Индивидуальное развитие ребенка с онр
Дети с ОНР III уровня зачисляются в группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на два года обучения, в течение которых учитель-логопед проводит с ними фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия на основе составленных планов фронтальной, подгрупповой и индивидуальной работы на учебный год. Планы индивидуальной работы учитель-логопед разрабатывает не реже одного раза в год. При этом необходимо учитывать уровень речевого и общего развития, индивидуальные особенности детей. Основная задача индивидуальных логопедических занятий – формирование звуковой стороны речи: постановка отсутствующих звуков, коррекция произношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков. При необходимости на индивидуальных занятиях проводится работа по формированию лексико-грамматического строя речи, связного высказывания. А также по развитию психологической базы речи.
Планы индивидуальных занятий учитель-логопед составляет на основании индивидуального плана коррекционного развития ребенка. При планировании индивидуальных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст ребенка, его индивидуально-личностные особенности.
1. Формирование полноценной звуковой стороны речи.
2. Развитие фонематического восприятия, слуха и навыков звукового анализа.
3. Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи.
4. Развитие связной речи.
5. Развитие внимания, памяти, мышления.
Направления (вид) коррекционной работы
Содержание коррекционной работы
Развитие общей и мелкой моторики
Совершенствование статической и динамической организации движений.
Развитие артикуляционной моторики
Подготовка артикуляционных укладов нарушенных звуков через упражнения артикуляционной гимнастики.
Развитие мимической мускулатуры
Нормализация мышечного тонуса, формирование объема и дифференциации движений мышц лица.
Развитие просодической стороны речи
Развитие голоса, физиологического и речевого дыхания, темпа речи и мелодико-интонационной окраски.
Коррекция звукопроизношения
Постановка звуков Ш, Ж,Ч, Щ; С, Сь, З, Зь, Ц; Л, Ль; Р, Рь; Й; К, Кь; Г, Гь; Х, Хь; Т, Ть; Д, Дь.
Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях, тексте;
Дифференциация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, тексте со сходными по артикуляционным и акустическим признакам.
Коррекция слоговой структуры слова
1.Двухсложные слова из открытых слогов.
2.Трёхсложные слова из открытых слогов.
3.Односложные слова.
4.Двухсложные слова с закрытым слогом.
5.Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова.
6.Двухсложные слова из закрытых слогов.
7.Трёхсложные слова с закрытым слогом.
8.Трёхсложные слова со стечением согласных.
9.Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.
10.Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных.
11.Односложные слова со стечением согласных в начале или середине слова.
12.Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.
13.Трёхсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.
14.Многосложные слова из открытых слогов.
Развитие фонематического слуха, восприятия и навыков языкового анализа и синтеза
Обучение определению заданных звуков в ряду других звуков, слогов, слов; выделению ударного гласного в начале слова и согласного в конце слова; определению места звука в словах. Деление слов на слоги, предложений на слова. Звуковой анализ небольших слов; составление слов из заданных звуков; определение ударного слога.
Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи
Экспрессивная речь. Работа над обобщающими понятиями, называние времён года и профессий; подбор существительных по темам. Предметный словарь: называние детёнышей, малознакомых предметов. Частей тела и предметов. Словарь прилагательных: называние прилагательных по цвету, форме, качеству материала, подбор прилагательных к существительным, подбор синонимов, притяжательные прилагательные. Глагольный словарь: подбор глаголов к существительным, глаголы прошедшего времени, совершенный вид глагола, возвратные глаголы. Подбор антонимов. Импрессивная речь. Различение уменьшительно-ласкательных форм слова, приставочных глаголов, предложно-падежных конструкций. Грамматический строй речи. Образование множественного числа существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным значением, употребление существительных в косвенных падежах, согласование прилагательных с существительными, существительных с числительными, образование глаголов множественного числа и приставочных глаголов, употребление предложно-падежных конструкций.
Развитие связной речи
Обучение составлению предложений, пересказу, составлению описательных рассказов, по серии сюжетных картин и по сюжетным картинам.
Развитие внимания и памяти, мышления
Развитие свойств произвольного внимания: объёма, устойчивости, распределения, переключаемости.
Развитие памяти: зрительной, слуховой, двигательной; объёма и долговременности.
Развитие мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, абстрактно-логического.
1. Гомзяк О.С. Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР III уровня. — М.: изд-во ГНОМ, 2013
Источник
Е. Егора, возраст: 5 лет, 9 месяцев, группа: старшая
Логопедическое заключение: ОНР III ур. Стертая форма дизартрии.
2014 – 2015 учебный год.
Краткая характеристика уровня речевого развития
Направления работы
Задачи коррекционной работы по периодам
I
II
III
Нарушение звукопроизношения (звуки Л-Ль, Р-Рь).
Гипотония мышц артикуляционного аппарата.
Формировать навык четкой артикуляции звуков.
Активизация мышц артикуляционного аппарата (Логопедический тонизирующий массаж). Артикуляционная гимнастика (базовый комплекс).
Логопедический тонизирующий массаж. Артикуляционная гимнастика для звуков Л, Ль, постановка звуков Л, Ль, их автоматизация в словах и предложениях.
Логопедический тонизирующий массаж. Артикуляционная гимнастика для звука Р. Постановка звука Р. Автоматизация звуков Л, Ль в речи.
Понимание речи. Ребенок понимает обращенную речь.
Развитие понимания речи.
Закреплять умение вслушиваться в речь взрослых, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду;
Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных; различение на слух правильного и неправильного употребления личных окончаний глаголов; правильное и неправильное употребление времен глаголов; родовых окончаний прилагательных; понимание лексико-грамматических конструкций; закреплять умение отвечать на вопросы;
Развивать внимание к слову, к более точному пониманию его значения, умение выбрать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации (Девочка сломала или разбила стекло?; мама приклеивает или заклеивает конверт?) Определять правильность смысла предложенных предложений.
Решение логических задач. Развитие слухового внимания и логического мышления;
Состояние фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры. Трудности в повторении сочетания гласных звуков, при их четкой артикуляции; цепочки слогов.
Не выделяет заданную произносительную единицу, среди других.
Навыки элементарного звукового анализа отсутствуют.
Дифференциация звуков затруднена.
Отмечаются нарушения слоговой структуры слова.
Формировать фонематический слух, фонематическое восприятие.
Тренировать умение воспроизводить и удерживать в памяти звуковой ряд из 3, 4 элементов. Развивать умение дифференцировать свистящие и шипящие звуки на слух с слогах, словах и предложениях. Формировать умение выделять элементы ритмического рисунка. Формирование слоговой структуры слова (типы слогов 1,2,3.4) . Упражнять в дифференциации звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности.
Учить узнавать заданный звук (правильно произносимого) среди других фонем, определения наличия или отсутствия его в слоге, слове.
Развивать умение выделять ударный гласный звук в начале слова.
Учить проводить вуковой анализ гласного ряда: АУ, УО, ОА, ОУА
Тренировать умение дифференцировать правильное и неправильное произношение слов с опорой на наглядность.
Учить определять наличия или отсутствия согласных п, б,в,ф,т,д,к,г,л в слове. Выделять их в начале слова.
Тренировать умение придумывать слов с заданным звуком.
Совершенствовать слоговую структуру слова (типы слогов 5, 6, 7, 8, 9)
Упражнять в определении места заданного звука в слове.
Учить проводить звуковой анализ обратного слова (на основе сохранных звуков), звуковой анализ прямого слога
Продолжать работу по дифференциации звуков . Автоматизировать полученные новые речевые навыки в самостоятельной речи, в стихах, рассказах, беседах по картине.
Развивать навыки самоконтроля качества своей речи.
Совершенствовать слоговую структуру слова 9типф слогов 10, 11, 12,13)
Состояние мелкой моторики; ведущая рука. Правая рука ведущая.
Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков.
Учить выполнять различные движения пальцами рук. Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами.
Зрительное восприятие
Работа по предупреждению дисграфии.
Развивать пространственную ориентировку: учить ориентировать в собственном теле, в окружающих предметах, на листе бумаги. Учить различать предмета по величине, размеру, объему. Закреплять в речи названия правая, лева сторона, цвета, формы, величины.
Состояние словарного запаса.
Замены слов по родовому понятию и по функциональному назначению. Ограниченное употребление прилагательных. Смешение глаголов.
Обогащать и уточнять словарный запас.
Пополнять словарь в процессе накопления знаний о предметах ближайшего окружения, знакомства с явлениями природы, владеть информацией о себе, своей семье. Обогащать словарь существительных и прилагательных по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Животные», «Дикие и домашние животные», «Продукты», «Головные уборы».
Формировать обобщающие понятия
Расширять словарь существительных, прилагательных, глаголов по темам: «Зима», «Зимующие птицы», «Обувь», «Одежда», «Профессии».
Познакомить с синонимами и учить употреблять их в активной речи. Учить образовывать и употреблять в речи существительных с уменьшительно-ласкательным значением и относительных прилагательных.
Обогащать словарь существительных, прилагательных, глаголов по темам: «Весна», «Перелетные птицы», «Домашние птицы», «Транспорт». Познакомить с новыми обобщающими словами.
Учить образовывать притяжательных прилагательных. Проводить занятия по образованию и использованию в активной речи приставочных глаголов.
Состояние грамматического строя речи. Допускает ошибки при изменении слов по числам, в предложно – падежных конструкциях. Не может образовывать притяжательные и относительные местоимения от существительных. Допускает ошибки при образовании слов с помощью суффиксов –оньк, -еньк, Путает приставки при образовании новых глаголов приставочным способом.
Формирование навыков словообразования и словоизменения.
Учить различать в пассивной речи формы единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего времени.
Дать представления о падежных окончаниях существительных, прилагательных посредством их утрирования, четкого произнесения. Формировать навык четкого произношения окончаний -и, -ы существительных во множественном числе. Учить правильно согласовывать и употреблять притяжательные местоимения мой, моя, моё, мои с существительными.
Учить произносить в активной речи всех нечетких окончаний различных грамматических форм . Формировать навык правильного произношения окончаний тех грамматических форм, которые не сформированы в речи ребенка:
-родительный падеж существительных мужского рода мн. числа;
-дательный падеж 2-го склонения;
-творительный падеж 1-го склонения;
-усвоение в речи предложных конструкций. Знакомство с предлогам и их значением НА, В, ИЗ, ЗА, ПОД. Учить образовывать слова с помощью суффиксов –оньк, -еньк.
Учить образовывать и активно употреблять в речи притяжательные и относительные прилагательные. Уточнить значение личных форм глаголов, возвратных глаголов. Учить правильно употреблять их в речи.
Формировать умение правильно согласовывать числительные с существительными.
Познакомить со значение предлогов К, ОТ, С, ПЕРД, НАД, МЕЖДУ, БЕЗ. Учить правильно образовывать и употреблять в речи предложно – падежные конструкции с этими предлогами.
Состояние связной речи. Не составляет рассказа описание.
Сюжетная серия:серия разложена правильно, но рассказ сводится лишь к перечислению событий, изображенных на картине.
Пересказ:
Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями. Пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены.
Пересказ после минимальной помощи или после повторного прочтения.
Формирование связной речи.
Учить правильно давать ответы на поставленные вопросы. Учить составлять предложения с заданным количеством слов с опорой на наглядность.
Составлять предложения по картинке.
Составлять рассказа-описания по схеме, плану.
Формировать навык составления предложений с предлогами.
Учить составлять рассказ-описание по темам: «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Одежда», «Обувь».
Учить составлять рассказ по сюжетной картинке, рассказ по серии картин. Формировать навык перессказывания сказок, рассказов своими словами.
Формирование зрительного восприятия и узнавания.
Развивать умение зрительно восприятия.
Формировать целостность зрительного восприятия: силуэтные, контурные, зашумленные, наложенные изображения предметов.
Развивать способность концентрировать и распределять внимание: лабиринты, нахождение такого же предмета, составление целого из частей,
Формировать представление целостности зрительного восприятия: узнавание хорошо знакомых предметов, изображений в непривычном ракурсе. Учить находить сходства и различия в предметах, изображениях.
Развивать способность концентрировать и распределять внимание: лабиринты, зрительные диктанты, воспроизведение элементов по образцу. Письмо элементов в заданном порядке.
Формировать целостность зрительного восприятия: узнавание целого по части, восстановление целого, дорисовывание и раскрашивание по образцу, узнавание предметов (его вариантов) по описанию.
Работать с цветными матрицами Равенна.
Работа с мозайкой, конструирование фигур, цифр и букв из палочек и элементов.
Развивать способность концентрировать и распределять внимание: усложненные лабиринты, зрительные диктанты, орнаменты по образцу.
Совершенствование моторного развития и графических навыков руки.
Развивать и совершенствовать моторные и графические навыки
Развивать мелкую моторику кисти и пальцев руки:
-пальчиковая гимнастика
-упражнения для свободных движений руки
-работа с карандашом, кисточкой, с ножницами, пластилином
-работа с конструктором
-шнуровки, мозаики, застежки.
Развивать зрительно-моторную координацию:
-работа по зрительно-двигательным траекториям
-рисование по точкам
Развивать мелкую моторику кисти и пальцев руки: то же с усложнением
-штриховка в разных направлениях, раскрашивание
Развивать мелкую моторику кисти и пальцев руки: то же с усложнением
-обведение по контуру
Развивать мелкую моторику кисти и пальцев руки:
усложнение, увеличение объема заданий.
Развивать мелкую моторику кисти и пальцев руки:
усложнение материала
Развитие словесно-логического мышления.
Развивать словесно – логическое мышление.
— Формирование умений понимать и задавать вопрос
— Развитие способности обобщать
— Развитие способности группировать предметы по определенным признакам
— Умение устанавливать закономерности и логические связи
— Развитие логических операций: анализ, синтез, обобщение
— Умение логически выстраивать высказывания
— Уметь понимать причинно-следственные связи
— Развитие логического запоминания
Развитие навыков самоконтроля и самооценки.
Развивать навыки самоконтроля.
Развитие доверительных отношений с ребёнком, преодоление речевого негативизма.
— Развитие умения работать по словесной инструкции
— Формирование умений действовать по правилам, работать по инструкции
— Совершенствовать умение планировать свою деятельность
— Выработка умений контролировать себя и, в особенности, свою речь
Источник
Содержание индивидуальных логопедических занятий с детьми с ОНР
Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. Но существует множество людей, страдающих нарушениями речи. Причин возникновения таких дефектов множество: влияние экологии, наследственности, нездорового образа жизни родителей, педагогической запущенности. И люди с такими проблемами нуждаются в помощи специалистов.
Данная проблема возникает уже в дошкольном возрасте, и этот жизненный этап требует специального изучения, анализа и особого внимания и практиков и ученых.
Среди детей с речевыми нарушениями дети с ОНР составляют самую многочисленную группу — около 40%. Ребенок с общим недоразвитием независимо от уровня развития речи в первую очередь сталкивается с нарушением всех компонентов речи – это звуковая культура речи, грамматический строй речи, пассивный и активный словарь и связная речь.
Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на то, что речевая функция неполноценна целиком. Так для детей с ОНР характерно:
- позднее начало речи (3-4 года);
- ярко выраженные аграмматизмы (смешение падежных форм, отсутствие согласований, пропуск предлогов и т. д.);
- дефекты звукопроизношения (все виды);
- нарушение ритмико-слоговой структуры слова;
- затруднение в распространении простых предложений и построении сложных, резко ограничен словарь.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Так же у детей с ОНР отмечается некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения, неуверенности в выполнении дозированных движений.
Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими разный уровень речевого развития, проводится в специальных группах для детей с общим недоразвитием речи.
В качестве ведущих задач обучения в этих группах выделяются следующие:
1) практическое усвоение лексико-грамматических средств языка;
2) дальнейшее развитие связной речи;
3) формирование полноценной фонетической стороны языка: совершенствование артикуляционных навыков, фонематического слуха, звукопроизношения и слоговой структуры;
4) развитие элементарных навыков звукового анализа и синтеза;
5) овладение элементами грамоты.
Эффективность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько четко организован весь процесс обучения в специальном детском саду, правильно распределена учебная нагрузка в течение дня.
Учитывая неврологический и речевой статус дошкольников, логопедические занятия нецелесообразно проводить со всей группой, поскольку в таком случае степень усвоения учебного материала будет недостаточной. Так логопедические занятия подразделяются на индивидуальные, фронтальные и подгрупповые.
Рассмотрим работу логопеда на индивидуальных занятиях.
При подготовке и проведении индивидуальных занятий логопед должен:
— сформулировать тему и цель занятия;
— определить этапы занятия, их взаимозависимость и последовательность;
— постепенно усложнять лексический и грамматический материал, предъявляемый детям;
— разнообразить занятие с помощью игр и игровых приёмов;
— учитывать зону ближайшего развития ребёнка;
— осуществлять дифференцированный подход к каждому ребёнку с учётом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;
— кратко и чётко формулировать инструкции, даваемые детям;
— использовать разнообразный и красочный наглядный материал;
— уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия, планируя эмоциональные подъёмы с учётом увеличения сложности излагаемого материала.
Так как речь связана с движениями речевого аппарата, большое место при устранении дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика. Значение её вполне оправдано, так как произношение звуков речи – сложный двигательный навык.
Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных звуков необходимы для правильного произношения звуков. В зависимости от формы звукового дефекта употребляется тот или иной комплекс артикуляционных упражнений. Их вид, длительность проведения, разовая дозировка зависят от характера и тяжести речевого нарушения. Дозировка количества одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребёнка, так и для каждого периода работы с ним. На первых занятиях можно ограничиваться только двумя повторениями упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем число повторений можно увеличивать. В комплекс основных движений для развития и упражнения артикуляционного аппарата входят самые простые и наиболее характерные движения всех органов артикуляции во время речи – губ, челюстей, языка.
Не менее важным является развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Эта задача может оказаться первоочередной в том случае, если дефекты звукопроизношения обусловлены несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам, когда нарушено или затруднено различие входящих в состав слова фонем. Задания на выработку умений слышать, узнавать звук, выделять его из потока речи, различать сходные по акустическим и артикуляционным признакам звуки, упражнения на формирование навыков элементарного звукового анализа и синтеза – неотъемлемая часть коррекционной работы по устранению дефектов звукопроизношения.
Процесс исправления неправильного звукопроизношения делится на три этапа: постановка звука, автоматизация звука и дифференциация смешиваемых звуков.
Специалистами отмечается, что постановка звука в большинстве случаев – более сложный и искусственный процесс, чем самостоятельное появление звука у ребёнка, поскольку с физиологической точки зрения постановка звука – это создание нового условного рефлекса.
Автоматизация звука с точки зрения высшей нервной деятельности – это введение вновь созданной и закреплённой относительно простой связи речевого звука в более сложные последовательные структуры – слова и фразы. Работу на этом этапе следует рассматривать как затормаживание старых, неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Эта работа трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности и постепенности, которые выражаются в переходе от изолированного звука к различным типам слогов и звукосочетаний, затем к словам с данным звуком, предложениям, а в дальнейшем к различным видам развёрнутой речи.
Если дефекты звукопроизношения проявлялись в виде замен или смешения звуков, необходимо переходить к этапу дифференциации вновь выработанного звука со звуком, который употребляется в качестве его заменителя.
Работа над дифференциацией может быть начата только тогда, когда оба звука могут быть правильно произнесены в любом звукосочетании. Последовательность и постепенное усложнение речевых упражнений при дифференциации те же, что и при автоматизации звуков: дифференциация в слогах, затем в словах, фразах и различных видах развёрнутой речи. В тех случаях, когда у ребёнка наблюдалось искаженное произношение звука, а не его замена другим звуком, дифференциация не нужна.
Содержание индивидуальных логопедических занятий с детьми, имеющими ОНР, должно быть намного шире, чем только устранение нарушений звукопроизношения.
На занятиях логопеду большое внимание необходимо уделять обогащению, активизации словаря, развитию навыков словоизменения и словообразования, формированию грамматического строя. На начальных этапах эта работа ведётся на материале сохранных звуков. В дальнейшем в лексические и грамматические упражнения вводятся слова с поставленным и автоматизируемым звуком.
Активизация мыслительной деятельности у детей, развитие внимания и памяти – необходимые условия для успешного и разностороннего обучения дошкольников. А в силу специфического состояния психических процессов у детей с ОНР развитие памяти, внимания мышления, воображения — обязательная составляющая индивидуального логопедического занятия.
У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук, проявляемые прежде всего в недостаточной координации пальцев рук, точности и ловкости движений. Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребёнка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Поэтому логопед должен включать в свои занятия упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, которые, с одной стороны, могут играть роль физкультминуток, а с другой – будут способствовать более эффективной автоматизации звука при сочетании их с речевой работой.
Таким образом, к целям индивидуального логопедического занятия следует отнести:
— развитие артикуляционной моторики, формирование правильных артикуляционных укладов;
— формирование произносительных навыков (в зависимости от этапа работы над звуком);
— развитие фонетического восприятия, навыков звукового анализа;
— совершенствование лексико-грамматических конструкций;
— развитие неречевых психических процессов;
— развитие мелкой моторики пальцев рук.
При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжение всего занятия у ребёнка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных моментов, игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений, при выполнении которых процесс обучения превращается в интересную игру.
Во время занятия у ребёнка воспитывается умение слушать, слышать и оценивать не только речь окружающих, но и собственную. Для этого эффективным оказывается запись во время занятия отдельных упражнений на аудионосители. В этом случае ребёнок получает возможность слышать себя не только в момент высказывания, но и как бы со стороны услышать и оценить свою речь.
При составлении конспекта занятия следует учитывать, что речевой материал в ходе занятия нужно усложнять постепенно, последовательно, в зависимости от этапа работы над звуком (например, на этапе автоматизации в словах звук сначала должен отрабатываться изолированно, затем в слогах, затем в словах). При подборе лексического и грамматического материала, игр и упражнений на развитие психических процессов необходимо учитывать речевые возможности ребёнка, т.е. на этапе постановки звука или на этапе автоматизации звука в слогах речевую работу нужно строить на материале сохранных звуков. На дальнейшем этапе все речевые упражнения должны включать отрабатываемый звук.
Если структура занятия на этапе автоматизации определяется последовательным усложнением речевого материала, то при индивидуальном занятии подходы к постановке звука осуществляются в течение занятия неоднократно (не менее 3 раз). Они должны чередоваться с заданиями по реализации других целей. Занимательная форма занятия, игровые приёмы, смена видов заданий, система поощрений позволяют поддерживать интерес детей на протяжении необходимого отрезка времени.
Библиографический список:
- Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие.– М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»)
- Выявление и преодоление речевых нарушений в до
школьном возрасте / Сост. И.Ю. Кондратенко. М., 2005 - Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. — 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Методы логопедической работы по развитию лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. — Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003
Источник