Индивидуальная карта развития для неговорящего ребенка

Карта индивидуального
развития
на неговорящего ребенка
фамилия, имя ребенка_ _______________________________________________________________
дата рождения________________________________________________________________________
дата поступления в спец. группу_______________________________________________________
Ф.И.О.родителей, место работы
Мать____________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Отец________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состав семьи____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Речевая среда ( двуязычие, нарушение речи и др. особенности) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
домашний адрес, телефон _________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
А Н А М Н Е З
От какой по счету беременности_________________________
Как протекала беременность ( токсикоз, анемия, заболевания, травмы, угроза выкидыша, прием антибиотиков):
Как протекали роды:
Срочные, стремительные, затяжные,
когда закричал ребенок- , когда приложили к груди- ,послеродовые осложнения
Физ.развитие, перенесенные заболевания до года____________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
Раннее психомоторное развитие:
держать головку- сидеть- ходить-
речевое развитие
когда появилось гуление- лепет- первые слова- фраза-
Физическое и речевое развитие ребенка после года:
Часто ли и как болеет___________________________________________
______________________________________________________________
Спокоен или беспокоен, как засыпает и спит________________________
Чем любит заниматься__________________________________________
Когда заметили нарушение речи__________________________________
У какого врача состоит на учете__________________________________
Состояние общей моторики:
( координированность движений)__________________________
Состояние ручной моторики
Покорми куклу –
Слепить из пластилина палочку-
Расстегивать и застегивать пуговицы-
Нарисовать горизонтальные, вертикальные линии-
Складывать крулную мозаику-
Состояние слухового внимания
Дифференциация звучащих игрушек-
Определение направления источника звука( звучащей игрушки)-
______________________________________________________
Исследование пассивного словаря
( по словесной инструкции логопеда)
1. Покажи предметы: стол, стул, кукла, чашка
2. Части предмета:
Ножка стола, рука, нога, глаза и тд.
3. Понимание обобщающих слов:
Выбрать картинки по темам: игрушки –
Посуда- одежда- животные-
4 . Понимание действий:
Покажи где девочка спит- играет- рисует-
Ест-
Выполнить поручение по речевой инструкции: дай куклу,
Покорми куклу , посади куклу.
Понимание прилагательных
Покажи где большой дом — маленький
Длинная лента — короткая
Веселый мальчик — грустный
Тонкий ствол — толстый
Ориентировка в пространстве
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние познавательной деятельности
Восприятие:
Пирамида из 4 – 5 колец-
Разрезные картинки –
Группировка предметов по цвету –
Форме-
Величине-
Мышление:
Счетные операции ________________________________________________________
Произношение звуков
Гласные: А__________ У________ О_______ И_______ Е ________ Э __________
Согласные: С _______ СЬ _______ З _______ ЗЬ _______ Ц _______ Ч ________ Ш ______
Щ _______ Ж _______ Л ________ ЛЬ ______ Р ________ РЬ _______ Й ________ Г ________
К _______ Х ________ Б ________ П ________
Анатомическое состояние артикуляционного
аппарата
( нужное подчеркнуть )
Губы ( толстые, расщелина, шрамы )
Зубы ( редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)
Челюсти
Прикус ( прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой, перекрестный )
Твердое небо ( высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина)
Мягкое небо ( укороченное, отсутствует маленький язычок, раздвоенное )
Язык ( массивный, географический, маленький с укороченной подьязычной связкой )
Состояние речевой моторики
Состояние мимической мускулатуры:
Поднять брови вверх – удивиться
Нахмурить брови — рассердиться
Прищурить глазки
Надуть щечки –
Втянуть щечки –
Состояние артикуляционной моторики
( выполнить по подражанию)
Губы — улыбка — трубочка
Язык — широкий, узкий, вверх, вниз, маятник.
Мягкое небо — широко открыть рот и зевнуть.
Наблюдение за встречей с родителями
1. Умеет ли ребенок задавать вопросы? _______________________________________________________
Понимают ли родители ребенка_________________________
Реакция ребенка на непонимание его речи родителями_____
_______________________________________________________
Какие жесты, слова, мимика присутствуют в речи_________
______________________________________________________________________________________________________________
Как расстается с родителями___________________________
______________________________________________________________________________________
Поведение в игре
1. Играет или нет__________________________________________
_______________________________________________________
2. Особенности поведения в игре____________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Образцы речи ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наблюдение за ребенком на занятиях
1. Умеет ли слушать и выполнять задания____________________________
________________________________________________________________
2. Есть ли желание заниматься______________________________________
Наблюдение за одеванием на прогулку
1. Одевается самостоятельно или с помощью__________________________
2. Обращается ли с просьбами______________________________________
________________________________________________________________
Заключение о речи______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источник
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
ФИ_________________________________________ВОЗРАСТ
___________ ГРУППА__________
ДАТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ______________________________________________________
ОБСЛЕДОВАНИЕ СТРОЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
1. Губы (толстые, тонкие, вялые,
укороченные, норма)
- Зубы (редкие,
мелкие, кривые, лишние, крупные,
нарушение зубного ряда, кариозные, недоразвитые, отсутствие, норма) - Язык
(толстый, узкий, напряженный, маленький, длинный, раздвоенный, распластанный, норма) - Подъязычная
уздечка (укороченная, приращенная, натянутая, норма) - Маленький
язычок (отсутствует, укороченный, раздвоен, свисает неподвижно по
средней линии, отклоняются в сторону) - Твердое небо
(готическое, низкое, наличие расщелины, норма) - Мягкое небо
(длинное, короткое, подвижное, малоподвижное, отклонение увули, норма) - Прикус
(передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, норма) - Саливация (наличие,
отсутствие). - Гиперкинезы
(наличие, отсутствие) - Синкинезии
(наличие, отсутствие)
ПОДВИЖНОСТЬ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
1. Удержание рта закрытым вне
еды и речи____________________________________________________________
- Подвижность губ
·
оскал
____________________________________________________________
·
вытягивание губ
вперёд_____________________________________________
·
улыбка ___________________________________________________________
- Подвижность языка
·
высовывание распластанного
языка____________________________________________________________
·
подъём кончика языка на верхнюю
губу______________________________________________________________
·
опускание кончика языка на нижнюю
губу______________________________________________________________
·
движения кончика языка вправо-влево
________________________________
·
облизывание
губ___________________________________________________
·
высовывание узкого языка___________________________________________
- Подвижность мягкого неба
·
произнесение «А» с открытым
ртом_____________________________________________________________
ОБСЛЕДОВАНИЕ
ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
- Голос
(сильный, слабый, глухой, звонкий, затухающий, крикливый, сиплый, назализованный,
дрожащий, немодулированный, норма) - Темп речи
(замедленный, быстрый, плавный, заикание, запинки, норма) - Мелодико-интонационная сторона речи
(выразительная речь, маловыразительная, монотонная) - Дыхание (свободное, шумное, затрудненное,
поверхностное, неровное, неритмичное, ротовой выдох укороченный, вдох неглубокий, дифференциация носового
и ротового выдоха нарушена (не нарушена), норма)
ОБСЛЕДОВАНИЕ
СОСТОЯНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
1. Удержание позы
_______________________________________________________
2. Переключение при выполнении
движений _________________________________
3. Выполнение движений обеими
руками ____________________________________
4. Темп выполнения движений
_____________________________________________
5. Качество выполнения движений
_________________________________________
6.Напряжённость, скованность
движений ____________________________________
ОБСЛЕДОВАНИЕ
СОСТОЯНИЯ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
1. Удержание позы
_______________________________________________________
2. Переключение при выполнении
движений _________________________________
3. Темп выполнения движений
_____________________________________________
4.. Качество выполнения движений
_________________________________________
5.Напряжённость, скованность движений
____________________________________
ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ
(ПОНИМАНИЕ РЕЧИ)
1.Понимание ситуативной речи (выполнение инструкций):
открой (закрой) _________________ сними (надень) ___________________
принеси (отнеси) ________________ завяжи (развяжи) __________________
2. Лексика
1)Предметный словарь
а) «Покажи
предметы»:
девочка ________стол _______
книга ________ хлеб _______
телевизор _______
машина _________часы _______
б) «Покажи части
тела»:
нос ______ голова _____ глаз ______ губы ______ уши _______ лоб ______
шея ________ рука ______ пальцы _____ колено _______
2) Предикативный словарь
«Покажи, где девочка»:
спит __________ ест
(кушает) ____________ пьёт ____________
поёт _______________
танцует ________________ играет
______________
3) Словарь прилагательных
Покажи, где:
* большой (мяч) __________ маленький (мячик) __________
* высокий (дом) __________ низкий
(домик) _____________
*длинная (лента) ____________ короткая
(лента) ____________
* красный ______ *
синий _______ * желтый ______ * зелёный
_______
4) Исследование уровня обобщения
Покажи, где:
*Мама ____ папа ____ дочь _____ сын ____
бабушка ______ дедушка ____
*Помидор ___ огурец ____ морковь ____ лук ___ свёкла _____
репа _____
*Яблоко ____ груша _____лимон ____ апельсин _____ банан
_____
*Тапочки ____ ботинки _____ туфли _____ сапоги _____ валенки
_____
*Стол ____ стул ____ кровать _____ шкаф _____ кресло _____
*Платье _____ юбка ____ рубашка ____ брюки ____ куртка
_______
*Тарелка ____ кастрюля ______ вилка _____ ложка ______
чайник _______
*Корабль _____ поезд
____ самолёт _______ автобус _______ машина ______
*Кошка ____ корова ____ собака____ коза_____ свинья_____
лошадь ______
*Лиса _____ заяц_____ медведь_____ белка______ ёж_____
2. Грамматический строй речи
Покажи, где:
* Мальчик играет _________________________________
* Мальчик бросает мяч _____________________________
* Мальчик гладит утюгом бельё _____________________
ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ
1. Звукопроизношение
С | СЬ | З | ЗЬ | Ц | Ш | Ж | Щ | Ч | Л | ЛЬ | Р |
РЬ | М | МЬ | Н | НЬ | К | КЬ | Г | ГЬ | Х | В | ВЬ |
Б | БЬ | П | ПЬ | Д | ДЬ | Т | ТЬ | Й | А | И | У |
О | Ы | Э | |||||||||
2. Фонематический слух
*«Послушай внимательно и повтори за мной»:
а-у ___________
и-э ____________ у-о
___________ а-у-ы __________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛОГОПЕДА.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источник
Разделы
Содержание
I период
Динамика
II период
Динамика
III период
Динамика
Психологическая база речи
1. развитие всех видов восприятия:
1.1. зрительного
- «Парные картинки»,
- «Узнай предмет» (в цветном, силуэтном, контурном, пунктирном изображении; перечеркнутые, наложенные друг на друга предметы),
- «Лабиринты»;
1.2. слухового
- «Угадай, что звучит?»,
- «Кто позвал?»,
- «Где звучит?»
1.3. тактильного
- конструирование предметов из палочек,
- «Зашей коврик»,
- «Чудесный мешочек»;
2. развитие памяти и внимания:
2.1. зрительной и зрительного:
- «Запомни, какой игрушки не стало?»,
- «Кто появился?»,
- «Запомни игрушки и найди их среди других»
- «Что изменилось?»;
2.2. слуховой и слухового:
- «Хлопни, как я»,
- «Чей молоток стучит (лиса I — II; заяц II ),
- «Запомни и повтори» (слоговые цепочки: ма -ма, ма — му, ма — па, ма -пу, ма — му — ми),
- «Запомни и повтори (2-3 слова),
3. развитие конструктивной зрительной памяти: «Запомни и выложи»
4. развитие мышления:
- «Почтовый ящик»,
- «Доска Сегена»,
- пирамидка;
- «Составь целое» (картинки, кубики),
- «Разложи по цвету (форме),
- «Что едим, что надеваем»,
- «Выбери только красные кружки (белые, черные)»,
- «Большой — маленький (кубики, матрешки)
- Сложи матрешку, (кубик в кубик).
- Покажи, где один — много; «много — мало».
Общая и мелкая моторика
1. Имитация походки животных, птиц; прыжки на 2-х, на 1-й ноге.
2. Общая моторика + ориентация в пространстве: руки вверх, вниз, за спину;
одновременно топать и хлопать, сначала прыгать, а потом – хлопать.
3. Мелкая моторика:
- «Ладушки»,
- «Сорока-белобока»,
- «Рыбки»,
- «Птички клюют зерно»,
- «Коза»,
- «Заяц»,
- «Молоток»,
- «Человечки»,
- «Кольцо»,
- «Ножницы»,
- «Очки»,
- «Стол»,
- «Стул».
4. Упражнения в переключении с одной позы на другую:
- «Кулак-ладонь»,
- «Стол-стул»,
- «Собери крошки со стола»,
- «Бусы»,
- «Мозаика»,
- «Разложи крупу»,
- «Закручиваем — откручиваем, застегиваем — расстегиваем замки, пуговицы, вкладыши»,
- «Строим башню, дом, дорожку, машинку».
Артикуляционная моторика
Точно и в полном объеме выполнять артикуляционные упражнения для губ и языка
- улыбка,
- трубочка,
- лопатка,
- жало,
- качели,
- маятник,
- широко открыть рот
Звукопроизношение
- Вызывать правильное произношение
гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы;
согласных звуков: П (Б) М Т (Д) Й Н К Г Х
- Закреплять правильное произношение
гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы
согласных звуков: П (Б) М Т (Д) Й Н К Г Х
Просодическая сторона речи
- Формировать длительный речевой выдох.
- Отчетливое произношение звукосочетаний, звукоподражаний и слов.
- Уметь произносить доступный речевой материал: шепотом – громко, ласково – сердито, низко – высоко.
Импрессивная речь
- Формирование потребности в речевом общении.
- Понимание слов, обозначающих:
- предметы
- действия
- признаки
- Понимание вопросов: Где? Куда? Что? Кому? Откуда? Для кого?
- Понимание инструкций:
- одноступенчатых
- двухступенчатых
- трехступенчатых
- Понимание значений существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
- Различение количества предметов (много — мало — один)
- Различение величины (большой — маленький),
- Различение вкуса (сладкий — соленый),
- Пространственное расположение предметов,
- Грамматические формы единственного и множественного числа некоторых существительных и глаголов).
- Узнавать предметы по их назначению. (Чем будешь чистить зубы, кушать, рисовать?),
- Узнавать предмет по описанию (с опорой на игрушки),
- Переключаться с одного действия на другое по словесной просьбе (без предмета, потом с предметом: иди — стой, беги – прыгай, ложись – садись; возьми мяч, подними его вверх, опусти вниз, положи на место).
- Различать утвердительные и отрицательные приказания: иди — не ходи, возьми — не бери кубик, беги — не беги, дай — не давай обруч.
- Различать, к кому обращена просьба (с группой детей: Вова, беги — Дети, бегите. Возьми шар-шары, гриб — грибы (II скл.). Покажи, где дом — дома, лист — листья.)
Экспрессивная речь
Словарь
- Вызывание
- аморфных слов
- звукоподражаний
- Формирование активного словаря:
- существительные
- глаголы
- Выделять и называть части предметов.
Грамматический строй речи
- Словоизменение ед. и мн. число существительных;
- Словообразование уменьшительно-ласкательной формы существительных
- Употребление глаголов в повелительном наклонении («Прикажи»)
- Согласование («Мой, моя, мое»).
Слоговая
Структура
- Звукосочетания (ау, уа, эх, ам, ой, ай)
- Слова разной слоговой структуры:
- 2-сложные с открытых повторяющимися слогами (мама, папа, баба, тата),
- 2-сложные с ударением на 1, 2 слоге (Катя, Ната, Оля, вата);
- 3-сложные (панама, канаты, кубики, кабина)
- 1 сложные слова (мак, сок, бак, дом, дым);
- 2-х сложные со стечением согласных (банка, кошка, мишка; сидит, ходит).
Ф. слух
Формирование восприятия речи.
Связная речь
- Уметь отвечать на поставленные вопросы
- однословным предложением (да, нет)
- простым двусоставным предложением
- простым распространенным предложением.
- Учить заканчивать фразу нужным словом
- Составлять предложения по картинке.
Обозначения: — динамика положительная; — динамика отрицательная;
Источник
РЕЧЕВАЯ КАРТА
НЕГОВОРЯЩЕГО РЕБЕНКА
Фамилия, имя _______________________________________
Дата рождения______________________________________
Дата поступления в группу____________________________
Дата обследования___________________________________
Учитель-логопед ____________________________________
10. Состояние звукопроизношения:
дата
звуки
дата
звуки
А
Ф-Ф
У
Х-Х
И
М-М
О
Н-Н
Ы
Л-Л
Э
С-С
Б-Б
З-З
В-В
Ш
Г-Г
Щ
Д-Д
Ц
К-К
Ч
П-П
Ж
Т-Т
Р-Р
Речевое заключение____________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
4
Анамнез
Течение беременности (подчеркнуть):токсикоз, повышение АД, прием лекарств, отеки, нефропатия, анемия, курение, прием алкоголя.
Роды (подчеркнуть): в срок, преждевременные, стремительные, затяжные.
Особенности при рождении (подчеркнуть): асфиксия, родовая травма, гематома на голове, обвитие пуповины вокруг шеи.
Заболевания раннего возраста _________________________________
___________________________________________________________
Моторное развитие:
Держать голову _________, сидеть ____________, ходить___________
Речевой анамнез:
Гуление _____________________ лепет _________________________
слово _______________________ фраза_________________________
Речевое окружение (недостатки речи у близких, двуязычие, наследственность и т.п.) ______________________________________
___________________________________________________________
1. Ориентировка в новых условиях (самостоятелен, требуется незначительная помощь, необходима обучающая помощь)
_______________________________________________________________________________________________________________________
2. Контактность (достаточная, с активизацией взрослого, недостаточная)_______________________________________________
3. Общее состояние речи/ Особенности общения:
Общается с детьми___________________________________________
Общается со взрослыми_______________________________________
Предпочитает находиться (играть) один___________________________
4. Психические функции
Мышление (пирамидка, разрезная картинка из 2-3 частей)____________
__________________________________________________________________________________________________________________________
Внимание (концетрация, объем, переключение)_____________________
_____________________________________________________________
Работоспособность_____________________________________________
5. Состояние общей моторики (навыки самообслуживания, координация движений, равновесие, осанка)_______________________
_____________________________________________________________
___________________________________________________________
1
6. Состояние мелкой моторики (как удерживает крупный, мелкий предмет)____________________________________________________
___________________________________________________________
Оптико-кинетическая организация движений
сложить первый и второй палец в кольцо_________________________
сделать «козу»_________________________________________________
сделать «зайчика»______________________________________________
7. Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы_______________________________________________________ Язык_________________________________________________________
Зубы_______________________________________________________ Небо_______________________________________________________
8. Речевая моторика
Подвижность, объем____________________________________________
___________________________________________________________
Точность, переключаемость____________________________________
____________________________________________________________
9. Речевой статус:
Импрессивная речь
Реагирует на свое имя_________________________________________
Реагирует на интонацию поощрения или запрещения________________
___________________________________________________________
Понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром
_________________________________________________________________________________________________________________________
Знает имена своих близких_____________________________________
Знает названия своих игрушек__________________________________
Может показать части тела у себя, своих игрушек__________________
___________________________________________________________
Ориентируется в названиях предметов ___________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
Ориентируется в названиях предметов, изображенных на картинках_______________________________________________________________________________________________________________
Ориентируется в названиях действий ____________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
2
Экспрессивная речь
Отсутствие вербальной речи
Виды невербального общения:
Просьбы______________________________________________________
Приветствия__________________________________________________
Попытки привлечь внимание____________________________________
___________________________________________________________
Интонационная окрашенность вокализаций и псевдо слов____________
____________________________________________________________
Есть ли звукоподражания:
как тикают часы_______________________________________________
как лает собака_______________________________________________
как кричит петух_______________________________________________
как мяукает кошка_____________________________________________
как мычит корова_____________________________________________
Мимика_________________________________________________________________________________________________________________
Использование жестов_________________________________________
____________________________________________________________
Пробует ли повторять (договаривать) слова_______________________
___________________________________________________________
Фиксировать все лепетные псевдо слова, количество слогов в них
____________________________________________________________
Односложные предложения____________________________________
___________________________________________________________
Предложения из аморфных слов_________________________________
___________________________________________________________
9. Состояние фонематического слуха (способность узнавать и различать неречевые звуки)
Что шумит (погремушка, дудка, колокольчик)______________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
Кто кричит (собака, корова, петух) _______________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________
3
Источник