия спортом, танцами, игрой на музыкальных инструментах предполагают умения ребенка запоминать, сохранять и воспроизводить в определенном порядке все более сложные движения. Это, конечно же, требует специальной тренировки под руководством взрослого, который сначала показывает детям последовательность движений, а затем следит за правильностью их выполнения.
Эмоциональная память хранит впечатления об отношениях и контактах с окружающим, предостерегает от возможных опасностей или же, наоборот, подталкивает к действиям. Особенно богата детская память образами отдельных конкретных объектов, когда-то воспринятых ребенком: вкус напитка и торта, запах мандаринов и цветов, звуки музыки, мягкая на ощупь шерстка кошки и т. п. Это образная память — память на то, что воспринимается при помощи органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния. Поэтому образную память подразделяют на зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, осязательную. В связи с тем, что у человека наиболее важное значение имеют зрение и слух, лучше всего обычно развиты зрительная и слуховая память.
У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти — эйдетическая память. Ее называют иногда фотографической памятью: ребенок, словно фотографируя, очень быстро, ярко, четко запечатлевает в памяти определенные объекты и потом легко может их вспомнить до мелочей, он как бы снова видит их и может описать во всех подробностях. Эйдетическая память — возрастная особенность дошкольников, при переходе в младший школьный возраст дети обычно утрачивают эту способность.
Следует отметить и такую особенность детской памяти. Представления детей о малознакомых вещах часто оказываются смутными, нечеткими и хрупкими. Например, после посещения зоопарка, сохранившиеся в памяти ребенка образы животных, тускнеют, сливаются, «спутываются» с образами других объектов. Фрагментарность детских представлений — это следствие разрозненности их восприятия. Кое-что выпадает со временем, кое-что искажается или подменяется другим. Такая ошибка памяти — прямое следствие незрелости детского восприятия и неумения детей пользоваться своей памятью.
Словесная память — память на информацию, представленную в словесной форме, — развивается у дошкольника параллельно с развитием речи. Задачу припоминания слов взрослые начинают ставить перед детьми уже в раннем детстве. Они спрашивают у ребенка названия отдельных предметов, имена людей, которые находятся с ним рядом. Такое припоминание важно, прежде всего, для развития общения и отношений ребенка с другими людьми.
В младшем дошкольном возрасте ребенок особенно хорошо запоминает стихи, песенки и потешки, то есть те словесные формы, которые имеют определенную ритмичность, звучность. Их смысл ребенку может быть не совсем понятен, но они прекрасно запечатлеваются в памяти именно благодаря внешнему звуковому рисунку, к которому ребенок очень чувствителен. Запоминание литературных произведений — сказок, стихотворений — в старшем дошкольном возрасте происходит через развитие сопереживания их героям, а также благодаря осуществлению мысленных действий с персонажами.
Для старших дошкольников становятся доступны и элементы логического запоминания, которое основывается не на дословном, механическом воспроизведении материала, а на определенных схваченных ребенком нормах изложения. Этот вид памяти проявляется обычно при запоминании понятного детям содержания. Например, пересказывая сказку, дети могут, не нарушая последовательности изложения материала, упускать какие-то подробности или добавлять свои.
Так, если обучать старших дошкольников тому, как осуществлять выбор картинок к слову, чтобы потом по картинкам припомнить слова, то дети постепенно усваивают такие приемы логического запоминания, как смысловое соотнесение и смысловая группировка.
Существуют особенности развития памяти, связанные с полом ребенка. У мальчиков и девочек скорость созревания различных образований мозга не совпадает, различен и темп развития левого и правого полушарий, которые существенно отличаются по своим функциям. Установлено, что у девочек значительно быстрее идет развитие функций левого полушария по сравнению с мальчиками, а у мальчиков по сравнению с девочками — правого.
Учеными выявлено, что левое полушарие в большей степени, чем правое, ответственно за осознаваемые произвольные акты, словесно-логическую память, рациональное мышление, положительные эмоции. Правому же полушарию принадлежит лидирующая роль в реализации непроизвольных, интуитивных реакций, иррациональной мыслительной деятельности, образной памяти, отрицательных эмоций.
Важным моментом в развитии памяти в дошкольном возрасте становится то, что она начинает занимать существенное место в развитии личности ребенка. Ребенок начинает помнить самого себя. Растущему ребенку важно и интересно улавливать связь между прошлым и настоящим. Так происходит развитие его памяти и становление его внутреннего мира. [8]
Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты особенностей памяти у детей дошкольного возраста, мы пришли к выводам, о том, что память — это психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала.
Память в дошкольном возрасте носит преимущественно непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было направлено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно. Но всё же следует максимально развивать память ребенка, так как от этого будет зависеть его дальнейшее обучение в школе.
Источник