Индивидуальное развитие ребенка в начальной школе
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40
с углубленным изучением отдельных предметов г.Чебоксары»
Программа
индивидуального развития младшего школьника
«Я – перспективная личность»
Из опыта работы
классного руководителя
3в класса МОУ «СОШ №40»
Даниловой Ларисы Яковлевны
Чебоксары- 2011 год
ПРОГРАММА
ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Центральной фигурой учебно-воспитательного процесса является личность ученика. Личность возникает в результате культурного и исторического развития. Быть личностью – это значит иметь активную жизненную позицию, постоянно строить себя и других. Помочь в становлении личности учащегося должны учителя, администрация, психолог, педагоги дополнительного образования. Общая цель их усилий — целенаправленно обеспечить возрастное развитие ученика с учетом его природных способностей, возможностей, индивидуальных склонностей и устремлений.
Цель программы:
- формирование здоровой, компетентной, социально активной личности,
имеющей определенную гражданскую позицию.
Задачи:
1. Создание благоприятных условий для самовыражения и развития творческого потенциала ученика, повышение его общественного и личностного статуса;
2. Формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности;
3. Воспитание гражданских и нравственных качеств, развитие творческого мышления, необходимого для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире;
4. Воспитание человека гуманного, толерантного, сочетающего в себе любовь к людям, ко всему живому, милосердие, доброту.
Для достижения цели воспитательная работа строится по следующим направлениям:
1. «Интеллект»
Вид работы классного руководителя:
- формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования
Формы внеклассной работы:
интеллектуальные конкурсы, викторины;
интеллектуальные бои, ранги, дебаты.
2. «Здоровье»
Вид работы классного руководителя:
- показать значимость физического и психического здоровья
Формы внеклассной работы:
спортивные конкурсы, спартакиады, марафоны;
Беседы, дискуссии по следующим темам: «Спорт в моей жизни», «Спорт в нашей семье», «Что значит здоровый образ жизни» и др.;
дни здоровья.
3. «Гражданин»
Вид работы классного руководителя:
- формирование у учащегося соответствующих знаний о праве, правовых нормах
Формы внеклассной работы:
Конкурсы, викторины по правовой тематике;
4. «Общение»
Вид работы классного руководителя:
- передача учащему знаний, умений и навыков социального общения людей .
Формы внеклассной работы:
тематические классные часы, интерактивные игры по проблеме «Общение»;
Тренинги общения учащихся и их родителей;
Праздники, конкурсы, дебаты.
5. «Нравственность»
Вид работы классного руководителя:
- помочь учащемуся осознать нравственные нормы и правила.
Формы внеклассной работы:
Тренинги нравственного самосовершенствования;
классные часы по теме нравственность.
6. «Досуг»
Вид работы классного руководителя:
- создание условий для проявления учеником инициативы и самостоятельности, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Формы внеклассной работы:
Посещение разных кружков;
Посещение театров, музеев, выставок;
Празднование памятных дат календаря.
7. «Экология»
Вид работы классного руководителя:
- формирование экологического мировоззрения.
Формы внеклассной работы:
Благоустройство нашей улицы;
Работа на пришкольной территории, на клумбах;
Изготовление скворечников, кормушек.
8. «Семья»
Вид работы классного руководителя:
- максимальное сближение интересов родителей и учителей по формированию развитой личности.
Формы внеклассной работы:
Тематические классные часы, посвященные семейным корням «Откуда начинается мой род»;
Дни открытых дверей;
Тренинги родительского взаимодействия.
Виды деятельности учащегося:
- Учебная деятельность;
- Познавательная деятельность;
- Общественно-полезная деятельность;
- Творческая деятельность;
- Спортивно — оздоровительная;
- Экологическая деятельность.
Предполагаемые результаты:
физически и психический здоровый человек, с потребностью к здоровому образу жизни, способный радоваться жизни и радовать других;
компетентная, социально активная личность, имеющая определенную гражданскую позицию и жизненные установки;
культурная, свободная личность с чувством ответственности, высоким уровнем самосознания и самоуважения, с выраженными коммуникативными способностями;
творческая личность с развитой эмоциональной сферой, с музыкально-эстетическим вкусом, готовностью к самосовершенствованию;
гуманная, толерантная личность с высоким чувством патриотизма, милосердия, готовая к самопожертвованию, любви ко всему живому и забота о нем;
Этапы индивидуального развития ребенка:
1 этап — Информационно – аналитический
Цель: выявление зоны ближайшего риска и благополучия.
На этом этапе идет сбор информации. При этом используются различные методы:
метод анализа документов;
метод независимых характеристик;
наблюдение;
беседа;
анкетирование (самого подростка, его родителей)
тестирование
По результатам работы составляется психолого-педагогическая характеристика.
- Общие сведения об ученике
- Изучение домашних условий жизни и семейного воспитания школьника
- Взаимодействие с классом:
- Учебная деятельность
- Направленность личности учащегося и специальные способности:
- Здоровье школьника:
2 этап- Диагностический
Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.
Задачи:
1. Провести психологическое обследование ребенка для определения его психологического развития, соответствия развития возрастным особенностям по следующим направлениям:
диагностика познавательной деятельности учащихся;
исследования эмоционально-личностной сферы;
диагностика межличностных отношений;
диагностика психологического здоровья;
2. Компьютеризация полученных результатов.
Карта личностного развития ученика …
1.Здоровье
Группа здоровья | Хронические заболевания | Количество дней, пропущенных по болезни | Особенности функционирования нервной системы |
основная | ———— | 12 | Смена настроения, торможение и возбуждение уравновешены, легко переключается на другой вид деятельности |
2. Успеваемость — хорошая
3. Внешкольные занятия — спортивная секция
4. Развитие познавательных способностей
Способы познания (зритель, слушатель, деятель) | Интеллектуальные умения (анализ, синтез, обобщение) | Прочность усвоения знаний и умений | Легкость усвоения знаний |
деятель | 2 балла | 2 балла | 2 балла |
5.Социально- личностное развитие
Патриотизм | Товарищество | Уважение старших | Доброта | Честность | Трудолюбие | Бережливость | Дисциплинированность | Прилежание | Любознательность | Любовь к прекрасному | Стремление быть сильным, ловким, закаленным |
2балл | 3балл | 2балл | 2балла | 1балл | 2балл | 2балл | 1балл | 2балл | 3балл | 2балла | 3балла |
Оцениваются уровни по трехбалльной шкале:
- 3 балла — высокий
- 2 балла — средний
- 1 балл — низкий
Исходя из полученных данных, была составлена программа развития ученика на 2010-2011 учебный год по следующим направлениям:
- Умственное
- Физическое
- Нравственное
- Эстетическое
- Экономическое
- Экологическое
- Правовое
Умственное | Трудовое | Физическое, здоровье | Нравственное | Эстетическое | Экологическое | Правовое |
Посещение группы продленного дня. Подготовка и участие в интеллектуальных играх и НПК | Беседа «Без труда и рыбки из пруда…» Уборка кабинета Уборка территории вокруг школы | Посещение кружка по борьбе Участие в спортивных соревнованиях, проводимых в школе и классе и вне школы Уроки санитарии Беседы « О закаливании», «Правила личной гигиены» «Всегда будь опрятен и аккуратен» | Беседы по этическим темам Привитие привычки бережно относиться к другим людям. Привитие таких качеств, как трудолюбие честность, справедливость и порядочность | Чтение художественной литературы Посещение театров и выставок Помощь в оформлении кабинета к различным праздникам | Уборка территории вокруг школы Беседа «Сохранить природу – сохранить жизнь» | Соблюдение «Правил для учащихся» и «Правил внутреннего распорядка школы», распорядка дня. |
В конце 1 полугодия 2010-2011 учебного года были получены следующие результаты:
- Активное участие во всех мероприятиях;
- Имеется желание получать хорошие оценки;
- Больше доброжелательности по отношению к окружающим.
Основываясь на данных по итогам 1 полугодия, программа развития была дополнена.
Месяц | Развитие интеллектуальных способностей и любознательности | Воспитание патриотизма | Воспитание товарищества | Воспитание честности | Воспитание бережливости | Воспитание прилежания, аккуратности | Воспитание дисциплинированности | Воспитание любви к прекрасному |
январь | Дополнительные занятия по предметам гуманитарного цикла | Урок «Государст-венная символика России» | Беседа «Дружный класс» | Беседа «По одежке встречают, по уму провожают» | Беседа о соблюдении правил поведения |
Февраль | Проведение тренингов (отв. психолог) | Участие в концертном номере, посвященном Дню Защитника Отечества | Проведение игр на сплочение коллектива | Парта — не альбом и не тетрадь (обсуждение) | Регулярная проверка дневника, рабочих тетрадей | Обсуждение отдельных поступков Максима | Составление презентации «Зимняя краса» |
март | Игры на развитие внимания и памяти, или как преодолеть рассеянность и забывчивость | Игра-конкурс «Путешествие по родной стране». | Проведение игр на сплочение коллектива | Постоянный контроль за внешним видом | Регулярная проверка дневника, рабочих тетрадей |
Апрель | Развитие речи | Беседа об известных людях г. Чебоксары | Занятие «Мы с товарищем вдвоем замечательно живем!» | Психологический тест (психолог) | Урок- обсуждение « Бережливый человек» | Беседа «Твой внешний вид» | Классный час « Наш класс на перемене» | Участие в конкурс фотографий «Весна – красна» |
Май | Подготовка к итоговым контрольным работам | Герои Великой Отечественной войны нашей республики | Беседа « Что значит быть аккуратным, «прилеж-ным» | Беседа о поведении |
.
В мае 2011 года подводится итог, чтобы поставить задачи на следующий год.
Источник
Индивидуальная программа развития одаренного ребенка в начальной школе.
2019-2020г.
. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном обществе возрастает потребность в творческих, креативных людях, способных ставить перспективные цели и решать поставленные задачи. Эти люди нужны, чтобы в будущем определять пути развития страны. Эти талантливые и одаренные люди способны обеспечить преображение нашей страны в лучшую сторону. Одарённые дети – интеллектуальное богатство государства. Одарённые дети – современные люди, умеющие принимать самостоятельные нестандартные решения, способные гибко реагировать на жизненные ситуации. Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является выявление и поддержка одаренных детей.
Поэтому выявление таких детей должно начинаться уже в начальной школе.
Нормативно-правовые основания программы:
Конвенция о правах ребенка,
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
«Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года.
Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 — 2020 годы».
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Основания для составления индивидуальной программы развития ребёнка.
В каждом классе есть один или двое детей, которые выделяются среди остальных своей сообразительностью, быстротой мысли, высокой трудоспособностью. Часто бывает, что в ходе учебного процесса, чтобы не быть среди остальных «выскочкой» и не казаться самым умным, ребёнок замыкается в себе, больше молчит, становится менее активным на уроках. Первостепенной задачей учителя становиться поддержать такого ребёнка, дать возможность раскрыться в полной мере.
В моём классе есть ученик,…., который уже в первом классе привлек моё внимание. Мальчик старательный, его отличает интерес к чтению, математике, сочинительству. Его ответы всегда логичны и последовательны.
Работая с ребёнком, я стараюсь пробудить в нём потребность к саморазвитию и открыть пути реализации этой потребности.
Принципы программы:
1. Индивидуальность.
2. Учет возрастных особенностей детей.
3. Последовательность.
4. Преемственность.
5. Сотрудничество.
6. Успешность.
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений обучающегося на основе формирования умений управлять процессами творчества и логики.
Цель программы: создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития интеллектуально-познавательных способностей Валерии, самоутверждения, раскрытия потенциала возможностей.
Задачи:
Развивать активность и самостоятельность;
Расширять возможности обучения и самообучения;
Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
Развивать рефлексивную и оценочную деятельность;
Воспитывать ребёнка, способного к сопереживанию;
Формировать культуру межличностных отношений.
Данная программа рассчитана на 2019– 2020 учебный год, чтобы подготовить Сергея к участию в различных конкурсах и олимпиадах во 2 классе. В следующем году программа будет редактирована после того, как будет проанализирована работа за прошедший учебный год.
Формы работы с ребёнком в данный период:
1.Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
2.Групповые занятия с детьми, которые также проявляют высокие способности;
3.Внеурочная деятельность «Умники и умницы»;
4. Конкурсы и викторины;
5.Участие в олимпиадах разного уровня;
6.Работа по индивидуальному плану;
7.Создание портфолио.
Ожидаемые результаты.
— повышение интеллектуального уровня;
— умение использовать и проявлять свои способности;
— проявление самостоятельной творческой активности;
— формирование творческого потенциала личности учащегося и учителя, ориентация на личностно-ориентированное обучение учащегося и рост профессионализма учителя;
— участвовать в различных конкурсах, (Всероссийских, международных, краевых и районных ) .
Цель программы: Обеспечение благоприятных условий для создания школьной системы выявления, развития и поддержки одаренного ребенка в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности
Задачи:
выявление и развитие детской одаренности и адресной поддержки ребенка в соответствии с его способностями, в том числе на основе инновационных технологий;
расширение возможностей для участия способного и одарённого школьника в разных формах творческой и интеллектуальной деятельности.
Ожидаемые результаты:
формирование системы работы с одаренным учащимся;
творческая самореализация ученика школы через участие в разного рода конкурсах, интеллектуальных мероприятиях;
увеличение количества одаренных детей школьного возраста — победителей конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров разного уровня.
Основные направления работы:
Выявление одарённого ребенка.
Корректировка программ и тематических планов для работы с одарённым ребенком, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
Организация индивидуальной работы с одарённым ребенком
Подготовка учащегося к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям разного уровня.
Консультирование родителей одарённого ребенка по вопросам развития способностей по нужному предмету.
Формы работы с одаренным учащимся:
творческие мастерские;
групповые занятия с сильными учащимися;
внеурочная деятельность;
занятия исследовательской деятельностью;
конкурсы;
интеллектуальный марафон;
научно-практические конференции;
участие в олимпиадах.
Сроки реализации программы: 2019 -2020 г.г.
1 этап. Диагностический
Цель: углубленное психолого-педагогическое изучение ребёнка, выявление его индивидуальных особенностей.
Задача: провести психологическое обследование ребёнка для определения его психологического развития.
Таблица 1
Использованная методика
Сроки
Ответственный
1
Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа). Цель диагностирования: оценит степень выраженности у ребенка различных видов одаренности.
1-2 неделя сентября
школьный психолог
2
Опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация».
Цель: определить характер и наличие учебной мотивации.
1-2 неделя сентября
Кл.рук
3
Выявление интересов. Вовлечение в работу внеурочной деятельности (Методика Климова И.И. «Карта интересов»)
3-4 неделя
сентября
Кл.рук
4
Тест на определение уровня школьной тревожности. Автор – Филлипс.
3-4 неделя
ноября
школьный психолог
5
Проведение работы с родителями (анкетирование, беседы, тренинг)
Сентябрь-декабрь
Кл.рук.
6
Изучение нормативных документов и методических рекомендаций.
От начала и до окончания работы
Кл.рук
По результатам диагностик составляется «Карта индивидуального психологического развития ребёнка», родители ребенка знакомятся с результатами.
2 этап. Коррекционно-развивающий
Цель: разработка и реализация индивидуальной программы.
Таблица 2
Разработка индивидуального плана работы с одаренным ребенком
1 неделя октября
Кл.рук.
2
Составление индивидуального учебного плана по предметам: русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру
1 неделя октября
3
Выбор темы исследовательской работы по окружающему миру
2 неделя октября
4
Подготовка к интеллектуальным конкурсам
ноябрь
5
Включение на уроках разноуровневых заданий, повышенной сложности
ноябрь-май
6
Беседа с родителями. Консультирование родителей
декабрь
По результатам этапа составляется индивидуальный план работы с одаренным ребенком по нужному предмету
3 этап. Констатирующий
Цель: научить ребенка самостоятельно добывать знания
В течение года и по его результатам составляется портфолио учащегося. Портфолио заполняется учеником совместно с родителями и педагогом.
Источник