Индивидуальная карта ребенка по речевому развитию
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
1. Дата обследования _______________________________________________________
2. Фамилия, имя ребенка____________________________________________________
3. Год рождения___________________________________________________________
4. Домашний адрес_________________________________________________________
6. Жалобы родителей_______________________________________________________
7. Общая характеристика речевого развития:
лепет (в норме: с 3-4 месяцев)________________________________________________
первые слова (в норме: около года)___________________________________________
фраза( в норме: от1.5 до2-х лет)______________________________________________
использование жестов (замена речи, дополнение речи)___________________________
8. Состояния моторной сферы: а) общей моторики: НАРУШЕНИЯ МОТОРНОЙ ПАМЯТИ; ПРОИЗВОЛЬНОГО ТОРМОЖЕНИЯ; СТАТИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ; ДИНАМИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ; ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КООРДИНАЦИИ; ТЕМПА; ЧУВСТВА РИТМА; ОБЪЁМА; ДВИЖЕНИЯ ВЯЛЫ; АКТИВНЫЕ; ТОЧНЫЕ; НЕТОЧНЫЕ; НЕЛОВКИЕ. — чувство ритма (простучать за педагогом карандашом ритмический рисунок): темп ускорен; замедлен; нормальный; нарушает количество элементов; не нарушает — статическая координация движений (стоять одна ступня за др. в одну линию с закрытыми глазами; стоять на одной ноге с закрытыми глазами): удержание позы свободное; с напряжением; с раскачиванием из стороны в сторону; балансирует туловищем руками; головой; сходит с места; делает рывок в стороны; касается пола другой ногой; падает; открывает глаза; отказывается выполнять пробу. — динамическая координация (маршировать чередуя шаг и хлопок): выполняет верно; с 1 раза; со 2—3 раза; напрягается; чередование шага и хлопка не удается. -темп движений (в течение определенного времени удерживать заданный темп в движениях рук): нормальный; ускоренный; замедленный; медленный. б) ручной моторики: ПЛАВНЫЕ; ЛИШЕНЫ ПЛАВНОСТИ; ТОЧНЫЕ; НЕТОЧНЫЕ; НАПРЯЖЁННЫЕ; СКОВАННЫЕ; ТЕМП НАРУШЕН; ТЕМП НЕ НАРУШЕН; НЕ МОЖЕТ УДЕРЖАТЬ ЗАДАННУЮ ПОЗУ; ДВИЖЕНИЕ НЕ УДАЁТСЯ; ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАВИЛЬНОЕ -распрямить ладонь, развести все пальцы в стороны и удержать в этом положении, под счет под счет до 15; -сложить первый и второй пальцы в кольцо, остальные выпрямить, удержать; -держа ладонь на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе; -попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем; -упражнение «ладонь»-«кулак». 9. Состояние слуха: норма; снижение слуха 10. Общее развитие ребенка:-поведение и эмоциональная сфера: особенности коммуникативной сферы: сразу вступает в контакт; избирательно; проявляет негативизм; -адекватность эмоциональных реакций________________________________________ — устойчивость эмоциональных реакций_______________________________________
— форма: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, ______________________ — цвет: нет представлений; различает; сличает; называет — схема тела: показать правую, левую руку, ногу, ухо, глаз, правой рукой показать левый глаз________________________________________________________________ — временные представления: ориентация хорошая; недостаточная; слабая (части суток, времена года, дни недели, месяцы)______________________________________ 11.Внимание: достаточно устойчивое; низкая концентрация; неустойчивое; поверхностное; быстро истощается; плохое переключение. 12. Работоспособность: достаточная; низкая; быстрая утомляемость 13. Произносительная сторона речи:ПРОСОДИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ СФОРМИРОВАНА С НАРУШЕНИЕМ голоса; темпа;дыхания;ОТКЛОНЕНИЙ НЕ ИМЕЕТ а) голос – тихий; громкий; крикливый; резкий; сиплый; назализованный; затухающий; звонкий; слабый; нормальный голос нормальной силы; сдавленный; неумение говорить шепотом б) темп речи–быстрый; замедленный; медленный; спокойный; умеренный; равномерный в) дыхание – прерывистое; верхнее; нижнедиафрагмальное; грудное; ритмичное; поверхностное, спокойное; свободное; выдох: продолжительный; плавный; слабый; сильный;, короткий; толчкообразный; речь организует: на выдохе; на вдохе. г) степень разборчивости речи–невнятная; малопонятна;маловыразительна; смазанная; не нарушена 14.Состояние артикуляционного аппарата и артикуляционной моторики: а) артикуляция: ДВИЖЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА АКТИВНЫЕ; ВЯЛЫЕ; ПАССИВНЫЕ; присутствует ЗАМЕНА ДВИЖЕНИЙ; САЛИВАЦИЯ; МОТОРНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ; ЗАСТРЕВАНИЕ НА ОДНОМ ДВИЖЕНИИ; РАСТОРМОЖЕННОСТЬ; АССИМЕТРИЯ ГУБ; МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС В НОРМЕ б) губы: естественной толщины; толстые; расщепление верхней губы; послеоперационные рубцы; короткая уздечка верхней их подвижность, вибрация: («Бублик» и удержать под счёт до 5; «Хоботок»; «Заборчик», многократно произносить губные звуки «б-б-б», «п-п-п») выполнение правильное; без напряжения; чрезмерное напряжение мышц; истощаемость движений; саливация; активна только правая сторона губ; только левая сторона губ; движение не удается в) челюсти: прогения (смещение нижней челюсти вперед); прогнатия; норма их подвижность: («Бегемотик»; движение челюстью вправо-влево; выдвинуть нижнюю вперед) выполнение правильное; движения челюсти недостаточного объема; саливации; движение не удается г) прикус: физиологический; открытый передний; открытый боковой; односторонний д) зубы, их нахождение: ровные; расположены вне челюстной дуги; мелкие; редкие; кривые; отсутствие зубов; кариозные; двойной ряд зубов;нормальной величиные) твердое небо:готическое, чрезмерно узкое, высокое, плоское, низкое, расщелина твердого неба, норма ж) мягкое небо: отсутствует; укорочена; расщеплена; свисает неподвижно по средней линии; отклоняется в сторону; норма з) язык:массивный; вялый; напряженный; маленький; длинный;узкий; «географический»; оттянут вглубь рта; вне ротовой полости; норма и) подъязычная уздечка: короткая; эластичная; укороченная; натянутая; норма Способность переключаться с одной артикуляционной позы надругу: длительное удержание позы; замена движений; поиск артикуляции, «застревание» на одном движении; инертность движения; нарушение плавности; напряженность языка;движения языка не удаются; выполнение правильное; легко переключается с одной артикуляционной позы на другую. 15. Состояние звукопроизношения: НАРУШЕНО (искажение; отсутствие звука , замена звука, смешение звуков) а) какие звуки отсутствуют, какие заменяются: С_______ З________ Ц ________ Ш________ Ж________ Ч_________ Щ________
Л________ Р_________Й_________
Г_________ Х_________ К_________
другие____________________________________________________________________б) смягчение твердых звуков, замена мягких звуков твердыми С______ З________ Ц ________ Ш________ Ж________ Л________ Р_________
СЬ_______ ЗЬ________ ЛЬ________ РЬ_________
другие____________________________________________________________________16. Анализ и синтез звукового состава речи: сФОРМИРОВАНЫ ПО возрасту; сформированы недостаточно; В СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ; ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ ГРУБО НАРУШЕН; ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НАХОДИТСЯ В ЗАЧАТОЧНОМ СОСТОЯНИИ а) последовательно повторить слоги: ба-па___________ па-ба____________
да-та___________ та-да______________
ба-па-ба___________________ па-ба-па__________________
да-та-да____________________ та-да-та__________________
са-за-са____________________ за-са-за__________________
б) выделение гласных звуков из ряда гласных, и в начале слов: астра_____________________арка___________________осень____________________ озеро_____________________ улей__________________ уши____________________ в) выделение согласных звуков из ряда согласных, и в начале слов: кот____________ суп____________ сом______________ мох_______________ г) найти картинки, в названии которых есть указанный звук: дом_________________ мост ____________________ банка___________________ д) определить место нахождения указанного звука в слове (начало, середина, конец): кот____________________________ дом_____________________________ вата____________________________ дубы____________________________ 17. Произношение слов сложного слогового состава: ВОСПРОИЗВОДИТ ПРАВИЛЬНО; СОКРАЩЕНИЕ СЛОГОВ; ОПУСКАНИЕ СЛОГОВ; ДОБАВЛЕНИЕ ЗВУКОВ; ДОБАВЛЕНИЕ СЛОГОВ; ПЕРЕСТАНОВКА СЛОГОВ И ЗВУКОВ; ГРУБО НАРУШЕНО велосипед______________________ градусник_____________________ парашют_______________________ телевизор______________________ 18. Грамматический строй речи:ИМЕЮТСЯ НАРУШЕНИЯ СОГЛАСОВАНИЯ; АГРАММАТИЗМЫ;В СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ; ФРАЗЫ НЕТ-ПОЛЬЗУЕТСЯ КОРНЕВЫМИ СЛОВАМИ а) образование множественного числа существительных: коза ______________ стул _____________ ухо ______________ дерево ____________ б) согласование слов в роде, числе, падеже (красный помидор-красные помидоры- много красных помидоров) _________________________________________________ в) образование родительного падежа множественного числа: «Чего много в лесу?» ______________«Чего много в этой комнате?»______________ г)понимание предложно-падежных конструкций с предлогами: в, на,у, под, над, за, по, из, из-за, из-под д) образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: ковер__________________ сумка__________________ яблоко_________________ птица _________________ трава__________________ воробей________________ е) образование прилагательных от существительных: снег _________________ бумага _______________ стекло ____________________ мех _________________ шерсть _______________ солнце _____________________ 19. Словарь:СООТВЕТСТВУЕТ ВОЗРАСТУ; ОГРАНИЧЕН; ВЫРАЖЕННАЯ БЕДНОСТЬ СЛОВАРЯ; ГРАММАТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОЕ; НЕГРУБЫЕ АГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ; МНОЖЕСТВЕННЫЕ ГРУБЫЕ АГРАММАТИЗМЫ. а) назвать предметы и их действия: машина_________________________ лягушка__________________________ дерево___________________________ ворона___________________________ б) понимание слов обобщающего значения: мяч, кукла, кубики, машинка _____________________________________________ кошка, собака, корова, коза, лошадь ______________________________________ юбка, брюки, рубашка, свитер _____________________________________________ в) назови предметы по описанию: хитрая, рыжая, плутовка_______________ круглое; ароматное; твердое____________ г) подобрать признаки к предметам: (вкус, цвет, форма…) ёжик___________________ ёлка __________________ яблоко____________________ д) подбор антонимов: большой______________ холодный_________________ чистый _________________
20. Связная речь:РАССКАЗ СОДЕРЖИТ ВСЕ ОСНОВНЫЕ СМЫСЛОВЫЕ ЕДИНИЦЫ; ВЕРНО ПЕРЕДАЁТСЯ СМЫСЛ, НО ОТСУТСВУЮТ ОТДЕЛЬНЫЕ СМЫСЛОВЫЕ ЗВЕНЬЯ; ИЗЛОЖЕНИЕ ФРАГМЕНТАРНОЕ; СОСТАВЛЕН САМОСТОЯТЕЛЬНО; ТРЕБУЕТСЯ ПОМОЩЬ ЛОГОПЕДА ДЛЯ УТОЧНЕНИЯ СМЫСЛА; НЕВОЗМОЖНОСТЬ ПОСТРОЕНИЯ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДАЖЕ ПРИ ОКАЗАНИИ РАЗВЁРНУТОЙ ПОМОЩИ; ИЗЛОЖЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ; ИЗЛОЖЕНИЕ ЛОГИЧНОЕ. — Составление предложений по сюжетной картинке — Составление рассказа по сюжетной картинке — Составление рассказа по серии сюжетных картинок — Пересказ текста — Самостоятельный рассказ
21. Речевой диагноз_____________________________________________________
22. План занятий:
1. Развитие артикуляционной моторики.
2. Расширение словаря.
3. Работа над грамматическим строением речи.
4. Развитие фонематических процессов.
5. Постановка, автоматизация, введение в речь звуков:а) свистящих____________________________________________________________
б) шипящих_____________________________________________________________
в) сонорных _____________________________________________________________
г) других звуков__________________________________________________________
6. Работа над слоговой структурой слов. 7. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза. 8. Развитие психических функций: внимания, памяти, мелкой моторики.
Результаты исправления речи_______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источник
РЕЧЕВАЯ КАРТА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (дети от 4 до 7 лет)
I. Анкетные данные:
Фамилия, имя __________________________________________________________________ Дата рождения _________________________________________________________________ Национальность ________________________________________________________________ Домашний адрес________________________________________________________________ Откуда прибыл ребенок__________________________________________________________ Дата начала занятий ____________________________________________________________ Диагноз ПМПК ________________________________________________________________ Заключение № _______________________ Срок пребывания _________________________
- Выявление запаса знаний об окружающем пространстве. Беседа:
Как тебя зовут? (Назови свое имя и фамилию)______________________________________________________
Сколько тебе лет? (Сколько лет было в прошлом году, сколько исполнится)_____________________________
Как зовут твою маму, папу (назови имя и отчество родителей)_________________________________________
______________________________________________________________________________________________
Кем работает мама, папа (назови профессии родителей)______________________________________________
Назови домашний адрес_________________________________________________________________________
Какое сейчас время года (назови признаки времени года)_____________________________________________
- Слуховое внимание:
а) состояние биологического слуха__________________________________________________________________
б) состояние восприятия речи (определяется в процессе беседы с ребенком и при выполнении специальных за-даний)____________________________________________________________________________________________
IV. Особенности интеллектуальной деятельности:
а) целое и его части:
4 года | Н. г | К. г | 5 лет | Н. г | К. г | 6 лет | Н. г | К. г | |||||
Доска Сегена | Пирамидка (5-6) | Пирамидка (6-8) | |||||||||||
Пирамидка (3-4) | Собери целое (4-6) | Собери целое (6-8) | |||||||||||
Собери целое (2-4) | |||||||||||||
б) конструктивная деятельность: | |||||||||||||
4 года по образцу | Н. г | К. г | 5 лет по образцу | Н. г | К. г | 6 лет по памяти | Н. г | К. г | |||||
(из 4 палочек) «стуль- | (6 палочек) «домик» | (6 палочек) «елочка» | |||||||||||
чик» «кроватка» | «елочка» | «дерево» | |||||||||||
(из 5 палочек) | (из 7 палочек) | (7 палочек) «лодочка» | |||||||||||
«лесенка» | «лесенка» | «лесенка» | |||||||||||
в) восприятие величины (покажи или назови): | |||||||||||||
4 года | Н. г | К. г | 5 лет | Н. г | К. г | 6 лет | Н. г | К. г | |||||
Большой | Высокий | Толстый | |||||||||||
Маленький | Низкий | Тонкий | |||||||||||
Широкий | Длинный | ||||||||||||
Узкий | Короткий |
г) восприятие цвета (соотнесение, показ, называние)
4 года | Н. г | К. г | 5 лет | Н. г | К. г | 6 лет | Н. г | К. г |
Красный | Красный | Красный | ||||||
Желтый | Оранжевый | Оранжевый | ||||||
Синий | Желтый | Желтый | ||||||
Зеленый | Зеленый | Зеленый | ||||||
Черный | Голубой | Голубой | ||||||
Белый | Синий | Синий | ||||||
Черный | Фиолетовый | |||||||
Белый | Розовый | |||||||
Коричневый | ||||||||
Серый | ||||||||
Белый | ||||||||
Черный | ||||||||
д) восприятие формы (покажи или назови):
4 года | Н. г | К. г | 5 лет | Н. г | К. г | 6 лет | Н. г | К. г |
Круг | Круг | Круг | ||||||
Квадрат | Квадрат | Квадрат | ||||||
Треугольник | Овал | Овал | ||||||
Овал | Треугольник | Треугольник | ||||||
Прямоугольник | Многоугольник |
е) ориентировка в пространстве («Покажи, что находится…»)
4 года | Н. г | К. г | 5 лет | Н. г | К. г | 6 лет | Н. г | К. г | |||
Вверху | Вверху | Вверху | |||||||||
Внизу | Внизу | Внизу | |||||||||
Впереди | Впереди | Впереди | |||||||||
Сзади | Сзади | Сзади | |||||||||
Слева | Слева | ||||||||||
Справа | Справа | ||||||||||
Слева внизу | |||||||||||
Справа вверху | |||||||||||
Слева вверху | |||||||||||
Справа внизу | |||||||||||
ж) ориентировка в схеме тела: («Покажи:…) | |||||||||||
4 года | Н. г | К. г | 5 лет | Н. г | К. г | 6 лет | Н. г | К. г | |||
Правую руку | Правый глаз | Правой рукой левый глаз | |||||||||
Левую руку | Левый глаз | Левой рукой правое ухо | |||||||||
Правую ногу | Правое ухо | ||||||||||
Левую ногу | Левое ухо | ||||||||||
з) восприятие и воспроизведение ритма:4г._________________________________________________________
- л.__________________________________________________________________________________________
- л. _______________________________________________________________________________________
Выводы:4г.________________________________________________________________________________________ 5л.___________________________________________________________________________________________ 6л.___________________________________________________________________________________________
V.Исследование состояния моторной сферы.
- Состояние общей моторики (в процессе наблюдения)
4 года | Н. г | К. г | 5 лет | Н. г | К. г | 6 лет | Н. г | К. г | |||||||||||||
2. Состояние ручной моторики: | |||||||||||||||||||||
Пробы «Кольцо» на правой, левой руке, «ушки у зайчика», «рожки у козы» | |||||||||||||||||||||
4 года | Н. г | К. г | 5 лет | Н. г | К. г | 6 лет | Н. г | К. г | |||||||||||||
3. Состояние мимической мускулатуры | |||||||||||||||||||||
4 года | Н. г | К. г | 5 лет | Н. г | К. г | 6 лет | Н. г | К. г | |||||||||||||
а) закрыть правый, ле- | а) закрыть правый, | а) закрыть правый, | |||||||||||||||||||
вый глаз | левый глаз | левый глаз | |||||||||||||||||||
б) поднять брови, | б) поднять брови, | б) поднять брови, | |||||||||||||||||||
нахмурить брови | нахмурить брови | нахмурить брови | |||||||||||||||||||
в) надуть щеки | в) надуть щеки |