Индивидуальная карта физического развития ребенка
Индивидуальная карта развития ребенка
Образовательная область « Физическая культура»
Фамилия, имя ____________________________________________ Дата рождения_____________________________________________
Показатели развития | 3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 |
Группа здоровья | ||||
Развитие психофизических качеств | ||||
Выносливость | + | + | + | |
Сила (скоростно-силовые) | + | + | + | + |
Быстрота | + | + | + | + |
Ловкость (координация движений) | + | + | + | + |
Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями) | ||||
Ходьба, упражнения в равновесии | + | + | + | + |
Бег | + | + | + | + |
Групповые упражнения с переходами | + | + | + | |
Ползание, лазанье | + | + | + | + |
Прыжки | + | + | + | |
Катание, подбрасывание и ловля, отбивание, метание, ведение, бросок набивного мяча. | + | + | + | + |
Спортивные игры | + | + | + | |
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании | ||||
Участие в совместных играх и физических упражнениях. | + | + | + | + |
Участие в подвижных играх | + | + | + | + |
Активность в самостоятельной двигательной деятельности | + | + | + | + |
Участие в спортивных играх и упражнениях | + | + | ||
Уровень: |
Н-1.0-1.4; С- 1.5-1.4; В — 2.5-3.0
3-4 | 4-5 | 5-7 | |
Низкий | 10-14 | 14-19 | 15-21 |
Средний | 15-24 | 20-34 | 22-37 |
Высокий | 25-30 | 35-42 | 38-45 |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ПО ОО « ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
3-4
НИЗКИЙ: Ребенок напряжен, неуверенно выполняет большинство упражнений , движения скованные, координация движений низкая (в ходьбе, беге, лазании), не умеет действовать по указанию воспитателя, согласовывать свои движения с движениями других детей, отстает от общего темпа выполнения упражнений, необходим отдельный показ упражнений, движений. Активно и заинтересованно участвует в подвижных играх.
СРЕДНИЙ: Ребенок уверенно, с небольшой помощью воспитателя выполняет основные движения, общеразвивающие упражнения, соблюдает направление, основную форму и последовательность действий, действует в соответствии с указаниями в общем ритме и темпе, с желанием включается и осваивает новые разнообразные движения, соблюдает правила в подвижных играх.
ВЫСОКИЙ: Ребенок уверенно, самостоятельно и точно выполняет задания, действует в общем для всех темпе, легко находит свое место при совместных построениях и в играх, быстро реагирует на сигнал, переключается с одного движения на другое, с большим удовольствием участвует в играх, строго соблюдает правила, стремится к выполнению ведущих ролей в игре.
4-5
НИЗКИЙ: Ребенок допускает существенные ошибки в технике движения. Не соблюдает заданный темп и ритм, действует только в сопровождении показа воспитателя. Нарушает правила в играх, с интересом в них участвует. Ошибок в действиях других не замечает.
СРЕДНИЙ: Ребенок владеет главными элементами техники большинства движений. Способен самостоятельно выполнять упражнения на основе предварительного показа. Иногда замечает ошибки при выполнении упражнений и нарушение правил в играх. Увлечен процессом и не всегда обращает внимание на результат. В играх активен, положительно относится ко всем предлагаемым, особенно новым упражнениям.
ВЫСОКИЙ: Ребенок проявляет стойкий интерес к физическим упражнениям. Осуществляет элементы контроля над действиями сверстников, замечает нарушение правил в играх. Наблюдается перенос основных упражнений в самостоятельную деятельность.
5-6
НИЗКИЙ: Ребенок неуверенно выполняет сложные упражнения. Не замечает ошибок детей и свои. Нарушает правила в игре, увлекаясь ее процессом. С трудом сдерживает свои желания, слабо контролирует способ выполнения упражнений. Не обращает внимания на качество движений. Интерес к физическим упражнениям низкий.
СРЕДНИЙ: Ребенок правильно выполняет большинство физических упражнений, но не всегда проявляет должные усилия. Верно оценивает движения сверстников, иногда замечает собственные ошибки. Понимает зависимость между качеством выполнения упражнений и результатом. Хорошо справляется с ролью водящего, правил не нарушает, но интереса к самостоятельной организации не проявляет.
ВЫСОКИЙ: Ребенок уверенно, точно, с большим напряжением и хорошей амплитудой, в заданном темпе и ритме, выразительно выполняет упражнения. Способен творчески составить несложные комбинации (варианты) из знакомых упражнений. Проявляет самоконтроль и самооценку. Стремится к лучшему результату, осознает зависимость между качеством выполнения упражнения и его результатом. Интерес к физическим упражнениям высокий, стойкий.
6-7
НИЗКИЙ: Ребенок допускает ошибки в основных элементах сложных физических упражнениях. Слабо контролирует выполнение движений, затрудняется в их оценке. Допускает нарушение правил в подвижных и спортивных играх, чаще всего в силу недостаточной физической подготовленности. Снижен интерес к физическим упражнениям.
СРЕДНИЙ: Ребенок технически правильно выполняет большинство физических упражнений, проявляет при этом должные усилия, активность и интерес. Способен оценивать движения других детей, упорен в достижении своей цели и положительного результата. Самоконтроль и самооценка непостоянны (эпизодически проявляются).
ВЫСОКИЙ: Ребенок результативно, уверено, мягко, выразительно и точно выполняет физические упражнения. Самоконтроль и самооценка постоянны. Проявляет элементы творчества и двигательной деятельности, самостоятельно составляет простые варианты из освоенных физических упражнений и игр, через движения передает разнообразие конкретного образа (персонажа, животного), стремится к неповторимости (индивидуальности) в своих движениях. Интерес к физическим упражнениям устойчивый.
Развитие физических качеств
3-4 | Энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места; проявляет ловкость в челночном беге; умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями педагога. |
4-5 | Прыгает в длину с места ; может пробежать по пересеченной местности в медленном темпе 200—240 м; бросает набивной мяч (0,5 кг), стоя из-за головы. |
5-6 | Может прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места , с разбега , в высоту с разбега , прыгать через короткую и длинную скакалку. Умеет лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа. Умеет метать предметы правой и левой рукой на расстояние , в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте , в ходьбе. Владеет школой мяча. |
6-7 | Может прыгать на мягкое покрытие (с высоты до 40см); прыгать в длину с места , с разбега ;в высоту с разбега — прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами. Может перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг), бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4-5 м, метать предметы правой и левой рукой на расстояние , метать предметы в движущуюся цель. Ходит на лыжах: переменным скользящим шагом на расстояние , поднимается на горку, спускается с горки, тормозит при спуске. Проявляет статическое и динамическое равновесие, координацию движений при выполнении сложных упражнений |
Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями)
3-4 | Сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление. Может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх и ловить; метать предметы правой и левой рукой . |
4-5 | Ходит свободно, держась прямо, не опуская головы ; уверенно ходит по бревну (скамейке), удерживая равновесие; умеет лазать по гимнастической стенке вверх и вниз приставным и чередующимся шагами. В прыжках в длину с места отталкивается двумя ногами и мягко приземляется, подпрыгивает на одной ноге. Ловит мяч руками, многократно ударяет им об пол и ловит его; бросает предметы вверх, вдаль, в цель, через сетку. Чувствует ритм, умеет ходить, бегать, подпрыгивать, изменять положение тела в такт музыке или под счет. |
5-6 | Умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие ,умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние около 2 км; ухаживает за лыжами. Умеет кататься на самокате. Участвует в спортивных играх и упражнениях, в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах |
6-7 | Выполняет правильно технику всех видов основных движений: ходьбы, бега, прыжков, метания, лазанья умеет перестраиваться:- в 3-4 колонны,- в 2-3 круга на ходу- в две шеренги после расчета на «первый-второй»- соблюдать интервалы во время передвижения выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции следит за правильной осанкой |
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании
3-4 | Принимает участие в совместных играх и физических упражнениях проявляет интерес к физическим упражнениям, умеет пользоваться физкультурным оборудованием в свободное время проявляет положительные эмоции, активность в самостоятельной и двигательной деятельности проявляет самостоятельность в использовании спортивного оборудования (санки, лыжи, трехколесный велосипед)проявляет самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх |
4-5 | Активен, с интересом участвует в подвижных играх ; инициативен, радуется своим успехам в физических упражнениях .Умеет самостоятельно и творчески использовать физкультурный инвентарь для подвижных игр |
5-6 | Участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей; проявляет самостоятельность, творчество, выразительность и грациозность движений. Умеет самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры. Проявляет интерес к разным видам спорта |
6-7 | Участвует в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис). Умеет самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры проявляет интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта проявляет интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, теннис, хоккей, футбол) |
Источник
Не все дети любят ходить в детский сад и начальную школу. В первую очередь, это связано с тем, что основа образовательного процесса ориентирована на среднестатистических детей, чье здоровье полностью соответствует возрасту. По этой причине некоторые воспитанники (ученики), имеющие отклонения в развитии, не могут раскрыться в окружающем их обществе. Решением этой проблемы стало введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который устанавливает новый подход к современной системе образования и позволяет применять всевозможные педагогические средства для успешного развития детей.
Главная задача воспитателей и учителей – создать приемлемую обстановку для самореализации каждого из обучающихся. Решением поставленной задачи является регулярное, полноценное заполнение индивидуальной карты развития ребенка по ФГОС, с помощью которой можно создать все условия для социализации и личностного формирования, а также для эмоционального, интеллектуального, общефизического и творческого развития личности.
Психологическое развитие ребенка
В дошкольном детстве (в возрасте от 3 до 7 лет) происходят активные психические изменения и формируются важнейшие личностные качества, от которых зависит вся дальнейшая общественная жизнь человека. Процесс развития происходит непрерывно, поэтому особое влияние на дошкольника оказывают как члены семьи, так и воспитатели в детском саду. На сегодняшний день в ДОУ практикуют составление и ведение электронных индивидуальных карт развития. Электронная карта индивидуального развития ребенка дошкольника по ФГОС позволяет родителям вносить свои корректировки в работу воспитателей, а также самостоятельно, в домашних условиях заниматься с ребенком тем, что он осваивает хуже всего.
Индивидуальная карта развития ребенка в ДОУ – это документ, содержащий всю информацию об успеваемости воспитанника и о его достижениях. Если дошкольник имеет психические отклонения, это также отмечается в индивидуальной карте развития ребенка ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).
Правила заполнения индивидуальной карты
Карта история развития ребенка имеет несколько разделов, заполнением которых занимаются ответственные воспитатели, медицинские работники и педагоги. Например, раздел “Физические изменения” заполняет инструктор по физической культуре, тот который непосредственно занимался с дошкольником на протяжении рассматриваемого промежутка времени, раздел “Психика” заполняет психолог, “Маршрут (ИОМ)” – воспитатели.
Примечание. ИОМ – Индивидуальный образовательный маршрут.
Заполненная карта индивидуального развития ребенка – документ, в котором расписаны данные дошкольника по определенным требованиям. В диагностические карты индивидуального развития ребенка обязательно включают следующие разделы: общие сведения, физические и психические изменения, образовательные достижения и успеваемость, предпосылки к творчеству, ИОМ, реализация ИОМ, уровень готовности к школьному обучению.
Общие сведения
Данные о воспитаннике и его семье – название образовательного учреждения, период обучения, номер группы, кто воспитатели (преподаватели), какие дополнительные занятия посещал воспитанник, а также его увлечения, интересы, достижения, сведения о родителях и о домашних условиях (где спит, играет, занимается, обеспечен ли всеми необходимыми развивающими игрушками и т.д).
Физические и психические изменения
Данные физического изменения дошкольника (рост, вес) заполняются ежегодно (в возрасте 2-3 лет, 3-4 года, 4-5, 5-6 и 6-7 лет) в начале или конце учебного года, также должны быть вписана группа здоровья, наличие/отсутствие острых и хронических заболеваний. При поступлении карта развития ребенка дошкольника заполняется частично, например, указывается степень адаптации к дошкольному учреждению.
При наличии уроков физкультуры и во время проведения спортивных соревнований (бег, прыжки, метание, гибкость, выносливость) учитываются не только с какой скоростью бежал ученик, но и как вел себя при этом. Например, при сдаче норматива “бег 30 м” отмечается результат забега, а также следил ребенок за дыханием или нет, отвлекался на окружающих ровесников или нет.
Основные диагностируемые параметры:
- психические процессы (мыслительные и речевые, внимательность, память);
- личностные качества (самооценка, темперамент);
- степень общительности (со взрослыми, со сверстниками, а также статус в группе – лидер или агрессор).
Достижения и предпосылки
Достижениями воспитанника в детском саду можно назвать как его хорошую память, так и умение постоять за себя в группе. Чаще всего в индивидуальной карте прописаны не только области развития, но и подробно составлены их подразделы. Образец заполнения карты индивидуального развития ребенка:
№ | Наименование области развития | Подразделы | Пример комментария воспитателя |
1 | Речевая | Объем словарного запаса, наличие связной разговорной речи, восприятие литературы | Может рассказать сюжет из сказки |
2 | Познавательная | Окружающий мир, ФЭМП, исследовательская деятельность | Знает окружающий социальный мир и мир природы, отличает куб от шара, отличает цвета, логически размышляет |
3 | Коммуникативная | Социализация, труд, ОБЖ | Соблюдает установленные правила, соблюдает чистоту на своем месте, хорошо контактирует с воспитателями и сверстниками |
4 | Творческая | Изобразительная и конструкторская деятельность, музыка | Владеет ножницами, соблюдает границы рисунка при раскрашивании, знает и называет музыкальные предметы |
5 | Физическая | Активность, подвижность | Развивается соответственно возрасту, может организовать подвижную игру |
Важно! Заполненная в соответствии с ФГОС карта индивидуального развития ребенка, должна иметь подписи специалистов и даты заполнения в каждом из разделов.
Индивидуальный образовательный маршрут и его реализация
Карта учета индивидуального развития ребенка в обязательном порядке должна содержать подробный образовательный маршрут, результаты корректировки поведения, и рекомендации для дальнейшего школьного обучения.
Невозможно составить правильный маршрут при единичном общении с дошкольником. Для грамотного корректирования ИОМ важно определить временные промежутки для оценивания результатов и диагностирования выбранных воспитателями методик. Например, Карта индивидуального развития дошкольника впервые заполняется при зачислении малыша в детский сад, в возрасте 3-4 лет. Информация о том, как повел себя ребенок в первые дни посещения дошкольного учреждения записываются единожды. Следующие данные вносят после определенного промежутка времени, через неделю или месяц, где уже указываются первые достижения дошкольника и его слабые стороны. Например, если ребенок не умеет раскрашивать картинки – это его слабая сторона, и чтобы ее развить, ему необходимо уделять больше времени на эту деятельность. Составляется индивидуальный план занятий, в котором указывается, что воспитанник должен 2-3 раза в неделю заниматься с раскраской.
Для реализации индивидуального маршрута и для получения положительных результатов в карте должны быть установлены следующие параметры:
- Периодичность (ежедневно, один, два или три раза в неделю). Например, ежедневно проговаривать «Скажи, как называется», «Угадай и скажи, кто какие произносит звуки». Беседы по темам недели и закрепление пройденного материала, повторение в домашних условиях.
- Рекомендации и формы общения с дошкольником, например, для формирования статуса в группе отдавать ребенку лидирующие роли в играх.
- Результаты (описание положительной динамики или ее отсутствия).
Индивидуальная карта психологического развития ребенка, составленная по ФГОС, необходима для выявления и своевременного корректирования психоэмоционального состояния дошкольника. Они помогают воспитателям и учителям оказывать своевременную помощь детям, прогнозировать появление психических заболеваний и способствовать успешной адаптации к урокам в общеобразовательной школе.
Школьные индивидуальные карты развития
Индивидуальные карты развития ребенка в школе аналогичны картам ДОУ. Их назначение – резюмирование данных об учениках, полученных педагогами путем наблюдений, грамотного прогнозирования и составления плана школьной деятельности. В школе особое внимание уделяется следующим направлениям:
- освоение основ школьной программы;
- возрастные достижения;
- социализация и отношения со старшими людьми (педагогами);
- общая физическая подготовка;
- склонность к творчеству.
Главное отличие школьных индивидуальных карт – упор на успеваемость учеников, их воспитание и социальное становление. Так как основы психики человека формируются в дошкольном детстве, во время обучения в школе педагоги могут только корректировать и направлять ученика, опираясь на ИОМ, но изменить его психические характеристики уже невозможно.
Образцы индивидуальных карт развития ребенка
Скачать «Образец Индивидуальная карта развития ребенка (младшая группа)»
Скачать «Образец Индивидуальная карта развития ребенка (средняя группа)»
Скачать «Образец Индивидуальная карта развития ребенка (старшая группа)»
Скачать «Образец Индивидуальная карта развития ребенка (подготовительная группа)»
Видео
006
Источник