Индивидуальные логопедические занятия для ребенка с онр 5 лет
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 5 лет
Тема: Автоматизация звука [л’].
Цель: автоматизация звука [л’] в словах.
Задачи:
Обучающие:
1) уточнить изолированное произнесение звука [л’];
2) уточнить произнесение звука [л’] в слогах;
3) учить правильно произносить звук [л’] в словах.
Развивающие:
1) развивать умение отвечать полным предложением;
2) развивать фонематический слух, навыки фонематического анализа;
3) развивать речевое дыхание;
4) работать над интонационной стороной речи (развивать силу голоса);
5) совершенствовать навыки слогового анализа;
6) совершенствовать навыки согласования существительных с местоимениями мой, моя;
7) развивать высшие психические функции (зрительное внимание, мышление);
8) развивать пространственную ориентировку;
9) развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение к логопедическим занятиям.
Оборудование: зеркало; картинка с изображением льва, лисы, грибка, парохода; картинки, в названиях которых есть звук [л`]; картинки, изображающие артикуляционные упражнения; картинка для нахождения отличий (2 зайца); нарисованные листочки; ведерко; красный кружок.
Ход занятия
- Организационный момент Логопед приглашает ребенка в свой кабинет, просит присесть за стол.
— Что мы делали на прошлом занятии? /Мы учились произносить звук [л’]/.
— Правильно. А сегодня мы будем учиться произносить звук [л’] в словах. Как мы будем заниматься? /Внимательно, хорошо, активно/.
Логопед показывает ребенку картинку.
— Посмотри на картинку. Кто здесь нарисован? /Нарисованы лиса и лев/.
— Да. Лев решил отправиться в гости к Лисе. Пришел в лес, а где искать Лису — не знает. Видит, на опушке стоит Грибок.
Логопед показывает ребенку картинку с изображением грибка.
— Лев подумал, что он-то знает, где живет Лиса и спросил у него дорогу. А Грибок не захотел просто так показывать, где находится дом Лисы, решил Льва сначала испытать.
2. Артикуляционная гимнастика
— Давай поможем Льву пройти испытание.
Логопед показывает ребенку картинки, изображающие то или иное артикуляционное упражнение.
«Улыбка», «Лопаточка», «Иголочка», «Качели», «Чистим верхние зубы», «Чашечка»,
«Гармошка».
При необходимости, логопед показывает и объясняет выполнение.
Ребенок выполняет все упражнения.
3. Основная часть
А) Дыхательная гимнастика.
1. — Молодец. А наш Лев прошел испытание и Грибок показал ему дом Лисы. Подходит Лев к дому, а он весь листьями завален. Давай поможем ему убрать эти листья.
Логопед выкладывает на столе листочки.
— Подуй на листочки так, чтобы сдуть их со стола.
Ребенок сдувает листья со стола.
— Все листочки на земле. Давай соберем их в ведерко.
Ребенок выполняет задание.
2.– Хорошо. А теперь поможем Льву позвать Лису! Вдохни и на выдохе произноси па.
Аналогично — па-па, па-па-па, па-па-па-па, па-па-па-па-па.
Ребенок произносит слоги.
— Теперь говори как я.
Логопед произносит слоги отрывисто.
Аналогично — с ударением на 1, 2, 3 слог.
Б) Изолированное произнесение звука.
— Услышала Лиса Льва, открыла дверь. Решили они поиграть, но им быстро это надоело. Думали-думали они, чем же ещё заняться и решили отправить в путешествие на пароходе. Давай мы им поможем.
Логопед показывает ребенку картинку с изображением парохода.
— Что здесь нарисовано? /Здесь нарисован пароход/.
— Как гудит пароход? /[Л’-л’-л’]/
— Правильно. Помоги пароходу доплыть до пристани. Проводи пальчиком по дорожке, произнося [л’-л’-л’].
Ребенок выполняет задание.
В) Голосовая гимнастика.
— Хорошо. Пока плыли наши друзья, начался сильный ветер. Давай покажем, какой был ветер. Он воет так – у-у-у! Когда я скажу – «Ветер поднимается», ты говори у-у-у громко, когда скажу «Ветер утихает» говори тише, а когда скажу «Ветер стих», ты должен замолчать.
Ребенок выполняет задание.
Г) Игра «Поймай звук».
— Стих ветер. Поплыли Лев и Лиса дальше. А их пароход был не простой, а с интересными заданиями! Наши друзья будут их выполнять, а мы будем им помогать.
Логопед предлагает ребенку красный кружок.
— Первое задание такое — я буду называть разные звуки, а ты подними кружок, когда услышишь звук [л’].
Речевой материал — [Р, с`, л, р, л`, в, к, р`, л’].
Д) Упражнение «Песенки».
— А тем временем Лиса решила научить всех зверей, оказавшихся на пароходе, правильно произносить её любимый звук [л’]. Для этого она придумала слоговые песенки! Слушай внимательно и повторяй их вместе с Лисой. Постарайся не ошибаться.
Речевой материал — Ли-ли-ли, ля-ля-ля, лю-лю-лю, ле-ле-ле, иль-иль-иль, яль-яль-яль, юль-
юль-юль, ель-ель-ель.
Ребенок повторяет за логопедом цепочки слогов.
Е) Игра «Разложи картинки».
— А тут и новое задание для Лисы и Льва приготовили на пароходе!
Логопед показывает ребенку картинки, в названиях которых есть звук л’.
— Разложи картинки на 3 группы. В первой группе будут те картинки, где [л’] в начале, во второй, где [л’] в конце, а в третьей те, где [л’] в середине.
Ребенок раскладывает картинки.
Ж) Упражнение «Мой, моя».
— Хорошо. Следующее упражнение такое. Назови только те картинки, про которые можно сказать мой.
Аналогично — моя.
Ребенок называет картинки.
З) Слоговой анализ.
— А теперь Лисе выпало задание делить слова на слоги. Давай поможем ей. Отхлопаем слова по слогам.
Речевой материал — Бельчонок, малина, Люба, мель, вермишель, Коля, мальчик, лебедь. Ребенок делит слова на слоги.
И) Игра «Найди отличия».
— Тем временем наши герои познакомились на пароходе с двумя зайцами-близнецами. Вот они.
Логопед показывает ребенку картинку с изображением двух зайцев.
— Но даже у близнецов есть отличия! Найди, чем отличаются эти 2 зайчика.
Ребенок справляется с предложенным заданием.
К) Игра «Добавь слово».
— Наши друзья почти приплыли. Давай поможем им выполнить последнее задание. Тебе нужно добавить слово в предложение.
Речевой материал —
В лесу живет рыжая, хитрая …. (лиса).
Волки обитают в …(лесу).
Самый кислый фрукт — …(лимон).
У ёжика есть иголки, поэтому он … (колючий).
У меня зазвонил … (телефон).
Л) Пространственная ориентация.
— Лиса и Лев прибыли в лес, но совсем забыли, где право, а где лево и не знают, в какую сторону идти. Давай им напомним! Покажи левую руку.
Аналогично — правое колено, левый глаз, левую ногу, правое ухо, правый локоть.
Ребенок выполняет задание.
4. Итог занятия
— Молодец. Благодаря тебе Лиса и Лев нашли дорогу домой.
— Чем мы сегодня занимались?
— Что тебе понравилось?
— Лиса и Лев довольны тем, как ты занимался, и они обязательно придут к нам в гости в следующий раз.
Источник
Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка 5-6 лет ЗПР, ОНР-3 уровня.
Тема: «Кто в домике живет? ».
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Мебель- посуда».
Образовательные задачи: закреплять и расширять представление о предметах посуды и мебели; деталях и частях, материалах, из которых она сделана; называть обобщающие понятия и понятия «один-много»; образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных; упражнять в ориентировке в пространстве.
Коррекционно-развивающие задачи: развитие артикуляционной моторики; развитие зрительного и слухового внимания; развитие мелкой и общей моторики.
Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к предметам посуды и мебели; формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование: картинки с изображением мебели и посуды; картинки для артикуляционной гимнастики; карточки эмоций; разрезные картинки; мелкая посуда и мебель в мешочке; картинка домика, игрушка ежик, 6 деревянных палочек, кисточка и ведерко; плоские геометрические фигуры; массажный мячик и коврик; песочный ящик; раскраска домик.
Ход занятия
I.Организационный момент.
—Посмотри в окошко, какой сегодня день? День солнечный, у нас сегодня не простое занятие, а волшебное.
II. Сообщение темы занятия.
-Давай друг другу улыбнемся, возьмемся за руки и отправимся в сказку.
1.Ходьба по массажному коврику.
По дорожке к сказке в дом, мы сейчас с тобой пойдем. По прямой дорожке пойдем, пойдем; по извилистой дорожке пойдем; домик, мы с тобой, найдем.
На доске красивая картинка 2-х этажного дома.
2.Работа с карточками эмоций.
Какой прекрасный дом (работа с карточками эмоций). Что мы сделаем, когда увидим такой дом? (педагог подает каточку с эмоцией). Правильно — удивляемся. Давай представим, что на домике висит замок, и он закрыт.
Что мы сделаем? Правильно — рассердимся. Давай представим, что это твой домик.
Что мы сделаем? Правильно — улыбнемся. Ты хочешь знать, что в домике.
Нужно сделать верно артикуляционную гимнастику за столом.
Называешь упражнение и выполняешь его. Какое первое упражнение?
3.Артикуляционная гимнастика.
1.«Чистим зубки». Верхние – нижние; верхние — нижние и т.д
Второе упражнение, как называется?
2. «Месим тесто». Кладем широкий язычок на нижнюю губу и тихо произносим «пя-пя; пя-пя», теперь громче «пя-пя; пя-пя».
3. «Качели». Ротик широко открыли, вверх поехали качели, вниз, наверх и т.д. Назови, какое следующее упражнение?
4. «Часики». Делаем язычком в уголочки «тик-так и т.д. (показ рукой).
Упражнения выполнены правильно, и теперь, ты узнаешь, что находится в домике.
4.Упражнение «Назови одним словом».
(показ картинок), ребенок называет — стул, шкаф, стол, комод, диван, кровать.
Как мы все это — одним словом назовем? Правильно — мебель.
5.Упражнение «Много мебели в квартире».
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Много мебели в квартире (руки через стороны вверх)
В шкаф повесим мы рубашку, (руки на пояс, повороты)
А в буфет поставим чашку (руки вверх, встать на носочки)
Посидим чуть-чуть на стуле (присесть на корточки)
А теперь мы с котом посидели за столом (руки на пояс, повороты)
Чай с вареньем дружно пили (пружинка)
Много мебели в квартире (руки через стороны вверх)
Стены красить нам пора, пригласили маляра (педагог показывает ведерко с кисточкой).
Кто такой маляр? (маляр любит красить)
6.Гимнастика для глаз.
Ребенок берет кисточку и ведерко и выполняет гимнастику для глаз.
Ведем кисточкой сверху вниз и следим глазками.
7.Упражнение «Починим мебель».
Кто-то пришел в домик и сломал нашу мебель. Нужно ее починить (составление из 4-6 частей целого) 2 картинки. Какого цвета диван?
8. Игра « Четвертый лишний».
А теперь мы поиграем в игру « Четвертый лишний».
Шкаф — диван-стул — кружка. Что лишнее, почему? и т.д.
9.Игра «Один — много».
А теперь я предлагаю игру «Один — много».
Я тебе показываю и говорю один предмет, а ты мне много.
(показ картинок: шкаф, стол, стул, кровать, диван, комод)
10.Игра «Назови ласково».
А теперь будем ласково называть.
показ картинок: шкаф, стол, стул, кровать, диван, комод)
Работа возле доски, где картинка домика.
Давай посмотрим, а в нашем домике мебель куда- то делась, давай её расставим по местам.
11.Игра на развитие пространственных представлений «Расставим мебель» (работа у доски).
Поставь стол на второй этаж с правой стороны. Это что? Правильно кровать.
Поставь кровать на второй этаж с левой стороны. Диван поставь на первом этаже в центре комнаты.
В нашем доме еще что-то находится.
12.Игра «Назови посуду» (работа за столом). Называние предметов посуды: чайник, поварешка, ложка, кружка.
13.Пальчиковая гимнастика «Помоем посуду». (2 раза)
Раз, два, три, четыре (трем ладошки вверх-вниз)
Мы посуду перемыли
Чайник, чашку, ковшик, ложку (разжимать кулак по одному пальцу)
И большую поварешку ( шевелить всеми пальцами ладони)
Мы узнали, что находится в нашем доме, но там еще есть «Чудесный мешочек».
14.Игра «Чудесный мешочек»
Ребенок определяет на ощупь предметы и достает их из мешочка.
Что это? Шкаф. Из чего сделано? Шкаф сделан из дерева. Значит какой? (шкаф деревянный) Ставь на стол.
Что это? Из чего сделано? Значит какая? (кровать деревянная)
Что это? Из чего сделано? Значит какой? (стул деревянный)
Что это? Из чего сделано? Значит какая? (кружка пластмассовая)
Что у тебя на левой стороне стола находится, а что на правой (посуда- мебель).
15.Упражнение «Сделаем домик».
Сегодня мы будем делать свой домик из волшебных палочек и украсим его геометрическими фигурами.
Ребенок выкладывает домик из палочек и украшает геометрическими фигурами, называя их, определяя цвет.
В нашем домике кто-то живет, ты хотела бы узнать кто?
Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки
Колкий шар, не видно ножек
Звать его конечно…(ежик)
16. Игра с массажным мячиком.
Ежик пришел к нам в гости не пустой, он принес нам что? (шарики массажные)
Я расскажу тебе историю про ежика, а пока я рассказываю, мы будем играть массажными шариками.
Жил-был ежик в своей избушке (шарик спрятан в ладошках)
Выглянул ежик из избушки (открыть ладошки). Увидел солнышко. Улыбнулся солнышку, и покатился по полянке (круговые движения). Катится по полянке, увидел тропинки, покатился сначала по одной тропинке к мизинчику, потом и т.д. (прямые движения к каждому пальчику). Много тропинок пробежал ежик и прибежал снова на полянку.
Стал бегать по полянке, прыгать (зажали-разжали, легкие подбрасывания мячика).
И увидел интересную песочницу и решил нарисовать свой домик (рисование песком на стекле)
III. Итог занятия. Рефлексия.
Вспомнить, о чем говорили, и что понравилось на занятии.
Сейчас ты пойдешь в группу, а я даю тебе подарок от ежика, этот домик, раскрасишь его цветными карандашами.
Источник
Конспект индивидуального логопедического занятия.
Кривошеева И.В.
учитель-логопед МБДОУ №1
г.Курганинска Краснодарского Края
Тема: «Формирование слоговой структуры слов в игре»
Цель: 1) Закрепить умение правильно произносить звук «р» в открытых слогах;
2) Учить произносить звук «р» в словах с открытыми слогами;
3) Продолжать формировать слоговую структуру 3-х сложных слов с закрытым слогом;
4) Продолжать учить делать звуковой анализ односложных слов;
5) Закрепить умение делить слова на слоги (2-3 слога);
6)Закрепить умение согласовывать существительные с числительными;
7) Развивать психпроцессы (память, внимание, лог. мышление).
Ход занятия:
1). Артгимнастика:
«Почистим верхние зубки», «Качели», «Грибок», «Лошадки».
2). Введение в тему.
Игра «4 лишний» (на слух). Назови лишнее слово: Маша, Оля, Люда, Рома.
Рубашка, плащ, пальто, шуба.
Велосипед, ракета, автомобиль, мотоцикл.
Баклажан, вишня, рыба, кабачок.
Л – д: Итак, лишние слова – Рома, рубашка, ракета, рыба. Какой одинаковый звук есть во всех этих словах? (р). Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить этот звук
.
3). Игра «Произнеси слоги». Ребёнок произносит 3 слога, а логопед говорит слово и показывает картинку.
Ра – ра – ра – рак (ракета, рама, радуга, ранец)
Ро – ро – ро – рот (роза, робот, перо, ведро )
Ру – ру – ру – руки ( рубашка, рубанок, парус, кенгуру)
Ры – ры – ры – рыба (рысь, горы, куры, комары )
4). Игра «Эхо». Я назову слог, а ты повтори его несколько раз всё тише и тише. (ра-ра-ра…)
5). Произнесение слогов с изменением ритмического рисунка (изменение ударения).
Ра-ра-ра, ра-ра-ра, ра-ра-ра. Ру-ру-ру, ру-ру-ру, ру-ру-ру.
Ро-ро-ро, ро-ро-ро, ро-ро-ро. Ры-ры-ры, ры-ры-ры, ры-ры-ры.
6). Договаривание предложений с опорой на картинки.
«На снегу сидит большая, серая …. (картинка вороны).»
«Пете купили новый … (барабан)»
«У мамы новое, зелёное …( ведро )».
«На голове у короля была золотая … (корона)».
7). Послушай слова (можно показать картинки): кукуруза, ромашка, корыто, топор, носорог, корова.
- Что здесь может само двигаться? Что не может?
- Какие из слов относятся к животным? Какие к растениям?
8) Физминутка. Игра с мячом «Скажи ласково». (слоговая структура)
Ветер – (ветерок) сахар – (сахарок) вечер – (вечерок)
Ручей – (ручеёк) катер – (катерок) веер – (веерок)
Город – (городок) пирог – (пирожок)
9). Работа с карточками.
- Разложи карточки в столбик.
- Назови слова в верхнем ряду слева направо;
- Назови слова в нижнем ряду справа налево;
- Выбери любые 2 карточки, запомни слова и назови их;
- Найди слова с тремя слогами (частями), которые можно отхлопать 3 раза.
- Найди предметы к которым подходит слово «мой».
10). Звуковой анализ слов: рак, рот (картинки и схема).
11). Игра «1,2,3,4,5». Согласование существительных с числительными. (воробей, пирамида, баран)
12). Игры на формирование слоговой структуры слов.
«Подумай и ответь» — « Чем рубят дрова?» — (топором.)
«Где растёт куст?» -( за забором)
«С чем пьют чай?» — ( с сахаром)
«За чем ухаживает моряк?» — (за катером)
«Чем доволен музыкант?» — (гитарой)
«Чем бабушка угостила Нату?» — (кефиром)
«Чем дети угостили маму?» — (горохом)
«Чем мама обмахивается , когда ей жарко?» — (веером)
Игра «Слоговое лото».
!3). Развитие мелкой моторики. «Сложи ракету»
Источник
НАДЕЖДА ПОЛИКАРПОВА
Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком ОНР 3 уровня речевого развития
Коррекционно-образовательные:
— уточнить артикуляцию и характеристику звука (л);
— автоматизировать звук (л) в слогах, в словах;
— расширять, активизировать словарь по теме;
Коррекционно-развивающие:
— развивать фонематический слух и восприятие;
— развивать внимание, память, речь;
— продолжать развивать органы артикуляции, четкость и плавность артикуляционных движений.
-развитие общей моторики, координация речи с двжением
Коррекционно-воспитательные:
— воспитывать правильность, красоту речи;
— формировать и развивать эстетические качества;
— формировать интерес к коррекционным занятиям.
Оборудование: предметные картинки, птичка, зеркально-песочная панель, колобок (мягкая игрушка, счетные палочки, зеркально-песочная панель, фотографии колобка.
Ход занятия
1. Организационный момент.
У нас сегодня радостный день, потому что к нам пришли гости. Однако один гость задерживается. Он много путешествовал и решил заглянуть к нам, а кто это –угадай:
Не лежалось на окошке,
Покатился по дорожке….
— Конечно, это Колобок. Он очень хочет посмотреть, как мы занимаемся? Покажем?
— А чтоб у нас все хорошо получалось, мы сделаем зарядку.
2. Артикуляционная гимнастика (выполняется перед зеркалом)
• Улыбка (улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые губы)
• Накажем непослушный язычок (улыбнуться, пошлепать по языку губами, покусать кончик языка губами, движения чередовать)
• Блинчик (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удержать на счет до 5)
• Пароход гудит (улыбнуться, открыть рот, под счет до 5 с напряжением произнести «ы-ы-ы….»)
• Поймаем мышку (улыбнуться, приоткрыть рот, произнести «а-а-а….» и прикусить широкий кончик языка («поймать» мышку за хвостик)
• 3. Звуковая разминка (на зеркально-песочном панели)
Мы научились правильно произносить звук [л]. Поможем Колобку пройти по дорожке. Рисуя указательным пальчиком дорожку, произносим отчетливо Л-Л-Л-Л-Л-Л-Л.
— Когда Колобок бежал по лесу, наступая на опавшие веточки и шишки,слышалось:
ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ
ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ
ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ
4. Тебе колобок дарит свою фотографию и просит внимательно послушать слова, которые мы с ним назовем. Если услышишь в этих словах звук [л], то подними фотографию Колобка.
(кабачок, лук, свекла, капуста, бананы, яблоко, баклажаны,морковь)
5. По дороге в наш детский сад, колобок заглянул в магазин, и вот что он там увидел на стеллажах.
— Скажи, пожалуйста, что находится между яблоком и луком?
— Что находится над яблоком?
— Что находится под луком?
— Что находится над?
— Что находится под юлой и над вилкой?
— Что находится на нижней полке? Молодец!
6. Физ. минутка. Говорили мы, учились
И, конечно, утомились.
Нужно нам сейчас подняться
И немножечко размяться.
Упражнение «Дождик» (повторить 2-3раза)
Капля раз, (дети прыгают на носочках, руки на поясе)
Капля два, (делают еще один прыжок)
Очень медленно сперва, (делают четыре прыжка)
А потом, потом, потом (делают восемь прыжков)
Все бегом, бегом, бегом (бегут на месте)
Мы зонты свои раскрыли, (разводят руки в стороны.)
От дождя себя укрыли (смыкают руки над головой полукругом)
7. Колобок приготовил загадку.
Я землю копала ничуть не устала
А кто со мной копал, то и устал.
(лопата).
— Конечно, это лопата. Давай попробуем из палочек выложить такую же лопату, как у Колобка.
— Посчитай,сколько у нас получилось лопат:
(Одна лопата, 2 лопаты, 3 лопаты).
8. Колобок со своими друзьями очень любит играть в игру «Скажи наоборот». Давайте попробуем. Не забывай отвечать полным предложением, и правильно произносить звук [л]. А помогут нам картинки.
У березы ствол тонкий, а у дуба….
Суп горячий, а мороженое…
Собака сытая, а волк….
Воздушный шар легкий, а гиря….
Великан сильный, Дюймовочка…
Настенька добрая, а Марфуша…
9. Расскажем нашим гостям и Колобку чистоговорку, в которых правильно произносим звук [л].
Мила шла, шла, шла,
Колобок нашла
Села поела и опять пошла.
— Колобок для тебя, нарисовал зашумленные картинки, а задание он придумал не простое. Нужно найти картинку со звуком [л] и только ее раскрасить. Это задание ты полнишь в группе.
— Нам с Колобком ты очень понравился. Был активным, внимательным, отвечал полными ответами и очень старался правильно произносить звук [л].
Но вот с Колобком нам прощаться пора!
За знанья, старанья, уменья тебе от него угощенье!
А какое? Отгадай?
Колобок висит все лето среди зеленых веток
Ударит гулко оземь, когда наступит осень.
Источник