Индивидуальная карта развития для неговорящего ребенка

Индивидуальная карта развития для неговорящего ребенка thumbnail

Карта индивидуального

развития

на неговорящего ребенка

фамилия, имя ребенка_ _______________________________________________________________

дата рождения________________________________________________________________________

дата поступления в спец. группу_______________________________________________________

Ф.И.О.родителей, место работы

Мать____________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Отец________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состав семьи____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Речевая среда ( двуязычие, нарушение речи и др. особенности) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

домашний адрес, телефон _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

А Н А М Н Е З

  1. От какой по счету беременности_________________________

Как протекала беременность ( токсикоз, анемия, заболевания, травмы, угроза выкидыша, прием антибиотиков):

Как протекали роды:

Срочные, стремительные, затяжные,

когда закричал ребенок- , когда приложили к груди- ,послеродовые осложнения

Физ.развитие, перенесенные заболевания до года____________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

Раннее психомоторное развитие:

держать головку- сидеть- ходить-

речевое развитие

когда появилось гуление- лепет- первые слова- фраза-

Физическое и речевое развитие ребенка после года:

Часто ли и как болеет___________________________________________

______________________________________________________________

Спокоен или беспокоен, как засыпает и спит________________________

Чем любит заниматься__________________________________________

Когда заметили нарушение речи__________________________________

У какого врача состоит на учете__________________________________

Состояние общей моторики:

( координированность движений)__________________________

Состояние ручной моторики

Покорми куклу –

Слепить из пластилина палочку-

Расстегивать и застегивать пуговицы-

Нарисовать горизонтальные, вертикальные линии-

Складывать крулную мозаику-

Состояние слухового внимания

Дифференциация звучащих игрушек-

Определение направления источника звука( звучащей игрушки)-

______________________________________________________

Исследование пассивного словаря

( по словесной инструкции логопеда)

1. Покажи предметы: стол, стул, кукла, чашка

2. Части предмета:

Ножка стола, рука, нога, глаза и тд.

3. Понимание обобщающих слов:

Выбрать картинки по темам: игрушки –

Посуда- одежда- животные-

4 . Понимание действий:

Покажи где девочка спит- играет- рисует-

Ест-

Выполнить поручение по речевой инструкции: дай куклу,

Покорми куклу , посади куклу.

Понимание прилагательных

Покажи где большой дом — маленький

Длинная лента — короткая

Веселый мальчик — грустный

Тонкий ствол — толстый

Ориентировка в пространстве

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние познавательной деятельности

Восприятие:

Пирамида из 4 – 5 колец-

Разрезные картинки –

Группировка предметов по цвету –

Форме-

Величине-

Мышление:

Счетные операции ________________________________________________________

Произношение звуков

Гласные: А__________ У________ О_______ И_______ Е ________ Э __________

Согласные: С _______ СЬ _______ З _______ ЗЬ _______ Ц _______ Ч ________ Ш ______

Щ _______ Ж _______ Л ________ ЛЬ ______ Р ________ РЬ _______ Й ________ Г ________

К _______ Х ________ Б ________ П ________

Анатомическое состояние артикуляционного

аппарата

( нужное подчеркнуть )

  1. Губы ( толстые, расщелина, шрамы )

  2. Зубы ( редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)

  3. Челюсти

  4. Прикус ( прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой, перекрестный )

  5. Твердое небо ( высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина)

  6. Мягкое небо ( укороченное, отсутствует маленький язычок, раздвоенное )

  7. Язык ( массивный, географический, маленький с укороченной подьязычной связкой )

Состояние речевой моторики

  1. Состояние мимической мускулатуры:

Поднять брови вверх – удивиться

Нахмурить брови — рассердиться

Прищурить глазки

Надуть щечки –

Втянуть щечки –

Состояние артикуляционной моторики

( выполнить по подражанию)

Губы — улыбка — трубочка

Язык — широкий, узкий, вверх, вниз, маятник.

Мягкое небо — широко открыть рот и зевнуть.

Наблюдение за встречей с родителями

1. Умеет ли ребенок задавать вопросы? _______________________________________________________

  1. Понимают ли родители ребенка_________________________

  2. Реакция ребенка на непонимание его речи родителями_____

_______________________________________________________

  1. Какие жесты, слова, мимика присутствуют в речи_________

______________________________________________________________________________________________________________

  1. Как расстается с родителями___________________________

______________________________________________________________________________________

Поведение в игре

1. Играет или нет__________________________________________

_______________________________________________________

2. Особенности поведения в игре____________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

  1. Образцы речи ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наблюдение за ребенком на занятиях

1. Умеет ли слушать и выполнять задания____________________________

________________________________________________________________

2. Есть ли желание заниматься______________________________________

Наблюдение за одеванием на прогулку

1. Одевается самостоятельно или с помощью__________________________

2. Обращается ли с просьбами______________________________________

________________________________________________________________

Заключение о речи______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

 ФИ_________________________________________ВОЗРАСТ
___________ ГРУППА__________

 ДАТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ______________________________________________________

    ОБСЛЕДОВАНИЕ СТРОЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Читайте также:  Дошкольное развитие ребенка в москве

1. Губы (толстые, тонкие, вялые,
укороченные, норма)

  1. Зубы (редкие,
    мелкие, кривые,  лишние, крупные,
    нарушение зубного ряда, кариозные, недоразвитые, отсутствие, норма)
  2. Язык
    (толстый, узкий, напряженный, маленький, длинный, раздвоенный,  распластанный, норма)
  3. Подъязычная
    уздечка
    (укороченная, приращенная, натянутая, норма)
  4. Маленький
    язычок
    (отсутствует, укороченный, раздвоен, свисает неподвижно по
    средней линии, отклоняются в сторону)
  5. Твердое небо
    (готическое, низкое, наличие расщелины, норма)
  6. Мягкое небо
    (длинное, короткое, подвижное, малоподвижное, отклонение увули, норма)
  7. Прикус
    (передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, норма)
  8. Саливация (наличие,
    отсутствие).
  9. Гиперкинезы
    (наличие, отсутствие)
  10. Синкинезии
    (наличие, отсутствие)

ПОДВИЖНОСТЬ ОРГАНОВ  АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

1.  Удержание рта закрытым вне
еды и речи____________________________________________________________

  1. Подвижность губ

·        
оскал
____________________________________________________________

·        
вытягивание губ
вперёд_____________________________________________

·        
улыбка ___________________________________________________________

  1. Подвижность языка

·        
высовывание распластанного
языка____________________________________________________________

·        
подъём кончика языка на верхнюю
губу______________________________________________________________

·        
опускание кончика языка на нижнюю
губу______________________________________________________________

·        
движения кончика языка вправо-влево
________________________________

·        
облизывание
губ___________________________________________________

·        
высовывание узкого языка___________________________________________

  1. Подвижность мягкого неба

·        
произнесение «А» с открытым
ртом_____________________________________________________________

ОБСЛЕДОВАНИЕ
ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
  1. Голос
    (сильный, слабый, глухой, звонкий, затухающий,  крикливый, сиплый, назализованный,
    дрожащий, немодулированный, норма)
  2. Темп речи
    (замедленный, быстрый, плавный, заикание, запинки, норма)
  3. Мелодико-интонационная сторона речи
    (выразительная речь, маловыразительная, монотонная)
  4. Дыхание (свободное, шумное, затрудненное,
    поверхностное, неровное, неритмичное, ротовой выдох укороченный,  вдох неглубокий, дифференциация носового
    и ротового выдоха нарушена (не нарушена), норма)

ОБСЛЕДОВАНИЕ
СОСТОЯНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

1. Удержание позы
_______________________________________________________

2. Переключение при выполнении
движений _________________________________

3. Выполнение движений обеими
руками ____________________________________

4. Темп выполнения движений
_____________________________________________

5. Качество выполнения движений
_________________________________________

6.Напряжённость, скованность
движений ____________________________________

ОБСЛЕДОВАНИЕ
СОСТОЯНИЯ ОБЩЕЙ  МОТОРИКИ

1. Удержание позы
_______________________________________________________

2. Переключение при выполнении
движений _________________________________

3. Темп выполнения движений
_____________________________________________

4.. Качество выполнения движений
_________________________________________

5.Напряжённость, скованность движений
____________________________________

ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

(ПОНИМАНИЕ РЕЧИ)

1.Понимание ситуативной речи (выполнение инструкций):

открой (закрой) _________________    сними (надень) ___________________

принеси (отнеси) ________________   завяжи (развяжи) __________________

2. Лексика

1)Предметный словарь

а) «Покажи
предметы»:
девочка ________стол _______ 
книга ________ хлеб _______

телевизор _______ 
машина _________часы _______  

б) «Покажи части
тела»:
 нос ______  голова _____  глаз ______ губы ______ уши _______  лоб ______

шея ________ рука ______ пальцы _____ колено _______

    2) Предикативный словарь

«Покажи, где девочка»:

спит __________  ест
(кушает) ____________ пьёт ____________

поёт _______________ 
танцует ________________  играет
______________

    3) Словарь прилагательных

 Покажи, где:

* большой (мяч) __________           маленький (мячик)  __________

* высокий (дом) __________         низкий
(домик) _____________

*длинная (лента) ____________    короткая
(лента) ____________

* красный ______   *
синий _______ * желтый ______   * зелёный
_______

  4) Исследование уровня обобщения

 Покажи, где:

*Мама ____ папа ____ дочь _____ сын ____
бабушка ______ дедушка ____

*Помидор ___ огурец ____ морковь ____ лук ___ свёкла _____
репа _____

*Яблоко ____ груша _____лимон ____ апельсин _____ банан
_____

*Тапочки ____ ботинки _____ туфли _____ сапоги _____ валенки
_____

*Стол ____ стул ____ кровать _____ шкаф _____ кресло _____

*Платье _____ юбка ____ рубашка ____ брюки ____ куртка
_______

*Тарелка ____ кастрюля ______ вилка _____ ложка ______
чайник _______

*Корабль _____  поезд
____ самолёт _______ автобус _______ машина ______

*Кошка ____ корова ____ собака____ коза_____ свинья_____
лошадь ______
*Лиса _____ заяц_____ медведь_____ белка______ ёж_____

2. Грамматический строй речи

 Покажи, где:

* Мальчик играет _________________________________

* Мальчик бросает мяч _____________________________

* Мальчик гладит утюгом бельё _____________________

ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

1. Звукопроизношение

С

СЬ

З

ЗЬ

Ц

Ш

Ж

Щ

Ч

Л

ЛЬ

Р

РЬ

М

МЬ

Н

НЬ

К

КЬ

Г

ГЬ

Х

В

ВЬ

Б

БЬ

П

ПЬ

Д

ДЬ

Т

ТЬ

Й

А

И

У

  О

  Ы

  Э

Читайте также:  I уровень доречевого развития у ребенка

2.  Фонематический слух

*«Послушай внимательно и повтори за мной»:

а-у ___________
и-э  ____________  у-о 
___________  а-у-ы  __________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛОГОПЕДА.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник

Разделы

Содержание

I  период

Динамика

II период

Динамика

III период

Динамика

Психологическая база речи

1. развитие всех видов восприятия:

1.1. зрительного

  1. «Парные картинки»,
  2. «Узнай предмет» (в цветном, силуэтном, контурном, пунктирном изображении; перечеркнутые, наложенные друг на друга предметы),
  3. «Лабиринты»;

1.2. слухового  

  1. «Угадай, что звучит?»,
  2. «Кто позвал?»,
  3. «Где звучит?»

1.3. тактильного 

  1. конструирование предметов из палочек,
  2. «Зашей коврик»,
  3. «Чудесный мешочек»;

2. развитие  памяти и внимания:

2.1. зрительной и зрительного:

  1. «Запомни, какой игрушки не стало?»,
  2. «Кто появился?»,  
  3. «Запомни игрушки и найди их среди других»
  4. «Что изменилось?»;

2.2. слуховой и слухового:

  1. «Хлопни, как я»,
  2. «Чей молоток стучит (лиса I — II; заяц II ),
  3. «Запомни и повтори» (слоговые цепочки: ма -ма, ма — му, ма — па, ма -пу, ма — му — ми),
  4. «Запомни и повтори (2-3 слова),

3. развитие конструктивной зрительной памяти:  «Запомни и выложи»

4. развитие мышления:

  1. «Почтовый ящик»,
  2. «Доска Сегена»,
  3. пирамидка;
  4. «Составь целое» (картинки, кубики),
  5. «Разложи по цвету (форме),
  6. «Что едим, что надеваем»,
  7. «Выбери только красные кружки (белые, черные)»,
  8. «Большой — маленький (кубики, матрешки)
  9. Сложи матрешку, (кубик в кубик).
  10. Покажи, где один — много; «много — мало».

Общая и мелкая моторика

1. Имитация походки животных, птиц; прыжки на 2-х, на 1-й ноге.

2. Общая моторика + ориентация в пространстве: руки вверх, вниз, за спину;

одновременно топать и хлопать, сначала прыгать, а потом – хлопать.

3. Мелкая моторика:

  1. «Ладушки»,
  2. «Сорока-белобока»,
  3. «Рыбки»,
  4. «Птички клюют зерно»,
  5. «Коза»,
  6. «Заяц»,
  7. «Молоток»,
  8. «Человечки»,
  9. «Кольцо»,
  10. «Ножницы»,
  11. «Очки»,
  12. «Стол»,
  13. «Стул».

4. Упражнения в переключении с одной позы на другую:  

  1. «Кулак-ладонь»,
  2. «Стол-стул»,
  3. «Собери крошки со стола»,
  4. «Бусы»,
  5. «Мозаика»,
  6. «Разложи крупу»,
  7. «Закручиваем — откручиваем, застегиваем — расстегиваем замки, пуговицы, вкладыши»,
  8. «Строим башню, дом, дорожку, машинку».

Артикуляционная моторика

Точно и в полном объеме выполнять артикуляционные упражнения для губ и языка

  1. улыбка,
  2. трубочка,
  3. лопатка,
  4. жало,
  5. качели,
  6. маятник,
  7. широко открыть рот

Звукопроизношение

  1. Вызывать правильное произношение

 гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы;

согласных звуков: П (Б)  М  Т (Д) Й Н  К  Г  Х

  1. Закреплять правильное произношение

гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы

согласных звуков: П (Б)  М  Т (Д) Й Н  К  Г  Х

Просодическая сторона речи

  1. Формировать длительный речевой выдох.
  2. Отчетливое произношение звукосочетаний, звукоподражаний и слов.
  3. Уметь произносить доступный речевой материал: шепотом – громко, ласково – сердито, низко – высоко. 

Импрессивная речь

  1. Формирование потребности в речевом общении.
  2. Понимание слов, обозначающих:
  • предметы
  • действия
  • признаки
  1. Понимание вопросов: Где? Куда? Что? Кому? Откуда? Для кого?
  2. Понимание инструкций:
  • одноступенчатых
  • двухступенчатых
  • трехступенчатых
  1. Понимание значений существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
  2. Различение количества предметов (много — мало — один)
  3. Различение величины (большой — маленький),
  4. Различение вкуса (сладкий — соленый),
  5. Пространственное расположение предметов,
  6. Грамматические формы единственного и множественного числа некоторых существительных и глаголов).
  7. Узнавать предметы по их назначению. (Чем будешь чистить зубы, кушать, рисовать?),
  8. Узнавать предмет по описанию  (с опорой на игрушки),
  9. Переключаться с одного действия на другое по словесной просьбе (без предмета, потом с предметом: иди — стой, беги – прыгай,  ложись – садись;  возьми мяч, подними его вверх,  опусти   вниз, положи на место).
  10. Различать утвердительные и отрицательные приказания:  иди — не ходи,  возьми — не бери кубик,  беги —  не беги, дай — не давай обруч.
  11. Различать, к кому обращена просьба (с группой детей: Вова, беги — Дети, бегите.  Возьми шар-шары, гриб — грибы (II скл.). Покажи, где дом — дома, лист — листья.)
Читайте также:  Центр развития ребенка на уралмаше

Экспрессивная речь

Словарь

  1. Вызывание
  • аморфных слов
  • звукоподражаний
  1. Формирование активного словаря:
  • существительные
  • глаголы
  1. Выделять и называть части предметов.

Грамматический строй речи

  1. Словоизменение ед. и мн. число существительных;
  2. Словообразование уменьшительно-ласкательной формы существительных
  3. Употребление глаголов в повелительном наклонении («Прикажи»)
  4. Согласование («Мой, моя, мое»).

Слоговая

Структура

  1. Звукосочетания (ау, уа, эх, ам, ой, ай)
  2. Слова разной слоговой структуры:
  1. 2-сложные с открытых повторяющимися слогами (мама, папа, баба, тата),
  2.  2-сложные с ударением на 1, 2 слоге (Катя, Ната, Оля, вата);
  3. 3-сложные (панама, канаты, кубики, кабина)
  4. 1 сложные слова (мак, сок, бак, дом, дым);
  5. 2-х сложные со стечением согласных (банка, кошка, мишка; сидит, ходит).

Ф. слух

Формирование восприятия речи.

Связная речь

  1. Уметь отвечать на поставленные вопросы
  • однословным предложением (да, нет)
  • простым двусоставным предложением
  • простым распространенным предложением.
  1. Учить заканчивать фразу нужным словом
  2. Составлять предложения по картинке.

Обозначения:         — динамика положительная;                         — динамика отрицательная;  

Источник

РЕЧЕВАЯ КАРТА

НЕГОВОРЯЩЕГО РЕБЕНКА

Фамилия, имя _______________________________________

Дата рождения______________________________________

Дата поступления в группу____________________________

Дата обследования___________________________________

Учитель-логопед ____________________________________

10. Состояние звукопроизношения:

дата

звуки

дата

звуки

А

Ф-Ф

У

Х-Х

И

М-М

О

Н-Н

Ы

Л-Л

Э

С-С

Б-Б

З-З

В-В

Ш

Г-Г

Щ

Д-Д

Ц

К-К

Ч

П-П

Ж

Т-Т

Р-Р

Речевое заключение____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

4

Анамнез

Течение беременности (подчеркнуть):токсикоз, повышение АД, прием лекарств, отеки, нефропатия, анемия, курение, прием алкоголя.

Роды (подчеркнуть): в срок, преждевременные, стремительные, затяжные.

Особенности при рождении (подчеркнуть): асфиксия, родовая травма, гематома на голове, обвитие пуповины вокруг шеи.

Заболевания раннего возраста _________________________________

___________________________________________________________

Моторное развитие:

Держать голову _________, сидеть ____________, ходить___________

Речевой анамнез:

Гуление _____________________ лепет _________________________

слово _______________________ фраза_________________________

Речевое окружение (недостатки речи у близких, двуязычие, наследственность и т.п.) ______________________________________

___________________________________________________________

1. Ориентировка в новых условиях (самостоятелен, требуется незначительная помощь, необходима обучающая помощь)

_______________________________________________________________________________________________________________________

2. Контактность (достаточная, с активизацией взрослого, недостаточная)_______________________________________________

3. Общее состояние речи/ Особенности общения:

Общается с детьми___________________________________________

Общается со взрослыми_______________________________________

Предпочитает находиться (играть) один___________________________

4. Психические функции

Мышление (пирамидка, разрезная картинка из 2-3 частей)____________

__________________________________________________________________________________________________________________________

Внимание (концетрация, объем, переключение)_____________________

_____________________________________________________________

Работоспособность_____________________________________________

5. Состояние общей моторики (навыки самообслуживания, координация движений, равновесие, осанка)_______________________

_____________________________________________________________

___________________________________________________________

1

6. Состояние мелкой моторики (как удерживает крупный, мелкий предмет)____________________________________________________

___________________________________________________________

Оптико-кинетическая организация движений

сложить первый и второй палец в кольцо_________________________

сделать «козу»_________________________________________________

сделать «зайчика»______________________________________________

7. Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Губы_______________________________________________________ Язык_________________________________________________________

Зубы_______________________________________________________ Небо_______________________________________________________

8. Речевая моторика

Подвижность, объем____________________________________________

___________________________________________________________

Точность, переключаемость____________________________________

____________________________________________________________

9. Речевой статус:

Импрессивная речь

Реагирует на свое имя_________________________________________

Реагирует на интонацию поощрения или запрещения________________

___________________________________________________________

Понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром

_________________________________________________________________________________________________________________________

Знает имена своих близких_____________________________________

Знает названия своих игрушек__________________________________

Может показать части тела у себя, своих игрушек__________________

___________________________________________________________

Ориентируется в названиях предметов ___________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

Ориентируется в названиях предметов, изображенных на картинках_______________________________________________________________________________________________________________

Ориентируется в названиях действий ____________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

2

Экспрессивная речь

Отсутствие вербальной речи

Виды невербального общения:

Просьбы______________________________________________________

Приветствия__________________________________________________

Попытки привлечь внимание____________________________________

___________________________________________________________

Интонационная окрашенность вокализаций и псевдо слов____________

____________________________________________________________

Есть ли звукоподражания:

как тикают часы_______________________________________________

как лает собака_______________________________________________

как кричит петух_______________________________________________

как мяукает кошка_____________________________________________

как мычит корова_____________________________________________

Мимика_________________________________________________________________________________________________________________

Использование жестов_________________________________________

____________________________________________________________

Пробует ли повторять (договаривать) слова_______________________

___________________________________________________________

Фиксировать все лепетные псевдо слова, количество слогов в них

____________________________________________________________

Односложные предложения____________________________________

___________________________________________________________

Предложения из аморфных слов_________________________________

___________________________________________________________

9. Состояние фонематического слуха (способность узнавать и различать неречевые звуки)

Что шумит (погремушка, дудка, колокольчик)______________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

Кто кричит (собака, корова, петух) _______________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________

3

Источник