Индивидуальное занятие логопеда с ребенком 5 лет звук

Галина Степанова
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 5 лет по постановке звука [Л]

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Л]

Тема: постановка звука [Л].

Время занятия: 15 минут.

Цель: ребёнок будет учиться правильно произносить звук [Л] в изолированной позиции.

Коррекционно – развивающие задачи:

1. Уточнить артикуляцию звука;

2. Развивать артикуляционный аппарат через артикуляционную гимнастику;

3. Поставить звук [Л] от межзубного артикуляционного уклада;

4. Развивать общую моторики посредством физминутки;

5. Развивать фонематический слух;

6. Отработать произношения звука [Л] изолированно.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес к занятиям;

2. Учить контролировать свою речь.

Оборудование: профиль звука [л], зеркало

Ход занятия

1) Организационный момент. Упражнение «Рассмотри профиль»:

Л. — Здравствуй, сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук [л]. Давай рассмотрим профиль правильного произношения этого звука (показ профиля):

— В каком положение губы?

— Как расположены зубы?

— Где у нас кончик языка?

Р. — Здоровается и отвечает на вопросы:

— Губы и зубы приоткрыты.

— Кончик языка находится наверху возле зубов.

2) Артикуляционная гимнастика:

Л. — Отлично, теперь послушай сказку про весёлый язычок (каждое упражнение логопед показывает перед зеркалом и выполняется 3-4 раза);

Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нём хозяин Язычок.

Он удобно в доме лёг. (Упражнение «Лопаточка»)

Двери-губы гибкие.

Могут стать улыбкой.

Могут в трубочку собраться,

После снова улыбаться. (Упражнение «Хоботок — Улыбочка»)

На качелях оказался.

Вверх взлетал и вниз спускался. (Упражнение «Качели»)

Надоели превращения:

Лижет Язычок варенье. (Упражнение «Слижи варение»)

А теперь наш Язычок

Моет нёбо-потолок. (Упражнение «Маляр»)

Ребёнок выполняет упражнения.

Л — Молодец, ты очень хорошо выполнил упражнения.

3) Постановка звука. Упражнение «Пароход»:

Л. — Давай немного погудим как пароход. Для этого нам нужно расслабленный язычок чуть-чуть прикусить зубками и произносим протяжно ы-ы-ы-ы (логопед показывает перед зеркалом и смотрит за выполнением ребёнка). И у нас получается звук [Л]. Так гудят пароход. (Повтор упражнения 4-5 раз)

Ребёнок повторяет за логопедом.

4) Физминутка:

Л. — Давай немного отдохнём и сделаем зарядку:

Раз — присядка, два — прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть. (движение бедрами в стороны)

Зарядку выполнить два раза.

Ребёнок выполняет физминутку.

5) Игра «Поймай звук»:

Л. — Теперь твоя задача меня внимательно слушать и когда услышишь звук [Л] хлопнуть в ладоши (логопед читает строку со звуками):

Д, О, Л, Ш, А, Л, П, М, Л, А, Л, О, К, Л, У, Л.

Ребёнок выполняет упражнение.

6) Упражнение «Закончи слово»:

Л. — Покажи мне ещё раз как гудят пароходы? Отлично, я буду говорить начало слова, а ты заканчивать звуком [Л] и у нас будут получаться слова:

Уко., бока., футбо., ме., подва., дяте., пена., ко., по., упа., е., пи… Ребёнок заканчивает слова и у него получаются слова укол, бокал, футбол, мел, подвал, дятел, пенал, кол, пол, упал, ел, пил.

7) Заключение:

Л. — Что мы сегодня делали?

Ребёнок говорит, что мы сегодня гудели как пароходы.

— Покажи мне ещё раз как гудят пароходы?

Ребёнок показывает, как гудят пароходы.

— Ты очень хорошо сегодня поработал, спасибо за занятие, можешь возвращаться в группу, до свидания.

Ребёнок прощается и возвращается в группу.

Источник

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 5 лет

 Тема: Автоматизация звука [л’].

Цель: автоматизация звука [л’] в словах.

Задачи:

Обучающие:

1)   уточнить изолированное произнесение звука [л’];

2)   уточнить произнесение звука [л’] в слогах;

3)  учить правильно произносить звук [л’] в словах.

Развивающие:

1) развивать умение отвечать полным предложением;

2) развивать фонематический слух, навыки фонематического анализа;

3) развивать речевое дыхание;

4) работать над интонационной стороной речи (развивать силу голоса);

5) совершенствовать навыки слогового анализа;

6)    совершенствовать    навыки    согласования    существительных    с местоимениями мой, моя;

7) развивать высшие психические функции (зрительное внимание, мышление);

8) развивать пространственную ориентировку;

9) развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к логопедическим занятиям.

Оборудование: зеркало; картинка с изображением льва, лисы, грибка, парохода; картинки, в   названиях   которых   есть   звук   [л`];   картинки,   изображающие   артикуляционные упражнения; картинка для нахождения отличий (2 зайца); нарисованные листочки; ведерко; красный кружок.

Ход занятия

  1. Организационный момент Логопед приглашает ребенка в свой кабинет, просит присесть за стол.

— Что мы делали на прошлом занятии? /Мы учились произносить звук [л’]/.

— Правильно. А сегодня мы будем учиться произносить звук [л’] в словах. Как мы будем заниматься? /Внимательно, хорошо, активно/.

Логопед показывает ребенку картинку.

— Посмотри на картинку. Кто здесь нарисован? /Нарисованы лиса и лев/.

—  Да. Лев решил отправиться в гости к Лисе. Пришел в лес, а где искать Лису — не знает. Видит, на опушке стоит Грибок.

Логопед показывает ребенку картинку с изображением грибка.

—  Лев подумал, что он-то знает, где живет Лиса и спросил у него дорогу. А Грибок не захотел просто так показывать, где находится дом Лисы, решил Льва сначала испытать.

       2. Артикуляционная гимнастика

— Давай поможем Льву пройти испытание.

Логопед показывает ребенку картинки, изображающие то или иное артикуляционное упражнение.

«Улыбка», «Лопаточка», «Иголочка», «Качели», «Чистим верхние зубы», «Чашечка»,

«Гармошка».

При необходимости, логопед показывает и объясняет выполнение.

Ребенок выполняет все упражнения.

        3.   Основная часть

А) Дыхательная гимнастика.

1. —  Молодец. А наш Лев прошел испытание и Грибок показал ему дом Лисы. Подходит Лев к дому, а он весь листьями завален. Давай поможем ему убрать эти листья.

Логопед выкладывает на столе листочки.

— Подуй на листочки так, чтобы сдуть их со стола.

Ребенок сдувает листья со стола.

— Все листочки на земле. Давай соберем их в ведерко.

Ребенок выполняет задание.

2.– Хорошо. А теперь поможем Льву позвать Лису! Вдохни и на выдохе произноси па.

Аналогично — па-па, па-па-па, па-па-па-па, па-па-па-па-па.

Ребенок произносит слоги.

— Теперь говори как я.

Логопед произносит слоги отрывисто.

Аналогично — с ударением на 1, 2, 3 слог.

Б) Изолированное произнесение звука.

— Услышала Лиса Льва, открыла дверь. Решили они поиграть, но им быстро это надоело. Думали-думали они, чем же ещё заняться и решили отправить в путешествие на пароходе. Давай мы им поможем.

Логопед показывает ребенку картинку с изображением парохода.

— Что здесь нарисовано? /Здесь нарисован пароход/.

— Как гудит пароход? /[Л’-л’-л’]/

—  Правильно. Помоги пароходу доплыть до пристани. Проводи пальчиком по дорожке, произнося [л’-л’-л’].

Ребенок выполняет задание.

В) Голосовая гимнастика.
— Хорошо. Пока плыли наши друзья, начался сильный ветер. Давай покажем, какой был ветер. Он воет так – у-у-у! Когда я скажу – «Ветер поднимается», ты говори у-у-у громко, когда скажу «Ветер утихает» говори тише, а когда скажу «Ветер стих», ты должен замолчать.

Ребенок выполняет задание.

Г) Игра «Поймай звук».

—  Стих ветер. Поплыли Лев и Лиса дальше. А их пароход был не простой,  а с интересными заданиями! Наши друзья будут их выполнять, а мы будем им помогать.

Логопед предлагает ребенку красный кружок.

— Первое задание такое — я буду называть разные звуки, а ты подними кружок, когда услышишь звук [л’].

Речевой материал — [Р, с`, л, р, л`, в, к, р`, л’].

Д) Упражнение «Песенки».

— А тем временем Лиса решила научить всех зверей, оказавшихся на пароходе, правильно произносить её любимый звук [л’]. Для этого она придумала слоговые песенки! Слушай внимательно и повторяй их вместе с Лисой. Постарайся не ошибаться.

Речевой материал — Ли-ли-ли, ля-ля-ля, лю-лю-лю, ле-ле-ле, иль-иль-иль, яль-яль-яль, юль-

юль-юль, ель-ель-ель.

Ребенок повторяет за логопедом цепочки слогов.

Е) Игра «Разложи картинки».

— А тут и новое задание для Лисы и Льва приготовили на пароходе!

Логопед показывает ребенку картинки, в названиях которых есть звук л’.

— Разложи картинки на 3 группы. В первой группе будут те картинки, где [л’] в начале, во второй, где [л’] в конце, а в третьей те, где [л’] в середине.

Ребенок раскладывает картинки.

Ж) Упражнение «Мой, моя».

— Хорошо. Следующее упражнение такое. Назови только те картинки, про которые можно сказать мой.

Аналогично — моя.

Ребенок называет картинки.

З) Слоговой анализ.

—  А теперь Лисе выпало задание делить слова на слоги. Давай поможем ей. Отхлопаем слова по слогам.

Речевой материал — Бельчонок, малина, Люба, мель, вермишель, Коля, мальчик, лебедь. Ребенок делит слова на слоги.

И) Игра «Найди отличия».

— Тем временем наши герои познакомились на пароходе с двумя зайцами-близнецами. Вот они.

Логопед показывает ребенку картинку с изображением двух зайцев.

— Но даже у близнецов есть отличия! Найди, чем отличаются эти 2 зайчика.

Ребенок справляется с предложенным заданием.

К) Игра «Добавь слово».

—  Наши друзья почти приплыли. Давай поможем им выполнить последнее задание. Тебе нужно добавить слово в предложение.

Речевой материал —

В лесу живет рыжая, хитрая …. (лиса).

Волки обитают в …(лесу).

Самый кислый фрукт — …(лимон).

У ёжика есть иголки, поэтому он … (колючий).

У меня зазвонил … (телефон).

Л) Пространственная ориентация.

— Лиса и Лев прибыли в лес, но совсем забыли, где право, а где лево и не знают, в какую сторону идти. Давай им напомним! Покажи левую руку.

Аналогично — правое колено, левый глаз, левую ногу, правое ухо, правый локоть.

Ребенок выполняет задание.

       4. Итог занятия

— Молодец. Благодаря тебе Лиса и Лев нашли дорогу домой.

— Чем мы сегодня занимались?

— Что тебе понравилось?

— Лиса и Лев довольны тем, как ты занимался, и они обязательно придут к нам в гости в следующий раз.

Источник

Нина Халанова
Конспект индивидуального логопедического занятия на постановку звука [С]

Конспект индивидуального занятия

Логопедическое заключение: ФНР, функциональная дислалия, сигматизм.

Возраст: 5 лет

Этап: постановка звука [С]

Тема: звук [С]

Цель: выработка правильного произношения звука [С] изолированно.

Задачи:

Образовательные:

• Учить выполнять артикуляционные упражнения для звука [С];

• Дать характеристику и правильную артикуляцию звука [С];

• Научить произносить звук [С] изолированно.

Коррекционно — развивающие:

• Развивать моторику артикуляционного аппарата;

• Формировать длительную направленную воздушную струю;

• Развивать фонематический слух;

• Вызывать изолированное произношение через игру «Насос»

Воспитательные:

• Воспитывать усидчивость и внимательность при выполнении артикуляционных упражнений;

• Повышать самооценку ребенка;

• Воспитывать интерес к занятию.

Оборудование: картинки с артикуляционной гимнастикой, вата.

Ход занятия

I.Организационный момент

Логопед: Здравствуй! Я рада тебя видеть! Как настроение?

Сегодня мы с тобой будем учиться правильно и красиво произносить звук [C].

II. Артикуляционная гимнастика

1. Упражнение «Улыбочка»: Губы в улыбке. (Под счет до 5)

2. Упражнение «Заборчик»: Раскрыть губы и показать сомкнутые зубы. (Под счет до 5)

3. Упражнение «Лопатка»: улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Подержать его в таком положении. (Под счет до 5)

4. Упражнение «Иголочка»: открыть рот сделать язык узким, показать острую иголочку. (Под счет до 5)

5. Упражнение «Чистим зубки»: приоткрыть рот, почистить кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в сторону; почисти ещё раз старательно нижние зубы с внутренней стороны. (Под счет до 5)

6. Упражнение «Горка»: губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние зубки, язык в форме «горки».

Логопед: Молодец! У тебя хорошо получаются упражнения.

III. Развитие фонематического слуха

Логопед: Чтобы научиться правильно говорить звук, нужно сначала научиться «ловить» звук [С]. А сейчас мы поиграем в игру «Охотник». Как только услышишь звук [С],сразу лови его — хлопай в ладошки:

М-Ш-К-С-Т-Н-С-Д-П-С-Ж-С-З-В-С-Р-С

IV. Воспитание сильной направленной ротовой воздушной струи

Логопед: Давай сейчас поиграем в игру «Кто дальше загонит мяч» (выработка плавной, непрерывной струи идущей по середине языка) .Надо улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, что бы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.

V. Постановка звука

С опорой на правильную артикуляцию.

Логопед: Посмотри в зеркало. Правильно ли у тебя работают губы и язык? Губы слегка растянуты в улыбке. Зубы сближены. Кончик языка упирается в нижние зубы, язык в форме «горки». По середине языка проходит воздушная струя. Если пропустить по языку воздух, слышится звук «с». Поднеси ладонь руки к ротику, какой «ветерок»ощущаешь: тёплый или холодный? (ощущается холодная струя воздуха.)

Логопед: Какой звук мы слышим, когда накачиваем колёса насосом?Давай изобразим насос:воздух выходит из насоса и свистит: с-с-с-с-с.

Физ. минутка

Раз — подняться, потянуться, (Потянулись.)

Два — согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)

Три — в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре — руки шире, (Руки в стороны.)

Пять — руками помахать, (Махи руками.)

Шесть — на место сесть опять. (Присели.)

VI. Закрепление изолированного звука

Игра «Договори слово»

Логопед: Помоги мне договорить слово. Я буду говорить начало слова, а ты произноси только последний звук[С]:

Но (с, ле (с,ква. (с, коко (с, наве. (с, ри. (с, кек (с, анана (с).

VII. Итог

Логопед: Наше занятие подошло к концу. Какой звук мы сегодня учились произносить?

-Давай напоследок посвистим, как насос. Только будь внимателен, произнеси его правильно!

— Ты молодец. Сегодня ты поработал очень хорошо, и я надеюсь, что на следующем занятии ты поработаешь ещё лучше.

VIII. Домашнее задание

Логопед: Дома ты с мамой или папой обязательно повтори те упражнения,которые мы сегодня сделали: «Улыбочка», «Заборчик», «Лопаточка», «Чистим зубки», «Качели», «Часики», «Горка». И покажи родителям, как свистит насос. Только будь внимателен, произнеси правильно звук [С].

Источник

Бакулина Анастасия
Конспект индивидуального коррекционного-логопедического занятия с ребенка ФФНР 5 лет

«Звук [Ш]».

Цель: формирование фонематического слуха и восприятия у детей на занятии по закреплению звука [ш];

Задачи:

1. Упражнять в правильном произнесении звука [Ш] в словах и предложениях.

2. закрепление навыка правильного выполнения артикуляционных упражнений;

3. Развитие мелкой моторики;

4. Развитие фонематического восприятия;

5. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза.

Оборудование: конверт с письмом, предметные картинки, карточки- схемы для определения позиции звуков, предметные и сюжетные картинки, вата, разрезанное на части изображение улыбки, схема слова (полоска белого картона, буква «Ш» из разрезной азбуки, настенное зеркало.

Ход занятия.

. Организационная часть.

Логопед: Здравствуй! Педагог предлагает ребенку открыть конверт, в котором разрезная картинка «Улыбка». Что бы нас не покидало хорошее настроение.

Л:Ой, кто-то стучит в дверь. Давайте посмотрим. К нам в гости пришёл Змееныш и зовут его Шуня, хочет послушать, как ты хорошо произносишь и слышишь трудный звук?

Слушайте: Мишка, кошка, кукушка. Какой звук я выделяю голосом? Сегодня мы будем стараться хорошо произносить и слушать звук [ш].

. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

Л: Выполнение упражнений, «инсценируя» органами речевого аппарата сюжет сказки «Теремок».Упражнения: «Забор», «Окно», «Трубочка», «Лопата», «Мост», «Парус», «Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье», «Фокус», «Теплый ветер».

2. Упражнение на развитие воздушной струи.

Л: .Уточнение правильной артикуляции звука в изолированной позиции.

— И вот однажды, в ясную погоду, когда дул теплый ветер, к животным в теремок приполз маленький добрый змееныш, чтобы подружиться с ними (педагог выставляет картинку доброго змееныша). Первым делом он поздоровался. Вспомним, как он это делает.

Ребенок длительно воспроизводит звук [ш]. По необходимости, педагог корректирует звучание.

2. Уточнение правильной артикуляции звука в слогах.

— А потом начал напевать добрые песенки. Ребенок воспроизводит произношение звука в отработанных прямых, обратных и со стечением согласных, слогах.

3. Развитие фонематических процессов. Игра «поймай звук»

-Ребята поиграем с Мишкой в игру, слушаем звук [ш].-Когда услышим звук [ш] хлопнем в ладоши и повторим слог или слово в котором есть звук [ш].

ШУ, МА, ША, РО, ВО, ШИ, ЗА, ЛУ, ШЕ, ТО

Шум, дом, рот, шаг, кошка, лапки, машина, цветы, лапша, ноги

Он тоже хлопал в ладоши и не ошибся. Верно?

4. Лексико-грамматические игры.

Л:Змееныш Шуня принес с собой много картинок. Только запутался и не может выбрать те, в которых есть звук [Ш]. Поможем ему. выкладывает перед ребенком картинки просит ребенка брать из нее картинку, называть и класть под букву «ш», если в ней есть данный звук (в названиях картинок со звуком [ш] он находится в начале слова).

— А теперь с помощью схемы слова определим, где стоит [ш]в этих словах: в начале, середине или в конце (ребенок произносит слово, проводя указательным пальцем по схеме-полоске, определяет место звука в слове, ставит туда букву «ш», проверяет еще раз вместе с педагогом).

4. Физкультминутка.

По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке Шагают наши ножки, (шагают) Раз, два, раз, раз, два. По камешкам, по камешкам, (прыгают) По камешкам, по камешкам В ямку бух! (сели) Вышли из ямки (встали) По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке шагают наши ножки.

5. Формирование умения изменять слова и образовывать грамматические формы.

«Один – много» (кошка – кошки и т. п.). Отработка словоизменения в игре с мячом (педагог бросает мяч ребенку, называя животное в единственном числе, ребенок, возвращая мяч педагогу, воспроизводит слово во множественном числе).

6. «Пальчики здороваются»

Этот пальчик — дедушка (массируем большой пальчик ребенка);

Этот пальчик — бабушка (массируем указательный пальчик ребенка);

Этот пальчик — папочка (массируем средний пальчик ребенка);

Этот пальчик — мамочка (массируем безымянный пальчик ребенка);

Этот пальчик — я (массируем мизинчик ребенка);

Это вся моя семья! (сжимаем и разжимаем кулачок)

7. Игра в кубик

Л: На гранях кубика разное количество точек. Ребёнок бросает кубик и придумывает слово, состоящее из количества звуков в соответствии с количеством точек на кубике. Придумай слово,где есть звук «Ш».

8.«Волшебный куб»

В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Ш]. Затем, подбрасывая куб, определять место звука [Ш] в названии выпавшей картинки.

9. «Сосчитай до 5»:

плюшевый мишка –

плюшевый капюшон –

плюшевая шапка –

3. Заключительный этап

10. Итог занятия

Л: — Слова, с каким звуком принес нам змееныш? Назови, какие запомнил?

Источник