Индивидуальная история развития ребенка

метки: Ребенок, Развитие, Возраст, Проблема, Анамнез, Основной, Мышление, Понятие

Практическое занятие 1

Тема: Проблемы и задачи психологического консультирования в детском возрасте

1.Распространенные проблемы современного поколения детей, возникающие в рамках нормативного русла развития:

а) психологические проблемы, связанные с ослаблением нервно-психического здоровья детей;

б) психологические проблемы детей, связанные с неблагоприятными особенностями социальной ситуации развития.

2.Основные задачи психологического консультирования детей и подростков:

а) повысить компетентность родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка;

б) своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в психолого-медико-педагогические консультации;

в) предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами);

г) составление (совместно с педагогическими психологами или педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц;

д) составление (совместно со специалистами по семейной психотерапии) рекомендаций по воспитанию детей в семье;

е) коррекционная работа индивидуально или(и) в специальных группах при консультации с детьми и родителями;

ж) психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм работы.

Задание для самостоятельной работы

Разработайте лекционно-просветительное занятие для повышения

родительской компетентности по вопросам возрастных кризисов (возрастной

кризис может быть выбран самостоятельно) или кризисных моментов

(подготовка к поступлению в детский сад, появление второго ребенка в семье,

развод родителей и т.д.) на 30-40 минут.

Контрольные вопросы

1. Какие проблемы не входят в область рассмотрения возрастно-психологического консультирования?

2. Перечислите психологические проблемы детей, связанные с неблагоприятными особенностями социальной ситуации развития.

7 стр., 3251 слов

Проблема развития мышления. Основные психологические теории 2

Контрольная работа по дисциплине «Общая психология» на тему: «Проблема развития мышления. Основные психологические теории» Минск 2008 Тема: «Проблема развития мышления. Основныепсихологические теории». Содержание. Введение…………………………………………………………………………. 1. Проблема развития мышления………………………………………………4 1.1. Понятие о мышлении………………………………………………………4 1.2. Наглядно-действенное мышление………………………….……………… …

3. С чем связано резкое возрастание за последнее время психосоматических заболеваний у детей? Обоснуйте свой ответ.

4. Почему именно в подростковом возрасте процент выявленных психических заболеваний возрастает?

Практическое занятие 2

Тема: Основные положения отечественной возрастной психологии в

Консультативной практике

1.Основные положения концепции возраста Л.С. Выготского

(психологический возраст, социальная ситуация развития, деятельность,

возрастные новообразования) и их реализация в консультативной практике.

2.Заполните таблицу:

Возрастные критерии возникновения кризисаОсновные новообразованияВедущий вид деятельностиОсновные психологические проблемы связанные с данным кризисом
    

3.Понятие «психологический диагноз».

4.Понятие «психологический прогноз».

Задание для самостоятельной работы

1.Разработайте ситуацию и составьте примерный вариант условно-вариативного прогноза по одной из выбранных проблем:

а) авторитарность родителей или родителя;

б) высокая тревожность ребенка старшего дошкольного возраста;

в) слабо выраженные коммуникативные навыки младшего школьника;

г) отсутствие произвольности у ребенка младшего школьного возраста;

д) повышенная агрессивность в подростковом возрасте.

Контрольные вопросы

1.Раскройте содержание понятия «психологический возраст».

2.Каковы основные компоненты понятия «психологический диагноз»?

3.Почему Л.С. Выготский называл психологический диагноз «диагнозом развития»?

4.Какие варианты развития ребенка рассматриваются при построении условно-вариативного прогноза?

Практическое занятие 3

Тема: История развития ребенка, или психологический анамнез

1. Понятие и значение психологического анамнеза.

2. Принципы и особенности составления психологического анамнеза.

3. Схема составления психологического анамнеза.

Задание для самостоятельной работы

1. Познакомьтесь с предложенными вам вариантами заполнения родителями первичных анкет и проанализируйте их (приложение 1).

Раскройте психологическое значение тех вопросов, которые содержаться в пунктах схемы анамнеза. ( с какой целью используется каждый из вопросов)

2.Составьте свою схему согласно возрасту ребенка и осуществите сбор психологического анамнеза.

Контрольные вопросы

1.Каково специфическое значение метода анамнеза в комплексном психологическом обследовании ребенка?

2.Охарактеризуйте особенности позиции психолога в процессе беседы с родителями при составлении истории развития ребенка.

3.Перечислите основные компоненты психологического содержания, выявляемого с помощью метода анамнеза.

4.Какие стороны психического развития ребенка обсуждаются с родителями в процессе воссоздания истории его развития?

Приложение 1

Первичная анкета для родителей младших школьников

Уважаемые родители!

Для создания точной и подробной картины нынешнего психологического состояния вашего ребенка, а также для определения ближайших перспектив его развития просим вас помочь нам в проведении психологического обследования вашего ребенка и предоставить необходимую информацию. Со своей стороны гарантируем полную конфиденциальность и использование предоставленной информации только в интересах вас и вашего ребенка.

Пожалуйста, укажите фамилию, имя и возраст вашего ребенка:

_____________________________________________________(лет, месяцев)

1. Ваши фамилии: (мама) _________________________________Ваш возраст:

(мама)_____

Ф.И.О./(папа)_______________________________________________

Возраст(папа)____________________________

Ваше образование: (мама)_________________________

(папа)_____________________________________

2. Перечислите полный состав семьи, в которой постоянно живет ребенок, а также укажите возраст всех детей в семье:

3. Доношен ли ребенок, были ли осложнения в дородовой период?

4. Были ли осложнения при родах (родовая травма)?

5.Как долго ребенка кормили грудью?

6. Состояние здоровья ребенка к моменту обследования и перенесенные заболевания (в каком возрасте, тяжесть заболевания):___________. Наличие травм и операций, хронических или частых заболеваний, наследственных заболеваний:______________________________________________________

7. Кто воспитывал ребенка первые два года, кто ухаживал за ребенком?

8. Когда начал сидеть______________, ползать_________, стоять____________,

ходить________?

Когда появились первые слова_________, было речевое общение?__________

9. Насколько активным был ребенок в первые два года? _________________________

С кем предпочитал общаться ребенок?

Как складывались отношения ребенка с незнакомыми людьми (боялся чужих, легко вступал в контакт и т.д.)?

10. Были ли длительные разлуки с родителями (матерью___, отцом __)?

Какова была реакция ребенка?_______________________________________

11. Когда стал самостоятельно есть _____, проявлять навыки самообслуживания? ________ Как проходило приучение к горшку (с трудом, достаточно поздно, рано и т.д.)? ______________________________________

12. С какого возраста ходил в ясли, детский сад, другие детские учреждения?

___________ Как проходила адаптация к учреждению (болезненно, с трудом первое время, спокойно и т.д.)?

13. Любимые занятия и игры в раннем детстве?

14. Осуществляли ли вы специальную подготовку ребенка к школе? Как именно (чтение, рисование, речевые занятия)?____________Как ребенок к этому относился (без особого желания, крайне негативно, положительно)?

15. В каком возрасте поступил в школу?______ Легко ли адаптировался к школьной жизни? ______Тип посещаемого учебного заведения (общеобразовательная школа, гимназия, лицей).____ Была ли смена школы____, класса_____и по какой причине?____________________________

16. Устраивает ли вас успеваемость ребенка?_________________

Почему?_____________ Любимые _____и нелюбимые____________предметы.

17. Как ребенок выполняет домашние задания (самостоятельно, частично с вами, только с вами)?___

18. Каковы отношения с одноклассниками?_______________ С учителями?

19.Какие особенности поведения вашего ребенка более всего вас беспокоят? (Например, страхи: боязнь темноты, животных, машин, конфликтов в семье, наказания, определенных людей, ситуаций, предметов и др.).__________________________________

20. Бывают ли у вашего ребенка и как часто: нарушения сна, питания, внезапные изменения настроения (безудержный плач, смех), икание, недержание мочи и кала, лицевой тик, избыточное потение и сердцебиение при волнении и т.д.?________________________________________________

21.Есть ли у вашего ребенка такие привычки, как: обгрызание ногтей, постукивание, посвистывание, поплевывание, почесывание, пощелкивание пальцами, сосание пальцев и др.?_____________________________________

22. Бывают ли у вашего ребенка боязнь общения со взрослыми, старшими или младшими детьми, сверстниками, навязчивые желания и мысли? __________________________________________________________

23. Не беспокоят ли вас такие речевые проявления у ребенка, как: заикание, горловой спазм при волнении, неправильное произношение звуков, ограниченный словарный запас, речевые ритуалы (протяжное произношение звуков в определенных ситуациях, «сюсюкание» и др.)?____________________________________

24. Какие ритуалы требует осуществлять от вас (близких взрослых) ваш ребенок: при утреннем вставании, при одевании, при приеме пищи, на прогулке, когда вы принимаете гостей, когда вы ходите в гости, при подготовке ко сну, при купании и др.?____________________________________________

Вместе с данной анкетой просим вас передать лично в руки нашему сотруднику последние рисунки вашего ребенка, а также сочинения всех членов вашей семьи (в которой живет ребенок) на тему «Мои ребенок». Уважаемые родители, бабушки и дедушки, дяди и тети, друзья и знакомые! При написании сочинений будьте, пожалуйста, независимы друг от друга. Пишите самостоятельно. Благодарим вас за подробные и искренние ответы

Источник

Паспортная часть

История развития ребенка

Леголенд

Парк Леголенд находится в городе Биллунд, 260 км от Копенгагена 45 миллионов кубиков Лего были использованы при постройке в нем „городов“ и „пейзажей“ различных уголков земного шара Леголенд — это и парк развлечений, и музей кукол, и очаровательный сад из тысяч миниатюрных деревьев и цветов. В распоряжении посетителей огромное разнообразие конструкторов Лего. Страна Лего всемирно известна также изза своих высоких требований к безопасности.

В июне 1968 года парк Леголенд впервые открылся на площади 38 кв. м. Все здания, пейзажи, транспорт в парке были построены из стандартных кирпичиков Лего, и успех этой страны игрушек превзошел все ожидания — только за первый год его посетили 625 тысяч людей.

Парк разделен на 6 областей: Министрана, страна DUPLO, город LEGOREDO, Страна пиратов, Страна замков, Земля приключений.

В Министране можно полюбоваться на макеты зданий, самолетов и пароходов в масштабе 1:20. Можно посмотреть на эту страну с 30метровой обзорной башни (при этом создается впечатление, что посетители парят в воздухе на высоте 600 м). В Министране можно испытать педальные или монорельсовые машины на надземной трассе и даже получить права на вождение машин класса Лего (возраст будущих водителей от 8 до 13 лет). Здесь расположена целая поляна — со строениями, автобусами, грузовиками, палатками, механиками. Есть где путешествовать и поставить свою машину на стоянку. Эти типы машин представлены в серии наборов Лего „Гоночные постройки“.

Леголенд (Legoland) — это детский тематический парк развлечений, практически полностью построенный из конcтруктора LEGO. В мире существует всего 4 парка Леголенд: в Биллунде (Дания), в Виндзор (Великобритания), в Калифорнии (США) и в Гюнцбурге (Германия).

Disneyland Resort Paris (читается Диснейлэ́нд; до 1995 года ЕвроДиснейленд) — комплекс парков развлечений компании «Уолт Дисней» в городе МарнляВале в 32 км восточнее Парижа. Площадь парка составляет около 1943 га. В среднем за год парижский Диснейленд посещают 12,5 млн человек.

Ф.И.О. ребенка: Х Х Х

Возраст: 3 месяца 05 дней.

Группа здоровья: I

Ф.И.О.: Х Х Х

Пол: Мужской

Возраст: 3 месяца 5 дней

Дата рождения: 15.08.2003 г.

Ребенок от второй беременности, первая беременность была прервана искусственно. Вторая беременность протекала без осложнений, роды в 40 недель, протекали без осложнений. При рождении ребенок закричал сразу.

Масса тела при рождении ~ 3600 гр, длина ~ 51 см. Массо-ростовой коэффициент 3600/51≈71 (>60 – норма).

К груди приложили сразу после рождения, грудь взял активно.

Остаток пуповины отпал на 3 сутки, пупочная ранка зажила на 4 день.

Физиологическая потеря массы тела ~ 200 г, восстановилась в первую неделю жизни.

Психомоторное развитие ребенка хорошее, т.к.: активен, голову начал держать в 1,5 месяца, поворачиваться в 2,5 месяца; в 1 месяц начал улыбаться, фиксировать взгляд на ярких предметах, узнавать мать, в 2 месяца – гулить.

Нарастание массы тела: 1месяц – 800 г, 2 месяц — 700 г, 3 месяц — 800 г.

Зубов нет.

Ребенок находится на естественном вскармливании с момента рождения, кормление по требованию ~ 7 раз в день. Питание адекватное, т.к. имеет место хорошее психомоторное развитие, достаточная прибавка в массе тела, нормальная частота стула (1-2 в сутки) и мочеиспускания (10 раз в сутки), положительное эмоциональное состояние, удовлетворенность актом сосания, отсутствие симптомов и синдромов алиментарно-дефицитных состояний и болезней нарушения питания.

Со слов матери аппетит у ребенка хороший, сон спокойный, не болел.

Привит по календарю.

С инфекционными больными не контактировал.

Семейный анамнез и материально-бытовые условия:

Отец: Х Х Х, дата рождения: Х.07.19ХХ г., 24 года, место работы: ООО «Х», менеджер.

Мать: Х Х Х, дата рождения: Х.03.19ХХ г., 22 года, место работы: не работает.

Состояние здоровья обоих родителей удовлетворительное. Мать отца больна язвенной болезнью ДПК, у бабушки по материнской линии — ИБС. Со слов матери в семье никто не курит, алкогольные напитки не употребляет.

В семье один ребенок.

Жилищные условия удовлетворительные: имеют отдельную благоустроенная квартиру, соответствующую санитарно-гигиеническим нормам.

У ребенка имеется отдельная кровать. Белья достаточно. Одевают по сезону.

Купание регулярное – 1 раз в день.

Прогулки систематические, по 60 минут в день.

 
 

Объективное исследование:

Общее состояние ребенка удовлетворительное. Сознание полное, положение активное, выражение лица живое. Цвет лица бледно-розовый, глаза широко раскрытые, блестящие, зрачки одинаковые, нормальной величины, реакция на свет живая. При осмотре ребенок спокоен, реакция на окружающие предметы и игрушки адекватная.

Телосложение правильное.

Кожные покровы бледно-розового цвета, умеренно влажные, патологических высыпаний и отеков нет, эластичные. Волосы на голове здоровые, темно-коричневого цвета, рост правильный.

Слизистые оболочки губ, рта, конъюнктива: розовые, умеренной влажности, повреждений, высыпаний нет.

Подкожно-жировой слой: развит хорошо, распределен равномерно по всем областям туловища и конечностей, толщина складки на животе 1,0, на груди 0,8, на верхней конечности 0,8, на спине 1,0, тургор нормальный.

Лимфатические узлы не пальпируются, пальпация в месте проекции безболезненна.

Железы внутренней секреции: анатомо-физиологических признаков патологии доступными методами исследования не обнаружено.

Мышечная система развита хорошо.

Костная система: голова нормальной величины, округлой формы, пропорциональна, симметрична, малый и боковые роднички закрыты, большой – 1,5 * 2,0 см. Грудная клетка: цилиндрической формы, симметрична, эпигастральный угол тупой. Позвоночник: нормальной формы. Конечности: пропорциональны по отношению к туловищу, имеют правильные контуры, симметричны, кисти и стопы без особенностей. Пальпация костей переноситься хорошо. Движения в суставах пассивные, активные в полном объеме, безболезненны. Деформаций суставов нет.

Сердечно-сосудистая система:

При осмотре видимой пульсации крупных сосудов не определяется. Пульс симметричный, хорошего наполнения, ритмичный. Частота пульса ~ 132 удара в минуту. При осмотре сердечная область не изменена. Сердечный толчок не виден.

Верхушечный толчок: визуально определяется в виде слабой пульсации в IV межреберье слева, пальпируется в IV межреберье на 2 см кнаружи от левой среднеключичной линии, локализованный, умеренной высоты и силы.

Границы относительной сердечной тупости:

Правая – по правой парастернальной линии.

Левая – 2см кнаружи от левой среднеключичной линии.

Верхняя – II ребро по левой окологрудинной линии.

При аускультации тоны сердца ясные, ритмичные. Шумы отсутствуют. ЧСС – 128/мин. АД 70/50 мм.рт.ст

Органы дыхания:

Носовое дыхание свободное, тип дыхания брюшной. Дыхание поверхностное, ритмичное. ЧДД ~ 35 в мин. Грудная клетка правильной формы, равномерно участвует в акте дыхания, втяжение межреберных промежутков в области прикрепления диафрагмы почти незаметное. Лопатки прилегают к туловищу. Резистентность грудной клетки: податлива. Голосовое дрожание одинаково на симметричных участках. При перкуссии над всей поверхностью легких – ясный легочный звук. Дыхание пуэрильное, крепитации, хрипов нет.

Органы пищеварения:

Живот мягкий, при пальпации безболезненный, участвует в акте дыхания. Печень мягко-эластической консистенции, не увеличена. Селезенка не пальпируется. Полость рта: слизистые бледно-розового цвета, зубов нет, язык влажный.

Мочеполовая система:

При осмотре поясничной области гиперемия, припухлость не определяются. Пальпация области почек и по ходу мочеточников безболезненна. Мочеиспускание 10 раз в сутки, безболезненное.

Нервная система:

Психомоторное развитие ребенка хорошее, реакция на других людей адекватная, эмоциональный тонус не нарушен, двигательных расстройств не отмечается.

Антропометрические данные:

Масса (долженствующая): Мд = М при рождении + 800*число месяцев = 3600 + 800*3 = 6000 г или другим методом: Мд = 8200 (средняя масса ребенка в 6 мес) – 800*число недостающих месяцев = 8200 – 800*3 = 5800 г

Масса (фактическая): 5900 г — попадает в интервал от 25 до 75 центиля – «коридор» №4 – область средних величин, соответствует долженствующей массе.

Длина (долженствующая): Дл при рождении + 3* число месяцев = 51 + 3*3 = 60 см

Длина (фактическая): 60 см — попадает в интервал от 25 до 75 центиля – «коридор» №4 – область средних величин, соответствует долженствующей длине.

Окружность головы (долженствующая): ОГд = 43 (средняя окружность головы ребенка в 6 мес) – 1,5* число недостающих месяцев = 43 – 1,5*3 = 38,5 см

Окружность головы (фактическая): 41 см — попадает в интервал от 25 до 75 центиля – «коридор» №4 – область средних величин, соответствует долженствующей длине, > больше долженствующей.

Окружность груди (долженствующая): ОГд = 45 (средняя окружность груди ребенка в 6 мес) – 2* число недостающих месяцев = 45 – 2*3 = 39 см

Окружность груди (фактическая): 42 см — попадает в интервал от 25 до 75 центиля – «коридор» №4 – область средних величин, соответствует долженствующей длине, > больше долженствующей.

Индекс Чулицкой (упитанности): ИЧ = 3*ОПлеча + ОБедра + ОГолени – Дл = 3*15 + 23 + 15 – 60 = 23(попадает в интервал нормальных значений 20-25, что говорит о нормальном развитии и достаточном питании).

Индекс Эрисмана: ИЭ = Окружность груди – 0,5*Длина тела = 42 – 0,5*60 = 12(попадает в интервал нормальных значений 10-13,5, что говорит о нормальной пропорции тела).

Индекс Тура: ИТ = Окружность головы — Окружность груди = 41 – 42 = -1(после 3х месяцев должен отклоняться в сторону отрицательных значений до –2, у данного ребенка –1, что свидетельствует о пропорциональности тела)

Оценка физического развития: т.к. все показатели находятся в одном «коридоре» (№4), соответствуют долженствующим величинам для данного возраста, индексы Чулицкой, Эрисмана, Тура соответствуют нормам, можно говорить о правильном развитии и гармоничном, пропорциональном телосложении у данного ребенка, адекватности его питания.

Источник